Активизация внимания старших дошкольников на занятиях по физкультуре
методическая разработка

Бабинцева Наталья Алексеевна

«Всякое сравнение предметов между собой предполагает внимание; всякое внимание предполагает понимание особенностей развития внимания и усилие, а всякое усилие — побуждение, заставляющее сделать его. Человек, лишенный желаний, — если бы такой человек мог существовать — не сравнивал бы предметов между собой и не высказывал бы никаких суждений

 Гельвеций К.

«Слишком сконцентрированное внимание необходимо разбавлять действием

Татаркин Ю.

Одна из важнейших задач инструктора по физической культуре дошкольного образовательного учреждения – обеспечение высокого уровня активности детей на занятиях. Необходимо, чтобы дошкольники испытывали интерес к занятиям физическими упражнениями, стремились развивать физические и психические качества и получали удовлетворение от этой деятельности. В процессе физического воспитания ребенок учится регулировать свои действия на основе зрительных, осязательных, мышечно-вестибулярных ощущений и восприятий, у него развиваются двигательная память, мышление, воля, способность к саморегуляции психических состояний. В физическом воспитании, как и в любой другой деятельности, обязательный компонент – внимание. Без этого деятельность не может быть продуктивной. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко.

«Внимательных людей мелочи щедро благодарят за внимание»,говорил Хомуций («Путь к душе»)

Реализовываются следующие подходы активизации внимания детей от 5 до 7 лет:

Во-первых, для активизации внимания после каждого занятия начала проводится рефлексия. Так совместно с детьми необходимо обсудить, что получалось и над чем надо поработать в дальнейшем; выделить тех, у кого справился со всеми упражнениями; сформулировать трудности, которые испытали дошкольники в процессе занятия. Результаты данной рефлексии заносятся в карты достижений по физической культуре, в которой цветом или флажками отмечались успехи и неудачи воспитанников. Например, красный флажок фиксировал успех ребенка, зеленый – то, что ребенок старался, но пока не все удалось и так далее.

Во-вторых, занятия основывались на личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми. Совместно с педагогом-психологом, с воспитателем необходимо выделить индивидуальные особенности каждого ребенка и сформировать рекомендации по организации работы с данными детьми.

Естественно, что в начале учебного года дети не могли дифференцировать свои успехи и большинство из них говорили, что им надо поставить красный флажок. Но после того, как на занятии стали проводиться анализ выполнения упражнений, инструктор по физкультуре высказывает свое мнение, дети давали себе разноуровневые оценки.

В-третьих, использование игрового и соревновательного методов. Поскольку данные методы способствуют созданию положительного эмоционального фона, формированию коммуникативных способностей, они позволяют акцентировать внимание детей не только на быстроту реакции, но и на правильность выполнения упражнений и соблюдения правил игры. Особо хочется отметить, что особенно внимание детей активизировалось, когда инструктор вместе с детьми становился участником игры или соревнования.

В-четвертых, это разнообразие приемов организации занятий по физической культуре. Использование всех видов организации: поточный, фронтальный, индивидуальный, групповой. Такое разнообразие целесообразно, так как возрастает моторная плотность занятия, и внимание воспитанников не рассеивается.

В-пятых, использование разнообразных средств физического воспитания. Разнообразие упражнений возможно при наличии в детском саду всего необходимого физкультурного оборудования и инвентаря. Также в занятия могут включаться новые упражнения с нестандартным оборудованием. Кроме того, полезно поменять обстановку и условия занятий.

В-шестых, использование на занятии музыки современного детского репертуара. При подборе музыкального сопровождения для упражнений, направленных на овладение навыком произвольного расслабления, рекомендуется использовать специальную музыку. Звуки океанских волн, согласно данным научно-методической литературы, самые расслабляющие. Они способствуют снятию психоэмоционального напряжения, овладению навыками физиологического самоконтроля, развитию психических способностей. Многие музыкальные композиции, включающие естественные звуки природы (шум леса, морского прибоя, пения птиц), создают ощущение гармонии с окружающим миром, что имеет важное воспитательное значение. При подборе музыкального сопровождения особенно важна роль психолога и музыкального руководителя, поскольку неграмотное использование тех или иных звуков природы может вызвать непредсказуемую реакцию ребенка, важно учитывать возможные страхи и фобии, которые могут вызвать негативную реакцию.

В-седьмых, использование сюжетной формы. В отличие от занятий, проводимых в традиционной форме, в сюжетном занятии все средства физического воспитания подчинены определенному сюжету. В сюжетных занятиях рекомендуется использовать соответствующие стихи и загадки, сюжетные игры:  «Коршун и наседка», «Невод», «Море волнуется», «Два Мороза», «Лягушки и цапля», «Волк во рву», «Охотники и звери».

В-восьмых, проведение физкультурных досугов, праздников, в процессе которых используются освоенные на занятиях игры, танцы, эстафеты: «Чья команда больше забросит мячей», «Перемени предмет», «Кто скорее через скакалку», «Веселые соревнования». Подготовка к физкультурному досугу или празднику – хороший стимул для тщательной отработки своих движений, способствующий формированию таких черт характера, как трудолюбие, настойчивость, целеустремленность.

«Наше внимание — наш самый ценный ресурс. То, на что мы обращаем внимание, умножается в наших жизнях»Павел Дуров

«Невнимание — злодеяние для созидания»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivizatsiya_vnimaniya.docx17.18 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация внимания старших дошкольников

 на занятиях по физкультуре

«Всякое сравнение предметов между собой предполагает внимание; всякое внимание предполагает понимание особенностей развития внимания и усилие, а всякое усилие — побуждение, заставляющее сделать его. Человек, лишенный желаний, — если бы такой человек мог существовать — не сравнивал бы предметов между собой и не высказывал бы никаких суждений

 Гельвеций К.

«Слишком сконцентрированное внимание необходимо разбавлять действием

Татаркин Ю.

Одна из важнейших задач инструктора по физической культуре дошкольного образовательного учреждения – обеспечение высокого уровня активности детей на занятиях. Необходимо, чтобы дошкольники испытывали интерес к занятиям физическими упражнениями, стремились развивать физические и психические качества и получали удовлетворение от этой деятельности. В процессе физического воспитания ребенок учится регулировать свои действия на основе зрительных, осязательных, мышечно-вестибулярных ощущений и восприятий, у него развиваются двигательная память, мышление, воля, способность к саморегуляции психических состояний. В физическом воспитании, как и в любой другой деятельности, обязательный компонент – внимание. Без этого деятельность не может быть продуктивной. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко.

«Внимательных людей мелочи щедро благодарят за внимание»,говорил Хомуций («Путь к душе»)

Реализовываются следующие подходы активизации внимания детей от 5 до 7 лет:

Во-первых, для активизации внимания после каждого занятия начала проводится рефлексия. Так совместно с детьми необходимо обсудить, что получалось и над чем надо поработать в дальнейшем; выделить тех, у кого справился со всеми упражнениями; сформулировать трудности, которые испытали дошкольники в процессе занятия. Результаты данной рефлексии заносятся в карты достижений по физической культуре, в которой цветом или флажками отмечались успехи и неудачи воспитанников. Например, красный флажок фиксировал успех ребенка, зеленый – то, что ребенок старался, но пока не все удалось и так далее.

Во-вторых, занятия основывались на личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми. Совместно с педагогом-психологом, с воспитателем необходимо выделить индивидуальные особенности каждого ребенка и сформировать рекомендации по организации работы с данными детьми.

Естественно, что в начале учебного года дети не могли дифференцировать свои успехи и большинство из них говорили, что им надо поставить красный флажок. Но после того, как на занятии стали проводиться анализ выполнения упражнений, инструктор по физкультуре высказывает свое мнение, дети давали себе разноуровневые оценки.

