Методика проведения утренней гимнастики в детском саду
консультация

Зинаида Федоровна Сафиуллина

Методика проведения утренней гимнастики в детском саду

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaryadka_konsultatsiya_21.11.19.docx44.61 КБ

Предварительный просмотр:

Методика проведения утренней гимнастики в детском саду

Утренняя гимнастика в детском саду имеет большое
оздоровительное значение и является обязательной частью распорядка дня.
Так и есть! Потребность в движении заложена в малыше с рождения.
И воспитатели должны не только помочь ребенку гармонично развиваться,
осваивать новые навыки и умения, но и не привить желание заниматься
спортом в будущем.
Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и действовать в нем, получает огромный заряд бодрости, хорошее настроение на весь день.
Утренняя гимнастика должна проводиться систематически.   Во время выполнения   утренней гимнастики у ребёнка учащается дыхание, розовеет лицо, он может немного  вспотеть. Всё это совершенно естественные признаки легкого возбуждения и утомления    при активной мышечной деятельности. Наблюдая за ребёнком, родители могут отметить,
что при небольшом  утомлении во время физических упражнений настроение ребёнка    останется спокойным, ровным, он бодр, жизнерадостен, у него хороший аппетит, сон.
Для утренней гимнастики подбираются упражнения, доступные детям,
соответствующие строению и функциям опорно-двигательного аппарата дошкольников.
Одежда для утренней гимнастики должна быть изготовлена из натуральных,
лёгких материалов, на ногах — удобная обувь или носки. Можно заниматься
и босиком.
Упражнения должны быть простыми, чтобы детям не пришлось затрачивать
много усилий для их освоения.

 

 Структура утренней гимнастики

Как любое физкультурное мероприятие, утренняя гимнастика, начинается с разминки и заканчивается восстановительными упражнениями. Поскольку утренняя гимнастика не продолжительна, физические нагрузки в ней не велики.
Утренняя гимнастика состоит из 3 частей:

  • вводная
  • основная
  • заключительная

Каждая часть имеет свои задачи и содержание. Каждая часть имеет свои задачи и содержание.

3.1. Вводная часть утренней гимнастики
Задачи:
организация внимания детей, нацеливающая на выполнение согласованных действий
формирование правильной осанки
подготовка организма к выполнению более сложных упражнений

Содержание:

  • построения (в колону, в шеренгу, круг)
  • строевые упражнения (повороты и полуобороты налево, направо, кругом)
  • перестроения (из одной колоны в две, из двух колон в четыре, в круг, несколько кругов, смыкания и размыкания приставными шагами в сторону)
  • непродолжительная ходьба в чередовании с упражнениями, способствующими укреплению опорно-двигательного аппарата и формированию осанки (ходьба на носках, с различным положением рук, ходьба с высоким подниманием коленей, на пятках, перекрёстным шагом)
  • бег друг за другом и врассыпную или в сочетании с прыжками.

3.2. Основная часть утренней гимнастики
Задачи:

  • укрепление основных мышечных групп
  • формирование правильной осанки

Содержание:

  • выполнение комплекса общеразвивающих упражнений

Упражнения выполняются в определенной последовательности: сначала даются упражнения для укрепления плечевого пояса и рук, которые способствуют расширению грудной клетки, хорошему выпрямлению позвоночника, развитию дыхательных мышц; затем упражнения для мышц туловища; далее следуют упражнения для развития мышц ног и укрепления свода стопы. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей и их физической подготовленности.

3.3. Заключительная часть утренней гимнастики
Задачи:

  • восстановить пульс и дыхание

Содержание:
дети младшего возраста выполняют прыжки или бег, переходящие в заключительную ходьбу.
дети старшего возраста выполняют прыжки в сочетании с бегом, затем заключительную ходьбу с выполнением различных заданий.

4. Формы проведения утренней гимнастики

Используются различные формы проведения утренней гимнастики:

  • традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений
  • обыгрывание какого-нибудь сюжета: «Путешествие в лес», «Зоопарк», «Жучки» и др.
  • игрового характера (из 3-4 подвижных игр)
  • с использованием элементов ритмической гимнастики, танцевальных движений, хороводов
  • оздоровительный бег (проводится на участке в течение 3-5 минут с постепенным увеличением расстояния, интенсивности, времени)

с использованием полосы препятствий (можно создавать различные полосы препятствия с использованием разнообразных модулей)

 Музыка на утренней гимнастике

Утренняя гимнастика создает бодрое настроение, подготавливает детский организм к различным видам деятельности. Подбирая музыкальное сопровождение, следует учитывать физиологическую нагрузку, возрастные особенности детей, соответствие характеру движений, условия детского сада. Элементы упражнений должны быть предварительно выучены на занятиях (физкультурных, музыкальных).

На свежем воздухе

В прохладное утро надо слегка ускорить темп выполнения физических упражнений и, наоборот, в жаркое – снизить его. Продолжительность занятий на воздухе соответствует программным рекомендациям. Структура занятий традиционная: вводная, основная и заключительная части.

Вводная часть начинается (в теплое время года) с построения на площадке и ходьбы, во время которой дети выполняют 3-5 дыхательных упражнений. В холодный период года построение проводится в помещении и вводная часть начинается с выхода детей на улицу. После непродолжительной ходьбы дается бег (медленный) по площадке в течение 2-4 мин. (в зависимости от возраста). В этой части занятия осуществляется подготовка к предстоящей интенсивной мышечной деятельности и обучения в основном различным видам бега.

Основная часть занятия включает в себя общеразвивающие упражнения, после которых проводится бег со средней скоростью в зависимости от возраста от 40 сек. до 2 мин. Бег заканчивается ходьбой и перестроением для выполнения упражнений в основных движениях. При выполнении физических упражнений следует приучать детей правильно дышать, особенно это важно во время занятий на открытом воздухе. В холодное время года (особенно зимой) больше внимания следует уделять носовому дыханию.

Новые упражнения разучиваются на физкультурных занятиях.

 Комплекс утренней гимнастики меняется каждые 2 недели. 

        

ТЕМП ПРОВЕДЕНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ И ВЫПОЛНЕНИЯ КАЖДОГО УПРАЖНЕНИЯ

Учитывая физиологические особенности дошкольников, темп выполнения упражнений должен замедляться постепенно. Например, после бега вначале дается быстрая ходьба с постепенным замедлением, а после прыжков предлагается ходьба на месте. Нагрузка увеличивается и снижается постепенно, чтобы привести организм в относительно спокойное состояние.

ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 Исходное положение влияет на правильность выполнения движений и общую устойчивость тела.

 Исходные положения всего тела 

 Основные исходные положения в утренней гимнастике — стоя и сидя.

 Упражнения с исходным положением «сидя на полу» можно выполнять только при наличии теплого пола или ковра.

  Исходные положения для ног

 Основная стойка — пятки поставлены вместе, а носки слегка разведены — употребляется при упражнениях для мышц верхних и нижних конечностей . В младшей группе дети стоят расставив ноги на ширину ступни.

Стойка, при которой ноги расставлены на ширину плеч, ступни ног ставятся параллельно друг другу. Такая стойка обеспечивает наибольшую устойчивость и правильное распределение давления массы тела на конечности, способствует предупреждению плоскостопия. Взрослый, показывая эту стойку, расставляет ноги уже своих плеч, т.к. в ином случае дети, подражая, ставят ноги слишком широко. Эта стойка используется при упражнениях для туловища во всех группах  

Исходные положения для рук (Расположены в порядке нарастания трудности)

 1. Руки свободно опущены ладонями к туловищу, плечи слегка отведены назад

 2. Руки за спину — руки свободно лежат за спиной, кисть одной руки держит кисть другой. Не рекомендуется обхватывать кистью одной руки локоть другой. При таком положении лопатки расходятся, а не сближаются

 3. Руки на поясе (а не на бедре) — обе руки, согнутые в локтях, находятся на поясе, четыре пальца, прижатые один к другому, направлены вперед, а большой палец — назад, лопатки сближены

 4. Руки, согнутые в локтях, отведены назад — обе руки, согнутые в локтях, отведены назад так, чтобы предплечья располагались горизонтально. Пальцы сжаты в кулаки, ладони обращены друг к другу (вовнутрь) или вниз (к полу). Плечи отведены назад, лопатки сомкнуты

5. Выпрямленные руки отведены назад и находятся на расстоянии немного уже плеч. Пальцы прижаты друг к другу (могут быть сжаты в кулаки), ладони обращены друг к другу, лопатки сомкнуты

6. Руки перед грудью — руки согнуты в локтях, кисти находятся перед грудью, немного ниже плеч, локти — на высоте плеч и отведены назад, лопатки сомкнуты, пальцы сжаты в кулаки или вытянуты, ладони обращены вниз .

7. Руки в стороны — руки подняты в стороны на высоту плеч и отведены назад. Ладони обращены вниз, вперед или вверх

 8. Руки вверх — руки вытянуты вверх шире плеч, ладони обращены друг к другу (вовнутрь) или вперед

Дыхание,

 как известно, заключается в вентилировании легких, в замене использованного воздуха свежим, богатым кислородом.

1.Для того, чтобы научить ребенка полноценно дышать, у детей вызывают потребность в притоке большого количества кислорода и в удалении накопившейся углекислоты. Такая потребность возникает при большой затрате мышечной энергии, например, при беге, прыжках. Вот почему так полезны подвижные игры с бегом на свежем воздухе.

 С дошкольного возраста надо приучать детей дышать через нос. При дыхании через нос воздух, проходя через узкие каналы носа, согревается, очищается от пыли, благодаря ресничкам, имеющимся на слизистой оболочке носа, и поступает в легкие теплым и чистым.

При дыхании через рот воздух попадает непосредственно в легкие. Это увеличивает возможность получения инфекции. При этом грудная клетка, сердце плохо развиваются, жизненная емкость легких обычно бывает низкой. Дыхание через нос возбуждает дыхательный центр, который расположен в продолговатом мозге, человек дышит глубже, чем через рот. Переход с дыхания через нос на дыхание через рот, особенно во время бега, является для взрослого сигналом, что ребенок получил достаточную физическую нагрузку, и ее надо снизить, т.е. перейти с бега на ходьбу.

2. Дети дошкольного возраста имеют склонность задерживать дыхание при выполнении всякого непривычного движения, требующего от них некоторого усилия и напряжения.

Поэтому важно научить ребенка не задерживать дыхание при выполнении упражнений. Для этого гимнастические упражнения сопровождаются звуками или словами, соответствующими образу упражнения. Они произносятся в тот момент, когда надо сделать выдох, т.е. когда сужается грудная клетка.

 3. Важно научить детей экономно расходовать имеющийся в легких воздух, регулировать работу своих дыхательных мышц. Вдох делается очень быстро, а затем воздух задерживается в легких и постепенно выдыхается при произнесении звуков.

Некоторые упражнения можно проводить в двух темпах — медленном и быстром. При медленном темпе дети учатся экономно делать выдох, быстрый темп дается для повышения активности детей.

При медленном темпе выдох делается со звуками: «тсс», «шш» «пф. При быстром темпе на выдохе можно считать «раз.два»

Движения с участием большого количества групп мышц выполняются в более медленном темпе, чем движения для верхних и нижних конечностей.

Если размер помещения, где проводится утренняя гимнастика, не позволяет упражняться в беге, то можно ограничиться ходьбой, начиная с легкой ходьбы на месте, затем переходя к более энергичной и вновь снижая интенсивность. Отметим, что неторопливый и достаточно длительный бег (в соответствии с возрастом) развивает выносливость, приучает рассчитывать свои силы, воспитывает выдержку и самоконтроль.

   

УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 2 -3 ЛЕТ 

В этом возрасте у детей развивается речь, внимание становится более устойчивым, совершенствуется память. Однако дети быстро утомляются, легко возбуждаются. Движения ребенка еще недостаточно сформированы, не до конца произвольны. Малыш импульсивен, не может придерживаться точно заданной формы движения, но способен действовать подражательно

 Для создания у ребят положительного отношения к занятиям физкультурой гимнастика проводится в игровой форме: дети с удовольствием имитируют голоса и движения животных, изображают различные предметы (часы, мыльный пузырь и т.д.). Желательно дать каждому движению образное название, подобрать соответствующие слова для тренировки речевого выдоха.

 Перед тем как познакомить детей с новым игровым комплексом общеразвивающих упражнений, взрослый может прочитать вслух соответствующее художественное произведение, рассмотреть картинки, разучить с детьми потешку и т.д.

Длительность утренней гимнастики — 4 —5 минут. Комплексы состоят из 2 -3 игровых, подражательных упражнений. Детям этого возраста свойственна подвижность и слабая способность принимать законченные, фиксированные положения, поэтому все движения выполняются последовательно.

 Упражнения повторяются  4—5 раз.

Начинается зарядка с кратковременной ходьбы, чередующейся с медленным бегом. Руки во время движения опущены, продолжительность бега 7-1 0 секунд. Иногда бег заменяется подскоками на месте на двух ногах — малыши подскакивают, как зайчики, как мячики, 6 -8 раз, чередуя подскоки с ходьбой.

 Если в комплекс включены два общеразвивающих упражнения, то они даются в такой последовательности:

1) для мышц плечевого пояса и рук;

2) для ног.

 Если включены три упраж нения, то используется такая последовательность:

1) для мышц плечевого пояса и рук;

 2) для туловища;

 3) для ног.

Упражнения для мышц плечевого пояса 

• подъемы рук вперед, вверх, в стороны;

 • раскачивание рук вперед-назад;

 • отведение рук за спину;

Со второй половины года вводятся:

• сгибание и разгибание рук, согнутых в локтях;

• хлопки перед грудью.

Исходные положения для рук:

 • руки внизу;

 • со второй половины года — руки согнуты в локтях у груди.

Общеразвивающие упражнения для туловища 

• только наклоны вперед, потому что повороты и наклоны в сторону детям 2 -3 лет выполнить трудно.

Исходное положение для туловища: • сидя на стульях, на полу, вытянув ноги

Упражнения для ног • подскоки на месте на двух ногах;

 • приседания.

Исходное положение для ног: ступни параллельно — «дорожкой», на ширине плеч.

 Руководство для взрослых

 Взрослый показывает упражнения в медленном темпе, с показом сочетается словесное объяснение. По мере усвоения детьми упражнений темп и амплитуда нарастают.

 Взрослый выполняет с детьми все упражнения с начала до конца. Объяснения и указания даются в процессе выполнения упражнений. Во вводной и заключительной  частях гимнастики можно использовать бубен, но только тогда, когда дети уже освоили движения.

 УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 3 -4 ЛЕТ 

 Трехлетний ребенок очень активен, старается все делать самостоятельно. Продолжается интенсивное развитие функций головного мозга, совершенствуется память, развивается воображение. На основе словесного описания ребенок уже может создать образ, воспроизвести его в игре, рисунке, движении. Двигательная деятельность усложняется.

 В трехлетием возрасте с детьми нужно продолжать систематически проводить утреннюю гимнастику.

Во вводной части дается ходьба, затем бег. Продолжительность бега увеличивается до 10 секунд, с постепенным замедлением.

В заключительной части после общеразвивающих упражнений вместо бега выполняются прыжки (6-8 раз) на двух ногах на месте, затем ходьба и вновь повторяются прыжки.

 Длительность утренней гимнастики — 5-6 минут.

 Комплексы состоят из 3-4 упражнений.

Упражнения повторяются 4 -6 раз. Если в комплекс включены три общеразвивающих упражнения, то они проводятся в такой последовательности:

1) для мышц плечевого пояса и рук;

 2) для туловища;

3) для ног.

Если включены четыре общеразвивающих упражнения, то есть две возможные последовательности:

I вариант 

1) для мышц плечевого пояса и рук;

2) для туловища;

3) для плечевого пояса;

4) для ног — прыжки.

 II вариант 

1) для мышц плечевого пояса и рук;

 2) для туловища;

3) для ног (кроме прыжков);

 4) для плечевого пояса.

Если в комплекс включены приседания или полуприседания, то затем даются упражнения для плечевого пояса, чтобы дать детям возможность выпрямиться.

Если в комплекс включены прыжки, то они завершают блок общеразвивающих упражнений, после них дается ходьба с постепенным замедлением темпа.

Упражнения для мышц плечевого пояса

 • подъемы рук вперед, вверх, в стороны;

• раскачивание рук вперед-назад;

• отведение рук за спину;

• сгибание и разгибание рук в локтях;

 • хлопки перед грудью.

 Исходные положения для рук:

• руки внизу;

• руки, согнутые в локтях, у груди;

• руки за спиной.

Общеразвивающие упражнения для туловища 

• наклоны вперед.

 Исходные положения для туловища:

 • сидя на стуле;

 • сидя на полу;

 • леж а на спине или животе.

 

Упражнения для ног 

• подскоки на месте на двух ногах;

• приседания.

Исходное положение для ног: ступни параллельно, на ширине плеч.

 Руководство для взрослых 

Взрослый следит, чтобы упражнения выполнялись в соответствии с образцом (особенно после 3,5 лет), с сохранением правильного положения тела. Это важно для формирования осанки. Чтобы движение приобрело размеренный, ритмичный характер, необходимо многократное повторение. Поэтому новые комплексы упражнений составляются на основе уже хорошо освоенных детьми движений. Для поддержания интереса детей к зарядке можно использовать бубен, музыкальное сопровождение, различные зрительные ориентиры — забавные коврики, обручи («домики»), а также раздаточный материал — погремушки, кубики. Не рекомендуется вводить упражнения с палками, обручами, так как малышам тяжело удерживать эти предметы.

УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 4 -5 ЛЕТ

 Этот возраст определяют как средний дошкольный. Расширяются возможности опорно-двигательного аппарата, поэтому ребенок становится гораздо устойчивее в статических позах и в динамике. Развитие внимания, двигательной памяти, мышления и воображения создает условия для введения новых форм обучения:

 • дети способны посмотреть упражнения, выслушать объяснение, запомнить, а затем выполнить задание;

 • простые движения ребята могут воспроизвести по указанию взрослого без показа. Начинается утренняя гимнастика с ходьбы и корригирующих упражнений для профилактики плоскостопия (ходьба на носках, ходьба на пятках). Эти виды ходьбы требуют большого напряжения, поэтому темп должен быть медленным. Если ходьба проводится под бубен, то ритм бубна — замедленный.

Продолжительность бега — 20 секунд с замедлением темпа.

В этом возрасте дети могут делать без перерыва 8 прыжков и после непродолжительной ходьбы вновь прыгать на месте.

Для общеразвивающих упражнений могут использоваться мелкие физкультурные пособия: султанчики, веревка, кубики, обручи, мячи.

 Длительность утренней гимнастики — 6 -8 минут.

Комплексы состоят из 4 -5 упражнений.

Упражнения повторяются 5-6 раз.

 Если комплекс состоит из четырех упражнений, то они проводятся в такой последовательности:

1) для мышц плечевого пояса и рук;

2) для туловища;

3) для ног;

4) для мышц плечевого пояса и рук.

 Если комплекс состоит из пяти упражнений, то они проводятся в следующем порядке:

1) для мышц плечевого пояса и рук;

 2) для туловища — наклоны;

3) для туловища — повороты;

4) для ног;

 5) для мышц плечевого пояса и рук.

Упражнения для мышц плечевого пояса (состоят из трех частей)

• поднять руки вперед;

 • поднять руки вверх;

 • опустить руки.

 Общеразвивающие упражнения для туловища 

• наклоны вперед;

• наклоны в стороны;

• повороты в стороны.

Исходные положения для туловища:

 • сидя на стульях;

• сидя на полу;

 • лежа на спине или животе.

 Исходные положения для рук во врем я упражнений для туловища:

 • руки на поясе;

 • руки впереди.

 Упражнения для ног 

• подскоки на месте на двух ногах, на одной попеременно;

 • приседания.

 Исходное положение для ног:

ступни параллельно, на ширине плеч.

Руководство для взрослых 

Увеличивается число упражнений без показа, выполняемых по словесному описанию. Объяснения краткие и четкие.  Взрослый напоминает детям схему упражнения, последовательность его элементов. Например: «Поставили ноги по шире, руки на пояс, наклоны вперед. Начали! Раз-два-три, выпрямились».

Взрослый не ограничивается общим рисунком движения, он объясняет и показывает четкие исходные положения и фиксированные промежуточные.

 Разучивается техника движений. Ребенка приучают различать, запоминать и применять разные способы движений, становится возможным самоконтроль, внимательное прослеживание движения.

Взрослый

• показывает детям правильное положение корпуса во время выполнения упражнений для формирования осанки;

 • напоминает, когда удобнее совершать вдох и выдох;

• следит, чтобы дети не задерживали дыхание во время бега и подскоков. 

УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 -6 ЛЕТ 

В старшем дошкольном возрасте дети хорошо владеют основными видами движений, они способны самостоятельно выполнять задания по указанию воспитателя. Поэтому приемы проведения утренней гимнастики усложняются. Имитационные упражнения включаются редко, чаще используются пособия: обручи, палки, мячи, веревка; дети могут выполнять упражнения с двумя однородными предметами.

Начинается утренняя гимнастика с ходьбы с различными заданиями на внимание — например, по сигналу изменить вид ходьбы. Для профилактики плоскостопия продолжают использовать ходьбу на носках, на пятках. Вводится новое упражнение для стоп — ходьба по-медвежьи, — которое требует медленного темпа выполнения и повышенного внимания к осанке детей: спина должна быть выпрямлена, смотреть следует вперед, а не вниз, руки в стороны или на поясе (для усложнения).

В утреннюю гимнастику включаются сложные виды бега — широкий, размашистый, с ускорением и замедлением темпа, со сменой направления. Сложные виды бега даются в начале комплексов. Завершает зарядку обычный бег.

 Виды прыжков:

• на двух ногах с продвижением вперед;

• поочередные подскоки на правой и левой ноге;

• прыжком ноги в стороны, вместе.

 Длительность утренней гимнастики — 8-10 минут.

Комплексы состоят из 5 -6 упражнений.

 Упражнения повторяются 6 -8 раз.

 Если в комплекс включено шесть общеразвивающих упражнений, то они выполняются в такой последовательности:

1) для мышц плечевого пояса и рук;

2) для туловища;

3) для ног;

4) для мышц плечевого пояса и рук;

 5) для туловища;

6) для ног.

При выполнении упражнений дыхание может регулироваться произнесением коротких слов или звуков в момент естественного сжатия грудной клетки — во время наклона дети говорят: «Вниз».

 Упражнения для мышц плечевого пояса (состоят из четырех частей)

 • вытянуть руки вперед;

• поднять руки вверх;

 • вытянуть руки вперед;

• опустить руки.

Общеразвивающие упражнения для туловища

 • наклоны вперед;

 • наклоны в стороны;

• повороты в стороны.

Усложняются исходные положения:

 • сидя на полу, выпрямив ноги;

• сидя по-турецки;

• стоя на коленях.

 Упражнения для ног 

• подскоки;

• приседания;

 • подъемы на носки;

• одновременное и поочередное сгибание и разгибание ног из положения сидя.

Исходные положения для рук во врем я упражнений для ног:

• руки на поясе;

• руки впереди;

• руки в стороны.  

Взрослый показывает движение или его части, если упражнение сложное. В большинстве случаев взрослый только напоминает, объясняет, указывает, как выполнять упражнение:

 • оттягивать носки ног;

• стоять, сидеть или лежать в подтянутой позе и т.д.;

 • взрослый обращает внимание детей на качество движения, напоминает правила дыхания.

 Если утренняя гимнастика проходит в хорошем темпе, весело и увлекательно, то у ребенка появляется осознанное желание участвовать в зарядке, как в любимой игре. Это формирует у дошкольника привычку к ежедневным упражнениям.

Утренняя  гимнастика для детей 6-7 лет

  У детей подготовительной группы движения становятся более координированными и точными, развиваются мелкие движения кисти и пальцев рук, произвольные память и внимание, наблюдательность.

 Все это создает условия для осознанного качественного выполнения упражнений, в большей мере самостоятельно, по словесному указанию взрослого.

Во вводной части виды ходьбы и бега разнообразны — по диагонали, «змейкой», со сменой направления.

 Длительность бега — 35-40 секунд. Дети чередуют 8 прыжков и ходьбу на месте. Чередование повторяется 4 раза.

Виды прыжков:

• на двух ногах на месте;

• на двух ногах, продвигаясь вперед;

 • ноги в стороны, вместе;

 • поочередно на правой и левой ноге;

• со скакалкой.

 Длительность утренней гимнастики — 10-12 минут.

Комплексы состоят из 5 -6 упражнений.

Упражнения повторяются 8-10 раз.

Если в комплекс включено шесть общеразвивающих упражнений, то последовательность выполнения может быть такой же, как и в старшей группе.

 Если же включены прыжки, то возможен такой подбор: 1) для мышц плечевого пояса и рук; 2) для туловища; 3) для ног; 4) для туловища; 5) для ног; 6) для туловища; 7) для ног — прыжки.

 При выполнении упражнений выдох сопровождается произнесением коротких звуков и слов.

Упражнения для мышц плечевого пояса

 Упражнения состоят из четырех частей и выполняются из более сложного исходного положения, например ,сидя верхом на гимнастической скамейке:

• руки вперед;

 • вверх;

• вперед;

 • опустить.

Используются такие физкультурные пособия, как палки, обручи, мячи, индивидуальные шнуры.

 Общеразвивающие упражнения для туловища 

• наклоны вперед;

• наклоны в стороны;

• повороты в стороны.

Исходные положения:

• сидя на полу, выпрямив ноги;

• сидя по-турецки;

• стоя на коленях.

Упражнения для ног 

• прыжки;

 • приседания и полуприседания;

• подъем на носки;

• одновременное и поочередное сгибание и разгибание ног из положения сидя;

• подъем на носки.

Исходные положения для рук во врем я упражнений для ног: • руки на поясе; • руки впереди; • руки в стороны.

Взрослый использует, в основном, словесные указания, поскольку подбор упражнений практически такой же, как и для старшего возраста, но с некоторыми усложнениями.

 Взрослый может обратить внимание детей на дыхание: «Раз, два, три — выдох». При разучивании наиболее сложных упражнений взрослый сочетает объяснение с демонстрацией упражнения (самостоятельно или с помощью одного из детей).

 Значение утренней гимнастики можно описать тремя словами –
бодрость с самого утра. Зарядка помогает пробудиться, усиливает
деятельность всех  систем и организовано начать день. У детей,
которые регулярно занимаются утренней гимнастикой в детском саду,
быстро пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости,
наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность.
Утренняя гимнастика имеет большое оздоровительное и воспитательное
значение, устраняет заторможенность физиологических процессов, создает
у детей жизнерадостное настроение, благоприятно влияет на нервно-
психическую деятельность, доставляет им большое удовольствие и
обеспечивает бодрое настроение. Правильно подобранные физические
упражнения должны соответствовать развитию двигательных навыков
ребенка и, главное, содействовать своевременному развитию этих навыков.


В результате проведённых новейших исследований "подвижные” дети легче
и лучше учатся, имеют лучшие социальные отношения и мало конфликтов.
Такие дети являются также более уравновешенными. Таким образом,
утренняя зарядка и всякого рода гимнастика должна стать неотъемлемой
частью жизни, как детей, так и всего общества в целом.

        Упражнения с малым мячом

2. И. п. – основная стойка, мяч в левой руке. 1–2 – руки через стороны вверх, переложить мяч в правую руку; 3–4 – руки вниз в исходное положение. То же, перекладывая мяч из правой руки в левую (8 раз).

3. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, мяч в левой руке. 1 – руки в стороны; 2 – наклониться вперед-вниз, переложить мяч в правую руку; 3 – выпрямиться, руки в стороны; 4 – вернуться в исходное положение. То же, перекладывая мяч из правой руки в левую (6 раз).

4. И. п. – основная стойка, мяч в правой руке внизу. 1 – руки в стороны; 2 – присесть, мяч переложить в левую руку; 3 – встать, руки в стороны; 4 – вернуться в исходное положение. То же, мяч в левой руке (5–6 раз).

5. И. п. – стойка на коленях, мяч в правой руке. 1–8 – прокатить мяч вправо (влево), поворачиваясь и следя за мячом. То же, мяч в левой руке (по 6 раз).

6. И. п. – лежа на спине, мяч в обеих руках за головой. 1–2 – поднять правую прямую ногу, коснуться мячом носка ноги; 3–4 – опустить ногу. То же другой ногой (6–8 раз).

7. Игра «Совушка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Организация и методика проведения утренней гимнастики в детском саду"

В консультации раскрыты основные особенности организации  утренней гимнастики во всех возрастных группах детского сада, представлена рекомендуемая СанПиН длительность и дозировка общеразвивающих ...

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ В ДЕТСКОМ САДУ

Утренняя гимнастика позволяет организованно начать день в детском саду....

Семинар для воспитателей "Методика проведения утренней гимнастики в детском саду"

Методика проведения утренней гимнастики в детском сАДУ...

Методика проведения утренней гимнастики в детском саду

Зарядка вырабатывает у детей привычку каждый день по утрам выполнять физические упражнения. Со временем эта полезная привычка переходит в потребность, тем самым прививается культура здорового образа ж...

Методика проведения утренней гимнастики в детском саду

Методика проведения утренней гимнастики в детском саду.Утренняя гимнастика - комплекс специально подобранных упражнений, нацеленных, настроить, "зарядить", человека на весь предстоящий ...

Методика проведения утренней гимнастики в детском саду

Утренняя гимнастика - комплекс специально подобранных упражнений, нацеленных, настроить, "зарядить", человека на весь предстоящий день. Ее оздоровительная польза заключается в воздействии на...

Методика проведения утренней гимнастики в детском саду

Методика проведения утренней гимнастики в детском саду.Утренняя гимнастика - комплекс специально подобранных упражнений, нацеленных, настроить, "зарядить", человека на весь предстоящий день....