Профилактика нарушений осанки
консультация

Степанова Олеся Дмитриевна

Консультация для педагогов и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_narusheniya_osanki.docx29.33 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика нарушения осанки

В дошкольном возрасте осанка ребенка только формируется и любое нарушение условий этого формирования приводит к патологическим изменениям. Скелет дошкольника обладает лишь чертами костно-мышечной системы. Его развитие еще не завершено. Во многом он состоит из хрящевой ткани. Этим обусловлены дальнейший рост и в то же время сравнительная мягкость, податливость костей, что грозит нарушением осанки при неправильном положении тела, отягощении весом и т. д. Особую опасность неправильная поза представляет для малоподвйжных детей, так как мышцы, удерживающие тело в вертикальном положении, не получают у них должного развития.

Естественно, что проблема формирования осанки относится к важнейшим задачам физического воспитания ребенка дошкольного возраста. Однако физическое воспитание — не единственный фактор, влияющий на осанку. Осанка зависит и от общего состояния скелета, суставно-связочного аппарата, степени развития мышечной системы.

Осанка — привычное положение тела ребенка. Она развивается в процессе индивидуального становления на основе наследственных факторов и под воздействием воспитания. Наследственные факторы могут обусловливать сходные варианты осанки у родителей и детей, предрасположенность к определенному виду нарушений осанки. В то же время условия физического воспитания дают возможность не только сформировать соответствующую эстетическим и физиологическим требованиям осанку ребенка, но и исправить, создать новый ее вариант.

Мы всегда говорим о правильной осанке, используя слова «выпрямись», «стой прямо». Говоря это, мы имеем в виду вертикальное положение. Однако если взглянуть на скелет, то можно увидеть лишь два небольших участка спины, имеющих более или менее вертикальное положение: это верхние позвонки шеи и позвонки нижней части корпуса. Кроме них ни один элемент скелета не имеет строго вертикального положения, за исключением кистей рук, которые иногда держатся вертикально. Что же в таком случае мы имеем в виду, говоря «стой прямо»?

«Любая поза приемлема, если она не противоречит закону природы, состоящему в том, что скелет должен противостоять силе тяготения, оставляя мышцы свободными для движения. Нервная система и структура, скелета развивались вместе под влиянием поля тяготения таким образом, что скелет поддерживает тело в поле тяготения без расходования энергии. Если же мышцам приходится выполнять работу скелета, они не только бесполезно расходуют энергию, но отвлечены от выполнения своих основных функций в изменении положения тела, т. е. — движений...

Когда человек ходит, встает, садится, его тело время от времени проходит устойчивую вертикальную позу, не требующую энергии. Хорошая вертикальная осанка возникает в том случае, если тело с минимумом мышечного усилия может двигаться в любом желательном направлении. Вертикальное положение и все, что с ним связано, организуются специальным отделом нервной системы, выполняющим очень сложную работу, у которой только легкие намеки проникают в сознание.

Устойчивая вертикальная поза не имеет готовых связей клеток в нервной системе. Человек с большей свободой приспосабливается к среде, чем животные, которые обнаруживают в этом отношении весьма небольшие вариации, в то время как для человека различия являются правилом, поскольку функция развивается на личном опыте индивидуума», — отмечает М. Фельденкрайз в своей работе «Осознание через движение».

Как свойство развивающегося организма осанка не является статическим понятием и может нарушаться при резком изменении условий внешней среды. Особенно легко это может произойти в дошкольном возрасте, когда осанка еще только формируется.

Под осанкой ребенка понимается привычная поза, свойственная ему в непринужденном положении. С морфологической точки зрения осанка характеризуется формой позвоночника, грудной клетки, взаимным расположением головы, туловища, плечевого пояса, таза, рук и ног, а также развитием мускулатуры. С физиологической точки зрения, осанка является своеобразным навыком, сочетанием условных рефлексов, обеспечивающих сохранение обычного положения тела.

