Дидактические игры 3-4 года
картотека (младшая группа)

Юлия Юрьевна Козлова

По формированию привычки к здоровому образу жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry.docx48.78 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

 

1. Дидактические игры с куклой по формированию

 привычки к здоровому образу жизни.                                                           Стр. 2

2. Игры и упражнения, на развитие мелкой моторики рук.                         Стр. 4

3. Игры и упражнения, направленные на формирование

навыка одевания и раздевания.                                                                                            Стр. 12

4. Игры и упражнения, направленные на формирование

культурно - гигиенических навыков на тему  «Мы обедаем».                                     Стр. 15

5. Сюжетные игры                                                                                                                   Стр. 18

Дидактические игры

Игры с куклой по формированию привычки к здоровому образу жизни.

  «Кукла Катя делает зарядку».

Программное содержание:

1. Продолжить знакомить детей взаимосвязанным последовательным сюжетом по воспитанию положительного отношения к физкультурным упражнениям.

2. Закреплять знания режимных процессов.

З. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

Материал: кукла в кроватке, принадлежность для умывания.

Ход игры:

Воспитатель:

Солнышко проснулось, а Катя спит. Дети, как вы думаете, кукле Кате пора вставать или нет? (ответы детей)

Воспитатель:

Верно! Наступило утро. Куколка, пора вставать. Солнце встало, хватит спать! Спит наша куколка. Как ласково, будит вас мама (воспитатель предлагает ребенку разбудить куклу, используя в речи уменьшительно-ласкательное имя — Катенька, Катюша, воспитатель берет куклу в руку).

Воспитатель:

Проснулась наша кукла! Скажите ей: «доброе утро!» что нужно делать, когда проснешься? (ответы детей)

Воспитатель:

Правильно, нужно зарядку делать, а чтобы свежий воздух был — мы откроем форточку.

Дили-дили-дили-дили,

Колокольчики будили,

Колокольчики звонили,

Кто не встал — на зарядку опоздал!

давайте покажем нашей кукле, как делать зарядку.

Речедвигательная игра «Лесная зарядка»

А лисята, как проснуться                      Дети стоят в кругу и «потягиваются» и «зевают»

Очень любят потянуться

Обязательно зевнуть.

Ловко хвостиком махнут                          Ставят руки на пояс, повороты вправо и влево

Ну, а Мишка косолапый,                          Повороты вправо и влево,

Широко разводит лапы.                            поочередно, отводя руки в сторону

То одну, то обе вместе

Долго топчется на месте                           Притопы на месте

Птички скачут,                                           Прыжки на месте, руки в стороны

Птички пляшут.

Птички крылышками машут?

Воспитатель:

- Катя, ты теперь знаешь, что утром нужно делать зарядку. Будешь делать зарядку — станешь крепким, здоровым. дети, что нужно делать после зарядки. (ответы детей; помогают выполнить поручения воспитателя: заправляют кровать, одевают, рассчесывают).

«По чему кукла Маша заболела».

Программное содержание:

1. Дать представление о том, что зимой холодно, нужно надевать теплые вещи и представление о том, что к больному надо вызвать врача.

2. Закреплять знания о временах года — правилах поведения на прогулке зимой.

З. Способствовать развитию смыслового содержания речи.

4. Воспитывать сочувствие, внимание к больному, желание заботиться о своем здоровье.

Материал: кровать, кукла, зимняя одежда и обувь для куклы, кукла «доктор», градусник, фонендоскоп.

Ход игры:

Воспитатель:

Какое время года сейчас? Как вы узнали? (Дети называют время года, приметы)

Воспитатель:

Снежок порхает, кружится.

На улице бело,

И превратились лужицы

В холодное стекло.

Песня «Зима»        

Воспитатель:

Дети, вам нравиться гулять зимой на улице? Давайте возьмем куклу Машу с собой. На улице холодно, что должна Маша надеть (ответы детей).

Воспитатель:

С нами на улицу пойдешь гулять,

Маша — невеличка!

Только нужно надевать

Шарф и рукавички!

(Воспитатель приглашает несколько детей выбрать одежду для куклы. Дети выбирают зимние вещи, называют их)

Ручки, ручки потирают,                        Энергично «согревающие движения рук»

Ручки, ручки согревают

Не замерзнут ручки — крошки                           Хлопают в ладоши

Мы похлопаем в ладошки

Чтоб не зябли ножки                                            Топают ногами

Мы потопаем немножко

Проблемная ситуация «Кукла Маша берет снег в рот»

Воспитатель:

Маша, почему ты ешь снег? Дети, можно или нет есть снег?

(Ответы, воспитатель подводит итоги ответов детей)

Воспитатель:

Правильно, снег грязный, холодный, может заболеть горло и живот.

Послушай, что случилось с куклой Катей?

Катя много снега съела,

И ангиной заболела!

Хочет плакать — да никак!

Снег не будешь есть. Вот так!

Дети, и у Маши горло заболело. Как помочь кукле Маше? (Ответы)

Воспитатель:

Надо идти в группу и вызвать врача.

(Воспитатель поручает одному из детей позвонить по телефону и вызвать врача, появляется врач)

Врач:

Вы врача вызывали? Кто заболел у вас (дети показывают куклу, врач осматривает куклу, просит открыть рот, слушает фонендоскопом, выписывает лекарство; дети помогают напоить куклу чаем с малиной и медом, дают лекарство).

Воспитатель:

Выздоравливай, куколка наша! Чтобы кукла Маша выздоровела, споем ей «Колыбельную» Е. Тиличеевой:

«Баю-баю, баю-бай!

Наша Катя, засыпай.

Ты скорей закрой глазок,

Ты поспи, поспи часок.

Баю-баю, баю-бай!

Наша кукла засыпай.

Воспитатель:

Посмотрите, мы надели Маше теплые штанишки, мы надели Маше теплые ботинки, шубку, шапку, завязали Маше теплый шарфик мы. Машу, мы возьмем гулять, будем в саночкам катать. Почему нужно зимой тепло одеваться! (Ответы детей)

Воспитатель:

Зимой холодно, чтобы быть здоровым надо надевать теплые вещи.

Речедвигательная игра

На дворе мороз и ветер,                                        Ходьба друг за другом

На дворе гуляют дети.

Игры и упражнения, на развитие мелкой моторики рук.

«Нанизывание крупных шаров на шнурок с деревянным наконечником»

Цель:  

продолжать  развивать умение  хватать  предметы  щепотью,  продолжать  развивать

согласованность работы обеих рук.

Словарь: бусы, шнурки; нанизываю, протягиваю.

Оснащение: белый поднос, белая салатница с крупными деревянными бусинами, имеющими сквозные отверстия, пластмассовый шнурок, прикрепленный на деревянную иголку.

Ход игры: предложите ребенку сделать бусы для...

Покажите, как правильно нужно нанизывать бусы на шнурок:

возьмите крупную бусину тремя пальцами;

проденьте шнурок в отверстие;

протяните его тремя пальцами левой руки;

правой  протяните их до узелка на конце шнурка.

Предложите ребенку собрать остальные бусины на шнурок. Когда работа будет завершена, свяжите концы шнурка, наденьте бусы на себя или ребенка. Полюбуйтесь в зеркало на себя в бусах, снимите бусы, развяжите шнурок. Снимите бусины по одной, складывая их в салатницу.

Предложите ребенку собрать бусы еще раз и надеть их (Оле, Коле...)

«Подбери к шнурку бусину»

Цель:

продолжать развивать умение действовать пальцами - хватать щепотью;

нанизывать бусины на шнурок; соотносить цвет бусины и шнурка.

Оснащение: прозрачный поднос, прозрачная креманка с бусинами основных цветов (синий, красный, желтый), изготовленные из старых фломастеров цилиндров, не больше 1 см; шнурки этих же цветов.

 Ход игры: предложите ребенку поиграть с бусинами.

Покажите как надо надевать бусины на шнурок:

возьмите шнурок двумя пальцами ведущей руки;

бусины возьмите двумя пальцами левой руки;

вставьте наконечник шнурка в отверстие бусины;

протолкните наконечник в отверстие: возьмите его указательным и большим пальцами;

протяните кончик шнурка вперед, через бусину.

Предложите ребенку продолжить игру самостоятельно.

Формирование умения надевать штанишки

«Копилка»

Цель:

совершенствует «пинцетный (щипковый) захват»;

продолжает развивать зрительно-двигательную координацию;

складывать мелкие монетки в узкое отверстие копилки.

Оснащение: поднос, копилка, маленькая салатница с набором мелких монет.

 Ход игры.

 Покажите ребенку, как нужно взять монетку:

опустите монетку в копилку, предложите послушать как она гремит, опускаясь на дно;

предложите ребенку собрать все монетки в копилку.

Когда все монетки будут собраны, предложите ребенку потрясти ее и послушать, как гремят в ней монетки.

Формирование умения застегивать «молнию»

«Что лежит в кошельке?»

Цель:

складывать пальцы определенным образом, удобным для захватывания язычка «молнии»;

расстегивать и застегивать застежки «молния», кнопка;

развивать память (класть вещи на свои места).

Оснащение: прозрачная косметичка, два кошелька с разными видами застежек («молния», кнопка); в каждом кошельке лежит мелкий предмет.

Расположение предметов: два кошелька с мелкими предметами , лежащими в них; кошельки лежат в косметичке.

Ход игры:

Предложите ребенку поиграть.

Покажите, как играть с кошельками:

возьми косметичку за верхний угол;

потяни язычок влево до упора;

достаньте из косметички кошелек с застежкой кнопкой;

возьмите пальцами ремешок с кнопкой;

сожмите пальцы и потяните ремешок вверх;

откройте кошелек;

достаньте находящийся в нем предмет;

попросите ребенка назвать его, положите предмет перед ребенком;

застегните кошелек;

положите кошелек справа от себя;

правой рукой вытащите из косметички второй кошелек - с застежкой «молния».

Откройте его так же, как открывали косметичку,

Когда ребенок справится с заданием, предложите положить оба кошелька в косметичку и закрыть ее.

 «Что забыла надеть Маня?»

Цель:

застёгивать « молнию »на кофточке куклы, закрепить алгоритм одевания, развивать память и воображение, совершенствует мыслительные процессы - анализ и синтез.

Оснащение: одетая кукла, кофта с застёжкой « молнией ».

Ход игры:

Прочитайте рифмовку:

Куколка замёрзла!

 Холодно играть.

 Надо нашей Мане

Кофту быстро дать.

Предложите ребёнку помочь кукле.

Спросите, что нужно сделать, чтобы Маня согрелась? Выслушайте ответ ребёнка.

Предложите надеть кукле тёплую вязаную кофточку.

Когда ребёнок наденет кукле кофту, обратите его внимание на то, что « молния » не застёгнута. Попросите ребёнка застегнуть застёжку « молнию».

Если у ребёнка не получится, вспомните вместе с ним, как застёгивать «молнию ».

Давайте ребёнку поручения, которые будут пошаговыми ( маленькими, поэтапными ), как описано во 2 - м этапе.

«Двери закрываются»

Цель:

совершенствовать навык застегивания и расстёгивания застёжки « молнии»;

совершенствует координацию мелкой моторики пальцев обеих рук.

Словарь: понимать и называть части машины: «двери », « кабина »; использовать в активном словаре глаголы настоящего и прошедшего времени « расстёгиваю - расстегнул », « открываю - открыл ».

Оснащение: автобус, сделанный из плотной ткани, в автобусе три двери, состоящие из двух половинок, соединяющихся между собой застёжкой «молнией».

Ход игры: покажите ребёнку автобус. Рассмотрите и назовите все его части.

 Прочитайте рифмовку, выполняя действия по её содержанию.

На слово « закрываются » застегните « молнии » пришитые к дверям автобуса.

Расстегните « молнии » на слова: « Он на остановке стоит».

Прочитайте рифмовку:

Автобус отправляется

-Двери закрываются.

На остановке он стоит,

Входите все –

Проход открыт.

Если у вас есть желание, а у ребёнка - потребность, сшейте другие виды транспорта - легковой автомобиль, грузовую машину. Мы надеемся, что ваши фантазия и желание научить ребёнка всё делать самому, безграничны.

«Бабочки»

Цель:

совершенствовать умение застёгивать различные виды застёжек: «молния», пуговицы, липучка; подбирать по цвету насекомое к пуговице.

Словарь: понимать, знать, называть насекомых, обозначать их существительными « бабочка», «стрекоза», «гусеница».

Оснащение: коврик с пришитыми к нему пуговицами основных цветов, липучкой, половинкой разъёмной «молнии»; бабочки, сделанные из ткани основных цветов, с прорезанными в них петлями; стрекоза с пришитой второй частью «молнии»; гусеница с пришитой к ней второй частью липучки.

Ход игры: рассмотрите с ребёнком насекомых. Назовите их.

Прочитайте рифмовку:

На полянке

В жаркий день

Ползали букашки,

На солнышке лежали,

В шезлонге загорали!

Расскажите ребёнку небольшую историю: «насекомые ползали по полянке, загорали на солнышке, но вдруг начался дождь. Все быстро улетели, уползли, убежали с полянки, спрятались кто куда. Но вот дождь закончился, и снова выглянуло солнышко. Оно позвало насекомых снова на полянку, но они забыли к ней дорогу».

Предложите «насекомым» помочь вернутся на «полянку» и найти на ней своё место.

Формирование умения застегивать липучки на ботинках

«Пристегни лисе хвостик»

Цель:

совершенствование умения застегивать липучку;

закреплять знание частей тела лисы;

продолжать развивать ориентировку в пространстве (сзади).

Оснащение: лиса, вырезанная из плотной ткани, с пришитой сзади первой половины липучки; хвост с пришитой второй половиной липучки.

Ход игры:

прочтите рифмовку:

Лисонька-плутовка

Зайку догоняла!

Зайку догоняла -

Хвостик потеряла!

Хвост пушистый , рыжий,

Посмотри, какой!

А лисичка плачет:

Ой, ой, ой!

Как же без хвоста я

Прибегу домой!

Предложите ребенку рассмотреть лису без хвоста и назвать все части тела лисы, сказать и показать чего же у лисы не хватает?

Предложите помочь горю лисы - вернуть ее замечательный пушистый, рыжий хвост.

Попросите ребенка прикрепить хвост при помощи застежки-липучки.

«Ежик с фруктами»

Цель:

закреплять умение застегивать застежки липучки, прикреплять фрукты на спину ежику;

ориентироваться в пространстве - сверху;

закреплять название фруктов; сочувствовать и помогать нуждающимся в помощи.

Оснащение: вырезанный из плотной ткани еж с пришитыми на спине липучками (две сверху, одна внизу); игрушечная корзина с фруктами, также вырезанными из плотной ткани соответствующего цвета, и с пришитыми к ним вторыми половинками липучки.

Ход игры: рифмовка:

Быстро, быстро

Ой, ой!

Колючий еж спешил домой.

Топал он, пыхтел, бежал,

Фрукты где-то потерял.

На пеньке наш еж сидит,

Призадумался, грустит:

Что я деткам принесу?

Потерял я все в лесу!

Предложите помочь ежику и дать ему фрукты для его малышей.

Ребенок должен назвать каждый фрукт, определить и назвать то место, на которое он будет его прикреплять. Не забывайте хвалить ребенка и восхищаться его добротой!

Формирование умения застегивать пуговицы

«Сушим белье»

Цель:

брать предмет «пинцентным захватыванием»;

продолжает развивать силу пальцев;

открывать прищепку, прикреплять с её помощью «бельё к верёвке».

Словарь: понимать и употреблять существительные единственного и множественного числа «прищепка - прищепки»; глаголы настоящего времени изъявительного наклонения: «открываю», «закрываю», «развешиваю», «сушу».

Оснащение: три верёвки, подставка для прищепок, 10 прищепок, корзина для кукольного белья, кукольное бельё, носовые платки.

Расположение предметов: прикрепите три верёвки на разной высоте ( в три уровня для детей разного роста). верёвка должна находится на уровне глаз ребёнка. Прищепки висят на подставке.

Ход игры: предложите ребёнку поиграть. Прочтите рифмовку и попросите ребёнка выполнять действия в соответствии с текстом.

Мамочку я обожаю

И всегда ей помогаю.

Вот бельё я постираю,

А потом прополощу.

На верёвочку повешу

И прищепкой прикреплю!

Возьмите из бельевой корзины носовой платок. Перекиньте его через верёвку. Покажите ребёнку, как нужно держать прищепку:

возьмите прищепку большим и указательным пальцами;

сожмите пальцы и скажите, что прищепка «открыта»;

поднесите открытую прищепку к платочку, наденьте её на него;

разожмите пальцы и скажите, что прищепка «закрыта».

«Разложи пуговицы»

Цель:

продолжает совершенствовать соотносящие движения;

умение брать предметы « пинцетным захватыванием » (двумя пальцами - большим и указательным);

различать и обозначать словом величину предмета (большая, маленькая пуговица).

Словарь: понимать и употреблять уменьшительно - ласкательные формы существительных «пуговица - пуговка »; глаголы настоящего и прошедшего времени « взял », « опустил », « упала ».

Оснащение: четыре большие и четыре маленькие пуговки одного цвета; две воронки, сделанные из пластиковых бутылок для питьевой воды (пятилитровой и полулитровой).

Расположение предметов: поднос, справа пиала (или маленькая миска) с пуговицами ; слева две воронки.

Ход игры: поставьте поднос на стол и предложите ребёнку поиграть.

Сядьте справа от ребёнка и покажите ребёнку, как играть:

возьмите большую пуговицу,поднесите её к воронке с маленьким отверстием;

постарайтесь протолкнуть в маленькое отверстие большую пуговицу - пуговица не проходит;

поднесите большую пуговицу к воронке с большим отверстием вложите в него пуговицу - она провалится в воронку;

теперь возьмите маленькую пуговку и вложите в воронку с маленьким отверстием-  она провалится.

Предложите ребёнку продолжать игру и разложить оставшиеся пуговки в воронки. Когда все пуговицы будут разложены, обратите внимание ребёнка на то, что пиала пустая.

Поднимите воронки по очереди, сложите пуговицы обратно в пиалу. Обратите внимание ребёнка на то, что пиала стала полной.

Игру можно повторить по желанию ребёнка.

Усложнение: смените воронки (из пластика другого качества, цвета); смените пуговицы (другого цвета).

«С какого дерева упал листок?»

Цель:

застёгивать маленькие пуговки; группировать листья по цвету - жёлтые, красные.

Словарь: понимать, употреблять в активной речи существительные единственного и множественного числа: « лист - листья », « ветка - ветки »; глаголы настоящего и прошедшего времени: « висит », « упал ».

Оснащение: фланелеграф; два дерева с пришитыми на ветках пуговицами, соответствующими цвету листочка, висящего на нём (на первом дереве жёлтый лист, на втором - красный лист ); красные и жёлтые листочки с прорезанными на них петлями, лежащие в корзинке.

Ход игры: прочитайте рифмовку:

Дует, дует ветер,

Дует - задувает.

С дерева листочки

Весело бросает.

Скажите, что дереву скучно стоять с одним листочком. Предложите ребёнку стать волшебником и подарить каждому дереву свои листочки (дереву с жёлтыми листочками жёлтые листочки, а дереву с красными - красные листочки).

Когда работа будет завершена, полюбуйтесь красотой осеннего парка. Поблагодарите малыша за радость, полученную вами от рассматривания деревьев с разноцветными осенними листочками.

Игру можно проводить несколько раз, добавляя другие деревья или кусты в вашем парке (на фланелеграфе).

Формирование умения завязывать первый узел

« Завяжи шнурки на ботинках »

Цель: учить детей завязывать первый узел.

Оснащение: кукла в ботинках с развязанными шнурками.

Ход игры: покажите ребёнку куклу. Прочтите рифмовку:

Как у куклы - крошки

На ногах сапожки,

В сапожках шнурочки.

Кто завяжет дочке

Эти вот шнурочки?

Может, мама?

Нет, нет, я!

Это ж доченька моя!

Ах, шнурочки! Ох, шнурочки!

Завязать бы узелочки!

Предложите ребёнку завязать шнурки на ботинках у куклы. Вспомните вместе с ребёнком, как нужно завязывать первый узелок на шнурке. Продолжите начатую ребёнком работу и завяжите бантики на шнурках.

Когда шнурки будут завязаны, возьмите куклу с собой на прогулку. Не забывайте хвалить и поощрять ребёнка.

Подчеркните значимость выполненного ребёнком действия (если бы он не завязал шнурок на ботинке куклы, она могла бы на него наступить и упасть. А падать всегда больно.) Навык считается сформированным тогда, когда ребёнок легко сможет завязывать узел на любом шнурке: на дидактическом пособии; на любом виде обуви; без помощи взрослого.

« Завяжем кукле бант »

Цель - закрепить умение завязывать узел, сопереживать другим людям, радоваться вместе с ними.

Словарь: понимать и употреблять в активной речи существительные «завязываю»; прилагательные, обозначающие цвет банта.

Оснащение: кукла с длинными волосами, шкатулка с набором лент основных цветов ( красный, синий, жёлтый ).

Ход игры: попросите ребёнка принести куклу - дочку. Обратите внимание ребёнка на причёску куклы.

Прочтите рифмовку:

Мама дочку одевала,

Мама песню напевала:

Вот завяжем бантик

И пойдём гулять.

Будет этот бантик

Как звезда сиять.

Все увидят бантик,

Скажут: « вот дела!

Где же бант красивый

Девочка взяла? »

Попросите ребёнка помочь вам завязать кукле бант. Предложите ему открыть шкатулку и выбрать понравившийся бант. Спросите ребёнка: « какого цвета ленту ты выбрал? »

Ребёнок должен самостоятельно завязывать узел на ленте. Заплетите кукле косичку, а ребёнок завяжет узел на ленте. Вы продолжите работу и завяжете бант.

Не забывайте хвалить ребёнка и восхищаться результатом совместной работы.

Игру можно проводить несколько раз, меняя банты на другие (по качеству, ширине, фактуре).

Игры и упражнения, направленные на формирование навыка одевания и раздевания.

«Катя в новом платье»

Цель: знакомство с предметами одежды девочки: называть предметы одежды (платье, колготки, туфли) и их наиболее яркие признаки.

«Коля в гостях у детей»

Цель: рассматривание одежды мальчика (брюки, рубашка, носки, ботинки): называть предметы одежды и их наиболее яркие признаки.

«Во что одета кукла Аня»

Цель: учить называть предметы одежды; учить снимать и надевать названный предмет одежды после показа (позднее по словесному побуждению); продолжать учить детей играть с куклой.

«Теплая шапочка куклы Кати»

Цель: расширение детских представлений о предметах одежды и их назначении: на улице холодно, дети стали носить теплые шапочки с завязочками, чтобы не поддувало и было тепло. Развитие умения рассматривать предмет, вычленяя части, назначение каждой части. На основе простейшего сенсорного анализа выделение качества ткани (толстая, пушистая, мягкая).

«Чья одежда?»

Цель: рассматривание предметов одежды на картинках и определение одежды для Кати и для Коли.

«Подберем куклам одежду»

Цель: учить называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, последовательно одевать куклу.

«Уложим куклу спать»

Цель: активизация в словаре названий предметов одежды и освоение слов, обозначающих действия и качества предметов: расстегнуть, снять, аккуратно повесить, платье красное, красивое, чистое.

«Катя просыпается»

Цель: одевать куклу после сна; обогащать словарь за счет слов: надеть, завязать пояс, застегнуть, поправить бантик.

«Научим Катю одеваться»

Цель: учить последовательному одеванию куклы, используя схему - алгоритм последовательности одевания.

«Оденем куклу на прогулку»

Цель: продолжать учить детей запоминать и называть предметы зимней (демисезонной) одежды, знать ее назначение, последовательность одевания.

«Подбери правильно»

Цель: уточнять и закреплять знания предметов зимней (демисезонной) одежды.

«Кукла Катя не боится мороза»

Цель: узнавать и называть предметы зимней верхней одежды и обуви; определять и называть некоторые характеристики предметов зимней одежды и обуви.

«Катя и Маша идут на праздник»

Цель: учить детей сравнению по цвету; называть наиболее яркие признаки.)

«Каждая ножка - в свой домик»

Цель: учить ребенка самостоятельно надевать колготки, видеть части одежды и правильно действовать в соответствии с целью (брать колготки за резинку, ориентируясь на метку - вышитые инициалы; отыскивать отверстия для каждой ноги; просовывать поочередно ноги в отверстия, надевать колготки с носка, предварительно собрав их в «гармошку», чтобы пятка оказалась на месте; подтягивать колготки так, чтобы резинка оказалась на поясе). Обеспечить фиксацию внимания ребенка на последовательности действий и способах контроля. Вызвать у малыша положительные эмоции, связанные с достижением успеха в деятельности по самообслуживанию

«Мы теперь умеем сами на прогулку одеваться»

Цель: освоение одевания как целостного процесса самообслуживания, закрепление последовательности и способов рационального выполнения действий. Обучение элементарному самоконтролю по предметно - схематической модели последовательности одевания на прогулку. Формирование умения предложить помощь, поблагодарить.

«Угадай, как кого зовут» (по описанию одежды)

«Магазин одежды»

«Куклы собираются в отпуск» (какие летние вещи они с собой возьмут)

«Подберем куклам одежду»

Цель:

Учить называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, последовательно одевать куклу.

Материал:  две куклы - кукла Катя и кукла Коля, наборы одежды для Кати и для Коли: платье, кофта, юбка; рубашка, брюки, свитер.

Ход игры.

Педагог. Ребята, куклы Коля и Катя собирались прийти к нам в гости, но они никак не могут одеться, так как перепутали свою одежду и не могут найти свои вещи. Давайте поможем им разобраться, где  чьи вещи.

Далее педагог предлагает детям выделить заранее подготовленную одежду для мальчика Коли и для девочки Кати.

Педагог. Что носят девочки, а что мальчики?

После того как дети выберут одежду для кукол, один ребенок начинает одевать Колю, а другой - Катю.

Педагог в это время акцентирует внимание детей на последовательности одевания.

Если ребенок самостоятельно не справляется, взрослый помогает ему совместными действиями.

Педагог обязательно хвалит детей за то, что куклы одеты правильно и красиво.

 Педагог. Приглашайте, дети, кукол за стол, будем чай пить.

Организуется игра «Угостим гостей чаем» (закрепляем умение сервировать стол к чаепитию, формируем навык адекватного поведения: за столом вести себя спокойно, уметь угостить друг друга и не забывать поблагодарить).

В последующих вариантах игра проводится со сменой кукол и одежды и помогает закрепить выбор одежды для мальчиков и девочек.

 «Научим куклу Катю раздеваться»

Цель.

Помочь детям запомнить последовательность раздевания.

Учить аккуратно вешать и складывать одежду.

Продолжать воспитывать бережное отношение к кукле.

            Материал: набор кукольной одежды; кукла Катя.

Ход игры.

1.        Дети возвращаются с прогулки вместе с куклой Катей.

Когда дети разделись, воспитатель обращает их внимание на то, что кукле жарко в теплой одежде. Она еще мала и сама раздеваться не может.

Подводит детей к выводу: «Кукле Кате надо помочь раздеться».

2.        Побудить детей рассказать кукле, в каком порядке надо раздеваться, складывать вещи в шкаф.

Дети помогают раздевать куклу.

Раздевание воспитатель сопровождает чтением стихотворения А. Барто «Маша - растеряша».

«Найди свой шкафчик»

Цель:

знакомить с назначением и способами использования шкафчика для одежды;

формировать умение ориентироваться в предметном пространстве;

обогащать и активизировать словарь детей за счет слов: шкафчик, дверца, полочка, открыть, закрыть, положить, сложить, повесить.

Ход.

В раздевалке воспитатель просит детей показать свои шкафчики

«Молодец, Анечка, первой свой шкафчик нашла. Как ты узнала, что это твой шкафчик? Да, твой шкафчик в уголке. А какая картинка на твоем шкафчике? (Лисичка…).

 Теперь, Кирилл, покажи нам, где твой шкафчик. Как ты его узнаешь? Какая на нем картинка?»

Аналогично строится диалог с другими детьми.

Воспитатель рассказывает детям (и показывает), где в шкафчике лежит (висит) каждая вещь, учит детей как ее надо складывать (вешать).

Усложнения. Помогая детям запомнить, где какая вещь «живет» в шкафчике, воспитатель вместе с детьми наклеивает на внутреннюю сторону дверцы предметные картинки («шапка и шарфик», «пальто, брюки, колготки, кофта или свитер», «носки, сандалики или туфельки»), расположение которых должно соответствовать тому месту, где хранятся данные вещи.

Игры и упражнения, направленные на формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста на тему  «Мы обедаем».

 Сюжетно - отобразительная игра «Встреча подружек куклы, угощение их чаем»

Цель: знакомить детей с предметами посуды: учить называть их, узнавать по слову, использовать по назначению; учить сервировать стол к чаепитию; воспитывать желание заботиться о кукле.

 «Накормим куклу кашей»

Цель: рассматривание тарелки, столовой ложки, салфеток. Обучение культурно -гигиеническим навыкам.

«Мы готовимся к обеду»

Цель: знакомство с названиями предметов столовой посуды, приборов, их формой, цветом; учить правильно и красиво накрывать на стол; учить кукол культуре поведения за столом.

«Учим куклу готовить». («Готовим обед для кукол»; «Маленькие хозяюшки»)

 Цель: закрепление названий предметов кухонной посуды, их назначения; учить различать продукты питания, определять, из чего приготовлены блюда, из скольких блюд состоит обед; закрепление навыка дифференциации по назначению кухонной и столовой посуды.

«Угостим Катю обедом»

Цель: сервировка стола для обеда куклы Кати; сравнение глубокой и мелкой тарелок; знакомство с названиями приборов и их назначением: ложка столовая и чайная, вилка, нож.

«У куклы Кати день рождения». (Накрываем стол для обеда и кормим кукол.)

Цель: обобщение знаний о предметах столовой посуды и продуктах питания, активизация словаря, связной речи.

«Обед для трех медведей». («Три медведя готовят обед»)

Цель: уточнение понятий «маленький» - «большой» - «очень большой» применительно к предметам кухонной посуды.

 «Катин огород» («Подарок зайке»; «Что выросло на огороде»).

Цель: рассматривание овощей; познакомить с названиями некоторых овощей; учить узнавать их по названию и самостоятельно называть; активизировать словарь, развивать связную речь (умение выражать мысль в форме 3 - 4-словного предложения).

«Ах, какие яблочки и груши!» («Катино угощение» (рассматривание банана, апельсина); «Что выросло в саду»).

Цель: познакомить детей с названиями некоторых фруктов; учить узнавать их по названию, самостоятельно называть; делать обобщение, активизировать словарь, развивать формы связной речи.

 «Печем пироги для куклы» (игры с песком)

Цель: учить действовать совком - набирать влажный песок, наполнять им формочки, утрамбовывать песок в формочки тыльной стороной совка, переворачивать формочку на стол, придерживать песок рукою4 стучать по дну формочки, снимать ее; угощать куклу.

Действия с предметами - орудиями. «Оладьи для Кати».

Цель: развивать глазомер, координацию движений правой руки; упражнять в умении подхватывать круглый диск концом лопатки; воспитывать ловкость, сноровку, желание довести дело до конца.

 «Научим куклу мыть посуду»

Цель: воспитывать навыки пользоваться посудой, содержать ее в чистоте; приучать использовать посуду по назначению, бережно к ней относиться; называть предметы посуды во время кормления куклы; называть действия (вытирать, ставить).

«Накроем стол к чаепитию»

Дидактическая задача: знакомить с названием предметов из чайного сервиза; упражнять в правильной сервировке стола к чаепитию (последовательность расстановки приборов для чаепития).

Оборудование: чайный сервиз (блюдца, чашки, заварочный чайник, сахарница, десертные тарелки, вазочка для печенья), чайные ложки.

Ход игры

Воспитатель обращается к детям: «Ребята, вы любите, когда к вам приходят гости?» Сегодня к нам в гости придут наши любимые игрушки. Давайте накроем стол для гостей. Чем мы будем их угощать? (Чаем и печеньем.)

Педагог объясняет детям последовательность расстановки приборов для чаепития. Сначала надо поставить вазу с печеньем на середину стола. Вокруг вазы надо поставить блюдца, а на каждое блюдце - чашку. Около каждого блюдца надо поставить десертную тарелку. В десертную тарелку каждый гость положит себе печенье. Справа от каждого блюдца надо положить чайную ложку. Последними ставим сахарницу и заварочный чайник. Они тоже должны стоять на середине стола, чтобы каждому гостю было удобно взять сахар и налить чай.

Затем каждому ребенку дается короткая инструкция типа: «Саша, поставь вазу с печеньем на середину стола». Все дети выполняют поручения, расставляя чайную посуду на столе. Педагог комментирует их действия: «Саша ставит на стол вазу с печеньем». И так далее.

Какая ваза - большая или маленькая? (Ваза большая.)

После того как накрыт стол, педагог обобщает высказывания детей.

Посмотрите, все, что стоит на столе, - посуда. Из этой посуды пьют чай. Такую посуду называют «чайной посудой».

В заключение дети рассаживают за столом свои любимые игрушки и «угощают» их чаем.

После игры педагог предлагает детям помочь вечером маме накрыть стол к вечернему чаепитию.

«Кормление куклы»

 «Мишка в гостях у детей»

 «Напоим куклу чаем»

 «Накроем стол к чаепитию»

 «Кукла Маша готовится к встрече гостей»

 «К кукле пришли гости»

 «Встреча гостей»

Цель: научить простейшим действиям с сюжетными игрушками (кормление), прививать гигиенические навыки; вызывать речевую активность; воспитывать добрые чувства к кукле.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра «Угадай месяца года», для подготовительной группы.

Предлагаю для вашего просмотра дидактическую игру «Угадай месяца года», для подготовительной группы....

Учебно-методическое пособие дидактическая игра.Тема:"Времена года, когда это бывает?"

Обобщить и систематизировать представления о временах года по основным, существенным признакам....

Дидактическая игра «Определи время года»

Игра для детей среднего возраста....

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА-ЛОТО "ВРЕМЕНА ГОДА".

Дидакти́ческие и́гры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игр...

Дидактическая игра "Четыре времени года"

Дидактическая игра выполнена на магнитной доске с дидактическим материалом на магнитном виниле. Дидактический материал трансформируется по временам года и содержит цифры, буквы, знаки, листья, плоды. ...

Дидактическая игра "Домики времен года" в подготовительной группе.

Эта дидактическая игра по формированию целостной картины мира (окружающий мир) для воспитанников 6 - 7 лет с использованием здоровьесберегающих технологий, динамических упражнений; физкультминутка с а...

Дидактическая игра "Часы. Времена Года" для детей младшего дошкольного возраста.

Данная игра предназначена для детей младшего дошкольного возраста.Игра помогает детям лучше ориентироваться во временах года, обогатить и расширить знания детей о сезонных изменениях в ...