Конспект комплексно коррекционно-игрового занятие для старших дошкольниковна на тему: "Вспоминая о лете"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Казакова Надежда Анатольевна

Развивать умение детей составлять рассказы с опорой на прошлый опыт

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vspominaya_o_lete.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект комплексного коррекционно-игрового занятия

для старших дошкольников на тему:«Вспоминая о лете»

Цель: Развить умение составлять рассказы с опорой на прошлый опыт.        

Задачи

1.Уточнить и закрепить знания детей о лете и его характерных признаках.

2. Уточнить и закрепить знания детей о лесе и деревьях, о лесных

и садовых ягодах, о грибах.

3. Развивать временные представления. Закрепить понятие

«прошлое». Закрепить части суток и их последовательность.

Научить определять части суток по солнцу.

4. Развивать память, внимание, воображение, мышление и речь.

Задачи по развитию двигательных навыков

  1. Развивать мелкую моторику рук, общую моторику и ориентировку в пространстве.

2. Продолжать развивать координацию движений.

Задачи по развитию эмоционально-волевой сферы

1.Развивать правильное восприятие эмоционального состояния

других людей и умение говорить об этом.

  1. Развивать умение видеть и говорить о положительных качествах  другого человека.

Предварительная работа

- Проведение занятий по развитию речи по следующим лексическим

 темам: «Ягоды», «Грибы», «Деревья», «Насекомые», «Времена года».

- Проведение дидактических игр:

«Раздели ягоды на садовые и лесные»,

«Угадай дерево по его листочку»,

«Какие грибы дружат с этими деревьями»,

«Приготовим сок, варенье из ягод. Сделаем начинку для пирога».

- Разучивание стихов и загадок о грибах и ягодах.

- Разучивание песен с движениями, хороводов.

- Знакомство детей с эмоциями на занятиях по развитию эмоций.

- Знакомство с дидактической игрой «Настроение грибников».

Оформление зала соответствует летнему лесу.

Вспомогательные материалы:

ИКТ, корзинка с грибами, колокольчик, картинки с изображением лесных и садовых ягод, изображениями бутылочки для сока, баночки для варенья, тарелочки для начинки; картина с изображением березы, осины, елки, березового пня, грибов – все это на экране; бутафорское бревно; посылка с предметами, напоминающими детям о лете; посылка в которой лежат большое яблоко и печенье в виде грибов (по количеству детей); игра:

«Настроение грибников».

Музыкальный материал

1. Е. Тиличеева «Марш».

2. Е. Тиличеева «Бег».

3. «По малину в сад пойдем». Сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко.

4. «На мосточке». Сл. Г. Бойко, муз. А. Филиппенко.

5. «Белочка с шишками». (любая мелодия для подвижной игры с грибами).

6. Французская народная песня «Три мальчугана». Сл. и обработка

В. Петровой.

7. «Улыбка». Сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского.

Ход занятия

Логопед. Дети, сегодня мы отправимся в путешествие.

Но путешествие будет необычное. Мы отправимся в прошлое.

Ребята, а прошлое – это то,

что с нами уже было?

Дети. Это то, что уже было.

Логопед. Правильно, прошлое – это то, что с нами уже было.

 А какое сейчас на улице время года?

Дети. Осень.

Логопед. А как вы догадались?

Дети. Стало холоднее, листья опадают с деревьев, птицы улетают на юг.

Логопед. А какое время года было перед осенью?

Дети. Лето.

Логопед. Правильно, перед осенью было лето.

Оно у нас уже в прошлом. Вот туда мы сегодня и отправимся.

Лето, лето! Что за дни!

Птицы, бабочки порхают.

Летом дети отдыхают –

На каникулах они.

Л. Завальнюк

Ну что, готовы к путешествию?

Дети. Да.

Логопед. А панамки не забыли?

Дети. Нет.

Логопед. Тогда давайте наденем их. А для чего нужны панамки?

Дети. Чтобы не напекло голову.

Логопед. Путешествие у нас необычное, и отправимся мы в него

 тоже на чем-то необычном. Давайте поедем на бревне.

Думаете, оно не поедет?

Дети. Не поедет.

Логопед. Почему? Давайте заколдуем его. Садитесь на бревно.

Дети садятся на бревно.

Развитие дыхания

Логопед.

Дети сели на бревно –

Будет поездом оно.

Загудели: «У-у-у!».

Оказались мы в лесу.

Дети едут и гудят,

Точно паровозы,

А вверху грачи кричат

На ветвях березы.

А. Чельцо

Дети протяжно гудят.

Развитие слухового внимания и общей моторики

Логопед. Вставайте друг за другом. Теперь в поход нас поведет

музыка. (Звучит «Марш» Е. Тиличеевой.)

 Послушайте, какая это музыка? Что можно под нее делать,

как двигаться?

Дети. Это марш. Под него можно маршировать.

Дети маршируют под музыку.

Логопед. А теперь послушайте другую мелодию.

(Звучит «Бег» Е. Тиличеевой.) Под эту музыку можно бегать.

Мы побежим друг за другом змейкой, а когда музыка остановится,

надо встать кружком.

Дети бегают змейкой под музыку, а потом образуют круг.

Речь с движениями

Логопед. Мы надели на головы панамки, но что-то я не вижу солнца.

 Давайте позовем его.

Логопед и дети хором кричат и манят солнце руками.

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошко!

Ждут тебя детки,

Детки – малолетки.

Русская народная закличка

Логопед. Выглянуло солнышко, осветило поляну.

 А на ней много ягод. Какие лесные ягоды вы знаете?

Дети перечисляют ягоды.

Логопед. А давайте пойдем собирать малину!

Развитие координации движений под музыку.

Развитие певческого диапазона

Дети исполняют хоровую песню «По малину в сад пойдем»

 (сл. Т. Волгиной, муз.А. Филиппенко) и водят хоровод.

Закончив петь, дети садятся перед экраном, на котором показаны

картинки с изображениями ягод.

Логопед. Посмотрите, как много ягод выросло! Давайте назовем их.

Дети называют изображенные на картинках ягоды.

Логопед. Могут ли все эти ягоды расти на одной поляне?

Дети. Нет.

Логопед. Правильно, не могут. А почему?

Дети. Потому что здесь есть не только лесные,

но и садовые ягоды.

Логопед. Правильно. Давайте уберем только садовые ягоды.

Дети называют садовые ягоды, изображенные на картинках, на экране.

 Логопед убирает картинки.

Логопед. Какие ягоды остались?

Дети называют оставшиеся ягоды.

Логопед. Что можно приготовить из ягод?

Дети. Сок, варенье, начинку для пирога.

Логопед. Давайте приготовим сок. Сок из малины какой?

Дети. Малиновый.

Логопед. Правильно. Теперь давайте сварим варенье.

Варенье из черники какое?

Дети. Черничное.

Логопед. Молодцы! Давайте приготовим начинку для пирога.

 Начинка из земляники какая?

Дети. Земляничная.

Логопед. А в лесу растут только ягоды?

Дети. Нет, еще в лесу растут грибы.

Логопед. Давайте отправимся теперь собирать грибы.

Сначала мы пойдем по тропинке, а потом пересечем речку.

Развитие выразительности движений и координации рук и ног

Дети исполняют песню «На мосточке»

 (сл. Г. Бойко, муз.А. Филиппенко)

.После этого дети рассказывают стихотворение

Мы в лесок пойдем,

Мы грибок найдем

В шапочке нарядной

Светло-шоколадной.

Ты не прячь, грибок,

Под листок свой бок!

Ты ребятам нужен

К вечеру на ужин.

О. Высотская

Дети сопровождают чтение стиха соответствующими движениями.

Развитие координации речи и движений

Логопед. А теперь перейдем речку по бревнышку.

Дети и логопед имитируют ходьбу по бревну и одновременно

 произносят стихотворение:

Мы по бревнышку шагаем,

Ножку к ножке приставляем.

Очень сложен этот мост,

Переход его непрост.

Развитие внимания и ловкости

Логопед. Теперь вы готовы собирать грибы? Давайте попробуем.

 Пока звучит музыка, гуляйте по кругу. Но как только музыка

 остановится, каждому необходимо сорвать по одному грибу.

Звучит песенка «Белочка с шишками».

Логопед. Давайте все вместе сосчитаем, сколько грибов мы собрали.

Дети хором считают собранные грибы.

Логопед. А теперь давайте отправимся на волшебную поляну, садятся и

видят  на экране  картинки с изображениями различных деревьев.

Логопед. Посмотрите, какой красивый лес.

 А деревья в нашем лесу разные или одинаковые?

Дети. Разные.

Логопед. Назовите эти деревья.

Дети называют деревья, изображенные на картинках.

Логопед. А здесь еще есть пень. От какого он дерева?

Дети. От березы.

Логопед. Правильно. А как вы догадались?

Дети. Потому что возле него растет гриб подберезовик.

Логопед. А откуда в лесу берутся пни?

Дети. От срубленных или упавших деревьев.

Логопед. Что-то в нашем лесу нет грибов. Они, наверное,

 от нас прячутся. Но мы-то точно знаем, где их искать.

 Какие грибы растут под березой?

Дети. Подберезовики.

Логопед. А под осиной?

Дети. Подосиновики.

Логопед. А какие грибы растут на пнях?

Дети. Опята.

Логопед. А когда в лесу появляются грибы?

Дети. Летом.

Логопед. Что должно намочить землю, чтобы выросли грибы.

Дети. Вода.

Логопед. Что должно пройти?

Дети. Дождь.

Логопед. Как называется дождик, после которого растут грибы?

Дети. Грибной.

Развитие модуляции голоса

Дети поют распевку «Апчи».

Логопед. После дождика мы промокли.

 Давайте выйдем к озеру и погреемся на солнышке.

Ложитесь на спинки и отдыхайте. А где находится солнышко днем?

Дети. Высоко на небе.

Логопед. Правильно, высоко. Смотрит на нас солнышко и согревает.

Дети лежат на ковре и отдыхают под французскую

народную песню «Три мальчугана» (сл. и обработка В. Петровой).

Логопед. Греет солнышко всех деток и улыбается каждому.

Давайте сядем вокруг озера и заглянем в воду.

Что вы увидели?

Дети. Себя.

Логопед. Вот мы улыбнулись и стали веселыми или грустными?

Дети. Веселыми.

Логопед. А теперь давайте превратимся в насекомых и потанцуем.

Развитие ориентировки в пространстве, чувства темпа и ритма

Дети исполняют танец под песенку «Улыбка»

(сл. М. Пляцковского, муз.В. Шаинского).

Развитие слухового внимания

Звенит колокольчик

Логопед. Кто-то к нам пришел.

Входит почтальон.

Логопед. Здравствуйте, вы кто?

Почтальон. Я почтальон. Принес вам две посылки.

 Одну нужно открыть днем, а вторую – вечером.

 Только как различить посылки, я не знаю.

Логопед (осматривает посылки и показывает их детям).

 На посылках нарисовано солнышко. Там, где солнышко нарисовано

высоко, это день. Эту посылку надо открыть первой.

А на той, где солнце нарисовано низко, изображен вечер.

Эту посылку мы откроем вечером. Давайте  откроем первую

 посылку. Что там?

Логопед открывает посылку и достает оттуда предметы,

 напоминающие детям о лете.

Почтальон беседует с детьми о том, какие предметы напоминают

им о лете и почему.

Логопед. А теперь вскроем вторую посылку. Что там?

Логопед достает из посылки большое яблоко.

Логопед. Какое большое яблоко! Но там еще что-то лежит.

Да это же грибы! Лето угощает нас этими грибами и хочет,

чтобы мы его надолго запомнили.

Дети достают из коробки печенье в виде грибочков.

Логопед. А теперь давайте пойдем в группу пить чай.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей логопедической группе "В гости к лету"

Игра-путешествие по лексическим темам: "Домашние животные и птицы", "Цветы", рассуждение детей о своем городе Саратове...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ в старшей группе На тему: «Воспоминание о лете».

Развитие монологической речи, закрепление умений выражать свои мысли полными предложениями....

Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности на тему:«Лето. Насекомые»

На занятии активизируются понятия по темам: " Насекомые", "Полевые цветы",  "Дикие животные", "Лето, летние забавы". Проводится как итоговое. В занятии исп...

Конспект комплексно – интегрированного открытого занятия в старшей группе по теме: «Путешествие в зимний лес»

Конспект комплексно – интегрированного занятия в старшей группепо теме: «Путешествие в зимний лес»  Цели: закрепление знаний об изменении в природе зимой, ознакомление со свойствами воды в виде э...

Конспект комплексного коррекционно-развивающего занятия в группе детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Путешествие в страну знаний"

Одна из главных задач в работе с детьми с ЗПР - это умение сосредоточиться, не отвлекаться и работать в едином темпе с другими детьми....

Конспект комплексного коррекционно-развивающего занятия в группе детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Путешествие по стране знаний"

Конспект для детей старшей группы детей с ЗПР.Подготовила : Номоконова Анастасия ВладимировнаЦели занятияКоррекционно-образовательные:уточнить сформированность   слухового, сенсорного  ...

Конспект комплексного коррекционно-развивающего занятия в группе детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по лексической теме "Насекомые".

Задачи: О. Расширять и уточнять знания детей о насекомых, их характерных признаках; рассказать о пользе и вреде насекомых для людей и растений;развивать умение видеть признаки сходства и различия;закр...