Картотека прогулок
картотека (подготовительная группа)

Кочеткова Екатерина Владимировна

Картотека прогулок "Ноябрь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_progulok_za_noyabr.docx43.47 КБ

Предварительный просмотр:

Ноябрь

Прогулка 1
Наблюдение за долготой дня

Цель: развивать умение устанавливать связи между продолжительностью дня и ночи и освещением.

Ход прогулки

Воспитатель ежедневно отмечает с детьми солнечный или пасмурный день, места участка, которые освещены солнцем утром и во время вечерней прогулки.

– Назовите предметы, которые солнце освещает во время утренней прогулки: солнце освещает огород, окно младшей группы, песок, где мы играем и т. д. В одно и то же время несколько дней подряд мелом на стене отмечать положение тени (например, ствола дерева). Вывод: тень перемещается от того, что солнце совершает определенный путь и с каждым днем все позже бывает у одной и той же точки.

Обратите внимание на вечерней прогулке на то, что теперь солнышко светит с другой стороны – освещает наши окна, вход в детский сад. Часть прогулки проходит при зажженных фонарях. Ноябрь называют «сумерками года» потому, что световой день короткий, рано темнеет, а снега нет.

Вывод: солнце совершает определенный путь. Сейчас осень, и путь солнца короче.

– Почему вы надели пальто и шапки?

Приметы: осенью серенькое утро – так жди красного денька; если солнце взошло быстро и светит ярко – погода переменится.

Поговорки и пословицы: ноябрь – сумерки года; ноябрь осень замыкает.

Стихотворение «Осень» И. Мазнина.

Загадка.

Большой подсолнух в небе,

Цветет он много лет.

Цветет зимой и летом,

А семечек все нет.

(Солнце.)

Дидактические игры «Когда это бывает?», «Когда ты это делаешь?».

Подвижная игра «Солнечные зайчики».

Подвижная игра «Пузырь».

Цель: развитие длительного плавного выдоха.

Ход игры: дети стоят тесным кругом, наклонив голову вниз, имитируя пузырь. Повторяют слова за воспитателем: «Раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой и не лопайся». Дети поднимают головы и постепенно отходят назад, образуя большой круг. По сигналу воспитателя «Воздух выходит» или «Пузырь лопнул» дети идут к центру круга, произнося «С-С-С», подражая выходящему воздуху. После сигнала «Лопнул» нужно следить, чтобы дети не бежали, а шли (воздух медленно выходит).

Прогулка 2
Наблюдение за туманом

Цели: продолжать знакомить с явлениями неживой природы; развивать любознательность и наблюдательность.

Ход прогулки

Если утро будет туманное, привлечь внимание детей к виду за окном.

– Почему на улице ничего не видно? (Это – туман.) Осенью часто стелются туманы. Это охлажденные капельки воды, повисшие в воздухе. С восходом солнца туман садится на землю. Во время тумана плохо видны предметы вдалеке и расплывчаты находящиеся рядом. В это время надо аккуратно переходить улицу, так как водителям машин не видны предметы.

Приметы: багровые зори – к ветру; солнце в туман садится –
к дождю.

Поговорки и пословицы: в ноябре зима с осенью борется; ноябрь – ворота зимы.

Стихотворения.

За весной, красой природы,

Лето красное пройдет –

И туман, и непогоды

Осень поздняя несет.

А. С. Пушкин

Потемнели ветви, от воды туман.

Гонит тучи ветер из холодных стран.

Осень на излете, лес промок насквозь,

Клюкву на болотах ищет старый лось.

А. Степанов

Загадка.

Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко –

Стало видно далеко.

(Туман.)

Дидактические игры «Найди ошибку», «Выдели слово».

Подвижные игры «Кот на крыше», «Жадный кот».

Труд на участке: помощь дворнику в уборке территории.

Прогулка 3
Наблюдение за почвой
в морозную погоду

Цели: продолжать знакомить с многообразием природных явлений; расширить речевой запас новыми словами: туман, иней, изморозь.

Ход прогулки

Выйдя на улицу, показать детям белый налет, который покрыл всю поверхность земли и травы. Это иней. Он красиво переливается на солнце всеми цветами радуги. От солнца он со временем тает. Снимите белый налет с листиков сирени, он холодный и от соприкосновения с теплой рукой тает. С наступлением морозной погоды изменяется и почва: она становится твердой, ее уже нельзя копать лопатой, из нее нельзя выдернуть растения. Скоро почва покроется снегом.

Приметы: ива рано инеем покрылась – к долгой зиме; много желудей на дубе – к теплой зиме и плодородному лету.

Поговорки и пословицы: ноябрь на пегой кобыле едет: то снег, то грязь; ноябрь – поворот на зиму.

Стихотворение А. Степанова «Потемнели ветви».

Загадка.

Царства темного жильцы

Ползут во все концы,

Неустанно влагу пьют,

Всем растеньям жизнь дают.

(Корни.)

Дидактические игры «Доскажи слово», «Найди ошибку».

Подвижные игры «Найди себе пару», «Кот на крыше».

Прогулка 4
Наблюдение за опавшими листьями

Цели: показать, что природа прекрасна во все времена года; объяснить, что в природе ничего не происходит случайно: опавшие листья нужны растениям зимой и осенью на земле.

Ход прогулки

Обратите внимание на опавшие листья, прислушайтесь, как они шуршат, потревоженные ветром. Предлагаю самим проверить, как шуршат опавшие листья. Сбрасывая листья, деревья готовятся к зимним холодам.

