Выступление на педагогическом совете "Дошкольный туризм в условиях детского сада"
учебно-методический материал (средняя группа)

Корсукова Ольга Михайловна

Туризм впервые появился в ДОУ как обязательная часть программы при внедрении ФОП ДО. Экскурсии были в программе всегда, познавательные, досуговые.
А вот термин ТУРИЗМ и туристическая деятельность появились только сейчас.
И это здорово!
Именно в такой реальной жизни решаются многие образовательные задачи. Здесь и тема патриотического воспитания, и физического, и тема дружбы, взаимопомощи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дошкольный туризм в условиях детского сада

  Туризм впервые появился в ДОУ как обязательная часть программы при внедрении ФОП ДО. Экскурсии были в программе всегда, познавательные, досуговые.
А вот термин ТУРИЗМ и туристическая деятельность появились только сейчас.
И это здорово!
Именно в такой реальной жизни решаются многие образовательные задачи. Здесь и тема патриотического воспитания, и физического, и тема дружбы, взаимопомощи.

Туризм — особый вид социальной деятельности человека, направленный на укрепление здоровья, повышение физической тренированности, выносливости организма, познание и общение.

  Виды туризма:

краеведческий —

посвящён изучению историко-культурного потенциала страны, её социокультурной среды, особенностей бытовой и хозяйственной деятельности

историко-культурный — наиболее широко распространённый вид активного познавательного отдыха, основанный на интересе к природному и историко -культурному наследию во всём его разнообразии

эколого-оздоровительный — туризм, обращённый к природе, не наносящий ей ущерба, нацеленный на экологическое образование и просвещение, формирование дружественных отношений с природой, использование её здоровьеформирующих ресурсов.

спортивный — вид спорта, в основе которого лежат соревнования на преодоление разных по трудности препятствий в природной среде (дороги и тропы с различным покрытием, бездорожье, переправы, перевалы, вершины, пороги, каньоны, пещеры) и на искусственном

Спортивный туризм невозможен в дошкольном детстве, так как имеет возрастные ограничения, требует профильного обучения и сопряжён с рисками профессионального спорта.

рекреационный туризм — прогулки-походы, предполагающие кратковременное пребывание на природе, ознакомление с объектами ближайшего социального окружения, овладение  элементарными туристскими навыками.

Парциальная программа рекреационного туризма   для освоения навыков туристической деятельности  «Весёлый Рюкзачок»   Чеменевой  Аллы  Анатольевны  предлагает современные организационно-методические подходы для внедрения  туризма в дошкольные организации. Туристская деятельность представлена в программе не только как средство оздоровления, но и как средство познания ребёнком окружающего мира, воспитания у него гражданских чувств. Программа содержит рекомендации по организации походов-прогулок с детьми, взаимодействию с семьёй. Учебно-методический комплекс программы включает сценарии организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.

Структура программы представлена двумя модулями:

  • «Первые открытия» (на возраст 5–6 лет)
  • «Юные путешественники» (на возраст 6–7 лет).

Программа включает следующие разделы:

  • «Рюкзачок открывает мир».
  • «Рюкзачок готовится в поход».
  • «Здоровье в рюкзачке».
  • «Весёлый Рюкзачок занимается физкультурой»

По программе туристские прогулки начинаются со старшего возраста. С детьми помладше мы имеем возможность организовывать и совершать интересные образовательные прогулки на нашей Экотропе , на ней же проводить тур. слеты. А вот детей подготовительных групп уже необходимо выводить в город.  Маршрут до пожарной станции,  до школы, до школьного стадиона тоже можно превратить в туристический. Каждый маршрут должен быть изображён на карте (нарисован) с указанием достопримечательностей и важных опорных точек.

У  похода должна быть определённая цель: изучить местность, изучить конкретное растение, дойти до места назначения и поиграть в бадминтон и т.д. и т.п.

Маршрут необходимо обсудить с детьми, собрать рюкзачок (обсудить, что взять)  отправиться в путь. 

Лето - удивительная пора! Для детей лето - особый период, когда можно не только вдоволь нагуляться, окрепнуть, подрасти, но и быть в соприкосновении с природой, познавать мир, его звуки, краски и получать яркие впечатления… 

Применение туристических прогулок, слётов способствовует более эффективному развитию физических качеств, усвоению знаний в области физической культуры, природы, правил поведения в природе. Такая форма взаимодействия с детьми имеет много преимуществ: туризм, как средство физического воспитания, позволяет круглогодично разнообразить двигательную деятельность детей на свежем воздухе. Непосредственное общение с природой способствует экологическому воспитанию детей, учит их бережному отношению к ней. Туристические прогулки несут в себе огромный потенциал, возможность активного познания окружающей действительности. Всё это не только расширяет кругозор детей, но и усиливает интерес к знаниям, открытиям, развивает любознательность, воспитывает любовь к Родному краю.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

ПО РАЗВИТИЮ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

        Сегодня стало очевидным, что обществу нужна социально зрелая, творческая, интеллектуально, духовно, физически, и культурно развитая личность, способная к осознанному саморазвитию.

        Первая школа растущего человека – семья. Она – целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья человека, для его прочности необходима совместная работа дошкольного учреждения и семьи. Лучше показать ребенку, как нужно относиться к физической культуре и спорту, на собственном примере. Если дети видят, что родители испытывают удовольствие от ходьбы на лыжах, катания на коньках, пеших прогулок, т. е. от любого здорового активного досуга, они будут им подражать.

С целью формирование активной позиции семьи в воспитании и оздоровлении ребенка, в тесном сотрудничестве с детским садом, был разработан план мероприятия «Семейный поход», а реализовано  мероприятие «Семейный пикник!»

Цель мероприятия:

Активизировать партнерство педагогов дошкольного учреждения, детей и родителей, используя разнообразные формы взаимодействия детского сада и семей воспитанников.

Формировать у всех участников проекта мотивации к занятиям физической культурой и спортом, а также потребности в новых знаниях о способах сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

Задачи:

 внедрять в образовательную деятельность ДОО разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы с участием детей и их родителей;

• обучить родителей приёмом эффективного взаимодействия с ребёнком с целью сохранения его здоровья и создания в семье здорового нравственно-психологического климата;

повышать интерес родителей воспитанников к участию в совместных физкультурных и оздоровительных мероприятиях.

ВИДЕО!!!

Благодаря взаимодействию с ДОУ, большинство родителей со временем понимают, что их привлечение в педагогическую работу детского сада, активное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не только для педагога, но и для развития их собственного ребёнка.

Я считаю, что целенаправленная система взаимодействия семьи и детского сада по вопросам укрепления физического и психического здоровья детей в нашем дошкольном учреждении формирует основы физической культуры и культуры здоровья, подготавливает к школьной жизни не только детей, но и родителей; также способствует самореализации родительского потенциала.

                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический опыт работы по коррекции речевого развития детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада.

·        Раннее начало диагностической и коррекционной работы с детьми способствует полноценному овладению родным языком  в максимально сензинтивный перио...

«Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада».

Планирование организованной образовательной деятельностис детьми  старшего  дошкольного возраста....

Опыт работы учителя-логопеда МДОУ детского сада №12 «Колокольчик» г. Егорьевска Московской области Раткиной Светланы Геннадьевны по теме: «Коррекционная работа с заикающимися детьми дошкольного возраста в условиях детского сада».

Логопедическая группа для заикающихся детей существует в нашем городе с 1994 г.. Все эти годы в этой группе логопедом работаю я, Раткина Светлана Геннадьевна. С 1999 года имею высшую квалификационную ...

МИРЗОЯН Ж.М. ПРОЕКТ Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада Мой любимый детский сад!

              В жизни каждого ребёнка наступает период, когда ему, хоть  и ненадолго, но придётся отлучаться от родителей. Мы, конечно же, говорим о необ...

Психолого-педагогические условия адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада

Методический материал содержит практические рекомендации педагогическим работникам по адаптации детей к условиям детского дошкольного образовательного учреждения...

ПРОГРАММА по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада «МАЛЕНЬКИЙ ГЕНИЙ» Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад №10 «Дюймовочка»

ПРОГРАММАпо выявлению и развитию предпосылок одаренности  у детей дошкольного возрастав условиях детского сада«МАЛЕНЬКИЙ ГЕНИЙ»Муниципального автономного дошкольного образовательного ...