Наиболее действенным методом профилактики патологической осанки является правильное физическое воспитание ребенка. Оно должно начинаться с первого года жизни. Это очень важно, так как осанка формируется с самого раннего возраста. По мере роста малыша постепенно включаются новые средства физического воспитания. К 7 годам у здорового дошкольника позвоночник, как правило, приобретает нормальную форму и соответственно вырабатывается правильная осанка.

Общефизиологическое действие упражнений при их соответствующей дозировке обеспечивает гармоническое развитие мускулатуры ребенка, создает достаточную силовую выносливость мышц, позволяющую длительно сохранять определенную позу в пространстве.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И КОРРЕКЦИИ ОСАНКИ

«Буратино» (старшая группа)

Цель: формирование правильной осанки у вертикальной плоскости.

Ребенок должен представить, что он Буратино, висящий на стене. Карабас-Барабас повесил его за пояс на гвоздик. Но разве Буратино согласится спокойно висеть на стене? Надоело Буратино висеть, и решил он немного размяться.

И. п. — основная стойка у стены, касаясь ее затылком, спиной, ягодицами, пятками.

Поднять руки через стороны вверх — вернуться в и. п. (5—6 раз). Поднять ногу, согнутую в колене, затем вытянуть ее вперед — вернуться в и. п.; то же — другой ногой (5—6 раз).

Приподняться на носочки, словно пытаясь сняться с гвоздика, руки в стороны — вернуться в и. п. (5—6 раз).

Вытянуть правую руку в сторону, не отрывая от стены, поднять левую ногу, не отрывая от стены, сохранять равновесие; то же — в другую сторону (5—6 раз).

Поднять правую ногу, согнутую в колене, и, захватив руками голень, подтянуть колено к груди — вернуться в и. п.; то же — с другой ногой (5—6 раз).

Поднять правую ногу, согнутую в колене, потянуть к ней нос (плечи плотно прижаты к стене), двигаются только шея и голова — вернуться в и. п.; то же — левой ногой (5— 6 раз).

Мелкими шажками, не отрывая пяток от стены, поставить ноги на ширину плеч, руки — на пояс. Касаясь стены затылком, спиной, ягодицами и плечами, наклониться в правую сторону — вернуться в и. п.; то же в левую сторону (3—4 раза).

«Веселый гномик» (старшая и подготовительная группы)

Цель: коррекция сутулости.

В сказочном царстве жил маленький гномик. Ему очень хотелось подрасти и стать высоким и стройным. Отправился он к старому доброму Волшебнику за советом. И что же тот посоветовал? А вот что:

И. п. — основная стойка. Поднимаясь на носки, прогнуться спиной назад, руки поднять вверх ладонями вперед — вернуться в и. п. Повторить в медленном темпе 5—6 раз,

И. п. — основная стойка. Поднимаясь на носки, вытянуть назад соединенные в замок руки, прогнуться спиной назад; фиксировать положение спины — вернуться в и. п. Повторить в медленном темпе 4—5 раз с интервалом в 40— 50 секунд.

И. п. — ноги врозь на ширине плеч, руки на поясе. Наклониться вперед, руки развести в стороны ладонями книзy, прогнуться в пояснице, фиксировать положение спины — вернуться в и. п. Повторить в медленном темпе 4—5 раз с интервалом в 1—2 минуты.

И. п. — стойка на коленях, руки внизу: наклониться назад, прогибаясь в спине, руки поднять вверх-в стороны — вернуться в и. п. Повторить в медленном темпе 5—6 раз с интервалом в 30—40 секунд.

И. п. — стойка на коленях, руки на поясе. Сделать глубокий наклон назад, прогибаясь в пояснице, руки раздвинуты в стороны ладонями кверху; фиксировать положение спины — вернуться в и. п. Повторить в медленном темпе 4— 5 раз с интервалом в 1—2 минуты.

И. п. — лежа на животе, руки вдоль туловища. Прогнуться, руки назад, кисти соединены, приподнять голову, плечи отвести назад — вернуться в и. п. Повторить 5—6 раз в медленном темпе с интервалом в 1—2 минуты.

