Дыхательная гимнастика для дошкольников с ОВЗ
консультация (старшая группа)

Дыхательная гимнастика относится к малым формам физической активности, непродолжительна во времени, проводится в течение всего дня. Изменение глубины и частоты дыхания сопровождается изменением кислотно-щелочного состояния организма. Формирование оптимального стереотипа, напротив, приводит к нормализации работы внутренних органов, исправлению осанки, укреплению иммунитета. Использование дыхательной гимнастики с учётом состояния здоровья детей с ОВЗ, интересов и степени усталости, её направленность на стимуляцию когнитивных функций, способствует оздоровлению, повышает эффективность социализации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhatelnaya_gimnastika.docx23.58 КБ

Предварительный просмотр:

ГБУ РХ «Саяногорский реабилитационный центр для детей»

Консультация «Дыхательная гимнастика для дошкольников с ОВЗ»

Выполнила:

Хит Галина Петровна

руководитель физического воспитания

ГБУ РХ «Саяногорский реабилитационный центр для детей»

Саяногорск, 2022г.

Дыхание – это жизнь. Действительно, если организм может обходиться без воды несколько дней, то без воздуха – всего несколько минут.

Дыхание – единственная вегетативная функция, которую человек может регулировать произвольно. Нарушение дыхания влечёт за собой сбой в работе других органов и систем, патологию осанки.

Дыхательная гимнастика относится к малым формам физической активности, непродолжительна во времени, проводится в течение всего дня. Изменение глубины и частоты дыхания сопровождается изменением кислотно-щелочного состояния организма. Формирование оптимального стереотипа, напротив, приводит к нормализации работы внутренних органов, исправлению осанки, укреплению иммунитета. Использование дыхательной гимнастики с учётом состояния здоровья детей с ОВЗ, интересов и степени усталости, её направленность на стимуляцию когнитивных функций, способствует оздоровлению, повышает эффективность социализации. Дыхательные упражнения проводятся в различных формах оздоровительной работы: во время занятий ЛФК, в тренажёрном зале, после дневного сна, на физминутках в процессе образовательной деятельности педагогами центра.

Чтобы лучше понять смысл и задачи дыхательной гимнастики следует вспомнить физиологию. Внешнее дыхание – процесс обмена газами между атмосферой и альвеолами лёгких. В зависимости от того, какие отделы лёгких больше участвуют в газообмене, выделяют типы дыхания: верхнегрудное, нижнегрудное, диафрагмальное и полное.

При верхнегрудном типе дыхания вентилируются преимущественно верхние доли лёгких. Частота дыхания при верхнегрудном типе самая высокая, а процесс газообмена менее эффективный. Такой тип дыхания физиологичен у маленьких детей. По мере взросления он должен постепенно заменяться другими типами. Если этого не происходит, верхнегрудной тип дыхания формирует под «себя» осанку: грудной кифоз распространяется на нижние шейные позвонки, голова выдвигается вперёд, рот приоткрывается. Такой тип дыхания у детей с аденоидами, часто болеющими простудными заболеваниями, имеющие хроническую болезнь лёгких и предрасполагает к болезням.

Нижнегрудной тип дыхания: грудная клетка при вдохе расширяется, а при выдохе – сужается. Хорошо вентилируются средние отделы лёгких. Диафрагма не участвует в этом типе дыхания или участвует в качестве пассивного клапана. Нижние отделы лёгких не вентилируются. У детей с таким типом дыхания грудная клетка выглядит такой: поперечный размер увеличен, а передне-задний – уменьшен.

Диафрагмальный тип дыхания: на вдохе диафрагма опускается, живот слегка выступает вперёд; на выдохе живот подтягивается, диафрагма поднимается. В процессе диафрагмального дыхания наиболее реализуется присасывающая функция диафрагмы, что способствует предупреждению венозного застоя в органах брюшной полости, малого таза.

На вдохе, опускаясь, диафрагма массирует печень и желудок. У людей с преимущественно диафрагмальным типом дыхания, расслаблены верхние фиксаторы лопаток, голова располагается над плечевым поясом, рот закрыт, дыхание носовое.

Полное дыхание включает последовательное заполнение воздухом всех лёгких: сначала опускается диафрагма и заполняет нижние доли отделов; затем расширяется грудная клетка, заполняя средний отдел, в последнюю очередь поднимаются надплечья и заполняются верхние доли лёгких. На выдохе происходит обратный процесс. Объём дыхания максимален, а частота минимальна. Немногие люди используют полное дыхание в обычной жизни, но оно часто применяется в дыхательную гимнастику, например, вентиляции всех отделов лёгких.

Дыхательная система детей несовершенна. Жизненная ёмкость лёгких мала, а потребность в кислороде велика, а для детей с ОВЗ особенно. Обучив ребёнка простым и весёлым дыхательным упражнениям, можно сделать неоценимый вклад в его здоровье.

Дыхательная гимнастика включает дыхательные упражнения, которые могут быть статистическими и динамическими.

Статистическими дыхательные упражнения не предусматривают движения. Эти упражнения могут быть с затруднённым вдохом или затруднённым выдохом. Во время прогулки, дайте понюхать ребёнку цветок (рот закрыт, ноздри раздвинуты). Многие дети сопят, а не нюхают, помогите почувствовать разницу. Игра с одуванчиком поможет ребёнку понять, что такое дыхание. Дайте подуть на одуванчик: сначала ртом, потом носом, поочерёдно прижимая к переносице то одну ноздрю, то другую. Очень полезная для развития лёгких игрушка – свисток. Увлекательная игра, если дуть через трубочку для коктейля в стакан с водой. Ребёнок дует, вода пузырится – весело и полезно, не только для укрепления дыхательных путей, но и для развития речевого аппарата. Детям постарше можно предложить надувать воздушные шарики. Существует множество дыхательных упражнений: заставить двигаться бумажку с одного края стола на другой, задуть свечку, поиграть  с мыльными пузырями, сдуть пёрышко с ладошки т.д. Медленный выдох помогает детям с ОВЗ расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.

Динамические дыхательные упражнения предусматривают движения туловища и конечностей в сочетании с дыханием. Например: руки в стороны – вдох, обними себя руками – выдох. При проведении дыхательной гимнастики особый акцент делается на выполнение физических упражнений с закрытым ртом и формирование носового дыхания, что способствует укреплению дыхательной системы, формированию оптимального дыхательного стереотипа, повышению сопротивляемости организма простудным заболеваниям.

В центре проходят реабилитацию дети с различными заболеваниями: ДЦП, РАС ( расстройства аутистического спектра), с заболеванием дыхательной системы, ЧБД ( часто болеющие дети), дети с гиперактивностью, с задержкой речевого развития. В работе детьми с ОВЗ используются специально разработанные упражнения. Эти упражнения развивают дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствуют правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков, улучшают нервно-психическое состояние и в итоге способствуют социальной адаптации детей с ОВЗ. Для правильного выполнения дыхательной гимнастики, родителям на занятиях даются рекомендации, которые можно выполнять в домашних условиях с детьми.

1.«Покачай игрушку» (для развития диафрагмального дыхания)

И. п. Ребёнок лежит на спине. На животе в области диафрагмы лёгкая игрушка. Вдох через нос – игрушка приподнимается вверх, выдох через нос – игрушка опускается. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх (вдох)

Качели вниз (выдох)

Крепче ты дружок держись.

2. «Надуй шарик» (для снятия психического напряжения)

И.п. Ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик», широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью, выдыхает воздух – ф-ф-ф. «Шарик лопнул» - ребёнок произносит: «ш-ш-ш», выпячивая губки хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпускается воздух.

3. «Подуем на вертушку»

И.п. – ноги вместе, руки с вертушкой внизу. Выполнение: на счёт 1-2 – на вдохе согнуть руки с вертушкой в локтях и поднести вертушку к губам; 3-6 – на выдохе сильно подуть на вертушку. При повторении вертушку взять в другую руку.

4. «Ворона»

И.п. – ноги слегка расставлены, руки внизу. Выполнение: на счёт 1-2 – развести руки в стороны, как крылья (вдох); 3-6 – медленно опускать руки и произносить на выдохе «кар-р-р», максимально растягивая звук «р».

Чёрный уголёк на веточке сидит,

На весь лес он «кар-р-р» кричит.

5. «Семафор»

Путь машинам укажу,

За порядком я слежу.

И.п. – сидя на полу, ноги вместе. Выполнение: на счёт 1-2 – поднять руки в стороны (вдох); 3-4 – медленно опустить руки вниз (длительный выдох, одновременно произносить «с-с-с» ).

6. «Чудо – нос»

Взрослый читает стишок, ребёнок выполняет упражнение.

Носиком дышу, дышу свободно,

Глубоко и тихо – как угодно,

Выполню задание, задержу дыхание. (сделать вдох и задержать дыхание)

Раз, два, три, четыре

Снова дышим глубже, шире.

7. Вырасти большой»

Вырасти хочу скорей,

Добро делать для людей.

И.п. – основная стойка. Поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки (вдох). Опустить руки вниз, опуститься на всю ступню (выдох), произнести: «у-х-х».

         Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение, и медикаментозное, и терапевтическое, развивая ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка и укрепляя защитные силы организма. Дыхательную гимнастику не следует проводить при повышенной температуре тела, сильной слабости и сонливости, после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приёмом пищи прошёл хотя бы час, ещё лучше, если занятия проводятся натощак. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения. Во время занятий следить за самочувствием ребёнка, чтоб не напрягались мышцы рук, шеи,  груди.

       

 

Список литературы:

  1. Хворостухина С.А. Дыхание по Стрельниковой. М: 2012. 61 с.
  2. Подольская Е.И. Оздоровительная гимнастика. Игровые комплексы (младшая группа). Волгоград. 2012. 127с.
  3. Коновалова Н.Г. Корниенко Л.В. Дыхательная гимнастика для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Волгоград. 2012. 54с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дыхательная гимнастика для дошкольников

дыхательная гимнастика для дошкольников...

Дыхательная гимнастика для дошкольников

Дыхательная гимнастика для дошкольников...

"Дыхательная гимнастика для дошкольников"

Чтобы дети  не болели, надо научить их правильно дышать. Существует много разновидностей дыхательной гимнастики, в том числе и упражнения, адаптированные для детей. Приведенные ниже веселые реком...

дыхательная гимнастика для дошкольников

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯДыхательная гимнастика укрепляет органы дыхания, улучшает кровообращение и деятельность сердечно-сосудистой системы, а также повышает сопротивляемость к простудным заболеван...

Дыхательная гимнастика для дошкольников

Дыхательная гимнастика для дошкольников - это комплекс упражнений, направленных на профилактику и лечение заболеваний, связанных с органами дыхания....

Дыхательная гимнастика для дошкольников

Статья о правильной дыхательной гимнастике, которая стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы детей.Дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудны...