Мастер - Класс "Здоровьесберегающие технологии"
материал (младшая группа)

Делявская Марина Николаевна

Мастер - класс «Применение здоровьесберегающих технологий для укрепления физического и психического здоровья детей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx32.55 КБ

Предварительный просмотр:

                            Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

     Детский сад «Родничок» с. Выдрино МО «Кабанский район» Республики Бурятия

                                            Мастер – класс

                       «Применение здоровьесберегающих технологий                                            

                           для укрепления физического и психического

                                               здоровья детей»

                                                              Подготовила воспитатель:

                                                                                       Делявская М.Н.

                                      Октябрь 2021г.

Здравствуйте Уважаемые коллеги!

Я рада приветствовать Вас на своем мастер – классе по теме:                                          «Применение здоровьесберегающих технологий для физического и психического здоровья детей»

Цель: Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

  • раскрыть значение здоровьесберегающих технологий;
  • познакомить с методикой их проведения;
  • поделиться личным опытом работы по сохранению здоровья дошкольников;
  • распространить педагогический опыт по применению здоровьесберегающих технологий;
  • познакомить педагогов с элементами здоровьесберегающих технологий с целью повышения их профессиональной компетентности.

       

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями я предлагаю начать наш мастер-класс со слов о здоровье.

                            Здоровые дети – в здоровой семье,                                        

                            Здоровые семьи – в здоровой стране,

                            Здоровые страны – планета здорова.

                            Здоровье! Какое прекрасное слово!

                            Так пусть на здоровой планете –

                             Растут здоровые дети!

Мы уже все знаем, что в настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Поэтому основной задачей не только для родителей, но и для нас педагогов является оздоровление, обеспечение разностороннего физического развития ребёнка.

Не секрет, что дома дети большую часть времени проводят в неподвижном положении (за столами, у компьютеров, у телевизоров, в телефонах).

Наша задача взрослых: личным примером демонстрировать здоровый образ жизни и научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье.

Для эффективного решения данной проблемы мы применяем в нашем детском саду здоровьесберегающие технологии.

И мне бы сегодня хотелось, Уважаемые коллеги, напомнить вам о некоторых из них.

                             Практическая часть

  1. К числу здоровьесберегащих технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды.

    Как известно Развитие мелкой моторики рук тесно связано с успешностью умственного, физического, эстетического развития детей.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, что оказывает большое влияние на укрепление здоровья детей, в частности на развитие речи, внимания, памяти, дети обучаются различным навыкам.

      Так как я работаю над темой – развитие мелкой моторики, то все пособия и атрибуты стараюсь готовить своими руками.

      Для развития мелкой моторики широко использую разнообразные упражнения и игры с прищепками, крупотерапия, сортировка, перекладывание, рисование на подносе, «сухой бассейн», «пальчиковый бассейн», различные застежки, шнуровки и многое другое.

2.Немаловажное значение в работе по развитию мелкой моторики рук имеет Пальчиковая гимнастика, которую я применяю в комплексе с общеразвивающими упражнениями (как с музыкальным сопровождением так и без него) в форме физкультминуток, на прогулках, во время зарядки или как элементом «Утреннего или вечернего круга». 

Цель таких упражнений: - Развитие мелкой моторики.

- Снижение физической усталости, морального напряжения.

- Массаж активных точек на пальцах и ладонях.

Всем известно, что пальчиковая гимнастика - мощный стимул для развития речи.

А теперь я вам предлагаю поиграть пальчиками вместе со мной.

Дом

Я хочу построить дом,     (Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,   (Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.   (Руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял, (Соединяем вертикально стоящие ладони)

Пёс ворота охранял,         (Мизинцами шевелим «как будто собака лает»)

Чтоб на травке жил жучок, (Пальчики одной руки бегают по ладошке другой)

Бегал быстрый паучок.    (Руки меняются)
Солнце было,                     (Руки вверх пальцы «растопырены»)

дождик шёл,        (Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!(Соединяем ладошки и медленно раскрываем "бутончик тюльпана")

Чтоб флажок на доме был, (Прямые ладошки «флажок» на подставке)

А за домом ежик жил.  (соединяем ладошки в замок, пальчики выпрямляем)

Пальчиковые игры – это универсальная развивающая игрушка, которая всегда у вас под рукой. Тематику игр можно придумывать самостоятельно, ориентируясь на интересы ребенка.

