Картотека самомассажа
картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Использование приемов самомассажа на практике очень полезно:

• самомассаж можно проводить не только индивидуально, но с подгруппой детей одновременно и фронтально;

• самомассаж может выполнять не только логопед, но и воспитатели, и родители;

• начинать использование самомассажа можно уже с раннего возраста;

• самомассаж можно делать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты.

 

Основные цели самомассажа:

• нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;

• уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата;

• снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата;

• увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;

• активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность;

• формирование произвольных координированных движений органов артикуляции.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_samomassazha.docx15.27 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека самомассажа

В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей, имеющих речевые нарушения. Особую тревогу вызывает факт, что у большинства детей нарушения речи вызваны дизартрией, что затрудняет работу по постановке, автоматизации и введению звуков в речь. Используя здоровьесберегающие технологии в логопедической оздоровительной работе с детьми с ОВЗ, мы способствуем:

  • Повышению уровня речевого развития.
  • Улучшению эмоционального благополучия каждого ребенка.
  • Стабильности физической и умственной работоспособности.
  • Снижению заболеваемости детей.
  • Одним из методов здоровьесберегающей технологии является самомассаж.

Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком. Благодаря которому в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже. Главная ценность самомассажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему ребёнка. Самомассаж позволяет активизировать межполушарное взаимодействие. Самомассаж помогает детям лучше рефлексировать ощущения, получаемые от разных частей тела.

Задачи массажа и самомассажа:

Упражнять детей в овладении приемами массажа и

самомассажа в игровой форме.

Закреплять технику выполнения различных видов

игровых массажей.

Развивать интеллектуальные функции, двигательную память.

Развивать интеллектуальные функции, двигательную память.

Повышать сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.

Проводя самомассаж определённой части тела, используют поглаживание, растирание, разминание, вибрацию и лёгкие постукивания.

При проведении самомассажа рекомендуется обучать детей не давить с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру (от кистей рук к плечу).

Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста может составлять от 2 до 10 мин. Каждое движение выполняется в среднем 4 — 6 раз. В один сеанс самомассажа может быть включено лишь несколько из предлагаемых приемов. Причем они могут варьироваться в течение дня.

Дети обучаются приемам самомассажа под руководством взрослого, который показывает каждый прием на себе и комментирует его.

Перед выполнением самомассажа необходимо соблюсти некоторые правила:

• Помещение должно быть чистым и проветренным.

• Руки детей должны быть чистыми, сухими, без ушибов и ссадин.

• Дети принимают спокойную, расслабленную позу: могут сидеть на стульчиках или на ковре, или находиться в положении лежа (например, в кроватках после дневного сна).

• Дети выполняют массажный прием самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля (зеркало, а затем и без него).

• Когда приемы самомассажа будут освоены, можно проводить движения под стихотворный текст или специально подобранную тихую музыку в медленном ритме.

Хорошими помощниками при проведении самомассажа являются нетрадиционные материалы.

В работе можно использовать:

Сосновые и еловые шишки, каштаны, грецкие орехи, бигуди – липучки, ребристые карандаши для самомассажа ладоней.

Подбирается небольшое стихотворение, которое проговаривает взрослый или ребёнок, при этом на каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» (в случае с расчёской и шишками) касаются не только пальцы, но и ладони. Направления движения – к себе. А бигуди-ёжики, каштаны, грецкие орехи, ребристые карандаши прокатываются между ладонями с проговариванием стихотворных текстов из пальчиковой гимнастики.

2. Бельевые прищепки для массажа прищепками.

На ударные слоги стиха поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного пальца к мизинцу и обратно. Очень важно заниматься последовательно: правая рука, левая рука, переходить от простого к сложному, прикреплять прищепку большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. После каждого двустишия – смена рук.

3. Массажные мячики – ёжики и кольца по системе Су – джок активно используют для развития мелкой моторики пальцев рук, с целью общего укрепления организма, а также для стимулирования речевых зон коры головного мозга ребенка.

4. Массаж ложками, который может служить хорошей подготовкой к артикуляционной гимнастике.

5. Массаж деревянными катушками.

6. Массаж массажными щетками и ковриком «Травка».

7. Массаж с помощью «сухого» бассейна.

8. Массаж аппликатором Кузнецова.

9. Массаж с использованием тактильных ковриков и ладошек, следков.

Таким образом, использование приёмов самомассажа при коррекции звукопроизношения помогает в работе логопеда, заинтересовывает детей, так как проводится в игровой форме, подготавливает речевой аппарат ребёнка и развивает речь.

Самомассаж является прекрасным средством совершенствования психической базы речи. В игровой, непроизвольной форме происходит развитие речевой и творческой сфер детей, а это – гарантия успеха коррекционной и развивающей работы.

Те виды самомассажа, которые я сегодня представлю не требуют каких-то специальных условий. Его можно выполнять в любой удобной для этого позе (стоя, сидя, лёжа).        

 Самомассаж ушных раковин детей.

*Самомассаж ушных раковин является эффективное средство регуляции мыслительной деятельности, так как способствует нормализации кровотока во всём организме. Такой массаж позволяет сосредоточиться и быть более внимательным.

*Такой вид массажа способствует заметному улучшению общего состояния, приливу бодрости и работоспособности.

*При регулярном выполнении, которого, повышается работа иммунной системы организма.

 Овладеть массажными приёмами может каждый, для этого не нужно иметь особого таланта или специального образования.

Рекомендации для выполнения самомассажа ушных раковин.

* Самомассаж ушных раковин производится одновременно с обеих сторон с помощью подушечек большого и указательного пальцев рук

*Обязательно должны быть учтены гигиенические основы массажа.

