Дидактическая игра "Домики времен года" в подготовительной группе.
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Чеботарёва Людмила Михайловна

Эта дидактическая игра по формированию целостной картины мира (окружающий мир) для воспитанников 6 - 7 лет с использованием здоровьесберегающих технологий, динамических упражнений; физкультминутка с артикуляционной гимнастикой «Зимние ветра»(раскрепощение, эмоциональная разрядка, релаксация); дыхательная гимнастика «Ветерок» и оздоровительная гимнастика для глаз «Солнечный зайчик». Во время проведения дидактической игры «Домики времен года» познавательного цикла решается важнейшая образовательная задача – использование жизненного и речевого опыта воспитанников: умение вести диалог, умение договариваться, грамматический строй речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Малоенисейский детский сад « Огонек»

Алтайского края Бийского района села Малоенисейское

Дидактическая игра

"Домики времен года"

в подготовительной группе

Воспитатель:

 Чеботарёва Людмила Михайловна

2017г.

Цель: Развитие восприятия целостной картины мира: познавательных, творческих, социально-коммуникативных способностей воспитанников посредством обобщения знаний о временах года, их признаках через дидактическую игру «Домики времен года»; систематизация о цикличности времён года.

Задачи:
Образовательные:

Обобщить  знания овременах года.

 Расширять, уточнять и активизировать словарь.

Учить воспитанников вести себя уверенно и свободно, отвечать на вопросы взрослых, обосновывать свои ответы.

Развивающие:

Развивать связную речь, логическое мышление, воображение, внимание, память, любознательность.

Поощрять умения воспитанников делать предположения последующих выводов.

Формировать коммуникативные способности.

Упражнять в умении устанавливать причинно - следственные связи в живой природе.

Воспитывающие:

Воспитывать желание видеть и познавать новое через ближайшее окружение. Воспитывать умение видеть прекрасное в природе.

Воспитывать аккуратность в работе, самостоятельность.

Воспитывать внимательность, любознательность, активность.

Воспитывать инициативность, навыки сотрудничества, правила поведения.

Здоровьесберегающие:  

Формировать умение сохранять правильную позу при работе за столом с тематическими картинками: не горбиться, не наклоняться низко над столом: сидеть свободно не напрягаться.

Оздоровительные:

Используя здоровьесберегающие технологии (физминутка, зрительная гимнастика, дыхательная гимнастика) повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).

Краткая аннотация.  Эта дидактическая игра  по формированию целостной картины мира (окружающий мир) для воспитанников 6 - 7 лет с использованием здоровьесберегающих технологий, динамических упражнений; физкультминутка с артикуляционной гимнастикой «Зимние ветра»(раскрепощение, эмоциональная разрядка, релаксация); дыхательная гимнастика «Ветерок» и оздоровительная гимнастика для глаз «Солнечный зайчик».

Во время проведения дидактической игры «Домики времен года» познавательного цикла  решается важнейшая образовательная задача – использование жизненного и речевого опыта воспитанников: умение вести диалог, умение договариваться, грамматический строй речи. Одна из характернейших черт дошкольников – любознательность.

Социализация: Развитие игровой деятельности (по дидактической игре «Домики времён года»)

Актуальность: Забота о здоровье детей - важнейшая задача всего общества. В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Новые подходы в вопросах формирования здоровья способствуют объединению ( интеграции) образовательных областей по валеологии и ознакомления с окружающим миром,  начиная с дошкольного возраста, поскольку именно в этот период у дошкольника закладываются основные навыки здорового образа жизни и детского творчества. Решение проблемных творческих задач – главный способ осмысления мира.

Научная основа.  Данная игра  входит в цикл формирования целостной картины мира (занятий по окружающему миру) с использованием здоровьесберегающих технологий, опирающихся на современные программы и методики по валеологическому воспитанию. Среди них  - "Здравствуй!" М.Л. Лазарева, "Расти здоровым" Г.К. Зайцева, комплексы оздоровительных гимнастик Н.Ю.Тышкеновой (Иркутская область), "Гимнастики для развития речи" Е.Косиновой.

