Методическая разработка по обучению игре на свирели детей подготовительного дошкольного возраста
методическая разработка (подготовительная группа)

Методическая разработка по обучению игре

 на свирели   детей

 подготовительного дошкольного возраста

 «Свирелька»

 

Автор разработки

 Музыкальный руководитель высшей категории

Чижкова Ирина Николае

 

Работа музыкального руководителя в детском саду - процесс творческий и многогранный. Чем разнообразнее методы и формы обучения, тем больше создаётся предпосылок для развития творческих способностей детей.

Одной из наиболее доступных и активных форм работы с дошкольниками можно считать игру на элементарных детских музыкальных инструментах ( правильно настроенных звуковысотно).

Их  использование на музыкальных занятиях развивает  музыкальные детей, активизирует направленное внимание, формирует музыкально - творческую самостоятельность, способствует эмоционально - эстетическому отношению к окружающему миру, воспитывает чувство ответственности.

Даже у воспитанников со слабыми музыкальными данными постепенно пропадает внутреннее ощущение скованности, они начинают активно участвовать в различных видах музыкальной деятельности.

За последние годы значительно возрос интерес к детским народным музыкальным инструментам, особенно к свирели.

Благодаря    простой и удобной  конструкции данного инструмента, можно быстро научить детей игре на нём, приобщить к музыкальному творчеству. А так же простота содержания и музыкальной формы, народно - песенная основа русской инструментальной музыки, как нельзя лучше отвечает начальному этапу формирования художественно -эстетического вкуса детей.

В отечественной педагогике проблемы развития творческих способностей детей через игру на элементарных музыкальных инструментах рассматривались Б.Л. Яворским, Б.В. Асафьевым, К.В. Головской, О.А. Апраксиной, Л.А. Баренбоймом. Все педагоги без исключения считают применение элементарных музыкальных инструментов эффективной формой работы, позволяющей развивать творческие способности детей, пока существует процесс музыкального образования.

 В своей работе по обучению детей игре на свирели, я преследую следующие задачи:

-выявление и развитие музыкальных способностей;

- приобщение к коллективному музицированию - как способу самовыражения, уверенности в себе;

-воспитание любви к народным  инструментам, уважения к традициям и обычаям страны;

- формировать художественно -эстетическое развитие;

-развивать тембровый, регистровый, гармонический слух, музыкальную память, чувство  ритма, координацию музыкального мышления, фантазию;

-вырабатывать усидчивость, силу воли, терпение, умение слушать себя и других в процессе музицирования;

-развивать и совершенствовать исполнительские навыки, формировать правильное дыхание, развивать и укреплять лёгкие.

Основная цель работы по приобщению к исполнению музыки - раскрыть перед детьми  прекрасный  и удивительный мир звуков. Трудно не согласиться со словами Карла Эрнста о том, что « наша цивилизация украла у человека радость целостно воспринимать мир всеми чувствами. Дети захвачены чувствами. Они рождаются с желанием изучать их. Обучая музыке детей, мы можем помочь восстановлению  всего богатства чувств с помощью творчества, которое вовлечёт их в поиски интересных звучаний».

Именно желание пробудить интерес к познанию, помочь научиться играть со звуками, складывать  и умножать их, воспроизводить и осознавать, непосредственно включиться с первых минут общения с музыкальным инструментом в процессе  исполнения.

Всего этого можно достичь, используя в работе методику, разработанную Э.Я. Смеловой.

Э.Я. Смелова выделяет три основные задачи, которые  необходимо решить при обучении игре на свирели:

-оздоровление;

-общение;

-познание

Оздоровление

Работа со свирелью способствует вентиляции лёгких. Перед игрой на свирели, необходимо выполнить небольшой комплекс дыхательных упражнений, которые помогают не только сконцентрироваться, настроиться на занятие, но и имеют оздоровительный эффект. Улучшается работа почти всех органов и  систем организма.

