Проект "Спорт в моей семье"
проект (младшая группа)

Кузнецова Татьяна Александровна

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад»

Проект «Спорт в моей семье»

для детей младшей группы

https://pictures.pibig.info/uploads/posts/2023-04/1680918763_pictures-pibig-info-p-utrennyaya-zaryadka-risunok-vkontakte-68.jpg

https://prezentacii.info/wp-content/uploads/2021/01/pRMfgh1JFsG3WbuS/7.jpg

Автор проекта: Кузнецова Т.А. – воспитатель

г. Красноуфимск

2024 год

Содержание.

Паспорт  проекта………………………………………………………….………2  

Литература…………………………………………………………………….…..5

Приложение №1 Сценарий Квест-игры

Приложение №2 Сценарий родительского собрания

Проект «Спорт в моей семье»

Авторы проекта: Кузнецова Татьяна Александровна.

Продолжительность проекта: краткосрочный 2 недели.

Тип проекта: Спортивно-познавательный, игровой. Групповой.

Срок реализации: с 5 по 20 февраля 2024 года.

Участники проекта: дети младшей группы 3-4 года, родители, воспитатель – Кузнецова Татьяна Александровна.

Проблема и актуальность:

В последнее время мы замечаем, что уровень здоровья у многих детей  снижается, потому что дети засиживаются у телевизора и компьютера, стали менее подвижными и, к сожалению, не во всех семьях принято заниматься спортом. Им очень хочется прожить всю свою жизнь без болезней. … Но что они для этого делают? Некоторые принимают огромное количество разных таблеток, витамины, стараются есть только полезную пищу, либо садятся на диеты. Но самое главное - нужно вести здоровый образ жизни и в меру своих возможностей занимаются спортом! 

Здоровый образ жизни – это образ рационально-организованной, активной, доставляющей радость жизни, это состояние защищенности от неблагоприятных воздействий окружающей среды, это то, что позволяет с ранних лет и до глубокой старости сохранять нравственное, психическое, эмоциональное и физическое здоровье, а также социальное благополучие. 

 «Тело без движения подобно стоячей воде, которая портится, плесневеет и гниёт» - учёный медик XVIII века Н. Максимович-Амбодик.

«В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ ЗДОРОВЫЙ ДУХ»

В рамках программы воспитания к образовательному событию 9 февраля «День зимних видов спорта в России» мы решили узнать «Какие виды спорта есть?», «Каким спортом можно заниматься зимой на улице?» и «Каким спортом занимаются  дети с родителями дома, в семье?»

Введение и значимость для ребёнка выбранной темы: Спорт – это красота, здоровье и сила! Это универсальная форма отдыха. Мы решили узнать о нескольких видах спорта: детский спорт, спорт в домашних условиях, спорт всей семьёй, зимний спорт.

Отвечая на вопрос: «Какое значение занимает спорт в жизни людей?», мы узнали…

Спортивная жизнь даёт возможность:

- совершенствовать физические качества;

- реализовать себя;

- поддерживать и укреплять здоровье;

- развивать интеллектуальные способности;

- развивать творческую активность, связанную с познанием своих возможностей и реализации потенциала.

Спорт – борьба с самим собой. Важный шаг на пути к здоровью, долголетию и различным достижениям в жизни.

Спортивные занятия укрепляют здоровье, способствуют двигательной активности, укрепляют иммунитет. Спорт развивает лидерские качества, положительно влияет на самооценку.

Сорт в жизни ребёнка:

- укрепляет здоровье;

- воспитывает характер;

- делает ребёнка сильным, выносливым;

- закаляет организм.

Занятия спортом поднимают настроение.

Цель проекта: формирование ценностного отношения детей к здоровому образу жизни.

Задачи  воспитательные:

  • Укреплять здоровье детей средствами физического воспитания, приобщая к здоровому образу жизни. (22.4.1 ФОП ДО)
  • Обсудить с родителями, что значит «здоровый образ жизни» и как он реализовывается в семье.
  • Проанализировать, какой семейный спорт популярен в нашей группе и организовать встречу семей в форме семинара-практикума (родительского собрания) для обмена опытом.
  • Мотивировать родителей на здоровый образ жизни в семье и в детском саду, определить общую цель физического и оздоровительного воспитания – формирование ценностного отношения детей к здоровому образу жизни, овладение гигиеническими навыками и правилами безопасности.

Задачи образовательные:

  • Обогащать двигательный опыт детей, используя упражнения основной гимнастики (строевые упражнения, основные движения, общеразвивающие упражнения), спортивные упражнения, подвижные игры, помогая согласовывать свои действия с действиями других детей, соблюдать правила в игре (22.4.1 ФОП ДО)
  • Рассмотреть и определить значение семейного спорта, изучить важность для всей семьи, узнать о пользе занятий спортом всей семьей.

Задачи развивающие:

  • Формировать интерес и положительное отношение к занятиям физической культурой и активному отдыху. (22.4.1 ФОП ДО)
  • Формировать осознанное отношение к жизни как основоположной ценности и здоровью, как совокупности физического, духовного и социального благополучия человека. (29.2.2.5. ФОП ДО)

Подготовительный этап.

Постановка цели, задач проекта.

Подборка  иллюстраций и фотографий  с зимними видами спорта.

Планирование различных видов деятельности.

Материально-техническое и методическое обеспечение проекта: иллюстрации с зимними видами спорта, семейные фотографии «Спорт и я – друзья!», картотека «Подвижные игры для детей младшей группы».

Предполагаемый результат:

Дети знают, какие компоненты относятся к здоровому образу жизни.

Дети рассказывают, какими видами спорта они занимаются дома, вместе с семьёй.

Дети проявляют инициативу в организации спортивных игр в группе и на прогулке, за счёт обогащения двигательного опыта.

Сформирован интерес и положительное отношение к занятиям физической культурой         и активному отдыху у детей и родителей.

Основной этап. Реализация проекта:

Постепенное обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы по теме проекта.

Беседа «Зимние виды спорта»

Создание газеты-коллаж «Зачем нам нужен спорт?»

Игры в центре спорта и здоровья

Подвижные игры на свежем воздухе

Физкультурное занятие «Я люблю спорт», игры с мячами

Оборудование: магнитофон, спортивное оборудование.

Формы организации совместной деятельности: беседы, составление интеллект-карты по технологии Тони Бьюзера, квест-игра на улице с детьми и родителями, спортивные упражнения, подвижные игры, фотовыставка, выставка совместного творчества детей и родителей (рисунки и поделки), газета-коллаж, родительское собрание.

Заключительный этап. Продукт проектной деятельности:

Газета «Зачем нам нужен спорт?»

Фотовыставка и выставка совместного творчества детей и родителей «Спорт и я – друзья!» - спорт в моей семье

Спортивный развлечение (досуг) с детьми и родителями на улице – Квест-игра «Спорт и я – друзья!»

Родительское собрание «Что значит здоровый образ жизни и как он влияет на развитие ребёнка?» в форме семинара-практикума с созданием интеллект-карты по технологии Тони Бьюзера, с последующим обсуждение с детьми и дополнением картинками.

Журнал для родителей «Здоровый образ жизни семьи»

Участие семьи во Всероссийской массовой лыжной гонке «Лыжня России – 2024» в семейном забеге.

Рекомендации родителям и воспитателям:  «Здоровье – великая ценность каждого человека!» Консультация в методическую копилку детского сада.

https://52kruf.tvoysadik.ru/site/pub?id=2868

https://52kruf.tvoysadik.ru/upload/ts52kruf_new/files/cd/79/cd798007f3c132a0d3a2529f90f4ae7a.pdf

Творческая презентация: Фотоальбом на сайте педагога «Проект «Спорт в моей семье»

https://nsportal.ru/albom/2019/11/19/kuznetsova-tatyana-aleksandrovna/realizatsiya-proekta-domashnie-zhivotnye

Вывод:  В итоге мы узнали, что для здоровья важен не только спорт и физические упражнения, также важны: закаливание, полноценный сон, соблюдение режима дня, прогулки на свежем воздухе, проветривание помещения и чистота в доме, соблюдение правил личной гигиены, рациональное питание, безопасное поведение. Это основные компоненты здорового образа жизни дошкольника и всей семьи (ЗОЖ).

Перспектива проекта: В дальнейшем мы с родителями решили более глубоко изучить и обсудить вместе с детьми все компоненты ЗОЖ. Чаще собираться на спортивные мероприятия всем вместе в помещении и на улице.

Литература:

Федеральная образовательная программа дошкольного образования.

Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений для детей 3-4 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020

Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика в детском саду: для занятий с детьми 3-4 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020

Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду: Младшая группа. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016

Ссылка на интернет-ресурс:



Предварительный просмотр:

Квест-игра «Спорт и я – друзья!» -

спортивный досуг (развлечение) с детьми и

родителями младшей группы на улице зимой.

9 февраля «День зимних видов спорта в России»

 «В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ ЗДОРОВЫЙ ДУХ»

Цель проекта: формирование ценностного отношения детей к здоровому образу жизни.

Форма проведения: спортивное развлечение (досуг)  с детьми и родителям на свежем воздухе.

Задачи  воспитательные:

Укреплять здоровье детей средствами физического воспитания, приобщая к здоровому образу жизни.

Задачи образовательные:

Обогащать двигательный опыт детей, используя упражнения основной гимнастики (строевые упражнения, основные движения, общеразвивающие упражнения), спортивные упражнения, подвижные игры, помогая согласовывать свои действия с действиями других детей, соблюдать правила в игре

Задачи развивающие:

Формировать интерес и положительное отношение к занятиям физической культурой и активному отдыху.

Ход Квест-игры вокруг здания детского сада.

  1. Зарядка у «Солнышка», Подвижная игра «Карусель»
  2. «Змейка» - строимся паровозиком «едем», огибая конусы.
  3. «Горка» - прокатиться с ребёнком с горки на ледянке, соблюдая правила безопасности.
  4. «Кто быстрее?» - бег наперегонки.
  5. Дыхательная гимнастика по технологии Стрельниковой А.Н. для дошкольников.
  6. «Переправа» - катание на бубликах с папами.
  7. «Перепрыгни овраг»
  8. «Пещера» - проползти под дугами.
  9. Подвижные игры «Зимний футбол» в 4 мяча, «Вышибалы», «Соберём мячи в корзину»
  10.  «Снежное море» - «плывём по карте», игры «Царь горы», «Найди клад»

Итог: витаминное угощение «Клад – витамины для здоровья» - мандарины.



Предварительный просмотр:

Родительское собрание №2

от 19 февраля 2024 года

«Что значит здоровый образ жизни

и как он влияет на развитие ребёнка?»

Цель: знакомство родителей между собой и с педагогами, создание эмоционально-положительного настроя на совместную работу.

Задачи: изучить родительские ожидания и совместно определить перспективы развития детского коллектива; ознакомить с задачами развития и воспитания детей; утвердить план совместной работы на учебный год.

Форма проведения: семинар-практикум.

Место проведения: помещение группы.

План проведения:

1.Игра «Наши успехи, надежды и пожелания» - обмен мнениями и пожеланиями за 1 полугодие. Составление карты Тони Бьюзера «Здоровый образ жизни в семье»

2. Выступление родителя –  сотрудника паспортного стола

3. Педагогический всеобуч «Социально-коммуникативное развитие детей 3-4 лет», «Развитие крупной и мелкой моторики»

4. Определение перспективы, составление календаря событий до конца учебного года. Традиции группы.

5. Разное.

ХОД СОБРАНИЯ.

Хочу начать с пословицы  «Ребёнок – зеркало семьи», он как губка, впитывает ваши эмоции, речь, учится общению на вашем примере. И та любовь, забота и внимание, какие подарите вы ему в детстве, вернуться к Вам, когда ребёнок вырастет.

Следующее родительское собрание будет в зале с видеороликами, а сегодня у нас семинар-практикум, мы будем обмениваться мнениями и выполнять практические задания.

1. Сегодня мы с вами начнём оформлять нашу марафонскую дистанцию «Путешествие по морю знаний и умений», длиной в 4 года.

На финише нас будут ждать медали «Мастер семейного воспитания».

Мы уже преодолели часть пути – 1 полугодие.

Игра «Наши успехи, надежды и пожелания» (*в кругу с игрушкой) Чего мы уже достигли? Какие успехи и неудачи? Какие трудности нас подстерегают на пути? Пожелания и предложения.

- один участник фиксирует коротко на карте марафонской дистанции.

Динамическая пауза:

- сделайте шаг вперёд, кто любит поспать, любит сладкое, путешествовать, тратить деньги, отдыхать на диване.

Совсем недавно мы реализовали проект «Спорт в моей семье!», спасибо за участие и поддержку детей. Мы вместе составляли газету «Что значит здоровый образ жизни?» - обсуждение мнения родителей и оформление интеллект-карты по технологии Тони Бьюзера на формате А3 (обои).

2. Выступление родителя – сотрудника паспортного стола:  «Изменения требований к свидетельству о рождении ребёнка»

Творческая работа «Раскрась цветок» (во время раскрашивания я рассказываю) – наклеиваем цветы по периметру карты « Здоровый образ жизни в семье»

3. Педагогический всеобуч «Социально-коммуникативное развитие детей 3-4 лет».

Сначала о важном:

8.10. Зарядка

Обсуждение планов на день, обмен новостями на «Утреннем круге»

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика

- настрой на весь день

Большая просьба к родителям: «Постарайтесь пожалуйста успевать с детьми к зарядке». Чтобы ребёнок  сумел настроиться на весь день и предложить свои идеи.

Образ Я: мальчик или девочка, был маленьким и ел из бутылочки, сейчас умею правильно вести себя за столом, рисовать, знаю вежливые слова; называет Имя и возраст.

Нравственное воспитание: хорошие и плохие поступки; уважительное отношение к семье; беседы о членах семьи (как зовут, чем занимаются, как играют с ребёнком); уважительное отношение к сотрудникам детского сада, их труду, напоминаем Имя и Отчество

Патриотическое воспитание: название города; обсуждаем, где гуляли в выходные; в праздники обращаем внимание на красочное оформление.

Развитие общения: помогать объединяться в группы по 2-3 человека; соблюдать правила общения (договариваться, уступать); показывать образец общения со взрослым.

Освоение общепринятых правил и норм: Закреплять навыки поведения в детском саду, дома, на улице. Приучать к вежливости (здороваться, прощаться, благодарить). Соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке.

Развитие игровой деятельности.

Развитие навыков самообслуживания: пользоваться столовыми приборами и салфеткой, самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности (застёгивать пуговицы, складывать и вешать предметы одежды). – в раздевалке «Практический опыт» - давайте подойдём к шкафчикам и вместе обсудим, как ребёнок одевается на прогулку, в какой последовательности и как он раздевается после прогулки и складывает вещи в шкафчик. Посмотрите пожалуйста, где у ребёнка в шкафчике спортивная форма, удобно ли ребёнку доставать форму. До верхней полки дети пока не дотягиваются, поэтому старайтесь туда складывать вещи редкой необходимости. Давайте вместе порассуждаем: «Зачем детям нужна сменная одежда?»

Просьба к родителям: Не нужно делать за детей то, что они могут сделать сами. Подсказывайте детям, что мокрые вещи необходимо после прогулки весить на батарею для просушивания, пусть ребёнок сделает это сам.

Приобщение к труду: дежурство.

Формирование основ безопасности: в природе (грибы и ягоды, животные, не отходить от группы); на дороге ПДД (пример родителей) – только за руку.

Безопасность собственной жизнедеятельности: лестница, двери, игры с песком, водой и снегом, с мелкими предметами (жвачки, мелкие конфеты). Обсуждать, что может произойти, учить обращаться за помощью к взрослым.

Сенсорное развитие – чувственный опыт, включать все органы чувств.

Физическое развитие:

ЗОЖ: различать органы чувств, дать представление об их роли, как беречь и ухаживать. Представление о ценности здоровья; полезной пище и вредной; о пользе закаливания, зарядки, п/и, физических упражнениях, полноценного сна. Учить сообщать о самочувствии взрослым.

Воспитание культурно-гигиенических навыков: мыть руки, чистить зубы. Загибать рукава, насухо вытираться, пользоваться расчёской и носовым платком.

Физическая культура – общая моторика.

- Посмотрите у Вас получились разные цветы, не похожие друг на друга. Так и наши дети, все разные. Каждый со своим характером, способностями и желаниями. И к каждому нужно искать свой подход. Давайте вместе будем развивать способности и таланты наших детей, помогать друг другу советами и делиться опытом.

4. Определение перспективы, составление календаря событий до конца учебного года. Предложения родителей…

Мероприятия на второе полугодие:

Родительское собрание « Волшебный мир книги»

Творческий вечер с детьми и родителями «Путешествие в сказку»

Родительское собрание « Развитие речи младших дошкольников»

Тематический вечер с детьми и родителями «Детское портфолио»

Родительское собрание « Сенсорное воспитание – фундамент умственного развития ребёнка»

Мастер-класс от ….

Творческий вечер с детьми и родителями «Художники с пелёнок» - нетрадиционные методы рисования

Сроки проведения …….

Традиции группы:

- подарок на день рождения детям

Неделя февраля к «Дню защитника Отечества»

Неделя к «Международному женскому дню 8 Марта»

5. Конкурсы

Творческие и спортивные, олимпиады. Семейные конкурсы. 2024 – год Семьи

Вывод: Объединим наши усилия, чтобы детям было комфортно в детском саду.

Решение родительского собрания:

Приложение.

Самооценка моего состояния в начале Родительского собрания

ФИО _________________________________________________

Дата  _________________________

Моё настроение   0  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  баллов

Моё самочувствие    0  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  баллов

Моя активность    0  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  баллов

(желание взаимодействовать)

Самооценка моего состояния в конце Родительского собрания

Моё настроение   0  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  баллов

Моё самочувствие    0  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  баллов

Моя активность    0  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  баллов

(желание взаимодействовать)

Ожидания успеха

Предстоящие страхи и трудности

Творческое задание «Раскрась цветок».

https://sopranoclub.ru/wp-content/uploads/2023/07/featured_image-53.jpg    https://sopranoclub.ru/wp-content/uploads/2023/07/featured_image-53.jpg


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Картотека подвижных игр в младшей группе

№ 1 «Раздувайся пузырь»

Цель: развивать у детей умение согласовывать движения со словами, двигаться ритмично.

Подготовка: Дети образуют тесный круг, стоя рядом и держась за руки.

Ход игры: по сигналу воспитателя дети небольшими шагами отходят назад. Постепенно расширяя круг, на расстоянии вытянутых рук, и произносят слова:

«Раздувайся пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся!»

На слова воспитателя «шарик лопнул» опускают руки вниз, произнося «хлоп» и приседают. Снова встают в тесный круг, берутся за руки.

Правила: дружно отходить назад, не тянуть друг друга; выполнять движения по сигналу.

№ 2 «Найди свой домик»

Цель: воспитывать внимание; закреплять умение различать цвета.

Подготовка: дети стоят за линией дома, на одной стороне зала, около них корзина с мячами разных цветов. Напротив, три обруча, в которых лежат мячи трех цветов (синий, зеленый, красный).

Ход игры: воспитатель высыпает мячи и дети по сигналу должны собрать все мячи в свои «домики» (обручи) по цвету.

Правила: мячи класть в свой «домик» по цвету.

№ 3 «По ровненькой дорожке»

Цель: упражнять в ходьбе в колонне по одному, прыжках в продвижении вперед; развивать чувство равновесия, ориентировке в пространстве.

Подготовка: дети стоят в колонне по одному.

Ход игры: дети идут в обход налево в колонне по одному. Воспитатель говорит текст:

«По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке,

Шагают наши ножки:

Раз, два, раз, два.

По камешкам, по камешкам,

По камешкам, по камешкам (дети прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед)

В яму – бух! (присаживаются на корточки)

На слова«Вылезли из ямы» - дети поднимаются.

Воспитатель повторяет стихотворение.

Правила: действовать в соответствии с текстом стихотворения.

№ 4 «Воробушки и автомобиль»

Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу; упражнять в беге в разных направлениях, находить свое место.

Подготовка: дети встают за линию дома. Воспитатель с обручем в руках на противоположной стороне.

Ход игры: по сигналу дети – воробушки перепрыгивают линию и бегают в разных направлениях по площадке. На слова воспитателя «автомобиль едет, летите в гнездо» воробушки бегут в дом.

Правила: бегать в разных направлениях, не наталкиваясь; действовать по сигналу.

№ 5 «Карусель»

Цель: развивать у детей ритмичность движений и умение согласовывать их со словами; упражнять в беге, ходьбе по кругу и построении в круг.

Подготовка: дети образуют круг, берутся за руки.

Ход игры: двигаются по кругу под слова:

«Еле, еле, еле, еле,

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите!

Раз, два, раз, два,

Вот и кончилась игра!».

Сначала дети идут по кругу, затем бегут, с окончанием слов останавливаются.

Правила: делать движения согласно тексту, держать круг.

№ 6 «Поймай комара»

Цель: развивать у детей умение согласовывать движения со зрительным сигналом, упражнять детей в прыжках (подпрыгивание на месте).

Подготовка: дети становятся по кругу, на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру. Педагог находится в середине круга, в руках у него прут- 1-1,2 метра с привязанном на шнуре картонным комаром. Длина шнура-50см

Ход игры: воспитатель обводит прутом, «кружит комара», немного выше головы играющих. Когда комар летит над головой, ребенок подпрыгивает, стараясь его поймать. Тот, кто схватил комара, говорит «Я поймал!». Затем воспитатель снова обводит прутом круг.

Правила: ловить комара можно только обеими руками и подпрыгивая на двух ногах. Ловить комара не сходя с места.

№ 7 «Мой веселый звонкий мяч»

Цель: учить детей подпрыгивать на двух ногах.

Подготовка: дети стоят по кругу. У воспитателя мяч.

Ход игры: воспитатель отбивает мяч об пол и произносит слова:

«Мой веселый звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Желтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой!»

А дети подпрыгивают как мячики.

Правила: прыгать легко, ритмично. Отталкиваться и приземляться одновременно двумя ногами.

№ 8 «На классификацию предметов» (фрукты, овощи, домашние и дикие животные, транспорт, птицы, профессии и т. д.)

Цель: закрепить пройденный материал по выбранной теме, обогащать словарный запас, воспитывать внимание.

Подготовка: построение в круг, педагог в центре круга стоит с фитнес –мячом и согласно выбранной теме, и задаче НОД, выполняет прокатывание мяча от себя к ребенку, и задает вопрос согласно теме.

Ход игры: -назови овощ или фрукт;

-назови домашних или диких животны:назови свойства воды или песка; и т. д.

Правила: стараться не повторяться, быть внимательным.

№ 9 «Ножки»

Цель: развивать у детей ловкость и умение выполнять движение согласно тексту.

Подготовка: дети стоят шеренгой, за линией дома, воспитатель – на расстоянии 15-20 шагов.

Ход игры: педагог произносит текст потекши, дети, приближаясь. Выполняют соответствующие движения.

«Ножки, ножки бежали (бегут,

По дорожке (прыгают на двух ногах вперед,

Бежали лесочком (бегут,

Прыгали по кочкам (прыгают,

Прибежали на лужок (прыгают на месте, останавливаются,

Потеряли сапожок (разворачиваются, бегут за линию дома)

Нашли сапожок!

Правила: выполнять движения соответственно потешке, прыгать легко и ритмично.

№ 10 «Светофор»

Цель: развивать у детей умение различать цвета светофора и действовать по зрительному сигналу. Упражнять в беге и ходьбе колонной. Знакомить с ПДД.

Подготовка: дети стоят вдоль стены в колонне парами, держа друг друга за руки, свободными руками держатся за шнур, концы которого связаны. Воспитатель в одном из углов комнаты, в руке три цветных флажка (красный, желтый, зеленый).

Ход игры: поднимает зеленый флажок – дети идут (бегут) (троллейбус двигается). Добежав до воспитателя – дети смотрят, не сменился ли цвет флажка. Если зеленый – движение продолжается, желтый или красный – дети останавливаются и ждут, когда появится зеленый.

Правила: Бежать можно только на зеленый флажок. При появлении желтого или красного колонна останавливается.

№ 11 «Угадай, чей голосок»

Цель: развитие слухового восприятия, умения различать голоса сверстников; воспитание желания активно участвовать в играх.

Подготовка: Один ребенок стоит в центре круга с закрытыми глазами.

Ход игры: дети идут по кругу и говорят:

«Мы немножко поиграли,

А теперь в кружок мы встали.

Ты загадку отгадай,

Кто позвал тебя – узнай!»

С окончанием слов дети останавливаются. Воспитатель показывает на кого-нибудь из играющих, тот произносит«Узнай, кто я!». Водящий должен назвать его имя. Если он угадал, указанный становится водящим, если ошибся, игра повторяется.

Правила: водящему не открывать глаза, пока не назовет имя ребенка позвавшего его. В это время всем соблюдать тишину.

№ 12 «Автобус»

Цель: учить детей ориентироваться в пространстве, ходить друг за другом, бегать по площадке в разных направлениях.

Подготовка: дать детям цветные ленточки (40 см) и пригласить сесть в «автобус». Дети встают друг за другом, берутся за шнур, в другой руке держат ленточку.

Ход игры: заработал мотор. Воспитатель«Автобус едет и сигналит».

Дети«Би-би-би-би!»

Воспитатель«Автобус едет и колеса шуршат»

Дети«Ш-ш-ш-ш-ш»

Воспитатель«автобус едет, а мотор его ворчит».

Дети«Р-р-р-р».

Воспитатель«Автобус приехал».

Правила: дети воспроизводят звук, и «автобус поехал», пассажиры машут ленточками.

№ 13 «Зайка беленький сидит»

Цель: развивать у детей умение согласовывать движение со словами. Упражнять в беге, в подпрыгивании на двух ногах. Способствовать развитию речи.

Подготовка: дети образуют круг. Принимают и. п. – упор присев, кисти рук над головой. На одной стороне площадки отмечена линия дома. У воспитателя игрушка- медведь.

Ход игры: педагог произносит слова и выполняет движения, дети повторяют их подражая ему.

«Зайка беленький сидит и ушами шевелит

(кистями рук над головой имитируют ушки)

Вот так, вот так он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть,

Хлопают в ладоши)

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать,

встают и подпрыгивают на двух ногах)

Скок, сок, скок, скок, надо зайке поскакать.

Мишка зайку испугал (показывают мишку)

Зайка прыг и убежал (убегают за линию дома).

Правила: выполнять движения соответственно тексту. Убегать от медведя за линию дома.

№ 14 «Веселые снежинки»

Цель: развивать у детей умение согласовывать движение со словами.

Подготовка: построение детей по точкам (ориентиры).

Ход игры: по сигналу воспитателя дети выполняют движения согласно тексту:

«Мы веселые снежинки,

В воздухе кружимся.

Дунул ветер – полетели,

Полетели, полетели,

Полетели, тихо сели.

Ветер снова набежал

И снежинки все поднял.

Закружились, полетели,

И на землю тихо сели».

Правила: дети выполняют движения согласно тексту.

№ 15 «Самолеты»

Цель: учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение.

Подготовка: дети стоят врассыпную на точках (взлетная полоса).

Ход игры: по команде «К полету приготовиться. Завести моторы!» дети делают вращательные движения руками перед грудью и произносят звук «Р-Р-Р». После сигнала «Полетели!» - разводят руки в стороны (как крылья самолета) и летят – разбегаются в разные стороны. По сигналу воспитателя «На посадку!» они летят на свои точки.

Правила: играющие должны вылетать после сигнала «Полетели!». По сигналу воспитателя «На посадку!» - играющие должны вернуться на свои места. Обращать внимание на легкость бега детей.

№ 16 «Быстрей к своему цвету»

Цель: развивать у детей внимание, умение различать цвета, действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве.

Подготовка: дети получают флажки 3-4 цветов и группируются по 4-6 человек в разных углах комнаты, в каждом углу воспитатель ставит на подставке цветной флажок.

Ход игры: по сигналу воспитателя «Идите гулять!» дети расходятся по площадке. На слова «Найди свой цвет!» - дети собираются возле флага соответствующего цвета. Воспитатель отмечает, какая группа быстрей собралась.

Правила: 1. Выходить из домиков можно по сигналу воспитателя «Идите гулять!».

2. Бежать и собираться возле флажка соответствующего цвета только после слов «Найди свой цвет!».

№ 17 «Поймай – прокати»

Цель: упражнять в ловле и прокатывании мяча в прямом направлении, развивать фиксацию взора.

Подготовка: дети стоят полукругом, педагог – напротив.

Ход игры: педагог бросает детям мяч. Поймав мяч, ребенок приседает или наклоняется и катит мяч обратно педагогу. Если не поймал, бежит за мячом.

Правила: ловить мяч пальцами рук, стараясь не прижимать его к груди; отталкивать энергично в нужном направлении.

№ 18 «Вышли мыши как- то раз»

Цель: развивать у детей умение выполнять движения по словесному сигналу, развивать быстроту реакции.

Подготовка: воспитатель – кот. Мыши – дети. Дети встают за линию дома. Кот на другой стороне.

Ход игры: мыши вместе с ведущим говорят слова и движутся к коту, который спит за линией.

«Вышли мыши как-то раз,

Посмотреть который час:

Раз, два, три, четыре

Мыши дернули за гири,

Тут раздался страшный звон,

Разбежались мыши вон»

После последних слов мыши убегают за линию дома.

Правила: кот ловит мышей после произношения последнего слова. Ловить можно только до линии дома. Кого поймали садятся на скамейку.

№ 19 «Зайка серый умывается»

Цель: упражнять в прыжках на двух ногах с продвижение вперед. Учить соотносить действия со словами.

Подготовка: все становятся в круг, выбирается зайка, он становится в центр круга.

Ход игры: дети, образующие круг говорят:

«Зайка серый умывается.

Видно в гости собирается,

Вымыл носик,

Вымыл хвостик,

Вымыл ухо,

Вытер сухо!»

Зайка проделывает все движения, соответствующие тексту. Затем он подпрыгивает на двух ногах, продвигаясь (идет в гости) к кому-нибудь из стоящих в кругу. Тот становится на место зайки, и игра повторяется.

Правила: выполнять движения соответственно тексту. Каждый раз выбирать нового зайку.

№ 20 «Попади в круг»

Цель: упражнять в метании правой и левой рукой в горизонтальную цель.

Подготовка: дети стоят по кругу на r 2-3 шагов от лежащего в центре большого обруча или круга d 1-1,5 м. В руках у детей мешочки с песком или другие предметы для метания.

Ход игры: по сигналу дети бросают предметы в круг правой и левой рукой, по другому сигналу берут их из круга. Педагог отмечает тех, кто сумел попасть.

Правила: бросать и брать только по сигналу; стараться попасть в обруч; бросать одной при повторении другой рукой.

№ 21 «Попади в цель»

Цель: упражнять в метании правой и левой рукой в вертикальную цель.

Подготовка: педагог ставит или подвешивает 2-3 вертикальные цели. Перед целями на r 1,5-2 метра обозначается полоса шириной 40 см. На ней напротив каждой цели стоят ведерки с мячами (шишками, мешочки с песком).

Ход игры: 2-3 детей встают к ведеркам, берут предметы и метают их в цель одной и другой рукой. Собирают брошенные предметы в ведерки, выходят другие играющие.

Правила: метать по сигналу той рукой, какой укажет педагог; собирать предметы после того, как все произвели метание, не выходя за пределы полосы.

№ 22 «Кто дальше бросит мешочек»

Цель: упражнять в метании правой и левой рукой вдаль.

Подготовка: 5-6 детей стоят на одной стороне площадке за начерченной линией. У каждого по 4 мяча или мешочка с песком.

Ход игры: по сигналу воспитателя дети бросают по 2 раза правой и левой рукой, затем бегут к мячам, поднимают их и возвращаются обратно.

Правила: бросать обязательно одной и другой рукой; бежать за мешочками только по сигналу.

№ 23 «У ребят порядок строгий»

Цель: совершенствовать технику ходьбы, умение строиться в колонну.

Подготовка: дети стоят в колонне по росту.

Ход игры: по сигналу расходятся по площадке в любом направлении, повторяя за воспитателем следующие слова:

«У ребят порядок строгий,

Знают все свои места.

Ну, трубите веселей:

Тра-та-та, тра-та-та!»

На сигнал воспитателя «Становись!» дети снова встают в колонну по росту.

Правила: идти ритмично; слова произносить четко, дружно; строиться в колонну быстро, не толкаясь.

№ 24 «У медведя во бору»

Цель: развитие у детей скорости реакции на словесный сигнал, развитие внимания; упражнять детей в беге.

Подготовка: играющие располагаются по одной стороне площадке, на другой стороне – медведь (ребенок).

Ход игры: дети идут к медведю и говорят:

«У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь рычит,

Он на нас сердит!.

Медведь бежит за детьми, а те убегают от него в дом.

Правила: доходят до берлоги медведя, не отставать; убегать по окончании слов.

№ 25 «Солнышко и дождик»

Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу воспитателя, находить свое место на площадке. Упражнять в ходьбе по кругу.

Подготовка: дети встают по кругу. На одной стороне площадки отмечается «линия дома».

Ход игры: дети с педагогом идут по кругу, произносят слова и выполняют движения.

«Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнату. (идут по кругу)

Мы хлопаем в ладоши,

Очень рады солнышку. (хлопают стоя на месте)

Топ-топ, топ-топ!

Топ-топ, топ-топ (ритмично притопывают на месте)

Хлоп- хлоп, хлоп- хлоп!

Хлоп- хлоп, хлоп- хлоп (ритмично хлопают в ладоши)

На сигнал «Дождь идет, скорей домой» дети убегают.

Правила: идти ритмично по кругу, не сужая его. Убегать в отведенное место – за «линию дома»

№ 26 «Найди, где спрятано»

Цель: развивать ориентировку в пространстве, воспитывать внимание, выдержку.

Подготовка: дети принимают и. п. –лежа на животе, закрывают глаза. Педагог прячет игрушку (предмет).

Ход игры: по сигналу дети открывают глаза, встают и идут искать игрушку (предмет).

Правила: когда педагог прячет игрушку нельзя подглядывать.

№ 27 «Лягушки»

Цель: упражнять в прыжках на двух ногах; развивать ловкость, умение соотносить движения с текстом.

Подготовка: посередине площадки отмечают большой круг, дети располагаются по краю круга.

Ход игры: педагог читает стихотворении, а дети выполняют движения.

«Вот лягушки по дорожке

Скачут, вытянувши ножки,

Ква-ква, ква-ква-ква,

Скачут, вытянувши ножки»

Дети подпрыгивают, изображая лягушек. По окончании стихотворения педагог хлопает в ладоши (пугает лягушек); лягушки прыгают в болотце – перепрыгивают через черту – и присаживаются на корточки.

Правила: стараться перепрыгнуть через черту. Толчок двумя ногами.

№ 28 «Мяч в кругу»

Цель: совершенствовать навык отталкивания мяча, умение ориентироваться в пространстве.

Подготовка: дети сидят на полу в кругу. У воспитателя мяч.

Ход игры: воспитатель катит мяч и предлагает катить его от одного к другому, отталкивая двумя руками.

Правила: мяч останавливать руками, не допуская касания ног; долго не задерживать, стараться тут же откатить другому.

№ 29 «Попади в воротики»

Цель: учить катать мяч в прямом направлении, отталкивать его энергично; умение ориентироваться в пространстве.

Подготовка: дети с помощью педагога распределяются парами и встают на r 4-6 шагов один от другого. Между каждой парой посередине установлены воротики – из кубиков, кеглей, фишек. Каждая пара получает один мяч.

Ход игры: по сигналу дети начинают катить мяч друг другу через ворота.

Правила: катать мяч, не задевая ворота; отталкивать энергично одной или двумя руками (по указанию педагога).

№ 30 «Брось и догони»

Цель: упражнять в бросках мяча двумя руками разными способами.

Подготовка: 5-6 детей встают на исходную линию на r шага друг от друга. В руках у каждого по мячу.

Ход игры: дети бросают мячи по сигналу двумя руками снизу, догоняют их, берут и встают на вторую черту (на r 5-6 шагов от исходной). Снова бросают мяч, догоняют, возвращаются к исходной линии и передают мячи следующим детям.

Правила: бросать всем вместе по сигналу; догнав мяч, поднять, встать на вторую линию и ждать сигнала к повторному броску.

Усложнение: бросать мяч двумя руками из-за головы.

№ 31 «Лови мяч»

Цель: развивать ловкость, упражнять в ловле мяча от педагога.

Подготовка: дети стоят полукругом, воспитатель с мячом в руках напротив на r 1 метр.

Ход игры: называя ребенка воспитатель бросает ему мяч. Тот ловит и перебрасывает мяч воспитателю, стараясь точно его направить.

Правила: ловит мяч названный воспитателем ребенок; бросать мяч двумя руками снизу или от груди.

№ 32 «Докати мяч»

Цель: учить катать мяч в прямом направлении, отталкивать его энергично, развивать умение ориентироваться в пространстве.

Подготовка: 4-6 детей встают на исходную линию на r шага друг от друга. В руках у каждого по мячу. Напротив них, на r 1-1,5м – воротики.

Ход игры: по сигналу дети катят мячи через воротики и бегут за ними. Затем встают следующие дети.

Правила: катать мяч не задевая ворота; отталкивать энергично одной или двумя руками (по указанию педагога).

№ 33 «Лохматый пес»

Цель: учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, развивать быстроту реакции; активизация речевой деятельности.

Подготовка: дети располагаются на одной стороне площадке на линии дома. На противоположной стороне дом пса, роль которого исполняет ребенок.

Ход игры: дети приближаются к псу со словами:

«Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой, уткнувши нос,

Тихо, смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему разбудим

И посмотрим«Что же будет?»

После последних слов пес вскакивает, гонится за детьми, стараясь поймать кого-нибудь.

Правила: убегать от собаки только по окончании произнесения слов. Не трогать пса при приближении к нему. Не толкаться, убегая от него.

№ 34 «Огуречик»

Цель: развивать быстроту реакции; активизация речевой деятельности.

Подготовка: дети располагаются на одной стороне площадке на линии дома. На противоположной стороне – мышка.

Ход игры: дети идут по направлению к мышке и говорят:

«Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик.

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет»,

С окончанием слов дети убегают в дом, мышка ловит.

Правила: бежать по окончании произнесения слов; водящий ловит до установленного места; не толкаться, убегая от него.

№ 35 «Пройди тихо»

Цель: учить бесшумно двигаться; воспитывать выдержку.

Подготовка: дети стоят в колонне по одному.

Ход игры: дети идут в колонне по одному. По сигналу«Тихо – на носках, руки на пояс».

Правила: идти тихо слушать сигнал.

№ 36 «С добрым утром!»

Цель: развивать умение выполнять движение согласно тексту, обучать элементам самомассажа.

Подготовка:дети стоят врассыпную-по точкам

Ход игры: воспитатель произносит слова и выполняет движения, дети повторяют за ним.

«С добрым утром, глазки,

(поглаживать веки глаз)

Вы проснулись?

(«смотрим в бинокль»)

С добрым утром, ушки,

(поглаживаем ушки)

Вы проснулись?

(прикладывать ладонь к ушам)

С добрым утром, ручки,

(поглаживать кисти рук)

Вы проснулись?

(хлопать в ладоши)

С добрым утром, ножки,

(поглаживать ножки)

Вы проснулись?

(притопывать)

С добрым утром, солнце,

(раскрыть руки навстречу солнышку)

Я проснулась!

(запрокинуть слегка голову и улыбнуться)»

Правила: выполнять движения соответственно тексту.

№ 37 «Великаны – карлики»

Цель: учить детей ходить широкими, мелкими шагами, слушать сигнал; развивать внимание.

Подготовка: дети идут в колонне по одному.

Ход игры: на сигнал «великаны» дети идут широкими шагами, на сигнал «карлики» - мелкими.

Правила: слушать сигнал; чередовать ходьбу широким и мелким шагом.

№ 38 «Тишина»

Цель: упражнять детей в ходьбе в колонне по одному, выполнять движения в соответствии с текстом, активизировать речевую деятельность.

Подготовка: дети стоят в колонне по одному.

Ход игры: дети идут в обход налево в колонне по одному и говорят слова:

«Тишина, тишина,

Не колышется трава.

Не шумят камыши,

Засыпают малыши»,

На последние слова останавливаются, приседают, наклоняют голову и закрывают глаза.

Правила: присев, не шевелиться, соблюдать тишину.

№ 39 «Лошадки»

Цель: упражнять в ходьбе в колонне по одному и в разных направлениях.

Подготовка: дети стоят в колонне по одному.

Ход игры: дети идут в обход налево в колонне по одному, высоко поднимая колени. После 4-5 м такой ходьбы – свободно в разных направлениях. Затем по сигналу идут, высоко поднимая колени.

Правила: при ходьбе высоко поднимая колени ногу ставить на опору с носка; не топать.

Ссылка на интернет-ресурс:

https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2020/09/17/kartoteka-podvizhnyh-igr-v-mladshey-gruppe



Предварительный просмотр:

«Здоров будешь – все добудешь!»

Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой для дошкольников.

О методике и самой гимнастике.

     Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. Еще древние восточные мудрецы, создатели различных дыхательных систем, придавали большое значение дыхательным упражнениям. Считалось, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека. От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, например, частота дыхания и дыхание попеременно через левую и правую ноздри влияют на функции мозга.

Основу гимнастических комплексов составляют упражнения, компонентами которых являются:

- глубокое дыхание

- искусственное затруднение дыхания

- задержка дыхания

- поверхностное дыхание

Дыхательные упражнения бывают:

- статическими (выполняются в состоянии покоя)

- динамическими (которые выполняются с использованием элементов движения)

- специальными (т.е. дренажными – которые показаны при определенных заболеваниях)

Для детей, особенно маленьких, на этой основе созданы специальные комплексы, состоящие из простых, а иногда и очень занятных упражнений.

     Известно немало действенных методик, но мне хотелось бы, остановиться на примере дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой.

Изначально, система Александры Николаевны Стрельниковой создавалась для певцов, потерявших или «посадивших» голос.  Однако, используя комплекс дыхательной гимнастики, люди стали замечать, что излечиваются многие болезни и в том числе улучшается зрение.

Гимнастика А.Н.Стрельниковой.

     Метод Стрельниковой был запатентован в 70-х годах ХX века и стал использоваться как общеукрепляющая гимнастика, так и специальная — для лечения астматиков. Главным здесь является вдох, во время которого грудная клетка ребёнка сжимается (из-за наклонов, поворотов и обхватывания рёбер руками), а не расширяется.

Основные правила.

  • Максимум эмоций на вдохе.
  • Одновременность движений и вдохов.
  • Вдохи повторяются так, будто накачивается камера или надувается воздушный шар. Пауза между вдохами — 2-3 секунды, а между выдохами – чуть больше.
  • Количество вдохов подряд для каждого ребёнка определяется индивидуально.

Главной особенностью дыхательной гимнастики являлась особая техника дыхания — энергичный вдох и пассивный выдох.
Как при шмыгании носом, воздух должен вдыхаться носом быстро и шумно, а выдыхать нужно через полуоткрытый рот, стараясь вовсе не напрягаться.

Важным моментом техники считается то, что все движения гимнастики должны выполняться вместе с выдохами. При такой стратегии мышцы становятся выносливее и укрепляются быстрее. Как и многие другие виды гимнастик, все движения проходят под счёт в одном темпе, спокойно, но энергично.

Движения — вдохи воздуха должны проходить кратными сериями (например от 4 до 32 раз). А между такими сериями упражнений делаются короткие паузы — примерно от 3 до 5 секунд, для небольшого отдыха. Базовый комплекс гимнастики состоит из 14 упражнений и состоит из физических и дыхательных упражнений.  

     Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой считается уникальной методикой, которая выступает не только профилактическим средством от болезней всевозможного рода, но и эффективным их лечением. Дыхательная гимнастика для детей тем более полезна, что уже с самого раннего возраста помогает научить малыша правильно дышать, способствует его физическому развитию и укреплению иммунитета. Уникальность данной методики состоит в том, что упражнения в ней делаются одновременно с сеансом вдыхания воздуха: то есть движение приходится на вдох. Именно вдоху в гимнастике А.Н.Стрельниковой и уделяется основное внимание: для ее выполнения нужно научиться коротко и шумно вдыхать – исключительно через нос со сжатыми губами. В то время, как выдох происходит спокойно и плавно, через нос или рот по желанию.

 

По причине специфики дыхания методику А.Н.Стрельниковой специалисты даже называют парадоксальной. Но при этом подтверждают ее незаменимую профилактическую и лечебную ценность. Состоит она в том, что воздух, вдыхаемый согласно определенным правилам, насыщает организм кислородом, который буквально «пропитывает» ткани, заставляет кровь быстрей циркулировать по организму, разнося по нему необходимые полезные и питательные вещества.

     Методику дыхания по А.Н.Стрельниковой применяют для лечения и профилактики многих заболеваний дыхательной системы (в том числе, пневмонии и астмы), болезней сердечно - сосудистой системы и проблем неврологического характера. Применяется дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой для детей и с целью исправления нарушений осанки, формирования нормальной походки, развития пластичности и гибкости – специальные упражнения укрепляют позвоночник, способствует лучшему развитию костной и мышечной ткани. Кроме всего прочего, регулярное выполнение упражнений методики нормализует общий гормональный фон, благотворно сказывается на артериальном давлении, улучшает общее самочувствие и укрепляет иммунитет. В пользу гимнастики А.Н.Стрельниковой можно привести еще и тот аргумент, что нередко упражнения методики применяются даже в лечение заикания, правда, в этом случае, комплекс упражнений подбирается индивидуально. 

Рекомендации для детей дошкольного возраста.

Цель проведения дыхательной гимнастики с дошкольниками – это, прежде всего, укрепление их здоровья.

Значение такой гимнастики для общего физического развития дошколят велико, ведь:

- упражнения для органов дыхания помогают насытиться кислородом каждой клеточке организма ребенка.

- упражнения учат ребятишек управлять своим дыханием, что, в свою очередь, формирует умение управлять собой.

- правильное дыхание улучшает работу  головного мозга, сердца и нервной системы ребёнка, дыхательной и пищеварительной системы организма, укрепляет общее состояние здоровья.

- дыхательная гимнастика – отличная профилактика болезней органов дыхания.

Кстати, медленный вздох поможет ребенку успокоиться, расслабиться, справиться с волнением и раздражительностью, тем самым, поможет избежать стресса.

Дыхательную гимнастику полезно будет выполнять, прежде всего, дошкольникам, которые часто болеют простудными заболеваниями, бронхитами и бронхиальной астмой. Выполнение дыхательных упражнений значительно облегчает болезнь, сокращает её длительность и уменьшает возможность развития осложнений.

Правильно подобранный комплекс упражнений дыхательной гимнастики поможет развитию еще несовершенной дыхательной системы ребёнка и укрепит защитные силы организма.

Основа гимнастики – носовое дыхание, ведь оно стимулирует нервные окончания всех органов, которые находятся в носоглотке.

Показания и правила проведения занятий.

Дыхательные упражнения подходят для всех возрастных групп дошкольников. Он  могут проводиться как дома, так и в детском саду: во время утренней гимнастики или на прогулке.

 Совет. Выполнение дыхательной гимнастики противопоказано немногим, однако лучше проконсультироваться с врачом, какие конкретно упражнения подойдут вашему ребенку.

 

Вначале дыхательные упражнения покажутся детям непростыми, поэтому взрослым необходимо помочь ребятишкам их освоить, обратив скучные движения в веселую игру.

Одна из основных задач – научить малыша правильно, достаточно глубоко дышать, при этом максимально наполняя лёгкие, вдыхая, и расширяя грудную клетку, а выдыхая – освобождать легкие от воздуха, который там остался, выталкивая его с помощью сжатия лёгких. Ребёнок, который не до конца выдыхает, оставляет в лёгких «отработанный» воздух, мешающий поступлению свежего воздуха в нужном объёме.

Как проводить гимнастику с дошкольниками.

  • Дыхательную гимнастику с детьми дошкольного возраста можно проводить дважды в течение 10-30 минут, и делать это лучше не ранее, чем через час после приема пищи.
  • Важно, чтобы занятия были проведены в интересной детям игровой форме.
  • Чтобы детям было интересно, упражнения можно называть по-детски, забавно.
  • Можно выдумывать свои упражнения, на основе базовых.
  • Интересной будет гимнастика с применением игрушек.
  • Полезно выполнять упражнения на улице в тёплое время года, на свежем воздухе.
  • Если занятия проводятся в помещении, то нужно предварительно проветривать его.
  • Заниматься нужно в легкой одежде и при температуре воздуха не выше 17-20 Сº.
  • Важно постоянно заниматься дыхательной гимнастикой с ребёнком, так как результаты занятий будут видны только после продолжительного курса.
  • Нагрузку можно увеличивать постепенно, увеличивая число повторений и усложняя упражнения.

 Совет. Если родителям важно приучить ребенка делать дыхательные упражнения, то неплохо делать их вместе с ним.

Техника выполнения упражнений.

Дыхательную гимнастику могут проводить педагог, инструктор, воспитатель или медицинский работник ДОУ. Освоить её могут и родители.

В основе методики проведения занятий дыхательной гимнастики для дошкольников - специальные статические и динамические дыхательные упражнения. А в основе самих дыхательных упражнений лежит упражнение с удлинённым и усиленным выдохом, сочетаемое с физическими упражнениями, которые направлены на общее укрепление организма и физическое развитие ребенка. Этого можно достичь, произнося в момент отрабатывания упражнений гласные звуки (а-а-а, о-о-о, у-у-у), шипящие согласные (ж, ш) и сочетания звуков (ах, ха, фу, ух,). Всё это лучше делать именно в игровой форме, например: жужжит пчёлка, гудит самолёт, едет поезд и т.д).

Упражнения можно делать в любое время, в любом месте и даже в любой позиции: даже сидя или лежа (при плохом самочувствии). Правда, с профилактической целью хватает и одного сеанса в день (утром вместо зарядки или вечером за несколько часов до сна); а с целью лечебной – по 2 раза в день, утром и вечером по полчаса за 30-40 минут до еды. 

Сначала придется научить ребеночка правильно вдыхать воздух: вдох должен быть коротким и отрывистым, только носом. Показать малышу, как вдыхается аромат яблока, понюхать с ним цветок, запах скошенной травы (в парке, например). А затем – приступать к осваиванию первых трех главных упражнений, которые выполняются в ритме строевого шага (почувствовать ритм можно, просто пошагав 2-3 минуты на месте).

Итак, рассмотрим три упражнения, которые, по мнению автора, являются основными в комплексе.

Упражнение «Ладошки» (разминочное)

Исходное положение: встать прямо, показать ладошки «зрителю», при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить — поза экстрасенса.

 

Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки (хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки. Причем все пальцы сжимаются одновременно и с силой. Это очень важно.

Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или через рот. В это время кулачки разжимаем.

Опять шмыгнули носом (звучно, на всю комнату) и одновременно сжали ладони в кулачки. И снова после шумного вдоха и сжатия ладоней в кулаки выдох уходит свободно, пальцы рук разжимаем, кисти рук на мгновение расслабляем.

Не следует растопыривать пальцы при выдохе. Они так же свободно расслабляются после сжатия, как и выдох уходит абсолютно свободно после каждого вдоха.

В дыхательной гимнастике очень важно научиться не думать о выдохе! Активен только вдох, выдох пассивен. Не задерживайте воздух в груди и не выталкивайте его. Не мешайте организму выпустить «отработанный» воздух.

Сделав 4 коротких шумных вдоха носом (и, соответственно, 4 пассивных выдоха), сделайте паузу — отдохните 3-5 секунд. В общей сложности нужно выполнить 24 раза по 4 коротких шумных вдоха-выдоха.

Норма — 96 вдохов-выдохов. Это так называемая стрельниковская «сотня».

 

Упражнение «Погончики»

Исходное положение: встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу.

 

В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкайте кулаки к полу, как бы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжимаются.

Плечи в момент вдоха напрягаются, руки вытягиваются в струну (тянутся к полу), пальцы рук широко растопыриваются. Это тоже очень важно.

На выдохе вернитесь в исходное положение: кисти рук снова на поясе, пальцы сжаты в кулаки — выдох ушел.

Делая следующий шумный короткий вдох, снова резко с силой толкните кулаки к полу, а затем вернитесь в исходное положение — выдох уходит самостоятельно через нос или через рот.

Если при выдохе вы выпускаете (именно выпускаете, а не выталкиваете!) воздух через рот, то рот широко не открывайте. При выдохе губы слегка разжимаются (в момент вдоха они слегка сжаты) — воздух уходит абсолютно пассивно. Не думайте об этом!

Подряд нужно сделать 8 вдохов-движений без остановки. Затем отдых (пауза) — 3-5 секунд и снова 8 вдохов-движений.

Это упражнение можно делать сидя и даже лежа. Если у вас травмирована рука, используйте одну здоровую руку. Постепенно, очень осторожно, с каждым днем тренировки начинайте включать в работу и больную руку. Со временем она «разработается». Норма:

• 12 раз по 8 вдохов-движений,

• или 6 раз по 16 вдохов-движений,

• или 3 раза по 32 вдоха-движения.

 

Упражнение «Насос» («Накачивание шины»)

Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте пол»).

 

Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью — в этот момент абсолютно пассивно уходит выдох через нос или через рот.

Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, пассивно выпуская воздух через нос или через рот.

Сделайте подряд 8 поклонов-вдохов, после чего остановитесь, отдохните 3-5 секунд — и снова 8 поклонов-вдохов.

Норма — 12 раз по 8 вдохов. В общей сложности — 96 вдохов-выдохов — стрельниковская «сотня». Вы можете выполнять и по 16 вдохов-движений, затем пауза 3-5 секунд и снова 16 вдохов-поклонов. В этом случае необходимые  96 вдохов-движений разбиваются на 6 подходов с паузами между ними. В итоге получатся все те же 96 дыхательных движений.

Через 2-3 дня ежедневной тренировки (а для некоторых людей и через более длительный период времени) можно уже делать не по 16 вдохов-движений, а по 32. Затем отдых — 3-5 секунд и снова 32 вдоха-движения без остановки. И так 3 раза. В общей сложности — 96 движений («сотня»).

Кому тяжело, пусть делает без остановки только по 8 вдохов-движений. Потренируйтесь так в течение 1-2 недель, а когда вам станет легче, можно попытаться увеличить количество выполняемых за 1 подход вдохов-движений до 16, а в перспективе — до 32 движений.

Это упражнение напоминает накачивание шины, нужно постараться делать его легко, без лишних усилий и напряжения в пояснице.

Существуют и ограничения. При травмах головы и позвоночника, при смещениях межпозвонковых дисков и позвоночных грыжах, при многолетнем остеохондрозе и радикулите, при повышенном артериальном, внутричерепном и внутриглазном давлении, при камнях в печени, почках и мочевом пузыре, близорукости более 5 диоптрий ни в коем случае низко не наклоняйтесь! Кисти рук в момент поклона даже не должны опускаться до колен. Ни в коем случае не кланяйтесь ниже! «Шину накачивайте» легко и просто в ритме строевого армейского шага. Возможно, после первых тренировок у вас появится боль в пояснице — не пугайтесь! Продолжайте тренироваться, но очень осторожно, учитывая указанные выше ограничения. И, конечно же, подряд без остановки делайте только по 8 вдохов-движений. Постепенно боль отступит, и ваша поясница перестанет вас беспокоить.

Помимо вышеуказанных трех основных упражнений, есть и другие:

  • «Кошка»
  • «Обнимание плеч»
  • «Большой маятник»
  • «Повороты головой»
  • «Ушки»
  • «Маятник головой»
  • «Перекаты»
  • «Шаги»

Выполнение дыхательных упражнений во время зарядки, физкультминутки или прогулки – отличный способ профилактики возникновения простудных заболеваний, поднятия общего жизненного тонуса и укрепление психофизического здоровья дошкольников, что обеспечит правильное их развитие.

 

Ссылка на интернет-источник:

https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2022/10/17/dyhatelnaya-gimnastika-a-n-strelnikovoy-dlya


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового комплексного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Семья. Родословное древо моей семьи».

Конспект итогового комплексного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Семья. Родословное древо моей семьи».Цель. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, родным, родственникам, п...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим , развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности: « Моя семья. Родословная моей семьи».

Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии. имени и отчества родителей, своего рода и родословной, семейных традиций и обычаев - основное содержание представленного занятия....

Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»

Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...

Проект "История моей семьи в истории моей страны"

Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода....

Детский проект "История моей семьи в истории моей страны"

Деятельностный подход, лежащий в основе проекта «История моей семьи в истории моей страны», предполагает полноправное и активное сотрудничество взрослых и ребенка. Содержательная сторона разнообразной...

Открытое районное мероприятие по нравственно- патриотическому воспитанию "Герб моей страны, моего города, моей семьи, моей группы"

Нравственно- патриотическое воспитание является мощным фактором развития детей. Данный материал способствует развитию связной речи,памяти, воображения, творческих способностей, формирует гражданскую п...

Диплом Победителя муниципальной акции " Любовь в моей жизни, моей семье, моём роду"

Воспитанница  нашего детского сада, группы "НЕЗАБУДКА" приняла участие и победила  в муниципальной акции: "Любовь в моей жизни, моей семье, моём роду". В каждой номинации...