Картотеки гимнастик по темам недели
картотека

Татьяна Владимировна Кислицына

Картотеки гимнастик: Пальчиковые, физкультминутки, артикуляционные, добрящие гимнастики после сна, подвижные игры.
Темы: "Одежда и обувь", "Комнатные растения и домашние питомцы", "Инфраструктура ближайшего окружения" (магазины, поликлиника, ателье и т.д.), "Игрушки", "Новый год"

Картотеки будут пополняться новым материалом по другим темам в течение учебного года. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteki_gimnastik.docx71.21 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКИ ГИМНАСТИК


ПО ТЕМАМ НЕДЕЛИ


Пальчиковые гимнастики
Физкультминутки
Артикуляционные гимнастики
Бодрящие гимнастики после сна
Подвижные игры

ТЕМА НЕДЕЛИ «Одежда и обувь»

  • ПАЛЬЧИКОВЫЕ ГИМНАСТИКИ

«Обувь для семьи»

Обуваем ножки Двумя пальцами «шагают» по столу

бегать по дорожке.

Повторяй за мной слова: Ставят два пальца на стол и

Ножка – раз, ножка – два! поднимают по одному

В магазине покупают Сжимают и разжимают пальцы

И на ножки надевают

Папа, мама, брат и я – Загибают пальцы на руках

Любит обувь вся семья. Шагают» пальцами по столу
Я надену сапоги, Показываем на ноги,

Курточку и шапку. туловище, голову

И на руку каждую

Натяну перчатку. Одна рука выпрямленными
пальцами вверх, другая проводит
по мизинцу и ребру ладони,
показывая направление надевания
перчаток, смена рук

«Гномики – прачки»

Жили-были в домике Сжимают и разжимают кулачки
Маленькие гномики:
Токи, Пики, Лики,
Правой рукой загибают на левой руке
Чики, Микки пальчики, начиная с большого
Раз, два, три,
Четыре, пять
Правой рукой разгибают на левой руке
пальчики, начиная с большого
Стали гномики стирать Трут кулачками друг о друга

«Токи — рубашки, Опять загибают пальчики на левой
Пики — платочки,
руке, начиная с большого
Лики — штанишки,
Чикки — носочки.
Микки умница был,
Всем водичку носил.

«Магазин одежды»

Открываем магазин, (Соединить ладони, круговые движения в противоположные стороны.)

Протираем пыль с витрин. (Ладонь одной руки массажирует тыльную сторону другой и наоборот.)

В магазин заходят люди, (Подушечки четырех пальцев одной руки двигаются по тыльной стороне другой.)

Продавать одежду будем. (Костяшки сжатых в кулак пальцев двигать вверх-вниз по ладони другой руки.)

Магазин теперь закроем, (Фаланги сжатых в кулак пальцев вращать по центру другой ладони.)

Каждый пальчик мы помоем. (Массаж каждого пальца между фалангами указательного и среднего пальцев другой руки.)

Потрудились мы на «пять» — (Сжимать и разжимать пальцы.)

Пальцы могут отдыхать. (Потереть ладони.)

  • ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

«Одежда для куклы»

Не плачь, куколка, моя (имитация укачивания)
Остаешься ты одна.
Не могу с тобой играть,
Нужно мне перестирать (движения кулачками друг о друга)
Твои платья и носки
(загибают пальцы поочередно)
Твои юбки и чулки,
Свитер, варежки, жакет,
Шапочку, цветной берет,
Я налью воды чуток,
(имитация налива воды)
В таз насыплю порошок.
(имитация ладошкой)
Пену снежную взобью (круговые движения ладонями)
Постираю и пойду (движения кулачками, ходьба на месте)
Пока светит солнышко,
(показ солнышка)
Натяну веревочку. (ладони в стороны)
К ней одежду прикреплю (движения пальцами)
Ветерком все просушу.
(махи ладонями)
Утюгом туда — сюда
(гладим правой рукой)
Белье быстро глажу я.
Поработали вдвоем
(хлопки вверх – вниз)
А теперь и отдохнем.
(ладони под голову, «спим»)

«Тапки»

Эти тапки для Антошки, (по два раза ритмично топнуть
каждой ногой)
Чтобы в них не мерзли ножки. (четыре ритмичных прыжка на
обеих ногах)

Топ-топ, топотушки,
(по два раза ритмично топнуть
каждой ногой)
Что за тапки! Как игрушки! (левую ногу поставить на носок,
потом на пятку, потом повторить
те же движения правой)

  • АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ ГИМНАСТИКИ

1. Упражнение на дыхание «Гладим белье»: И.п.: о.с. 1-скользить правой ладонью по левой ладони (вдох); 2-на выдохе произносить: «Пш-ш-ш-ш!». Повторить 3-4 раза.

2. Упражнения для язычка: «Застегивание и расстегивание молнии». Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счет до «пяти» (застегнули молнию).
Разомкнуть губы (расстегнули молнию).

3. «Большие пуговицы»--максимально округлить губы и
«Маленькие пуговки»-- вытянуть губы узкой «трубочкой.

4. «Иголочка»-- вытянуть «острый» язык как можно дальше
изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «пяти-шести»).

5. «Воротник с широкими и острыми краями». Чередовать положения «широкого» и «узкого» языка. Положить «широкий»
язык на нижнюю губу («круглый воротничок»). Вытянуть «острый» язык — «воротничок с острыми краями».

6. «Белье на ветру». Широко открыть рот и прижать кончик
языка к верхним зубам, удерживать его в таком положении.

7. «Шитье на разных швейных машинках». Широко открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, боковые края прижать к
коренным зубам и произносить: «Д-д-д-д-д» (шьем на
электрической швейной машинке), «Т-т-т-т-т» (шьем на ручной швейной машинке).

8. «Строчит машинка»--губы в улыбке, чистый пальчик—под
язычок, произносить: др-р-р-р.

9. «Строчка»--кончик языка «иголочкой» ритмично касаемся
верхней губы, начиная с уголка рта.

  • БОДРЯЩИЕ ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ СНА

" АТЕЛЬЕ"

Мы портные смелые,
Мы зарядку делаем.
В ателье отправимся,
С трудностями справимся.

  • «Иголка»

Острая и колкая
Иголка мастерица,
Платьице из шёлка
Сошьёт она сестрице.

И.П. — лёжа на спине, руки вдоль туловища. Потянуть левую ногу пяткой вперед, а левую руку вытянуть назад за голову вдоль туловища, удержать 8 секунд, вернуться в и.п.. То же самое другой ногой и рукой. Затем двумя ногами и руками вместе (поза потягивания).

  • «Швейные катушки»

Мы не детские игрушки,
Нет, мы швейные катушки.
На нас нитки намотали,
Чтобы мы потолще стали.

И.П. — лёжа на спине, руки согнуты в локтях перед грудью. Круговые движения предплечьями вперёд, назад.

  • «Нитка»

Она за иглою и вправо, и влево,
И тянется будто бы шлейф королевы.
И.П. – на спине, руки в стороны, ноги согнуты в коленях. Держа ноги вместе, развернуть их в одну сторону, а голову в другую и обратно. Повторить по 4 раза.

  • «Моток»

Намотаем шерсти клубок,
Он похож на колобок.

И.П. – сидя в группировке, руками плотно обхватить ноги у лодыжек. Резко и быстро откинуться назад на спину и быстро вернуться в и.п. Дыхание произвольное, через нос (поза «ролик»). Повторить 5-8 раз.

  • «Расправим ткань»

Сейчас мы ткань свою расправим,
Ни морщины не оставим.

И.П. — лёжа на животе, руки вытянуты вперед. Поднять руки и ноги в стороны, удержать 8 секунд, вернуться в и.п. (поза «золотая рыбка»). Повторить 2 раза.

  • «Ножницы»

Режем мы бумагу, ткани.
Кто мы? Догадайтесь сами.

И.П. — лёжа на животе, подбородком (лбом) касаться кровати. Руки вытянуты вдоль туловища, пальцы сжаты в кулаки.

Упираясь руками в кровать, поднять как можно выше правую ногу. Дыхание произвольное. Удерживать позу 6 секунд. Затем
на выдохе плавно опустить ногу. Повторить то же с левой ногой (поза «саранча»).

  • «Гладильная доска»

Сейчас гладильную доску наладим
И все изделия погладим.

И.П. — сидя, ноги согнуты в коленях, спина прямая, упереться прямыми руками за спиной на ширине плеч, развернуть кисти от себя. Поднять бедра и таз вверх, при этом упор сохраняется на стопы и руки. Отталкиваясь ногами, тянуть таз вверх (поза стол). Удерживать 6-8 секунд и вернуться в и.п..

  • «Проверяем рукава»

Рукава проверить надо,
Чтоб сидели так, как надо.

И.П.- сидя на пятках, руки в стороны. На команду «Раз» - встать на колени, обхватить плечи — вдох; на команду «Два» - сесть на пятки, руки в стороны – выдох.

  • ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Хороводная игра «Кто во что одет?»

Водящий ребёнок стоит в центре круга. Дети идут по кругу, взявшись за руки, и поют на любую русскую народную мелодию.

Для мальчиков:

В центр круга ты вставай
И глаза не открывай.
Поскорее дай ответ:
Ваня наш во что одет?

Для девочек:

В центр круга ты вставай
И глаза не открывай.
Ждём мы твоего ответа:
Машенька во что одета?

Дети останавливаются, а водящий закрывает глаза и описывает детали, а также цвет одежды названного ребёнка.

Хороводная игра «Тапочки»

Дети водят хоровод:

По дорожке Маша шла,
Маша тапочки нашла.
Маша тапки примеряла,
Лишь надела — захромала.
Стала Маша выбирать,
Кому тапочки отдать.
Коле тапки хороши:
-На, надень и попляши.

Обувь передается тому, чье имя названо. Ребенок надевает обувь и танцует под музыку.


Игра «Наша одежда»

Ведущий дает задание, дети выполняют:
Кто в красной майке – присядь.
Кто в зеленых штанах – похлопай в ладоши. И т.п.

ТЕМА НЕДЕЛИ «Комнатные растения и домашние питомцы»

  • ПАЛЬЧИКОВЫЕ ГИМНАСТИКИ

«Про кошку»

Подставляй ладошку, Вытягивают вперед руку ладошкой
вверх
Расскажу про кошку. Гладят ладонь другой рукой
Будем пальчики считать? Шевелят пальчиками
Будем пальчики считать! Сжимают пальцы в кулак и
разжимают их

Раз – два – три – Поочередно загибают пальчики на
Четыре - пять!
руке
Вот - кулак, Сжимают пальцы в кулак
А вот – ладошка.
разжимают их
На ладошку села кошка! Ставят на ладонь пальцы, пальцы
второй руки
И крадется потихоньку, «Пробегают» пальчиками по руке до
плеча
И крадется потихоньку…
Видно мышка там живет!
Прячут кисть другой руки в
подмышечную впадину

«Фикус»

Ну-ка, фикус, похвались - Хлопки
Вот какой огромный лист!
Растопырить пальцы рук
Сделан будто бы из кожи,
Потереть ладони
Фикус, мы тебе поможем:
Сжимать и разжимать кисти рук
Каждый толстенький твой лист
Прижать ладони друг к другу
Вымоем старательно. Поглаживаем кисти («моем»)
Зеленей ты становись
Хлопки
Ростом - с воспитателя! Потянуться, руки поднять вверх

«Кактус»

На окне цветок колючий (Показать прямоугольник перед собой)

Смотрит за околицу (Сделать «бинокль» из ладошек)

Вы его не троньте лучше (Погрозить пальчиком)

Очень больно колется. (Указать пальчиком ладошку и
сморщиться)

Не подушка для иголок, (Сложить ладошки под щечку)

И не ежик, и не елка, (Сложить ладошки, растопырить
пальцы, «нарисовать» елку перед собой)

Но не даст себя в обиду, (Отрицательный жест головой и
указательным пальчиком)

Потому что весь в иголках.

«Комнатные растения»

У нас в горшке расцвёл цветок. Ладошки изображают бутон

Чтоб стал красив он и высок, Поднимаем «бутон» вверх

Раскрыл на утро лепестки, Раскрываем ладошки

Должны работать корешки. Опускаем ладошки вниз,
соединив тыльной стороной

  • ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

«Котята»

(движения по тексту)


Пушистые комочки
Умыли лапкой щечки,

Умыли лапкой носик,
Умыли лапкой глазки –
Правый глазик, левый глазик.
Умыли лапкой ушки –
Правое ушко, левое ушко.
А ушки у котят, как домики стоят.

«Щенок»

Бегал по двору щенок, (бег на месте)

Видит пирога кусок (наклоны вперёд, руки в стороны )

Под крыльцо залез и съел, (присесть, руки ко рту)

Развалился, засопел (руки в стороны, голову на бок)

«На окне в горшочках».

На окне в горшочках Дети сидят на корточках.
Поднялись цветочки.
К солнцу потянулись,
Вытягивают руки
Солнцу улыбнулись.
Улыбаются, поворачивая голову
К солнышку листочки
Руки «елочкой», повороты вправо-влево
Повернут цветочки,
Развернут бутоны.
Соединят ладошки над головой
В солнышке утонут.
Хлопают над головой

  • АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ ГИМНАСТИКИ

#1059;пражнения на дыхание

  • «Кошка мяукает»

И.п.: о.с. 1-перебирать лапками перед собой (вдох); 2- на выдохе произносить: «Мяу-мяу! Мяу-мяу!» Повторить 2-3 раза.

  • «Собака лает»

И.п.: о.с. 1- вдох носом; 2- на выдохе произносить: «Ав-ав-ав! Ав-ав-ав!» Повт. 3-4 раза.

2. Мимические упражнения:

  • «Сердитый Полкан»

- Почему сердит, Полкан?

- Не пустили на диван,

Мяч не дали прокусить, -

Всё! Не буду я служить!

  • «Удивлённый котишка»

Полосатый кот-мурлышка

Водит носиком по книжке:

-Почему не пахнут мышки,

Нарисованные в книжке?

Не могу я их поймать!

Лапой только: хвать да хвать!

3. Артикуляционные упражнения

  • «Сердитый Пушок»
    Рот приоткрыт, язык в виде «мостика».
  • «Пушок лакает молоко» лакательные движения языком.

Любит котик молочко,

Пьёт его из блюдечка.

Как? Охотно и легко.

Не устав нисколечко!

  • «Собачке жарко!»

Жарко нашему Дружку:

(Язык высунуть изо рта, частые вдохи и выдохи.)

Он побегал по лужку!

Язык в сторону свалился, (соответственно)

Дружок устал, - воды напился. (Лакательные движения языком.)

  • БОДРЯЩИЕ ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ СНА

Я в землю семечком попал
И вдруг цветком красивым стал.
И.п. полный присед, сгруппироваться; 1- встать
потянуться вверх, руки на пояс; 2-и.п. (5-6 раз)

Я выше к солнцу потянулся
И лепестками лучиков коснулся.
И.п. о.с. руки вдоль туловища; 1- руки через стороны
вверх, встать на носочки; 2-и.п. (5-6 раз)

Я поглядел по сторонам,
И много я цветов увидел там.
Они такие же, как я,
Они, они мои друзья.
И.п. ноги на ширине, руки на поясе; 1- поворот в
правую сторону, правую руку в сторону; 2-и.п. 3-4- то
же в левую сторону; ( 5-6 раз)

А ветерок меня качает,
И вправо влево наклоняет.
И.п. то же; наклоны туловища вправо, влево; (5-6 раз)

Я с ветерком люблю играть,
И ниже, ниже стебелёк свой наклонять.
И.п. то же; 1- наклон туловища вперёд, руки вперёд;
наклонить туловище ниже пальцами рук коснуться
носочков ног; 2-и.п. (5-6раз)

А бабочка красавица садится на меня,
Я рад своим друзьям всегда.

И.п. о.с. руки в стороны; 1- полный присед, руки на
колени; 2-и.п. (5-6 раз)

Гостей люблю я принимать.
И вкусною пыльцою угощать.

И.п. то же; прыжки; (10раз)

Когда настанет ночь друзья,
То, как и вам мне спать пора

И.п. полный присед, сгруппироваться

  • ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

«Салки с цветком»

Играющие встают в круг парами. В паре дети стоят друг за другом. Выбирают двух ведущих, одному из них дают цветок. По сигналу ведущий с цветком убегает, а второй ведущий догоняет его. Игра проходит за кругом. Ведущий с цветком может передать цветок любому играющему, стоящему в паре, и встать на его место. Таким образом ведущий с цветком меняется. Ведущий, оставшийся без пары, догоняет ведущего с цветком. Когда ведущий с цветком пойман вторым ведущим, то второму ведущему дают цветок, а следующий ведущий выбирается из числа детей, стоящих парами. Игра начинается по сигналу.

«Покажи цветок»

Играющие делятся на две группы и выстраиваются в шеренгу друг против друга, держа руки за спиной. В центре между шеренгами стоит один игрок. В каждой команде выбирают ведущего, которому дают цветок. Ведущий позади своей команды незаметно вкладывает цветок в руку одному из детей.После этого игрок в центре дает команду: «Покажи цветок!» Дети с цветами должны выбежать и отдать свой цветок ведущему. Побеждает тот, кто быстрее отдаст цветок.

«Клумба»

На полу, на одной стороне зала, разложены обручи разного цвета – это «клумбы». В каждую «клумбу» садится ребенок-«цветок». Под музыку дети имитируют рост цветов, выходят из обруча и танцуют в другой стороне зала. По окончании музыки возвращаются на свою «клумбу».

«Цветы»

Каждый играющий выбирает себе название какого-нибудь цветка. Одно и то же название не может быть у нескольких детей. По жребию (считалке) выбранный цветок, например «Мак»,начинает игру: вызывает какой-нибудь цветок, например астру. «Астра» бежит, а «Мак» ее догоняет. Когда ему грозит опасность быть пойманным, он произносит название какого-нибудь другого цветка, убегает следующий цветок. Пойманный меняет свое название и снова включается в игру. Нельзя повторно придумывать одно и то же название цветка.

«Лохматый пес»

Ребенок изображает собаку, он сидит на стуле в одном конце площадки и делает вид, что спит. Остальные дети находятся в другом конце помещения за чертой-это дом. Они тихо подходят к собаке, педагог говорит: Вот лежит лохматый пес, В лапы свой уткнувши нос, Тихо, смирно он лежит, Не то дремлет, не то спит. Подойдем к нему, разбудим И посмотрим, что-то будет. Собака просыпается, встает и начинает лаять. Дети убегают в дом, встают за черту. Игра повторяется, роль собаки получает другой ребенок.

«Вот собачка Жучка»

Выбирается водящий – Жучка. Нарисовать круг – это ее дом. Дети берутся за руки, идут по кругу и поют песенку:
Вот собачка Жучка,
Хвостик закорючка,
Зубки острые,
Шерстка пестрая!
Собачка лает.

Дети останавливаются, грозят ей пальчиками и говорят:
Ты, собачка, не лай,
Лучше с нами поиграй,
Мы –бежим, ты –догоняй!

Дети убегают, собачка их догоняет. Нарисовать фигуры по количеству детей. Это «домики», в которых дети спрячутся от собачки, их расположение на игровой площадке следует изменять, постепенно увеличивая расстояние, которое ребенок пробегает.

”Попугайчик дома”

Содержание. На слова “попугайчики летают” , дети бегают по
залу, размахивая руками- крыльями. На слова “попугайчики летят домой” дети бегут к обручам – домикам и запрыгивают в них.

ТЕМА НЕДЕЛИ «Инфраструктура ближайшего окружения»

  • ПАЛЬЧИКОВЫЕ ГИМНАСТИКИ

«Дом»

Я хочу построить дом, Руки сложить домиком, и поднять
над головой

Чтоб окошко было в нём Пальчики обеих рук соединить в
кружочек

Чтоб у дома дверь была, Ладошки рук соединяем вместе
вертикально

Рядом чтоб сосна росла. Одну руку поднимаем вверх и
"растопыриваем" пальчики

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял, Соединяем руки в замочек и делаем
круг перед собой

Солнце было, дождик шёл, Сначала поднимаем руки вверх,
пальцы "растопырены". Затем
пальцы опускаем вниз, делаем
"стряхивающие" движения

И тюльпан в саду расцвёл! Соединяем вместе ладошки и
медленно раскрываем пальчики -
"бутончик тюльпана"

В гости

На горе мы видим дом, Кистями рук изобразить домик.

Много зелени кругом, Волнообразные движения кистями рук

Вот деревья, вот кусты, Руками «показать» деревья, кусты

Вот душистые цветы. Пальцами «показать» бутон.

Окружает всё забор, Пальцами «показать» забор.

За забором - чистый двор. Погладить ладонями стол.

Мы ворота открываем, «Открываем» кистями ворота.

К дому быстро подбегаем, Пальцами пробежаться по столу.

В дверь стучимся: Постучать кулаком по столу.

«Тук–тук– тук!»

Кто–то к нам идёт на стук. Ладонь приложить к правому уху,
прислушаться.

В гости к другу мы пришли Вытянуть руки вперёд, как будто

И подарки принесли. преподнося что – то.

  • ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

«Магазин»

Продаются в магазине (вытянуть руки перед собой, ладонями
вверх)
Йогурт, молоко, кефир, (соединять пальчики левой и правой
Ряженка, сметана, сыр, руки поочередно начиная с мизинцев,
на слове «сыр» соединить ладошки
хлопком)

Чай, конфеты, шоколад, (разъединяем пальчики поочередно Яблоки и виноград. начиная с больших пальчиков, при
этом запястья обеих рук плотно
прикасаются друг к другу)

Детский мячик в магазине (крутят руки влево вправо упр.
«цветок» - запястья вместе, ладони
вверх, пальцы широко расставлены)

Продают в большой корзине. (пальцы в замок и вытянуть перед
собой)

Нужно важное купить, (хлопнуть ладонью левой руки о
правую и наоборот 4 раза в ритм)

Чтобы экономным быть! (потереть большим пальчиком другие
пальцы, обеими руками
одновременно).