Общение

Благодаря коллективной игре на свирели, дети учатся слушать себя, свою игру и рядом играющего ребёнка. Этот творческий процесс способствует формированию коммуникативных качеств. Постепенно дети учатся находить своё  место в едином звуковом пространстве, развивают внимание, выдержку, ответственность.

Познание

Дети знакомятся с народным творчеством, расширяют кругозор, прививается уважительное отношение к историческому прошлому нашей страны.

Все это способствует развитию умственных способностей и обогащению эмоциональной сферы.

Цель педагога - распахнуть перед детьми  прекрасный  мир музыки, дать возможность почувствовать себя создателем и творцом. Благодаря обучению игре на свирели, расширяется возможность становления творческого мировоззрения ребёнка, что далеко выходит за рамки простого исполнительства.

Известно,что творческие задатки, развитые в одной сфере, человек легко переносит  на всю свою деятельность.

Очень важно, что главная задача - приобщить детей к исполнительской и творческой деятельности решается наиболее простыми и доступными для детей средствами.

Работа по овладению навыками игры на свирели проходит последовательно: сначала происходит формирование навыков игры на свирели,  разучивая  простые народные мелодии , затем, постепенно усложняя   музыкальный материал, формируем навыки коллективного музицирования.

Виды музыкально - практической деятельности:

1. Восприятие музыки( слушание)

2. Упражнения дыхательной гимнастики

3. Пальчиковые игры и упражнения для мелкой моторики рук

4. Импровизация

5. Музыкальные игры

Занятия  проводятся  в игровой форме.

Подведение итогов - это участие в развлечениях, праздничных мероприятиях, отчётных  и открытых мероприятиях.

Знакомство с инструментом

Свирель

 Это русский народный музыкальный инструмент флейтового типа.Флейта относится к разряду простейших музыкальных инструментов. Различают флейты по их положению во время исполнения: вертикально держат поперечные флейты, а горизонтальные - продольные.

Свирель делали  из тростника, на этом инструменте играли пвстухи.

При первом же прикосновении к свирели, дети испытывают огромную потребность учиться играть на нём, извлечь в звуках «красивую музыку». Этот незатейливый инструмент в руках детей становится волшебным , « оживает» и обретает свой голос.

Дети на музыкальных занятиях узнают об истории создания этого инструмента, знакомятся и с другими народными инструментами, такими, как гудки, кувиклы, рожки.

Занятия на начальном этапе проходят индивидуально. От робких звуков на первых занятиях дети переходят к более уверенному исполнению. Освоив принцип игры на свирели, дети  обучаются коллективному музицированию, игре в ансамбле. Такие занятия помогают развивать чувство ритма, музыкальную память, координацию слуха и голоса.

Дети учатся  слушать исполнение  друг друга, определять на слух допущенные ошибки.

Обучаясь игре на свирели, у детей формируется уважение к традициям и обычаям  нашей страны. Игра на народных инструментах  рассматривается как одно из действенных средств формирования патриотизма. Ведь дети в своей игре используют исконно русские народные инструменты, играют русские народные мелодии.

Исполняя пьесы в  ансамбле, ребёнок учится слушать себя, способен к внутреннему сосредоточению, умению вслушиваться не только в ту музыку, которую сам исполняет, но и во многие другие явления жизни. Через слушание самого себя у ребёнка развивается душевная и духовная чуткость, способность прочувствовать и вдуматься в содержание произведения, побыть некоторое время с самим собой.

Звукообразование

 В музыкальных инструментах флейтового типа  звук рождается от струи воздуха, рассекаемого острым краем ствола, что приводит к колебанию воздушного столба, заключённого в трубке, колебания  которого и воспринимаются как звук.

Извлекая звук на свирели, произносятся согласные и гласные. В своём сочетании они образуют звук.

Именно в этот момент  проявляется  наибольшая активность всего  мышечного аппарата, в особенности языка, губ, дыхательных мышц.

Среди множества разнообразных слогов ( тю,те, ти, та, ту, дю, дё, ди,да), распространёнными в исполнительской практике,  считается наиболее эффективным слог « тю», так как  он способствует звучной, ясной и чёткой артикуляции. Звук становится  резонирующим, насыщенным и полётным.