3.Одной из форм оздоровительной работы также являются упражнения массажа. Выполняя Точечный массаж в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение.                                                                         

      Учёным давно известно, что есть связь между участками кожи и внутренними органами. В результате точечного массажа укрепляются защитные силы организма.                    И тогда организм сам начинает вырабатывать «лекарства», которые намного безопаснее таблеток.

Уважаемые коллеги, я предлагаю вам выполнить вместе со мной точечный массаж наших ушек.

                                       «Взяли ушки за макушки»

(самомассаж ушной раковины выполняется большим и указательными пальцами – большой палец находится сзади)

Взяли ушки за макушки (большим и указательным пальцами с обеих сторон)

Потянули, потянули…    (несильно потянуть вверх)

Пощипали, пощипали…(несильные нажимы пальцами, с

                                                    постепенным продвижением вниз)

Вниз до мочек добежали.      

Мочки надо пощипать, пощипать:  (пощипывание в такт речи)

Пальцами скорей размять… (приятным движением разминаем между пальцами)

Вверх по ушкам проведём, проведём (провести по краю уха, слегка сжимая большим и указательным пальцами) 

И к макушкам вновь придём, мы придём!

4. В качестве уникального средства для развития речи детей и поддержания здоровья с помощью воздействия на определенные точки рук использую достижение восточной медицины – элементы СУ-ДЖОК – терапии, это Массаж ладоней массажными мячиками -ёжиками.

Кончики пальцев и ладони необходимо массировать до стойкого ощущения тепла – это оказывает оздоравливающее влияние на весь организм.

Я буду проговаривать текст, и показывать движения, а вы пожалуйста повторяйте за мной.

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошки,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк:

Мяч летает между рук!

6. Детям нравится играть с еловыми шишками, выполнять разные упражнения.            Играя с ними, дети познают окружающий мир, становятся общительнее и спокойнее. Колючие шишки для массажа дарят силу рукам, гибкость, свободу движений.                                                                                              Массажные упражнения с шишками я провожу не только индивидуально, но и на групповых занятиях. Это тоже прекрасный стимулятор речи ребенка, только природный.                                                                                                                                                    

Также я предлагаю родителям использовать эти упражнения с детьми дома, включая их в различные режимные моменты.

Обучение действиям с шишками лучше начинать со свежих шишек, так как они не колются, приятны на ощупь и не вызывают отрицательных эмоций. В дальнейшем используются уже сухие, колючие шишки. 

Такие игры под музыкальное сопровождение дарят детям положительные эмоции, раскрепощают, помогают созданию сказочного сюжета.

Мишка с шишкою играет,

Между лап ее катает.

Медвежата все хохочут,                                                                             Шишки лапы им щекочут,                                                                  

Колются не больно,

                                        Малыши довольны.

7. На физкультурных занятиях, во время утренней гимнастики, а также после дневного сна или на прогулке я применяю Упражнения дыхательной гимнастики. У малышей еще очень слабые дыхательные мышцы, поэтому дыхательные упражнения для них очень полезны, но до пяти лет дыхательная гимнастика для детей носит больше игровую форму и сочетается с простыми физическими и голосовыми упражнениями. Например: насос, султанчики, надуй шарик, листопад, подуй перышко и др.

Эти упражнения укрепляют дыхательную мускулатуру, очищается слизистая дыхательных путей. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Это очень актуально для маленьких детей, так как в большинстве своем это гиперактивные, легко возбудимые дети.

Считается, что правильное дыхание избавляет человека от многих болезней и не допускает их появления, способствует полноценному физическому развитию детей, стимулирует работу сердца, головного мозга.

