"Развивающее значение игры в разных видах деятельности"
статья (подготовительная группа)

Кемерова Любовь Александровна

Игра имеет огромное значение в жизни ребёнка, имеет такое же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Развивающее значение игры в разных видах детской деятельности»

Деятельность ребенка разнообразна и насыщена. В любой деятельности дети развиваются, проходят процесс социализации, обучаются и постигают новые знания и умения. Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игровая деятельность. А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет такое же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит в игре».

Игра решает следующие развивающие, воспитательные и образовательные задачи:

  • Развитие познавательной деятельности ребёнка.
  • Развитие эмоционально – волевой сферы.
  • Обогащение представлений об окружающем мире.
  • Формирование коммуникативных навыков.
  • Формирование культурного поведения.
  • Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики.

Игра — это не произвольная выдумка ребенка, а отражение жизни. Основной источник детских игр – знакомство с жизнью и трудом взрослых. Игра детей раннего возраста – манипулирование с предметами и игрушками, направленное на овладение их свойствами. В дошкольном возрасте возникает ролевая игра, в которой дети берут на себя определенную роль.

Младшие и старшие дошкольники играют по – разному. Старшие играют коллективно, заранее распределяют роли между собой.

У младших этого нет. Они играют только рядом. Их не интересует результат игрового действия, они увлекаются самим процессом игры. У детей 6-7 лет игра более содержательная, так как они больше знают о той стороне жизни, которую изображают в игре.

1.Театрализованные игры: в полном объёме развивают речь, активизирует словарь ребёнка. Такие игры помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, теряться в присутствии незнакомых лиц. Огромное и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Участвуя в театрализованной игре, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы позволяют им думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий для ребёнка, приобщает его к духовным ценностям.

2. Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Она содействует развитию у детей дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний, дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных или практических задач. В этом их развивающая роль.

3. Двигательная деятельность.

Двигательной активностью называют совокупность физической и другой деятельности, которая обеспечивает успешное развитие ребёнка. В данное понятие включены все движения, которые человек выполняет ежедневно.

Движение является одной из самых важных потребностей организма ребёнка. Оно оказывает положительное влияние на физическое здоровье и развитие детей, формирует волевую, эмоциональную и познавательную сферу. Особенно высока потребность в двигательной деятельности у детей-дошкольников.

Виды режимов двигательной активности.

Двигательная активность детей-дошкольников может включать в себя различные виды деятельности, в частности:

  • физкультуру;
  • утреннюю зарядку;
  • физкультминутки;
  • подвижные игры;
  • соревнования и весёлые старты;
  • конкурсы;
  • закаливание и физические упражнения;
  • самостоятельную двигательную активность;
  • занятия спортом с родителями.

4. Музыкально-художественная деятельность.

 Музыкальные виды детской деятельности в детском саду включают пение, подпевание, игру на инструментах, а также подвижные игры с музыкальным сопровождением. На таких занятиях у ребят развиваются творческие способности. Многим деткам нравятся занятия с вокальной импровизацией. Именно музыкально-художественная деятельность создана для подготовки малышей к выступлениям. Дети учатся прекрасно чувствовать себя перед большой аудиторией.

5. Чтение художественной литературы. Несмотря на то, что читать дети начинают только лишь в школьном возрасте, обучать такому навыку воспитатели должны задолго до этого. Ребенок в первую очередь должен научиться слушать и понимать произведение. Очень важным навыком можно назвать умение обращаться с книгой. Малыш должен знать, что нельзя рвать страницы, рассматривая иллюстрации. В средней группе воспитатель начинает знакомить детей с буквами. В первую очередь дети учат легко произносимые буквы. Это простые гласные и согласные. Далее малыши учатся складывать буквы в слоги, а их - в слова. Деятельность ребенка в детском саду обязательно должна быть связана с разучиванием небольших стихотворений. Занятия такого рода способствуют умственному развитию, тренируют память ребенка. Изучать небольшие рассказы и прибаутки родители могут с детьми также и дома.

6. Продуктивная деятельность.