В этом случае целесообразно выполнить следующие упражнение.

УПРАЖНЕНИЕ

Плавно, не спеша тянуть звук на слог « тю» ( тю,тю,тю), не прерывая дыхания. Важно следить за тем, чтобы каждый слог произносился без « подталкивания»  и акцентов. Для этого необходимо корень языка расположить выше, без напряжения, а кончик -мягче, соприкасаясь с верхними зубами. На примере данного упражнения дети обучаются правильному звуковедению и звукоизвлечению.

Наряду с обучением основным принципам игры на инструменте, осваивается нотная грамота. Ознакомление детей с нотной грамотой - это важное условие обучения, благодаря которому закладывается прочная основа в музыкальном воспитании.  Изучение нотной грамоты  проходит в игровой сказочной  форме.

Дыхание

Для получения  богатого, красочного  и индивидуального дыхания, необходимо выработать эффективную  дыхательную систему.

Процесс дыхания можно разделить на три основные части.:

1) Вдох

2) Выдох

3) Регулирование потока дыхания

Существует комплекс упражнений для выработки правильного дыхания.

Дети  обязательно должны почувствовать и ощутить при выходе «точку опоры» и производить выдох только на «опоре», сдерживая напряжение,  способствующее укреплению межрёберных мышц. А благодаря расширению грудной полости, увеличивается жизненная ёмкость лёгких.

 О положении свирели и постановке рук во время игры

При держании свирели  стоя, следует стремиться к максимально естественной осанке.

В положении сидя необходимо:

v опираться на край стула

v выпрямить спину

v плечи свободно опустить

v голову и шею держать в расслабленном положении

v локти держать в естественном положении, не прижимая к туловищу и не отставляя в сторону

v  не держать  нога за ногу

v Ступни ног держать ровно на полу в естественном положении

Необходимо постоянно проверять идеальное положение рук: пальцы  плотно закрывают отверстия, и не поднимаются «снизу».

 Правила хранения свирели и санитарии

 Свирель - музыкальный инструмент индивидуального пользования. Он должен храниться в отдельном пакете и быть подписан. Идеально,  каждому ребёнку,  надо иметь свирель для занятий и для упражнений дома.

После окончания игры, свирель протирается перекисью водорода

( мундштук).

Свирель нельзя ронять, бросать, стучать  ею, не использовать для простукивания ритма. Пластмасса относительно хрупкий материал и её можно расколоть. Так же, при ударах, теряются звуковые качества свирели, нарушается строй.

При условии соблюдения элементарных правил хранения, свирель может прослужить долго.

О степени положительного влияния свирели на детей

Дети получают огромное эстетическое наслаждение в процессе коллективного музицирования. В ансамбле ребёнок учится слушать себя, способен к внутреннему сосредоточению, умению вслушиваться во многие явления жизни.

Коллективная игра постоянно учит детей быть предельно внимательными, ощущая себя в ансамбле.

Всё сказанное усиливает способность ребёнка воспринимать мельчайшие явления природы и жизни, умение чётко дифференцировать окружающий мир, делает его более наблюдательным и чувственным.

Оздоровление

Работа со свирелью способствует вентиляции лёгких. Это так же и дыхательная гимнастика. Известно, что в Японии, где большое внимание уделяют тренировке дыхания, реже, чем в других  странах встречается инфаркт миокарда.

Дыхательная гимнастика, а, следовательно, и игра на свирели, сокращают восстановительный период после пневмонии, астмы, ковида.

Уделяя большое внимание развитию дыхания, дети учатся вырабатывать полноценное дыхание, которое значительно улучшает их  самочувствие. Так же умение управлять своим дыханием помогает справиться и с нервным напряжением, нормализуется работа многих органов и систем организма.