В-третьих, использование игрового и соревновательного методов. Поскольку данные методы способствуют созданию положительного эмоционального фона, формированию коммуникативных способностей, они позволяют акцентировать внимание детей не только на быстроту реакции, но и на правильность выполнения упражнений и соблюдения правил игры. Особо хочется отметить, что особенно внимание детей активизировалось, когда инструктор вместе с детьми становился участником игры или соревнования.

В-четвертых, это разнообразие приемов организации занятий по физической культуре. Использование всех видов организации: поточный, фронтальный, индивидуальный, групповой. Такое разнообразие целесообразно, так как возрастает моторная плотность занятия, и внимание воспитанников не рассеивается.

В-пятых, использование разнообразных средств физического воспитания. Разнообразие упражнений возможно при наличии в детском саду всего необходимого физкультурного оборудования и инвентаря. Также в занятия могут включаться новые упражнения с нестандартным оборудованием. Кроме того, полезно поменять обстановку и условия занятий.

В-шестых, использование на занятии музыки современного детского репертуара. При подборе музыкального сопровождения для упражнений, направленных на овладение навыком произвольного расслабления, рекомендуется использовать специальную музыку. Звуки океанских волн, согласно данным научно-методической литературы, самые расслабляющие. Они способствуют снятию психоэмоционального напряжения, овладению навыками физиологического самоконтроля, развитию психических способностей. Многие музыкальные композиции, включающие естественные звуки природы (шум леса, морского прибоя, пения птиц), создают ощущение гармонии с окружающим миром, что имеет важное воспитательное значение. При подборе музыкального сопровождения особенно важна роль психолога и музыкального руководителя, поскольку неграмотное использование тех или иных звуков природы может вызвать непредсказуемую реакцию ребенка, важно учитывать возможные страхи и фобии, которые могут вызвать негативную реакцию.

В-седьмых, использование сюжетной формы. В отличие от занятий, проводимых в традиционной форме, в сюжетном занятии все средства физического воспитания подчинены определенному сюжету. В сюжетных занятиях рекомендуется использовать соответствующие стихи и загадки, сюжетные игры:  «Коршун и наседка», «Невод», «Море волнуется», «Два Мороза», «Лягушки и цапля», «Волк во рву», «Охотники и звери».

В-восьмых, проведение физкультурных досугов, праздников, в процессе которых используются освоенные на занятиях игры, танцы, эстафеты: «Чья команда больше забросит мячей», «Перемени предмет», «Кто скорее через скакалку», «Веселые соревнования». Подготовка к физкультурному досугу или празднику – хороший стимул для тщательной отработки своих движений, способствующий формированию таких черт характера, как трудолюбие, настойчивость, целеустремленность.

«Наше внимание — наш самый ценный ресурс. То, на что мы обращаем внимание, умножается в наших жизнях»Павел Дуров

«Невнимание — злодеяние для созидания»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические методы и приёмы для активизации внимания детей на НОД по речевому развитию

Внимание -избирательная направленность восприятия на тот или иной объект....

Открытое занятие по физкультуре в старшей группе. Тема: Нестандартное оборудование на занятиях физкультуры.

Задачи:  1. Упражнять в ползании.           2. Развивать ловкость и координацию.           3. В...

Конспект комплексно коррекционно-игрового занятие для старших дошкольниковна на тему: "Вспоминая о лете"

Развивать умение детей составлять рассказы с опорой на прошлый опыт...

Занятие по физкультуре в старшей группе «Фея Физкультура».

Занятие по физкультуре в старшей группе «Фея Физкультура».Задачи:-Продолжать упражнять детей в различных видах ходьбы с заданиями;-Способствовать закреплению навыки выполнения ОРУ и о...

Активизация внимания дошкольников

Статья о важности формирования произвольного внимания и усидчивости у детей дошкольного возраста....

«Методы и приемы активизации внимания родителей к проблемам семейного воспитания»

laquo;Методы и приемы активизации внимания родителей к проблемам семейного воспитания»...