“Построения и перестроения в детском саду. Особенности обучения детей дошкольного возраста строевым упражнениям»
статья

“Построения и перестроения в детском саду. 

Особенности обучения детей дошкольного возраста строевым упражнениям»

Строевые упражнения являются одним из разделов физического воспитания детей. Они содействуют воспитанию дисциплины и организованности, навыков коллективных действий, правильной осанки, чувства ритма и темпа.

Классифицируются строевые упражнения на четыре группы: строевые приемы, построения и перестроения, передвижения, размыкания и смыкания. 

  1. Строевые приемы. К ним относятся такие действия, как выполнение команд «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Отставить!», «Разойдись!», повороты на месте и расчет.
  2. Построения и перестроения. Характеризуются умением строиться в различные виды строя, шеренгу, колонну, круг, а также перестраиваться в них.
  3. Передвижения. Упражнения, связанные с передвижениями различного характера и способами их выполнения, остановками, поворотами. 
  4. Размыкания и смыкания. Связаны со способами увеличения и уменьшения интервала и дистанции строя. 

Обучение ребенка строевым упражнениям проводится по принципу «от простого к сложному».

При обучении пользуются в основном методами показа и объяснения. Исходя из небольшой сложности овладения строевыми упражнениями, чаще всего при обучении сочетаются показ и объяснения, а затем упражнение выполняется всей группой одновременно.

Начинать обучение строевым упражнениям следует с самых необходимых для проведения занятий, начиная с построения, строевых приёмов, передвижения, кончая размыканиями и смыканиями, ставя узкие, конкретные задачи на каждом занятии. Некоторые строевые приёмы можно проводить в парах, когда один подаёт команду, а второй её выполняет.

Строевые упражнения выполняются детьми дошкольного возраста с различными предметами. Они сопровождаются музыкой, речевками, песнями, ударными инструментами (бубном, барабаном). Ребенок младшего и среднего возраста выполняя различные команды педагога, воспринимает пространственную терминологию с ориентировкой на предмет: «повернитесь к окну, направо». В старших группах без ориентира: «первое звено – направо, второе – налево, марш» и т.д. 

Со второй младшей группы дети легко и достаточно быстро становятся в круг, пары и друг за другом. Вначале им разрешают становиться в колонну друг за другом в любом порядке независимо от роста. Постепенно их приучают занимать определенное место среди других детей. Педагог постоянно напоминает, что нужно запомнить, кто за кем стоит в колонне, кто с кем в паре. Если ребенок затрудняется найти свое место, педагог подсказывает, за кем он должен встать.

Детей учат становиться в одну шеренгу, один возле другого с обращенным в одну сторону лицом. Например: «Дети, встаньте возле шнура или игрушки ко мне лицом». 

Для построения в круг можно на пол по кругу положить связанную концами веревку (обруч) или начертить линию. Другой способ: педагог становится напротив середины шеренги на расстоянии нескольких шагов и предлагает детям взяться за руки, а стоящим на концах шеренги двигаться к нему.

При поворотах широко используются зрительные ориентиры: лицом ко мне, к стене, к окну. По залу (площадке) дети перемещаются парами, а также в одной колонне.

В средней группе для закрепления навыков самостоятельного построения в круг, в пары, в колонну, в шеренгу педагог предлагает детям интересные задания: построиться в определенном порядке (по росту), затем разбежаться по всему залу, а по повторному сигналу снова быстро встать на свои места. Надо чаще напоминать, чтобы они становились посвободнее, не касались друг друга. 

Можно строиться вокруг водящих в несколько кружков. Дети ходят или бегают врассыпную, по сигналу окружают водящих, берутся за руки и образуют круг. 

Педагог учит детей перестраиваться из одной колонны в несколько звеньев. Для этого он заранее распределяет детей по звеньям на равное количество детей, и назначает ведущих (дает им флажок). По сигналу ведущие выходят на условные места, за ними становятся ребята. 

Налево, направо и кругом дети поворачиваются переступая на месте, без применения специальных строевых приемов.

Во время перемещения по залу (от пособия к пособию) дети движутся чаще всего в колоннах друг за другом. 

В старших группах дети уже довольно самостоятельны при построениях в колонну, круг. Детей учат соблюдать определенный порядок: становиться по росту, равняться в затылок друг другу в колонне, выравнивать шеренгу по носкам. Даже команда, как прием обучения, требующий одновременных и четких действий, не должна быть лишена игровых оттенков, особенно на первом этапе. Приведем пример: “Ребята, вы должны успеть построиться в колонну, пока я считаю до трех: “Внимание! В колонну стройся!.. Раз, два … три!”

Из пар или колонны по два можно построиться и в два круга. Дети поворачиваются спиной друг к другу, берутся за руки, крайние в шеренге замыкают круг.

Они умеют перестраиваться из одной колонны в пары, в звенья как на месте, так и при  передвижении. Также дети с помощью ориентиров легко перестаиваются в две, три, четыре колонны.

В движении дети осваивают расхождение из колонны по одному в разные  стороны, с последующим слиянием в пары. Данное перестроение производится так: колонна проходит через центр зала до противоположной стороны, педагог подает команду: «Один налево, другой направо!» Образуются две колонны, движущиеся по залу с двух сторон. Когда они встретятся у середины противоположной стены, педагог говорит: «Парами через центр зала!». Соединяясь по двое, дети идут парами.

Дети осваивают некоторые способы размыкания. В колонне они размыкаются на вытянутые руки вперед. В кругу и шеренге дети размыкаются на вытянутые руки в стороны. Все дети одновременно по команде «На вытянутые руки разомкнись!» – расходятся так, чтобы не мешать друг другу.

В подготовительной к школе группе закрепляются умения и навыки освоенных ранее упражнений и разучиваются некоторые новые упражнения. Дети учатся равняться в шеренге по команде «Равняйсь!» – поворачивают голову вправо и ориентируются на грудь третьего ребенка. По команде «Смирно!» дети поворачивают голову прямо, носки у всех детей находятся на одной линии. В положении «смирно» дети стоят не долго, это промежуточное положение перед поворотами, началом движения и др. По команде «Вольно!» дети, не сходя с места, переносят тяжесть тела на одну ногу, другую слегка сгибают в колене.

Дети осваивают простейший расчет на первый-второй. После расчета дети перестраиваются из одной шеренги в две. Мы усложнили задачу и разучили расчет на первый-третий с последующим перестроением.

Дети учатся перестроению в четверки. По одному и парами дети расходятся в разные стороны после прохождения через середину зала. Педагог указывает: «Пара – налево (направо). Четверками через середину зала марш!» – соединяются в четверки первая пара одной и другой колонны. 

Из построения в три колонны разучивается размыкание и смыкание приставными шагами в стороны. Средняя колонна остается на месте, крайние получают задание сделать определенное количество шагов в стороны от центральной колонны. Для смыкания подается команда: «К середине приставными шагами сомкнись!».

Детям показывают повороты на месте направо и налево по счету. При повороте направо на счет «раз» надо повернуться на пятке правой ноги, а на счет «два» левую ногу приставить к правой. Но четкого исполнения поворотов на месте от детей еще не требуют. 

Не следует добиваться от детей умения холить в ногу. Но учить останавливаться  после ходьбы всем одновременно целесообразно. Я применяю команды «На месте, стой!» – дети продолжают идти на месте. «Раз, два!» – делают два шага и останавливаются.

Значение строевой подготовки:

  • служит средством постепенного и умеренного разогревания мышц, содействует формированию правильной и красивой осанки,
    регулирует эмоциональный настрой детей;
  • является наиболее целесообразным способом организации детей;
  • решает задачи развития чувства ритма и темпа движений,
    способности соизмерять их по времени и в пространстве;
  • является средством воспитания у занимающихся
    дисциплинированности, организованности, развивает навыков
    коллективных действий;
  • обладает большой зрелищностью и может использоваться как
    составная часть праздничных мероприятий.