Музыкальный репертуар

Пьесы на один звук

« Андрей - воробей»,  « Я иду с цветами», «Тили- бом»,  «Солнышко»

Пьесы на два звука

« Я играю на гармошке»,  « Сорока- сорока, где была далёко»

Пьесы на три звука

« У кота- воркота» , «До, ре, ми»

Пьесы от четырёх и более звуков

 « Василёк», « Весёлые гуси», « Как под горкой, под горой», « Ах, вы сени, мои, сени», « Во лузях», « Заиграй-ка, балалайка»,

« Пастушья песня», « Савка и Гришка», « Светит месяц», « Во поле берёза стояла», « Калинка», « Лявониха», « Во саду ли , в огороде»,

« Мишка с куклой бойко топают», « Скок - поскок» и другие.

Литература

1. Тихомиров Г. В. Инструменты русского народного творчества.

М.,1983

2. Черни К.Письма.- Спб, 1824

3. Ровенский Ф. Краткий самоучитель игры для народной флейты или фляжолета. Киев-Баку,1904

4. Шток К. Система Далькроза. Л-М, 1924

5. Цитата по статье Петрушина В.И. Звук должен покоиться в тишине.Здоровье. 1981. №9- С25-26

6. Отогова Т.А., галембо А.С,Гурков И.М. Рождение музыкальных инструментов. Л.,-1986

7. Совершенствование методики обучения игре на духовых инструментах.-Минск, 1982

8. Современное исполнительство на духовых и ударных инструментах.-Сб .тр. Вып 103.- М.,1990

9. Диков Б.А. Методика обучения игре на духовых инструментах. М.,1962

10. Платонов Н.И. Школа игры на флейте.Ред. Ю. Доликов, М..1988

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_obucheniyu_igre_na_svireli.docx24.12 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по обучению игре

 на свирели  детей

 подготовительного дошкольного возраста

 «Свирелька»

Автор разработки

 Музыкальный руководитель высшей категории

Чижкова Ирина Николаевна

Работа музыкального руководителя в детском саду - процесс творческий и многогранный. Чем разнообразнее методы и формы обучения, тем больше создаётся предпосылок для развития творческих способностей детей.

Одной из наиболее доступных и активных форм работы с дошкольниками можно считать игру на элементарных детских музыкальных инструментах ( правильно настроенных звуковысотно).

Их  использование на музыкальных занятиях развивает  музыкальные детей, активизирует направленное внимание, формирует музыкально - творческую самостоятельность, способствует эмоционально - эстетическому отношению к окружающему миру, воспитывает чувство ответственности.

Даже у воспитанников со слабыми музыкальными данными постепенно пропадает внутреннее ощущение скованности, они начинают активно участвовать в различных видах музыкальной деятельности.

За последние годы значительно возрос интерес к детским народным музыкальным инструментам, особенно к свирели.

Благодаря    простой и удобной  конструкции данного инструмента, можно быстро научить детей игре на нём, приобщить к музыкальному творчеству. А так же простота содержания и музыкальной формы, народно - песенная основа русской инструментальной музыки, как нельзя лучше отвечает начальному этапу формирования художественно -эстетического вкуса детей.

В отечественной педагогике проблемы развития творческих способностей детей через игру на элементарных музыкальных инструментах рассматривались Б.Л. Яворским, Б.В. Асафьевым, К.В. Головской, О.А. Апраксиной, Л.А. Баренбоймом. Все педагоги без исключения считают применение элементарных музыкальных инструментов эффективной формой работы, позволяющей развивать творческие способности детей, пока существует процесс музыкального образования.

 В своей работе по обучению детей игре на свирели, я преследую задачи:

-выявление и развитие музыкальных способностей;

- приобщение к коллективному музицированию - как способу самовыражения, уверенности в себе;

-воспитание любви к народным  инструментам, уважения к традициям и обычаям страны;

- формировать художественно -эстетическое развитие;

-развивать тембровый, регистровый, гармонический слух, музыкальную память, чувство  ритма, координацию музыкального мышления, фантазию;

-вырабатывать усидчивость, силу воли, терпение, умение слушать себя и других в процессе музицирования;

-развивать и совершенствовать исполнительские навыки, формировать правильное дыхание, развивать и укреплять лёгкие.

