"Формирование естественно - научных представлений как средство развития интереса к изучению строения тела человека".
статья (старшая, подготовительная группа)

Искусство долго жить  состоит, прежде всего, в том. чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому одним из приоритетных направлений в дошкольном воспитании является повышение уровня здоровья детей, формирование у них ЗОЖ, а так же устойчивой потребности в регулярном занятии физическими упражнениями. В решении этих вопросов помогла разработанная программа "Познай себя".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formir._estestv.predst.kak_sredstvo.docx23.27 КБ

Предварительный просмотр:

Коновалова Надежда Ивановна – воспитатель старшей группы

С П - «Детский сад «Берёзка» ГБОУ СОШ «ОЦ» с.Августовка.

Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы «Образовательный центр» имени Героя Советского Союза С.С. Заруднева с. Августовка муниципального района Большечерниговский Самарской области «Детский сад «Березка», реализующее основные общеобразовательные программы – образовательные программы дошкольного образования.

446281, Самарская область, Большечерниговский район, с. Августовка,                          ул. Космическая, 1                      

89372010604

Konovalovanadegda57@mail.ru

«Формирование естественнонаучных представлений как средство развития интереса к изучению строения тела человека».

Цель:

 Формирование у дошкольников элементарных представлений о человеческом   организме и бережном отношении к своему здоровью.

Задачи:

 Формировать  представления о строении человеческого тела и назначении внутренних органов.

Формировать ценностное отношение к своему организму.                                                                                                                                                       Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.                                                                                       Воспитывать любовь к себе, к своему телу.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой.

Многие философы, ученые отводили и отводят в ряду ценностей жизни первое место здоровью.

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.

Стать властелином своего здоровья может каждый человек, нужно только научиться управлять своим здоровьем с детского возраста.

Направленность данной работы предполагает накопление естественно – научных знаний и представлений о строении человека и  заботе о своём организме.  Достижение результатов, какой – либо деятельности возможно только через особую организацию воспитательно – образовательного процесса. Данная работа – не исключение. Была разработана система работы с детьми по изучению тела человека и своего организма. Далее была составлена программа «Познай себя», которая получила рецензию, что позволило вести по ней кружковую работу.

       Срок реализации программы 2 года. Программа рассчитана для дошкольников старшей и подготовительной к школе группы. Занятия по программе проводятся четыре раза в месяц по 25-30 минут, включают в себя как теоретическую, так и практическую часть. Возросшие познавательные интересы, расширение круга знаний и представлений дают детям данного возраста возможность для осознания себя, понимания своего значения, своей роли в жизни, в обществе. У детей углубляются и конкретизируются представления о своем организме, об органах, о лекарствах, медицине, о болезнях и о том, как их предотвратить. Все это делается в доступной форме. Перед педагогом стоят серьёзные задачи: помочь дошкольнику накопить опыт и необходимый объём знаний, на котором в дальнейшем будет базироваться укрепление его физического и психического здоровья.

 Своеобразие системы работы в том, что она разделена на этапы и построена так, чтобы ребёнок сам изучал свой организм и помогал в этом другим (Незнайке). Материал излагается в занимательной игровой форме, содержит полезную информацию. В процессе всей образовательной деятельности присутствует любимый детьми персонаж Незнайка. Вместе с ним было веселее и интереснее идти по очередной дороге Знаний.

Цикл разработанных методических мероприятий предназначен для ознакомления дошкольников старшего возраста с внешним и внутренним строением тела человека, формирования привычек и убеждений здорового образа жизни.

Используемые  в работе методы позволили сформулировать у дошкольников позитивное самосознание, ценностное отношение к собственной жизни и жизни окружающих, воспитать потребность в здоровом образе жизни, в нравственном самосовершенствовании. Ненавязчивый рассказ воспитателя помогает создать целостное представление о своём теле. Через общение с Незнайкой происходит обобщение представлений о  строении тела человека. Вместе с ним они составляют правила здоровья, уточняют, какую роль играют разные органы в жизни человека. Незаменимую роль в работе сыграли презентации по изучению внешнего и внутреннего строения тела человека. Также презентация позволила сделать знакомство с нашими органами чувств более увлекательным и интересным. Чтение стихов, загадывание загадок помогли более ярко активизировать мыслительные процессы. Дети рассказывают и показывают, что умеют наши ноги, руки. Самостоятельно могут дать ответы на вопросы: «Зачем человеку мозг?»; «Какую функцию выполняют уши? Глаза? Нос? Рот?». В этом помогла им экспериментальная деятельность, самообследование и самонаблюдение.  Игра – основной вид деятельности ребёнка. Поэтому создание игровых ситуаций способствует лучшему усвоению материала. Дети помогли Незнайке пройти непростой путь от детского педиатра до стоматолога. В процессе общения с Незнайкой у детей формируется представление о нелёгкой и нужной профессии врача. В играх дети убеждались, что предметы можно узнавать на ощупь, на вкус, по запаху и по описанию. Для лучшего оценивания уровня понимания детьми вопросов по изучению своего организма была составлена викторина. Дети отвечали на вопросы, отгадывали загадки, рисовали, соревновались. И, конечно же, были подарки, угощения, вручение медалей. Дети получили положительные эмоции.

Хочется надеяться, что реализация данного комплекса мероприятий поможет нашим детям в будущем относиться к своему здоровью, как к ценности, о которой необходимо постоянно заботиться. Не зря гласит народная мудрость: «Деньги потерять – ничего не потерять, время потерять – многое потерять, здоровье потерять – всё потерять!».

Выводы:

Система работы по изучению своего организма позволяет:

 1.Получить знания о строении человека, его жизнедеятельности.

 2.Различать понятия «часть тела» и «орган».

 3.Получить первичные представления о некоторых внутренних     органах, их  местоположении, знать их основные функции.

 4.Получить навыки ухода за органами и частями тела.

 5.Иметь представление о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья.

            Предполагаемые результаты:

  1.   Снижение уровня детской заболеваемости.                                                              
  2.  Повышение заинтересованности воспитанников, родителей и педагогов в формировании здорового образа жизни.
  3. Приобщение к физической культуре.
  4. Полученные в результате реализации программы навыки, умения, знания и опыт   помогут дошкольникам и их родителям осознанно выбрать здоровый  образ жизни, позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья, а также помогут избежать несчастных случаев.                                                                                                                                                                            

                           Список литературы.

1.Алексеева Т.А, Апресян Р.Г. «365 рассказов о человеке» (энциклопедия). Москва. «Росмен» ,2008.                                                                                    

2.Булацкий С. «Тело человека» (энциклопедия). Минск «Юнион», 2007.

3.Барилле А. «Тело человека». «25», 2007.

4.Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Методическое  пособие – М.ТЦ. Сфера, 2008.

5.Иванова А.И. Естественно – научные наблюдения и экспериментирование в  детском саду. Человек. М.Т.Ц. Сфера – 2007.

6.Петрова Т.Н, Дмитриенко В.Д, Петрова Е.А. Примерное планирование занятий валеологии в средней группе. «Дошкольная педагогика». 2007. «6».

7.Воспитатель. 2-2012г. 11-2008г.   6-2012г.  9-2013г.

8.Ребёнок в детском саду. «4»-2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект обучающего занятия по формированию естественно научных представлений у детей подготовительной группы (со здоровьесберегающим сопровождением) на тему: «Зачем человеку кожа?»

В ходе экспериментальной деятельности на занятии дети знакомятся  с органом осязания – кожей, ее строением и  значением в познании и общении с окружающим миром....

План-конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по формированию естественно-научных представлений по здоровьесберегающим технологиям на тему "Зачем человеку кожа?"

Цель : познакомить детей с органом осязания – кожей, ее строением и значением в познании и общении с окружающим миром.Образовательные задачи:1.     Познакомит с внешним ...

Тематическое планирование по формированию естественно-научных представлений о человеке "Человек. Взгляд изнутри и снаружи"

В материале представлены тематическое планирование  организованной образовательной деятельности в детском саду, варианты опытно-экспериментальной деятельности,  дидактические и подвижные игр...