Народные игры как развитие физических качеств у дошкольника
консультация

Низовская Оксана Ивановна

Развитие физических действий связано не только с формированием навыка, но и с характеристиками позволяющие выполнять физические упражнения с необходимой силой, скоростью и другими физическими качествами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_igry_kak_razvitie_fizicheskih_kachestv.docx27.75 КБ

Предварительный просмотр:

Народные игры как средство развитие физических качеств у дошкольников

Характеристика физических качеств

Развитие двигательных действий связано не только с формированием навыка, но и с развитием тех качественных характеристик, которые позволяют выполнять физические упражнения с необходимой силой, скоростью, выносливостью, ловкостью и подвижностью в суставах. Знание соответствующих закономерностей позволит учителю найти правильный баланс в работе над техникой физических упражнений и количественным результатом, определить возрастные ограничения для наиболее эффективного развития каждого качественного признака, установить оптимальный показатель сложности в разработке качественных функций.

Под двигательными (физическими) качествами мы понимаем качественные характеристики двигательного действия: сила, скорость, выносливость, ловкость и подвижность в суставах

Среди компонентов, составляющих двигательные качества, следует различать общие и специальные. Общему присуще несколько моторных качеств (например, волевое качество настойчивости или терпение при различных видах проявления выносливости). Специальные компоненты определяют специфику любого качества. Из-за наличия общих компонентов может происходить передача пригодности одного качества другим. Следует также иметь в виду, что развитие одних компонентов может привести к торможению других, поэтому развитие одного качества может привести к снижению уровня проявления другого

Целесообразно различать простые и сложные моторные качества. К последним относятся, например, ловкость, точность. Непременным компонентом некоторых из них являются умственные качества (например, в точности - качество измерителя глаза). Свойство специфичности присуще

как простому, так и сложному качеству мотора (ловкость баскетболиста не эквивалентна ловкости гимнаста).

Развиваются двигательные навыки в процессе физического воспитания. Иногда говорят о воспитании двигательных навыков, но «воспитание» - это понятие, используемое в педагогике по отношению к человеку в целом, к формированию новых черт личности, которые не даны с рождения. Качественные особенности двигательных действий в их элементарной форме присутствуют даже у новорожденного ребенка и проявляются в безусловных рефлексах. Поэтому термин «развитие» больше подходит для двигательных качеств, означая в самом широком смысле изменения, происходящие в организме, а в более узком смысле - улучшение, развитие того, чем обладает человек

Развитие двигательных качеств протекает поэтапно. Первоначально развитие одного качества сопровождается ростом других качеств, которые конкретно не развиты в данный момент. В будущем развитие одних качеств может затормозить развитие других - «разобщенность физических качеств». Одним из известных механизмов этого явления является антагонизм между анаэробными и аэробными процессами: развитие одних замедляет развитие других, и наоборот.

Возрастное развитие двигательных качеств характеризуется гетерохронностью (разница во времени). Это означает, что разные двигательные способности достигают своего естественного максимального развития в разных возрастах (скоростные качества - в 13-15 лет, силовые качества - в 25-30 лет и т. Д.).

Типичными средствами развития силы являются: в 7–9 лет общие развивающие упражнения с предметами, лазание по наклонной скамье, вдоль гимнастической стены, прыжки, метание; в 10-11 лет - общеразвивающие упражнения с большими нагрузками (мягкие мячи, гимнастические палки и т. д.), лазание по вертикальной веревке в три шага, бросание легких предметов на расстоянии и т. д .; в 14-15 лет - упражнения с мягкими мячиками, гантелями с малым весом, силовые игры, такие как «подтягивание веревки», подтягивание, стойки и т. д. Однако вес внешних нагрузок у подростков ограничен (приблизительно 60–70% максимум), кроме того, не рекомендуется выполнять упражнения до отказа.

Быстрота. Скоростные характеристики движений и действий объединены общим названием - скорость. В самых общих чертах он характеризует способность человека выполнять действия с минимальным интервалом времени для данных условий. Однако характеристики скорости не являются одинаковыми и либо не связаны друг с другом, либо связаны слабо.

К скоростным характеристикам двигательных действий относятся:

  1. скорость одного движения (при низком внешнем сопротивлении);
  2. частота движений;
  3. скорость моторной реакции.

Отсутствие связи между характеристиками скоростных движений приводит к тому, что передачи качества скорости от одного упражнения к другому, как правило, не наблюдается. Его можно определить только в том случае, если движения схожи по координации, но чем более тренирован человек, тем меньше такой перенос наблюдается. Поэтому следует говорить не о развитии качества скорости в целом, а о развитии специфических скоростных характеристик движений человека.

Возрастные особенности существенно ограничивают развитие скорости движения. Наиболее благоприятным является возраст 11-12 лет для девочек и 12-13 лет для мальчиков.

По мере развития скорости движения у детей предпочтение следует отдавать естественным формам движений и нестереотипным способам их осуществления. Стандартное повторение упражнений с максимально возможной скоростью может уже в детстве привести к формированию скоростного барьера. Уличные игры в начальной школе и спортивные состязания в средней и высшей школе имеют явное преимущество перед стандартными скоростными заездами

В дошкольном и младшем школьном возрасте используйте различные упражнения, которые требуют быстрых коротких движений и местных движений. Это упражнения с короткой и длинной веревкой (бег и бег), эстафеты с бегом, упражнения с бросками и ловлей мяча и т. Д.

Скоростные упражнения у детей должны сочетаться с упражнениями для расслабления мышц. Их нужно научить расслаблять мышцы и, в ходе выполнения упражнений (например, во время бега после отталкивания напрягать мышцы нижней части ноги).

Скорость двигательной реакции, то есть скорость реакции человека на сигнал (свет, звук, тактильный), является сенсомоторной реакцией.

Есть простые и сложные реакции. Простая реакция - это реакция заранее определенного движения на ожидаемый сигнал (например, запуск при запуске стартера). Сложные реакции делятся на реакции отбора и реакции на движущийся объект. Реакция выбора - это реакция определенного движения на один из нескольких сигналов, заранее определенных заранее (например, для ответа на красный и не для ответа на зеленый сигнал). Реакции на движущийся объект часто встречаются в играх и боевых искусствах (например, игроки передают мяч вместе со своим партнером). Время сложных реакций значительно больше времени простой реакции из-за

«центральной задержки», дифференциации сигналов

Простые реакции обладают свойством передачи: если человек быстро реагирует на сигнал в одной ситуации, то он быстро реагирует на них в других ситуациях. Сложные реакции, напротив, отличаются специфичностью. Если человек относительно быстро реагирует на представление двух сигналов поочередно, это не означает, что он также будет быстро реагировать на представление трех или более сигналов.

Измерьте скорость реакции двигателя в секундах и миллисекундах.

Обычно не прибегают к специальным упражнениям для развития быстроты реакций. Простая реакция хорошо развивается при выполнении различных скоростных упражнений. Однако в обратном направлении перенос не наблюдается, то есть, развивая скорость реакции, невозможно увеличить скорость движений. Особенно ценными для развития скорости реакции являются различные мобильные и спортивные игры, среди которых баскетбол играет ведущую роль.

Основной метод - повторная возможная, более быстрая реакция на возникающий сигнал. Метод аналитического подхода, то есть раздельное развитие скорости реакции в легких условиях и скорости последующих движений, также дает хорошие результаты. Применяют и сенсомоторный метод, при котором увеличение способности различать временные интервалы приводит к увеличению скорости реакции на сигналы [24].

Endurance. Под выносливостью понимают способность человека выполнять работу в течение длительного времени без снижения ее интенсивности.

Развитие выносливости в значительной степени является развитием биохимических процессов, которые способствуют более длительной работе, а также устойчивости нервной системы к возбуждению большой интенсивности.

Ловкость. Ловкость понимается как набор координационных способностей.

Одна из этих способностей - скорость освоения новых движений, другая - быстрая перестройка двигательной активности в соответствии с требованиями внезапно изменившейся ситуации. Нет сомнений в том, что благодаря этим двум способностям содержание ловкости не исчерпывается, но особенности двигательной активности, сгруппированные под названием ловкость, до сих пор недостаточно изучены.

Психофизиологические механизмы ловкости разные. Скорость формирования навыка может зависеть от двигательной памяти, а последняя - от инерции нервных процессов. Скорость переделки навыка, напротив, может определяться подвижностью нервных процессов. Поэтому пути развития разных видов ловкости должны быть разными

Развитие ловкости происходит в процессе обучения человека. Для этого необходимо постоянное освоение новых упражнений. Для развития ловкости могут быть использованы любые упражнения, но при условии, что в них есть элементы новизны.

Второй способ развить ловкость - повысить координационную сложность упражнений, что может быть определено повышением требований к высокой точности движений, их взаимной согласованности и соответствии с внезапно меняющейся ситуацией.

Третий путь - это борьба с иррациональным мышечным напряжением, поскольку проявление ловкости во многом зависит от способности расслаблять мышцы в нужный момент. Люди с разными психофизиологическими особенностями обладают разной способностью расслаблять мышцы. Они даже выделяют группу так называемых напряженных учеников, которые испытывают трудности при выполнении двигательных действий, и они едва могут расслабиться даже после длительных тренировок

Четвертый способ развить координацию человека - повысить его способность поддерживать баланс тела.

Есть два способа развить эту способность:

  1. упражнения в действиях, которые затрудняют поддержание равновесия, например, ходьба на ограниченной поддержке;
  2. упражнения в действиях с прямолинейным и угловым ускорениями, например, в сальто с разными направлениями.

При развитии ловкости необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. В младшем школьном возрасте существуют значительные морфологические и психофизиологические предпосылки для координационных способностей. Именно в этом возрасте развитие координации  дает  наибольший  эффект.  Юные  школьники  очень  легко

усваивают технику довольно сложных физических упражнений, поэтому в технически сложных видах спорта отмечается специализация ранних видов спорта. В младшем и среднем школьном возрасте способность поддерживать равновесие тела развивается относительно легко, интенсивно развивается точность движений (способность различать и воспроизводить пространственные, силовые и временные параметры движения). В будущем из-за наступления половой зрелости наблюдается либо замедление, либо даже ухудшение показателей, характеризующих это качество

Гибкость. Гибкость (подвижность в суставе) - морфофункциональное качество двигателя. С одной стороны, это определяется структурой сустава, эластичностью связок, с другой - эластичностью мышц, которая зависит от физиологических и психологических факторов. Подвижность в суставах увеличивается с ростом температуры мышц в результате их работы (повышение температуры мышц приводит к повышению их эластичности), с эмоциональным возбуждением, например, во время соревнований, при высоких температурах окружающей среды.

Подвижность, проявляемая в различных суставах, имеет в некоторых случаях специфическое название. Подвижность позвоночника называется гибкостью, подвижность в тазобедренных суставах - выворотностью

Средством развития этого качества являются упражнения на растяжку, которые делятся на две группы: активные и пассивные. Активные действия являются однофазными и пружинящими (в последнем случае двойными и коническими), маховиком и фиксированными, с обременениями или без них. К этой группе динамических упражнений можно добавить статические упражнения: поддержание фиксированного положения тела с максимальной амплитудой. В этих упражнениях хорошо развита пассивная подвижность, но хуже активная.

Развитие гибкости требует ежедневных упражнений (иногда даже дважды в день). В уроке они включены в подготовительную и основную части, как правило, в конце. Перед выступлением необходимо хорошо прогреться (потеть).

Возрастные особенности играют роль в развитии подвижности в суставах. С возрастом изменяется морфологическая структура суставов (уменьшается подвижность в суставах и эластичность связок), что приводит к ограничению их подвижности. Поэтому молодые школьники развивают мобильность гораздо легче, чем старшеклассники. В старшем возрасте задача состоит не в том, чтобы увеличить подвижность в суставах, а в том, чтобы поддерживать ее на достигнутом уровне

В младшем школьном возрасте упражнения на растяжку используются в основном в активном динамическом режиме. При увеличении мышечной

массы и уменьшении связочной деформации целесообразно использовать пассивные и статические упражнения.

Подвижность в суставах у девочек и девушек больше, чем у мальчиков и мальчиков (примерно на 20-30%). следовательно, объем нагрузок для учеников мужского пола должен быть больше.

Народные игры

Характерная особенность русских народных игр – движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется, но хорошо физически развитые игроки получают определенное преимущество в ходе игры (так, в лапте хорошо ловящего мяч ставят в поле у линии кона, а хорошо бьющего выбирают капитаном и дают дополнительный удар по мячу).

Правила в играх определяются самими участниками в зависимости от условий, в которых проводятся игры – в городках – расстояние до города от кона или полукона, в лапте – количество игроков, длина и ширина площадки, в салках – условия осаливания и т.д.). Также может варьироваться и инвентарь – в “Лапте” – размеры биты, мяча, в “Жмурках” – размеры повязки, в “Чижике” – размеры чижика, биты или кона и т.д.).

Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.

Классификация народных игр

Применение русских народных игр требует их специального отбора для решения разных педагогических задач. Для этого создаются рабочие группировки игр, сходных по определенным признакам:

  • По видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающей природе, быт русского народа, игры русских детей, вечная борьба добра против зла).
  • По интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней и высокой интенсивности).
  • По типу двигательного действия, преимущественно входящего в игры (с бегом, с прыжками в высоту, в длину с места и с разбега, с метанием в подвижную и неподвижную цель, с бросками и ловлей мяча и т.д.).
  • По содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные).

Типология игр для дошкольников

Различают игры.

  • По способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные).
  • По физическим качествам, преимущественно проявленным в игре (игры, преимущественно способствующие воспитанию силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости).
  • По отношению к структуре урока (для подготовительной, основной, заключительной частей урока).

Наиболее важен классификационный признак.

Русские народные игры, входящие в первый компонент познания дошкольников можно разделить на четыре раздела.

Первый включает в себя игры, отражающие отношение человека к природе. Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Игры первого раздела воспитывают доброе отношение к окружающему миру. Сюда относятся русские народные игры: “Гуси-лебеди”, “Волк во рву”, “Волк и овцы”, “Вороны и воробьи”, “Змейка”, “Зайцы в огороде”, “Пчелки и ласточки”, “Кошки-мышки”, “У медведя во бору”, “Коршун и наседка”, “Стадо”,” Хромая лиса”, “Филин и пташки”. “Лягушата”, “Медведь и медовый пряник”, “Зайки и ежи”, “Ящерица”, “Хромой цыпленок”, “Оса” и их различные варианты.

С историческим наследием русского народа знакомит второй раздел первого компонента – “Быт русского народа”, в котором применяются народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков. Во второй раздел входят народные игры: “Дедушка-рожок”, “Домики”, “Ворота”, “Встречный бой”, “Заря”, “Корзинки”, “Каравай”, “Невод”, “Охотники и утки”, “Ловись рыбка”. “Птицелов”, “Рыбаки”, “Удочка”, “Продаем горшки”, “Защита укрепления”, “Захват флага”, “Шишки, желуди, орехи”, а также различные их варианты.

С большим интересом современные дошкольники знакомятся с играми сверстников прошлых столетий, составляющими третий раздел первого компонента. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию. К этому разделу относятся игры: “Бабки”, “Городки”, “Горелки”, “Городок-бегунок”, “Двенадцать палочек”, “Жмурки”, “Игровая”, “Кто дальше”, “Ловишка”, “Лапта”, “Котлы”, “Ляпка”, “Пятнашки”, “Платочек-летуночек”, “Считалки”, “Третий – лишний”, “Чижик”, “Чехарда”, “Кашевары”, “Отгадай, чей голосок”, “Веревочка под ногами” и др.

Возможность помериться силой и ловкостью появляется у ребят при изучении игр четвертого раздела, который отражает стремление детей стать сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям. В этом разделе применяются игры: “Единоборство” (в различных положениях, с различным инвентарем), “Тяни в круг”, “Бой петухов”, “Достань камешек”, “Перетяни за черту”, “Тяни за булавы”, “Борящаяся цепь”, “Цепи кованы”, “Перетягивание каната”, “Перетягивание прыжками”, “Вытолкни за круг”. “Защита укрепления”, “Сильный бросок”, “Каждый против каждого”, “Бои на бревне” и их различные варианты.

Этот же компонент подразумевает знакомство детей с историей возникновения каждой из игр.

Доказана эффективность использований народных игры в качестве средства развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что применение народны игр оказывает положительное влияние на развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игры с мячом - важный фактор в развитии физических качеств у дошкольников"

Данный материал раскрывает систему работы, включающую определённые приёмы и методы обучения,  способствующие максимальной активности всех видов двигательной сферы посредством использования мяча, ...

Проект "Подвижные игры народов севера, как средство развития физических качеств старших дошкольников"

МАДОУ ДС № 46 «Кот в сапогах»      ПРОЕКТ «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НАРОДОВ СЕВЕРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»    Составител...

"Игры с мячом - важный фактор в развитии физических качеств у дошкольников"

Игры с мячом любят дети всех возрастов, да и взрослые тоже. Поэтому этим занятиям со своими воспитанниками я уделяю большое внимание....

Роль игры в развитии физических качеств дошкольников: подвижные игры.

Дошкольный возраст является важным периодом в развитии личности человека. Именно этот возраст является сенситивным для формирования познавательной активности, коммуникативных навыков, личностных качес...

Тема: « Развитие физических качеств у дошкольников через подвижные игры».

Обоснование необходимости проекта. В настоящее время основной проблемой образования является слабое физическое развитие детей. Общая картина такова: дети испытывают "двигательный дефицит", з...

Опыт инновационной педагогической деятельности по теме самообразования: «Подвижные игры как средство развития физических качеств старших дошкольников»

Пути совершенствования физических качеств у детей старшего возраста в процессе организации подвижных игр...

Роль игры в развитии физических качеств дошкольников: подвижные игры.

Роль игры в развитии физических качеств дошкольников: подвижные игрыВ настоящее время забота о здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно: современному обществу нуж...