Основная цель работы по приобщению к исполнению музыки - раскрыть перед детьми  прекрасный  и удивительный мир звуков. Трудно не согласиться со словами Карла Эрнста о том, что « наша цивилизация украла у человека радость целостно воспринимать мир всеми чувствами. Дети захвачены чувствами. Они рождаются с желанием изучать их. Обучая музыке детей, мы можем помочь восстановлению  всего богатства чувств с помощью творчества, которое вовлечёт их в поиски интересных звучаний».

Именно желание пробудить интерес к познанию, помочь научиться играть со звуками, складывать  и умножать их, воспроизводить и осознавать, непосредственно включиться с первых минут общения с музыкальным инструментом в процессе  исполнения.

Всего этого можно достичь, используя в работе методику, разработанную Э.Я. Смеловой.

Э.Я. Смелова выделяет три основные задачи, которые  необходимо решить при обучении игре на свирели:

-оздоровление;

-общение;

-познание

Оздоровление

Работа со свирелью способствует вентиляции лёгких. Перед игрой на свирели, необходимо выполнить небольшой комплекс дыхательных упражнений, которые помогают не только сконцентрироваться, настроиться на занятие, но и имеют оздоровительный эффект. Улучшается работа почти всех органов и  систем организма.

Общение  

Благодаря коллективной игре на свирели, дети учатся слушать себя, свою игру и рядом играющего ребёнка. Этот творческий процесс способствует формированию коммуникативных качеств. Постепенно дети учатся находить своё  место в едином звуковом пространстве, развивают внимание, выдержку, ответственность.

Познание

Дети знакомятся с народным творчеством, расширяют кругозор, прививается уважительное отношение к историческому прошлому нашей страны.

Все это способствует развитию умственных способностей и обогащению эмоциональной сферы.

Цель педагога - распахнуть перед детьми  прекрасный  мир музыки, дать возможность почувствовать себя создателем и творцом. Благодаря обучению игре на свирели, расширяется возможность становления творческого мировоззрения ребёнка, что далеко выходит за рамки простого исполнительства.

Известно,что творческие задатки, развитые в одной сфере, человек легко переносит  на всю свою деятельность.

Очень важно, что главная задача - приобщить детей к исполнительской и творческой деятельности решается наиболее простыми и доступными для детей средствами.

Работа по овладению навыками игры на свирели проходит последовательно: сначала происходит формирование навыков игры на свирели,  разучивая  простые народные мелодии , затем, постепенно усложняя   музыкальный материал, формируем навыки коллективного музицирования.

Виды музыкально - практической деятельности:

  1. Восприятие музыки( слушание)
  2. Упражнения дыхательной гимнастики
  3. Пальчиковые игры и упражнения для мелкой моторики рук
  4. Импровизация
  5. Музыкальные игры

Занятия  проводятся  в игровой форме.

Подведение итогов - это участие в развлечениях, праздничных мероприятиях, отчётных  и открытых мероприятиях.

Знакомство с инструментом

Свирель

 Это русский народный музыкальный инструмент флейтового типа.Флейта относится к разряду простейших музыкальных инструментов. Различают флейты по их положению во время исполнения: вертикально держат поперечные флейты, а горизонтальные - продольные.

Свирель делали  из тростника, на этом инструменте играли пвстухи.

При первом же прикосновении к свирели, дети испытывают огромную потребность учиться играть на нём, извлечь в звуках «красивую музыку». Этот незатейливый инструмент в руках детей становится волшебным , « оживает» и обретает свой голос.

Дети на музыкальных занятиях узнают об истории создания этого инструмента, знакомятся и с другими народными инструментами, такими, как гудки, кувиклы, рожки.

Занятия на начальном этапе проходят индивидуально. От робких звуков на первых занятиях дети переходят к более уверенному исполнению. Освоив принцип игры на свирели, дети  обучаются коллективному музицированию, игре в ансамбле. Такие занятия помогают развивать чувство ритма, музыкальную память, координацию слуха и голоса.