Приметы: ветки ели и сосны опускаются вниз – к дождю; преждевременное падение листьев – к ранней зиме.

Поговорки и пословицы: кто не сажал дерева, тому не лежать в тени; не суди о дереве по коре.

Стихотворение.

Листопад

Мы листики осенние, на веточках сидим.

Дунул ветер, полетели, и на землю тихо сели.

Ветер снова набежал и листочки все поднял –

Завертел их, закружил и на землю положил!

Загадка.

На землю ложатся, с земли не встают и тут пропадут. (Листья деревьев.)

Дидактическая игра «Узнай, чей лист».

Дидактическая игра «Отгадайте, что за растение».

Цель: описать предмет и узнать его по описанию.

Ход игры: воспитатель предлагает одному ребенку описать растение или загадать о нем загадку. Другие дети должны отгадать, что это за растение.

Подвижные игры «К названному дереву – беги», «Жадный кот»

Прогулка 5
Определение погоды по приметам

Цели: учить самостоятельно определять погоду и показывать ее влияние на растительный и животный мир; находить уже известные народные приметы в окружении.

Ход прогулки

– Обратите внимание на погоду. Как можно ее охарактеризовать (холодная, теплая, солнечная, дождливая, хмурая, ветреная)? Раньше не было прогноза погоды и люди, наблюдая за растениями и поведением животных, замечали, что часто происходят совпадения. По ночному небу люди тоже определяли, какой будет погода в ближайшее время:

– рога луны яркие и крутые – к морозу.

– ночное небо звездное – будет солнечная, морозная погода.

– луна в тусклой дымке – к ненастью.

Приметы: вороны купаются – к теплу; птицы ощипываются –
к дождю.

Поговорки и пословицы: в ноябре снегу надует – хлеба прибудет; в ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается.

Стихотворение И. Мазнина «Поздняя осень».

Загадка.

Дни стали короче, длиннее стали ночи.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

(Осенью.)

Дидактические игры «Выдели слово», «Доскажи слово».

Подвижные игры «Улиточка», «Жмурки с колокольчиком».

Прогулка 6
Наблюдение за грозой

Цели: учить видеть и устанавливать связь одних явлений с другими; продолжать знакомить с многообразием и красотой природных явлений; соблюдать правила безопасного поведения во время грозы.

Ход прогулки

– Обратите внимание на состояние природы перед грозой. Становится темно, замолкают птицы, поднимается ветер. Дождь бывает сильный, но скоропроходящий, животные прячутся, после грозы воздух чистый, появляются лужи и т. д. Во время грозы нельзя прятаться под деревья, так как молния может ударить в дерево, и оно загорится.

Наблюдение за тучами

Цели: расширять представление о многообразии неживой природы; воспитывать любознательность, желание познать процессы, происходящие в природе.

Обратите внимание на небо: солнца нет, небо покрыто свинцовыми тучами. Подумайте, что такое тучи и откуда они взялись. Тучи образуются из множества облаков. Ветер сгоняет облака вместе и из них образуются тучи, они состоят из капелек воды, вот почему, когда на небе появляются тучи, вероятен дождь или снег.

Приметы: облака или тучи быстро движутся – к ясной погоде; дождь без ветра будет долго идти.

Поговорки и пословицы: туча летуча, а дождь летун; осенний дождь мелко сеет, да долго тянется.

Стихотворения.

Тучи

Шли над желтыми полями

Тучи, полные дождем.

Тучи стукнулись боками –

Загремел сердито гром.

Туча

Что это за птица? Черная, большая,

Над землей повисла, солнце закрывая.

Крупными слезами эта птица плачет,

От нее подальше мама дочку прячет.

Как она примчится, все вокруг темнеет,

Чтобы не промокнуть, убегу скорее!

Загадки.

Над тобою, надо мною по небу ходила,

Пролетел мешок с водою. Солнышко закрыла,

Наскочил на темный лес – Только солнце спряталось –

Прохудился и исчез. (Дождевая туча.) И она расплакалась. (Туча.)

Дидактическая игра «Так бывает или нет?».

Дидактическая игра «Отгадай-ка!».

Цели: описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Ход игры: по сигналу воспитателя, ребенок, получивший фишку, встает и дает по памяти описание любого предмета, а затем передает фишку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет, передает предмет следующему и т. д.

Подвижная игра «Зайка беленький сидит».

Цели: приучать слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом; учить подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова текста.

Ход игры: дети сидят на скамейке по одну сторону площадки. Воспитатель говорит, что все они «зайки» и предлагает им выбежать на полянку. Дети выбегают к воспитателю и приседают на корточки. Воспитатель читает текст.

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит…

Дети под слова текста выполняют движения, имитируя руками заячьи ушки. После слов:

Кто-то зайку испугал,

Зайка прыг… и ускакал –

убегают на место.

Подвижная игра «Через ручеек».

Цели: учить по-разному обозначать предметы в игровой ситуации; формировать умение изображать определенные действия.

Ход игры: дети сидят на скамейке. Воспитатель раскладывает на земле две длинные веревки параллельно друг другу на расстоянии 40 см.  ««Это ручеек», – говорит воспитатель. – Вы сейчас будете прыгать через него. Не замочите ноги. Кто оступится, попадет в воду, тот больше играть не сможет, сядет на скамеечку и будет сушить ноги на солнышке». Дети группами подходят к «ручейку» и перепрыгивают через него. «Очень редко ручеек бывает такой прямой и ровный. На самом деле он изгибается – в одном месте становится шире (раздвигает веревки), а в другом – уже (немного соединяет их: то же делает в других местах)(в широких местах на земле рисует камешки, для перехода через ручеек.)». Дети повторяют переходы через «ручеек» во многих местах.

