пальчиковая гимнастика
картотека (средняя группа)

пальчиковая гимнастика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikova_gimnastika.pptx.pptx382.91 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Картотека пальчиковой гимнастики по темам недели Систематизировала: Деменок Марина Владимировна

Слайд 2

Фрукты Апельсин. Мы делили апельсин. ( дети разламывают воображаемый апельсин на дольки) Много нас, ( показывают 10 пальцев) А он один. ( показывают 1 палец) Эта долька – для ежа. Эта долька – для стрижа. Эта долька – для утят. Эта долька – для котят. Эта долька – для бобра. ( загибают по одному пальчику на каждую строчку) А для волка – кожура. ( бросательные движения правой рукой) Он сердит на нас – беда !!! (сжимают кулаки и прижимают их к груди) Разбегайтесь – кто куда!!! (« бегут» пальцами по столу)

Слайд 3

Овощи « Огород » Массаж фаланг пальцев (на каждую строчку – разминание фаланги одного пальца; направление массажных движений – от ногтевой фаланги к основанию пальца Вырос у нас чеснок, (указательный) Перец, томат, кабачок, (средний) Тыква, капуста, картошка (безымянный) Лук и немножко горошка. (мизинец) Овощи мы собирали, (мизинец) Ими друзей угощали, (безымянный) Квасили, ели, солили, (средний) С дачи домой увозили. (указательный) Прощай же на год, (большой палец левой руки) Наш друг – огород! (большой палец правой руки)

Слайд 4

Дикие животные . На лужок пришли зайчата , (Одновременное сгибание пальцев в кулак .) Медвежата, барсучата, ( При перечислении животных считать пальцы на обеих руках поочерёдно) Лягушата и енот. На зелёный, на лужок, Приходи и ты, дружок . На водопой Жарким днем лесной тропой (« шагают» по столу). Звери шли на водопой. За мамой лосихой топал лосенок, ( На каждое двустишие разгибают по одному пальчику, начиная с мизинца) За мамой лисицей крался лисенок ,. За мамой ежихой катился ежонок, За мамой медведицей шел медвежонок, За мамою белкой скакали бельчата, За мамой зайчихой косые зайчата, ( Делают «ушки» «шагают» по столу). Волчиха вела за собою волчат, Все мамы и дети напиться хотят.

Слайд 5

Транспорт Машины По шоссе идут машины, ( Крутим воображаемый руль.) По асфальту едут шины . (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.) По дороге не беги, ( Погрозили пальцем.) Я скажу тебе: «Би- би ». ( Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим ».) Транспорт Будем пальчики сгибать – ( Загибаем пальцы начиная с мизинца) Будем транспорт называть: Автомобиль и вертолёт, Трамвай, метро и самолёт. Все пальцы мы в кулак зажали, Все виды транспорта назвали. (« Встряхиваем» ладонями)

Слайд 6

Домашние птицы . Во дворе стоит забор, За забором птичий двор. ( Руки на столе: правая – ладонью вниз, левая – сжата в кулак; поочередно меняем положение рук ) Тут галдеж и суета Начинается с утра : (Ударяем правой рукой, сжатой в кулак, в ладошку левой руки, затем меняем положение ). Кукарекают, гогочут, Громко крякают, болбочут ( Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими ). Гуси, утки, индюки, Курицы и петухи. ( Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших).

Слайд 7

Домашние животные Поросята. Пальцы рук растопырены; (поочередно «идём» по столику или коленочкам каждым из пальчиков) . Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял, (Мизинцы). Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал . ( Безымянные). Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю , поросяток я люблю. (« Фонарики »). Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю , поросяток я люблю. (Сжимаем и разжимаем кулачки). Этот толстый поросёнок носом землю ковырял , (Средние). Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал. (Указательные). Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю , поросяток я люблю (Сжимаем и разжимаем кулачки). Этот толстый поросёнок - лежебока и нахал , (Большие) Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал. (Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь).

Слайд 8

Посуда Мы в новом магазине посуду покупали: (Руки на столе ладонями вниз; разводить пальцы в стороны и соединять). Тарелки, блюдца, чашки (Поднимать поочередно пальцы правой руки) На полках выбирали. Красивую кастрюлю, молочник и солонку, Набор ножей и вилок , (Поднимать поочередно пальцы левой руки) Шумовку и масленку. Чайник Привет, я – чайник ( показываем руками толщину) Большой и толстый Вот моя ручка, ( руку вбок) А вот мой носик ( другую руку вверх и в сторону) Если буду кипеть , (хлопаем рукой на макушке) Я буду свистеть ( изображаем свист) С печки меня возьмешь, ( наклоняемся в сторону, где рука-ручка) Чаю себе нальёшь . (наклон в строну, где рука-носик)

Слайд 9

Осень Ветер северный подул, - (подуть на пальцы) все листочки с липы сдул с-с-с – (смахивать руками, будто сдувает листочки) Полетели, закружились и на землю опустились. – (ладони зигзагами плавно опустить на стол) Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – (постучать пальцами по столу) Град по ним заколотил, Листья все насквозь пробил, - (постучать кулачками по столу) Снег потом припорошил, - ( плавные движения вперед-назад кистями) Одеялом их накрыл. – (ладони прижать крепко к столу) Осень . Ветер по лесу летал, ( Плавные, волнообразные движения ладонями) Ветер листики считал: Вот дубовый, Вот кленовый ( Загибать по одному пальчику) Вот рябиновый резной, Вот с березки – золотой, Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку (Спокойно уложить ладони на стол)

Слайд 10

Грибы Массаж (или самомассаж) подушечек пальцев (на каждую стихотворную строчку – разминание подушечки одного пальца ). Вылезли на кочке – (мизинец) Мелкие грибочки: - (безымянный) Грузди и горькушки , - (средний) Рыжики, волнушки. – (указательный) Даже маленький пенек – (большой) Удивленья скрыть не мог. – (большой) Выросли опята, - (указательный) Скользкие маслята, - (средний) Бледные поганки – (безымянный) Встали на полянке. – (мизинец)

Слайд 11

Моя страна Край родной . Здравствуй, солнце золотое! (Потянуться , растопырив пальцы) Здравствуй, небо голубое! ( Помахать «небу ») Здравствуй, вольный ветерок! (Волнообразные движения кистей рук) Здравствуй, маленький дубок ! (Показать «дубок»- растет от маленького расточка вверх) Мы живём в одном краю – Всех я вас приветствую! (« Обнимашки ») Моя страна Посмотрю на карту я: (вытягивают вперед прямые ладони) Вот российская земля. ( поочереди соединяют одноименные пальцы рук) Есть леса тут и озера, Горы, реки и моря. Я люблю тебя, Россия, (крепко сжимают в «замок ») Ты же Родина моя! (прикладывают руки к груди)

Слайд 12

Дружба Дружат в нашей группе ( Хлопают в ладоши.) Девочки и мальчики. Мы с тобой подружим ( Стучат кулачками друг об друга.) Маленькие пальчики. Раз, два, три, четыре, пять ( Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца.) Будем снова мы считать. Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на др. руке.) Мы закончили считать . Как живёшь? - Как живёшь? - Вот так! ( показать большой палец) - А идешь? - Вот так»! (« шагать» пальчиками по столу) -Как даешь? - Вот так! ( протягивать открытую ладонь) - Ждёшь обед? - Вот так! ( кулачок подпирает лицо) - Машешь вслед? - Вот так ! ( помахать рукой) -Утром спишь? - Вот так! ( 2 ладошки под щекой) - А шалишь? - Вот так ! ( щёки надули и руками лопнули)

Слайд 13

Зима Мороз Ой , сердит мороз ( качают головой, взявшись за нее руками) Ветки снегом занес. ( Взмахивают кистями рук) Хватает за нос. ( Хватают себя за нос) Щиплет до слез ( Щиплют себя за щеки) Ребятишки не пугаются ( Грозят пальчиком) И на лыжах (« Едут на лыжах») И на саночках катаются (« Едут на санках») Над морозом сердитым потешаются. (Прыгают и одновременно хлопают в ладоши) Зима Наши ручки замерзают. (Кулачки крепко прижать друг к другу) Поиграем – ка немножко (Разжать кулачки, хлопать в ладони). Да похлопаем в ладошки. ( Хлопать в ладоши) Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп! Пальчики, чтоб их согреть , Сильно надо растереть . ( Прижать ладони друг к другу, тереть ладонь о ладонь ) Пальчики мы согреваем, (Греем руки круговыми движениями), Их сжимаем – разжимаем! (сжимаем и разжимаем кулачки).