Дети учатся  слушать исполнение  друг друга, определять на слух допущенные ошибки.

Обучаясь игре на свирели, у детей формируется уважение к традициям и обычаям  нашей страны. Игра на народных инструментах  рассматривается как одно из действенных средств формирования патриотизма. Ведь дети в своей игре используют исконно русские народные инструменты, играют русские народные мелодии.

Исполняя пьесы в  ансамбле, ребёнок учится слушать себя, способен к внутреннему сосредоточению, умению вслушиваться не только в ту музыку, которую сам исполняет, но и во многие другие явления жизни. Через слушание самого себя у ребёнка развивается душевная и духовная чуткость, способность прочувствовать и вдуматься в содержание произведения, побыть некоторое время с самим собой.

Звукообразование

 В музыкальных инструментах флейтового типа  звук рождается от струи воздуха, рассекаемого острым краем ствола, что приводит к колебанию воздушного столба, заключённого в трубке, колебания  которого и воспринимаются как звук.

Извлекая звук на свирели, произносятся согласные и гласные. В своём сочетании они образуют звук.

Именно в этот момент  проявляется  наибольшая активность всего  мышечного аппарата, в особенности языка, губ, дыхательных мышц.

Среди множества разнообразных слогов ( тю,те, ти, та, ту, дю, дё, ди,да), распространёнными в исполнительской практике,  считается наиболее эффективным слог « тю», так как  он способствует звучной, ясной и чёткой артикуляции. Звук становится  резонирующим, насыщенным и полётным.

В этом случае целесообразно выполнить следующие упражнение.

УПРАЖНЕНИЕ

Плавно, не спеша тянуть звук на слог « тю» ( тю,тю,тю), не прерывая дыхания. Важно следить за тем, чтобы каждый слог произносился без « подталкивания»  и акцентов. Для этого необходимо корень языка расположить выше, без напряжения, а кончик -мягче, соприкасаясь с верхними зубами. На примере данного упражнения дети обучаются правильному звуковедению и звукоизвлечению.

Наряду с обучением основным принципам игры на инструменте, осваивается нотная грамота. Ознакомление детей с нотной грамотой - это важное условие обучения, благодаря которому закладывается прочная основа в музыкальном воспитании.  Изучение нотной грамоты  проходит в игровой сказочной  форме.

Дыхание

Для получения  богатого, красочного  и индивидуального дыхания, необходимо выработать эффективную  дыхательную систему.

Процесс дыхания можно разделить на три основные части.:

  1. Вдох
  2. Выдох
  3. Регулирование потока дыхания

Существует комплекс упражнений для выработки правильного дыхания.

Дети  обязательно должны почувствовать и ощутить при выходе «точку опоры» и производить выдох только на «опоре», сдерживая напряжение,  способствующее укреплению межрёберных мышц. А благодаря расширению грудной полости, увеличивается жизненная ёмкость лёгких.

 О положении свирели и постановке рук во время игры

При держании свирели  стоя, следует стремиться к максимально естественной осанке.

В положении сидя необходимо:

  • опираться на край стула
  • выпрямить спину
  • плечи свободно опустить
  • голову и шею держать в расслабленном положении
  • локти держать в естественном положении, не прижимая к туловищу и не отставляя в сторону
  •  не держать  нога за ногу
  • Ступни ног держать ровно на полу в естественном положении

Необходимо постоянно проверять идеальное положение рук: пальцы  плотно закрывают отверстия, и не поднимаются «снизу».

 Правила хранения свирели и санитарии

 Свирель - музыкальный инструмент индивидуального пользования. Он должен храниться в отдельном пакете и быть подписан. Идеально,  каждому ребёнку,  надо иметь свирель для занятий и для упражнений дома.

После окончания игры, свирель протирается перекисью водорода

( мундштук).

Свирель нельзя ронять, бросать, стучать  ею, не использовать для простукивания ритма. Пластмасса относительно хрупкий материал и её можно расколоть. Так же, при ударах, теряются звуковые качества свирели, нарушается строй.

При условии соблюдения элементарных правил хранения, свирель может прослужить долго.

О степени положительного влияния свирели на детей

Дети получают огромное эстетическое наслаждение в процессе коллективного музицирования. В ансамбле ребёнок учится слушать себя, способен к внутреннему сосредоточению, умению вслушиваться во многие явления жизни.

Коллективная игра постоянно учит детей быть предельно внимательными, ощущая себя в ансамбле.

Всё сказанное усиливает способность ребёнка воспринимать мельчайшие явления природы и жизни, умение чётко дифференцировать окружающий мир, делает его более наблюдательным и чувственным.

Оздоровление

Работа со свирелью способствует вентиляции лёгких. Это так же и дыхательная гимнастика. Известно, что в Японии, где большое внимание уделяют тренировке дыхания, реже, чем в других  странах встречается инфаркт миокарда.

Дыхательная гимнастика, а, следовательно, и игра на свирели, сокращают восстановительный период после пневмонии, астмы, ковида.

Уделяя большое внимание развитию дыхания, дети учатся вырабатывать полноценное дыхание, которое значительно улучшает их  самочувствие. Так же умение управлять своим дыханием помогает справиться и с нервным напряжением, нормализуется работа многих органов и систем организма.

Музыкальный репертуар

Пьесы на один звук

« Андрей - воробей»,  « Я иду с цветами», «Тили- бом»,  «Солнышко»

Пьесы на два звука

« Я играю на гармошке»,  « Сорока- сорока, где была далёко»

Пьесы на три звука

« У кота- воркота» , «До, ре, ми»

Пьесы от четырёх и более звуков

 « Василёк», « Весёлые гуси», « Как под горкой, под горой», « Ах, вы сени, мои, сени», « Во лузях», « Заиграй-ка, балалайка»,

« Пастушья песня», « Савка и Гришка», « Светит месяц», « Во поле берёза стояла», « Калинка», « Лявониха», « Во саду ли , в огороде»,

« Мишка с куклой бойко топают», « Скок - поскок» и другие.

Литература

  1. Тихомиров Г. В. Инструменты русского народного творчества.

М.,1983

  1. Черни К.Письма.- Спб, 1824
  2. Ровенский Ф. Краткий самоучитель игры для народной флейты или фляжолета. Киев-Баку,1904
  3. Шток К. Система Далькроза. Л-М, 1924
  4. Цитата по статье Петрушина В.И. Звук должен покоиться в тишине.Здоровье. 1981. №9- С25-26
  5. Отогова Т.А., галембо А.С,Гурков И.М. Рождение музыкальных инструментов. Л.,-1986
  6. Совершенствование методики обучения игре на духовых инструментах.-Минск, 1982
  7. Современное исполнительство на духовых и ударных инструментах.-Сб .тр. Вып 103.- М.,1990
  8. Диков Б.А. Методика обучения игре на духовых инструментах. М.,1962
  9. Платонов Н.И. Школа игры на флейте.Ред. Ю. Доликов, М..1988


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Методика обучения диалогической речи детей старшего дошкольного возраста».

Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Долгое время в методике обсуждался вопрос, нужно ли учить детей диалогической речи, если они овладевают ими спонтанно в ...

Методическая разработка по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)

Методическая разработка  по обучению грамоте для  детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)...

Методическая разработка по теме: Игры для детей старшего дошкольного возраста в подготовке к обучению грамоте.

Предлагается деловая игра с целью систематизации теоретических и практических знаний педагогв по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Методическая разработка: проект "Осенние листья" для группы подготовительного дошкольного возраста

Данная методическая разработка может быть полезна воспитателям ДОУ, родителям, руководителям творческих объединений и кружков художественно-эстетической и развивающей направленности. Так как все занят...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «По обучению детей по развитию речи дошкольного возраста средствами мнемотехники» (с 4 до 7 лет)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА«По обучению детей по развитию речи дошкольного возраста средствами мнемотехники» (с 4 до 7 лет)...