«Магазин»

В магазин мы все ходили
И продукты там купили:
(идут по кругу)
Хлеба, мяса, молока,
Масла, рыбы, творога,
(взмахи руками влево, вправо)
Все к обеду припасли, (широко разводят руки)
И до дома донесли. (руки домиком над головой).

  • АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ ГИМНАСТИКИ

#1059;пражнения на дыхание:

  • «Клумба возле дома».

Возле дома растут цветы, вдыхаем через нос, аромат: «а-а-ах! » - на выдохе.

  • «Зажжём фонарик в доме».

Опустить руки, сделать спокойный вдох, «послать воздух в животик», а на выдохе сделать губы трубочкой и подуть на «фонарик».

#1040;ртикуляционные упражнения:

  • «Ремонт дома». «Приколачиваем оконные рамы» Произносить на одном выдохе звуки: «Т-т-т-т-т, д-д-д-д-д», а затем слоги: «та-да-та-да, ты-ты-ты-ды, тук-тук-тук-тук».

  • «Сверлим дырки дрелью». Произносить звуки: т-т-т, д-д-д за верхними зубами и пальчиком выполнять вибрацию язычка: др-р-р-р; тр-р-р-р.

  • «Красим крыльцо». Рот закрыт. Облизывать сначала только верхние зубы, затем нижние. Далее облизывать зубы по кругу.

  • «Красим потолок». Кончиком языка проводить по небу—от мягкого неба до верхних зубов.

  • «Укладываем полы». Распластать язык на дне ротовой полости.

  • «Уборка дома». Твой рот, как дом. Представь, что твой язык – тряпка, и протри свой дом.

  • «Протри порог дома». Высуни язык и оближи всё вокруг нижней губы, водя языком вперед-назад.

  • «Протри верхнюю часть двери». Оближи верхнюю губу всю, от одного уголка до другого, водя языком вперед-назад.

  • Протри всю мебель внизу. Проведи языком по нижним зубам.

  • Протри все комнаты наверху. Проведи языком по верхним зубам.

  • «Моем окна». Производить круговые движения кончиком языка по верхней и нижней губам.

  • «Вытряхни тряпку на улице». Высуни язык и покачай им из стороны в сторону

  • БОДРЯЩИЕ ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ СНА

«Дружные ребята»

Все упражнения выполняются из и. п. лежа на спине. Движения соответствующие тексту.

Мы, все дружненько проснулись
Улыбнулись, потянулись,
Подышали ловко
(Дышат носом)
Погудели громко (у-у-у-у-у)
Поднимайте плечики,
Как в траве кузнечики.
(Движения плечами вверх-вниз).
1,2,3,4 - шевелим ногами (Стопы на себя, от себя)
1,2,3,4 -хлопаем руками (Хлопки руками)
Руки вытянуть пошире
1,2,3,4 (
Сгибать и разгибать руки на каждый счет)
Мы становимся все выше,
Достаем руками крышу
(Лежа на животе, руки вперед,
потянуться)
На два счета поднялись 1,2
3,4 – руки вниз

(Встают с кровати и переходят к закаливающим процедурам)

  • ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

«Мячи в магазине»

Дети делятся на пары. Вначале мячи будут изображать мальчики. Все пары садятся напротив друг друга у противоположных стен зала. Мальчики - мячи садятся на стулья, на корточки

Воспитатель:
Мячи в магазине на полке лежали,
Ветер подул
(девочки дуют) - они на пол упали!

(мальчики спрыгивают со стульчиков).

Покатились, покатились.

(«мячи» рассыпаются горошком по залу, приседают).

Увидели их девочки, подбежали, удивились! (каждая девочка к своей паре – «мячу»).

Девочки: Ах, какой же ты круглый, красивый!

(руки к щекам - изображают удивление).

Один бочок красный, другой бочок синий! (гладят)

Буду с мячиком играть, буду мячик отбивать!

(хлопают в ладоши)

Девочка кладет руку на голову мальчику, который вприсяди прыгает на месте под любую ритмичную музыку, а девочка как бы отбивает мяч. Окончанием музыки девочки отмечают хлопком в ладоши, произносят:

Ой, укатился мячик мой!

«Мячи» убегают на стульчики. Девочки спокойно возвращаются на места. При повторе дети меняются ролями.

ТЕМА НЕДЕЛИ «Игрушки»

  • ПАЛЬЧИКОВЫЕ ГИМНАСТИКИ

«Мы веселые матрешки»

Мы веселые матрешки, Хлопают в ладоши

На ногах у нас сапожки, Указательным и средним пальцами
идут по полу

В сарафанах наших пестрых Соединяют ладошки вместе

Мы похожи словно сестры. Руки в замок

«Игрушки»

На большом диване в ряд Попеременно хлопают в ладоши и
стучат кулачками

Куклы Катины сидят: Поочерёдно загибают пальчики

Два медведя, Буратино,

И весёлый Чиполлино,

И котёнок, и слонёнок.

Раз, два, три, четыре, пять Поочерёдно разгибают пальчики

Помогаем нашей Кате Попеременно хлопают в ладоши и
Мы игрушки сосчитать. стучат кулачками

Есть у нас игрушки: Хлопки

Пластмассовые погремушки, Встряхивают кулачки

Мишка мягкий меховой Сжимают и разжимают пальцы

Мяч резиновый цветной, Делают шар из пальцев

Кубик деревянный,

Солдатик оловянный,

Шарик легкий надувной Руки сложить в круг перед собой

Я люблю играть с тобой. Хлопают в ладоши

«Я люблю свои игрушки»

Я люблю свои игрушки Выполняют попеременно хлопки
и удары кулачками.