Слайд 14

Наш детский сад, наша группа . Этот пальчик хочет спать. ( поочередно загибать пальцы к ладошке) Этот пальчик – прыг в кровать! (начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных - «будить»); Этот пальчик прикорнул. Этот пальчик уж заснул. Тише, тише не шуми, Пальчики не разбуди. Встали пальчики. Ура! ( с восклицанием «Ура!» - кулачки разжать), В детский сад идти пора . ( широко расставив пальцы .) Наша группа В нашей группе все друзья. ( Ритмично стучат кулачками по столу), Самый младший — это я. ( Разжимают пальчики поочередно, начиная с мизинца ) Это Маша, Это Саша, Это Юра, Это Даша.

Слайд 15

Зимующие птицы . Покормите птиц Покормите птиц зимой! ( Изображают как сыплют крошки) Пусть со всех концов ( Разводят руки в стороны) К нам слетятся, как домой (Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями) Стайки на крыльцо. ( Кончики пальцев соединяют изображая крышу дома) Сколько гибнет их – не счесть ( Держатся за голову и качают ей) Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть ( Прижимают руки к сердечку) И для птиц тепло. ( Обнимают и гладят себя) Приучите птиц в мороз ( Изображают как сыплют крошки) К своему окну, ( Соединяют руки кольцом, над головой) Чтоб без песен не пришлось ( Пальцы щепоткой «открывают и закрывают клюв») Нам встречать весну.

Слайд 16

Новый год Наступает Новый год ! ( Хлопаем в ладоши) Дети водят хоровод. ( Кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти вращаем внутрь-наружу) Висят на елке шарики , (Поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар) Светятся фонарики. ( Фонарики) Вот сверкают льдинки, ( Сжимать и резко разжимать кулаки поочередно) Кружатся снежинки. ( Легко и плавно двигать кистями) В гости Дед Мороз идет, ( Пальцы шагают по коленям или по полу ) Всем подарки он несет. ( Трем друг об друга ладони) Чтоб подарки посчитать , (Хлопаем по коленям или по полу, одна рука - ладонью, другая - кулаком, затем меняем) Будем пальцы загибать: ( по очереди массажируем каждый палец) 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.

Слайд 17

Зимние забавы Лепим мы из снега ком, ( Дети сжимают и разжимают кисти рук) Из комочков слепим дом. ( Соединяют кончики пальцев рук, слегка разводят ладони в стороны) Звери будут в доме жить, ( Хлопают в ладоши) Веселиться и дружить, Вместе домик сторожить ( Соединяют руки в «замок») Давай, дружок Давай, дружок, смелей, дружок! (Дети лепят воображаемый ком и катят его от себя) Кати по снегу свой снежок – Он превратится в толстый ком . (Рисуют в воздухе круг) И станет ком снеговиком. ( Дети рисуют три разные по величине круга снизу вверх) Его улыбка так светла! ( Прикладывают ладони к щекам, изображая широкую улыбку) Два глаза, шляпа, нос, метла... (Дети показывают указательными пальцами глаза, ладонью – шляпу, кулачком правой руки – нос и воображаемую метлу) Но солнце припечёт слегка – ( Дети поднимают руки вверх) Увы! И нет снеговика! ( Поднимают плечи и разводят руки в стороны, затем садятся на корточки, закрывая голову руками)

Слайд 18

Профессии Повар Повар готовил обед, (Ребром ладони стучат по столу). А тут отключили свет. ( Загибают большой палец на левой руке ). Повар леща берет И опускает в компот . (Загибают указательный палец). Бросает в котел поленья, - ( средний) В печку кладет варенье – ( безымянный) Мешает суп кочерыжкой, - ( мизинец) Угли бьет поварешкой. Сахар сыплет в бульон. И очень довольный он! (Разводят руками). Почтальон Что принес нам почтальон? (Сжимать и разжимать кулаки). С толстой сумкой ходит он. (Шагать пальчиками по столу). Перевод, журнал, газету , (Загибать пальцы, начиная с большого). В бандероли 2 кассеты. И письмо от тети Вали, Чтоб ее приезда ждали.

Слайд 19

Мебель Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках) . Много мебели в квартире. (Сжимают и разжимают кулачки) В шкаф повесим мы рубашку, (Загибают пальчики, начиная с большого). А в буфет поставим чашку. Чтобы ножки отдохнули, Посидим чуть-чуть на стуле. А когда мы крепко спали На кровати мы лежали. А потом мы скотом Посидели за столом, (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками) Чай с вареньем дружно пили. Много мебели в квартире.

Слайд 20

Игрушки У Антошки есть игрушки. У Антошки есть игрушки: ( Поочередно сгибают пальцы, начиная с большого) Вот веселая лягушка. Вот железная машина. Это мяч. Он из резины. Разноцветная матрешка И с хвостом пушистым кошка . Катины игрушки На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в ладоши , стучат кулаками) . Куклы Танины сидят: Два медведя, Буратино, (Загибают поочередно все пальцы) . И веселый Чиполино, И котенок, и слоненок. Раз, два, три, четыре, пять. (Разгибают поочередно все пальцы). Помогаем нашей Тане (Попеременно хлопают в ладоши) и Мы игрушки сосчитать. (Стучат кулаками).

Слайд 21

Наше тело Весёлый человечек . Я – веселый человечек, Я гуляю и пою. Я – веселый человечек, Очень я играть люблю. (Указательные и средние пальчики обеих рук «шагают» по столу). Разотру ладошки сильно, (Растирают ладони). Каждый пальчик покручу, Поздороваюсь с ним сильно И вытягивать начну. (Охватывают каждый палец у основания и вращательными движениями поднимаются до ногтевой фаланги). Руки я затем помою, (Потирают ладони). Пальчик к пальчику сложу, На замочек их закрою И тепло поберегу. (Складывают пальцы в замок).

Слайд 22

23 февраля Солдаты Для солдата строго норма: ( Показать два пальца в " рогатке«) Всегда выглаженная форма. ( Сжать руки в кулак оттопырив большой палец " класс «) В руки взял Арсений пультик , ( " Прошагать" пальцами по коленям) Посмотреть хотел он мультик ( Хлопнуть в ладоши) У пограничников есть пост, ( Плотно сжатые пальцы рук приложить к вискам) Под охраной у них мост. (Ладони плотно прижаты друг к другу, "развести" в мост) Сегодня праздник всех отцов Сегодня праздник всех отцов, (Сжимают и разжимают пальцы) Всех сыновей, всех кто готов, (Хлопают в ладоши) Свой дом и маму защитить, (Из ладошек делают «домик», руки прикладывают к сердцу) Всех нас от бед отгородить! (Сжимают и разжимают пальцы)

Слайд 23

Обувь Посчитаем в первый раз, ( Попеременные хлопки ладонями) Сколько обуви у нас. (удары кулачками по столу) Туфли, тапочки, сапожки Для Наташки и Серёжки , (На каждое название обуви) Да ещё ботинки (загибают по одному пальчику, начиная с большого). Для нашей Валентинки , А вот эти валенки Для малышки Галеньки .

Слайд 24

8 марта Наши мамы . Много мам на белом свете, (Разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи). Всех их очень любят дети! Журналист и инженер, (Поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке). Повар, милиционер, Швея, кондуктор и учитель, Врач, парикмахер и строитель – Мамы разные нужны, (Сжимают обе ладошки в «замочек ») Мамы разные важны ! (Разводят руки, поднимают ладошками вверх).

Слайд 25

Весна Вот уж две недели ( Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе) Капают капели. Снег на солнце тает (Руки ладонями вниз разведены в стороны) И ручьём стекает. ( Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону) Подснежник К нам Весна лишь заглянула - Протягивают руки вперед В снег ладошку окунула Руки внизу, перпендикулярно корпусу И расцвел там нежный, Руки соединяют в бутон на уровне глаз Маленький подснежник Медленно раздвигают пальцы («цветок раскрылся")

Слайд 26

Моя семья Знаю я, что у меня (поднимают руку ладонью к себе) Дома дружная семья : Это – мама, (в определенной последовательности загибают пальцы) Это – я , Это – бабушка моя , Это – папа, Это – дед. И у нас разлада нет. (соединяют руки в «замок ») Много мам на белом свете, (разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи) Всех их очень любят дети! Журналист и инженер, (поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца) , Повар, милиционер, Швея, кондуктор и учитель, Врач, парикмахер и строитель – Мамы разные нужны, (сжимают обе ладошки в «замочек ») Мамы разные важны! (разводят руки, поднимают ладошками вверх)

