Проект по созданию здоровьесберегающих условий в ДОУ «Здоровый ребенок – наше будущее» (подготовительная к школе группа) на 2021-2022 учебный год
проект (подготовительная группа)

Михельсон Екатерина Николаевна

Проект

по созданию здоровьесберегающих условий в ДОУ

«Здоровый ребенок – наше будущее» (подготовительная к школе группа) на 2021-2022 учебный год

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 80 «Веснушка» города Смоленска

Проект

по созданию здоровьесберегающих условий в ДОУ

«Здоровый ребенок – наше будущее» (подготовительная к школе группа) на 2021-2022 учебный год

Подготовили: Блощицина И.М., Михельсон Е.Н.

Смоленск, 2021 г.

Актуальность

В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Обеспечение здоровья и физического развития детей заявлено в качестве одного из приоритетов государственной образовательной политики. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается сейчас в первоочередную социальную проблему, потому что за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось из-за недостаточной осведомленности родителей о важности физического воспитания, негативной статистики по образу жизни в семье - сниженная активность, несбалансированное питание, несоблюдение режима дня. Проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, доверительных партнерских отношениях сотрудников ДОУ с родителями.

Поэтому здоровьесбережение в ДОУ – одна из самых актуальных проблем современного общества.

Дети, посещающие наш детский сад, ежегодно проходят медицинский осмотр врачом педиатром и другими узкими специалистами. После медицинского заключения было выявлено, что большинство детей дошкольного возраста относятся по состоянию здоровья к так называемой «группе риска» - II группе здоровья (дети, имеющие те или иные отклонения в состоянии здоровья функционального характера). Именно поэтому становится понятной значимость всех оздоровительных мероприятий, проводимых в этот период.

Цель проекта:        приобщение        детей        к        здоровому        образу        через организованную модель здоровьесбережения в ДОУ.

Задачи:

  1. Расширить и закрепить знания детей о здоровом образе жизни.
  2. Совершенствовать физические способности в совместной двигательной деятельности детей.
  3. Повысить профессиональное мастерство педагогов дошкольного учреждения по теме «Здоровый образ жизни».
  4. Создать единое воспитательно-образовательное пространство на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.

Вид проекта:

  • По продолжительности: долгосрочный (на 2020/2021 учебный год).
  • По доминирующей линии в проекте: практико-ориентированный.
  • По содержанию: социально-педагогический.
  • По характеру контактов: в рамках ДОУ.
  • По количеству участников: фронтальный.

Основные этапы

  1. этап – аналитический

Цель: анализ условий, созданных в ДОУ, выявление проблем, прогнозирование результатов работы с целью определения основной концепции проекта и направлений работы.

Информационно-аналитическая деятельность:

  • анализ состоянию здоровья детей;
  • анализ развития двигательных навыков детей;
  • оценка организационных и материально – технических условий ДОУ;
  • формирование информационного банка данных по здоровому образу жизни (анализ психолого – педагогической и методической литературы по вопросам здоровьесбережения).
  • организация работы творческой группы по выявлению проблем и прогнозированию результатов работы.

  1. этап – диагностический

Цель: разработка системы работы по здоровьесбережению в ДОУ. Планово-прогностическая деятельность:

Комплекс мероприятий, обеспечивающих реализацию проекта:

  • разработка системы единого здоровьесберегающего пространства в детском саду и семье для эффективной организации оздоровительной работы с дошкольниками;
  • разработка        методических        рекомендаций        (педагогический инструментарий);
  • систематизация взаимодействия с социальными партнерами с целью повышения интереса к спорту и здоровому образу жизни;
  • разработка        системы        мониторинга        промежуточных        и        итоговых результатов реализации проекта.

  1. этап – основной

Цель: организация эффективной системы взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса.

  1. Организационная деятельность:

Обучение педагогов и родителей эффективным технологиям в сфере здоровьесбережения и формирования стратегии здорового образа жизни:

  • разработка перспективных планов работы с педагогами и родителями;
  • подготовка методических материалов по обучению воспитанников и родителей современным подходам к сохранению здоровья;
  • использование активных форм методической работы: тренинги, педагогический самоанализ деятельности педагогов, решение проблемных ситуаций;
  • организация оперативного контроля использования системы работы по здоровьесбережению;
  • организация        совместной        деятельности        педагогов        с        детьми        и самостоятельной деятельности детей;
  • мониторинг        комплексной        оценки        уровня        знаний        детей, анкетирование педагогов, опрос родителей.
  1. Регулятивно-коррекционная деятельность: Организация работы творческой группы:
  • внедрение        проекта        и        использование        здоровьесберегающих технологий;
  • отслеживание        промежуточных        результатов        и        по        необходимости корректировка работы по реализации проекта.

  1. этап – заключительный

Подведение итогов работы в проекте, анализ полученных результатов деятельности, определение перспективы на будущее.

Механизмы реализации идеи:

  • тематические интегрированные занятия, в том числе и физкультурные;
  • мониторинговые процедуры (анкетирование родителей, тесты для воспитателей);
  • экскурсии;
  • спортивные соревнования;
  • беседы;
  • игры, эстафеты, викторины, конкурсы;
  • консультации для родителей

Ресурсное обеспечение

Методическое

Кадровое

Материально - техническое

  • методическая литература по данной тематике,
  • методический и практический материал для работы с детьми,
  • использование Интернет – ресурсов

Заведующий, старший воспитатель, воспитатели, специалисты, медицинский персонал.

Наличие в ДОУ:

  • методического кабинета,
  • спортивной площадки,
  • медицинского блока,

-центры двигательной активности в групповых помещениях,

  • уголков релаксации,

- кабинет логопеда.

Оборудование:

- спортивное,

- медицинское,

  • для проведения закаливающих и профилактических мероприятий,
  • для проведения коррекционно – оздоровительной работы.

Тематическое планирование

Месяц

Тема

Мероприятия

Сентябрь Октябрь

«Дети дома, дети в

детском саду, дети в

общественном месте»

Беседа        с        детьми:        «Электроприборы        и        их опасность»;

Беседа        с        детьми:        «Газовая        плита        и        ее опасность»;

Беседа с детьми: «Острые предметы дома»; Беседа с детьми: «Опасность лекарств»; Беседа с детьми: «Один дома»;

Беседа        с        детьми:        «Правила        поведения        в общественном месте»;

Беседа с детьми: «Толпа. В чем опасность»; Беседа с детьми: «Когда я в детском саду»; Чтение художественной литературы;

Проигрывание        проблемных        ситуаций;

«потерялся в супермаркете»; «День города» (поведение в толпе); «я в кинотеатре»;

Создание наглядных пособий «Безопасность дома»; наглядные правила поведения в детском саду;

Создание карточек для детей «Важные номера телефонов» (01, 02, 03, 112);

Консультация для родителей: «Безопасность в

быту».

Ноябрь Декабрь

Огонь

Беседа с детьми: «Почему возникает пожар»; Беседа с детьми «Пожарным быть почетно, но опасно»;

Беседа с детьми: «Что делать, если вдруг пожар?»;

Беседа с детьми «специальный транспорт»; Презентация для детей «Огонь друг или враг» Выставка детских работ «Огонь - друг, огонь - враг»;

Разыгрывание проблемных ситуаций «Спасаем куклу от пожара»; «Пожарная тревога. Что делать»; и др.

Проведение творческой игры: «Мы - пожарные».

Экскурсия по детскому саду (показать пожарные выходы из группы, из музыкального зала, показать план эвакуации, показать, где находятся огнетушители, расказать как ими пользоваться);

Создать        наглядные        правила        для        детей

«Пожарная безопасность»;

Создать макет пожарного стенда;

Выставить машины пожарной, скорой помощи и полиции;

Использование настольных игр: «Огонь нас не тронь»; «Пожарная безопасность. Что такое хорошо и что такое плохо»;

Создание карточек для детей «Все для пожаротушения»; Дидактические игры с ними

«Назови предмет», «Для чего нужен этот предмет». Карточки для детей «Костюм пожарного»;

Оформление уголка пожарной безопасности;

Чтение художественной литературы: Баданов М. Костер; Барто А. Гроза; Бороздин В. Поехали!; Волынский Т. Кошкин дом; Гардернес Э. Сказка о заячьем теремке и опасном коробке; Дмитриев Т. Тетя Варя - электросварщица; Жигулин А. Пожары;

Житков Б. Пожар в море. Пожар. Дым; Ильин Е. Солнечный факел; Иоселиани О. Пожарная команда;    Куклин    Л.    Сталевар.    Кузнец.

Пожарный; Маршак С. Кошкин дом. Вчера и

сегодня (отрывок). Пожар. Рассказ о неизвестном герое; Михалков С. Дядя Степа; Новичихин Е. Ноль — один. Спички; Оленев К. Красная машина; Пермяк Е. Как Огонь Воду замуж взял; Распутин В. Костер; Смирнов О. Степной пожар; Сухомлинский В. Воробышек и огонь; Толстой Л. Пожар. Пожарные собаки; Фетисов Т. Куда спешат красные машины; Холин И. Как непослушная хрюшка едва не сгорела; Хоринская Е. Спичка-невеличка;

Родительское собрание: «Безопасность наших детей»;

Консультация для родителей: «С огнем не

шути».

Январь Февраль

Я,

дорога и

транспорт

Презентация для детей «Дороги для машин и пешеходов»;

Беседа для детей: «Светофор и зебра. Для чего они»;

Беседа        с        детьми        «Правила        дорожного движения»;

Беседа с детьми: «Я в транспорте»;

Беседа с детьми: «Профессия полицейского»; Беседа        с        детьми:        «Где        дорога        для велосипедиста?»

Беседа        с        детьми:        «Если        ко        мне        подошел незнакомый»;

Встреча с сотрудником ГИБДД;

Викторина        с        участием        детей        и        родителей:

«Красный, желтый, зеленый»;

Проигрывание        проблемных        ситуаций:

«Сломался        светофор»;        «Пешеходы        и автолюбители» и др.;

Использование настольно-печатных и дидактических игр: "Красный, жёлтый, зелёный”, "Путешествие в страну дорожных знаков” «Дорожная азбука», «Азбука пешехода»;

Создание макета дороги с дорожными знаками и светофорами;

Создание альбома «Правила безопасности на дороге»

Выставка        рисунков:        «Правила        дорожного движения»;

Чтение художественной литературы:Головко

«Дорожные знаки»; Дмоховский А. «Чудесный островок»;   Дорохов   А.   «Подземный    ход»,

«Заборчик вдоль тротуара», «Шлагбаум»; Кожевников В. «Светофор»; Кривицкая   А.

«Тайны    дорожных    знаков»;    Маршак    С.

«Светофор»; Мигунова Н. А. «Светофор»; Михалков С. «Дядя Стёпа – милиционер»; Пишумов     Я.     «Пешеходный     светофор»,

«Посмотрите,     постовой», Пляцковский     И.

«Светофор»; Прокофьев С. «Мой приятель – светофор»; Северный А. «Светофор»; Серяков И. «Законы улиц и дорог»; Бедарев О. «Если бы …»; Берестов В. «Про машины»; Боровой Е. В рассказы из серии «А знаешь ли ты?»; Гальперштейн Л. «Трамвай и его семья»; Дорохов А, «Пассажир»; Михалков С. «Моя улица»,    «Скверная    история»;    Носов    Н.

«Автомобиль»; Огнецвет Э. «Кто начинает день»; Пишумов Я. «Машина моя», «Азбука города», «Песенка о правилах», «На улице нашей», «Все мальчишки, все девчонки…»; Семернин В. «Запрещается – разрешается»; Юрмин Г. «Любопытный мышонок»; Гангов А. «Кто храбрей?»; Иванов А. «Как неразлучные друзья дорогу переходили»; Кончаловская   Н.   «Самокат»;   Лешкевич   И.

«Гололёд»; Орлова Д. «Как Стобед качался на качелях»; Пишумов Я. «Юрка живёт на другой стороне…»; Шорыгина Т. «Волшебный мяч»; Яковлев С. «Читает книжку глупый слон…». В. Ардов «Огнехвостик»;

Консультация для родителей: «Родители на дороге – пример для детей»;

Памятка для родителей: «Правила перевозки детей в автомобиле».

Март Апрель

На природе

Беседа с детьми: «Отдых на природе»;

Беседа с детьми «Растения лекарственные и ядовитые»;

Беседа с детьми: «Безопасность на водоеме»; Беседа        с        детьми:        «Ягоды        съедобные        и опасные»;

Беседа с детьми: «Грибы»; Развлечение с детьми: «Поход»;

Выставка рисунков: «Запрещающие знаки» (Запрещено в природе);

Создание наглядных правил поведения в природе;

Создание карточек: «Аптечка на природе»;

Создание карточек: «необходимо взять в поход»;

Чтение художественной литературы: «Хитрые ласки» (Г. Шалаева); «Что нельзя купить?» (В. Орлова); «Наша планета» (Я. Аким);«Сережа» (Р. Сеф); Сказка «На лесной тропинке» (Т. Шорыгина); «Советы лесной мышки»(Т. Шорыгина); «Не ешь незнакомые ягоды в лесу» (Г. Шалаева); «Наказание за незнание» (М.    Фисенко);    «Ландыш»    (Е.     Серова);

«Осколок стекла» (Т. Шорыгина); «Пожар в лесу» (М. Фисенко); Волшебные вороны» (Т. Шорыгина); «Не ходи по льду водоема» (Г. Шалаева, Н. Иванова); «Зима» (М. Фисенко);

«Гроза» (А. Барто); «Гроза» (В. Лифшиц); Сказка «Добрая Ивушка»(Т. Шорыгина); «Как Стобед бросил бутылку и что из этого вышло» (Д. Орлова); «Не купайся в запрещенных местах» (Г. Шалаева, Н. Иванова); «Не прыгай в воду в незнакомых местах» (Г. Шалаева, Н. Иванова); «Как Владик с Катей ходили купаться» (М. Фисенко; «Как неразлучные

друзья в воде не тонули» (А. Иванов).