Инновационная направленность.  Система моей работы включает не только вопросы физического, но и духовного здоровья на занятиях познавательного развития.  Ведущим фактором развития мотивационной сферы здорового образа жизни на занятиях по формированию целостной картины мира (окружающий мир), в моей деятельности,  здоровьесберегающие технологии.   Таким образом, данная дидактическая игра  носит интегрированный характер, где комплексно решаются задачи  познавательного и валеологического воспитания.

Оборудование (Технические средства): проектор.  Часики – схема «Времена года». «Домики времен года» на каждого воспитанника с тематическими картинками – по 4 признака времен года. Мяч. Презентация «Домики времен года». 

Методические приёмы:

 - Игровой (путешествие);

 - Словесный (отгадывание загадок, вопросы по теме, беседа, объяснение);

 - Наглядный (демонстрационный и раздаточный материал, рассматривание иллюстраций, презентации);

 - Анализ непосредственной образовательной деятельности.

 - Музыкальное сопровождение (видео- физминутка), игровое упражнение- разминка (пальчиковая гимнастика).

Методы:

-игровые, практические, словесные, наглядные.

Приемы: вопросы, указания, дополнения, напоминания, художественное слово, поощряющая оценка, сюрпризный момент.

Словарная работа (Обогащение словаря): времена года и месяцы (ГОД)– это единицы времени; их цикличность.

Предварительная работа: Изучение методической литературы, беседа с детьми о временах года (единица измерения времени), о последовательности 12 месяцев, которые составляют год, их цикличность и последовательность; признаки времен года; отгадывание загадок, подготовка дидактического и раздаточного материала; рассматривание с воспитанниками иллюстраций о временах года. Изготовление раздаточного материала для воспитанников («Домики времен года» с тематическими картинками «признаки времен года» по 4 картинки на каждое время года). Работа с календарём (последовательность времен года, месяцев, знакомство с названиями месяцев). Составление презентации.

Ход дидактической игры «Домики времен года»:

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников (обучающихся)

Примечание

Отгадайте загадку:

Четыре ковра рукодельницы ткут

Один за другим их на землю кладут

Белый, зеленый, пестрый и желтый.

Ответ здесь мудреный

Его нашёл ты?

А если 4 времени (зима, весна, лето, осень), как это назвать?

Кто догадался, где мы сегодня с вами будем путешествовать?

Мы будем путешествовать по временам года. А помогут нам в этом волшебные часы.

На сколько частей поделён круг?

Значит сколько времен года мы посетим?

У каждого времени года по три месяца, а всего месяцев 12, которые составляют ГОД!

1 остановка «Зима»:  

 С какого времени года начинается новый год?

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет –

Когда это бывает? 

Мы отправляемся в гости к зиме.

- А  вот и домик зимы. Надо выполнить её просьбу

- Ребята назовите зимние месяцы

А теперь подберите картинки в зимний домик. Как меняется природа зимой?

Ребята, я предлагаю каждому из вас сдуть со своей ладошки снежинку.

Дыхательная гимнастика «Ветерок»

(техника выполнения упражнения для развития речевого дыхания)

Зима дарит вам свои снежинки для волшебного леса. Теперь вы, ребята (……..)- хранители снежинок.

Своё путешествие мы продолжим с зимним ветром: Физкутминутка с артикуляционной гимнастикой: «Зимние ветра» (ЗКР).

2 остановка: 

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В дом свой – улей – пчела

Первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? 

Что хорошего вы знаете о весне? (признаки весны).

Назовите весенние месяцы

А теперь подберите картинки в домик весны

Молодцы! Продолжим наше путешествие.

3 остановка: Весна пройдет, а за нею …

Солнце печёт,

Липа цветет,

Рожь колосится,

Золотится пшеница,

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? 

«Часы показали, что лето пришло.

-  А вот и  домик лета.

- Ребята назовите летние месяцы

А теперь подберите картинки в  домик лета

Лето желает вам удачи в путешествии.

Продолжим своё путешествие с солнечными зайчиками(гимнастика для глаз)

4 остановка: Прошло лето, а за ним…

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает,

Когда это бывает? 

-   А вот и  домик осени

- Ребята назовите осенние месяцы

А теперь подберите картинки в домик осени

Воспитатель обращает внимание на ежа и предлагает спеть ему песенку

Пальчиковая гимнастика: « Перина для ежа»

Молодцы!

Вот и опал с дерева последний листочек, наступили холода, и пришла…

После зимы наступит снова…

Вернулись мы к началу путешествия. Мы с вами двигались по кругу. Когда проходят все четыре времени года, проходит целый год.

Игра в кругу с мячом (обратная связь):

Куда мы с вами сегодня путешествовали?

Перечислите последовательность времён года.

- Что вам понравилось, запомнилось?

- какие задания показались для вас самыми трудными? Легкими?

- А самыми интересными?

- А какое у вас сейчас настроение?

Замечательное у нас сегодня получилось путешествие. Мы узнали, что времена года и месяцы – это единицы времени. И они следуют друг за другом в определенном порядке.

Вы были самыми умными и смекалистыми! Молодцы! вы помогли временам года украсит свои домики.

Времена года

Год

По временам года

На 4 части

Четыре: зима, зима, весна, лето, осень

Зимой

Декабрь, январь, февраль

признаки зимы: снег, лед, деревья без листвы, санки, коньки, лыжи, снегири, медведь впадает в спячку и т.д.

вместе с воспитателем выполняют гимнастику.

Воспитанники выходят на ковер для выполнения физминутки.

Весной

природа оживает, появляются подснежники –первые цветы; набухают почки на деревьях и появляются листья; появляются бабочки;  птицы прилетают , гнездятся, тает снег, ледоход и т.п.

март, апрель, май.

подбирают картинки-символы, объясняют свой выбор и вставляют в окошечки соответствующие картинки

Летом.

Июнь, июль, август

признаки лета: яркое солнце, радуга, дети купаются, травка зеленая, деревья в листве, песочные замки и т.д.

садятся на ковер перед экраном и следят за солнечными зайчиками

Осенью

сентябрь, октябрь, ноябрь

признаки осени: листья желтеют, опадают; птицы улетают на юг, дожди, овощи и фрукты созревают, дети в школу идут и т.д.

выполняют пальчиковую гимнастику с воспитателем.

Зима

Весна

Ответы воспитанников.

ВО!Показать большой пальчик.

Слайл №1 Д/И «Домики времен года»

Проекция слайда №2  «загадка времена года».Проследить  указкой картинку каждого времени года.

Если затрудняются – подсказать.

Педагог обращает внимание воспитанников на часы-схему «ВРЕМЕНА ГОДА» (круг – это год

Проекция слайда №3  «Загадка и  зимних пейзажей, сюжетов на экран. Переводим стрелку «Часики времен года» на зиму.

Слайд №4  «зимние месяцы»

подбирают картинки-символы, объясняют свой выбор и вставляют в окошечки соответствующие картинки

Приложение 1

Приложение 2

Проекция слайда №5  «загадка и весенние признаки»

Крутим стрелку на Весну.

Слайд №6 «весенние месяцы»

Воспитатель подходит к « Часам» и переводит стрелку на "лето".

Проекция слайда №7 «загадка, признаки лета» на экране.

Слайд №8 «летние месяцы»

подбирают картинки-символы, объясняют свой выбор и вставляют в окошечки соответствующие картинки.

ВидеофизминуткаГимнастика для глаз «солнечные зайчики»

Проекция слайда №9 «загадка, осенние признаки» на экране. Переводим  стрелку на "осень"

Слайд №10  «осенние месяцы»

подбирают картинки-символы, объясняют свой выбор и вставляют в окошечки соответствующие картинки.

Приложение 3

Ловят мяч и делятся своими впечатлениями.

Слайд №11  «МОЛОДЦЫ!!!»

Список литературы:

  1. Карпухина, Н. А. Знакомство с окружающим миром. [Текст]: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Н. А. Карпухина. – Воронеж: Т. Ц. «Учитель», 2008.- 201с.
  2. Рихтерман, Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста / Т. Д. Рихтерман. – М.: Просвещение, 1991.
  3. В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.; Сост. Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 1997.
  4. Серия «Папка дошкольника» «Знакомство со временем для детей 3- 5 ти лет» г. Киров.
  5. Интернетресурсы.

Приложение 1

Дыхательная гимнастика «Ветерок»

(техника выполнения упражнения для развития речевого дыхания)

Поднять голову вверх, воздух набрать через нос (вдох мягкий и короткий)

Плечи не поднимать

Опустить голову, выдох на ладошку (сдуваем снежинку) – выдох длительный, спокойный.

Необходимо следить за тем, чтобы не надувались щёки.

Нельзя много раз повторять упражнение, т.к. это может привести к головокружению.

Приложение 2

Физкутминутка с артикуляционной гимнастикой: «Зимние ветра» (ЗКР).

Заметет дорожки пороша: « ш - ш –ш - ш»,   (дети двигают опущенными вниз руками из стороны в сторону).

Завьюжат вьюги: «в- в- в- в»,   ( круговые движения руками).

Закружит метель: «у- у- у- у»,   (дети кружатся и садятся).

Приложение 3

Пальчиковая гимнастика: « Перина для ежа»

«Мама ежиха, затеяв уборку,                   ( трясут кистью)

Стала труху из перины трясти.

И попросила Ёжика в норку                       (ритмично стучат кулачками по столу)

Для новой перины листвы принести

Ёжик клубком по листве покатился

И в незнакомом лесу очутился.               ( оглядываются, пожимают плечами)

Ёжику страшно. Иголки дрожат                        (шевелят пальцами)

И полетел со спины листопад

Вихрем летели из новой перины              

Листья берёзы и листья осины,  (на каждое название листа загибают по одному пальчику

Кисти рябины, ладошка кленовая,                                         на обеих руках).

 Дуба листочек, да шишка сосновая.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ «Малоенисейский детский сад «Огонёк» Дидактическая игра «Домики времен года» в подготовительной группе Воспитатель: Чеботарёва Людмила Михайловна с.Малоенисейское – 2017г.

Слайд 2

Отгадайте загадку: Четыре ковра рукодельницы ткут Один за другим их на землю кладут Белый, зеленый, пестрый и желтый. Ответ здесь мудреный Его нашёл ты?

Слайд 3

Снег на полях, Лёд на реках, Вьюга гуляет – Когда это бывает?

Слайд 4

Назовите зимние месяцы Декабрь Январь Февраль

Слайд 5

Зазвенели ручьи, Прилетели грачи. В дом свой – улей – пчела Первый мёд принесла. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает?

Слайд 7

Солнце печёт, Липа цветет, Рожь колосится, Золотится пшеница, Кто скажет, кто знает, Когда это бывает?

Слайд 8

Назовите

Слайд 9

Пусты поля, Мокнет земля, Дождь поливает, Когда это бывает?

Слайд 11

МОЛОДЦЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Путешествие по временам года" Подготовительная группа.

Конспект занятия предназначен для закрепления материала о явлениях природы, временах года....

Конспект сюжетно-ролевой игры “Путешествие по времени” в подготовительной группе.

Побуждать детей более широко и творчески использовать в играх знания о развитии жизни на земле (от динозавров к современному человеку).Использовать игру для формирования разнообразных интересов ...

Развитие у детей чувства времени в подготовительной группе.

На занятиях дать детям понятие об интервалах в одну минуту, три минуты, пять минут и как сумму отдельных минут, используя одноминутные песочные часы. Объяснить детям, что минуты можно измерить по часа...

Календарь природы по временам года (старшая группа)

Календарь природы помогает детям ближе познакомиться с природными явлениями...

Конспект сюжетно-ролевой игры “Путешествие по времени” в подготовительной группе. Цель: знакомство детей с животными мелового периода, историческими фактами гибели динозавров.

Задачи:1.     Побуждать детей более широко и творчески использовать в играх знания о развитии жизни на земле (от динозавров к современному человеку).2.     Испо...