Подвижные игры как средство развития физических качеств дошкольников старшей группы
проект (старшая группа)

Подвижные игры как средство развития физических качеств дошкольников старшей группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подвижные игры как средство развития физических качеств дошкольников старшей группы

Итоговый аттестационный проект

Выполнила :

Павленко Наталья Олеговна

Самара, 2023г.

Содержание

Паспорт проекта

Введение...............................................................................................................3

1. Теоретические аспекты развития физических качеств дошкольников старшей группы..................................................................................................................6

Сущность и основные характеристики физического развития дошкольников ………………………………………………………..................6

Особенности развития физических качеств дошкольников старшей группы……………………………………………………………………………8

Характеристика подвижных игр как средства развития физических качеств дошкольников старшей группы ........................................................12

#1054;писание деятельности воспитателей ДОУ по использованию подвижных игр как средства развития физических качеств дошкольников старшей группы..................................................................13

Опыт воспитателей ДОУ по использованию подвижных игр как средства развития физических качеств дошкольников старшей группы...............................................................................................................13

Копилка подвижных игр для детей старшей возрастной группы............14

Заключение.........................................................................................................17

Список литературы………………………………………………………..…18

Паспорт проекта

Тип проекта – педагогический

По доминирующей деятельности - исследовательский

Предметно-содержательная деятельность – монопроект

По количеству участников - индивидуальный

По характеру контактов – внутриучрежденческий

Продолжительность выполнения проекта - краткосрочный

Практическая цель проекта: развитие физических качеств (сила, выносливость, гибкость, координация) у дошкольников старшей группы посредством подвижных игр.

Исследовательская цель проекта: изучить теоретические основы и опыт работы воспитателей ДОУ по проблеме развития физических качеств (сила, выносливость, гибкость, координация) дошкольников старшей группы посредством подвижных игр.


Введение

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья является одной из основных задач дошкольного образования.

Дошкольное детство является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка и развития физических качеств детей.

В утвержденном федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 – далее ФГОС ДО), сказано, что программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей, и должна быть направлена на решение задач, указанных в пункте Стандарта.

ФГОС РФ определяет содержание образовательной области «Физическое развитие», которое включает приобретение опыта в различных видах деятельности детей, двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств как сила, координация, гибкость, выносливость, способствующих правильному формированию системы опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным не наносящим ущерба организму выполнением основных движений.

Дошкольный возраст – это один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.

Подвижные игры — одно из основных средств физического воспитания детей. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них — это, прежде всего, двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные (вначале, конечно, примитивные) правила.

Не в полной мере воспитатели уделяют внимания подвижным играм в режиме дня ДОУ, направленных на физическое развитие детей. Хотя подвижные игры имеют значительный потенциал для физического развития детей дошкольного возраста, они являются весьма привлекательными средствами физической культуры, полезными для обогащения двигательного опыта дошкольников, формирования культуры движений, образования эстетического вкуса, комплексного развития физических качеств ребенка. Через подвижные игры достигается наиболее гармоничная координация деятельности всех органов и систем ребенка.

Перед дошкольными учреждениями стоят важные задачи развития двигательной активности и оздоровления детей, но для решения указанных задач в практике не всегда учитывается влияние основного вида деятельности дошкольников – игры.

Объект исследования – развитие физических качеств дошкольников старшей группы.

Предмет исследования – развитие физических качеств дошкольников старшей группы посредством подвижных игр.

Цель исследования - изучить теоретические основы и опыт работы воспитателей ДОУ по проблеме развития физических качеств (сила, выносливость, гибкость, координация) дошкольников старшей группы посредством подвижных игр.

Задачи исследования:

#1048;зучить теоретические основы разработанности проблемы развития физических качеств дошкольников старшей группы.

#1048;зучить и описать особенности развития физических качеств дошкольников старшей группы.

#1048;зучить и описать опыт воспитателей ДОУ по развитию физических качеств дошкольников старшей группы.

Методы исследования - анализ литературы по проблеме исследования, наблюдение, беседа.

База исследования – МАДОУ №377 г.о.Самара

#1058;еоретические аспекты развития физических качеств дошкольников старшей группы

Сущность и основные характеристики физического развития дошкольников

Под физическим развитием дошкольника понимается процесс изменения внешних и внутренних естественных функциональных свойств его организма К внешним количественным показателям физического развития относятся: изменения размеров и массы тела, к качественным показателям физического развития относятся, прежде всего, изменения функциональных возможностей организма в период возрастного развития.

В период дошкольного детства формируется фундаментальная основа для здоровья и полноценного физического развития детей. Этот период охватывает возраст от 3 до 7 лет.

В аспекте физического развития необходимо рассматривать такие понятия как физические качества, физическое воспитание.

Под физическими качествами понимаются социально обусловленные совокупности биологических и психических свойств человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность. К физическим качествам человека относятся сила, быстрота, гибкость, ловкость, выносливость.

Сила – это способность преодолевать внешнее сопротивление за счет усилия мышечных волокон.

Быстрота – способность выполнять движение за минимальное время.

Ловкость – способность быстро перестраивать двигательную деятельность и выполнять сложно-координационные движения, включает способность создавать новые двигательные навыки, способность быстро реагировать на изменение ситуации и способность выполнять сложно-координационные движения.

Гибкость – это способность выполнять движения с максимальной амплитудой, что зависит от морфофункциональных особенностей двигательного аппарата, вязкости мышц, эластичности связок, состояния межпозвоночных дисков и т.д. Выносливость – это способность выполнять длительную работу и противостоять утомлению.

В ФГОС дошкольного образования определены основные положения, касающиеся физического развития детей дошкольного возраста. Образовательной областью «Физическое развитие» предполагается приобретение детьми опыта в следующих видах сферах деятельности:

- во-первых, в двигательной сфере, в т.ч. в выполнении упражнений, на развитие физических качеств (координации движений, гибкости;

- во-вторых, в правильном выполнении основных видов движений (ходьба, бег, прыжки, повороты), в формировании начальных представлений о некоторых видах спорта и овладении подвижными;

- в-третьих, в становлении целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

- в-четвертых, в овладении элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (питание, двигательный режим, закаливание и др.).

Содержание работы по физическому развитию детей дошкольного возраста определяется содержанием образовательной области «Физическое развитие», напрямую зависит от возраста детей, реализуется в определённых видах деятельности. Для детей дошкольного возраста такими видами деятельности выступают игровая и двигательная, музыкально-ритмические движения.

Таким образом, физическое развитие – это закономерный биологический процесс становления и изменения морфологических и функциональных свойств организма в продолжение индивидуальной жизни, совершенствующийся под влиянием физического воспитания.

Физическое развитие детей дошкольного возраста на каждом этапе дошкольного детства отличается характерными особенностями, отличными от характеристик других возрастных этапов.

Важными показателями развития детей дошкольного возраста являются анатомо-физиологические особенности и особенности психического развития детей, а также особенности физического развития.

Перечислим основные изменения в организме детей дошкольного возраста, которые связаны с состоянием их здоровья:

- анатомо-физиологические особенности детей характеризуются увеличением и роста и массы тела, как мальчиков, так и девочек;

- важными показателями развития у детей выступают особенности развития их опорно-двигательного аппарата: совершенствуются отдельные отделы позвоночника, но скелет остается гибким при продолжающемся во времени окостенении, что исключает использование на физкультурных занятиях силовых упражнений, и повышает значимость контроля за правильностью позы детей;

- активно развивается у детей система дыхания, которая ведет к росту потребности организма в кислороде, увеличивающейся всего за два года – с 3 до 5 лет – на 40%, что ведет и к увеличению жизненной емкости легких детей;

- изменениям подвергается и сердечно-сосудистая система детей – появляются значительные колебания в показателях сердечной деятельности и дыхания: увеличивается частота сердечных сокращений (пульса) в минуту и, частота дыхания; это важно учитывать, т.к. при физической нагрузке сердечная мышца у детей утомляется, а признаки утомления выражаются в покраснении (побледнении) кожи лица, учащенном дыхании, одышке, нескоординированных движениях, это исключает перегрузку детей, предполагает выполнение ими более спокойных видов деятельности в процессе двигательной активности;

- в возрасте 3-4 лет у детей изменениям подвергается и нервная система, развивается высшая нервная деятельность, что приводит к возрастанию силы нервных процессов, повышению их подвижности, совершенствованию связей и отношений во взаимодействии сигнальных систем, все это в совокупности приводит к совершенствованию речи детей, усложнению игр, сопровождающихся речью, позволяет разнообразить приемы обучения.

