“Построения и перестроения в детском саду. Особенности обучения детей дошкольного возраста строевым упражнениям»
статья

“Построения и перестроения в детском саду. 

Особенности обучения детей дошкольного возраста строевым упражнениям»

Строевые упражнения являются одним из разделов физического воспитания детей. Они содействуют воспитанию дисциплины и организованности, навыков коллективных действий, правильной осанки, чувства ритма и темпа.

Классифицируются строевые упражнения на четыре группы: строевые приемы, построения и перестроения, передвижения, размыкания и смыкания. 

  1. Строевые приемы. К ним относятся такие действия, как выполнение команд «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Отставить!», «Разойдись!», повороты на месте и расчет.
  2. Построения и перестроения. Характеризуются умением строиться в различные виды строя, шеренгу, колонну, круг, а также перестраиваться в них.
  3. Передвижения. Упражнения, связанные с передвижениями различного характера и способами их выполнения, остановками, поворотами. 
  4. Размыкания и смыкания. Связаны со способами увеличения и уменьшения интервала и дистанции строя. 

Обучение ребенка строевым упражнениям проводится по принципу «от простого к сложному».

При обучении пользуются в основном методами показа и объяснения. Исходя из небольшой сложности овладения строевыми упражнениями, чаще всего при обучении сочетаются показ и объяснения, а затем упражнение выполняется всей группой одновременно.

Начинать обучение строевым упражнениям следует с самых необходимых для проведения занятий, начиная с построения, строевых приёмов, передвижения, кончая размыканиями и смыканиями, ставя узкие, конкретные задачи на каждом занятии. Некоторые строевые приёмы можно проводить в парах, когда один подаёт команду, а второй её выполняет.

Строевые упражнения выполняются детьми дошкольного возраста с различными предметами. Они сопровождаются музыкой, речевками, песнями, ударными инструментами (бубном, барабаном). Ребенок младшего и среднего возраста выполняя различные команды педагога, воспринимает пространственную терминологию с ориентировкой на предмет: «повернитесь к окну, направо». В старших группах без ориентира: «первое звено – направо, второе – налево, марш» и т.д. 

Со второй младшей группы дети легко и достаточно быстро становятся в круг, пары и друг за другом. Вначале им разрешают становиться в колонну друг за другом в любом порядке независимо от роста. Постепенно их приучают занимать определенное место среди других детей. Педагог постоянно напоминает, что нужно запомнить, кто за кем стоит в колонне, кто с кем в паре. Если ребенок затрудняется найти свое место, педагог подсказывает, за кем он должен встать.

Детей учат становиться в одну шеренгу, один возле другого с обращенным в одну сторону лицом. Например: «Дети, встаньте возле шнура или игрушки ко мне лицом». 

Для построения в круг можно на пол по кругу положить связанную концами веревку (обруч) или начертить линию. Другой способ: педагог становится напротив середины шеренги на расстоянии нескольких шагов и предлагает детям взяться за руки, а стоящим на концах шеренги двигаться к нему.

При поворотах широко используются зрительные ориентиры: лицом ко мне, к стене, к окну. По залу (площадке) дети перемещаются парами, а также в одной колонне.

В средней группе для закрепления навыков самостоятельного построения в круг, в пары, в колонну, в шеренгу педагог предлагает детям интересные задания: построиться в определенном порядке (по росту), затем разбежаться по всему залу, а по повторному сигналу снова быстро встать на свои места. Надо чаще напоминать, чтобы они становились посвободнее, не касались друг друга. 

Можно строиться вокруг водящих в несколько кружков. Дети ходят или бегают врассыпную, по сигналу окружают водящих, берутся за руки и образуют круг. 

Педагог учит детей перестраиваться из одной колонны в несколько звеньев. Для этого он заранее распределяет детей по звеньям на равное количество детей, и назначает ведущих (дает им флажок). По сигналу ведущие выходят на условные места, за ними становятся ребята. 

Налево, направо и кругом дети поворачиваются переступая на месте, без применения специальных строевых приемов.

Во время перемещения по залу (от пособия к пособию) дети движутся чаще всего в колоннах друг за другом. 

В старших группах дети уже довольно самостоятельны при построениях в колонну, круг. Детей учат соблюдать определенный порядок: становиться по росту, равняться в затылок друг другу в колонне, выравнивать шеренгу по носкам. Даже команда, как прием обучения, требующий одновременных и четких действий, не должна быть лишена игровых оттенков, особенно на первом этапе. Приведем пример: “Ребята, вы должны успеть построиться в колонну, пока я считаю до трех: “Внимание! В колонну стройся!.. Раз, два … три!”

Из пар или колонны по два можно построиться и в два круга. Дети поворачиваются спиной друг к другу, берутся за руки, крайние в шеренге замыкают круг.

Они умеют перестраиваться из одной колонны в пары, в звенья как на месте, так и при  передвижении. Также дети с помощью ориентиров легко перестаиваются в две, три, четыре колонны.

В движении дети осваивают расхождение из колонны по одному в разные  стороны, с последующим слиянием в пары. Данное перестроение производится так: колонна проходит через центр зала до противоположной стороны, педагог подает команду: «Один налево, другой направо!» Образуются две колонны, движущиеся по залу с двух сторон. Когда они встретятся у середины противоположной стены, педагог говорит: «Парами через центр зала!». Соединяясь по двое, дети идут парами.

Дети осваивают некоторые способы размыкания. В колонне они размыкаются на вытянутые руки вперед. В кругу и шеренге дети размыкаются на вытянутые руки в стороны. Все дети одновременно по команде «На вытянутые руки разомкнись!» – расходятся так, чтобы не мешать друг другу.

В подготовительной к школе группе закрепляются умения и навыки освоенных ранее упражнений и разучиваются некоторые новые упражнения. Дети учатся равняться в шеренге по команде «Равняйсь!» – поворачивают голову вправо и ориентируются на грудь третьего ребенка. По команде «Смирно!» дети поворачивают голову прямо, носки у всех детей находятся на одной линии. В положении «смирно» дети стоят не долго, это промежуточное положение перед поворотами, началом движения и др. По команде «Вольно!» дети, не сходя с места, переносят тяжесть тела на одну ногу, другую слегка сгибают в колене.

Дети осваивают простейший расчет на первый-второй. После расчета дети перестраиваются из одной шеренги в две. Мы усложнили задачу и разучили расчет на первый-третий с последующим перестроением.

Дети учатся перестроению в четверки. По одному и парами дети расходятся в разные стороны после прохождения через середину зала. Педагог указывает: «Пара – налево (направо). Четверками через середину зала марш!» – соединяются в четверки первая пара одной и другой колонны. 

Из построения в три колонны разучивается размыкание и смыкание приставными шагами в стороны. Средняя колонна остается на месте, крайние получают задание сделать определенное количество шагов в стороны от центральной колонны. Для смыкания подается команда: «К середине приставными шагами сомкнись!».

Детям показывают повороты на месте направо и налево по счету. При повороте направо на счет «раз» надо повернуться на пятке правой ноги, а на счет «два» левую ногу приставить к правой. Но четкого исполнения поворотов на месте от детей еще не требуют. 

Не следует добиваться от детей умения холить в ногу. Но учить останавливаться  после ходьбы всем одновременно целесообразно. Я применяю команды «На месте, стой!» – дети продолжают идти на месте. «Раз, два!» – делают два шага и останавливаются.

Значение строевой подготовки:

  • служит средством постепенного и умеренного разогревания мышц, содействует формированию правильной и красивой осанки,
    регулирует эмоциональный настрой детей;
  • является наиболее целесообразным способом организации детей;
  • решает задачи развития чувства ритма и темпа движений,
    способности соизмерять их по времени и в пространстве;
  • является средством воспитания у занимающихся
    дисциплинированности, организованности, развивает навыков
    коллективных действий;
  • обладает большой зрелищностью и может использоваться как
    составная часть праздничных мероприятий.

Задачи строевой подготовки в детском саду:

– формировать дисциплинированность, собранность,
организованность воспитанников;

– развивать ориентировку в пространстве, умение быстро и четко
выполнять строевые приемы в одиночном порядке и в подгруппе,
развивать чувства ритма и темпа;

– воспитывать патриотические чувства, чувства товарищества и
коллективизма; 

– способствовать организации НОД, повышению моторной
плотности занятия;

– формировать правильную осанку.

Дети очень любят эти простейшие строевые упражнения, владение ими значительно повышает организованность занятий, облегчает проведение праздников.

Для организации детей на празднике используются такие упражнения, как построение в колонну, шеренгу, в круг, различные перестроения.

В повседневной жизни упражнения на построение используются во время зарядки, походов, экскурсий, обычных прогулок, в подвижных играх.

Я представляю вашему вниманию торжественную часть парада, посвященного Дню Победы в великой Отечественной войне.

  

Список литературы

  1. Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Учеб, пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Просвещение, 1978.
  2. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М., 2001.
  3. Шебеко В.И., Шишикина В.А., Ермак Н.И. Методика физического восп. в дош. учр. – Минск, 1998
  4. Программа воспитания и обучения в детском саду./ под ред. М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой – М., 2009.
  5. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. – М., 1984
  6. Шебека В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.Г. Физическое воспитание дошкольников.- М.: Академия, 1996

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5.docx22.99 КБ

Предварительный просмотр:

«Построения и перестроения в детском саду.

Особенности обучения детей дошкольного возраста строевым упражнениям»

Автор: Гальцова Екатерина Анатольевна,

инструктор по физической культуре

МБДОУ «Детский сад №32» г.Солнечногорск

Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу поделиться опытом работы нашего детского сада в таком направлении, как строевая подготовка детей дошкольного возраста.

Строевые упражнения являются одним из разделов физического воспитания детей. Они содействуют воспитанию дисциплины и организованности, навыков коллективных действий, правильной осанки, чувства ритма и темпа.

Классифицируются строевые упражнения на четыре группы: строевые приемы, построения и перестроения, передвижения, размыкания и смыкания.

  1. Строевые приемы. К ним относятся такие действия, как выполнение команд «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Отставить!», «Разойдись!», повороты на месте и расчет.
  2. Построения и перестроения. Характеризуются умением строиться в различные виды строя, шеренгу, колонну, круг, а также перестраиваться в них.
  3. Передвижения. Упражнения, связанные с передвижениями различного характера и способами их выполнения, остановками, поворотами.
  4. Размыкания и смыкания. Связаны со способами увеличения и уменьшения интервала и дистанции строя.

Обучение ребенка строевым упражнениям проводится по принципу «от простого к сложному».

При обучении пользуются в основном методами показа и объяснения. Исходя из небольшой сложности овладения строевыми упражнениями, чаще всего при обучении сочетаются показ и объяснения, а затем упражнение выполняется всей группой одновременно.

Начинать обучение строевым упражнениям следует с самых необходимых для проведения занятий, начиная с построения, строевых приёмов, передвижения, кончая размыканиями и смыканиями, ставя узкие, конкретные задачи на каждом занятии. Некоторые строевые приёмы можно проводить в парах, когда один подаёт команду, а второй её выполняет.

Строевые упражнения выполняются детьми дошкольного возраста с различными предметами. Они сопровождаются музыкой, речевками, песнями, ударными инструментами (бубном, барабаном). Ребенок младшего и среднего возраста выполняя различные команды педагога, воспринимает пространственную терминологию с ориентировкой на предмет: «повернитесь к окну, направо». В старших группах без ориентира: «первое звено – направо, второе – налево, марш» и т.д.

Со второй младшей группы дети легко и достаточно быстро становятся в круг, пары и друг за другом. Вначале им разрешают становиться в колонну друг за другом в любом порядке независимо от роста. Постепенно их приучают занимать определенное место среди других детей. Педагог постоянно напоминает, что нужно запомнить, кто за кем стоит в колонне, кто с кем в паре. Если ребенок затрудняется найти свое место, педагог подсказывает, за кем он должен встать.

Детей учат становиться в одну шеренгу, один возле другого с обращенным в одну сторону лицом. Например: «Дети, встаньте возле шнура или игрушки ко мне лицом».

Для построения в круг можно на пол по кругу положить связанную концами веревку (обруч) или начертить линию. Другой способ: педагог становится напротив середины шеренги на расстоянии нескольких шагов и предлагает детям взяться за руки, а стоящим на концах шеренги двигаться к нему.

При поворотах широко используются зрительные ориентиры: лицом ко мне, к стене, к окну. По залу (площадке) дети перемещаются парами, а также в одной колонне.

В средней группе для закрепления навыков самостоятельного построения в круг, в пары, в колонну, в шеренгу педагог предлагает детям интересные задания: построиться в определенном порядке (по росту), затем разбежаться по всему залу, а по повторному сигналу снова быстро встать на свои места. Надо чаще напоминать, чтобы они становились посвободнее, не касались друг друга.

Можно строиться вокруг водящих в несколько кружков. Дети ходят или бегают врассыпную, по сигналу окружают водящих, берутся за руки и образуют круг.

Педагог учит детей перестраиваться из одной колонны в несколько звеньев. Для этого он заранее распределяет детей по звеньям на равное количество детей, и назначает ведущих (дает им флажок). По сигналу ведущие выходят на условные места, за ними становятся ребята.

Налево, направо и кругом дети поворачиваются переступая на месте, без применения специальных строевых приемов.

Во время перемещения по залу (от пособия к пособию) дети движутся чаще всего в колоннах друг за другом.

В старших группах дети уже довольно самостоятельны при построениях в колонну, круг. Детей учат соблюдать определенный порядок: становиться по росту, равняться в затылок друг другу в колонне, выравнивать шеренгу по носкам. Даже команда, как прием обучения, требующий одновременных и четких действий, не должна быть лишена игровых оттенков, особенно на первом этапе. Приведем пример: “Ребята, вы должны успеть построиться в колонну, пока я считаю до трех: “Внимание! В колонну стройся!.. Раз, два … три!”

Из пар или колонны по два можно построиться и в два круга. Дети поворачиваются спиной друг к другу, берутся за руки, крайние в шеренге замыкают круг.

Они умеют перестраиваться из одной колонны в пары, в звенья как на месте, так и при передвижении. Также дети с помощью ориентиров легко перестаиваются в две, три, четыре колонны.

В движении дети осваивают расхождение из колонны по одному в разные стороны, с последующим слиянием в пары. Данное перестроение производится так: колонна проходит через центр зала до противоположной стороны, педагог подает команду: «Один налево, другой направо!» Образуются две колонны, движущиеся по залу с двух сторон. Когда они встретятся у середины противоположной стены, педагог говорит: «Парами через центр зала!». Соединяясь по двое, дети идут парами.

Дети осваивают некоторые способы размыкания. В колонне они размыкаются на вытянутые руки вперед. В кругу и шеренге дети размыкаются на вытянутые руки в стороны. Все дети одновременно по команде «На вытянутые руки разомкнись!» – расходятся так, чтобы не мешать друг другу.

В подготовительной к школе группе закрепляются умения и навыки освоенных ранее упражнений и разучиваются некоторые новые упражнения. Дети учатся равняться в шеренге по команде «Равняйсь!» – поворачивают голову вправо и ориентируются на грудь третьего ребенка. По команде «Смирно!» дети поворачивают голову прямо, носки у всех детей находятся на одной линии. В положении «смирно» дети стоят не долго, это промежуточное положение перед поворотами, началом движения и др. По команде «Вольно!» дети, не сходя с места, переносят тяжесть тела на одну ногу, другую слегка сгибают в колене.

Дети осваивают простейший расчет на первый-второй. После расчета дети перестраиваются из одной шеренги в две. Мы усложнили задачу и разучили расчет на первый-третий с последующим перестроением.

Дети учатся перестроению в четверки. По одному и парами дети расходятся в разные стороны после прохождения через середину зала. Педагог указывает: «Пара – налево (направо). Четверками через середину зала марш!» – соединяются в четверки первая пара одной и другой колонны.

Из построения в три колонны разучивается размыкание и смыкание приставными шагами в стороны. Средняя колонна остается на месте, крайние получают задание сделать определенное количество шагов в стороны от центральной колонны. Для смыкания подается команда: «К середине приставными шагами сомкнись!».

Детям показывают повороты на месте направо и налево по счету. При повороте направо на счет «раз» надо повернуться на пятке правой ноги, а на счет «два» левую ногу приставить к правой. Но четкого исполнения поворотов на месте от детей еще не требуют.

Не следует добиваться от детей умения холить в ногу. Но учить останавливаться после ходьбы всем одновременно целесообразно. Я применяю команды «На месте, стой!» – дети продолжают идти на месте. «Раз, два!» – делают два шага и останавливаются.

Значение строевой подготовки:

  • служит средством постепенного и умеренного разогревания мышц, содействует формированию правильной и красивой осанки,
    регулирует эмоциональный настрой детей;
  • является наиболее целесообразным способом организации детей;
  • решает задачи развития чувства ритма и темпа движений,
    способности соизмерять их по времени и в пространстве;
  • является средством воспитания у занимающихся
    дисциплинированности, организованности, развивает навыков
    коллективных действий;
  • обладает большой зрелищностью и может использоваться как
    составная часть праздничных мероприятий.

Задачи строевой подготовки в детском саду:

– формировать дисциплинированность, собранность,
организованность воспитанников;

– развивать ориентировку в пространстве, умение быстро и четко
выполнять строевые приемы в одиночном порядке и в подгруппе,
развивать чувства ритма и темпа;

– воспитывать патриотические чувства, чувства товарищества и
коллективизма;

– способствовать организации НОД, повышению моторной
плотности занятия;

– формировать правильную осанку.

Дети очень любят эти простейшие строевые упражнения, владение ими значительно повышает организованность занятий, облегчает проведение праздников.

Для организации детей на празднике используются такие упражнения, как построение в колонну, шеренгу, в круг, различные перестроения.

В повседневной жизни упражнения на построение используются во время зарядки, походов, экскурсий, обычных прогулок, в подвижных играх.

Я представляю вашему вниманию торжественную часть парада, посвященного Дню Победы в великой Отечественной войне.

Список литературы

  1. Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Учеб, пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Просвещение, 1978.
  2. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М., 2001.
  3. Шебеко В.И., Шишикина В.А., Ермак Н.И. Методика физического восп. в дош. учр. – Минск, 1998
  4. Программа воспитания и обучения в детском саду./ под ред. М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой – М., 2009.
  5. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. – М., 1984
  6. Шебека В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.Г. Физическое воспитание дошкольников.- М.: Академия, 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика методов и приемов обучения детей дошкольного возраста физическим упражнениям.

Краткая характеристика методов и приемов обучения детей дошкольного возраста физическим упражнениям....

Мастер-класс для воспитателей «Обучение детей дошкольного возраста построению и перестроению»

Мастер-класс для воспитателей «Обучение детей дошкольного возраста построению и перестроению»...

Методика обучения детей дошкольного возраста строевым упражнениям

Строевые упражнения являются одним из средств физического воспитания детей. Они содействуют воспитанию дисциплины и организованности, навыков коллективных действий, правильной осанки, чувства ритма и ...

Методика обучения детей дошкольного возраста строевым упражнениям

Методика обучения детей дошкольного возраста строевым упражнениям 1. Значение строевых упражненийДля решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются: гигиенические фа...

"Методика обучения детей дошкольного возраста строевым упражнениям."

quot;Методика обучения детей дошкольного возраста строевым упражнениям."План:1. Значение строевых упражнений. 2. Виды строевых упражнений. 3. Методика обучения строевым упражнениям.4. Испол...

“Построения и перестроения в детском саду. Особенности обучения детей дошкольного возраста строевым упражнениям»

ldquo;Построения и перестроения в детском саду. Особенности обучения детей дошкольного возраста строевым упражнениям»Строевые упражнения являются одним из разделов физического воспитания д...

Обучение детей дошкольного возраста строевым упражнениям

Обучение детей дошкольного возраста строевым упражнениямМетодика обучения детей дошкольного возраста строевым упражнениямСтрой - это удобное и целесообразное размещение занимающихся на спорт...