А чтобы дыхательные упражнения стали полезными, необходимо выполнять их правильно:

- вдох производится только через нос; - плечи ребенка остаются в спокойном состоянии (не поднимаются);

- выдыхать воздух следует плавно и длительно; - щечки ребенка не должны раздуваться (можно контролировать их при помощи рук на этапе разучивания упражнений).

Накачаем мы воды,

Чтобы поливать цветы.

  1. Наклон головы вправо – сильный вдох
  2. Наклон головы влево – выдох и произносим громко с-с-с.

8. Еще я хотела бы обратить Ваше внимание проблеме плоскостопия, эта проблема конечно же приносит ребенку много неприятностей. Лечить плоскостопие труднее, чем предупредить.                                                                                                                                           Для Профилактики плоскостопия мы используем нестандартное оборудование, в основном изготовленное своими руками и родителями. Упражнения для профилактики плоскостопия включаются во все виды деятельности и разные виды ходьбы, что оказывает благотворное влияние не только на формирование ног и опорно-двигательного аппарата, ребенка, но и на центральную нервную систему, а через нее – на весь организм в целом. Поэтому такая технология является одной из самых эффективных способов укрепления здоровья. Ходьба босиком очень нравится детям, и они с удовольствием выполняют упражнения.  

9. Вовремя педагогических мероприятий, или во время Утреннего круга, я использую прием кратковременных физических упражнений - для снятия напряжения и восстановления умственной работоспособности детей.

Догадались, о каком приеме пойдет речь? Физкультминутки.

Для поддержания интереса детей к движениям и формирования положительных эмоций при выполнении этих упражнений, физкультминутки проводятся и в музыкальном сопровождении.

Физминутка       

Для здоровья, настроенья - Делаем мы упражненье:                                                                                                       Руки вверх и руки вниз,                                                                                                                          На носочки поднялись, потянулись выше-выше,                                                                                                                    Наклонились, наклонились,                                                                                                   Повернулись, повернулись.                                                                                                                        И опять всем улыбнулись!                            

10.Также в свободное время я использую элемент здоровьесберегающей технологии – как  Гимнастика для глаз.

В основном упражнения для зрительного аппарата подразумевают движение глазных яблок во всех направлениях. Гимнастика для глаз способствует более быстрому восстановлению работоспособности, эффективному усвоению учебного материала, упражнению и восстановлению зрения.

Для того чтобы малыши активно участвовали в такой физкультминутке, интереснее проводить ее исключительно в игровой стихотворной форме.

Во время её проведения вначале используется наглядный материал и показ педагога.

(зрительная гимнастика)

Вот стоит большая ёлка,
Вот такой высоты.

Посмотреть снизу вверх

У неё большие ветки
Вот такой ширины.

Посмотреть слева направо

Есть на ёлке даже шишки высоко, высоко

Посмотреть вверх

А внизу — берлога мишки.

Посмотреть вниз

Зиму спит там косолапый
И сосёт в берлоге лапу.

Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз

11.Для снятия усталости глаз, во время физкультминутки или перед сменой деятельности я начала применять в работе с детьми Элементы тренажера Ковалева Валерия Анатольевича "Флажки" 

Для этого необходимо пять флажков разного цвета, по одному на каждый день. Задача педагога – стоя лицом к воспитанникам, двигать флажок по прямым линиям перед собой, “рисуя” в пространстве фигуру, например прямоугольник рисуем в одну сторону 3-4 раза, затем в другую сторону такое же количество раз.

Дети должны следить за флажком только глазами, не двигая головой.

Это может быть геометрическая фигура, для более старших можно рисовать буквы, цифры. Например, для активизации умственной деятельности, снижения тормозных процессов беру флажок синего (голубого) цвета и рисую фигуру.

Здесь подключается уже в работу Цветотерапия.

А что же это такое?  Цветотерапия — это одно из самых перспективных и надежных методов лечения и оздоровления, который служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей.

А теперь Уважаемые педагоги, прошу вашего внимания, подумайте и скажите, использование какого цвета обеспечивает здоровье, физическую силу, выносливость, устойчивость, уверенность в себе, способствует активизации кроветворения, нормализации кровообращения и обмена веществ. Красный. Даже рекомендуют носить детям во время болезни или перед вспышкой гриппа одежду красного цвета (футболочки, платьица, джемпера), потому что красный цвет пагубно влияет на болезнетворные микробы.

Как вы думаете использование какого цвета помогает победить усталость, хандру, депрессию, неуверенность, тревогу и страх. Оранжевый.

Какой цвет стимулирует зрение, снимает нервное напряжение, успокаивает и ассоциируется как символ солнца. Желтый.

- способствует ритмичной работе сердца, отдыху глаз, оказывает умеренное противовоспалительное и противоаллергическое действие. К тому же он помогает при кашле, успокаивает, благоприятно влияет на работу щитовидной железы. Вызывает у ребенка интерес к познанию, настраивает на работу. Зеленый. Рекомендуется его использование после эмоционального возбуждения и двигательной активности, создает настроение.

 - помогает при бессоннице, снимает страхи, вызывает ощущение комфорта и покоя, снимает напряжение, снижает артериальное давление, успокаивает дыхание. Синий.

- действует мягко, стимулирующее. Дает силу при энергетическом истощении, не дает места депрессии, пессимизму и бессилию. Фиолетовый.

В понедельник рекомендуется работать с флажком красного цвета, так как дети еще утомлены после выходных.

Во вторник и среду подойдут желтый и зеленый цвета.

Четверг-голубой.                                                                                                                                                                                                         Пятница – фиолетовый. 

12. Рефлексия Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе я использую упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Используется для работы спокойная классическая музыка, звуки природы, шум леса, пение птиц, шум прибоя.  Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

Таким образом, используя каждую из рассмотренных здоровьесберегающих технологий мы одновременно решаем несколько задач:

сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а также повышение результативности воспитательно-образовательного процесса.                    

А главное – всё это доставляет детям огромное удовольствие!

В завершении нашего мастер –класса предлагаю Вам:

Закончить пословицы о здоровье, я буду говорить начало пословицы, а вы продолжаете.

Чистота – (залог здоровья)

 Здоровье дороже (золота)

Чисто жить – (здоровым быть)

Здоровье в порядке – (спасибо зарядке)

Если хочешь быть здоров – (закаляйся)

В здоровом теле – (здоровый дух) 

Здоровье за деньги (не купишь) 

Береги платье с нову, (а здоровье смолоду)

Горьким лечат, (сладким калечат)

Держи голову в холоде, живот…(в голоде, ноги в тепле)

Благодарю вас Уважаемые коллеги за внимание и за участие в мастер - классе!

Желаю всем крепкого здоровья и успехов в работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс «Технология изготовления куклы "Лихоманки"

Изготовление народной куклы "Лихоманки"...

Мастер класс "Технология стендов для оформления групповых помещений и раздевалок"

Цель: Формировать представление у педагогов о самостоятельном изготовлении информационных стендов...

Мастер-класс «Технология художественно-изобразительного развития детей дошкольного возраста» (Метод художественного экспериментирования)

Мастер-класс «Технология художественно-изобразительного развития детей дошкольного возраста» (Метод художественного экспериментирования)...

Мастер класс "Технология работы с холодным фарфором"

Мастер класс "Технология работы с холодным фарфором"...

Презентация к мастер-классу "Технология мокрого валяния"

Данная презентация кратко и красочно отображает основные принципы работы с войлоком. Работу с войлоком можно применять в творческих занятиях с детьми средней, старшеи и подготовительных групп...

Мастер- класс "Технология утреннего сбора"

Утренний КРУГ – это ритмически организованное, по времени занятие, эмоционально и сенсорно наполненное играми, направленное на стимуляцию активного участия ребенка в общей игре, на развитие его коммун...

Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников» «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»

Цель:• Научить детей (педагогов) составлению синквейнов и рассказыванию.• Активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенную...