пальчиковая гимнастика
картотека

пальчиковая гимнастика - упражнение длы развития мелкой маторики рук,памяти и внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya_gimnastika.docx40.62 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад

Этот пальчик хочет спать, (загибаем большой палец) Этот пальчик прыг в кровать, (указательный)

Этот пальчик прикорнул, (средний) Этот пальчик уж уснул (безымянный) Встали пальчики. Ура! (мизинец)

В детский сад идти пора! (разжимаем кулак)

Овощи

У девчушки Зиночки Овощи в корзиночке:

(Дети делают ладошки «корзинкой») Вот пузатый кабачок,

Положила на бочок, Перец и морковку, Уложила ловко, Помидор и огурец.

(Сгибают пальчики, начиная с большого) Наша Зина - молодец!

(Показывают большой палец).

Фрукты

Большой пальчик яблоки трясѐт.

(Кисти сжаты в кулак, разгибаем большой пальчик.) Второй их собирает.

(Разгибаем указательный палец.)

Третий их домой несѐт.

(Разгибаем средний палец) Четвѐртый высыпает.

(Разгибаем безымянный.) Самый маленький – шалун. (Разгибаем мизинец)

Всѐ, всѐ, всѐ съедает.

Фрукты

Будем мы варить компот,

(Левая рука – «ковшик», правая имитирует помешивание.)

Фруктов нужно много вот: Будем яблоки крошить,

(Загибают пальчики начиная с большого.)

Грушу будем мы рубить, Отожмѐм лимонный сок, Слив положим на песок. Варим, варим мы компот.

(Опять «варят» и «помешивают».)

Угостим честной народ.

(Развести руки в стороны.)

Овощи

Мы капусту рубим-рубим, Мы капусту солим-солим, Мы капусту трѐм-трѐм,

Мы капусту жмѐм-жмѐм. (Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерѐдное поглаживание подушечек пальцев,

потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки)

Овощи

Тянут, тянут бабка с дедкой

(Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги)

Из земли большую репку: Вот пришла бы наша внучка, Помогла б собачка Жучка.

Где же кошка, мышка – крошка?

(Одноимѐнные пальцы прикасаются друг к другу.)

Хоть держалась крепко,

Вытянута репка

Осень

Ветры яблони качают.

Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы), пальцы разведены в стороны (кроны яблонь). Покачивать руками.

Листья с веток облетают.

Кисти рук расслабленны, расположены параллельно столу. Плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность стола (листья опадают).

Листья падают в саду, Их граблями я гребу.

Пальцы обеих рук подушечками опираются о поверхность стола (грабли). Приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу граблями

Деревья осенью

Листопад, листопад! Листья по ветру летят:

Руки поднять вверх. Покачивая кистями из стороны в сторону, медленно опускать руки (листья опадают).

С клѐна – кленовый,

Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны.

С дуба – дубовый,

Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу.

С осины – осиновый,

Указательный и большой соединить в виде колечка.

С рябины- рябиновый.

Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны.

Полны листьев лес и сад То-то радость для ребят

ГРИБЫ

«Этот пальчик» Этот пальчик в лес пошел, Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик жарить стал, Этот пальчик все съел, Оттого и потолстел.

(Массируют поочередно пальчики, начиная с мизинца.)

ГРИБЫ

Красный-красный мухомор - (Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба.)

Белых крапинок узор. (Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки

показываем «крапинки».)

Ты красивый, но не рвѐм! (Погрозили пальчиком.) И в корзинку не берѐм! (Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.)

ГРИБЫ

Вылезли на кочке (Мизинец правой руки.)

Мелкие грибочки (Безымянный палец правой руки. ) Грузди и горькушки (Средний палец правой руки. ) Рыжики, волнушки. (Указательный палец правой руки. )

Даже маленький пенѐк (Большой палец правой руки. )

Удивленья скрыть не мог (Большой палец левой руки. )

Выросли опята, (Указательный палец левой руки). Скользкие маслята, (Средний палец левой руки. ) Бледные поганки

Встали на полянке (Мизинец )

ГРИБЫ

Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу.

Мы идем грибы искать.

Этот пальчик в лес пошел, (Загибают по одному пальчику,) Этот пальчик гриб нашел, (начиная с мизинца.)

Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик жарить стал, Этот пальчик все съел, Оттого и потолстел.

Народная игрушка

У Матрешиной сестрицы Ритмичные удары пальцами правой руки,

начиная с указательного, по левой ладони.

По деревне небылиц Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по правой ладони.

Ходит утка в юбке, На каждое название животного загибают

В теплом полушубке, пальцы на руках, начиная с больших.

Курочка — в жилете, Петушок — в берете,

Коза — в сарафане,

Народная игрушка

Мы — красавицы матрешки, Разжимают кулачки, шевелим пальчиками.

Разноцветные одежки.

Раз — Матрена, два — Милаша, Загибают поочередно пальцы на правой руке, начиная с большого пальца.

Мила - три, четыре — Маша Маргарита — это пять.

Нас нетрудно сосчитать. Разжимают кулачки 2 раза.

Заинька — в кафтане,

А всех их пригоже Ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши и

Корова в рогоже. удары кулачками.

Я и моя семья

Знаю я, что у меня (поднимают руку ладонью к себе Дома дружная семья: и в соответствии с текстом Это – мама, в определенной последовательности загибают пальцы:

Это – я, сначала безымянный, затем мизинец, указательный палец,

Это – бабушка моя, средний и большой)

Это – папа, Это – дед.

И у нас разлада нет.

Я и моя семья

Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем. Движения по тексту

Мы белье теперь стираем Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом – И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем, Двери настежь открываем, Маму крепко обнимаем

!

Я и моя семья

Много мам на белом свете, (разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи) Всех их очень любят дети

Я и моя семья

Этот пальчик - дедушка, (выставляем большой пальчик)

Этот пальчик - бабушка, (выставляем указательный пальчик)

Этот пальчик - папочка, (показываем средний пальчик) Этот пальчик - мамочка, (безымянный пальчик)

Этот пальчик - я, (показываем мизинец)

Вот и вся моя семья! (ритмично сжимаем и разжимаем руку, а в заключении распрямляем все пальчики).

Части тела

Тише, тише не шумите»

Этот пальчик хочет спать Загнуть большой палец Этот пальчик лег в кровать Загнуть указательный палец

Этот пальчик чуть вздремнул Загнуть средний палец

Этот пальчик уж уснул Загнуть безымянный палец Этот крепко-крепко спит Загнуть мизинец

Тише, тише, не шумите… Погрозить пальцем

Солнце красное взойдет, Утро ясное придет, Будут птицы щебетать, Будут пальчики вставать!

Разогнуть кулачек.

Я и моя семья

Как у нас семья

Большая да веселая (топают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок попеременно)

Два у лавки стоят, (Загибают большие пальцы)

Два учиться хотят. (Загибают указательные пальцы) Два Степана сметаны объедаются. (Загибают средние пальцы)

Две Дашки у кашки питаются. (Загибают безымянные пальцы)

Две Ульки в люльке качаются. (Загибают мизинцы)

Предметы гигиены

Ах вода, вода, вода!        (ритмично потираем ладошки имитируя «мытье рук»)

Будем чистыми всегда!

Брызги-вправо, брызги – влево! (пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить        пальчики, как бы стряхивая воду)

Мокрым стало наше тело!

Полотенчиком пушистым (энергичные движения имитируют поочередное вытирание каждой руки полотенцем)

Части тела

У меня есть голова Грудь, живот, а там спина Ножки чтобы поскакать,

Ручки чтобы поиграть

( указываем на части тела)

Вытрем ручки очень быстро

Пришла зима

Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять. («Идѐм» по столу указательным и средним пальчиками)

Бабу снежную лепили, («Лепим» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)

С горки мы потом катались, (Проводим указательным пальцем пр.р. по ладони л.р.)

А ещѐ в снегу валялись. (Кладѐм ладошки на стол то одной стороной, то другой)

Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки)

Съели суп и спать легли. (Движения

воображаемой ложкой, руки под щѐки

Зимующие птицы

Прилетайте, птички! Сала дам синичке. Приготовлю крошки Хлебушка немножко. Эти крошки – голубям,

Эти крошки – воробьям.

Галки да вороны, Ешьте макароны

«зовущие» движения пальцев 4 раза-«режущие» движения одной ладони по другой пальцы щепоткой – «крошим

хлеб», тереть подушечки пальцев друг о друга вытянуть вперѐд правую руку с раскрытой ладонью то же – левой рукой

Зимние забавы

Лепим мы из снега ком,

(Дети сжимают и разжимают кисти рук)

Из комочков слепим дом.

(Соединяют кончики пальцев рук, слегка разводят ладони в стороны)

Звери будут в доме жить,

(Хлопают в ладоши)

Веселиться и дружить,

Вместе домик сторожить (соединяют руки в «замок»)

Зимние забавы

Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики. Мы с тобой снежок слепили. Дети "лепят".

Круглый, крепкий, очень гладкий Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую.

И совсем-совсем не сладкий. Грозят пальчиком. Раз — подбросим, "Подбрасывают".

Два — поймаем, "Ловят". Три — уроним "Роняют". И... сломаем. Топают.

Зимние забавы

Давай, дружок, смелей, дружок!

(Дети лепят воображаемый ком и катят его от себя)

Кати по снегу свой снежок – Он превратится в толстый ком. (Рисуют в воздухе круг)

И станет ком снеговиком.

(Дети рисуют три разные по величине круга снизу вверх)

Его улыбка так светла!

(Прикладывают ладони к щекам, изображая широкую улыбку)

Два глаза, шляпа, нос, метла...

(Дети показывают указательными пальцами глаза, ладонью – шляпу, кулачком правой руки – нос и

воображаемую метлу)

Но солнце припечѐт слегка – (Дети поднимают руки вверх) Увы! И нет снеговика!

(Поднимают плечи и разводят руки в стороны, затем садятся на корточки, закрывая голову

Зимующие птицы

Сколько птиц к кормушке нашей. Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Дятел в пестрых перышках. Всем хватило зернышек.

Ритмично сжимают и разжимают кулачки. Загибание пальчиков, начиная с большего. Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Зима пришла

Копаю, копаю лопаткой снежок (имитируем движения),

Построю из снега домок-теремок (над головой из

ладошек делаем крышу).

Новый год. Игрушки

Посмотри: на нашей елке (сложить ладошки вместе)

Очень колкие иголки.

От низа до макушки (показываем низ и верх)

Висят на ней игруш гики —

И окна, и двери я вырублю в нем, Почищу дорожки, посыплю песком.

А зайке скажу: «Приходи ко мне жить! Мы будем, зайчишка, с тобою дружить

Звездочки и шарики, (сложить две руки, словно шарик)

Яркие фонарики (крутим фонарики).

Одежда

Маша варежку надела:

«Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал». Сжать пальцы в кулачок. Маша варежку сняла: Все пальцы разжать, кроме большого.

«Поглядите – ка, нашла! Разогнуть большой палец. Ищешь, ищешь и найдѐшь, Сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец.

Здравствуй, пальчик, как живѐшь?

Новый год. Игрушки

Перед нами ѐлочка: Показывают «ѐлочку»: руки, согнутые в локтях, перед собой; пальцы рук переплетены, большие пальцы, поднятые вверх, - верхушка «ѐлочки».

Шишечки, иголочки, Показывают «шишечки» - сжатые кулачки и «иголочки» - растопыренные пальцы.

Шарики, фонарики, Показывают «шарики»: ладошка –

«полуковшик» со слегка раздвинутыми пальцами обращена вверх; «фонарики»: так же сложенные ладошки

обращены вниз.

Зайчики и свечки, Показывают «зайчиков» - кулачки с поднятыми указательным и средним пальцами; «свечки» - сложенные ладони со сведѐнными пальцами.

Звѐзды, человечки. Показывают «звѐзды» - сложенные

ладошки с растопыренными пальцами; «человечков» - положение «ушки» вниз

Одежда

В шапочках желтых мы стали цыплята, Ребенок машет руками, как цыпленок крылышками.

В шапочках белых мы стали зайчата, Показывает заячьи ушки

В шапочках красных мы стали грибочки, В шапочках черных – черника на кочках,

Обувь

Раз, два, три, четыре, пять Будем обувь считать:

Раз – туфли, Ребенок загибает пальцы на руке.

Два – сапожки, Три ботинки,

Четыре – босоножки

Присаживается на корточки.

В шапочках синих дождинками стали

Встает, ставит руки на пояс.

И по дорожкам легко поскакали. Прыгает вперед на двух ногах.

И, конечно, тапки – пять. Ножкам надо отдыхать.

Обувь

Как у нашей кошки (Загибают по одному пальчику), начиная с больших,

На ногах сапожки (на обеих руках на каждое название обуви).

Как у нашей свинки На ногах ботинки. Как у пса на лапках Голубые тапки.

А козленок маленький Надевает валенки.

А сыночек Вовка — Новые кроссовки.

Вот так. Вот так. Ритмично выполняют хлопки ладонями и удары кулачками.

Новые кроссовки.

Одежда

Я перчатку надеваю, Я в неѐ не попадаю.

Поглаживают по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатки.

Сосчитайте-ка ребятки, Сколько пальцев у перчатки.

Начинаем вслух считать: Раз, два, три, четыре, пять.

Загибают пальчики

Головные уборы

Белый пух, снежный пух, Все-все-все в пуху вокруг.

Пух на шапках (показываем на названные вещи),

Пух на шубках, Пух на бровках,

Мой дом

Дети загибают на обеих руках пальцы: по одному пальцу на каждое двустишье.

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надёжный дом. Не страшны зимой метели

Пух на губках.

Как щекотно — ух! (щекочем талию) Кто щекочет — пух!

Белочке в дупле на ели. Под кустами ёж колючий Нагребает листья в кучу. Из ветвей, корней, травы

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый, До весны сосёт там лапу. Есть у каждого свой дом, Всем тепло уютно в нём.

Ударяют ладонями и кулачками поочерёдно

Части тела

Это глазки. Вот, вот. Это ушки. Вот, вот. Это нос, это рот.

Там спинка. Тут живот. Это ручки. Хлоп-хлоп. Это ножки. Топ- топ. Ох устали вытрем лоб!

Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом.

Дом

Я хочу построить дом,

(Руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нѐм,

(Пальчики обеих рук соединить в кружочек

Чтоб у дома дверь была,

(Ладошки рук соединяем вместе вертикально

Рядом чтоб сосна росла.

(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял, Пѐс ворота охранял,

(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

Солнце было, дождик шѐл

(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвѐл

(Соединяем вместе ладошки и медленно

Зима пришла

Ла-ла-ла, ла-ла-ла, Туча по небу плыла.

Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить в форме шара (туча).

Вдруг из тучи над землѐй Полетел снежинок рой.

Руки поднять вверх, пальцы развести в стороны. Поворачивать кисти, медленно опуская руки (снежинки летят).

Ветер дунул, загудел –

Подуть на кисти рук (губы округлить и слегка вытянуть вперѐд).

Рой снежинок вверх взлетел.

Встряхнуть кистями рук, поднимая вверх, вращать ими (снежинки летят).

Ветер с ними кружится, Может быть подружится.

Вращать кистями, попеременно скрещивая руки.

Домашние птицы

Есть у курицы цыплѐнок, У гусыни есть гусѐнок,

У индюшки – индюшонок, А у утки есть утѐнок.

Большим пальцем поочерѐдно касаться остальных, начиная с мизинца.

У каждой мамы малыши, Все красивы хороши!

Показать все пальчики, «играя» ими.

Домашние птицы

Наш красивый петушок

Обе руки сжаты в кулачки.

Кверху поднял гребешок.

Разжать ладони.

Крылышками машет.

Кистями помахать в воздухе.

Домашние птицы

Петушок, петушок, - (соединить на руке указательный и большой палец)

Золотой гребешок, - (сделать «замок» из пальцев) Масляна головушка, – (погладить рукой по голове) Шелкова бородушка, - (погладить рукой по подбородку)

Что ты рано встаешь,

На лужайке пляшет.

Крошки хлебные клюѐт.

Указательными пальцами постучать по столу.

Пѐстрых курочек зовѐт.

Кистями рук сделать манящие движения.

Что ты звонко поешь,

Деткам спать не даешь? – (закрыть глаза и сложить ладони под щеку

Домашние животные и их детеныши

Повстречались два котѐнка: Мяу-мяу! Два щенка: ав- ав! Два жеребѐнка: иго-го! Два теленка: Два быка: му- у! Посмотри, какие рога! На каждую строчку

соединять поочерѐдно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. Показать «рога», вытянув указательные пальцы и мизинцы

Домашние животные и их детеныши

Кот на печку пошёл»

Кот на печку пошѐл,

Пальчики «шагают».

Горшок каши нашѐл.

«Горшок из ладошек».

На печи калачи,

Ладошки «лепят калачи»

Как огонь горячи.

Подуть на ладошки.

Пряники пекутся, Коту в лапы не даются.

Погрозить пальчиком.

Домашние животные и их детеныши

У собаки острый носик, Есть и шейка,

Есть и хвостик.

Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх, указательный, средний, безымянный вместе.

Мизинец        попеременно        опускается        и        поднимается

Домашние животные и их детеныши

Шла коза по мостику И виляла хвостиком, Зацепилась за перила,

Прямо в речку угодила (Движение по тексту)

(«лает собака»)

Транспорт

Один-два-три-четыре-пять, Буду транспорт я считать:

Автобус, лодка и мопед, Мотоцикл, велосипед, Автомобиль и самолѐт,

Корабль, поезд, вертолѐт ( загибают пальчики)

Домашние животные и их детеныши

Шла собака через мост (изображаем всеми пальцами шагающую собаку – средний палец оттопырен вперѐд (голова, остальные идут по столу)

Четыре лапы, пятый — хвост (показываем четыре пальца, поднятые вверх, большой прижат к ладони. На слово

«пятый» зажимаем все пальцы, а большой поднимаем вверх)

Если мост обвалился (две ладони ставим вместе тыльной стороной вверх, ладони касаются кончиками пальцев – это будет мост. Изобразите, как мост обваливается) .

То собака свалится (Разведите руки в стороны и пожмите плечами, как бы изображая удивление, недоумение) .

Чтоб ей не потонуть, ты беги ее тянуть (шагаем двумя пальцами правой руки. Затем тянем за указательный палец левой руки)

Мамин день

Ой, в нашем цветнике Большой цветок на стебельке.

Раскрывать и закрывать кулачок, пальчики, будто лепестки.

От ветерка качается,

Движения руками вправо-влево.

И мне улыбается! Я мамочку поцелую

И цветочек подарю ей!

Мамин день

Кто ещѐ радуется солнышку?

Радуется дедушка, Радуется бабушка, Радуется мамочка, Радуется папочка, Очень радуюсь я.

Рада солнцу вся семья!

Выполнение по образцу за педагогом движений: на каждую строку дети загибают пальчик, 6 строка –

Мимика, жесты.

сжимать и разжимать кулачок.

Мамин день

Мамочка, мамочка Поочерѐдно загибаем пальчики

Любимая моя, правой руки, начиная с большого,

Ведь ты знаешь, мамочка, затем то же на левой руке.

Как я люблю тебя. Правую руку сжать в кулак, ладошкой левой крепко его обхватить.

Мамин день

Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем. Движения по тексту Мы белье теперь стираем

Полощем, отжимаем. Подметаем все кругом – И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем, Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем

Мамин день

Много мам на белом свете, (разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи) Всех их очень любят дети!

Весна пришла

Птичка, птичка, прилетай! Весну - красну зазывай!

Птичка крылышками машет, Веселит детишек наших!

Дети показывают движениями кистей рук как летит птичка.

Весна пришла

К нам весна пришла, Цветы красивые принесла!

Ручки протягивают вперѐд «с букетом».

В палисадник мы пошли И венок себе сплели!

Пальчики двигаются, будто плетут венок.

Перелетные птицы

Птички полетели, Крыльями махали, На деревья сели, Вместе отдыхали. Большой палец отгибают в горизонтальное положение, сверху присоединяют

сомкнутые прямые остальные пальцы. Машут ладонями с широко раскрытыми пальцами. Руки вверх, все пальцы

широко расставлены. Большие пальцы отгибают (как движения в первой строчке.

Растительный мир весной

На пригорке вырос мак, Он склонил головку так.

Бабочка над ним порхает, Быстро крыльями

мелькает. Кисти рук перекрестить, помахать, как бабочка, крылышками.

Животный мир весной

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо) Потянулся он со сна (Потягивания — руки вверх) К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил (Вращения головой)

Наклонился взад — вперед (Наклоны взад-вперед) Вот он по лесу идет (Идем вперевалку)

Ищет мишка корешки

И трухлявые пеньки (Приседаем, повороты головой влево- вправо)

В них съедобные личинки-

Для медведя витаминки (Наклоны: правой рукой коснуться левой ноги, потом наоборот).

Перелетные птицы

Мы лепили куличи. Прилетели к нам грачи. Первый грач испек пирог, А второй ему помог. Третий грач накрыл на стол, А четвертый вымыл пол, Пятый долго не зевал И пирог у них склевал. Раз, два, три, четыре, пять, Выходи грачей считать. «Лепить

пирожок» «Помахать крыльями» Загибать пальчики по очереди на одной руке. Загибать пальчики на другой руке

Продукты питания

Будем мы варить компот,

Левая рука – «ковшик», правая имитирует помешивание.

Фруктов нужно много вот: Будем яблоки крошить,

Загибают пальчики начиная с большого.

Грушу будем мы рубить, Отожмѐм лимонный сок, Слив положим на песок. Варим, варим мы компот.

Опять «варят» и «помешивают».

Угостим честной народ.

Развести руки в стороны.

Продукты питания

Падал снег на порог. Кот слепил себе пирог. А пока лепил и пек, Ручейком пирог утек. Пирожки себе пеки Не из снега – из муки. 2 раза медленно опускают ладони на стол. Прижимают ладонь к ладони

«лепят» пирог. «Бегут» пальчиками по столу. Прижимают ладонь к ладони «лепят» пирог.

Продукты питания

Бублик Баранку, Батон И буханку Пекарь из теста Испѐк спозаранку. Большой и указательный пальцы образуют круг. Большой и средний пальцы образуют круг. Большой и безымянный пальцы образуют круг . Большой и мизинец образуют круг. Имитация лепки хлеба.

Посуда

Маша кашу наварила, Маша кашей всех кормила. Положила Маша кашу Кошке - в чашку, Жучке – в плошку, А коту – в большую ложку. В миску курицам, цыплятам И в корытце поросятам. Всю посуду заняла, Все до крошки раздала. Указательным пальцем правой Руки мешают в левой ладошке.

Загибают пальчики на обеих руках. Разжимают кулачки. Сдувают «крошки» с ладошки.

Посуда

Посуду моет наш Антошка, Моет вилку, чашку, ложку,

Потирать ладошки друг об друга («мыть посуду»).

Вымыл блюдце и стакан И закрыл покрепче кран.

Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Выполнять имитирующие движения

Мебель

Мебель я начну считать: Кресло стол, диван, кровать,

Пальцы обеих рук поочерѐдно зажимать в кулачки.

Полка, тумбочка, буфет, Шкаф, комод и табурет. Много мебели назвал – Десять пальчиков зажал!

Поднимать зажатые кулачки вверх.

Мебель

Раз, два, три, четыре, Много мебели в квартире.

Ритмично сжимать и разжимать кулачки.

В шкаф повесим мы рубашку, А в буфет поставим чашку. Чтобы ножки отдохнули, Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали, На кровати мы лежали.

Загибать        пальчики,        начиная        с        больших,        на        каждое название мебели.

А потом мы с котом Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили. Много мебели в квартире!

Ритмично попеременно хлопать в ладоши и стучать кулачком о кулачок.

Мебель

Ножки, спинка и сиденье – Вот вам стул на удивленье.

Левая ладонь – вертикально вверх. К еѐ нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе)

Насекомые

Пау – пау – паучок, Паутиновый бочок, Паучок всё вверх ползёт, Паутинку он плетёт. Паутинка хоть тонка – Крепко держит мотылька. Образовать пальцами рамку. Затем соединить пальцы обеих рук в замок. Не разжимая

замка, поднять пальцы и помахать ими как крылышками

Насекомые

Дружно пальчики считаем- Насекомых называем:

Сжимать и разжимать кулачки.

Бабочка, кузнечик, муха, Это жук с зелѐным брюхом.

Поочерѐдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.

Это кто же тут звенит? Ой, сюда комар летит!

Вращать мизинцем.

Прячьтесь!

Спрятать руки за спину.

Насекомые

Бабочка-коробочка, Улетай под облачко.

Там твои детки На берѐзовой ветке.

Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Имитировать полѐт «бабочки».

Цветы

Наши алые цветки Распускают лепестки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Головой качают, Тихо засыпают. Медленно разжимать пальцы из кулачков, покачивать кистями рук вправо – влево, медленно сжимать пальцы в кулаки, покачивать кулаки

вперѐд – назад.

Цветы

АХ! Какие хризантемы!

Мы сорвѐм их без проблемы. Ух! Охапку мы набрали Эх! Прихватим и для Вали!

Эхе – хе… цветов не стало, Их и раньше было мало.

Ох, зачем мы их сгубили?

Ведь не мы же их растили. Пальцами показать, как цветок распускается. Обеими руками срываем цветы. Обеими руками показать охапку. Махнуть рукой и рвать цветы дальше.

Удивленно пожать плечами. Развести руки в стороны. Прижать к щекам обе руки и горестно покачать головой. Пальчиковая гимнастика

Цветы

На пригорке вырос мак, Он

склонил головку так. Бабочка над ним порхает, Быстро крыльями мелькает.

Кисти рук перекрестить, помахать, как бабочка, крылышками..

Лето

В прятки пальчики играют

Сжимать и разжимать пальцы рук.

И головки убирают,

Открывать и закрывать глаза.

Словно синие цветки, Распускают лепестки

Сводить и разводить пальцы «веером».

Наверху качаются, Низко наклоняются.

Качание и наклоны кистей вправо-влево.

Колокольчик голубой Поклонился, повернулся

К нам с тобой.

Круговые движения кистями.

Колокольчики-цветы Очень вежливы, а ты?

Повороты кистями вправо-влево, ладони сверху опустить на

стол.

Лето

Что делать после дождика?

Соединяем по очереди все пальцы с большими.

По лужицам скакать!

Щѐпоть        одной        руки        приставляем        в        центр ладони другой.

Что делать после дождика?

Соединяем все пальцы рук с большими.

Кораблики пускать!

Рисуем обеими руками восьмѐрку.

Что делать после дождика?

Соединяем все пальцы с большими.

На радуге кататься!

Руки        перед        грудью,        кисти        опущены        вниз, каждая рука очерчивает дугу.

Что делать после дождика?

Соединяем все пальцы с большими.

Да просто улыбаться!

Улыбаемся.

Насекомые

Божьей коровки папа идѐт, Следом за папой мама идѐт, За мамой следом детишки идут, Вслед за ними малышки бредут. Красные юбочки носят они, Юбочки с точками чѐрненькими. На

солнышко они похожи, Встречают дружно новый день. А если будет жарко им, то спрячутся все вместе в тень. Всеми пальцами правой руки шагать по столу. Всеми пальцами левой руки шагать по столу. Шагаем обеими руками одновременно.

Поджать ладони, пальцы плотно прижаты. Постучать указательными пальцами по столу. Изобразить пальцами солнышко. Спрятать пальцы обеих рук в кулачки

Игрушки

Покажу я вам игрушки: Это курочки пеструшки,

Указательный и большой пальцы каждой руки соединить подушечками (клюв), остальные пальцы направить вверх и слегка согнуть

(гребешок).

Это зайка,

Средний и указательный пальцы правой руки направить вверх (ушки зайца), остальные прижать к ладони.

Это пѐс.

Ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса), большой палец направлен вверх (ушко).

Вот машинка без колѐс.

Правую ладонь сложить в виде пригоршни и накрыть ею ладонь левой руки.

Это книжки-раскладушки. Вот и все мои игрушки.

Руки рѐбрами поставить на стол, ладони прижать друг к другу, а затем раскрыть.

Детский сад

Встали пальчики» Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик - прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж заснул.

Тише, тише, не шуми, Пальчики не разбуди. Встали пальчики –

«Ура!» В детский сад идти пора!.

Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных – «будить». С восклицанием «Ура!» - кулачки разжать, широко расставив пальцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.

1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...

Консультация для родителей. Пальчиковая гимнастика в детском саду Почему проводится пальчиковая гимнастика в детском саду.

Для малышей пальчиковая гимнастика в детском саду проводиться для того чтобы развить мелкую моторику, стимулировать разговорную зону...

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»....

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников.

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольниковПальчиковая гимнастика — эффективный способ развития ...

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста Комплекс пальчиковой гимнастики № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возрастаКомплекс пальчиковой гимнастики № 1«МОЯ СЕМЬЯ»Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папо...