Задачи строевой подготовки в детском саду:

– формировать дисциплинированность, собранность,
организованность воспитанников;

– развивать ориентировку в пространстве, умение быстро и четко
выполнять строевые приемы в одиночном порядке и в подгруппе,
развивать чувства ритма и темпа;

– воспитывать патриотические чувства, чувства товарищества и
коллективизма; 

– способствовать организации НОД, повышению моторной
плотности занятия;

– формировать правильную осанку.

Дети очень любят эти простейшие строевые упражнения, владение ими значительно повышает организованность занятий, облегчает проведение праздников.

Для организации детей на празднике используются такие упражнения, как построение в колонну, шеренгу, в круг, различные перестроения.

В повседневной жизни упражнения на построение используются во время зарядки, походов, экскурсий, обычных прогулок, в подвижных играх.

Я представляю вашему вниманию торжественную часть парада, посвященного Дню Победы в великой Отечественной войне.

  

Список литературы

  1. Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Учеб, пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Просвещение, 1978.
  2. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М., 2001.
  3. Шебеко В.И., Шишикина В.А., Ермак Н.И. Методика физического восп. в дош. учр. – Минск, 1998
  4. Программа воспитания и обучения в детском саду./ под ред. М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой – М., 2009.
  5. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. – М., 1984
  6. Шебека В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.Г. Физическое воспитание дошкольников.- М.: Академия, 1996

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5.docx22.82 КБ

Предварительный просмотр:

“Построения и перестроения в детском саду.

Особенности обучения детей дошкольного возраста строевым упражнениям»

Строевые упражнения являются одним из разделов физического воспитания детей. Они содействуют воспитанию дисциплины и организованности, навыков коллективных действий, правильной осанки, чувства ритма и темпа.

Классифицируются строевые упражнения на четыре группы: строевые приемы, построения и перестроения, передвижения, размыкания и смыкания.

  1. Строевые приемы. К ним относятся такие действия, как выполнение команд «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Отставить!», «Разойдись!», повороты на месте и расчет.
  2. Построения и перестроения. Характеризуются умением строиться в различные виды строя, шеренгу, колонну, круг, а также перестраиваться в них.
  3. Передвижения. Упражнения, связанные с передвижениями различного характера и способами их выполнения, остановками, поворотами.
  4. Размыкания и смыкания. Связаны со способами увеличения и уменьшения интервала и дистанции строя.

Обучение ребенка строевым упражнениям проводится по принципу «от простого к сложному».

При обучении пользуются в основном методами показа и объяснения. Исходя из небольшой сложности овладения строевыми упражнениями, чаще всего при обучении сочетаются показ и объяснения, а затем упражнение выполняется всей группой одновременно.

Начинать обучение строевым упражнениям следует с самых необходимых для проведения занятий, начиная с построения, строевых приёмов, передвижения, кончая размыканиями и смыканиями, ставя узкие, конкретные задачи на каждом занятии. Некоторые строевые приёмы можно проводить в парах, когда один подаёт команду, а второй её выполняет.

Строевые упражнения выполняются детьми дошкольного возраста с различными предметами. Они сопровождаются музыкой, речевками, песнями, ударными инструментами (бубном, барабаном). Ребенок младшего и среднего возраста выполняя различные команды педагога, воспринимает пространственную терминологию с ориентировкой на предмет: «повернитесь к окну, направо». В старших группах без ориентира: «первое звено – направо, второе – налево, марш» и т.д.

Со второй младшей группы дети легко и достаточно быстро становятся в круг, пары и друг за другом. Вначале им разрешают становиться в колонну друг за другом в любом порядке независимо от роста. Постепенно их приучают занимать определенное место среди других детей. Педагог постоянно напоминает, что нужно запомнить, кто за кем стоит в колонне, кто с кем в паре. Если ребенок затрудняется найти свое место, педагог подсказывает, за кем он должен встать.

Детей учат становиться в одну шеренгу, один возле другого с обращенным в одну сторону лицом. Например: «Дети, встаньте возле шнура или игрушки ко мне лицом».

Для построения в круг можно на пол по кругу положить связанную концами веревку (обруч) или начертить линию. Другой способ: педагог становится напротив середины шеренги на расстоянии нескольких шагов и предлагает детям взяться за руки, а стоящим на концах шеренги двигаться к нему.

При поворотах широко используются зрительные ориентиры: лицом ко мне, к стене, к окну. По залу (площадке) дети перемещаются парами, а также в одной колонне.

В средней группе для закрепления навыков самостоятельного построения в круг, в пары, в колонну, в шеренгу педагог предлагает детям интересные задания: построиться в определенном порядке (по росту), затем разбежаться по всему залу, а по повторному сигналу снова быстро встать на свои места. Надо чаще напоминать, чтобы они становились посвободнее, не касались друг друга.

Можно строиться вокруг водящих в несколько кружков. Дети ходят или бегают врассыпную, по сигналу окружают водящих, берутся за руки и образуют круг.

Педагог учит детей перестраиваться из одной колонны в несколько звеньев. Для этого он заранее распределяет детей по звеньям на равное количество детей, и назначает ведущих (дает им флажок). По сигналу ведущие выходят на условные места, за ними становятся ребята.

Налево, направо и кругом дети поворачиваются переступая на месте, без применения специальных строевых приемов.

Во время перемещения по залу (от пособия к пособию) дети движутся чаще всего в колоннах друг за другом.

В старших группах дети уже довольно самостоятельны при построениях в колонну, круг. Детей учат соблюдать определенный порядок: становиться по росту, равняться в затылок друг другу в колонне, выравнивать шеренгу по носкам. Даже команда, как прием обучения, требующий одновременных и четких действий, не должна быть лишена игровых оттенков, особенно на первом этапе. Приведем пример: “Ребята, вы должны успеть построиться в колонну, пока я считаю до трех: “Внимание! В колонну стройся!.. Раз, два … три!”

Из пар или колонны по два можно построиться и в два круга. Дети поворачиваются спиной друг к другу, берутся за руки, крайние в шеренге замыкают круг.

Они умеют перестраиваться из одной колонны в пары, в звенья как на месте, так и при передвижении. Также дети с помощью ориентиров легко перестаиваются в две, три, четыре колонны.

В движении дети осваивают расхождение из колонны по одному в разные стороны, с последующим слиянием в пары. Данное перестроение производится так: колонна проходит через центр зала до противоположной стороны, педагог подает команду: «Один налево, другой направо!» Образуются две колонны, движущиеся по залу с двух сторон. Когда они встретятся у середины противоположной стены, педагог говорит: «Парами через центр зала!». Соединяясь по двое, дети идут парами.

Дети осваивают некоторые способы размыкания. В колонне они размыкаются на вытянутые руки вперед. В кругу и шеренге дети размыкаются на вытянутые руки в стороны. Все дети одновременно по команде «На вытянутые руки разомкнись!» – расходятся так, чтобы не мешать друг другу.

В подготовительной к школе группе закрепляются умения и навыки освоенных ранее упражнений и разучиваются некоторые новые упражнения. Дети учатся равняться в шеренге по команде «Равняйсь!» – поворачивают голову вправо и ориентируются на грудь третьего ребенка. По команде «Смирно!» дети поворачивают голову прямо, носки у всех детей находятся на одной линии. В положении «смирно» дети стоят не долго, это промежуточное положение перед поворотами, началом движения и др. По команде «Вольно!» дети, не сходя с места, переносят тяжесть тела на одну ногу, другую слегка сгибают в колене.

Дети осваивают простейший расчет на первый-второй. После расчета дети перестраиваются из одной шеренги в две. Мы усложнили задачу и разучили расчет на первый-третий с последующим перестроением.

Дети учатся перестроению в четверки. По одному и парами дети расходятся в разные стороны после прохождения через середину зала. Педагог указывает: «Пара – налево (направо). Четверками через середину зала марш!» – соединяются в четверки первая пара одной и другой колонны.

Из построения в три колонны разучивается размыкание и смыкание приставными шагами в стороны. Средняя колонна остается на месте, крайние получают задание сделать определенное количество шагов в стороны от центральной колонны. Для смыкания подается команда: «К середине приставными шагами сомкнись!».

Детям показывают повороты на месте направо и налево по счету. При повороте направо на счет «раз» надо повернуться на пятке правой ноги, а на счет «два» левую ногу приставить к правой. Но четкого исполнения поворотов на месте от детей еще не требуют.

Не следует добиваться от детей умения холить в ногу. Но учить останавливаться после ходьбы всем одновременно целесообразно. Я применяю команды «На месте, стой!» – дети продолжают идти на месте. «Раз, два!» – делают два шага и останавливаются.

Значение строевой подготовки:

  • служит средством постепенного и умеренного разогревания мышц, содействует формированию правильной и красивой осанки,
    регулирует эмоциональный настрой детей;
  • является наиболее целесообразным способом организации детей;
  • решает задачи развития чувства ритма и темпа движений,
    способности соизмерять их по времени и в пространстве;
  • является средством воспитания у занимающихся
    дисциплинированности, организованности, развивает навыков
    коллективных действий;
  • обладает большой зрелищностью и может использоваться как
    составная часть праздничных мероприятий.

Задачи строевой подготовки в детском саду:

– формировать дисциплинированность, собранность,
организованность воспитанников;

– развивать ориентировку в пространстве, умение быстро и четко
выполнять строевые приемы в одиночном порядке и в подгруппе,
развивать чувства ритма и темпа;

– воспитывать патриотические чувства, чувства товарищества и
коллективизма;

– способствовать организации НОД, повышению моторной
плотности занятия;

– формировать правильную осанку.

Дети очень любят эти простейшие строевые упражнения, владение ими значительно повышает организованность занятий, облегчает проведение праздников.

Для организации детей на празднике используются такие упражнения, как построение в колонну, шеренгу, в круг, различные перестроения.

В повседневной жизни упражнения на построение используются во время зарядки, походов, экскурсий, обычных прогулок, в подвижных играх.

Я представляю вашему вниманию торжественную часть парада, посвященного Дню Победы в великой Отечественной войне.

Список литературы

  1. Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Учеб, пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Просвещение, 1978.
  2. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М., 2001.
  3. Шебеко В.И., Шишикина В.А., Ермак Н.И. Методика физического восп. в дош. учр. – Минск, 1998
  4. Программа воспитания и обучения в детском саду./ под ред. М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой – М., 2009.
  5. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. – М., 1984
  6. Шебека В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.Г. Физическое воспитание дошкольников.- М.: Академия, 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика методов и приемов обучения детей дошкольного возраста физическим упражнениям.

Краткая характеристика методов и приемов обучения детей дошкольного возраста физическим упражнениям....

Методика обучения детей дошкольного возраста бегу, ходьбе, строевым упражнениям.

Методика обучения детей разных возрастных групп бегу, ходьбе, строевых упражнений....

Мастер-класс для воспитателей «Обучение детей дошкольного возраста построению и перестроению»

Мастер-класс для воспитателей «Обучение детей дошкольного возраста построению и перестроению»...

Методика обучения детей дошкольного возраста строевым упражнениям

Строевые упражнения являются одним из средств физического воспитания детей. Они содействуют воспитанию дисциплины и организованности, навыков коллективных действий, правильной осанки, чувства ритма и ...

Методика обучения детей дошкольного возраста строевым упражнениям

Методика обучения детей дошкольного возраста строевым упражнениям 1. Значение строевых упражненийДля решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются: гигиенические фа...

"Методика обучения детей дошкольного возраста строевым упражнениям."

quot;Методика обучения детей дошкольного возраста строевым упражнениям."План:1. Значение строевых упражнений. 2. Виды строевых упражнений. 3. Методика обучения строевым упражнениям.4. Испол...

“Построения и перестроения в детском саду. Особенности обучения детей дошкольного возраста строевым упражнениям»

ldquo;Построения и перестроения в детском саду. Особенности обучения детей дошкольного возраста строевым упражнениям»Строевые упражнения являются одним из разделов физического воспитания д...