Киску, зайку и лягушку Загибают по одному пальчику на обеих

Заводного петушка руках, начиная с больших.

И пушистого щенка.
Мяу! Мяу! – киска плачет, Согнув указательный и средний, а
остальные, сжав, показывают «киску».

Ква – ква – ква! –
Лягушка скачет,
Хлопают по столу.

Гав! – гав! – гав! –
Кричит щенок,
Сложив ладони, показывают, как лает
щенок.

Ку-ка-ре-ку! – петушок. Хлопают себя по бокам.

Я люблю свои игрушки

И по дому в них играю.

Киску, зайку и лягушку Загибают пальчики.

На машинке я катаю. «Возят» кулачком по столу.

Мяу! Мяу! – киска плачет, Повторение упражнений

Ква – ква – ква! – лягушка скачет,

Гав! – гав! – гав! – кричит щенок,

Ку-ка-ре-ку! – петушок.

«На столе моем игрушки»

На столе моем игрушки Круговыми движениями пальцев одной
Притаились в тишине. руки поглаживаем раскрытую ладонь
Пять подарков в день рожденья другой

Принесли ребята мне.

Раз - мохнатый, мягкий мишка, Указательным пальцем на

Два - зеленый крокодил. счет поглаживаем каждый

Три - зайчишка-шалунишка, палец другой рукой в

А четыре - конь один, направлении от основания к

Пять - огромная машина кончику

С желтым кузовом большим.

Я в него свои подарки Соединяем ладони и круговыми
Утром рано положил движениями растираем их
с небольшим усилием

  • ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

«Мячик»

Раз, два, прыгай мячик
Раз, два, и мы поскачем.
Взмахи правой ладонью, как бы удары по
мячу.

Девочки и мальчики Ритмичные прыжки на носочках, руки на
Прыгают, как мячики. поясе.

«Мячик мой»

Друг весёлый, мячик мой,

Всюду, всюду он со мной

По 2 взмаха левой и правой рукой, как бы удары по мячу.

Раз, два, три, четыре, пять.

5 прыжков на носочках, руки на поясе

Хорошо мячом играть.

Вновь по 2 взмаха – «удара»

«Я люблю свои игрушки»

Я люблю свои игрушки : Выполняют «пружинку», руки на поясе

Куклы, мячики, хлопушки,

Буратино и Мальвину – Хлопают в ладоши

Все поместятся в машину. Приседают на корточки

Я машину заведу, Встают, заводят руками «моторчики» - выполняют вращение рук вперед-назад перед грудью

Я на улицу пойду. Шагают на месте

Ой, уехала машина, Кисти рук прикладывают к щекам, качают головой

По дороге едут шины. Идут по кругу друг за другом, руками выполняют вращения вверх-вниз вдоль боковой поверхности туловища

За машиной побегу,

Я игрушки догоню. Бегут по кругу

Свои игрушки догоню, Останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга

Потому что их люблю. Разводят руки в стороны, обнимают обеими руками себя за плечи

  • АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ ГИМНАСТИКИ

#1059;пражнение на дыхание «Дышим носом с куклой Татой»

(педагог произносит текст, дети дышат: вдох носом, выдох носом)

Дышим носом с куклой Татой:

Вдох – выдох, вдох – выдох.

Вместе нам учиться надо:

Носом – вдох, носом – выдох.

2. Массаж биологически активных точек лица «Городок игрушек».

Возле двух лесных дорог – поглаживаем лоб от середины к вискам.

Прямо на опушке – массируем указательными пальцами крылья носа.

Есть волшебный городок – растираем ладонями уши вверх – вниз.

Где живут игрушки – гладим уголки губ по направлению к ушам.

#1059;пражнения для язычка:

«Лопаточка»--рот открыт широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

«Горка»--рот открыт, кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

«Трубочка»--рот открыт, боковые края языка загнуты вверх.

«Часики»--рот открыт, губы растянуты в улыбке. Кончик узкого языка попеременно тянется под счет педагога к уголкам губ.

«Качели»--рот открыт.

1) Напряженный язык тянуть к носу, затем к подбородку.

2) За верхние и нижние резцы.

  • БОДРЯЩИЕ ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ СНА

Упражнение «Кукла»

И. п. — лежа на спине.

Любим мы играть и даже

Кукол вам сейчас покажем

Ровно улеглись в постели

И направо посмотрели,

Тут же глубоко вздохнули

И головки повернули.

Дети поворачивают голову направо — вдох.

А теперь мы выдыхаем,

Смотрим вверх и отдыхаем,

Дышим ровно, не спешим,

То же влево повторим

Выдох, возвращаются в и. п.

Поворачивают голову налево — вдох,

возвращаются в и.п.— выдох.

Повторить шесть раз; темп умеренный

«Хлопушка».

Хлоп — и конфета стреляет как пушка.

Каждому ясно — это... (хлопушка).

И. п. — лежа на спине.

1 — согнутую правую ногу в колене поднять вверх, выполнить под ней

хлопок.

2 — вернуться в и. п. То же проделать другой ногой.

Повторить шесть раз; темп быстрый.

  • ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

”Цветные автомобили”

На одной стороне зала стоят дети с цветными кружками в руках- это рули. Воспитатель в центре с цветными флажками. Он поднимает флажок какого-нибудь цвета, а дети с кружком такого же цвета бегают в разном направлении по залу, крутя руль. Когда флажок опускается, дети возвращаются на места. Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета – бегут другие дети. Можно поднимать сразу несколько флажков.

«Мой веселый, звонкий мяч».

