Особенности использования опытов и экспериментов по ЗОЖ с дошкольниками. Цикл: строение тела человека, представление об организме человека.
опыты и эксперименты

Андреева Надежда Геннадьевна

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму».

(Китайская пословица)

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость.

«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики

Процесс формирования у детей 6-7 лет системных знаний о здоровом образе жизни обеспечивается разработкой и реализацией серии  экспериментов, отражающих содержание элементов здорового образа жизни;
организацией интеграции экспериментов с другими видами детской деятельности, а так же методикой формирования представлений о здоровом образе жизни и особенностями организации экспериментов в дошкольном возрасте.

Принципы:

1. Важно, чтобы ребенку был понятен личностный смысл деятельности, чтобы он мог ответить на вопрос «Зачем я это делаю».

2. Проводить опыты лучше утром, когда ребенок полон сил и энергии;

3. Нам важно не только научить, но и заинтересовать ребенка, вызвать у него желание получать знания и самому делать новые опыты.

4. Объясните ребенку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели;

5. Не просто покажите ребенку интересный опыт, но и объясните доступным ему языком, почему это происходит;

6. Не оставляйте без внимания вопросы ребенка – ищите ответы на них в книгах, справочниках, Интернете;

7. Там, где нет опасности, предоставляйте ребенку больше самостоятельности;

8. Предложите ребенку показать наиболее понравившиеся опыты друзьям;

9. И самое главное: радуйтесь успехам ребенка, хвалите его и поощряйте желание учиться. Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям.

Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует.

I этап – подборка экспериментов на каждый элемент здорового образа жизни.

II этап – реализация экспериментов в совместной деятельности взрослого с ребенком, учитывая принципы активности и инициативности самого дошкольника.

III этап – сочетание экспериментальной деятельности с другими видами деятельности, обеспечивающих формирование целостной системы знаний о здоровом образе жизни.

Цикл «Представления об организме человека»

Организуя экспериментальную деятельность,  используем  интересные задания для детей: «Как органы человека помогают друг другу?», «Зачем человеку руки?», «Что лучше: руки или ноги?», «Как сохранить свою кожу здоровой?», «Для чего нужен язык», «Как работает дыхательная система», побуждающие  их к творческому поиску, ведь детское экспериментирование располагает большими возможностями для формирования доказательной речи у старших дошкольников. Оно позволяет наглядно проследить зависимости разного рода, установить логические связи, выделить существенные признаки, свойства объектов, учит детей делать выводы. Это позволяет подготовить детей к школе, способных к творческому решению задач, проблем, способных к смелым высказываниям, предположениям, поиску путей решения выхода из сложных ситуаций.

Опыты и эксперименты на тему: «Что я знаю о себе?»

Опыт №1 «Найди человечка»

Цель: познакомить со строением тела человека: туловище, ноги, руки, шея, голова. Оборудование: набор игрушек (кукла-голыш, рыбка, любой зверек, птичка), «чудесный мешочек».

Проведение: предложить детям поиграть в игру «чудесный мешочек»: найти в мешочке на ощупь человечка (куклу). Дети по очереди выполняют задание и объясняют, как каждый из них узнал, что это человечек, и почему не выбрал другую игрушку (у нее есть хвост, крылья и т.д.)

           Опыт №2 «Значение рук»

Цель: опытным путем показать детям значение рук для жизни человека. Оборудование: конфеты, предметы одежды.

Проведение: 1. как можно есть конфету без рук – руки за спину, конфета на столе. Попробовать съесть конфету (вызвать   2-х детей). 2.  вызвать двух детей, один ребенок надевает вещь (брюки, свитер, сандалии и др.) при помощи обеих рук, а другой – при помощи одной руки. Результаты сравниваются. Вывод: руки важны в нашей жизни. Поэтому относиться к ним надо бережно и тренировать их силу.

Опыт №3 «Как передаются микробы от человека к человеку»

Цель: опытным путем показать детям как передаются микробы от человека к человеку. Оборудование: гель для тела с блестками (тени)

Проведение: перед проведением опыта взрослый наносит себе на ладони гель для тела (тени) с блестками. Потом он предлагает детям поздороваться за руку, при этом плотно сжимает ладошку каждого ребенка. После этого взрослый «неожиданно» обнаруживает, что его ладонь грязная и просит детей посмотреть на свои ладошки. Дети видят на них следы блесток. Делается вывод о том, как точно также при контакте с другим человеком (или с предметом, с животным) передаются невидимые микробы.

Опыт №4 «Микробы боятся мыла»

Цель: опытным путем показать детям значение гигиенических процедур. Оборудование: гель для тела с блестками (тени), мыло

 Проведение: Дети проходят в умывальную комнату и моют руки с мылом. После этого проверяется, остались ли блестки – «микробы» на ладошках. Если остались, то меньше их стало или нет? Тех детей, у кого «микробы» остались, просят снова тщательно вымыть руки. Делается вывод о том, как важно соблюдать простые правила гигиены.

