Тренинг по профилактике эмоционального выгорания педагогов
методическая разработка

Тренинг состоит из трёх частей. Первая (вводная) направлена на создание атмосферы доверия, доброжелательности и принятия участниками тренинга друг друга. Вторая (основная) направлена на поиск возможностей для снижения эмоционального напряжения. Третья (заключительная) – на знакомство с методами быстрого снятия эмоционального и физического напряжения, дыхательной и звуковой гимнастикой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_po_profilaktike_emotsionalnogo_vygoraniya.docx27.93 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг по профилактике эмоционального выгорания

Цель: психогигиена педагогов (ознакомление педагогов с приемами саморегуляции).

Задачи:

  1. Снизить уровень эмоционального выгорания педагогов.
  2. Повысить уровень сплоченности педагогического коллектива.

Тренинг состоит из трёх частей. Первая (вводная) направлена на создание атмосферы доверия, доброжелательности и принятия участниками тренинга друг друга. Вторая (основная) направлена на поиск возможностей для снижения эмоционального напряжения. Третья (заключительная) – на знакомство с методами быстрого снятия эмоционального и физического напряжения, дыхательной и звуковой гимнастикой.

Содержание тренинга:

Звучит музыка. Участники тренинга заходят в зал, садятся в круг. Пока собираются все участники, на экране идёт слайд‑шоу картин «Фэнтэзи‑Dali».

1.Приветствие (педагог-психолог 1).

        Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады вас видеть здесь для того, чтобы немного расслабиться, отдохнуть, поиграть и самое главное, что‑то сделать с целью профилактики эмоционального выгорания.

2.Психогимнастическое упражнение «Приветствие» (психолог 1)

Цель упражнения: Включение в работу, снятие накопившегося напряжения, сплочение, создание группового доверия и принятия, интенсификация межличностного общения занимающихся.

Задание: И для начала я предлагаю вам выразить друг другу радость встречи. Сейчас мы все встанем и поздороваемся. Здороваться будем по‑разному, кто как хочет. Придумайте свое приветствие, покажите его, а мы все потом его повторим.

Анализ: какое приветствие вам больше всего понравилось, что почувствовали?

Это упражнение из теории «поглаживаний» Эрика Берна. Слово «поглаживание» отражает детскую потребность в прикосновениях. Берн заметил, что став взрослыми, люди по‑прежнему стремятся прикасаться друг к другу, словно подтверждая свое физическое существование. Но выйдя из детского возраста, люди попадают в общество, где физические контакты строго ограничены, поэтому приходится довольствоваться замещением этой потребности другими формами «поглаживания». Улыбка, короткий разговор или комплимент – все это знаки того, что вас заметили, и это доставляет нам радость

3.Ожидания и опасения. (психолог 1)

Цель: Выявление ожиданий участников тренинга.

Собираясь на сегодняшний тренинг вы, может быть, задавались вопросом: «Что будет? Как всё будет?» У Вас есть свои ожидания, возможно, и опасения. Будет           логично, если мы сейчас проговорим эти ОЖИДАНИЯ и ОПАСЕНИЯ. Постарайтесь коротко сформулировать Ваши личные ожидания и опасения, а мы запишем их, чтобы потом озвучить, что сможем сделать сегодня, что спланируем к следующей встрече, к чему нужно быть особенно внимательными.

Участники по кругу проговаривают свои ожидания от тренинга и вклад.

Многое также будет зависеть от Вашей активности. В конце тренинга у нас с Вами будет возможность проанализировать свои ожидания.

4. Экспресс-оценка «выгорания» (психолог 2)

На следующие предложения отвечайте «да» или «нет».

Количество положительных ответов подсчитайте

1

2

3

4

1

Когда в воскресенье в полдень я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток выходных уже испорчен

да

нет

2

Если бы у меня бала возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления

да

нет

3

Коллеги по работе раздражают меня: невозможно терпеть их одни и те же разговоры

да

нет

4

То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия клиенты (пациенты, ученики, посетители, заказчики)

да

нет

5

На протяжении последних трех месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д.

да

нет

6

Коллегам (ученикам, посетителям, заказчикам и т.д.) я придумал (а) обидные прозвища (например, «идиоты»), которые использую мысленно

да

нет

7

С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной

да

нет

8

О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое

да

нет

9

Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется и послать ее ко всем чертям

да

нет

10

За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул (а) бы что-нибудь новенькое

да

нет

Оценка результатов

  1. – 1 балл- синдром выгорания вам не грозит;

2-6 баллов – вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел;

7-9 баллов – пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни;

10 баллов – положение весьма серьезное, но, возможно, в вас еще теплится огонек; нужно, чтобы он не погас. 

Что делать, если у вас признаки эмоционального выгорания?

Прежде всего признать, что они есть. Первые симптомы следует рассматривать не как опасность, а как знак, знак для того, чтобы защитить личность, проф. потенциал. Если вы понимаете, что происходит, вы сможете справиться с ситуацией.

Приёмы и техники антистрессовой защиты.

Природа человека такова, что он стремится к комфорту, устранению неприятных ощущений. Это естественные способы регуляции, которые включаются сами собой, спонтанно, помимо сознания человека.