Май

Моя

безопасность

ООД «Правила безопасности» (итоговое);

Спортивный        праздник        «Правила        движения достойны уважения»;

Анкетирование родителей об итогах работы по безопасности;

Фотоотчет.

Механизмы оценки результатов:

наблюдения,        анкетирование,        беседа        с        педагогами,        самоанализ, педагогическая диагностика.


Ожидаемые результаты:

  • повышение интереса детей к физическим упражнениям и спорту;
  • повышение интереса родителей к здоровому образу жизни;
  • повышение профессионального мастерства педагогов дошкольного учреждения в здоровьесбережении;
  • создание единого воспитательно–образовательного пространства на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями;
  • оформление выставки детских работ по теме «Здоровью – да!»
  • создание картотеки «Подвижные игры для детей дошкольников»
  • создание клуба ««Мама, папа, я – здоровая семья»

Перспектива развития проекта

Проект «Здоровый ребёнок – наше будущее» будет результатом творческой деятельности детей, родителей, воспитателей детского сада.

Особенностью проекта является создание единого воспитательно- образовательного пространства, основанного на доверительные партнерские отношения сотрудников ДОУ с родителями. Это залог успешной работы с детьми.

В проекте запланирована апробация инновационных методик здоровьесбережения:

  • «Минутки шалости»
  • «Минутки тишины»
  • «Гимнастика маленьких волшебников», разработанная педагогом Т. В. Нестерюк. Предлагаемая система занятий комплексно воздействует на развитие ребенка. Все упражнения и игры проводятся в свободном темпе без принуждения.

Наша работа не ставит целью достижение высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное в ней – помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, были готовы вести здоровый образ жизни, ценили свое здоровье и здоровье окружающих.

В результате данного проекта будет создана эффективная система работы в ДОУ, по сохранению и укреплению здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни, которая обеспечит комплексное решение оздоровительных, образовательных, развивающих и воспитательных задач, а также совершенствование и модернизацию образовательного процесса с дошкольниками.

По реализации данного проекта планируем расширить его границы за счет вовлечения в данную деятельность дошкольные учреждения села и района. Проект может быть реализован в любом дошкольном образовательном учреждении.

Список использованной литературы

  1. Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет. Москва, 2005
  2. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход. Школа здоровья. 2000.
  3. Базарный В. Ф. Здоровье и развитие ребенка. Москва, 2005.
  4. Ивчатова Л. А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми\\ Логопед. 2010. №1.
  5. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.
  6. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения. / Под ред.

М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. – М., 2002.

Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России. М., 2005.

  1. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях /А.М. Сивцова //Методист. – 2007.
  2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога. – М., 2002.
  3. Черняева        С.        А.        Психотерапевтические        сказки        и        игры.        Санкт- Петербург, 2003.
  4. Чистякова М. А. Психогимнастика. Москва, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с родителями в подготовительной к школе группы на 2021-2022 учебный год.

Цель: установление позитивных продуктивных взаимоотношений ДОУ – Семья – Ребёнок.Задачи:1. Повышение активности и ответственности семей воспитанников в вопросах воспитания, обучения и...

Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников подготовительной к школе группы на 2021-2022 учебный год

Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанниковподготовительной к школе группы на 2021-2022 учебный год...

Перспективный план досугов и развлечений в подготовительной к школе группе на 2021-2022 учебный год

Перспективный план досугов и развлечений в подготовительной к школе группе на 2021-2022 учебный годРазвлечения проводятся 2 раза в месяц согласно плану (на 1 и 2 неделе). На 3 неделе месяца в группе п...

План консультаций для родителей подготовительной к школе группы на 2021-2022 учебный год

Консультации для родителей: по трудовому воспитанию детей 6-7 лет, по обучению чтению, в какие игры можно поиграть с ребёнком дома и многое другое. ...

Перспективное тематическое планирование реализации образовательной программы в подготовительной к школе группе на 2021 – 2022 учебный год

Перспективное тематическое планирование реализации образовательной программыв подготовительной к школе группе № 10 «Звездная»на 2021 – 2022 учебный год...

Рабочая программа Подготовительная к школе группа на 2021 – 2022 учебный год

Разработана на основе "Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Веракса Н.Е., Комаровой, Васильевой М.А....

Проект по созданию здоровьесберегающих условий в ДОУ «Здоровый ребенок - наше будущее» (подготовительная к школе группа) на 2021/2022 учебный год

Проектпо созданию здоровьесберегающих условий в ДОУ«Здоровый ребенок – наше будущее» (подготовительная к школе группа) на 2021/2022 учебный год...