 Занятия в детском саду невозможно представить без рисования, лепки и аппликаций. Все это продуктивная деятельность, которая способствует умственному развитию. На занятиях малыши учатся высказывать свои мысли, проявлять фантазию. Именно в детском саду может заложиться любовь к искусству, а родители обычно в это время выявляют у ребенка тот или иной талант. Похвала является очень важным моментом продуктивной деятельности. Ни в коем случае нельзя указывать ребенку дошкольного возраста на ошибки. Воспитатель может только направить ребенка, подсказать, как было бы оптимально решить конкретную задачу. Неслучайно в дошкольных учреждениях отсутствует система оценок. Ребенок не должен знать, что он рисует или делает аппликацию хуже других. Продуктивные виды деятельности в детском саду помогают познакомить ребенка с окружающей природой, с основными цветами и формами. Кроме того, рисование и лепка способствуют развитию координации движений.

7. Конструирование. В современных программах о дошкольном воспитании, эта деятельность рассматривается как одна из ведущих. Благодаря этой деятельности у ребенка, быстро совершенствуется, навыки умения, умственное и эстетическое развитие. В ребенке заложены от рождения, конструирование и изобретательские нотки. Эти, природой заложенные задатки, реализуются и совершенствуются в конструировании. Ребенок придумывает, создает свои конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. У детей, увлекающихся конструированием, хорошо развита фантазия, воображение, логическое и математическое мышление.  

Центральные задачи программного конструирования является развитие у детей общих познавательных и творческих способностей, позволяющих успешно ориентироваться в условиях выполняемой деятельности. Такие способности сохраняют свое значение на протяжении всей жизни, а в дошкольном детстве важнейшие этапы своего первоначального становления и развития. Другой важной задачей, является расширение знаний и представлений детей предметном мире, ознакомление со свойствами строительного материалами и правилами использования при сооружении построек, а также формирование у детей навыков практического конструирования и графического изображения предметов и построек в виде схематических рисунков и простых чертежей.

8. Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного развития. Овладение умением рисовать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Для того, чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей. Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации то, что он восприняли ранее, с чем они уже знакомы. Большей частью дети создают рисунки и другие работы по представлению или по памяти. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения. Дети постепенно приобретают способность анализировать предмет. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании. Способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию развивается речь детей: усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений предметов и явлений, при обследовании предметов, построек положительно влияют на формирование связной речи. Формирование представлений о предметах, явлениях с необходимостью звало у них интерес.

9. Трудовая деятельность детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте детям посильны четыре вида труда.

Самообслуживание - формирование навыков еды, умывания, раздевания и одевания; развитие умений пользоваться предметами гигиены (горшком, носовым платком, полотенцем, зубной щеткой, расческой, щеткой для одежды и обуви и пр.); воспитание бережного отношения к своим вещам и предметам быта.

Хозяйственно-бытовой труд - развитие у детей хозяйственных трудовых навыков в быту (протирание и мытье игрушек, детской и кукольной мебели, стирка кукольного и детского (носочки, платочки и т.д.) белья, уборка игрушек и наведение порядка в комнате, помощь родителям по кухне.

Труд в природе - активное, посильное участие детей в работе на цветнике, ягоднике, огороде, а также уход за комнатными растениями и домашними животными.

Ручной труд - самостоятельное и с помощью взрослых изготовление из бумаги, картона, природного и бросового материала простейших предметов, необходимых в быту и для игр ребенка (коробочки, игольницы, панно, игровой материал и пр.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция игры в разные виды деятельности детей младшего возраста

Игра занимает прочное место в системе физического, морального, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Она активизирует ребенка, способствует повышению его жизненного тонуса, удовлетворяет ...

Развивающие математические игры в различных видах деятельности дошкольников

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений...

Развивающие математические игры в различных видах деятельности дошкольников

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений...

Консультация для воспитателей «Хороводные игры в разных видах деятельности детей».

В педагогическом отношении, русские народные хороводные игры являются ценной находкой, так как применять их можно во всех видах детской деятельности....

Пальчиковые игры в разных видах деятельности.

Картотека использования пальчиковых игр в разных видах деятельности детей....

«Развивающие математические игры в различных видах деятельности дошкольников»

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учето...

Консультация для педагогов "Подвижные игры в разных видах деятельности"

Физическое развитие детей дошкольного возраста является одной из основных задач дошкольного образования. За последние годы произошли значительные изменения в подходах к организации физической активнос...