- однако некоторое несовершенство нервных процессов у детей приводит к нарушению процессов возбуждения и торможения, следствием чего могут выступать утомление, бурные эмоциональные реакциям, нарушения правил поведения.

Итак, анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста характеризуются:

- равномерностью физического развития без резких изменений при всей его интенсивности;

- развитием опорно-двигательного аппарата, системы дыхания, сердечно-сосудистой системы и нервной системы;

- активным развитием органов чувств и нервной системы.

Особенности развития физических качеств дошкольников старшей группы.

Основными особенностями физического развития детей старшего дошкольного возраста принято считать развитие выносливости, быстроты, ловкости, гибкости, силы, равновесия и глазомера.

К старшему дошкольному возрасту относятся дети с 5 лет и до 7 лет. В этом периоде детства продолжается заметный рост тела ребенка в длину. В среднем рост семилетних детей равен примерно 113—115 см. За два года — с 5 до 7 лет — ребенок вырастает на 15 см. Средний вес 6—7летнего ребенка равен 21—22 кг. С 5 до 6 лет он увеличивается на 2,1—2,2 кг. С 6 до 7 лет — на 1,7— 1,8 кг.

У ребенка старшего дошкольного возраста продолжается процесс окостенения скелета и развития крупной и особенно мелкой мускулатуры. Последнее изменение неразрывно связано с развитием мозга ребенка, с совершенствованием его нервной деятельности и обнаруживается в растущей возможности ребенка управлять своими движениями.

Главным достижением старших детей дошкольного возраста является постепенное овладение своими движениями, особенно мелкими движениями руки, управление не только крупной, но и мелкой мускулатурой, движениями каждого пальца. Это результат не столько процесса созревания необходимых механизмов, сколько итог обучения детей 4—6 лет выполнению разных мелких движений в рисовании, штриховке, плетении, вышивании, сгибании бумаги, вырезывании и др.

К концу дошкольного возраста скелет ребенка становится более крепким, поэтому ребенок может выполнять различные движения, которые требуют гибкости, упругости, силы. Его тело приобретает заметную устойчивость; этому способствует усиленный рост ног. В результате центр тяжести у ребенка этого возраста расположен ниже, чем у младших дошкольников. Ноги и руки становятся не только более сильными, но и значительно более выносливыми, подвижными, ловкими.

Уровень физического развития детей старшего дошкольного возраста таков, что они могут совершать довольно длительные прогулки, долго бегать, прыгать без большого утомления, выполнять более сложные трудовые поручения и физкультурные упражнения.

Для того чтобы ползать, ходить, бегать, прыгать, метать, ребёнку нужно обладать соответствующими двигательными качествами, которые развиваются с раннего возраста. С развитием силы, быстроты, ловкости увеличиваются физические показатели – это длина, высота прыжка, бег, дальность метания. При хорошей выносливости ребёнок может, не уставая, справляться с физическими нагрузками, проходить большие расстояния, долгое время играть в подвижные игры.

Наличие хорошего глазомера позволяет в подвижных играх точно приземляться при прыжках, попадать в цель при метании, соблюдать дистанцию при ходьбе.

Ловкость является одним из основных двигательных качеств ребёнка – это способность человека быстро овладевать новыми движениями, и уметь так же быстро перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Развитию ловкости способствует подвижная игра, в которой детям приходится постоянно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленным; быстро и точно решать сложные двигательные задачи, в соответствии с действиями других игроков.

Быстрота – способность человека выполнять движения в очень короткое время. Её можно развить с помощью упражнений, выполняемых с ускорением, а также при помощи различных подвижных игр, когда дети вынуждены убегать, догонять, бег на время. Развитию быстроты так же способствуют скоростно-силовые упражнения: прыжки в длину, в высоту, с разбега.

Для развития быстроты у детей целесообразно использовать хорошо освоенные упражнения, при этом учитывать физическую подготовленность ребёнка, а также состояние его здоровья.

При выполнении любого физического упражнения проявляются все двигательные качества, но преимущественное значение приобретает какое-нибудь одно из них. Например, быстрота при беге на короткие дистанции. При беге на длинную дистанцию – сила в сочетании с быстротой. При прыжках в длину и в высоту с разбега – выносливость.

Глазомер – способность человека определять расстояние до объекта с помощью зрения и мышечных ощущений.

Развивать глазомер возможно при выполнении различных упражнений. При ходьбе учить детей правильно ставить ногу и соблюдать направление; в прыжках на двух ногах – точно попадать ногами в круг, нарисованный на полу. При ходьбе и беге в колонне по одному нужно соблюдать дистанцию. В метании на дальность, и особенно в цель – на глаз нужно измерить расстояние до цели. При выполнении упражнений нужно учить детей измерять расстояние на глаз, проверяя затем его шагами.

Развитие силы мышц можно тренировать постепенным увеличением веса предметов: набивного мяча; мешочков с песком, которые используются в физических упражнениях; прыжки с места, включающие поднятие собственной массы тела, занятия на кольцах, лестнице, на перекладине, турнике.

Выносливость – способность человека выполнять физические упражнения более длительное время с определённой нагрузкой. Выносливость можно тренировать почти во всех физических упражнениях постепенно увеличивая нагрузку на разные мышцы.

Занимаясь физической подготовкой с детьми в дошкольном учреждении, следует использовать разнообразные упражнения для развития силы всех групп мышц в организме, уделяя главное внимание мышцам-разгибателям. При выполнении любых упражнений инструктор должен учитывать индивидуальные возможности ребёнка и физическую нагрузку повышать постепенно.

Сочетание сбалансированного подхода в обучении основным видам движений с развитием физических качеств и двигательных способностей позволяет заложить хороший фундамент общей физической подготовленности и достичь гармоничного физического развития на важном этапе подготовки к обучению в школе.

При определении готовности ребёнка к обучению в школе важно учитывать не только достигнутый уровень развития моторики, но и его потенциальные двигательные возможности.

Количество движений у детей с возрастом увеличивается. Детям надлежит двигаться не менее 50-60% всего времени бодрствования. Правильное выполнение физических упражнений эффективно сказывается на развитии мышц, связок, суставов, костной системы.

Для осуществления успешного физического воспитания детей дошкольного возраста инструктор обязан знать особенности детского организма в возрасте от 3 до 7 лет, а также правильно использовать подобающие возрасту методы обучения и воспитания и при этом максимально учитывать особенности возрастной физиологии. Сведения о влиянии физических упражнений на организм детей дошкольного возраста дозволяют научно, с точки зрения физиологического потенциала, подобрать самую оптимальную программу физического воспитания детей.

В период от 3 до 6 лет все размеры тела увеличиваются сравнительно равномерно. Прирост длины тела составляет 5-6 см в год, а массы – около 2 кг в год. Но к концу этого периода начинается ускорение роста: за год ребёнок прибавляет 8-10 см.

В этой связи возрастают и показатели развития двигательных качеств.

Дети до 6 лет активны, их движения достаточно координированны и точны. Совершенствуются также основные движения, ярче проявляются индивидуальные особенности движений, зависящие от телосложения и возможностей самих детей.

Детей увлекают чёткие, ритмичные движения, они выполняют их самостоятельно и старательно, следя за правильностью необходимых поз и чёткостью.

За дошкольный период происходят функциональные изменения деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Уровень их функционирования становится более экономным и эффективным, что позволяет увеличить возможности детей во время мышечной деятельности. Масса сердца детей увеличивается с 70,8 г у детей 3-4 лет до 92,3 г в 6-7 лет, благодаря чему возрастает сила сердечных сокращений и повышается работоспособность сердца.

Увеличение мышечной ткани происходит, в основном, за счёт утолщения мышечных волокон. Сначала у ребёнка развиваются мышцы таза и ног, а с 6-7 лет – мышцы рук. К пяти годам возрастает мышечная сила. Но из-за быстрой утомляемости мышц и относительной слабости костно-мышечного аппарата у дошкольников ещё отсутствует способность к длительному мышечному напряжению.

К 6-7 годам созревание нервных клеток головного мозга заканчивается. Но нервная система ребёнка не приобрела ещё достаточной устойчивости: процессы возбуждения ещё преобладают над процессами торможения.

С возрастом у детей увеличивается артериальное давление. На первом году жизни оно составляет 80-85/55-60 мм рт. ст. В возрасте 3-7 лет колеблется в пределах 80-110/50-70 мм рт. ст. Работоспособность сердца увеличивается, и при этом повышается адаптационная способность к физической нагрузке. Это приводит к снижению величины показателей сердечно - сосудистой системы (артериальное давление, пульс – ударный и минутный, объёмы кровообращения) в ответ на стандартную мышечную нагрузку, сокращается восстановительный период.

Наблюдается возрастная перестройка и характер адаптации функции дыхания к мышечным нагрузкам. С возрастом уменьшается частота дыхания: к концу первого года жизни она равна 30-35 в мин., к концу третьего - 25-30, а в 4-7 лет - 22-26. С возрастом увеличивается глубина дыхания и лёгочная вентиляция в 2-2,5 раза, а потребление кислорода – почти в 2 раза. Эти данные говорят о значительных функциональных возможностях детей, которые полностью обеспечивают потребности их роста и развития.

Дыхательная система ребёнка совершенствуется в процессе тренировки. В тоже время происходит более экономная деятельность главных энергообеспечивающих систем – дыхательной и сердечно-сосудистой. Они определяются как особенностями возрастного развития, так и повышением функциональных возможностей организма при занятиях физическими упражнениями. Количество пульсовых ударов на 1 кг/м работы у детей с 4 до 7 лет снижается в 2 раза, а у тренированных – в 2,5 раза, кислородное обеспечение организма 1 кг/м работы – соответственно в 1,5 и в 1,8 раза.

У детей дошкольного возраста зримо меняются пропорции тела: руки и ноги становятся существенно длиннее и растут быстрее, чем туловище. Если к 6-7 годам длина туловища становится в 2 раза больше, то длина рук увеличивается более чем в 2,5 раза, а длина ног соответственно - более чем в 3 раза.

Для осуществления успешного физического воспитания детей старшего дошкольного возраста надо знать особенности детского организма в возрасте от 5 до 7 лет, а также правильно использовать подобающие возрасту методы обучения и воспитания и при этом максимально учитывать особенности возрастной физиологии. Сведения о влиянии физических упражнений на организм детей дошкольного возраста дозволяют научно, с точки зрения физиологического потенциала, подобрать самую оптимальную программу физического воспитания детей.

Сформированные у детей до 7 лет двигательные навыки, являются основой для их дальнейшего совершенствования в школе и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте.

Характеристика подвижных игр как средства развития физических качеств дошкольников старшей группы

В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм с правилами отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка.

В игре он упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, перелезании, бросании, ловле, увертывании и т.д. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе .

Чрезвычайно важно учитывать роль растущего напряжения, радости, сильных переживаний и незатухающего интереса к результатам игры, которые испытывает ребенок. Увлеченность ребенка игрой не только мобилизует его физиологические ресурсы, но и улучшает результативность движений. Игра является незаменимым средством совершенствования движений, развивая их, способствуя формированию быстроты, силы, выносливости, координации движений. В подвижной игре, как деятельности творческой, ничто не сковывает свободу действий ребенка, в ней он раскован и свободен.

Велика роль подвижной игры в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей. Подвижные игры применяются при проведении прогулки [приложение А].

Таким образом, подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка. Большую роль во всестороннем физическом развитии детей дошкольного возраста играют элементы спортивных игр. Они подбираются с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальной склонности и интересов ребенка. В них используются лишь некоторые элементы техники спортивных игр, доступные и полезные детям дошкольного возраста. На основе этих, разученных детьми, элементов, могут быть организованы и игры, которые проводятся по упрощенным правилам.

Спортивные игры укрепляют крупные группы мышц, развивают психофизические качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость. В спортивных играх у ребенка повышается умственная активность, ориентировка в пространстве, развивается сообразительность, быстрота мышления, происходит осознание собственных действий. Ребенок учится согласовывать свои действия с действиями товарищей; у него воспитывается сдержанность, самообладание, ответственность, воля и решительность; обогащается его сенсомоторный опыт, развивается творчество.

Чрезвычайно важно учитывать развивающую роль радости, сильных переживаний, незатухающий интерес к результатам игры. Увлеченность ребенка игрой усиливает физиологическое состояние организма.

#1054;писание деятельности воспитателей ДОУ по использованию подвижных игр как средства развития физических качеств дошкольников старшей группы

Опыт воспитателей ДОУ по использованию подвижных игр как средства развития физических качеств дошкольников старшей группы.

Воспитатели ДОУ считают подвижные игры важной частью воспитательного и образовательного процесса. Например, Мамина С.А., воспитатель старшей группы регулярно включает подвижные игры как в образовательную деятельность, так и во время прогулок. Подвижные игры во время занятий физической культурой проводятся по руководством инструктора, в зимнее время в спортивном зале, в теплое время года - на улице. Во время прогулок подвижные игры проводятся воспитателем. Перед проведением игры детям объясняются правила игры, демонстрируются движения и приемы, которые используются во время игры. Если при проведении игры используется какое-либо оборудование, то детям его демонстрируют, называют и показывают, как оно будет использоваться.

Пример из опыта воспитателя МАДОУ№377 Маминой С.А. Подвижная игра «Боулинг» проводилась на улице воспитателем в летнее время. Данная игра развивает силу, меткость, глазомер. В игре участвовали 12 детей старшей группы. Был приготовлен следующий инвентарь : кегли, мяч. Воспитатель показала детям инвентарь, рассказала как он будет использоваться. Затем расставила кегли и объяснила правила игры. Правила игры заключаются в том, что игроки каждой команды по очереди кидают мяч в расставленные кегли, стоя на расстоянии двух-трех метров от них, у предварительно проведенной черты. За каждую сбитую кеглю команда получает очко. Выигрывает команда набравшая большее количество очков. Потом воспитатель разделила детей на две команды. При этом она учитывала физическую подготовленность детей, так чтоб в команде были игроки с разным уровнем физического развития. То есть и слабые, и сильные. В каждой команде оказалось по 6 детей. Воспитатель объявила о начале игры. Дети бросали мяч и дружно радовались, когда удавалось сбить кегли. Каждая команда совершила 18 бросков, т.е. каждый участник сделал 3 броска. Дети вместе с воспитателем подсчитывали количество очков, закрепляя тем самым навыки математического счета. В конце была объявлена команда-победитель. Практика показала, что очень важно подбадривать во время игры тех детей, у которых не очень удачно получалось играть, а также подбодрить проигравшую команду.

Копилка подвижных игр для детей старшей возрастной группы

Подвижная игра "Рыбак и рыбка"

Цель: Упражнять в прыжках с энергичным отталкиванием двумя ногами от земли и подгибанием ног под себя во время прыжка.
Ход: Дети стоят по кругу. В центре круга воспитатель держит в руках скакалку или веревку. Педагог вращает скакалку по кругу над самой землей (полом), а дети подпрыгивают, стараясь, чтобы скакалка не задела их ног. Воспитатель вращает скакалку в обе стороны попеременно. Тот, кого задели скакалкой выходит из круга. Тот, кто остался последним в кругу, становится рыбаком.

Подвижная игра «Птички на дереве»

Цель: формировать навыки бега, быстроты реакции, ловкость.

Ход игры: На участке дети-птички встают на деревянные опоры – пенечки, бортики песочницы, скамеечки и т.д. Выбирается кошка. Птички спрыгивают на землю, гуляют, ходят. Кошка за ними охотится. Птички убегают и запрыгивают на деревянные опоры. На деревянной опоре кошка не может поймать птичку. Тот кого поймали, выходит из игры. Затем выбирается новая кошка из самых ловких птичек.

Подвижная игра «Путаница»

Цель игры: развить гибкость.

Описание игры: Из числа игроков выбирают водящего. Все игроки встают в круг, а водящий отворачивается. В это время игроки запутываются, не размыкая рук. Задача водящего — распутать путаницу.

«Циркачи»

Цель игры: развить гибкость.

Необходимые материалы и наглядные пособия: гимнастические обручи.

Описание игры: В игре может участвовать разное количество человек. По сигналу ведущего участники начинают крутить обручи на талии. Выигрывает тот, кто продержится дольше других.

Подвижная игра «Запутывалка»

Цель игры: развить у детей гибкость и грацию движений.

Ход игры. В игре может принимать участие одновременно 8—10 человек. Один из игроков выполняет роль ведущего (им может быть и старший из детей). Игроки выстраиваются в линию на расстоянии вытянутых рук лицом к ведущему. Ведущий дает игрокам одни и те же задания, которые те должны выполнять. Задания эти непростые, поскольку потребуют от игроков максимальной гибкости и равновесия. Например, такие: «Возьмитесь левой рукой за правый ботинок, а правой рукой схватитесь за левое ухо. Теперь перешагните через левую руку правой ногой» и т. д. Конечно, технически выполнить это далеко не всегда просто, зато польза такой игры для развития гибкости неоспорима. Игрок, не сумевший справиться с каким-то из заданий (ведущий внимательно фиксирует четкость выполнения заданий игроками), выбывает из игры или платит фант по договоренности. В игре побеждает самый ловкий и самый гибкий игрок, который не разу не сбился и «запутался» совершенно правильно.

Подвижная игра «КЕНГУРУ»

Цель игры: развить физическую силу и выносливость.

Материалы необходимые для игры: мяч, мел для обозначения линии старта (финиша), флажки или другие устойчивые предметы для обозначения места поворота.

Ход игры: Все играющие делятся на 2 команды, строятся в колонну по одному и занимают место на старте. Первый участник каждой команды зажимает мяч между коленями. По сигналу ведущего игроки прыжками начинают передвигаться по игровой площадке до флажка и обратно. На старте они должны передать мяч следующему участнику команды. Выигрывает команда, первая прошедшая дистанцию.

Можно усложнить задание тем, что ввести правила по которым мяч нельзя передавать с помощью рук. Так будет играть веселее, особенно, если к игре присоединяться взрослые.

Подвижная игра «Гроза»

Цель: развитие быстроты реакции, ловкости, умения ориентироваться в пространсте.

Ход игры: по кругу раскладываются обручи соответственно количеству детей. Выйдя из домиков (обручей ) дети бегают, прыгают по всей площадке в разных направлениях, проговаривая в такт движениям:

Поднял гром тарарам, Прокатился по полям.

Теплым дождичком звеня, Докатился до меня.

Дождь, дождь, надо нам Разбегаться по домам.

Пока играющие бегают, проговаривая текст, ведущий убирает один - два обруча. С последними словами: «По домам!» - дети занимают любой свободный обруч. Оставшиеся без домика выбывают из игры. Игра продолжается, пока не останется один победитель.

Подвижная игра «Третий лишний»

Цель: учить соблюдать правила игры, развивать ловкость и быстроту бега.

Ход игры; Играющие становятся парами по кругу лицом к центру так, что один из пары находится впереди, а другой —сзади него. Расстояние между парами — 1—2 м. Двое водящих занимают место за кругом: один убегает, другой его ловит. Спасаясь от погони, убегающий может встать впереди любой пары. Тогда стоящий сзади оказывается «третьим лишним» и должен убегать от второго водящего. Если догоняющий коснется убегающего, то они меняются ролями. Никто не должен мешать игроку убегать от преследователя.

Подвижная игра «Волк во рву»

Цель: учить прыжкам.

Ход игры; Посреди площадки проводятся две параллельные линии на расстоянии 1 метр одна от другой. Это "ров", один - два "волка" становятся во рву. Все остальные - "козы", размещаются на одной стороне площадки - "пастбище". По сигналу "козы" бегут на "пастбище" и перепрыгивают через ров. "Волки", не выходя из рва, пытаются осалить как можно больше коз. Осаленные отходят в сторону, их подсчитывают. Затем по сигналу козы опять перебегают на другую сторону, в дом, а волки их ловят во рву.

После 2-4 перебежек выбираются новые волки. Выигрывают козы, непойманные ни разу, и волки, поймавшие больше коз.

Заключение.

Подвижные игры позволяют эффективно осваивать так называемую школу движений — это различного рода перемещения человека в пространстве и во времени, виды ходьбы, бега, прыжков, лазаний, переползаний, переноски груза, равновесий и все это с предметами или без них.

Активное движение, обусловленное содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы.

Ситуации на игровой площадке, которые все время меняются, приучают детей целесообразно использовать двигательные умений и навыки, обеспечивая их совершенствование. Естественно проявляются физические качества - быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие, навыки пространственной ориентировки.

Состязательность, соперничество в подвижных играх являются прекрасными естественными психофизическими стимуляторами развития двигательных качеств, достижения кондиций физической подготовленности ребенка.

С помощью подвижных игр осуществляется развитие двигательных качеств и прежде всего быстроты и ловкости.

Под влиянием игровых условий происходит совершенствование двигательных навыков. Они формируются гибкими и пластичными. Развивается способность к сложной комбинаторике движений.

Игровая деятельность способствует гармоничному развитию опорно-двигательного аппарата, т. к. в работу могут быть вовлечены все мышечные группы, а условие соревнования требуют от участников довольно больших физических напряжений.

Подвижные игры являются одним из важнейших средств физического воспитания детей. Они способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. С их помощью обеспечивается всестороннее физическое развитие ребенка. Подвижные игры создают атмосферу радости и поэтому делают наиболее эффективными комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Литература.

1. Абдульманова Л. В. Воспитание физической культуры у детей дошкольного возраста. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2004. – 115с.

2. Адашкявичене Э. Й. Спортивные упражнения в детском саду. - М.: Просвещение, 1992 – 96с.

3. Аксенова Н. Формирование двигательной активности. Старший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание№6. - 2000. - С.30-48.

4. Алексеева Н. П. Воспитание игровой деятельности. Книга для учителя. - М: "Просвещение", 1987. – 144 с

5. Антонов Ю. Е. "Здоровый дошкольник 21 века", М., 2000

6. Волошина Л. Будущий воспитатель и культура здоровья // Дошкольное воспитание. - 2006. - №3. - С.117-122.

7. Викулов А. Д. "Развитие физических способностей детей", Ярославль, 1996 Гринго, 1996. — 176 с.

8. Глазырина Л. Д. Физическая культура - дошкольникам. Старший возраст: Пособие для педагогов дошк. учреждений. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 264с.

9. Дегтярев И. П. Физическое развитие. Киев 2005 - С.23-48

10. Жуковская Р. И. Игра и ее педагогическое значение. - М.,: Педагогика, 1975. - 111 с.

10. Клевенко В. М. Быстрота как развитие физических качеств. - Москва 2008. - 290 с.

11. Новоселова С. Л. О новой классификации детских игр // Дошкольное воспитание. - 1997. - №3. - С.84-87.

12. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5 - 6 лет: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2003. - 143 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра. Подвижная игра, как средство развития физических качеств дошкольников

Мгра направлена на решение следующих задач:Формировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки педагогов в работе с детьми по развитию физических качеств у дошкольников в процессе подвиж...

Подвижная игра, как средство развития физических качеств дошкольников

Современные дети мало двигаются из - за  привязенности к телевизору и компьютрным играм....

"Русские народные подвижные игры-как средство развития физических качеств дошкольника"

Данный проект расчитан для работы с детьми старшего дошкольного возраста...

Опыт инновационной педагогической деятельности по теме самообразования: «Подвижные игры как средство развития физических качеств старших дошкольников»

Пути совершенствования физических качеств у детей старшего возраста в процессе организации подвижных игр...

Презентация мастер класс "Народные подвижные игры - как средство развития физических качеств дошкольника"

Мастер класс для педагогов. Представление опыта работы на методическом объединении Соль - Илецкого городского округа...

"Русские народные подвижные игры- как средство развития физических качеств дошкольников"

Данная презентация содержит в себе материал о влиянии руссских народных подвижных игр на развитие физических качеств дошкольников...

Методические рекомендации «Подвижные игры как средство развития физических качеств дошкольников»

         Физическая культура занимает ведущее место в воспитании детей, и одним из важных ее разделов является подвижная игра. Игра занимает особое место в развити...