И. п. — сидя на стуле, руки на поясе. Медленно поднимая голову вверх-назад, прогнуться спиной назад, руки вытянуть вверх ладонями вперед; фиксировать положение спины — вернуться в и. п. Повторить 5—6 раз в медленном темпе с интервалом в 2—3 минуты.

«Принцесса сказочной страны» (старшая и подготовительная группы)

Цель: формирование правильной осанки.

В одной сказке жила-была принцесса, и вот что она думала о себе...

— Я принцесса из далекой сказки, посмотрите, как я хороша!

И. п. — стоя, руки на поясе, мешочек на голове. Медленно подняться на носочки, отвести локти назад, слегка прогнуться. Вернуться в и. п.

— У меня прекрасная осанка и улыбка радостью светла...

И. п. — то же. Слегка прогибаясь, левую (а затем правую) ногу отвести назад на носок. Вернуться в и. п.

— Я могу подняться на носочки, руки в стороны я разведу...

И. п. — основная стойка, мешочек на голове. Подняться на носки, руки в стороны и за голову. Вернуться в и. п.

— Вот мешочек, он с секретом, я его сейчас вам покажу.

И. п. — стоя, ноги вместе, руки в стороны, мешочек в правой руке. Поворот туловища влево (затем вправо), переложить мешочек в левую (правую) руку. Вернуться в и. П.

— Обладает он волшебной силой, помогает делать то, что я хочу.

И. п. — основная стойка, мешочек в правой (потом левой) руке. Подняв согнутую в колене правую (потом левую) ногу, опустить руки и, коснувшись мешочком пятки, переложить его в левую (потом в правую) руку, Вернуться в и. п.

— Помогает мне он быть красивой

И. п. — стоя, ноги вместе, руки внизу, мешочек на голове. Поворот туловища влево (затем вправо), руки в стороны. Вернуться в и. п.

— Гибкой, стройной быть всегда могу...

И. п. — основная стойка, руки на поясе, мешочек на голове. Поднять правую (затем левую) согнутую ногу, разогнуть, согнуть. Вернуться в и. п.

— Поклониться я могу так низко...

И. п. — основная стойка, мешочек в руках за головой. Наклон вперед, руки вниз, коснуться мешочком пола. Вернуться в и. п.

— Гордо, словно цапля, постою.

И. п. — ноги на ширине плеч, руки за спиной мешочек на голове. Согнуть левую (затем правую) ногу в колене. Вернуться в и. п.

— А сейчас я, как цветочек аленький, за лучами солнышка тянусь.

И. п. — стоя на коленях, ноги слегка расставлены, руки в стороны, мешочек в правой (затем левой) руке. Наклоняясь назад, повернуть туловище вправо (влево), положить мешочек на пол между ногами. Вернуться в'и. п.

— А тебя, дружок мой маленький, я обидеть вовсе не хочу.

И. п. — упор сидя, мешочек на полу у правого колена. Поднять прямые ноги, опустить их вправо за мешочком. Вернуться в и. п.

— Гордо, словно ласточка весенняя, покачаю хвостиком на ветру.

И. п. — упор стоя на коленях, мешочек на полу. Выпрямить левую (затем правую) ногу, поднять ее назад. Вернуться в и. п.

— Я тебя, дружочек верный, с головы не уроню.

И. п. — основная стойка, руки вытянуты вперед, мешочек на голове. Приседая на правой (затем левой) ноге, отставить левую (затем правую) ногу назад, как можно дальше. Вернуться в и. п.

— Поиграю я с тобой, дружочек.

И. п. — лежа на спине, мешочек в руках вверху. Сесть, руки вверху. Вернуться в и. п.

— Приседаю, медленно встаю...

И. п. — основная стойка, мешочек на голове. Присесть, руки в стороны. Вернуться в и. п. Присесть и медленно выпрямиться на носках. Вернуться в и. п.

— Словно через речку перепрыгну.

И. п. — основная стойка, мешочек на полу у ног. Прыжки через мешочек вперед и назад.

— По канату в цирке похожу.

Ходьба на месте.