Примечание: проводится сразу после опыта «Как передаются микробы от человека к человеку»

Опыт №5 «Значение локтевого сустава»

Цель: опытным путем показать значение локтевого сустава

Оборудование: две тонкие дощечки 30-35см диной, 5-7см шириной, эластичный бинт или лента с липучкой – для фиксации локтевого сустава

Проведение: вызывается двое детей, у одного из них фиксируется локтевой сустав. Детям дается задание - поднести ложку ко рту, почесать ухо или погладить животик, надеть шапку, застегнуть пуговицу на рубашке и т.д.  Затем делается вывод: выполнить эти задания, если рука не сгибается, нельзя.

Опыт №6 «Значение ног»

Цель: опытным путем показать детям значение ног для жизни человека. Оборудование: игрушки, лента или тесьма. Проведение: упражнения выполняется в парах:

1. Подойти к столу, взять игрушку. А если нет ног? Как можно подойти к столу? Эксперимент – со связанными ногами попробовать добраться до стола.

2. Один ребенок идет к цели на двух ногах, другой – на одной ноге (вторую подгибает). Затем дети меняются ролями. По окончании выполнения задания они делятся своими ощущениями, отмечают трудности, с помощью взрослого делают выводы.

Опыт №7 «Я назову, а ты покажи»

 Цель: опытным путем показать значение глаз для жизни человека. Оборудование: два одинаковых набора предметов, платок Проведение: Опыт проводится в парах, одному из детей завязываются глаза. На два стола выставляются два одинаковых набора предметов (например, красный и синий кубики, пирамидки, игрушечные чашки и тарелки, цветные карандаши и т.д.), по заданию воспитателя дети должны показать определенный предмет. Проверяется правильность выполнения задания.  Вывод – когда глаза завязаны, задание выполнить нельзя.

Примечание: если ребенок выбрал предмет правильно, задается вопрос: как ты смог выполнить задание, ведь ты не видел игрушку? (на ощупь, с помощью рук).

Опыт № 8. «Орган слуха»

Цель: определить значимость расположения ушей на противоположных сторонах головы человека. Проведение: Ребенок поворачивается спиной к воспитателю. Воспитатель просит его повторять услышанные слова. Каждое следующее слово воспитатель произносит более тихим голосом. Таким образом, он определяет для себя порог слуховой чувствительности ребенка. Затем предлагает двум другим детям (слева и справа) позвать друга. Ребенок угадывает, кто его позвал и с какой стороны. По окончании опыта ребенок делится впечатлениями.

Опыт №9 «Слышу – не слышу»

Цель: опытным путем показать детям роль уха в улавливании и различении различных звуков. Оборудование: вата

Проведение: Взрослый встает за спиной ребенка на расстоянии 2 – 3м, произносит различные слова, причем каждое последующее слово надо произносить более тихим голосом. Сначала закрыть ватным тампоном одно ухо ребенка. Повторить опыт. Затем закрыть ватным тампоном оба уха ребенка. Повторить опыт. После этого попросить ребенка рассказать о своих ощущениях, чтобы он объяснил, когда было слышно хорошо, когда хуже, когда вообще не было ничего слышно и почему.

Опыт №10 «Что звучит?»

Цель: научить определять по издаваемому звуку предмет.

Оборудование: дощечка, карандаш, бумага, металлическая пластина, емкость с водой, стакан. Проведение: за ширмой слышны различные звуки. Воспитатель выясняет у детей, что они услышали и на что похожи звуки. Затем ширма убирается, и дети рассматривают предметы, которые находились за ней. 

Опыт №11 «Умный нос»

Цель: определить по запаху предметы, познакомиться с особенностями работы носа. Оборудование: платок, продукты с характерным запахом (свежий хлеб, свежий огурец, апельсин, чеснок, лук и др.), цветок, флакон из-под духов, «киндерсюрпризные емкости», картинки с изображением предметов. Проведение: Воспитатель вызывает к себе по очереди нескольких детей, завязывает им глаза и просит определить по запаху, что он к ним подносит. Ребенок поясняет, как он определил, что перед ним.  Затем, нужно определить, что в «киндерсюрпризе», и найти соответствующую картинку.

Опыт №12 «Значение носа для речи» 

Цель: опытным путем показать детям значение носа для речи.

Проведение: Воспитатель просит ребенка закрыть нос и сказать какое-нибудь слово. Делается вывод: звуки изменяются, становятся нечеткими. Затем ребенок с закрытым носом читает какое-нибудь стихотворение, обсуждение с детьми.