Прогулка 7
Наблюдение за изморозью

Цели: развивать наблюдательность и любознательность в процессе ознакомления с явлениями природы; вызвать интерес к окружающему миру; формировать реалистические представления о природе; расширять кругозор; обогащать словарный запас; активизировать память и внимание.

Ход прогулки

Во время заморозков появляется изморозь – это появление ледяных корок на деревьях, на земле и на всех предметах. Иногда она игольчатая. Сравните изморозь с инеем (иней на земле, на траве) иней образуется так же, как и роса, на солнце изморозь искрится, переливаясь всеми цветами радуги.

Сравните появление изморози с понижением температуры воздуха. В дневнике погоды отметьте это явление и зафиксируйте температуру воздуха для дальнейшего сравнения (наблюдение за термометром).

Приметы: осенний иней – к сухой и солнечной погоде, к теплу; морозный иней на траве – к дождю.

Поговорки и пословицы: ноябрь – сумерки года; ноябрь осень замыкает.

Стихотворение.

Всю зелень леса взяла и перекрасила,

Добрая волшебница все вокруг украсила,

Ярко-желтым цветом землю разукрасила,

Все вокруг искрится, все переливается.

Как же это чудо в природе называется?

Загадки.

В белом бархате деревня –

И заборы, и деревья.

А как ветер нападет,

Этот бархат опадет.

(Иней.)

И не снег, и не лед,

А серебром деревья убирает.

(Иней.)

Дидактическая игра «Лето или осень».

Дидактическая игра «Где что лежит?».

Цели: закрепить правильное произношение определенных звуков в словах; учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Ход игры: воспитатель называет предмет и предлагает детям ответить, куда его можно положить. Например, «Мама принесла хлеб и положила его в … (хлебницу).

Маша насыпала сахар… Куда? (В сахарницу.)

Вова вымыл руки и положил мыло… Куда? (В мыльницу.)

Русская народная игра «Мячик кверху».

Татарская народная игра «Угадай и догони».

Прогулка 8
Наблюдение за заморозками

Цели: продолжать знакомить с явлениями природы; воспитывать наблюдательность, любознательность, желание познать новое; формировать обобщенные представления о признаках природных объектов и явлений, устанавливать простейшие связи между ними.

Ход прогулки

– Обратите внимание на то, что трава побурела, опавшие листья свернулись и потеряли свой красивый вид. Облетели последние листья с деревьев. Это говорит о том, что по ночам заморозки, то есть температура воздуха опускается ниже нуля. Наступил последний период осени – поздняя осень. Охарактеризуйте погоду (пасмурная, холодная, дождливая и т. д.).

Приметы: если ночью был иней – к ветру; морозный иней на траве – к дождю.

Поговорки и пословицы: ноябрь на пегой кобыле едет: то снег, то грязь; ноябрь – сумерки года.

Дидактические игры «Отгадай-ка!», «Лето или осень?».

Подвижная игра «Зайцы и медведи».

Русская народная игра «Пчелки и ласточки».

Труд на участке: сбор веточек и опавшей листвы в специальную яму для получения перегноя.

Прогулка 9
Развешивание кормушек

Цели: формировать умение устанавливать связи между поведением птиц и изменениями в неживой природе; воспитывать дружелюбное, заботливое отношение к птицам, желание помочь птицам пережить холодную и голодную зиму.

Ход прогулки

Предварительная беседа с детьми о зимующих птицах, об их жизни в холодный период года. Задание на дом – изготовление кормушек. Выйдя на прогулку, развесить кормушки, выбрав для них укромные места на деревьях или кустарниках. Надо ежедневно подкармливать птиц, чтобы они привыкли к кормушкам. Положить крошки хлеба, оставшиеся от завтрака, кашу, зернышки.

Наблюдение за развешиванием кормушек

Во второй половине дня предложить развесить оставшиеся кормушки в парке, где много зимующих птиц. (Вспомнить экскурсию в парк, наблюдение за голубями и воробьями.). Идя в детский сад, дети будут пополнять кормушки крошками и семенами (хлеб с плесенью класть нельзя, так как птицы от него заболеют и умрут). В кормушках всегда должен находиться корм, для того чтобы птицы привыкли и знали, где найти еду. Корочка хлеба может спасти жизнь птичке.

Приметы: вороны купаются – к теплу; птицы ощипываются –
к дождю.

Поговорки и пословицы: и птица чует, что холод будет; у каждой пташки – свои замашки.

Стихотворение.

Мы кормушку смастерили, В гости в первый день недели

Мы столовую открыли… К нам синицы прилетели.

З. Александрова

Загадка.

Угадайте, что за птица скачет по дорожке,

Словно кошки не боится – собирает крошки,

А потом на ветку прыг и чирикнет: «Чик-чирик!» (Воробей.)

Дидактические игры «Где что лежит?», «Рыба, птица, зверь».

Подвижная игра «Зайцы и медведи».

Татарская народная игра «Угадай и догони».

Прогулка 10
Наблюдение за солнцем

Цели: формировать умение видеть красоту неба; развивать творческое воображение; вызвать желание фантазировать.

Ход прогулки

– Где светит солнышко утром? Куда садится вечером? Какие места участка освещены солнцем во время утренней прогулки, какие – вовремя вечерней? Сравните.

Вывод: солнце совершает определенный путь, световой день становится все короче и короче.

Дети приходят в детский сад и уходят домой, когда темно.

Закрепить представления о свойствах солнечных лучей. Если будет возможно поиграть с солнечным зайчиком, показать детям солнечный спектр.

Наблюдение за небесными светилами

Цель: приучать любоваться красотой луны и звезд.

Обратите внимание на глубокое темное небо, на котором появляется тонкий серебристый серп – месяц. Это луна – только маленькая. Проследите за всеми изменениями луны: от появления месяца до полнолуния, отметьте ее цвет. Когда светит полная луна, вокруг светло, видны все предметы. Осенью на темном небе особенно ярко светят звезды. Обратить внимание, что они разные, большие и маленькие, и светят по-разному: одни ярче, другие более тускло.

Приметы: если солнце взошло быстро и светит ярко – погода переменится; солнце в туман садится – к дождю; ночное небо звездное – будет солнечная, морозная погода; луна в тусклой дымке – к ненастью.

Поговорки и пословицы: в ноябре рассвет с сумерками среди дня встречается; ноябрь – сумерки года.

Стихотворение.

Осень

Что ни день – то резче ветер

Рвет в лесу листву с ветвей…

Что ни день – то раньше вечер,

А светает все поздней.

Медлит солнышко, как будто

Подниматься силы нет…

Потому и всходит утро

Над землей почти в обед.

И. Мазнин

Загадки.

На тарелке колобок – золотой горячий бок.

А тарелка голубая – не видать конца и края.

(Солнце и небо.)

Лишь солнце погасло и стало темно,

Как по небу кто-то рассыпал зерно.

Какое? Не знаю…

Но лишь добавляю, что было блестящим

И ярким оно.

(Звезды.)

Дидактическая игра «Догони свою тень».

Цель: познакомить с понятием света и тени.

Ход игры:

Воспитатель. Кто отгадает загадку?

Я иду – она идет,

Я стою – она стоит,

Побегу – она бежит.

(Тень.)

В солнечный день, если вы встанете лицом, спиной или боком к солнышку, то на земле появится темное пятно, это ваше отражение, оно называется тенью. Солнце посылает на землю свои лучи, они распространяются во все стороны. Стоя на свету, вы закрываете путь лучам, они освещают вас, но на землю падает ваша тень. Где еще есть тень? На что похожа? Догони тень. Потанцуем с тенью.

Дидактическая игра «Лето или осень?».

Подвижные игры «Ловишки», «Охотник и зайцы».

Прогулка 11
Наблюдение за первым снегом

Цели: продолжать знакомить с природными явлениями; закреплять представление о последнем периоде осени.

Ход прогулки

Обсуждение выпавшего первого снега. Полюбуйтесь красотою этого явления! Когда выпадает первый снег, он идет очень тихо и обычно скоро кончается. Что такое снег? (Замерзшая вода.) Рассмотрите снежинки на темных варежках или рукавах, на что похожи, найдите одинаковые по внешнему виду.

Опыт: снимите варежки и поймайте снежинки на ладонь, посмотрите, что с ними станет. Вывод: снег тает от тепла руки. Снег – это замерзшая вода, но его нельзя брать в рот, несмотря на то, что он выглядит белым. Снег грязный, так как, летя по воздуху, он собирает частички пыли и вредных веществ из воздуха.

Приметы: первый прочный снег падает с ночи; если первый снег упадет на мокрую землю, то он останется.

Поговорки и пословицы: первый снежок не лежок; в ноябре снегу надует – хлеба прибудет.

Стихотворение.

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В холодное стекло.

Н. Некрасов

Загадки.

Мягкий он, а не подушка,

Липнет он, а не пушок,

Он холодный, как лягушка,

А согреешь – ручеек.

(Снег.)

Драгоценным ожерельем

Спать ложится на деревья,

Без труда отыщет кров

Среди веток и стволов.

(Снег.)

Дидактические игры «Так бывает или нет?», «Бывает – не бывает» (с мячом).

Подвижная игра «Воробушки и кот».

Цели: учить мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга; приучать детей быть осторожными, занимая место.

Ход игры: дети становятся на скамейке – это воробушки на крыше. В другой стороне сидит «кот», он спит. «Воробушки вылетают на дорогу», – говорит воспитатель, и дети «разлетаются». Просыпается «кот», говорит «мяу-мяу» и бежит ловить «воробушков». Пойманных «воробушков» «кот» отводит к себе домой.

Подвижная игра «Самолеты».

Труд на участке: чистка дорожек после снегопада.

Прогулка 12
Наблюдение за воробьями

Цели: формировать умение устанавливать связи между поведением птиц и изменениями в неживой природе; воспитывать познавательный интерес, дружелюбное, заботливое отношение к птицам.

Ход прогулки

– Обратите внимание на воробья. Рассмотрите внешний вид, найдите отличительные признаки птиц. Посмотрите, как передвигается воробей: он не шагает, а скачет. «Хочет сделать шажок, а получается прыжок». Воробьи – смелые и ловкие птицы. Они снуют по улицам среди проезжающих машин и идущих людей. Поймать воробья – дело нелегкое, даже кошки редко лакомятся этими птицами, у них быстрая реакция на опасность и хорошая память. Воробьи образуют стаи и кормятся совместно, кочуя по полям и опушкам леса, ночуют в кронах деревьев и кустах. Многие воробьиные пары не улетают далеко от своих уютных и теплых гнезд и ночуют в них.

Продолжайте наблюдать за поведением воробьев возле кормушки. Присутствие воробьев возле кормушки днем легко обнаружить по многочисленным следам. Это 2 маленьких крестика рядом, так как воробьи прыгают, а не ходят. Домовой воробей питается в основном растительной пищей, но весной птенцов выкармливает и сам питается насекомыми. В городах и поселках птицы придерживаются мест, где есть зерно. Кроме того, они питаются семенами многих растений, ягодами, фруктами. Посмотрите, какой корм птицы едят лучше: крошки, остатки каши или зернышки. Добавьте в кормушку еще корма.

Приметы: воробьи сидят, нахохлившись – к дождю; воробьи в ненастную погоду весело чирикают – к ясной погоде.

Поговорки и пословицы: и птица чует, что холод будет; у каждой пташки – свои замашки.

Стихотворение.

Мой приятель воробей

За что я люблю воробья?

За то, что он такой, как я:

Когда приходят холода –

Не улетает никуда!

И. Левин

Загадки.

Забияка и воришка

Носит серое пальтишко,

На лету хватает крошки

И боится только кошки.

(Воробей.)

Птичка-невеличка ножки имеет,

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок –

Получается прыжок.

(Воробей.)

Дидактические игры «Рыба, птица, зверь», «Что это за птица?».

Малоподвижная игра «Что происходит в природе?».

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход игры: взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, должен ответить на заданный вопрос. Игру желательно проводить по теме.

Пример: тема «Весна».

Взрослый. Дети.

Солнце что делает? Светит, греет.

Ручьи что делают? Бегут, журчат.

Снег что делает? Темнеет, тает.

Птицы что делают? Прилетают, поют.

Подвижная игра «Птички и кошка».

Прогулка 13
Наблюдение за лужами

Цель: продолжать знакомить с осенними явлениями природы; развивать любознательность, память, фантазию, желание узнать больше о природе.

Ход прогулки

Обратите внимание, что в лужах отражаются предметы (облака, деревья). Подойдем к луже. Посмотрите, что вы там видите? Поводите по воде палочкой, создайте волны. Почему теперь нет отражения? (Предметы отражаются только в спокойной воде.) Где еще в природе встречается вода?

Опыт: прозрачность воды. Бросьте в лужу несколько плоских предметов, когда вода успокоится, найдите их.

Вывод: вода прозрачная, сквозь нее видны предметы.

Наблюдение за связью явлений в природе

Цели: продолжать развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; развивать познавательный интерес; воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, любовь к природе.

Обратить внимание детей на яркие осенние изменения в природе. Помочь установить зависимость живой природы от неживой. Если температура воздуха опускается ниже нуля, то замерзает почва, появляется изморозь; изменяется высота солнца, следовательно, изменяется температура воздуха. Стало прохладно – птицы улетают в теплые края, звери покрываются более теплой «шубкой» и т. д. Найдите эту связь в ближайшем окружении. Вспомните приметы осени.

Приметы: какова погода в ноябре – таков и май; ноябрьские ночи до снега темны.

Поговорки и пословицы: в ноябре зима с осенью борется; ноябрь – ворота зимы.

Стихотворение.

Дождик

Дождик, дождик, ну послушай!

Не ходи босой по лужам.

По дорогам бродит осень,

Холода в котомке носит.

Побелеешь – снегом станешь,

До апреля не растаешь.

В. Степанов

Загадка.

В этот месяц, что ни год,

Белый день в обед встает.

Зимний сумрак, грязь и слякоть.

Вдруг – сугробы у ворот.

(Ноябрь.)

Дидактические игры «Так бывает или нет?», «Какая, какой, какое?».

Подвижная игра «Найди себе пару».

Подвижная игра «Что делают животные?».

Цели: активизация глагольного словаря; закрепление знаний о животных; развитие воображения, ловкости.

Ход игры: взрослый, разными способами бросая мяч каждому ребенку по очереди, называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.

– Собака. – Стоит, сидит, лежит, идет, бежит, лает…

– Кошка. – Мурлычет, мяукает, крадется, лакает,
царапается, умывается...

– Мышка. – Шуршит, пищит, грызет, прячется.

И т. д. (утка, ворона, змея).

Прогулка 14
Наблюдение за льдом в лужах

Цели: формировать обобщенные представления о признаках природных объектов и явлений; устанавливать простейшие связи между ними.

Ход прогулки

– Чем покрыты лужи? (Льдом.) А что такое лед?

Опыты со льдом: пройдите по краю лужи, послушайте, как хрустит лед.

В прозрачную емкость положить мелкие предметы, залить водой и положить на ночь за окно. Утром рассмотреть с детьми, какие предметы видны через лед. Вывод: предметы видны, потому что лед прозрачен.

– Обратите внимание на то, что не все лужи покрыты льдом, так как температура днем повысилась, лед на многих лужах, особенно мелких, растаял. Остался только на глубоких, где лед был толще.

Приметы: в ноябре рассвет с сумерками среди дня встречается; в ноябре снега надует – хлеба прибудет.

Поговорки и пословицы: в ноябре зима с осенью борется; ноябрь на пегой кобыле едет: то снег, то грязь.

Стихотворение А. Плещеева «Туча небо кроет…».

Загадка.

Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно.

(Лед.)

Не драгоценный камень,

А светится.

(Лед.)

Опыт «Снег и лед – вода, изменившая свое состояние под воздействием температуры».

Цель: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

Ход опыта: внести кусочки льда в теплое помещение и понаблюдать, как они будут таять. Сделать вывод: лед – это вода, только в твердом состоянии, которая при повышении температуры снова превращается в жидкость.

Дидактическая игра «Закончи предложение».

Цель: учить дополнять предложения словом противоположного значения.

Ход игры: воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят противоположные по смыслу слова.

Сахар сладкий, а перец – ... (горький).

Летом листья зеленые, а осенью – ... (желтые).

Дорога широкая, а тропинка – ... (узкая).

Лед тонкий, а ствол – ... (толстый).

Дидактическая игра «Что умеют делать звери?».

Цели: расширять в сознании смысловое содержание слова; учить создавать самые разнообразные словесные сочетания.

Ход игры: дети превращаются в «зверей». Каждый должен рассказать, что он умеет делать, чем питается, как двигается. Рассказавший правильно получает картинку с изображением животного.

– Я рыжая белка. Прыгаю с ветки на ветку. На зиму делаю припасы: орехи собираю, грибы сушу.

– Я собака, кошка, медведь, рыба и т. д.

Подвижная игра «У медведя во бору…».

Цель: учить ориентироваться в пространстве, выполнять действия после сигнала.

Ход игры: с помощью считалочки воспитатель выбирает «медведя». Он находится на одной стороне, дети на другой. Воспитатель говорит: «Идите гулять». Дети идут, собирают грибы, имитируя соответствующие движения (наклон и выпрямление корпуса) и одновременно произнося:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь сидит

И на нас рычит.

После последнего слова «медведь» с рычанием встает, а дети бегут домой. Пойманного «медведь» ведет к себе домой.

Подвижная игра «Найди свой домик».

Прогулка 15
Наблюдение за вороной

Цели: уточнять и расширять представления о разнообразии птиц; формировать знания об общих признаках птиц (клюв, органы передвижения, перьевой покров); учить видеть особенности в их строении и поведении; закрепить умение сравнивать объекты по выделенным признакам.

Ход прогулки

Внимательно рассмотрите ворону, когда она сидит на заборе или на дереве. Ворона – птица двухцветная: туловище пепельно-серое, а клюв, ноги, голова, передняя часть горла, крылья и хвост – черные. Ворона, черная по общему телосложению, напоминает ворона, но значительно мельче его. По окраске оперения различают две группы: серую и черную. Интересно посмотреть на их важную походку, когда они шагают, выставляя вперед по очереди свои «плечи» и кивая головой при каждом шаге. Ворона не боится ни людей, ни кошек. Она смело нападает на животных, если ей или ее вороненку угрожает опасность. В русских сказках ворон – самая мудрая птица.

Ворона – частично оседлая, частично перелетная птица. Зиму птицы проводят у жилья человека, где могут легче прокормиться, на свалках с различными отходами и отбросами. Особенно большими стаями они скапливаются в крупных городах, где образуют смешанные с грачами и галками стаи. Как правило, ночь они проводят в центре города – в парках и на крышах зданий, а на день вылетают кормиться на окраины города и в его окрестности. Ворона – всеядная птица. Она поедает различных насекомых (жуков, прямокрылых, муравьев, моллюсков), а также грызунов, птенцов, яйца различных птиц, ящериц, лягушек, рыб, молодняк домашней птицы. Из растений ворона предпочитает зерна культурных злаков, семена ели, вьюнка полевого, птичьей гречихи и т. д. Состав кормов существенно меняется по сезонам года. Зимой питается в основном отбросами. Поеданием мышевидных грызунов и вредных насекомых ворона приносит большую пользу людям.

Приметы: вороны купаются в песке, воде – к скорому потеплению; вороны прячут клюв под крыло – к снегопаду.

Поговорки и пословицы: вороне соколом не быть; осенью и у воронья пир.

Стихотворение.

Кричит ворона в небе: «Кар-р!

В лесу пожар! В лесу пожар!»

А было просто очень:

В нем поселилась осень.

Е. Интулов

Загадки.

На дереве сидит, во все стороны глядит.

Кто куда идет – «кар-р-р» кричит.

(Ворона.)

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зеленых кронах,

А зовут ее … (ворона).

Дидактические игры «Кто (что) летает?», «Что это за птица?».

Подвижная игра «Совушка».

Подвижная игра «Перелет птиц».

Цель: учить двигаться в одном направлении, быстро убегать после сигнала.

Ход игры: дети стоят в одном углу участка – они птицы. В другом углу стоят стульчики. По сигналу взрослого «Птички улетают!» дети, подняв руки, бегают по залу. По сигналу «Буря!» малыши бегут к стульчикам. По сигналу взрослого «Буря кончилась!» дети слезают на пол и продолжают бег.

Прогулка 16
Наблюдение за птицами у кормушек

Цели: уточнить название птиц, которые прилетают к кормушке и которые летают вблизи участка; учить различать птиц по двум-трем характерным признакам.

Ход прогулки

– Обратите внимание, что не все птицы садятся на кормушку. В основном это голуби, воробьи, горлинки, синички. Поищите глазами других птиц, которые летают вокруг, наблюдают за кормушкой. Назовите, откуда вороны ведут свои наблюдения. (С забора, деревьев, крыш соседних домов.) Наполняете ли вы кормушки, развешанные в сквере?

Приметы: птицы ощипываются – к дождю; если вороны садятся клювами в одну сторону – к сильному ветру.

Поговорки и пословицы: осенняя пора – птицы со двора; у каждой пташки – свои замашки.

Стихотворение.

Взяв крупы и хлебных крошек,

В детский сад скорей идем.

Много ласковых, хороших

Прилетает к нам друзей.

На кормушках сидя, птицы

Чистят клювики свои.

Тут щеглы, чижи, синицы

И проныры воробьи.

Загадки про птиц.

Дидактические игры «Найди ошибку», «Кто (что) летает?».

Подвижные игры «Лиса в курятнике», «Зайцы и волк».

Прогулка 17
Наблюдение за голыми деревьями

Цели: развивать наблюдательность и любознательность в процессе ознакомления с явлениями природы; продолжать формировать умение устанавливать простейшие связи между изменениями в неживой и живой природе.

Ход прогулки

Что изменилось в природе? Назовите причину опадания листвы. На деревьях нет листьев, они лежат на земле, побуревшие и сухие. Стало светлее. Небо как будто увеличилось, потому что стволы деревьев стоят голые. Определите названия растений и кустарников по стволам. Побегайте по опавшим листьям, пошуршите ими.

Приметы: поздний листопад – к суровой продолжительной зиме; сухие листья шуршат на деревьях – к снегопаду.

Поговорки и пословицы: в ноябре рассвет с сумерками среди дня встречается; ноябрь – сумерки года.

Стихотворение.

Осень наступила, высохли цветы,

И глядят уныло голые кусты

Вянет и желтеет травка на лугах,

Только зеленеет озимь на полях.

А. Плещеев

Загадка.

Его весной и летом мы видели одетым.

А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.

Но зимние метели в меха его одели.

(Дерево зимой.)

Дидактическая игра «Кто же я?».

Цель: указать названное растение.

Ход игры: воспитатель быстро указывает на растение. Тот, кто первым назовет растение и его форму (дерево, кустарник, травянистое растение), получает очко.

Дидактическая игра «Найди ошибку».

Подвижная игра «Огуречик, огуречик…».

Цель: учиться прыгать на двух ногах, развивать ловкость.

Ход игры: на одном конце площадки – воспитатель (ловишка), на другом – дети. Дети приближаются к ловишке прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит:

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик:

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

При последних словах дети убегают на свои места, а воспитатель их догоняет.

Подвижная игра «Ловишка, бери ленту».

Цели: развивать ловкость; воспитывать честность, справедливость при оценке поведения в игре.

Ход игры: все играющие закладывают за пояс сзади ленточки. По сигналу воспитателя «Беги!» разбегаются по площадке, а ловишка бегает за ними, стараясь вытянуть больше ленточек. По сигналу «Раз-два-три – в круг быстрей беги!» дети становятся в круг. Подсчитывается число взятых лент, после чего они возвращаются детям. Лишившись ленты, ребенок временно покидает игру.

Труд на участке: сбор опавшей листвы в лунки деревьев, кустарников и цветников для защиты корней растений (как одеялом) от мороза. Листья перегнивают, служат хорошим удобрением.

Прогулка 18
Наблюдение за пасмурным небом

Цели: воспитывать интерес к явлениям неживой природы; упражнять в определении состояния погоды.

Ход прогулки

– Обратите внимание на небо. Какое оно? Опишите то, что вы видите. (На небе видны облака, тучи. Облачно, поэтому солнца не видно.) Рассмотрите облака, чем они отличаются от туч. Охарактеризуйте погоду.

Наблюдение за ночным небом

Обратите внимание на глубокое темное небо. Когда светит полная луна, вокруг светло, видны все предметы. Осенью на темном небе особенно ярко светят звезды. Они разные, большие и маленькие, и светят по-разному: одни ярче, другие более тускло. Звезды на небе составляют определенный воображаемый рисунок – созвездия. Найдите Большую Медведицу, объясните, на что похоже.

Приметы: какова погода в ноябре – таков и май; ноябрьские ночи до снега темны.

Поговорки и пословицы: ноябрь на пегой кобыле едет: то снег, то грязь; ноябрь – поворот на зиму.

Стихотворение.

Дождик

Капля раз, капля два, капля каплю догонять –

Капля медленно сперва – Кап, кап, кап, кап.

Кап, кап, кап, кап. Зонтик поскорей раскроем,

Стали капли поспевать, от дождя себя укроем.

Загадки.

Ног нет, а идет, глаз нет, а плачет. (Туча.)

Еще недавно к нам в окошко

Светила белая лепешка,

А нынче вдруг горят в окошке

Бычка серебряные рожки. (Луна и месяц.)

Дидактические игры «Какая, какой, какое?», «Закончи предложение».

Подвижная игра «Кот на крыше».

Татарская народная игра «Лисичка и курочки».

Прогулка 19
Наблюдение за березой

Цели: продолжать обучать описывать растения, отмечая их отличия и сходство; закреплять знания названий деревьев; воспитывать любознательность, находчивость; расширять словарный запас.

Ход прогулки

– Найдите и назовите знакомые деревья. (Вяз, тополь, клен, абрикос, береза.) Назовите сходства и различия. как вы узнали эти деревья без листвы? (по форме кроны, по стволу.) При рассматривании деревьев обратить внимание на форму их частей, например,: ствол прямой, внизу толстый, наверху тонкий; ветки около ствола толстые, на конце тонкие; на ветках нет листьев. Зимой деревья и кустарники не погибают, а только прекращают свой рост. Чем толще ствол, тем старше дерево, тем легче ему переносить зимние холода. У молодого деревца кора еще тоненькая и плохо защищает его от холода.

Приметы: дождь без ветра будет долго идти; дождь пошел после обеда – будет долго идти.

Поговорки и пословицы: осенняя пора – птицы со двора; у каждой пташки – свои замашки.

Стихотворение.

Березка

Эта модница лесная

Часто свой наряд меняет:

В шубке белой – зимой,

Вся в сережках – весной,

Сарафан зеленый – летом,

В день осенний – в плащ одета.

Если ветер налетит,

Золотистый плащ шуршит.

И. Семенова

Печальная береза у моего окна,

И прихотью мороза разубрана она.

А. Фет

Загадка.

Вы меня узнаете по простой примете:

Нет дерева белей на свете.

(Береза.)

Дидактическая игра «Путешествие».

Цель: найти дорогу по названиям знакомых растений и других природных объектов.

Ход игры: воспитатель выбирает одного-двух ведущих, которые по заметным ориентирам (деревья, кустарники, клумбы с определенными растениями) намечают дорогу, по которой должны пройти все дети к спрятанной игрушке.

Дидактическая игра «Третий лишний» (растения).

Подвижные игры «К названному дереву беги», «Кот на крыше».

Труд на участке: сбор листвы в лунки деревьев и кустарников для защиты корневой системы от зимних холодов.

Прогулка 20
Наблюдение за изменениями в природе

Цели: развивать умение самостоятельно выявлять признаки глубокой осени, устанавливать причинно-следственные и временные связи; выявлять особенности приспособления растений к зиме.

Ход прогулки

– Обратите внимание на погоду. Охарактеризуйте ее. Сравните с погодой ранней и золотой осени. Как изменились растения? (Они сбросили листву и находятся в состоянии сна, насекомые исчезли, температура воздуха снизилась, на почве появились первые заморозки, птицы стараются перелететь поближе к жилью человека, все чаще небо покрыто свинцовыми тучами, долгота дня уменьшается, длина ночи увеличивается, люди одеваются в теплые одежды, подкармливают птиц, дети катаются на льду, играют с первым снегом.)

Приметы: если первый снег упадет на сухую землю – то опять сойдет; если осенью снега нанесло рано – то и весна ранняя.

Поговорки и пословицы: в ноябре рассвет с сумерками среди дня встречается; в ноябре снегу надует – хлеба прибудет.

Стихотворение.

Снег

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И. Суриков

Загадки.

Бел, да не сахар, ног нет, а идет. (Снег.)

Подморозило вчера,

Налетела мошкара,

И от этой мошкары

Стали белыми дворы.

(Снег.)

Дидактическая игра «Придумай другое слово».

Цель: расширять словарный запас.

Ход игры: воспитатель говорит: «Придумайте из одного слова другое, похожее. Можно сказать, бутылка из-под молока, а можно сказать молочная бутылка».

Кисель из клюквы (клюквенный кисель); суп из овощей (овощной суп); пюре из картофеля (картофельное пюре).

Дидактическая игра «Бывает – не бывает» (с мячом).

Подвижная игра «Дети и волк».

Цель: учить понимать и употреблять в речи глаголы прошедшего времени и глаголы повелительного наклонения.

Ход игры: выбирается «волк». Остальные дети собирают в лесу землянику и грибы. Дети говорят:

Дети по лесу гуляли, землянику собирали.

Много ягодок везде – и на кочках, и в траве.

Но вот сучья затрещали…

Дети, дети не зевайте, волк за елью – убегайте!

Дети разбегаются, «волк» ловит. Пойманный ребенок становится «волком», и игра начинается сначала.

Татарская народная игра «Угадай и догони».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека прогулок. 2-ая мл. гр. - ЗИМА

Картотека  прогулок  на зимнее время года для второй младшей  группы. В карточках нет индивидуальной работы с детьми,т.к. это мы планируем сами на основании пройденного материала на зан...

"Картотека прогулок " 2-ая мл. гр.- ОСЕНЬ

Картотека полностью готова для проведения прогулок с детьми . Мы в своих планах указываем лишь только номер прогулки и всё. УДОБНО,ПРОСТО И ПРАКТИЧНО (не надо много писать в планах)...

Картотека прогулок "Осень" в младшей - средней группе с учетом ФГОС ДО (из опыта работы)

Карточки проведения прогулок с детьми, с подвижными играми.  Материал дополнен художественными произведениями, народными играми, загадками, потешками. Здесь только неучтена индивидуальная работа ...

Картотека прогулок " Зима" 1 младшая группа

Картотека удобна при написании планов. К каждому структурному компоненту продуманы три цели. Указаны образовательные области. Прописано содержание подвижных игр....

картотека прогулок 2-ая мл.гр.- ЛЕТО

картотека прогулок  для второй младшей группы лето...

картотека прогулок на осень -старший возраст

В последнее время издано много пособий, с помощью которых можно отлично спланировать проведение прогулок.Но все же при календарном планировании очень сложно спланировать прогулку так, чтобы все, что з...

картотека прогулок - зима /старший возраст/

Значение прогулки в воспитании здоровых и всесторонне развитых детей подробно раскрыто во многих методических источниках.Правильно организованная прогулка способствует физическому развитию дошкольнико...