Слайд 27

Деревья Клён За окном сосулька тает, Ветер тучи рвёт в клочки. (« Рвать» клочки), Разжимает, разжимает (разжимать кулачки), Клён тугие кулачки. Прислонился он к окошку. (ладони вместе прижать к щеке) И, едва растает снег, Мне зелёную ладошку (протянуть ладошки вперед), Клён протянет раньше всех. (сжимать и разжимать кулачки) Иголки У сосны, пихты и ёлки Очень колкие иголки, (дети перекатывают в руках, массируя ладони массажный мячик) Но ещё сильней, чем ельник, Вас уколет можжевельник! (подбрасывают мячик)

Слайд 28

« Народная игрушка, Фольклор » У Матрешиной сестрицы (Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по левой ладони). По деревне небылиц Ходит утка в юбке, (На каждое название животного загибают В теплом полушубке, пальцы на руках, начиная с больших). Курочка — в жилете, Петушок — в берете, Коза — в сарафане, Заинька — в кафтане, А всех их пригоже (Ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши и Корова в рогоже. удары кулачками).

Слайд 29

Космос Раз, два, три, четыре, пять - (По одному загибают пальчики на обеих руках) . В космос полетел отряд. (Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх). Командир в бинокль глядит, (Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль »). Что он видит впереди? Солнце, планеты, спутники, кометы, (Загибают пальчики обеих рук) Большую желтую луну. В космосе сквозь толщу лет (Сжимают и разжимают пальцы рук). Ледяной летит объект. ( Поднимают сжатый кулак, наклоняют вправо-влево) Хвост его-полоска света, (К кулаку присоединяют раскрытые пальцы второй руки-«хвост ») А зовут объект комета. (Сжимают и разжимают пальцы рук).

Слайд 30

Перелетные птицы Грачи. Мы лепили куличи. ( « Лепить пирожок ») Прилетели к нам грачи . ( « Помахать крыльями ») Первый грач испек пирог , ( Загибать пальчики по очереди на одной руке) . А второй ему помог. Третий грач накрыл на стол, А четвертый вымыл пол, Пятый долго не зевал И пирог у них склевал. Раз, два, три, четыре, пять, ( Загибать пальчики на другой руке) Выходи грачей считать.

Слайд 31

9 Мая На параде Как солдаты на параде, (Сжимаем , разжимаем кулачки). Мы шагаем ряд за рядом, Левой — раз, левой — раз, (Хлопки в ладоши). Все захлопали в ладошки — Дружно, веселей! Застучали наши ножки Громче и быстрей ! Наша армия . Аты - баты, аты - баты! (Поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки). На парад идут солдаты! Вот идут танкисты, Потом артиллеристы, А потом пехота – Рота за ротой.

Слайд 32

Насекомые Раз, два, три, четыре, пять – (Сжимать - разжимать пальцы в кулак ). Насекомых надо знать: (Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими) . Муха, бабочка, пчела, Муравей, комар, оса, Шмель, кузнечик и сверчок… (Поочередно загибать пальцы рук, начиная с большого пальца правой руки). И у каждого шесть ног! (Поднять правую руку раскрытой ладошкой вверх, а левую сжать в кулачок, подняв верх большой палец – показать шесть пальцев ).

Слайд 33

Цветы Наши алые цветы Распускают лепестки, (Плавно разжимают кулаки). Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. (Машут перед собой руками). Наши алые цветки Закрывают лепестки , (Плавно сжимают руки в кулаки). Тихо засыпают, (Кладут руки под щеку) Головой качают. (Качают головой). Цветок. Вырос высокий цветок на поляне , ( Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить) . Утром весенним раскрыл лепестки . ( Развести пальцы рук). Всем лепесткам красоту и питанье (Ритмично двигать пальцами вместе-врозь). Дружно дают под землей корешки . ( Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.

1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...

Консультация для родителей. Пальчиковая гимнастика в детском саду Почему проводится пальчиковая гимнастика в детском саду.

Для малышей пальчиковая гимнастика в детском саду проводиться для того чтобы развить мелкую моторику, стимулировать разговорную зону...

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»....

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников.

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольниковПальчиковая гимнастика — эффективный способ развития ...

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста Комплекс пальчиковой гимнастики № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возрастаКомплекс пальчиковой гимнастики № 1«МОЯ СЕМЬЯ»Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папо...