Опыт №13. «Обоняние»

Цель: доказать необходимость вдоха для определения запаха. Проведение: Воспитатель кладет перед каждым ребенком плотный матерчатый мешочек, внутри которого спрятан кусочек туалетного мыла или флакончик из-под духов. Не трогая мешочка, воспитатель предлагает детям по запаху догадаться, что находится внутри.

После ответов детей воспитатель уточняет: для того, чтобы почувствовать и определить запах, нужно сделать несколько глубоких вдохов подряд. С помощью обоняния человек контролирует качество воздуха. При появлении в воздухе приятного запаха мы стараемся дышать глубже (воздух после дождя, на прогулке в лесу и т.п.). А при ощущении неприятного запаха, наоборот, стараемся дышать как можно реже. Но в течение короткого времени человек привыкает к новому запаху и начинает дышать в обычном ритме.

Опыт №14. «Воздух»

Цель: определение связи уха с носоглоткой. Проведение: Опыт проводится после рассмотрения схемы «Строение уха». Воспитатель предлагает ребенку набрать воздуха и плотно закрыть рот, а указательными пальцами обеих рук закрыть слуховые проходы и попытаться выдохнуть воздух не открывая рта. При этом воспитатель закрывает носовые проходы ребенка своей рукой по принципу «прищепки». По окончании опыта ребенок делится впечатлениями. Дети отмечают, что почувствовали давление воздуха, попавшего в нос и в ухо, хотя воздух был набран ртом.

Опыт №15. «Язычок-помощник»

Цель: познакомить со значением языка, поупражняться в определении вкуса продуктов. Оборудование: платок, набор продуктов питания (кусочки фруктов и овощей, хлеба, шоколада и др.), тарелки, шпажки (зубочистки)

Проведение: Воспитатель вызывает нескольких детей, завязывает глаза, и предлагает определить разные продукты по вкусу. Для этого необходимо приготовить маленькие кусочки пищи, воспитатель просит ребенка попробовать кусочек и ответить на вопросы:  -Что это такое?  Какая эта пища на вкус? (горькая, сладкая, кислая или соленая)

- Как ты определил вкус пищи, кто тебе помог?

Опыт №16.  «Что мы чувствуем кожей?»

Цель: познакомить детей с осязательной функцией кожи

Оборудование: набор предметов - кусочек меха, перышко, металлическая ложка и др., платок Проведение: Воспитатель завязывает ребенку глаза, дотрагивается до ребенка разными предметами или оказывает механические воздействия. Затем просит ребенка рассказать, что он чувствует (ложка будет холодная, кусочек меха мягкий и т.д.) и определить с закрытыми глазами, какие механические воздействия на него оказываются (щекочут, гладят, надавливают и т.д.)

Опыт №17 «Какая вода в стакане?»

Цель: опытным путем показать значение тактильных ощущений.

Опыт №18 «Кто живет у нас во рту?

Цель: показать детям, как и где могут прятаться микробы во рту. Дать понять, что у людей ежедневно чистящих зубы во рту нет микробов.

Оборудование: зеркало, зубная щетка, прозрачный стакан с чистой водой.

Ход: Ребята, давайте с вами посмотрим, кто живет у нас во рту. Сначала возьмите в руку стаканчик с водой и рассмотрите ее. Видите, какая она чистая и прозрачная. (Дети выполняют). Потом возьмите зубную щетку, почистите без пасты свои зубы. Хорошо чистите! Захватывайте дальние зубы – жевательные! Водите вверх и вниз, как положено! Промойте щетку в стакане с чистой водой. Как изменилась вода? (Если дети не полоскали рот после завтрака, вода слегка помутнеет, если чистили – останется чистой).

Вывод: если вода помутнела – между зубами имеются остатки пищи, на них размножаются микробы. Если не помутнела, значит, вы молодцы, хорошо ухаживаете за зубами, и никто во рту у вас не живет.

Опыт №19 «Почему кровь движется?»

Цель: дать детям представление о работе сердца, его значении для организма.

Материалы: спринцовка, соединенная с капельницей, раствор марганцовокислого калия, тазик.

Методика проведения: Воспитатель сообщает детям, что сердце выталкивает кровь порциями: «Сожмется сердечко – вытолкнет кровь, опять сожмется – опять вытолкнет». Она набирает воду в спринцовку, соединенную с прозрачной трубочкой от медицинской системы, и, слегка нажимая, показывает, как кровь выталкивается из сердца, как течет подкрашенная жидкость по трубочке. Вода выталкивается в подставленный тазик.

Воспитатель: Сердце человека все время сжимается и разжимается, не останавливаясь ни на минуту. Все другие органы человеческого тела работают то сильнее, то слабее, а иногда вообще отдыхают. А сердце трудится, не переставая, с самого рождения, как мотор или насос, перегоняя кровь. Его нужно беречь и укреплять.

Опыт №20 «Почему кровь из нас не выливается»

Цель: дать детям первые представления о кровеносной системе, развивать любознательность; формировать способность анализировать результаты опытов.

Методика проведения: воспитатель сообщает детям, что кровь не просто «налита» в организм, как вода в бутылку, а течет по особым трубочкам, которые называются сосудами. Они имеют различную толщину. Толстые сосуды можно легко увидеть, а тонкие нет. Затем предлагает детям рассмотреть толстые сосуды у себя под кожей. Для этого они должны положить руки на стол ладошками вверх и найти сосуды у себя на запястье. Воспитатель сообщает детям о том, что синеватые полосочки  - и есть сосуды. Затем дает достаточное время для рассматривания сосудов у себя и у своих соседей.

Опыт №21 «Невидимки»

Цель: дать детям представление о тонких, невидимых сосудах кровеносной системы. Материалы: счетные палочки (по количеству детей)

Методика проведения: воспитатель предлагает детям положить руку на стол ладонью вниз, посмотреть на кожу и ногти (какого они цвета?). затем предлагает взять палочку и надавить на ноготь, после этого убрать ее и опять надавить вопросы к детям:

•Как меняется цвет ногтя? •Можете  объяснить почему так происходит? •Почему ноготь розовый? •Почему при надавливании спичкой он становится белым?

С помощью воспитателя дети делают вывод: если сосуды пережаты, то кровь не поступает.

Опыт №22 «Сердечные» помощники»

Цель: дать детям представление о влиянии физической нагрузки на частоту сердцебиения.

Методика проведения: воспитатель напоминает детям, что сердце стучит ровно и спокойно всю жизнь. Даже, когда они еще не родились, их сердце уже работало. Оно никогда не устает, никогда не останавливается. Отдыхает оно в перерывах между ударами.

Затем детям предлагается узнать, как работает их сердце, когда они бегают. После этого дети слушают сердце ухом друг у друга. С помощью воспитателя дети делают вывод: если человек занимается физкультурой, его сердце работает быстрее. Оно становится все более сильным, потому что работает быстрее и чаще.

Опыт №23 «Где спрятался пульс»

Цель: дать детям представление о пульсе, учить находить пульс.

Методика проведения: воспитатель сообщает детям, что толчки крови можно почувствовать и на крупных сосудах. Это называется «пульс». Дети повторяют хором. Предлагает детям найти пульс на шее: приложить к нему кончики пальцев. Пульс «прослушивается» кончиками пальцев с обеих сторон шеи чуть ниже угла нижней челюсти. Напоминает, что сильно не нужно сдавливать сосуды, иначе пульс не будет слышен. После этого детям предлагается поискать пульс на висках. Пульс обнаруживается в ямке около середины ушной раковины.

С помощью воспитателя дети де6лают вывод: если отсутствует пульс, то сердце не работает. Сосуды и сердце надо беречь, они должны служить человеку всю длинную жизнь. Сердце могут укрепить занятия физкультурой. Человек должен заботиться о своем здоровье.

Опыт №24 «Что случилось с пальчиком?»

Цель: дать детям представления о вреде тесной одежды, обуви. Материалы : нить (по количеству детей) Методика проведения: воспитатель просит детей туго обмотать кончик пальца ниткой.  Пальчик вскоре посинеет. Педагог объясняет: «Вы передавили сосуды, и кровь из пальчика не вытекает. Если нитку держать долго, пальчик может совсем погибнуть. Так же трудно работать сердцу, если у вас  тугая резинка на трусиках и колготках. Надо, чтобы ничто не мешало движению крови. Нужно быть очень внимательным и осторожным со своими сосудами.»

 

Сегодня мы с вами увидели, как в интересной и простой форме дать возможность детям понять своё тело, узнать, как оно функционирует.

Для проведения весёлых исследований можно обойтись материалами, которые есть под рукой. Опыты просты в выполнении, интересны детям, которые обязательно удивят вас своими выводами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyty_i_eksperimenty_po_zozh_s_doshkolnikami.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности использования опытов и экспериментов

по ЗОЖ с дошкольниками.

 Цикл: строение тела человека, представление об организме человека.

 «Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму».

(Китайская пословица)

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость.

«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики

Процесс формирования у детей 6-7 лет системных знаний о здоровом образе жизни обеспечивается разработкой и реализацией серии  экспериментов, отражающих содержание элементов здорового образа жизни;
организацией интеграции экспериментов с другими видами детской деятельности, а так же методикой формирования представлений о здоровом образе жизни и особенностями организации экспериментов в дошкольном возрасте.

Принципы:

1. Важно, чтобы ребенку был понятен личностный смысл деятельности, чтобы он мог ответить на вопрос «Зачем я это делаю».

2. Проводить опыты лучше утром, когда ребенок полон сил и энергии;

3. Нам важно не только научить, но и заинтересовать ребенка, вызвать у него желание получать знания и самому делать новые опыты.

4. Объясните ребенку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели;

5. Не просто покажите ребенку интересный опыт, но и объясните доступным ему языком, почему это происходит;

6. Не оставляйте без внимания вопросы ребенка – ищите ответы на них в книгах, справочниках, Интернете;

7. Там, где нет опасности, предоставляйте ребенку больше самостоятельности;

8. Предложите ребенку показать наиболее понравившиеся опыты друзьям;

9. И самое главное: радуйтесь успехам ребенка, хвалите его и поощряйте желание учиться. Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям.

Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует.

I этап – подборка экспериментов на каждый элемент здорового образа жизни.

II этап – реализация экспериментов в совместной деятельности взрослого с ребенком, учитывая принципы активности и инициативности самого дошкольника.

III этап – сочетание экспериментальной деятельности с другими видами деятельности, обеспечивающих формирование целостной системы знаний о здоровом образе жизни.

Цикл «Представления об организме человека»

Организуя экспериментальную деятельность,  используем  интересные задания для детей: «Как органы человека помогают друг другу?», «Зачем человеку руки?», «Что лучше: руки или ноги?», «Как сохранить свою кожу здоровой?», «Для чего нужен язык», «Как работает дыхательная система», побуждающие  их к творческому поиску, ведь детское экспериментирование располагает большими возможностями для формирования доказательной речи у старших дошкольников. Оно позволяет наглядно проследить зависимости разного рода, установить логические связи, выделить существенные признаки, свойства объектов, учит детей делать выводы. Это позволяет подготовить детей к школе, способных к творческому решению задач, проблем, способных к смелым высказываниям, предположениям, поиску путей решения выхода из сложных ситуаций.

Опыты и эксперименты на тему: «Что я знаю о себе?»

Опыт №1 «Найди человечка»

Цель: познакомить со строением тела человека: туловище, ноги, руки, шея, голова. Оборудование: набор игрушек (кукла-голыш, рыбка, любой зверек, птичка), «чудесный мешочек».

Проведение: предложить детям поиграть в игру «чудесный мешочек»: найти в мешочке на ощупь человечка (куклу). Дети по очереди выполняют задание и объясняют, как каждый из них узнал, что это человечек, и почему не выбрал другую игрушку (у нее есть хвост, крылья и т.д.)

           Опыт №2 «Значение рук»

Цель: опытным путем показать детям значение рук для жизни человека. Оборудование: конфеты, предметы одежды.

Проведение: 1. как можно есть конфету без рук – руки за спину, конфета на столе. Попробовать съесть конфету (вызвать   2-х детей). 2.  вызвать двух детей, один ребенок надевает вещь (брюки, свитер, сандалии и др.) при помощи обеих рук, а другой – при помощи одной руки. Результаты сравниваются. Вывод: руки важны в нашей жизни. Поэтому относиться к ним надо бережно и тренировать их силу.

Опыт №3 «Как передаются микробы от человека к человеку»

Цель: опытным путем показать детям как передаются микробы от человека к человеку. Оборудование: гель для тела с блестками (тени)

Проведение: перед проведением опыта взрослый наносит себе на ладони гель для тела (тени) с блестками. Потом он предлагает детям поздороваться за руку, при этом плотно сжимает ладошку каждого ребенка. После этого взрослый «неожиданно» обнаруживает, что его ладонь грязная и просит детей посмотреть на свои ладошки. Дети видят на них следы блесток. Делается вывод о том, как точно также при контакте с другим человеком (или с предметом, с животным) передаются невидимые микробы.

Опыт №4 «Микробы боятся мыла»

Цель: опытным путем показать детям значение гигиенических процедур. Оборудование: гель для тела с блестками (тени), мыло

 Проведение: Дети проходят в умывальную комнату и моют руки с мылом. После этого проверяется, остались ли блестки – «микробы» на ладошках. Если остались, то меньше их стало или нет? Тех детей, у кого «микробы» остались, просят снова тщательно вымыть руки. Делается вывод о том, как важно соблюдать простые правила гигиены.

Примечание: проводится сразу после опыта «Как передаются микробы от человека к человеку»

Опыт №5 «Значение локтевого сустава»

Цель: опытным путем показать значение локтевого сустава

Оборудование: две тонкие дощечки 30-35см диной, 5-7см шириной, эластичный бинт или лента с липучкой – для фиксации локтевого сустава

Проведение: вызывается двое детей, у одного из них фиксируется локтевой сустав. Детям дается задание - поднести ложку ко рту, почесать ухо или погладить животик, надеть шапку, застегнуть пуговицу на рубашке и т.д.  Затем делается вывод: выполнить эти задания, если рука не сгибается, нельзя.

