Консультация "Детский тупизм, как средство воспитания дошкольников."
консультация

Евсюкова Светлана Владимировна

Данный материал предназначен для воспитателей детского сада для организации детского туризма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детский туризм как средство воспитания дошкольников.

Сегодня проблема сохранения и укрепления здоровья особенно остро встает в дошкольном возрасте. Снижение показателей здоровья – это производные пассивного образа жизни и ухудшение экологической ситуации в мире. В связи с этим активизируется поиск подходов для формирования физических качеств и оздоровления дошкольников, развития познавательных и умственных способностей. Многие ученые (Н.М. Амосов, И.А. Аршавский, А.Г. Щедрина и др.) главным фактором укрепления и сохранения здоровья считают систематическую двигательную активность, формирующуюся в процессе физического воспитания. 

Детский туризм позволяет легко решать задачи социализации личности ребенка, осуществлять нравственно-экологическое воспитание. Не случайно большая значимость простейших туристических походов для разностороннего развития дошкольников отмечена во многих исследованиях В. Я. Лыковой, Л. В. Кармановой, Н. И. Бочаровой, Н. А. Казимирской.

Анализ имеющихся исследований показывает, что именно ценности: личностные, национальные, государственные, семейные, общечеловеческие должны стать фундаментом, на котором происходит формирование культуры здорового образа жизни.

Идеи дошкольного туризма реализуются в двух направлениях:

- внедрение элементов туризма в педагогический процесс в течение учебного года. Педагоги могут предложить пособие, которое включает три модуля: виртуальный туризм, спортивное ориентирование и туристические походы и прогулки.

- распространение дошкольного туризма в летний период.

Детский туризм предназначен для детей старшего дошкольного возраста, их родителей и педагогов.

Детский туризм предполагает еженедельную смену тематики и разнообразие форм взаимодействия и состоит из нескольких блоков, в каждом из которых решаются определенные задачи.

Можно использовать форму увлекательных путешествий и уникальных квест-походов. За одно такое путешествие дошкольники получают дозированную информацию из различных модулей, что позволяет комплексно влиять на формирование у детей основ здорового образа жизни.

Любое путешествие начинается с подготовки. Здесь ребята знакомятся с компасом, картой, снаряжением, простыми способами ориентирования на местности и правилами поведения в природе.

Погода – важный фактор удачного путешествия. Определять погодные условия дошкольники учатся на метеостанции. Если погодные явления благоприятные – значит, идём выбирать маршрут!

В туристическом бюро можно определить желаемое направление. Это такие модули, как:

- мини-музей, где ребята могут попасть на этноэкскурсию и познакомиться с традициями и обычаями прошлого;

- центр «Спасение»- знакомство с основами безопасности жизнедеятельности и профессиями, связанными со спасением людей (например, экскурсия в пожарную часть или правила безопасного путешествия в поезде);

- фонотека «Музыка природы»- знакомство со звуками живой и неживой природы. Ребята расширяют представление об окружающем мире, учатся понимать, какие звуки могут таить опасность, как действовать при приближении опасных звуков, а какие, наоборот, - доставляют радость, удовольствие, успокоение;

- кафе «Лакомка»- центр знакомства с правильным питанием и основами организации общественного питания. Здесь дошкольники могут применить полученные знания, организуя сюжетно-ролевые игры, примеряя на себя роль повара, официанта, продавца, гостя.

Какой же поход без привала?! Палаточный городок всегда рад гостям – импровизированный костёр. Привал - это место отдыха, душевного единения.

Из путешествия мы все привозим домой сувениры и впечатления.

В центре творчества «Сувенирная мастерская» дети превращаются в мастеров-ремесленников, скульпторов или художников. Здесь они могут научиться некоторым ремеслам выразить свои эмоции в рисунке, аппликации, поделке. За работу ребята могут получать плату - местную валюту. Все изделия «Сувенирной мастерской» попадают на прилавок «Экологической ярмарки». Ярмарка начинает работу вечером, мамы и папы могут увидеть творчество своих детей, а ребята купить на заработанную местную валюту любую понравившуюся вещь.

Неоспоримо, что туристические прогулки оказывают ни с чем не сравнимый оздоровительный эффект, получаемый в результате разнообразной двигательной активности, а также комплексного воздействия на организм природных факторов: солнца, воздуха, воды. Турпоход – это всегда положительные впечатления, радостное общение, творчество, эмоциональный баланс, что тоже является немаловажным аспектом оздоровления.

Таким образом, система работы по дошкольному туризму со старшими дошкольниками не только актуальна, но и носит характер новизны, так как позволяет создавать и использовать в ДОУ новые формы и методы работы с детьми по формированию элементарных навыков укрепления здоровья, оптимизировать двигательную активность детей в естественных природных условиях, приобщать дошкольников к здоровому образу жизни и всесторонне развивать личность ребенка.

 

Литература:

  1. Чеменева А.А, Мельникова А.Ф., Волкова В.С. Парциальная программа рекреационного туризма для детей старшего дошкольного возраста «Весёлый Рюкзачок» / А.А. Чеменева, А.Ф. Мельникова, В.С. Волкова. — 2-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник».
  2. Завьялова, Т. П. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования. Туризм в детском саду : учебное пособие для вузов / Т. П. Завьялова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры как средство воспитания дошкольников .

Подвижные игры как средство воспитания дошкольников  ....

Консультация для родителей:Игра,как средство воспитания дошкольников

Консультация для родителей:Игра, как средство воспитания дошкольников...

Игра как средство воспитания дошкольников

Научный анализ игровой деятельности...

Консультация для педагогов: «Игра как средство воспитания дошкольников»

Ведущий вид деятельности дошкольника - это игра. Именно в ней во взаимодействии с педагогом формируются основные новообразования, подготавливающие переход ребенка к младшему школьному возрасту. ...

Нравственное воспитание по средствам воспитания дошкольников любви к родному городу.

Конспект занятия в старшей группе «Наша Родина – Россия»...

Изобразительное искусство как средство воспитания дошкольников.

Возможно ли знакомить детей с искусством? Какие психологические особенности ребенка- дошкольника используют взрослые, включая изобразительное искусство, в педагогический процесс как средство воспитани...