Мастер – класс на тему: «Волшебный Фитбол»
методическая разработка

Сиетова Арина Николаевна

Цель. Повысить профессиональный уровень педагогов; активизировать реализацию образовательной области физическая развитие посредством внедрения технологий детского фитнеса в образовательный процесс ДОУ.

Задачи.

•        Раскрыть значимость фитбол-аэробики в осуществлении образовательной деятельности.

•        Развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе.

•        Познакомить с опытом своей работы.

Прогнозируемый результат мастер класса. Расширение знаний о применении методов фитбол-аэробики в работе с детьми дошкольного возраста в образовательной области физическое развитие.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_-_klass_na_temu_volshebnyy_fitbol.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №7»

Мастер – класс на тему:

«Волшебный Фитбол».

(для педагогов дошкольных учреждений)

Описание: http://gigabaza.ru/images/12/23471/5fe4dee0.jpg

Автор: Сиетова Арина Николаевна

«Волшебный» фитбол.

Цель. Повысить профессиональный уровень педагогов; активизировать реализацию образовательной области физическая развитие посредством внедрения технологий детского фитнеса в образовательный процесс ДОУ.

Задачи.

•        Раскрыть значимость фитбол-аэробики в осуществлении образовательной деятельности.

•        Развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе.

•        Познакомить с опытом своей работы.

Прогнозируемый результат мастер класса. Расширение знаний о применении методов фитбол-аэробики в работе с детьми дошкольного возраста в образовательной области физическое развитие.

Ход мастер-класса.

Уважаемые, коллеги, прежде чем начать наш сегодняшний мастер-класс, основная идея которого  звучит таким образом: развитие и внедрение технологий детского фитнеса в образовательный процесс ДОУ, как одно из оптимальных условий совершенствования двигательной активности ребенка.  

СЛАЙД 2. Фитбол в переводе с английского языка означает мяч для опоры, используемый в оздоровительных целях. Впервые фитбол появился в 50-е годы ХХ века.

Мяч-фитбол часто называют волшебным швейцарским мячом, ведь именно Швейцария подарила миру это прекрасное изобретение. Более 50 лет назад (в далеком 1960 году) швейцарский врач Сюзан Кляйн-Фогельбах впервые придумала использовать надувной мяч для лечения и тренировок людей с церебральным параличом. Прошло более 20 лет, прежде чем фитбол стали использовать в качестве оборудования для фитнеса. 

СЛАЙД 3. Актуальность данной темы состоит в том, что за последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. 80% детей имеют аномалию осанки, деформацию стоп, увеличивается частота тяжких форм сколиоза. Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают двигательный дефицит, т.е. страдают гиподинамией. Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей ребенка, являясь условием его нормального формирования и развития. Первая задача федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

СЛАЙД 4. Цель фитбол-аэробики: повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы и профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата.

Задачи фитбол-аэробики в дошкольном возрасте

Оздоровительные:

1.Укрепление здоровья детей, включающее формирование опорно-двигательного аппарата, стимулирование функций сердечно-сосудистой, дыхательной систем и координационных способностей. 2. Создание основы для нормального роста и полноценного развития ребенка, путем целесообразной двигательной активности и закаливающих мероприятий.

3. Приобщение детей к здоровому образу жизни, выработка потребности в регулярных занятиях физической культурой.

4. Совершенствовать эмоциональную сферу дошкольников.

Образовательные:

1. Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков детей в соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями. Развитие физических качеств.

2. Развитие умственной сферы посредством выполнения двигательных действий, с помощью которых ребенок усваивает элементарные знания об окружающем мире и о способах взаимодействия с ним, а так же познает собственное тело и его многочисленные возможности.

3. Развитие культуры движений и телесной рефлексии.

Воспитательные:

1. Воспитание положительного отношения к физическим упражнениям, подвижным играм и закаливающим процедурам, их влияние на укрепление здоровья человека.

2. Воспитание нравственно-волевых качеств личности, активной жизненной позиции, развитие коммуникативных навыков.

3. Способствовать развитию самоконтроля и самооценки.


 

СЛАЙД 5.  

Фитбол-аэробика проводится на больших мячах, выдерживающих вес до 300кг. На занятиях используют фитболы различного диаметра, в зависимости от возраста и роста занимающихся. Диаметр мяча для детей 3-5 лет должен быть 45см, для детей от 5 до 6 лет — 45- 50см, от 6 до 7 лет — 50-55см. Для занятий с детьми дошкольного возраста мяч должен быть не сильно упругим.

Мячи могут быть не только разного размера, но и разного цвета. Разные цвета по-разному воздействуют на психическое состояние и физиологические функции человека.

Цвету издавна приписывалось магическое значение, благотворное или отрицательное действие на человека, ведь для человека зрение является самым важным из всех видов чувств.

Энергия цвета и цветовые ощущения воздействуют на функции вегетативной нервной системы, эндокринных желез и другие жизненно важные органы и процессы в организме. Педагогам необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно-образовательном процессе.

  • Синий цвет оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, снимает спазмы, уменьшает головные боли, понижает аппетит. 
  • Голубой цвет оказывает тормозящее действие при состоянии психического возбуждения. Фиолетовый цвет оказывает угнетающее действие на психические и физиологические процессы, снижает настроение людей.
  • Красный цвет активизирует, повышает физическую работоспособность, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы.
  • Зелёный цвет успокаивает, создаёт хорошее настроение. Этот цвет оказывает благотворное влияние на соматически ослабленных детей, при лечении воспалений, при ослабленном зрении.
  •  Розовый тонизирует при подавленном настроении.
  • Жёлтый цвет – цвет радости, покоя, теплоты, нейтрализует негативные действия.

Знание «азбуки цвета» - «лекарство» для внутреннего потенциала и развития внутренних ресурсов человека.

Кроме цветового влияния на организм, мячи обладают еще и вибрационным воздействием. Непрерывная вибрация действует на нервную систему успокаивающе. Прерывистая, наоборот, возбуждающе.

СЛАЙД 6. Классификация упражнений на фитболах по целевой направленности.

  1. Содействие профилактике и коррекции различных заболеваний (опорно-двигательного аппарата, болезней лёгких, внутренних органов и др
  2. Развитие двигательных способностей (силы, координации, гибкости, функции равновесия, вестибулярного аппарата и др.)
  3. Развитие музыкально-ритмических и творческих способностей, досуга, отдыха и развлечения (массаж, игры, эстафеты, танцы, ритмические упражнения)

СЛАЙД 7. Классификация ОРУ, сидя на мяче по анатомическому признаку

  1. Упражнения для рук и плечевого пояса:

- для пальцев и кисти

- для увеличения подвижности в суставах

- для сгибателей и разгибателей мышц рук

- на расслабление мышц рук и плечевого пояса

  1. Упражнения для ног и тазовой области:

-для стопы и голени

-для увеличения подвижности в суставах

-силовые упражнения для мышц бедра

-для мышц тазового дна

-для расслабления мышц ног

  1.  Упражнения для туловища:

-для мышц передней поверхности туловища (силовые)

-для увеличения подвижности позвоночника

-для мышц задней поверхности туловища (силовые)

-для мышц боковой поверхности туловища (силовые)

-для мышц шеи

  1. Комплексные упражнения

(упражнения, включающие в работу наибольшее количество мышечных групп)

5.Упражнения на дыхание.

СЛАЙД 8. Классификация гимнастических упражнений фитбол-аэробики

  1. Ходьба, бег, прыжки

- на месте и в движении

- с мячом в руках, ногах

-сидя на мяче

  1. ОРУ:

- по признаку организации группы: одиночные

  вдвоем, втроем

  по кругу

  в сцеплении в  

    колоннах

  в шеренгах

  в движении)

- по исходным положениям:

из стойки

из седа (приседа)

из упоров

                                                                     из положения лёжа (на боку, на спине, животе

          - по анатомическому признаку:            для рук и плечевого пояса

для ног и тазового пояса

для туловища и шеи

для всего тела

- по признаку преимущественного воздействия: На силу

 На растягивание

На расслабление

На осанку

На координацию

На дыхание

УПРАЖНЕНИЯ

С

ФИТБОЛОМ

ФИТБЛОЛ

КАК

АМОРТИЗАТОР,

ТРЕНАЖЕР-БАЛАНСИР

(рук, ног;

равновесия)

ФИТБЛОЛ

КАК

ОТЯГОЩЕНИЕ

(в руках, ногах, на спине)

ФИТБЛОЛ

КАК

ОПОРА

(под спину, руки, ноги, живот)

ФИТБЛОЛ

КАК

ПРЕДМЕТ

(ОРУ в различных и.п)., )

ФИТБЛОЛ

КАК

ПРЕПЯТСТВИЕ

(перешагивание, перепрыгивание, прокатывание в разных направлениях)

ФИТБЛОЛ

КАК

ОРИЕНТИР

ФИТБЛОЛ

КАК

МАССАЖЕР

СЛАЙД 9-10  В зависимости от решаемых на занятии задач фитбол используется:

МЯЧ как препятствие применяется для различных видов перекатывания на нем на спине, на животе: вперед, назад, в седе: вправо и влево.

СЛАЙД 11

МЯЧ как массажер применяется при выполнении упражнений в парах. Один ребенок лежит на животе, другой с мячом в руках выполняет массажные движения по спине партнера прокатывания, постукивания, вибрационные и круговые движения.

СЛАЙД 12

МЯЧ как амортизатор и тренажер (для развития силовых способностей мышц рук, ног (зажимы мяча), а также для развития функции равновесия.

СЛАЙД 13

МЯЧ как ориентир. Применяется при выполнении различных игр, эстафет. А также при выполнении различных упражнений, например в седе ноги врозь при выполнении наклона вперед и т.д

СЛАЙД 14

МЯЧ как отягощение (в руках, ногах) применяется в различных И.П.: стоя, лежа, сидя и т.д. для укрепления различных мышечных групп.

СЛАЙД 15

МЯЧ как опора. Применяется в положении сидя верхом на мяче, в различных И.П. лежа: мяч под спину, под живот, под бок, а также лежа на спине мяч под ногами.

СЛАЙД 16

- МЯЧ как предмет. Например: ОРУ с фитболом в руках в различных И.П. (стоя, сидя, лежа и т.д.), а также броски, ловлю, удары об пол и т.д.

СЛАЙД 17. Приступим к практике.   

Для эффективного решения программных задач целостный процесс обучения детей комплексам упражнений фитбол-аэробики я разделила на 3 этапа: подготовительный, основной, заключительный. 

Этапы освоения детьми раздела проекта «Детский фитнес» по направлению фитбол-аэробика

Этап

Основные задачи

Рекомендуемые упражнения

I.

1. Дать детям представление о форме и физических свойствах фитбола.

- прокатывание фитбола: по полу; по скамейке; змейкой между ориентирами, вокруг ориентиров;

- поглаживание, похлопывание, отбивание мяча двумя руками на месте, в сочетании с различными видами ходьбы;

- передача фитбола друг другу, броски;

- игры с фитболом: «Догони мяч», «Попади в цель», «Докати мяч». Варианты: толкая ладонями, толкая развернутой ступней.

СЛАЙД 18

2. Обучить правильной посадке на фитболе.

- сидя на фитболе у твердой опоры, проверить правильность постановки стоп (должны быть прижаты к полу и парал​лельны друг другу);

- сидя на фитболе, в медленном темпе выполнять упражне​ния для плечевого пояса, например: а) повороты головы вправо—влево; б) поочередное поднимание рук вперед-вверх — в сторону; в) поднимание и опускание плеч; г) скольжение руками по поверхности фитбола; д) сгибание рук к плечам, сжав кисти в кулаки, руки в стороны; е) по сиг​налу встать, обежать вокруг мяча, придерживая его рукой.

- игры с фитболом: «Догони мяч», «Толкай ладонями», «Толкай развернутой ступней».

II.

СЛАЙД 19

1. Обучить базовым положениям при выполнении упражнений в И.П. (сидя, лежа, стоя на коленях)

-«Руки в стороны» и.п:. стоя лицом к мячу. На счет 1-2 присели, прямые руки на фитболе, колени в стороны, спина прямая; на 3-4 встали, руки в стороны;

-«Приседания «и.п.: — упор, стоя на коленях лицом к фитболу, руки на фит​боле. На счет 1 — присесть на пятки, фитбол прижать к коле​ням; на счет 2 — вернуться в и.п.;

- и.п.: лежа на спине, на полу, прямые ноги на фитболе, опора на пятки.

«Покачивание» Покачивать фитбол ногами вправо-влево, руки вдоль туловища. Упражнение можно делать парами с одним фитболом, располагаясь зеркально;

- «Переходы» переходы из положения упор сидя, фитбол на прямых ногах, прокатывая фитбол к груди, лечь на спину. Аналогичным способом вернуться ви.п.;

-«Пресс» и.п.: лежа на спине на полу, согнутые в коленях ноги — на фитболе, руки за головой. Поднять верхнюю часть туловища к коленям. Можно выполнять одновременно вдвоем;

- «Передача» и.п.: лежа на спине на полу, прямые ноги вместе, руки вытя​нуты за головой, фитбол — в руках. Передавать фитбол из рук в ноги и наоборот;

«Перекат»и.п.: стоя на полу на коленях лицом к фитболу. Разгибая ноги, сделать перекат в положение на живот на фитболе. Ноги и руки упираются в пол.

2. Научить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе.

Покачаемся» самостоятельно покачиваться на фитболе с опробованием установки: пятки давят на пол, спина прямая, через затылок, позвоночник и фитбол как бы проходит стержень;

«Вертолет» в среднем темпе выполнять движения руками: в стороны — вверх — вперед — вниз. Выполнять прямыми руками круго​вое вращение в лучезапястных, локтевых и плечевых суста​вах. Такие движения должны вызывать самопроизвольное покачивание на фитболе. Необходимо следить за постоян​ным сохранением контакта с поверхностью фитбола;

«Марш» и.п.: сидя на фитболе. Выполнить: ходьбу на месте, не отрывая носков; ходьбу, высоко поднимая колени;

СЛАЙД 20

3.Обучить ребенка упражнениям на сохранение равновесия с различными положениями на фитболе.

«Наклоны» и.п:. сидя на фитболе, ноги на полу. Наклоняться в стороны: руки на поясе, руки за головой, руки в стороны;

- наклоняться к выставленной в сторону ноге с различными положениями рук;

- сохранить правильную осанку и удержать равновесие в поло​жении руки в стороны, одна нога вперед; поднять руки вверх, согнуть в локтях, выполнить круговые движения руками;

-«Пошагаем ножками» и.п:. сидя на фитболе. В медленном темпе сделать несколько шагов вперед и лечь спиной на фитбол, сохраняя прямой угол между голенью и бедром, пятки должны быть на полу, руки придерживают фитбол сбоку. Переступая ногами, вер​нуться в и.п.;

- «Пошагаем ручками» и.п:. лежа на фитболе, руки в упоре на полу. Сделать не​сколько шагов руками вперед и назад. Затылок, шея, спина должны быть на прямой линии;

-«Ноги выше» и.п: лежа на животе на фитболе, руки на полу, ноги в стартовом положении. Поочередно поднимать ноги до горизон​тали, руки должны быть согнуты, плечи — над кистями;

и.п: то же. Поднимать поочередно ноги, сгибая в коленях;

Махи ногами» и.п: лежа на спине на полу, прямые ноги на фитболе. Выполнять поочередно махи прямой ногой вверх;

и.п: лежа на спине, на полу, руки вдоль туловища, ноги стопами опираются на фитбол. Поочередные махи согнутой ногой;

- выполнить два предыдущих упражнения изи.п. руки за голову.

4.Обучить связкам основных шагов аэробики сидя на фитболе. (8-16 счетов)

- March – марш (шаги на месте, вперед, назад, по диагонали)

- Step-touch – приставной шаг (вправо, влево, вперед, назад, с поворотами)

- Knee-up – подъем согнутой ноги вперед

- Kick – выброс ноги вперед (разгибая ногу вперед, выполнить мах)

- Jack (jampingjack) – прыжки ноги врозь - ноги вместе (сидя на мяче)

- V-step – ходьба ноги врозь вперед – ноги вместе назад и др.

III.

СЛАЙД 21

1.Совершенствовать качество выполнения упраж​нений в равновесии.

-«Махи» и.п: лежа на спине на полу, прямые ноги на фитболе. Выполнять поочередно махи прямой ногой вверх;

и.п: лежа на спине, на полу, руки вдоль туловища, ноги стопами опираются на фитбол. Поочередные махи согнутой ногой;

-упражнения ранее разученные.

2. Совершенствовать технику выполнения упражнений в разных исходных положениях.

«Наклонись»-и.п.: сидя на фитболе, ноги вместе. Небольшой наклон влево, прокат вправо на фитболе, встать, фитбол слева. То же, прокат влево на фитболе;

- «Повороты»и.п.: лежа на животе на фитболе, в упоре на полу. Повороты в стороны; точка контакта с фитболом постепенно удаляется от опоры на пол;

-то же упражнение с опорой на фитбол одной ногой;

- «Подкати» и.п.: лежа на спине, на полу, ноги на фитболе. Поднимая таз от пола, сгибая ноги, подкатить фитбол к ягодицам, вер​нуться в и.п.;

-и.п.: то же упражнение с опорой на фитбол одной ногой.

3.Совершенствовать технику выполнения основных шагов аэробики в комбинациях.

Из ранее изученных базовых шагов классической аэробики в И.П. сидя на фитболе композиции на 32 счета (подготовка к открытому занятию для родителей)

СЛАЙД 22. Заключение

Практическая работа по применению фитбол-гимнастики в ДОУ позволяет сделать следующие выводы:

1. Высокая эффективность занятий может быть достигнута при условии четко организованной системы работы, которая включает в себя взаимодействие всех направлений: работа с детьми, родителями, воспитателями, сотрудничество с другими специалистами и заинтересованными организациями, а также при наличии программно-методической и материальной базы.

Упражнения на мячах доступны всем, не зависимо от возраста и состояния здоровья, даже людям, имеющим заболевания суставов ног, страдающим избыточным весом и др.

  1. Обучение детей фитбол-аэробике с соблюдением основных требований к проведению и последовательности этапов приводит к следующим результатам:
  • происходит укрепление опорно-двигательного аппарата;
  • совершенствуются сердечно-сосудистая и дыхательная системы;
  • развиваются физические качества ребенка, повышается работоспособность, понижается утомляемость;
  • улучшаются процессы саморегуляции и самоконтроля.

Безусловно, фитбол-гимнастика оказывает широкий спектр оздоровительного воздействия на детский организм, способствует развитию творчества детской фантазии и эмоционально раскрепощают детей.

Кроме того, в процессе двигательной деятельности формируется самооценка дошкольников: ребёнок оценивает своё «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость.

Творческих вам успехов и будьте здоровы!

Библиография:

1. Бочарова Н.И. Физическая культура дошкольника в ДОУ. – М.: Центр педагогического образования, 2007. – 176с.

2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 160с.

3. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Занятия физической культурой в ДОУ. – М.: 5 за знания, 2005. – 112с.

4. Доронова Т.Н. Из ДОУ в школу. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 232с.

5. Белкина В.Н., Елкина Н.В., Васильева Н.Н., Земляная С.И., Михайлова М.А. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль: Академия развития; Академия и Ко, 1998. – 256с.

6. Ефимов О.И. Школьные проблемы глазами врача. – СПб: «ДИЛЯ», 2007. – 144с 7.

7. Кочеткова Л.В. Оздоровление детей в условиях детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 105с.

8. Каштанова Г.В., Мамаева Е.Г., Сливина О.В., Чуманова Т.А. Лечебная физкультура и массаж. Методики оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: АРКТИ, 2006. – 104с.

9. Маханева М.Д. Здоровый ребенок. – М.: АРКТИ, 2004. – 261с.

10. Никанорова Т.С., Сергиенко Е.М. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников. – Воронеж, 2007. – 85с.

11. Овчинникова Т.С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой. – СПб: КАРО, 2006. – 136с.

12. Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников. – СПб: РЕЧЬ, 2002. – 176с.

13. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1988. – 747с.

14. Петрова Н. Если ребенок плохо говорит. – СПб.: ДИЛЯ, 2005. – 128с.

15. Потапчук А.А. Лечебные игры и упражнения для детей. – СПб: Речь, 2007. – 99с.

16. Рунова М.А. Движение день за днем. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 96с.

17. Волосникова Т.В., Филиппова С.О., Москаленко В.И., Лебедева Н.В. Физическая культура в семье, ДОУ и начальной школе. - М.: Школьная пресса, 2005. - 64с.

18. Яковлева Л.В., Юдина Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. - М.: ВЛАДОС, 2003.

– 320с.

19. Е.Г. Сайкина, С.В. Кузьмина  Фитбол аэробика для детей «Танцы на мячах». – Спб. :Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2008 г. – 24 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему: "Волшебный мир сказки"

Мастер- класс по образовательной областиСоциализация""...

Мастер - класс на тему "Волшебный мир сказок"

Мастер - класс на тему "Волшебный мир сказок"...

Мастер класс на тему «Волшебный дождь» средняя группа

Цель: Продолжать учить детей пользоваться ножницами;Учить склеивать полосочки клеемСоздавать из склеенных полосочек круглой формы- форму капельки.Создавать сюжет картиныВоспитывать любовь к окруж...

Мастер-класс на тему: «Волшебная лягушка»

Начальный этап.  Для работы понадобится цветная бумага квадратной формы. На первом этапе нужно сделать перекрестные сгибы.Поэтому сложите бумагу вдвое от уголка к уголку, чтобы образовался треуго...

Сценарий встречи с родителями в форме мастер –класса на тему «Волшебное рисование всей семьей»

Цель: повышение педагогического мастерства родителей, раскрытие значения нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности  для развития воображения, творческого мышления и творческой активност...

Мастер-класс на тему «Волшебный фонарик»

Познакомить педагогов с видами дидактических игр с использованием электрического фонарика и их использование в образовательном процессе; изготовить самостоятельно такую игру....