Консультация для педагогов "Подвижные игры в разных видах деятельности"
консультация

Жгарь Дарья Артёмовна

Физическое развитие детей дошкольного возраста является одной из основных задач дошкольного образования. За последние годы произошли значительные изменения в подходах к организации физической активности в детском саду. На смену устаревшим методикам пришли новые подходы, ориентированные на гармоничное развитие ребенка. Один из основных принципов новой методики – это учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Теперь педагоги детского сада стремятся создать условия для развития уникальных возможностей каждого ребенка и способствовать его гармоничному развитию. Содержание работы по физическому развитию дошкольников реализуется инструктором по физкультуре, педагогами ДОО в соответствии с ФОП, ФГОС ДО, образовательной программой ДОО.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов
«Использование подвижных игр в разных видах детской деятельности».

Автор:

Жгарь Дарья Артёмовна,

старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 3» г. Чебоксары

Физическое развитие детей дошкольного возраста является одной из основных задач дошкольного образования. За последние годы произошли значительные изменения в подходах к организации физической активности в детском саду. На смену устаревшим методикам пришли новые подходы, ориентированные на гармоничное развитие ребенка. Один из основных принципов новой методики – это учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Теперь педагоги детского сада стремятся создать условия для развития уникальных возможностей каждого ребенка и способствовать его гармоничному развитию. Содержание работы по физическому развитию дошкольников реализуется инструктором по физкультуре, педагогами ДОО в соответствии с ФОП, ФГОС ДО, образовательной программой ДОО.

Здоровье ребенка – динамический процесс приспособления организма к меняющимся условиям окружающей среды. Количество движений, которое производит ребенок в течение всего бодрствования способствует развитию всех систем организма. Недостаток же двигательной активности отрицательно сказывается на здоровье ребенка. Поэтому детям в течение дня необходима двигательная деятельность, в том числе и подвижные игры.

Все подвижные игры делятся на три группы: малой интенсивности, средней и высокой.К играм высокой интенсивности (подвижности) относятся те, в которых одновременно участвует вся группа детей и построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки. Играми средней подвижности называют такие игры, в которых тоже активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный: ходьба, передача предметов, или движение выполняется подгруппами. В играх малой подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна.

Ну и перейдём к использованию игр в течении дня. Игре, как основному виду деятельности дошкольников в детском саду, отводиться много времени: до завтрака, во время утреннего приема, во время образовательной деятельности, в перерывах между различными видами деятельности, после дневного сна.

Подвижные игры во время утреннего приёма способствуют созданию положительного психологического микроклимата, дружеских взаимоотношений между детьми на целый день. Большей частью это игры малой и средней подвижности, направленные на воспроизведение имитационных движений, проговаривания потешек: «Затейники», «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем», «Обезьянки», «Шел король по лесу» и т.д. Этими и многими другими играми педагог и дети встречают ребенка, показывают как они ждали его, чтобы начать игру, в них нет соперничества, нет отрицательных эмоций, что влияет на хорошее психологическое самочувствие всех участников воспитательного процесса.

В образовательной деятельности тоже есть место подвижной игре, несмотря на то, что в группах зачастую нет возможности организовать полноценную подвижную игру. Любая образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм дошкольников. Они быстро устают, снижается внимание, у детей теряется интерес к деятельности. Тут нам помогают подвижные игры или физкультминутки. Они снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему и восстанавливают работоспособность детей.

Например, в познавательной деятельности допустимо проведение подвижных игр по командам или звеньям. «Чьё звено быстрее соберется», «Найди свой цвет», «Найди свою форму», «У ребят порядок строгий…». Особенно целесообразны для концентрации внимания игры «Запрещенное движение», «Поймай звук», «Летает, не летает», «Карлики-великаны», «Бывает - не бывает» и т.п. Также необходимо организовывать образовательную деятельность детей так, чтобы была возможность менять виды деятельности, давать детям задания в парах, в командах, на ковре, стоя, за столом и т.д.

На прогулке следует планировать подвижные игры в соответствии с прошедшими занятиями. Если они были связаны с длительным сохранением статической позы, то можно организовывать игры большой подвижности, которые будут способствовать снятию мышечного напряжения и повышению двигательной активности всех детей в группе: «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Гуси-лебеди», «Удочка», «Коршун», «Зайцы в огороде», «Мы веселые ребята», «Ловишки» и т.д.

Если занятия были насыщены двигательной активностью детей, можно начинать прогулку играми средней подвижности, когда не все дети задействованы в основном движении, тем самым дать больше нагрузку тем ребятам, которые не были активны во время занятия: «Мышеловка», «Кот и мыши», «Пустое место» (с ленточкой, платочком, колокольчиком), «Шишки, желуди, орехи, «Третий лишний» и т.д. На прогулке можно организовать эстафеты и игры со спортивным оборудованием: мячи, скакалки, обручи.

В конце прогулки обязательно проведение игры, чтобы собрать детей, настроить их на окончание прогулки. Это игры в круге, звеньях, можно с мячом «Вышло солнышко из-за речки», «Мяч капитану», «Тоннель», «Ручеёк» и т.д.

После сна организуем игры на внимание, способствующие быстрому пробуждению детей, хороводные игры, которые настраивают на доброжелательный лад.

Педагоги наполняют развивающую среду в группе и на прогулке так, чтобы дети могли самостоятельно организовать подвижные игры: в доступе детей должны быть маски, различные атрибуты: повязки, ленточки, медальоны, спортивное оборудование, проводят беседы о безопасности во время подвижных игр.

Таким образом, грамотно спланированная и организованная подвижная игра будет способствовать повышению двигательной активности детей во время пребывания их в детском саду, а, следовательно, укреплять здоровье дошкольников.

Для своих педагогов я сделала картотеку подвижных игр для детей дошкольного возраста (2-7 лет) по пособию Эммы Яковлевны Степаненковой – это удобное методическое пособие в виде карточек небольшого размера разных цветов, где каждый цвет определяет свой возраст. Карточки сделаны специально небольшого размера, что бы их было удобно взять с собой на улицу или на занятие, положить в карман. Я хочу поделиться с вами этим материалом, вы можете распечатать его для себя и использовать в работе. Многие игры, перечисленные сегодня в моей презентации имеются в этой картотеке ().

Всем спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию (использование моделей и схем) в разных видах деятельности на познавательных играх-занятиях.

Углубленное изучение особенностей дошкольного детства привело к выводу, что на каждом возрастном этапе по ходу освоения детьми разных видов деятельности складывается как своё место в структуре целостн...

Интеграция игры в разные виды деятельности детей младшего возраста

Игра занимает прочное место в системе физического, морального, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Она активизирует ребенка, способствует повышению его жизненного тонуса, удовлетворяет ...

Консультация для воспитателей «Хороводные игры в разных видах деятельности детей».

В педагогическом отношении, русские народные хороводные игры являются ценной находкой, так как применять их можно во всех видах детской деятельности....

Пальчиковые игры в разных видах деятельности.

Картотека использования пальчиковых игр в разных видах деятельности детей....

консультация для педагогов " Музыка в разных видах деятельности"

Интересный и познавательный материал для практической работы педагогов....

Материал для аттестации по разным видам деятельности в средней, старшей и подготовительной группах( программа кружка, занятия, консультации, игры )

1.Предлагаю программу занятий в рамках проведения кружковой работы «АБВГДЕЙКА» по развитию фонетической и лексико-грамматической сторон речи детей дошкольного возраста. Программа  кру...

"Развивающее значение игры в разных видах деятельности"

Игра имеет огромное значение в жизни ребёнка, имеет такое же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба....