“Построения и перестроения в детском саду. Особенности обучения детей дошкольного возраста строевым упражнениям»
статья
“Построения и перестроения в детском саду.
Особенности обучения детей дошкольного возраста строевым упражнениям»
Строевые упражнения являются одним из разделов физического воспитания детей. Они содействуют воспитанию дисциплины и организованности, навыков коллективных действий, правильной осанки, чувства ритма и темпа.
Классифицируются строевые упражнения на четыре группы: строевые приемы, построения и перестроения, передвижения, размыкания и смыкания.
- Строевые приемы. К ним относятся такие действия, как выполнение команд «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Отставить!», «Разойдись!», повороты на месте и расчет.
- Построения и перестроения. Характеризуются умением строиться в различные виды строя, шеренгу, колонну, круг, а также перестраиваться в них.
- Передвижения. Упражнения, связанные с передвижениями различного характера и способами их выполнения, остановками, поворотами.
- Размыкания и смыкания. Связаны со способами увеличения и уменьшения интервала и дистанции строя.
Обучение ребенка строевым упражнениям проводится по принципу «от простого к сложному».
При обучении пользуются в основном методами показа и объяснения. Исходя из небольшой сложности овладения строевыми упражнениями, чаще всего при обучении сочетаются показ и объяснения, а затем упражнение выполняется всей группой одновременно.
Начинать обучение строевым упражнениям следует с самых необходимых для проведения занятий, начиная с построения, строевых приёмов, передвижения, кончая размыканиями и смыканиями, ставя узкие, конкретные задачи на каждом занятии. Некоторые строевые приёмы можно проводить в парах, когда один подаёт команду, а второй её выполняет.
Строевые упражнения выполняются детьми дошкольного возраста с различными предметами. Они сопровождаются музыкой, речевками, песнями, ударными инструментами (бубном, барабаном). Ребенок младшего и среднего возраста выполняя различные команды педагога, воспринимает пространственную терминологию с ориентировкой на предмет: «повернитесь к окну, направо». В старших группах без ориентира: «первое звено – направо, второе – налево, марш» и т.д.
Со второй младшей группы дети легко и достаточно быстро становятся в круг, пары и друг за другом. Вначале им разрешают становиться в колонну друг за другом в любом порядке независимо от роста. Постепенно их приучают занимать определенное место среди других детей. Педагог постоянно напоминает, что нужно запомнить, кто за кем стоит в колонне, кто с кем в паре. Если ребенок затрудняется найти свое место, педагог подсказывает, за кем он должен встать.
Детей учат становиться в одну шеренгу, один возле другого с обращенным в одну сторону лицом. Например: «Дети, встаньте возле шнура или игрушки ко мне лицом».
Для построения в круг можно на пол по кругу положить связанную концами веревку (обруч) или начертить линию. Другой способ: педагог становится напротив середины шеренги на расстоянии нескольких шагов и предлагает детям взяться за руки, а стоящим на концах шеренги двигаться к нему.
При поворотах широко используются зрительные ориентиры: лицом ко мне, к стене, к окну. По залу (площадке) дети перемещаются парами, а также в одной колонне.
В средней группе для закрепления навыков самостоятельного построения в круг, в пары, в колонну, в шеренгу педагог предлагает детям интересные задания: построиться в определенном порядке (по росту), затем разбежаться по всему залу, а по повторному сигналу снова быстро встать на свои места. Надо чаще напоминать, чтобы они становились посвободнее, не касались друг друга.
Можно строиться вокруг водящих в несколько кружков. Дети ходят или бегают врассыпную, по сигналу окружают водящих, берутся за руки и образуют круг.
Педагог учит детей перестраиваться из одной колонны в несколько звеньев. Для этого он заранее распределяет детей по звеньям на равное количество детей, и назначает ведущих (дает им флажок). По сигналу ведущие выходят на условные места, за ними становятся ребята.
Налево, направо и кругом дети поворачиваются переступая на месте, без применения специальных строевых приемов.
Во время перемещения по залу (от пособия к пособию) дети движутся чаще всего в колоннах друг за другом.
В старших группах дети уже довольно самостоятельны при построениях в колонну, круг. Детей учат соблюдать определенный порядок: становиться по росту, равняться в затылок друг другу в колонне, выравнивать шеренгу по носкам. Даже команда, как прием обучения, требующий одновременных и четких действий, не должна быть лишена игровых оттенков, особенно на первом этапе. Приведем пример: “Ребята, вы должны успеть построиться в колонну, пока я считаю до трех: “Внимание! В колонну стройся!.. Раз, два … три!”
Из пар или колонны по два можно построиться и в два круга. Дети поворачиваются спиной друг к другу, берутся за руки, крайние в шеренге замыкают круг.
Они умеют перестраиваться из одной колонны в пары, в звенья как на месте, так и при передвижении. Также дети с помощью ориентиров легко перестаиваются в две, три, четыре колонны.
В движении дети осваивают расхождение из колонны по одному в разные стороны, с последующим слиянием в пары. Данное перестроение производится так: колонна проходит через центр зала до противоположной стороны, педагог подает команду: «Один налево, другой направо!» Образуются две колонны, движущиеся по залу с двух сторон. Когда они встретятся у середины противоположной стены, педагог говорит: «Парами через центр зала!». Соединяясь по двое, дети идут парами.
Дети осваивают некоторые способы размыкания. В колонне они размыкаются на вытянутые руки вперед. В кругу и шеренге дети размыкаются на вытянутые руки в стороны. Все дети одновременно по команде «На вытянутые руки разомкнись!» – расходятся так, чтобы не мешать друг другу.
В подготовительной к школе группе закрепляются умения и навыки освоенных ранее упражнений и разучиваются некоторые новые упражнения. Дети учатся равняться в шеренге по команде «Равняйсь!» – поворачивают голову вправо и ориентируются на грудь третьего ребенка. По команде «Смирно!» дети поворачивают голову прямо, носки у всех детей находятся на одной линии. В положении «смирно» дети стоят не долго, это промежуточное положение перед поворотами, началом движения и др. По команде «Вольно!» дети, не сходя с места, переносят тяжесть тела на одну ногу, другую слегка сгибают в колене.
Дети осваивают простейший расчет на первый-второй. После расчета дети перестраиваются из одной шеренги в две. Мы усложнили задачу и разучили расчет на первый-третий с последующим перестроением.
Дети учатся перестроению в четверки. По одному и парами дети расходятся в разные стороны после прохождения через середину зала. Педагог указывает: «Пара – налево (направо). Четверками через середину зала марш!» – соединяются в четверки первая пара одной и другой колонны.
Из построения в три колонны разучивается размыкание и смыкание приставными шагами в стороны. Средняя колонна остается на месте, крайние получают задание сделать определенное количество шагов в стороны от центральной колонны. Для смыкания подается команда: «К середине приставными шагами сомкнись!».
Детям показывают повороты на месте направо и налево по счету. При повороте направо на счет «раз» надо повернуться на пятке правой ноги, а на счет «два» левую ногу приставить к правой. Но четкого исполнения поворотов на месте от детей еще не требуют.
Не следует добиваться от детей умения холить в ногу. Но учить останавливаться после ходьбы всем одновременно целесообразно. Я применяю команды «На месте, стой!» – дети продолжают идти на месте. «Раз, два!» – делают два шага и останавливаются.
Значение строевой подготовки:
- служит средством постепенного и умеренного разогревания мышц, содействует формированию правильной и красивой осанки,
регулирует эмоциональный настрой детей; - является наиболее целесообразным способом организации детей;
- решает задачи развития чувства ритма и темпа движений,
способности соизмерять их по времени и в пространстве; - является средством воспитания у занимающихся
дисциплинированности, организованности, развивает навыков
коллективных действий; - обладает большой зрелищностью и может использоваться как
составная часть праздничных мероприятий.
Задачи строевой подготовки в детском саду:
– формировать дисциплинированность, собранность,
организованность воспитанников;
– развивать ориентировку в пространстве, умение быстро и четко
выполнять строевые приемы в одиночном порядке и в подгруппе,
развивать чувства ритма и темпа;
– воспитывать патриотические чувства, чувства товарищества и
коллективизма;
– способствовать организации НОД, повышению моторной
плотности занятия;
– формировать правильную осанку.
Дети очень любят эти простейшие строевые упражнения, владение ими значительно повышает организованность занятий, облегчает проведение праздников.
Для организации детей на празднике используются такие упражнения, как построение в колонну, шеренгу, в круг, различные перестроения.
В повседневной жизни упражнения на построение используются во время зарядки, походов, экскурсий, обычных прогулок, в подвижных играх.
Я представляю вашему вниманию торжественную часть парада, посвященного Дню Победы в великой Отечественной войне.
Список литературы
- Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Учеб, пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Просвещение, 1978.
- Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М., 2001.
- Шебеко В.И., Шишикина В.А., Ермак Н.И. Методика физического восп. в дош. учр. – Минск, 1998
- Программа воспитания и обучения в детском саду./ под ред. М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой – М., 2009.
- Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. – М., 1984
- Шебека В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.Г. Физическое воспитание дошкольников.- М.: Академия, 1996
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.82 КБ |
Предварительный просмотр:
“Построения и перестроения в детском саду.
Особенности обучения детей дошкольного возраста строевым упражнениям»
Строевые упражнения являются одним из разделов физического воспитания детей. Они содействуют воспитанию дисциплины и организованности, навыков коллективных действий, правильной осанки, чувства ритма и темпа.
Классифицируются строевые упражнения на четыре группы: строевые приемы, построения и перестроения, передвижения, размыкания и смыкания.
- Строевые приемы. К ним относятся такие действия, как выполнение команд «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Отставить!», «Разойдись!», повороты на месте и расчет.
- Построения и перестроения. Характеризуются умением строиться в различные виды строя, шеренгу, колонну, круг, а также перестраиваться в них.
- Передвижения. Упражнения, связанные с передвижениями различного характера и способами их выполнения, остановками, поворотами.
- Размыкания и смыкания. Связаны со способами увеличения и уменьшения интервала и дистанции строя.
Обучение ребенка строевым упражнениям проводится по принципу «от простого к сложному».
При обучении пользуются в основном методами показа и объяснения. Исходя из небольшой сложности овладения строевыми упражнениями, чаще всего при обучении сочетаются показ и объяснения, а затем упражнение выполняется всей группой одновременно.
Начинать обучение строевым упражнениям следует с самых необходимых для проведения занятий, начиная с построения, строевых приёмов, передвижения, кончая размыканиями и смыканиями, ставя узкие, конкретные задачи на каждом занятии. Некоторые строевые приёмы можно проводить в парах, когда один подаёт команду, а второй её выполняет.
Строевые упражнения выполняются детьми дошкольного возраста с различными предметами. Они сопровождаются музыкой, речевками, песнями, ударными инструментами (бубном, барабаном). Ребенок младшего и среднего возраста выполняя различные команды педагога, воспринимает пространственную терминологию с ориентировкой на предмет: «повернитесь к окну, направо». В старших группах без ориентира: «первое звено – направо, второе – налево, марш» и т.д.
Со второй младшей группы дети легко и достаточно быстро становятся в круг, пары и друг за другом. Вначале им разрешают становиться в колонну друг за другом в любом порядке независимо от роста. Постепенно их приучают занимать определенное место среди других детей. Педагог постоянно напоминает, что нужно запомнить, кто за кем стоит в колонне, кто с кем в паре. Если ребенок затрудняется найти свое место, педагог подсказывает, за кем он должен встать.
Детей учат становиться в одну шеренгу, один возле другого с обращенным в одну сторону лицом. Например: «Дети, встаньте возле шнура или игрушки ко мне лицом».
Для построения в круг можно на пол по кругу положить связанную концами веревку (обруч) или начертить линию. Другой способ: педагог становится напротив середины шеренги на расстоянии нескольких шагов и предлагает детям взяться за руки, а стоящим на концах шеренги двигаться к нему.
При поворотах широко используются зрительные ориентиры: лицом ко мне, к стене, к окну. По залу (площадке) дети перемещаются парами, а также в одной колонне.
В средней группе для закрепления навыков самостоятельного построения в круг, в пары, в колонну, в шеренгу педагог предлагает детям интересные задания: построиться в определенном порядке (по росту), затем разбежаться по всему залу, а по повторному сигналу снова быстро встать на свои места. Надо чаще напоминать, чтобы они становились посвободнее, не касались друг друга.
Можно строиться вокруг водящих в несколько кружков. Дети ходят или бегают врассыпную, по сигналу окружают водящих, берутся за руки и образуют круг.
Педагог учит детей перестраиваться из одной колонны в несколько звеньев. Для этого он заранее распределяет детей по звеньям на равное количество детей, и назначает ведущих (дает им флажок). По сигналу ведущие выходят на условные места, за ними становятся ребята.
Налево, направо и кругом дети поворачиваются переступая на месте, без применения специальных строевых приемов.
Во время перемещения по залу (от пособия к пособию) дети движутся чаще всего в колоннах друг за другом.
В старших группах дети уже довольно самостоятельны при построениях в колонну, круг. Детей учат соблюдать определенный порядок: становиться по росту, равняться в затылок друг другу в колонне, выравнивать шеренгу по носкам. Даже команда, как прием обучения, требующий одновременных и четких действий, не должна быть лишена игровых оттенков, особенно на первом этапе. Приведем пример: “Ребята, вы должны успеть построиться в колонну, пока я считаю до трех: “Внимание! В колонну стройся!.. Раз, два … три!”
Из пар или колонны по два можно построиться и в два круга. Дети поворачиваются спиной друг к другу, берутся за руки, крайние в шеренге замыкают круг.
Они умеют перестраиваться из одной колонны в пары, в звенья как на месте, так и при передвижении. Также дети с помощью ориентиров легко перестаиваются в две, три, четыре колонны.
В движении дети осваивают расхождение из колонны по одному в разные стороны, с последующим слиянием в пары. Данное перестроение производится так: колонна проходит через центр зала до противоположной стороны, педагог подает команду: «Один налево, другой направо!» Образуются две колонны, движущиеся по залу с двух сторон. Когда они встретятся у середины противоположной стены, педагог говорит: «Парами через центр зала!». Соединяясь по двое, дети идут парами.
Дети осваивают некоторые способы размыкания. В колонне они размыкаются на вытянутые руки вперед. В кругу и шеренге дети размыкаются на вытянутые руки в стороны. Все дети одновременно по команде «На вытянутые руки разомкнись!» – расходятся так, чтобы не мешать друг другу.
В подготовительной к школе группе закрепляются умения и навыки освоенных ранее упражнений и разучиваются некоторые новые упражнения. Дети учатся равняться в шеренге по команде «Равняйсь!» – поворачивают голову вправо и ориентируются на грудь третьего ребенка. По команде «Смирно!» дети поворачивают голову прямо, носки у всех детей находятся на одной линии. В положении «смирно» дети стоят не долго, это промежуточное положение перед поворотами, началом движения и др. По команде «Вольно!» дети, не сходя с места, переносят тяжесть тела на одну ногу, другую слегка сгибают в колене.
Дети осваивают простейший расчет на первый-второй. После расчета дети перестраиваются из одной шеренги в две. Мы усложнили задачу и разучили расчет на первый-третий с последующим перестроением.
Дети учатся перестроению в четверки. По одному и парами дети расходятся в разные стороны после прохождения через середину зала. Педагог указывает: «Пара – налево (направо). Четверками через середину зала марш!» – соединяются в четверки первая пара одной и другой колонны.
Из построения в три колонны разучивается размыкание и смыкание приставными шагами в стороны. Средняя колонна остается на месте, крайние получают задание сделать определенное количество шагов в стороны от центральной колонны. Для смыкания подается команда: «К середине приставными шагами сомкнись!».
Детям показывают повороты на месте направо и налево по счету. При повороте направо на счет «раз» надо повернуться на пятке правой ноги, а на счет «два» левую ногу приставить к правой. Но четкого исполнения поворотов на месте от детей еще не требуют.
Не следует добиваться от детей умения холить в ногу. Но учить останавливаться после ходьбы всем одновременно целесообразно. Я применяю команды «На месте, стой!» – дети продолжают идти на месте. «Раз, два!» – делают два шага и останавливаются.
Значение строевой подготовки:
- служит средством постепенного и умеренного разогревания мышц, содействует формированию правильной и красивой осанки,
регулирует эмоциональный настрой детей; - является наиболее целесообразным способом организации детей;
- решает задачи развития чувства ритма и темпа движений,
способности соизмерять их по времени и в пространстве; - является средством воспитания у занимающихся
дисциплинированности, организованности, развивает навыков
коллективных действий; - обладает большой зрелищностью и может использоваться как
составная часть праздничных мероприятий.
Задачи строевой подготовки в детском саду:
– формировать дисциплинированность, собранность,
организованность воспитанников;
– развивать ориентировку в пространстве, умение быстро и четко
выполнять строевые приемы в одиночном порядке и в подгруппе,
развивать чувства ритма и темпа;
– воспитывать патриотические чувства, чувства товарищества и
коллективизма;
– способствовать организации НОД, повышению моторной
плотности занятия;
– формировать правильную осанку.
Дети очень любят эти простейшие строевые упражнения, владение ими значительно повышает организованность занятий, облегчает проведение праздников.
Для организации детей на празднике используются такие упражнения, как построение в колонну, шеренгу, в круг, различные перестроения.
В повседневной жизни упражнения на построение используются во время зарядки, походов, экскурсий, обычных прогулок, в подвижных играх.
Я представляю вашему вниманию торжественную часть парада, посвященного Дню Победы в великой Отечественной войне.
Список литературы
- Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Учеб, пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Просвещение, 1978.
- Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М., 2001.
- Шебеко В.И., Шишикина В.А., Ермак Н.И. Методика физического восп. в дош. учр. – Минск, 1998
- Программа воспитания и обучения в детском саду./ под ред. М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой – М., 2009.
- Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. – М., 1984
- Шебека В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.Г. Физическое воспитание дошкольников.- М.: Академия, 1996
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/08/picture-796462-1465378032.jpg)
Характеристика методов и приемов обучения детей дошкольного возраста физическим упражнениям.
Краткая характеристика методов и приемов обучения детей дошкольного возраста физическим упражнениям....
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/23/picture-1033392-1524489807.jpg)
Методика обучения детей дошкольного возраста бегу, ходьбе, строевым упражнениям.
Методика обучения детей разных возрастных групп бегу, ходьбе, строевых упражнений....
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/26/picture-1017014-1687788797.jpg)
Мастер-класс для воспитателей «Обучение детей дошкольного возраста построению и перестроению»
Мастер-класс для воспитателей «Обучение детей дошкольного возраста построению и перестроению»...
Методика обучения детей дошкольного возраста строевым упражнениям
Строевые упражнения являются одним из средств физического воспитания детей. Они содействуют воспитанию дисциплины и организованности, навыков коллективных действий, правильной осанки, чувства ритма и ...
Методика обучения детей дошкольного возраста строевым упражнениям
Методика обучения детей дошкольного возраста строевым упражнениям 1. Значение строевых упражненийДля решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются: гигиенические фа...
"Методика обучения детей дошкольного возраста строевым упражнениям."
quot;Методика обучения детей дошкольного возраста строевым упражнениям."План:1. Значение строевых упражнений. 2. Виды строевых упражнений. 3. Методика обучения строевым упражнениям.4. Испол...
“Построения и перестроения в детском саду. Особенности обучения детей дошкольного возраста строевым упражнениям»
ldquo;Построения и перестроения в детском саду. Особенности обучения детей дошкольного возраста строевым упражнениям»Строевые упражнения являются одним из разделов физического воспитания д...