— Снова, как принцесса, гордо, весело я с тобой гуляю на лугу.

Медленная ходьба на месте с мешочком на голове.

«Кукла принца Тутти» (подготовительная группа)

Цель: профилактика и коррекция сколиоза.

— Ты — живая кукла, которую подарили принцу Тутти, но никто не должен об этом догадаться. Движения — синхронные, четкие, мимика лица кукольная (но что ты чувствуешь при этом?).

И. п. — основная стойка. Поднять левую руку вперед, правую отвести назад. Вернуться в и. п. (Повторить 5—6 раз в медленном темпе, с интервалом в 30—40 секунд.)

И. п. — ноги на ширине плеч, левая рука вверху, правая за спиной. Пружинистые наклоны в правую сторону. Вернуться в и. п. (Повторить в медленном темпе 5— 6 раз с интервалом в 30—40 секунд; то же — в другую сторону.)

И. п. — сидя на стуле, руки опущены на колени. Поднять левую руку вверх, правую вытянуть назад вниз, наклониться вправо. Вернуться в и. п. (Повторить в медленном темпе 4—5 раз с интервалом в 1 минуту; то же — в другую сторону.)

И. п. — в упоре на коленях, руки опущены вниз. Правую ногу вытянуть назад, левую руку поднять вверх, прогнуться назад, зафиксировать принятое положение, затем вернуться в и. п. (Повторить 5—6 раз с интервалом в 1—2 минуты; то же — в другую сторону.)

И. п. — лежа на животе, руки согнуты у подбородка. Прогибаясь назад, левую руку вытянуть вперед, правую отвести назад. Вернуться в и. п. (Повторить 5—6 раз с интервалом в 1—2 минуты; то же — в другую сторону.)

КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ, ФОРМИРУЮЩИХ ПРАВИЛЬНУЮ ОСАНКУ

(средняя и старшая группы)

И. п. — основная стойка. Руки перед грудью. С напряжением, рывками руки разводятся в стороны, поднимаются вверх, опускаются вниз. (Повторить 3 раза.)

И. п. — основная стойка. Руки вдоль тела: ребенок медленно поднимает руки вперед и вверх, сцепив их в замок над головой, поднимается на носочки и прогибает спинку. Возвращается в и. п. (Повторить 3—5 раз.)

И. п. — основная стойка. Руки в стороны. Поднимает согнутую в колене ногу с одновременным подъемом рук вверх (носочек тянет, спинка прямая; 5—6 раз каждой ногой).

И. п. — основная стойка. Активное вытяжение. Спинка прямая, руки над головой в замке. Ходит с напряженно вытянутой спинкой на носочках (1—2 минуты).

И. п. — основная стойка. Спокойно, очень медленно, плавно на вдохе поднимает руки вверх, потягивается. На выдохе плавно опускает руки через стороны вниз (4—5 раз).

Сидя на коленях

И. п. — сидя на пяточках. Руки на коленях. Встать на колени. С напряжением, рывком поднять обе прямые руки вверх, опустить вниз, живот подтянут (5—6 раз по 2 рывка).

И. п. — сидя на пяточках. Встать на колени. Руки поднимать медленно с напряжением вверх, потягиваясь, отклоняя туловище назад (4 раза).

И. п. — сидя на коленях, руки внизу. Через стороны медленно на вдохе поднять руки вверх, на выдохе опустить (6 раз).

Лежа на спине (с мячиками)

И. п. — лежа на полу, руки вдоль тела внизу, спина, затылок плотно прижаты к полу, в руках маленькие мячи. Медленно, на вдохе руки с мячами поднимаются через стороны вверх (руки скользят по полу). На выдохе возвращаются в и. п. (5—6 раз).

И. п. — то же. Поднять руки с мячами перед собой, ноги поднять одновременно вверх. Плавно возвратиться в и. п. (5—6 раз).

И. п. — лежа на спине. С напряжением поднять руки с мячами вперед-вверх, возвратиться в и. п. (5—6 раз).

И. п. — лежа на спине, руки с мячами на ширине плеч, ноги полусогнуты в коленях. На вдохе правую руку с мячом положить на грудь, левую — на живот. При выдохе возвратиться в и. п. (5—6 раз).

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ СКОЛИОЗА (старшая группа)

Ходьба с движением рук, ходьба на носках.

И. п. — основная стойка. Медленное поднимание рук вверх — вдох, опускание — выдох.

И. п. — основная стойка. Руки на поясе. Сгибание ноги в колене, подтягивание к животу — возврат в и. п. Затем то же другой ногой. (Повторить по 3—4 раза каждой ногой.)

И. п. — основная стойка. Руки перед грудью. Разведение рук в стороны — вдох, возврат в и. п. — выдох (3— 4 раза).

И. п. — лежа на спине. Руки вдоль тела. Движения ногами — «Велосипед» (1—2 минуты).

И. п. — лежа на животе. Подтянуться, оттягивая носки ног и вытягивая руки вверх до предела — вдох; расслабиться — выдох (3—4 раза).

И. п. — лежа на спине. Руки вдоль тела, ноги плотно прижаты друг к другу. Выгибание всем корпусом вправо, словно лук, руки и, ноги тянутся влево — вдох, возврат в и. п. — выдох. Тоже — в другую сторону (3—4 раза).

И. п. — стоя лицом к гимнастической стенке, взяться руками за рейку на уровне плеч. Глубокое приседание и возврат в и. п. (3—4 раза).

И. п. — стоя, руки на поясе, на голове мешочек с песком. Полуприседания с вытягиванием рук в стороны (4—5 раз).

И. п. — стоя, руки в стороны, на голове мешочек с песком. Ходьба на носочках.

Стоя в кругу, взяться за руки («Воротики»). Поднимание рук вверх с одновременным подъемом на носочки — вдох, возвращение в и. п. — выдох (4—5 раз).

Стоя в кругу, взяться за руки. Одновременное приседание с прямой спиной (3—4 раза).

УПРАЖНЕНИЯ, ИСПРАВЛЯЮЩИЕ ОСАНКУ

(подготовительная группа)

И. п. — то же. Приподнять голову и грудную клетку над полом, слегка прогнуться. Потянуться лбом к правому локтю, коснуться; затем то же —к левому локтю. Возвратиться в и. п. (дыхание свободное).

И. п. — лежа на животе, правая рука вверху, левая внизу. Прогнуться, сделать два пружинистых движения назад, возвратиться в и. п. Сменить положение рук. (2—3 раза каждое движение).

И. п. — лежа на животе, голова на тыльной стороне кистей. Приподнять голову, повернуть вправо, правой рукой сделать козырек, из-под которого глядит «впередсмотрящий». Возврат в и. п. То же — в левую сторону (2—3 раза каждый поворот).

И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Медленно поднять ноги вверх перпендикулярно полу, затем вместе и поочередно поиграть пальчиками ног, как бы подбрасывая мячик. И1фы зафиксированы, двигаются только стопы (1—2 минуты).

И. п. — лежа на спине. Поднять руки вперед, вытягивая попеременно то левую, то правую как можно дальше, не отрываясь от пола.

И. п. — то же, руки вытянуты вверх. Поочередно повернуть в одну и в другую сторону верхнюю часть тела усилием брюшных мышц. Бедра прижаты к полу.

И. п. — сидя, ноги врозь, руки вверху. Выполнять круги попеременно правой, затем левой рукой. Взглядом следить за движением рук.

И. п. — то же. Сделав глубокий вдох, наклониться вправо, правая рука касается пола, левая над головой. Возвратиться в и. п. Повторить то же влево.

И. п. — стоя на коленях, руки вверху. Выполнить два пружинистых движения руками назад. Возвратиться в и. п.

И. п. — стоя на коленях, ноги врозь, руки на поясе, ('есть на правое бедро, руки влево. Затем то же — в другую сторону.

И. п. — стоя на коленях, руки на поясе. Повернуть туловище направо, коснуться рукой правой пятки, возвратиться в и. п. То же — в другую сторону.