Это: длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, смех, различные движения типа потягивания, зевание, мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной), вдыхание свежего воздуха, размышления о хорошем, приятном и т.п.  Но далеко не всегда этого достаточно.

Универсального рецепта от «сгорания» нет, - всё зависит от психологических особенностей человека.

Основная мысль: каждый человек – хозяин своей судьбы.

М/ф «Жили-были Ох и Ах»  (основная мысль: трудности возникают у всех, вопрос лишь в том, как к ним относиться)

В наших руках возможность создать такую атмосферу, в которой вы будете чувствовать себя комфортно.

И начнем мы с настроения.

5.Упражнение «Метафорический образ моего настроения» (психолог 2).

Сейчас я предлагаю Вам выйти из круга и прогуляться вокруг столов, где разложены картинки с различные образами. Посмотрите эти картинки, подумайте, какая картинка могла бы охарактеризовать Ваше настроение. Может быть, несколько картинок привлекут Вас своей внутренней метафорой.

Звучит спокойная музыка. Участники выбирают по‑ нравившиеся картинки и возвращаются в круг. Участникам предлагается показать выбранную картинку и рас сказать свои ассоциации с ней и о своём настроении.

Обсуждение: Как вы себя чувствуете? Что дало вам это упражнение?

С точки зрения нейрофизиологии, выполняя это упражнение, мы больше задействовали правую гемисферу нашего головного мозга, отвечающую за абстрактные, метафоричные понятия. И это дало некоторым возможность переключиться, посмотреть на свою ситуацию со стороны.

5.Упражнение «Клубок». (психолог 2)

Участники встают в шеренгу и берут друг друга за руки, затем первый начинает закручиваться вокруг своей оси и тянет за собой остальных, пока не получится «спираль». В этом положении участники должны пройти некоторое расстояние. Можно предложить группе в конце своего движения осторожно присесть на корточки.

6.Упражнение «Удовольствие» (психолог 1)

Цель: узнать ресурсы для восстановления сил, что даёт энергию и душевный подъём.

Написать 10 видов повседневной деятельности, которые приносят удовольствие, проранжировать по степени удовольствия – это и есть ресурс, который можно использовать как «скорую помощь» для восстановления сил.

7.Упражнение «Дождик» (телесноориентированная терапия)(психолог 1)

Участники встают в круг друг за другом и кладут открытые ладони на спину впереди стоящего. Лёгкими прикосновениями каждый участник имитирует капли начинающегося дождя.

Капли падают чаще, дождь становится сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине (поглаживание).

Туча уплывает, дождь заканчивается, капли падают всё реже. Дождь кончился, выглянуло солнце.

8.Упражнение «Я в лучах солнца» (психолог 2)

Цель: повышение самооценки.

Участники рисуют на листах круг – солнце, в середине круга пишут своё имя и передают рисунок соседу справа. Сосед рисует луч солнца и пишет на нём какое-нибудь привлекательное, на его взгляд, качество обладателя солнца или просто добрые слова и пожелания, и передаёт лист дальше по кругу, пока лист с солнцем и лучами не вернётся к владельцу.

Обсуждение:

- Какие чувства вы испытывали, когда читали надписи на лучах солнца?

- Все ли ваши достоинства, о которых написали другие, были вам известны?

Рекомендации педагогам:

  • Введите разумный баланс в свою жизнь: семья, работа, отдых, любимые дела.
  • В событиях, явлениях, человеке ищите что-то положительное.
  • Каждый свой рабочий день мыслите позитивно. Держите себя в оптимистических рамках.
  • Успевайте жить! Не ждите светлого будущего, а наслаждайтесь имеющимся настоящим. Живите здесь и сейчас. Непременно планируйте на каждую неделю какое – то дело, которое принесёт вам радость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ с помощью тренинга. Изотерапия как один из элементов профилактики".

Арт-терапия является наиболее давней и естественной формой коррекции эмоционального состояния, какой можно пользоваться для снятия накопленного психического напряжения, для того, чтобы успокоиться или...

Тренинг по профилактике эмоционального выгорания педагогов

Тренинг по профилактике эмоционального выгорания педагогов...

тренинг для профилактики эмоционального выгорания педагогов ДОУ

Цели: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление с приемами саморегуляции...

Тренинг для профилактики эмоционального выгорания педагога

Данный тренинг направлен на формирование навыков саморегуляции, управления собственным психоэмоциональным состоянием, а также навыков позитивного самовосприятия. Все развиваемые в данных тренингах нав...

Тренинг по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Помоги себе сам!»

Жизненный успех не дается без труда. Но не следует считать трудности непоправимыми катастрофами.  Если есть проблема, значит, есть способы решения.У каждого человека есть выбор:Опустить руки, поз...

Методическая разработка «Обучение педагогов методам стабилизации эмоционального состояния в стрессовых ситуациях» в рамках проведения тренинга по профилактике эмоционального выгорания.

Специфика работы в детском дошкольном учреждении такова, что требует от педагогов постоянного эмоционального вовлечения в ситуации общения с большим количеством людей: детей, родителей, коллег. Оплата...

Тренинг – практикум «Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ»

Сценарий тренинга для педагогов ДОУ для профилактики выгорания педагогов....