* Время, необходимое для самомассажа обеих ушных раковин, не превышает 2 минут.

*Самомассаж ушных раковин можно проводить от 1 — 2 и более раз в день в зависимости от эффективности его действия и общего самочувствия.

*Дыхание при самомассаже должно быть ровным и спокойным, тихим и комфортным.

Для самомассажа ушей не требуются какие-то специальные условия. Его можно выполнять в любой удобной для этого позе (стоя, сидя, лёжа).

Единственным важным условием для дошкольников является, конечно, выполнение самомассаже в форме игры.

Например, шуточные стихи.

«Взяли ушки за макушки.»

(самомассаж ушной раковины выполняется большим и

указательными пальцами – большой палец находится сзади)

 Взяли ушки за макушки     (большим и указательным пальцами с обеих сторон)

Потянули…                              (несильно потянуть вверх)

Пощипали…                              (несильные нажимы пальцами, с постепенным

Вниз до мочек добежали.         продвижением вниз)

Мочки надо пощипать:           (пощипывание в такт речи)

Пальцами скорей размять…    (приятным движением разминаем между пальцами)

Вверх по ушкам проведём       (провести по краю уха, слегка сжимая большим и

И к макушкам вновь придём.   указательным пальцами)  

 «Поиграем с ушками»

       Организационный момент

Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их в круг.

(- Подходи ко мне, дружок, И садись скорей в кружок.)

Основная часть

а) «Найдем и покажем ушки»

(- Ушки ты свои найди И скорей их покажи.)

Дети находят свои ушки, показывают их взрослому (если мешают волосы, их закалывают вверху).

б) «Похлопаем ушками»

(- Ловко с ними мы играем, Вот так хлопаем ушами.)

Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.

в) «Потянем ушки»

(- А сейчас все тянем вниз. Ушко, ты не отвались!)

Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.

г) «Покрутим козелком»

(- А потом, а потом Покрутили козелком.)

Ребенок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок — выступ ушной раковины спереди. Захватив, таким образом, козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20—30 секунд.

д) «Погреем ушки»

(- Ушко, кажется, замерзло, Отогреть его так можно.)

Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину.

Заключительный момент

(- Раз, два! Раз, два! Вот и кончилась игра.

А раз кончилась игра, Наступила ти-ши-на!)

Дети расслабляются и слушают тишину.

 Примечание. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей. В среднем это составляет 7—8 раз, для малышей достаточно 5—6 раз.

 «Лепим ушки Чебурашке» (Слону…)

 1) поглаживаем ушные раковины по краям, затем по бороздкам внутри, за ушами;

2) ласково оттягиваем ушные раковины вверх, вниз, в стороны (по 5-6 раз);

3) нажимаем на мочки ушей («вешает на них красивые сережки»);

4) лепим ушки изнутри (пальцами внутри раковины делаем семь-восемь вращательных движений сначала по часовой, затем против часовой стрелки - ушки будут чистыми и все слышащими);

5) с усилием «примазываем глину» вокруг ушных раковин - проверяем прочность, заглаживаем поверхность вокруг ушных раковин на расстоянии 1-1,5 см.

Массаж рук.

Цель. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам; повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

 «Моем руки»

«Мыть» кисти рук, активно тереть ла­дошки до ощущения сильного тепла. Вытягивать каждый пальчик, надав­ливать на него. Фалангами пальцев одной руки тереть по ногтям другой, как по стиральной доске. Растирать «мочалкой» всю руку до плеча, с силой нажимать на мышцы плеча и предплечья;

«смывать водичкой мыло»: од­ной рукой вести вверх, затем ладошкой вниз и «стряхнуть воду».

Массаж лица.

Цель. Профилактика простудных забо­леваний, управление ми­микой, умение «лепить» красивое лицо.

«Лепим Буратино»

Ребенок поглаживает лоб, щеки, крылья носа от центра к вискам, мягко по­стукивает по коже, словно уплотняет ее, чтобы она стала упругой. Надавливает пальцами на переносицу, на середину каждой брови, делая вращатель­ные движения сначала по часовой стрелке, затем против нее (по пять-шесть раз).

3 . С усилием надавливая на кожу, рисует красивый линию бровей, затем щипками ле­пит густые брови (от переносицы к вис­кам).

Надавливая на крылья носа, ведет пальчики от переносицы к носовым пазухам, подерги­вает себя за нос: представляет, какой кра­сивый нос Буратино у него получится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека "Самомассаж для детей"

Карточка №1.Массаж спины.Дождик бегает по крыше - Бом! Бом! Бом! По весёлой звонкой крыше – Бом! Бом! Бом!Дети встают друг за другом «паровозиком» и прихлопывают друг друга по спинкам.Дома, дома посид...

картотека самомассажа

автором массажа является Маковеева Галина Николаевна - учитель-логопед ГБОУ детский сад № 2559 г. Москваhttp://nsportal.ru/makoveeva-galina-nikolaevnaподробнее можно ознакомиться в ее книге "Речь, ум ...

Картотека Самомассажа

Без сомнения, мы хотим чтобы дети выросли здоровыми и физически крепкими, не страдали от лишнего веса и проблем с позвоночником. Сейчас, когда дети большую часть свободного времени предпочитают провод...

Картотека “Самомассаж для детей”

    Картотека “Самомассаж для детей&rdquo...

Картотека "Самомассаж"

Использование элементов самомассажа на занятиях с дошкольниками.          Пальцевое воздействие на определенные точки на нашем теле известно давно. Еще в д...

Картотека “Самомассаж для детей”

    Картотека “Самомассаж для детей”...

Картотека Самомассаж

Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку....