Организация двигательной активности дошкольника.
консультация

Ряснянская Оксана Ивановна

Движение – одна из основных физиологических потребностей растущего организма. Ограничение его чревато задержкой развития, снижением иммунитета и замедлением роста в целом. Разнообразие активности способствует совершенствованию механизмов адаптации и комплексному развитию всех систем. Рациональный двигательный режим – это необходимое условие для нормального формирования и развития детского организма.

В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушением осанки. На практике мы убеждаемся в снижении интереса детей к двигательной активности, их малоподвижности, нежелании принимать участие в подвижных играх. Этот перечень можно было бы продолжать еще очень долго. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных – малоподвижный образ жизни ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_konsultatsiya_2024.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

Тема: «ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Подготовила:

учитель – дефектолог:

Ряснянская О.И.

Воронеж 2024г.

Организация двигательной активности дошкольника.

                                Движение это жизнь, а жизнь – всегда движение.

«Движение – это жизнь» - эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека, бесспорен.

Движение – одна из основных физиологических потребностей растущего организма. Ограничение его чревато задержкой развития, снижением иммунитета и замедлением роста в целом. Разнообразие активности способствует совершенствованию механизмов адаптации и комплексному развитию всех систем. Рациональный двигательный режим – это необходимое условие для нормального формирования и развития детского организма.

В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушением осанки. На практике мы убеждаемся в снижении интереса детей к двигательной активности, их малоподвижности, нежелании принимать участие в подвижных играх. Этот перечень можно было бы продолжать еще очень долго. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных – малоподвижный образ жизни ребенка.

Мы знаем, что для растущего организма решающее значение имеет двигательная активность (ДА). Согласно данным, современные дети двигаются в два раза меньше, чем это предусмотрено возрастной нормой. Недостаточная двигательная активность - отмечается не только у детей старшего дошкольного возраста, но и у малышей. Поэтому организация двигательного режима дошкольников является актуальной и занимает важное место в системе дошкольного образования.

Дошкольный возраст – это ответственный период жизни, когда закладываются основы физического, психического и личностного развития.

Движение – главное условие нормального роста и развития организма.

Движение является обязательным компонентом любого вида деятельности дошкольника, в том числе и игры. Низкий уровень двигательных умений, однообразие движений приводят к обеднению содержания игровой деятельности ребёнка и, наряду с другими причинами, ограничивают его возможности реализовать себя в игре со сверстниками.

Целью формирования двигательной активности является не только удовлетворение биологической потребности, но и полноценное развитие способностей детей. 

Двигательная активность влияет на физиологические функции всего организма. Активный ребенок лучше спит, чаще пребывает в хорошем настроении и обладает большей работоспособностью. Усиливается кровоснабжение скелетных мышц и внутренних органов, улучшается обмен веществ,  совершенствуется нервная система.

Двигательная активность способствует:

• Повышению устойчивости организма к различным заболеваниям

• Росту физической работоспособности

• Нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем

• Формированию личностных качеств

• Улучшению психолого – эмоционального состояния

• Укреплению психического здоровья.

• И др

 Двигательная активность дошкольника должна соответствовать:

его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма. Поэтому педагогам необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию.

Двигательный режим в ДОУ состоит из трех блоков:

1. Специально организованное обучение.

2. Совместная деятельность взрослых и детей в режимных моментах.

3. Свободная, самостоятельная деятельность детей.

 Формы организации двигательной активности в ДОУ в том числе нашем

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно – оздоровительным занятиям. К ним относятся:

- утренняя гимнастика,

- прогулка

- физминутки

- динамические паузы м/у занятиями

- П/и и физ. упражнения на прогулке

- гимнастика после сна

- дыхательная гимнастика

- гимнастика для глаз

- пальчиковая гимнастика - индивидуальная работа по физ. воспитанию.

Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей. Предлагается  проводить занятия по физической культуре не менее трёх раз в неделю в первой половине дня (одно на воздухе) по подгруппам. Формирование подгрупп должно осуществляться с учётом трёх основных критериев: состояния здоровья, уровня ДА и физической подготовленности.

2. Организованная двигательная деятельность, включает в себя:

- физкультурные занятия

- хореография

- логоритмика

Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она даёт широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребёнка. Продолжительность её зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности, и поэтому педагогическое руководство самостоятельной деятельностью детей должно быть построено с учётом уровня ДА.

3. Самостоятельная двигательная деятельность: организуется в зависимости от инд. особенностей детей, проводится ежедневно в помещении и на открытом воздухе.

Самостоятельная двигательная деятельность — это деятельность, которая возникает по инициативе ребенка. Содержанием самостоятельной двигательной деятельности являются разнообразные движения. Преимущество ее заключается в том, что ребенок сам выбирает движения, двигается в своем темпе, делает паузы, чередует их. Дети в этом виде деятельности в большей степени удовлетворяют свою потребность в движении, чем в организованной деятельности. В дошкольном возрасте самостоятельная двигательная деятельность имеет свою специфику.

В чем она заключается?

Двигательная деятельность малышей тесно связана с игрой,  следовательно, с предметами, игрушками, пособиями.

Взрослые должны позаботиться о том, чтобы в распоряжении ребят были игрушки, пособия, стимулирующие двигательную активность, повышающие интерес к движениям.

Ввиду того, что двигательная активность – это естественная потребность детей дошкольного возраста, необходимо при её организации уделять большое внимание планированию. Наиболее рационально планировать двигательную активность по этапам.

Этапы – это условное деление физкультурно – оздоровительной работы в режиме дня.

1 этап педагогического процесса – «Утро».

«Утро» - самый короткий по времени этап педагогического процесса, но самый насыщенный воспитательно – образовательными мероприятиями. Задача воспитателя – уделить внимание каждому пришедшему ребенку, создать у него бодрое, жизнерадостное настроение, вызвать желание заняться интересной, полезной двигательной деятельностью.

Утром целесообразно планировать деятельность, знакомую по содержанию, в зависимости от интересов и потребностей детей. Необходимо заранее создать условия для самостоятельной двигательной активности, продумать размещение инвентаря, дидактических пособий. Можно предложить детям поиграть в дидактические игры «Одень спортсмена», «Угадай вид спорта», рассматривание иллюстраций о видах спорта, спортсменах, альбома «Забочусь о своем здоровье», «Я и здоровый образ жизни» и др. Малышам можно предложить поупражняться в отдельных упражнениях (перешагивание через пенечки, подлезание под дугу, прокатывание мяча друг другу и .т. п).

Желательно планировать игры, знакомые детям, лучше малой или средней подвижности «Найди, что спрятано», «Пронеси мяч, не задев кеглю» и др. При планировании подвижных игр необходимо учитывать, какие занятия будут после завтрака. Если занятия связаны с длительной статической позой (математика, развитие речи, изобразительная деятельность, то лучше утром запланировать игры средней и даже большой подвижности. Если предстоит физкультурное занятие, то утром планируется более спокойная двигательная деятельность или организовываются подготовительные упражнения для разогрева определенных группы мышц.

Утром обязательно нужно проводить индивидуальную работу с детьми, независимо от уровня их физического развития.

2 этап педагогического процесса – «Прогулка»

В течение дня прогулка организуется дважды: утром и вечером. Прогулка – благоприятное время для проведения индивидуальной работы с детьми и организации их самостоятельной двигательной  активности. Очень важно создать необходимые условия, вынести на улицу необходимое оборудование для организации двигательной активности детей.

На прогулке предлагается планировать 1 подвижную игру, общую для всех детей, и 2-3 игры с подгруппами детей. Кроме того, необходимо наметить игровые упражнения для индивидуальной работы.

Важно для прогулки планировать не только различные подвижные игры, но и спортивные игры (Например: зимой – хоккей; весной, летом, осенью – футбол, баскетбол, бадминтон, городки) и спортивные упражнения (зимой – катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах; весной, летом, осенью – катание на велосипеде, самокате, роликовых коньках).

3 этап педагогического процесса – «Вторая половина дня»

Основная педагогическая задача этого периода – вызвать у детей желание завтра снова прийти в детский сад. Для её реализации необходимо в группе создавать положительный эмоциональный настрой, чтобы каждому ребенку было комфортно.

Во 2 половину дня кроме гимнастики после сна и закаливающих мероприятий предлагается планировать активный отдых детей. Физкультурные праздники, досуги, дни здоровья являются важными компонентами активного отдыха детей.

Также необходимо запланировать самостоятельную двигательную деятельность, используя различное физкультурное оборудование, дидактический материал. Вечером перед уходом детей, лучше планировать спокойную двигательную деятельность – малоподвижные игры, дыхательные упражнения, упражнения на подвижность, оздоровительные упражнения и т.д.

Вывод: Хороший фундамент общей физической подготовленности, заложенный на основе дифференцированного обучения детей основным видам движений с развитием физических качеств и двигательных способностей, позволяет достичь гармоничного физического развития на важном этапе подготовке детей к обучению в школе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация двигательной активности дошкольников в режиме дня

Представлена статья, касаемая организации двигательной активности детей дошкольного возраста в режиме дня в соответствии с ФГТ....

Тематический контроль «Организация двигательной активности дошкольников в течение дня».

Оценка создания условий:в группахОценка планирования работыОрганизация  режимных моментов. Оценка профессионального мастерства педагога. Обследование уровня развития двигательной актив...

«Рекомендации для педагогов по организации двигательной активности дошкольников на прогулке зимой "Снежные фигуры для здоровья и радости"

Важным направлением в формировании у детей  интереса к двигательной активности является правильно организованная  двигательная предметно-развивающая среда на участке. Она должна носить...

Организация двигательной активности дошкольника в режиме дня

Создание здорового образа жизни для ребёнка в ДОУ является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый образ жизни предполагает приобщение детей к двигательной культуре через целенап...