И. п. — сидя по-восточному (согнутые ноги перекрещены, колени наружу). Правая рука согнута за спиной, левая вверху. Наклониться вправо, сделать несколько пружинистых движений в наклоне, возвратиться в и. п. То же — в другую сторону.

И. п. — сидя по-восточному, руки на затылке. Наклониться вправо, выпрямиться, наклониться влево, выпрямиться.

И. п. — то же. Пружинистыми движениями поворачиваем туловище направо и налево.

ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ

ОСАНКИ

  1. «Малютка» (средняя группа)

И. п. — лежа на спине, руки вытянуты вдоль тела, ноги плотно прижаты друг к другу. Ребенку предлагается представить себя малышом грудничкового возраста, изобразить его настроение и движения.

Подъем ног, согнутых в коленях, подтягивание стоп к лицу, непроизвольные движения руками и ногами в воздухе, гуление, поднятие головы (не отрывая плеч от пола), повороты ее в стороны, проявление эмоций радости, импровизация плача со звуком «уа-уа», имитация движения губ, сосущих соску.

  1. «Жучок» на спинке» (старшая группа)

И. п. — лежа на спине, руки и ноги в свободном положении. Представим, как с ветки на землю упал жучок, но упал неудачно. Оказался на спинке и пытается перевернуться на животик, чтобы уползти.

Изображение барахтанья лапками в разные стороны. Раскачивание на спинке с боку на бок (боковая качалочка). Попытка рывком перевернуться на бок, а затем встать на локти и колени. Во время барахтанья не помогать головой и плечами, раскачиваться всем туловищем.

В конце игры ребенка можно спросить: «Какая часть тела поддается раскачиванию легко, а какая остается неподвижной?», «Какой ты жук?», «Что у тебя есть (лапки, крылышки, панцирь)?», «Каково твое настроение?»

  1. «Кто там?» (старшая группа)

И. п. — сидя на стульчике со

спинкой. Ребенок садится на стульчик так, чтобы спинка стульчика была сбоку. Обеими руками он держится за спинку (по центру), локти опущены вниз. Бедром плотно прижимается к спинке стульчика по всей ее ширине. Стопы вместе.

На вопрос: «Кто там?» — ребенок поворачивается всем туловищем вдоль спинки стульчика, помогая напряжением бедра и рук и пытаясь как можно больше развернуться спиной и головой, чтобы увидеть, «кто же там». Вернуться в и. п. (3— 4 раза).

То же самое упражнение, только ребенок садится к спинке стульчика другим боком (при этом снимается напряжение и нижних отделах позвоночника).

В конце игры ребенка спрашивают: «Как ты чувствовал спой позвоночник; в какой части спины было напряжение; что изменилось после поворота?»

«Не расплескай воду» (подготовительная группа)

И. п. — стоя, ноги вместе. Руками на лопатках держится палка (коромыслом). Ребенок представляет, что необходимо зачерпнуть ведрами воду из колодца и донести ее до дома.

Наклон в правую, а затем в явную сторону (импровизация зачерпывания воды). Гордой легкой походкой он передвигается с «коромыслом» по залу.

Условия: палку-коромысло можно держать двумя руками на уровне плеч, шире плеч, одной рукой, но в любом случае она должна быть перпендикулярна по отношению к телу и параллельна полу.

Жюри из состава детей оценивает самую красивую походку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правильная осанка и профилактика нарушений осанки.

Помощь молодым родителям. Как правильно формировать правильную осанку у детей....

«Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»

«Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»...

Инновационный педагогический проект «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»

Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности...

Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности

Разработка инновационных оздоровительно – профилактических технологий для нашего ДОУ – первоочередная и своевременная задача. Актуальность выбранной работы определена особой социально &nda...

Правильная осанка и профилактика нарушений осанки

Уважаемые родители! Кого по-настоящему волнует здоровье наших детей? Правильно – только нас. Только мы сами можем создать оптимальные условия для физического развития ребёнка, воспитать правильн...

Нарушения профилактик нарушения осанки.

    Осанка – это то, как мы сидим, или стоим....