Комплексы логоритмических упражнений
картотека (средняя группа)

Ларионова Жанна Валерьевна

Логоритмика - комплекс специальных упражнений и игр направленных на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач на основе сочетания движения, слова и музыки. В ходе занятий малыши выполняют различные речевые упражнения с использованием частых движений тела, активнойартикуляционной и дыхательной гимнастики, музыки и слов. Цели и задачи логоритмики – помочь детям устранитьречевые нарушения, развить музыкальный слух, координацию и речь ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmika.docx26.73 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексы логоритмических упражнений.

Комплекс упражнений 1

• Динамическое упражнение

Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)

И листочки собираем (наклоны вперед)

Собирать их каждый рад

Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)

• Дыхательное упражнение «Ветер и листья».

После вдоха ребята задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносят звук «ф». Затем на одном выдохе произносят несколько раз звук «п», делая ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз («листья опадают»).

• Подвижная игра «Догонялки»

Дети встают в круг, в центре — «ежик». Дети идут хороводом под песню «Маленький ежик» в одну сторону, «ежик» двигается противоходом. После окончания песни дети хлопают в ладоши и говорят:

Раз, два, три — Ребятишек догони!

Дети разбегаются, «ежик» старается их запятнать.

Комплекс упражнений 2

• Динамическое упражнение на развитие чувства ритма

Мы дорожки подметаем (имитация движений)

Листья в кучи собираем (наклониться, имитировать движение)

Чтоб гуляя, малыши

Веселились от души! (подскоки на месте)

Ох, устали («обтереть пот со лба»)

Отдохнем (присесть)

И домой скорей пойдем (шаги на месте)

• Дыхательное упражнение.

Вдыхаем аромат леса. Вдох носом. Пауза. Под счет «раз, два, Три» выдох ртом.

• Подвижная игра «Найди пару»

Под веселую музыку дети двигаются врассыпную. На более подвижную музыку дети встают в пары и кружатся.

Комплекс упражнений 3

• Динамическое упражнение «Прогулка»

Раз-два-три, раз-два-три — По дорожке мы пошли.

Шаг марша.

Петлять тропинка начала Среди высоких трав,

По ней шагаем мы легко, Головушку подняв.

Ходьба «змейкой».

Вот мы кочки увидали, Через них мы прыгать стали.

Прыжки с продвижением вперед.

Впереди течет ручей, Подходите поскорей.

Ходьба на носках, руки — в стороны.

Руки в стороны расставим, Переходить его мы станем.

Лес осенний увидали И к нему все побежали.

Бег по кругу.

Посмотрела на бегу. Кто пасется на лугу.

• Дыхательное упражнение «Подуй на пальцы»

Дети складывают пальцы в щепоть, подносят их ко рту и, сделав носом энергичный вдох, дуют на пальцы короткими активными выдохами, энергично работая мышцами живота.

Комплекс №3 (продолжение)

• Пальчиковая игра «Птенчики в гнезде»

Птичка крылышками машет И летит к себе в гнездо.

Обхватить все пальцы правой руки левой ладонью и ими шевелить.

Птенчикам своим расскажет, Где она взяла зерно.

Разевает птенчик рот — Маму, маму он зовет.

• Подвижная игра «Прогулка и дождик»

На 1-ю часть музыки дети свободно гуляют по залу, на 2-ю — пляшут, включая в танец знакомые плясовые движения, на 3-ю — прячутся под большим зонтом, который держит воспитатель.

Комплекс упражнений 4

• Динамическое упражнение

Эта ручка – правая!

Эта ручка – левая! (вытягивать руки поочередно вперед ладонями вверх)

Я на мячик нажимаю, я зарядку делаю! (сжимать – разжимать кулачки)

Будет сильной правая!

Будет сильной левая! (Вытягивать вперед кулачки правой и левой руки поочередно)

Будут ручки у меня ловкие! Умелые! («мотаем клубочки»)

• Дыхательное упражнение «Аромат цветов»

Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произнося «А-ах!».

• Подвижная игра «Гора — дерево — кочка»

Дети бегают врассыпную по залу, помахивая руками, как крыльями. Когда педагог говорит«Кочка!» — дети приседают («утка устала, присела отдохнуть на кочку»); «Дерево!» — замирают, подняв вверх руки; «Гора!» — встают на колени и поднимают сцепленные в замок руки вверх.

Комплекс упражнений 5

• Динамическое упражнение.

Как сожму я кулачок, (сжать руки в кулачки)

Да поставлю на бочок. (поставить кулачки большими пальцами вверх)

Разожму ладошку, (распрямить кисть)

Положу на ножку. (положить руку на колено ладонью вверх)

• Ритмическое упражнение «Капли»

Капля — раз! Капля — два!

Удары ладонями обеих рук по коленям половинными длительностями, четвертями, восьмыми.

Капли медленно сперва. Стали капли ударять,

Капля каплю догонять. А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом. До свиданья, лес густой!

Побежим скорей домой!

• Подвижная игра «Прогулка и дождик»

На 1-ю часть музыки дети свободно гуляют по залу, на 2-ю — пляшут, включая в танец знакомые плясовые движения, на 3-ю — прячутся под большим зонтом, который держит воспитатель.

Комплекс упражнений 6

• Динамическое упражнение (на координацию речи и движения)

Хором.

Раз, два, три — выросли цветы. Медленно вставать из положения сидя.

К солнцу потянулись высоко, высоко! Поднять вверх руки, потянуться.

Цветам тепло и хорошо! Обмахивать лицо руками.

• Дыхательное упражнение «Воздушный шар»

Предложите ребенку развести перед собой руки, изображая «воздушный шар». Во время выдоха ребенок произносит звук «ф-ф-ф» и скрещивает руки на плечах.

• Подвижная игра «Веселый мячик»

Дети встают в круг. Они по кругу передают мяч друг другу.

Ты катись, веселый мячик,

Быстро-быстро по рукам,

У кого веселый мячик,

Тот сейчас станцует нам!

Ребенок, у которого остался мячик, выходит в центр круга и танцует, остальные дети хлопают в ладоши.

Комплекс упражнений 7

• Динамическое упражнение

Мы дорожки подметаем (имитация движений)

Листья в кучи собираем (наклониться, имитировать движение)

Чтоб гуляя, малыши

Веселились от души! (подскоки на месте)

Ох, устали («обтереть пот со лба»)

Отдохнем (присесть)

И домой скорей пойдем (шаги на месте)

• Ритмическое упражнение «Ежик и барабан»

С барабаном ходит Ежик. Бум-бум-бум!

На слова «Бум-бум-бум!» дети равномерно стучат

Целый день играет ежик: Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами. Бум-бум-бум!

Ежик в сад забрел случайно. Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он. Бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он. Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались, Бум-бум-бум!

И удары раздавались: Бум-бум-бум!

Ой, как зайчики струхнули! Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули! Бум-бум-бум!

Комплекс №7 (продолжение)

• Упражнение на координацию движения и речи

Здравствуй, Васька-козел, Поклониться, положив ладонь на грудь.

Если в гости пришел! Покачать головой.

Угощайся травкой, Протянуть ладони вперед.

Да смотри, не чавкай! (Я. Аким)

Погрозить пальцем.

• Подвижная игра «Кот и мыши»

Мышки в норочках сидят, Мышки в щелочки глядят.

«Кот» сидит на стуле в углу зала, «мыши» закрывают ладонями лицо и подсматривают, выглядывая из-за них.

Ой, как много мышек тут, Коготками пол скребут.

«Скребут» ноготками пол. Тише, мыши, серый кот!

Он вас всех подстережет! Грозят друг другу пальцем.

Серый кот гулять пошел, И мышат он не нашел.

«Кот» важно гуляет по залу, «мышки» сидят, не шевелясь.

Только котик засыпает, Мышки сразу выбегают.

«Кот» садится на свое место, «мыши» бегают на носочках по всему залу. С окончанием музыки «кот» их старается поймать.

Комплекс упражнений 8

• Динамическое упражнение

Как на горке снег, снег, (показывать руками "горку")

Снег, снег, снег, снег. (двигать руками, перебирая пальцами)

И под горкой снег, снег, (показывать руками "под горкой")

Снег, снег, снег, снег. (двигать руками, перебирая пальцами)

А под снегом спит медведь. (сначала ладошки под щечку, а потом изобразить ушки медведя)

Тише, тише, не шуметь! (пальчик ко рту, грозить пальчиком)

• Дыхательное упражнение «Шарик»

Надувала кошка шар, А котенок ей мешал:

Подошел и лапкой — топ! А у кошки шарик — лоп!

Ф-Ф-Ф!

Дети кладут руки на живот и делают через нос вдох, стараясь не поднимать плечи. Животик должен стать круглым, как шар. После небольшой задержки дыхания происходит продолжительный выдох. Дети должны стараться, чтобы воздух выходил равномерно.

• Ритмическая игра «Молоточки»

Туки-ток, туки-ток! — Ударять кулаком о кулак четвертями.

Так стучит молоток. Туки-туки-туки-точки! Восьмыми стучать кулачками по бедрам. Застучали молоточки.

Комплекс №8 (продолжение)

• Игра-импровизация «Ровным кругом»

Дети, взявшись за руки, идут по кругу под песню:

Ровным кругом, друг за другом Мы идем за рядом ряд.

Всё, что гномик нам покажет, Будем дружно повторять!»

Один ребенок-гномик движется внутри круга противоходом.

С окончанием пения он показывает любые движения, а дети повторяют.

Комплекс упражнений 9

• Динамические упражнения на координацию движений

Мы на карусели сели. Дети встают в пары. Взявшись за руки, кружатся.

Завертелись карусели. Пересели на качели, Вверх летели, Взявшись за руки, один стоит, другой приседает, потом — наоборот.

Вниз летели.

А теперь с тобой вдвоем

Мы на лодочке плывем.

Ветер по морю гуляет, Взявшись за руки, качаются вправо-влево, вперед-назад.

Ветер лодочку качает. Весла в руки мы берем,

Изображают, сидя на полу, как «гребут веслами».

Быстро к берегу гребем. К берегу пристала лодка. Встают прыжком. Мы на берег прыгнем ловко

И поскачем по лужайке, Скачут на двух ногах.

• Ритмическая игра «Метелица»

Метелица, метелица, Снег по полю стелется.

Дети врассыпную двигаются по залу, делая плавные движения руками перед собой.

Кто кружится, вертится, Кружатся.

Комплекс №9 (продолжение)

• Подвижная игра «Гора — дерево — кочка»

Дети бегают врассыпную по залу, помахивая руками, как крыльями. Когда педагог говорит«Кочка!» — дети приседают («утка устала, присела отдохнуть на кочку»); «Дерево!» — замирают, подняв вверх руки; «Гора!» — встают на колени и поднимают сцепленные в замок руки вверх.

Комплекс упражнений 10

• Динамические упражнения

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)

Посмотрите-ка, разбила («показать яичко» на вытянутых руках)

• Ритмическое упражнение «Едет поезд»

Дети топающим шагом двигаются по залу, ускоряя и замедляя движение в соответствии с темпом музыки. Руки, согнутые в локтях (пальцы сжаты в кулачки, делают одновременные круговые движения.

Возвращается наш поезд.

Машинист в нем — Дед Мороз.

Много он зверюшек разных

В детский садик наш привез.

• Подвижная игра «Цыплята и кот»

«Кот» стоит в стороне. Дети - «цыплята» идут за «курочками» под песню:

Курочки, курочки, курочки рябые

По двору идут, Маленьких, маленьких, маленьких цыпляток

За собой ведут. — Вы не убегайте далеко!

Зернышки ищите, ко-ко-ко!

Дети расходятся по всему залу и «ищут и клюют зернышки». Потом мамы - «курочки» говорят:

Вдруг откуда не возьмись, Кот злой появись!

«Цыплята» прячутся под «крыло» к мамам, «кот» старается их поймать.

Комплекс упражнений 11

• Динамические упражнения

Мы гуляем, мы гуляем в садике садочке. (погулять по комнате)

Собираем, собираем в садике цветочки (наклоны с продвижением вперед)

Вот какой у нас букет,

Лучше в целом мире нет! (потянуться – «показать букет»)

• Дыхательное упражнение «Пузыри»

Эй, мышонок, посмотри,

Звать к себе, помахивая кистями.

Мы пускаем пузыри:

Синий, красный, голубой.

Перед тем, как назвать каждый цвет, сильно надуть щеки и быстро выдохнуть.

Выбирай себе любой! —

• Подвижная игра «День — ночь»

По сигналу «День!» - дети бегут врассыпную по залу, подражая движениям мышат, птиц, бабочек; на слово «Ночь!» — замирают.

Комплекс упражнений 12

• Динамические упражнения

В поле я гуляю, ноги поднимаю (ходьба на месте с высоким подниманием колена)

Наклонюсь к цветам поближе

Красоту их всю увижу,

Нежный чудный аромат

Ощутить я тоже рад! (наклониться, сделать несколько вдохов носом)

Рвать не буду я цветы (выпрямиться повороты головы вправо – влево)

Много будет красоты (развести руки)

• Игра на развитие моторики «Зайчик»

Жили-были зайчики (показывать на голове заячьи ушки)

На лесной опушке. (разводить руками перед собой, описывая окружность)

Жили-были зайчики (показывать на голове заячьи ушки)

В серенькой избушке. (сложить руки над головой в форме домика)

Мыли свои ушки, (проводить руками по воображаемым ушкам)

Мыли свои лапочки. (имитировать мытье)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс логоритмических упражнений по преодолению фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста

Работа содержит подборку логоритмических упражнений для устранения фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста ...

Комплекс логоритмических игр и упражнений

Комплекс логоритмических игр и упражнений  предназначен для  детей с тяжлыми нарушениями речи...

Комплексы логоритмических упражнений для детей 4-7 лет

комплекс логоритмических упражнений...

Комплекс логоритмических упражнений для детей

Комплекс интересный для работы...

"Комплекс логоритмических упражнений"

Комплекс логоритммических упражнений для детей 3-4 лет...

Занимательная логоритмика. Комплекс игровых логоритмических упражнений с музыкальным сопровождением для детей 6–7 лет

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений...

Комплекс логоритмических упражнений

Вашему вниманию представлен комплекс логоритмических упражнений направленный на совершенствование речевой и двигательной памяти....