Опыт №6 «Значение ног»

Цель: опытным путем показать детям значение ног для жизни человека. Оборудование: игрушки, лента или тесьма. Проведение: упражнения выполняется в парах:

1. Подойти к столу, взять игрушку. А если нет ног? Как можно подойти к столу? Эксперимент – со связанными ногами попробовать добраться до стола.

2. Один ребенок идет к цели на двух ногах, другой – на одной ноге (вторую подгибает). Затем дети меняются ролями. По окончании выполнения задания они делятся своими ощущениями, отмечают трудности, с помощью взрослого делают выводы.

Опыт №7 «Я назову, а ты покажи»

 Цель: опытным путем показать значение глаз для жизни человека. Оборудование: два одинаковых набора предметов, платок Проведение: Опыт проводится в парах, одному из детей завязываются глаза. На два стола выставляются два одинаковых набора предметов (например, красный и синий кубики, пирамидки, игрушечные чашки и тарелки, цветные карандаши и т.д.), по заданию воспитателя дети должны показать определенный предмет. Проверяется правильность выполнения задания.  Вывод – когда глаза завязаны, задание выполнить нельзя.

Примечание: если ребенок выбрал предмет правильно, задается вопрос: как ты смог выполнить задание, ведь ты не видел игрушку? (на ощупь, с помощью рук).

Опыт № 8. «Орган слуха»

Цель: определить значимость расположения ушей на противоположных сторонах головы человека. Проведение: Ребенок поворачивается спиной к воспитателю. Воспитатель просит его повторять услышанные слова. Каждое следующее слово воспитатель произносит более тихим голосом. Таким образом, он определяет для себя порог слуховой чувствительности ребенка. Затем предлагает двум другим детям (слева и справа) позвать друга. Ребенок угадывает, кто его позвал и с какой стороны. По окончании опыта ребенок делится впечатлениями.

Опыт №9 «Слышу – не слышу»

Цель: опытным путем показать детям роль уха в улавливании и различении различных звуков. Оборудование: вата

Проведение: Взрослый встает за спиной ребенка на расстоянии 2 – 3м, произносит различные слова, причем каждое последующее слово надо произносить более тихим голосом. Сначала закрыть ватным тампоном одно ухо ребенка. Повторить опыт. Затем закрыть ватным тампоном оба уха ребенка. Повторить опыт. После этого попросить ребенка рассказать о своих ощущениях, чтобы он объяснил, когда было слышно хорошо, когда хуже, когда вообще не было ничего слышно и почему.

Опыт №10 «Что звучит?»

Цель: научить определять по издаваемому звуку предмет.

Оборудование: дощечка, карандаш, бумага, металлическая пластина, емкость с водой, стакан. Проведение: за ширмой слышны различные звуки. Воспитатель выясняет у детей, что они услышали и на что похожи звуки. Затем ширма убирается, и дети рассматривают предметы, которые находились за ней.  

Опыт №11 «Умный нос»

Цель: определить по запаху предметы, познакомиться с особенностями работы носа. Оборудование: платок, продукты с характерным запахом (свежий хлеб, свежий огурец, апельсин, чеснок, лук и др.), цветок, флакон из-под духов, «киндерсюрпризные емкости», картинки с изображением предметов. Проведение: Воспитатель вызывает к себе по очереди нескольких детей, завязывает им глаза и просит определить по запаху, что он к ним подносит. Ребенок поясняет, как он определил, что перед ним.  Затем, нужно определить, что в «киндерсюрпризе», и найти соответствующую картинку.

Опыт №12 «Значение носа для речи»  

Цель: опытным путем показать детям значение носа для речи.

Проведение: Воспитатель просит ребенка закрыть нос и сказать какое-нибудь слово. Делается вывод: звуки изменяются, становятся нечеткими. Затем ребенок с закрытым носом читает какое-нибудь стихотворение, обсуждение с детьми.

Опыт №13. «Обоняние»

Цель: доказать необходимость вдоха для определения запаха. Проведение: Воспитатель кладет перед каждым ребенком плотный матерчатый мешочек, внутри которого спрятан кусочек туалетного мыла или флакончик из-под духов. Не трогая мешочка, воспитатель предлагает детям по запаху догадаться, что находится внутри.

После ответов детей воспитатель уточняет: для того, чтобы почувствовать и определить запах, нужно сделать несколько глубоких вдохов подряд. С помощью обоняния человек контролирует качество воздуха. При появлении в воздухе приятного запаха мы стараемся дышать глубже (воздух после дождя, на прогулке в лесу и т.п.). А при ощущении неприятного запаха, наоборот, стараемся дышать как можно реже. Но в течение короткого времени человек привыкает к новому запаху и начинает дышать в обычном ритме.

Опыт №14. «Воздух»

Цель: определение связи уха с носоглоткой. Проведение: Опыт проводится после рассмотрения схемы «Строение уха». Воспитатель предлагает ребенку набрать воздуха и плотно закрыть рот, а указательными пальцами обеих рук закрыть слуховые проходы и попытаться выдохнуть воздух не открывая рта. При этом воспитатель закрывает носовые проходы ребенка своей рукой по принципу «прищепки». По окончании опыта ребенок делится впечатлениями. Дети отмечают, что почувствовали давление воздуха, попавшего в нос и в ухо, хотя воздух был набран ртом.

Опыт №15. «Язычок-помощник»

Цель: познакомить со значением языка, поупражняться в определении вкуса продуктов. Оборудование: платок, набор продуктов питания (кусочки фруктов и овощей, хлеба, шоколада и др.), тарелки, шпажки (зубочистки)

Проведение: Воспитатель вызывает нескольких детей, завязывает глаза, и предлагает определить разные продукты по вкусу. Для этого необходимо приготовить маленькие кусочки пищи, воспитатель просит ребенка попробовать кусочек и ответить на вопросы:  -Что это такое?  Какая эта пища на вкус? (горькая, сладкая, кислая или соленая)

- Как ты определил вкус пищи, кто тебе помог?

Опыт №16.  «Что мы чувствуем кожей?»

Цель: познакомить детей с осязательной функцией кожи

Оборудование: набор предметов - кусочек меха, перышко, металлическая ложка и др., платок Проведение: Воспитатель завязывает ребенку глаза, дотрагивается до ребенка разными предметами или оказывает механические воздействия. Затем просит ребенка рассказать, что он чувствует (ложка будет холодная, кусочек меха мягкий и т.д.) и определить с закрытыми глазами, какие механические воздействия на него оказываются (щекочут, гладят, надавливают и т.д.)

Опыт №17 «Какая вода в стакане?»

Цель: опытным путем показать значение тактильных ощущений.

Опыт №18 «Кто живет у нас во рту?

Цель: показать детям, как и где могут прятаться микробы во рту. Дать понять, что у людей ежедневно чистящих зубы во рту нет микробов.

Оборудование: зеркало, зубная щетка, прозрачный стакан с чистой водой.

Ход: Ребята, давайте с вами посмотрим, кто живет у нас во рту. Сначала возьмите в руку стаканчик с водой и рассмотрите ее. Видите, какая она чистая и прозрачная. (Дети выполняют). Потом возьмите зубную щетку, почистите без пасты свои зубы. Хорошо чистите! Захватывайте дальние зубы – жевательные! Водите вверх и вниз, как положено! Промойте щетку в стакане с чистой водой. Как изменилась вода? (Если дети не полоскали рот после завтрака, вода слегка помутнеет, если чистили – останется чистой).

Вывод: если вода помутнела – между зубами имеются остатки пищи, на них размножаются микробы. Если не помутнела, значит, вы молодцы, хорошо ухаживаете за зубами, и никто во рту у вас не живет.

Опыт №19 «Почему кровь движется?»

Цель: дать детям представление о работе сердца, его значении для организма.

Материалы: спринцовка, соединенная с капельницей, раствор марганцовокислого калия, тазик.

Методика проведения: Воспитатель сообщает детям, что сердце выталкивает кровь порциями: «Сожмется сердечко – вытолкнет кровь, опять сожмется – опять вытолкнет». Она набирает воду в спринцовку, соединенную с прозрачной трубочкой от медицинской системы, и, слегка нажимая, показывает, как кровь выталкивается из сердца, как течет подкрашенная жидкость по трубочке. Вода выталкивается в подставленный тазик.

Воспитатель: Сердце человека все время сжимается и разжимается, не останавливаясь ни на минуту. Все другие органы человеческого тела работают то сильнее, то слабее, а иногда вообще отдыхают. А сердце трудится, не переставая, с самого рождения, как мотор или насос, перегоняя кровь. Его нужно беречь и укреплять.

Опыт №20 «Почему кровь из нас не выливается»

Цель: дать детям первые представления о кровеносной системе, развивать любознательность; формировать способность анализировать результаты опытов.

Методика проведения: воспитатель сообщает детям, что кровь не просто «налита» в организм, как вода в бутылку, а течет по особым трубочкам, которые называются сосудами. Они имеют различную толщину. Толстые сосуды можно легко увидеть, а тонкие нет. Затем предлагает детям рассмотреть толстые сосуды у себя под кожей. Для этого они должны положить руки на стол ладошками вверх и найти сосуды у себя на запястье. Воспитатель сообщает детям о том, что синеватые полосочки  - и есть сосуды. Затем дает достаточное время для рассматривания сосудов у себя и у своих соседей.

Опыт №21 «Невидимки»

Цель: дать детям представление о тонких, невидимых сосудах кровеносной системы. Материалы: счетные палочки (по количеству детей)

Методика проведения: воспитатель предлагает детям положить руку на стол ладонью вниз, посмотреть на кожу и ногти (какого они цвета?). затем предлагает взять палочку и надавить на ноготь, после этого убрать ее и опять надавить вопросы к детям:

•Как меняется цвет ногтя? •Можете  объяснить почему так происходит? •Почему ноготь розовый? •Почему при надавливании спичкой он становится белым?

С помощью воспитателя дети делают вывод: если сосуды пережаты, то кровь не поступает.

Опыт №22 «Сердечные» помощники»

Цель: дать детям представление о влиянии физической нагрузки на частоту сердцебиения.

Методика проведения: воспитатель напоминает детям, что сердце стучит ровно и спокойно всю жизнь. Даже, когда они еще не родились, их сердце уже работало. Оно никогда не устает, никогда не останавливается. Отдыхает оно в перерывах между ударами.

Затем детям предлагается узнать, как работает их сердце, когда они бегают. После этого дети слушают сердце ухом друг у друга. С помощью воспитателя дети делают вывод: если человек занимается физкультурой, его сердце работает быстрее. Оно становится все более сильным, потому что работает быстрее и чаще.

Опыт №23 «Где спрятался пульс»

Цель: дать детям представление о пульсе, учить находить пульс.

Методика проведения: воспитатель сообщает детям, что толчки крови можно почувствовать и на крупных сосудах. Это называется «пульс». Дети повторяют хором. Предлагает детям найти пульс на шее: приложить к нему кончики пальцев. Пульс «прослушивается» кончиками пальцев с обеих сторон шеи чуть ниже угла нижней челюсти. Напоминает, что сильно не нужно сдавливать сосуды, иначе пульс не будет слышен. После этого детям предлагается поискать пульс на висках. Пульс обнаруживается в ямке около середины ушной раковины.

С помощью воспитателя дети де6лают вывод: если отсутствует пульс, то сердце не работает. Сосуды и сердце надо беречь, они должны служить человеку всю длинную жизнь. Сердце могут укрепить занятия физкультурой. Человек должен заботиться о своем здоровье.

Опыт №24 «Что случилось с пальчиком?»

Цель: дать детям представления о вреде тесной одежды, обуви. Материалы : нить (по количеству детей) Методика проведения: воспитатель просит детей туго обмотать кончик пальца ниткой.  Пальчик вскоре посинеет. Педагог объясняет: «Вы передавили сосуды, и кровь из пальчика не вытекает. Если нитку держать долго, пальчик может совсем погибнуть. Так же трудно работать сердцу, если у вас  тугая резинка на трусиках и колготках. Надо, чтобы ничто не мешало движению крови. Нужно быть очень внимательным и осторожным со своими сосудами.»

Сегодня мы с вами увидели, как в интересной и простой форме дать возможность детям понять своё тело, узнать, как оно функционирует.

Для проведения весёлых исследований можно обойтись материалами, которые есть под рукой. Опыты просты в выполнении, интересны детям, которые обязательно удивят вас своими выводами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

строение тела человека

внутреннее и внешнее строение...

Строение тела человека. Сердце его строение и значение.

Тема: « СТРОЕНИЕ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА. СЕРДЦЕ- ЕГО СТРОЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ».Цель: дать детям общее представление о строение тела человека. Познакомить  с главным внутренним органом человека-сердцем, его зна...

"Формирование естественно - научных представлений как средство развития интереса к изучению строения тела человека".

Искусство долго жить  состоит, прежде всего, в том. чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому одним из приоритетных направлений в...

Перспективное планирование по формированию представлений о строении тела человека у дошкольников.

Перспективное планирование по формированию представлений о строении тела человека у дошкольников....

Конспект НОД по ОЗОЖ в подготовительной группе Тема: Формирование элементарных представлений о строении тела человека, правилах здоровья.

Конспект НОДпо ОЗОЖ в подготовительной группеТема: Формирование элементарных представлений о строении телачеловека, правилах здоровья.Разработано воспитателями: Загрутдиновой Г.А., Нецветаевой Т.Н.Зад...

Презентация "Знакомимся со своим организмом. Внутреннее строение тела человека."

Данная презентация содержит информацию для дошкольников о внутреннем строении тела человека (об органах)....

Презентации по лексической теме "Человек. Строение тела человека"

Презентация "Строение тела человека" в 2 частях помогает представить детям более подробное описание строения тела человека. Яркие иллюстрации, подробное описание помогают детям быстрее освои...