Дети стоят по кругу или полукругом. Воспитатель берет большой мяч, отбивает его рукой и произносит текст:

Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!

Затем кладет мяч и предлагает детям попрыгать, «как мяч».
Вновь повторяет стихотворение и делает движение рукой так,
как будто отбивает мяч. Закончив читать стихотворение, воспитатель говорит:

«Догоню». Дети убегают.

«Ловец ленточек»

Для игры нужно, чтобы у каждого ребенка было по ленточке, которую надо прикрепить так, чтобы она не падала при движении, но легко доставалась, например, из-за пояса. Ребята убегают, уворачиваются, а ловец догоняет и срывает ленточки. Лишаешься ленточки – выбываешь из игры.

Театр Кабуки

Участники игры делятся на 2 команды. В театре Кабуки есть 3 персонажа:

ДРАКОН — он угрожающе вскидывает руки вверх и рычит: «р-р-р».

ПРИНЦЕССА — она поворачивается из стороны в сторону держась за юбочку и говорит: «у-тю-тю».

САМУРАЙ — он, как каратист, вскидывает ногу вперед и вскрикивает: «й-а-а-а».

Самурай побеждает дракона, дракон побеждает принцессу, принцесса побеждает самурая. Команды, договорившись, по команде ведущего показывают одного из персонажей. Игра идёт либо на очки, либо выигравшая команда догоняет противника и перетягивает на свою сторону пойманных игроков.

ТЕМА НЕДЕЛИ «Новый год»

  • ПАЛЬЧИКОВЫЕ ГИМНАСТИКИ

«Новый год»

- Здравствуй, Дедушка Мороз! Ладонь поглаживает подбородок –
«бороду» Деда Мороза

Что в подарок нам принёс? Руки вперёд ладонями вверх

- Громкие хлопушки, Хлопнуть в ладоши

Сладости, игрушки. Вертим кистями

«Новогодний праздник»

Ждали праздника мы долго. Трём ладошку о ладошку

Наконец пришла зима. Сжать кулаки, прижать их друг к
Наконец пришла зима другу

В гости ёлку привела. Пальцы «идут» по столу, по
коленкам

К ёлке все мы подошли, Пальцы показывают елочку, указ.
пальцы сцепляются

Хороводы завели.. Круговые движения кистями рук

Покружились, поплясали,

Даже чуточку устали. Кисти рук опустить, расслабить

Дед Мороз скорей приди, Ладони прижать друг к другу, потом

Нам подарки принеси. протянуть вперёд

«Елочка»

Перед нами елочка Кулачки указательные пальчики
выставлены

Шишечки, иголочки,

Шарики, фонарики, Шарики из пальцев рук, вниз, вверх

Зайчики и свечки, Ушки из указательного и среднего
пальцев, обе ладони сложены, пальцы
сжаты

Звезды, человечки. Ладони сложены, пальцы расправлены,
средний и указательный пальцы стоят
на столе

«Наряжаем елку»

Раз, два, три, четыре, пять Поочередно соединяют подушечки
пальцев обеих рук, начиная с большого

Будем елку наряжать. Соединяют ладони «домиком» над
головой и разводят руки в стороны

Мы повесим шарики, Соединяют подушечки пальцев обеих
рук, образуя шарик

Яркие фонарики, Прижимают ладони друг к другу,
пальцы раздвинуты, выполняют
вращательные движения ладонями
вперед-назад

Веселого Петрушку Показывают длинный нос

И разные игрушки: Вытягивают ладони вперед

И мишку-шалунишку, Показывают «Мишкины лапы» и
покачиваются из стороны в сторону

И заиньку-трусишку. Прикладывают раскрытые ладони к
голове

  • ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

«Выпал беленький снежок»

Выпал беленький снежок
Собрались мы все в кружок
Мы потопаем, мы похлопаем.
Будем весело плясать, будем руки согревать.
Мы потопаем, мы похлопаем,
Чтоб нам было веселее, будем прыгать мы скорее.

«Снежная баба».

Мы бабу снежную лепили, Изображают в воздухе
последовательно три круга
Чтоб краше не было ее. Проводят пальцами по лицу
Лопатами весь снег собрали, Имитируют движения лопатой
Не позабыли ничего.
Сначала ком большой скатали
Изображают руками в воздухе
максимально большой круг
И плотно этот ком прижали. Изображают перед собой руками
круг, опускают его
Второй поменьше был размером. Изображают круг меньше На первый он уселся смело. Приседают
А третьим – голова была
Показывают на голову
И участи своей ждала.
Подпирают голову ладонями
Лицо украсили морковкой, На уровне носа пальцами
изображают морковку
И угольками вместо глаз. Показывают на глаза
Прорисовали ротик ловко, Трогают рот
Смотрели в профиль и анфас. Поворачивают голову в
сторону, прямо
На голову ведро надели, Делают движения двумя
руками сверху вниз по голове
Украсили его пером. Поднимают одну руку вверх
расставляют пальцы
Метлу воткнули для порядка Делают движение «подметание»
Трудились дружно всем двором!
Скрещивают пальцы рук в
замок

«Елочка»

Ждут красавицу колючую «Рисуют» руками елочку.

В каждом доме в декабре. Делают ладошками «дом».

На ветвях зажгут фонарики, Показывают «фонарики».

Искры брызнут в серебре. Руки над головой, пальцы
оттопырены

Сразу станет в доме празднично, Берутся за руки и становятся
в хоровод.

Закружится хоровод.

Дед Мороз спешит с подарками, Идут по кругу с
воображаемым
мешком за
плечами
Наступает Новый год.

  • АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ ГИМНАСТИКИ

#1059;пражнение на дыхание:

  • «Снежинка»--вдох через нос, длительный выдох через рот, следить, чтобы щеки не надувались. Сдуть «снежинки» с ладошки.

Снежинка кружится,

Снежинка летит.

Ко мне на ладошку

Снежинка спешит.

#1052;имические упражнения:

  • «Сердитый Мороз»

Не боимся мы мороза!

(Радостная улыбка.)

Рассердился он на нас:

(Сдвинуть брови, насупиться.)

«Заморожу, заморожу,

Заморожу вас сейчас!»

(Вытянуть губы трубочкой, ещё больше насупить брови, сердито потрясти головой.)

  • «Дед Мороз выступает»

Дед Мороз повеселел,

(Весёлое выражение лица.)

Улыбнулся, и запел.

(Улыбнуться и ртом движения, как во время пения.)

Выступал Мороз у ёлки,

(Беззвучное артикулирование гласных.)

Отморозил ей иголки…

(Горестно вздохнуть.)

#1059;пражнения для язычка «Зимняя сказка»

Язычок приготовился слушать «зимнюю сказку».

  • «Лопата»- Он лёг на нижнюю губу, показывает какой он внимательный и послушный.

- Очень хочется язычку послушать интересную зимнюю историю и от нетерпения он, то выглядывает, то снова прячется за зубы

  • «Прятки».

- Бегает язычок, ищет место поудобнее

  • «Индюк».

- даже прищёлкивает, так хочет поскорее услышать историю

  • «Лошадка».

Это было зимой, в конце декабря. На улице шёл снег, дул зимний ветер, который гонял снежинки.

  • «Зимний ветер»--рот закрыт, круговые вращения язычком сначала в правую сторону, затем—в левую.

  • «Мороз на дворе»--поднять язык за верхние зубы и постучать, произнося: «Тдд-т, тдд-тдд». Рот приоткрыт, зубы не смыкаются.

  • БОДРЯЩИЕ ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ СНА

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепко кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Всё уже проснулись?

Одеяло уберем

Снеговика лепить начнем.

;Лепим снеговика»

  • «Рисуем брови». Указательными пальцами обеих рук с нажимом провести по бровям (3 раза).

  • «Лепим глаза». Погладить закрытые глаза от переносицы к верхнему краю глаза и обратно. Поморгать глазами (3 раза).

  • «Лепим нос». Указательными пальцами энергично провести по крыльям носа (4 раза).

  • «Лепим уши». Растирать уши снизу вверх и сверху вниз до покраснения и ощущения тепла (30 секунд). В конце упражнения слегка подергать за уши.

  • «Лепим руки». И. п. – лежа на спине. Похлопать правой рукой по левой снизу вверх и сверху вниз. Погладить правую руку. То же повторить левой рукой.

  • «Лепим ноги». И. п. – лежа на спине. Похлопать обеими руками сначала по правой ноге и погладить её, затем по левой и также погладить её (5 раз).

2. Возле кровати

А теперь снеговики из кровати вылезайте и на коврики вставайте.

Мы снеговика слепили,
А ходить не научили!
Ноженьки не топают
Ручки не работают.

  • Профилактика плоскостопия.

И. п. – ходьба на внешней стороне стопы.

И. п. – ходьба на внутренней стороне стопы.

И. п. – ходьба на месте.

  • Разминаем руки
    И. п. - Встать пятки вместе, носки врозь, руки вытянуть вперёд. Сжимать пальцы в кулак и разжимать их.

  • Дыхательное упражнение «Насос». (около кроватей)

Снеговик очень любит шарики, но надувать их не умеет. А вы ребята умеете? Что для этого нам нужно? Показывают работу насоса.

И. п. - встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох (при выпрямлении) и выдох с одновременным наклоном туловища в сторону и произнесением звука «С- С –С» (руки скользят вдоль туловища) (6-8раз).

  • «Воздушный шарик»

ИП. – встать прямо, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. (6раз)

-Что-проснулись?

Ну тогда

Ожидает вас вода!

  • ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

«Кто больше наберет снежков»

Играют по двое детей. На пол рассыпают снежки из ваты. Детям завязывают глаза и дают по корзинке. По сигналу они начинают собирать снежки. Выигрывает тот, кто набрал большее количество снежков.

"Два мороза"

На противоположных сторонах площадки располагаются два дома, обозначенные линиями. Игроки размещаются с одной стороны площадки. Воспитатель выбирает двух человек, которые станут водящими. Они располагаются посередине площадки между домами, повернувшись лицом к детям. Это два Мороза — Мороз Красный нос и Мороз Синий нос. По сигналу воспитателя «Начали!» оба Мороза произносят слова: «Мы два брата молодые, два мороза удалые. Я — Мороз Красный Нос. Я — Мороз Синий Нос. Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?» Все играющие отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз» и перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, т.е. коснуться рукой. Те из ребят, которых коснулся Мороз, застывают на месте и остаются так стоять до конца перебежки. Замороженных пересчитывают, после чего они присоединяются к играющим.

"Дед Мороз"

Я — Мороз Красный Нос, Дети прыгают навстречу
Бородою зарос. воспитателю, как зайчики
Я ищу в лесу зверей.
Выходите поскорей!
Выходите, зайчики!
Заморожу! Заморожу!
Воспитатель пытается
поймать ребят.

Игра повторяется. Каждый раз Дед Мороз приглашает выходить из леса новых зверей (мишек, лисичек...).

«Елочки бывают»

Украсили мы елочку разными игрушками, а в лесу елочки разные растут, и широкие, и низкие, высокие, тонкие.

Вот если я скажу "высокие" - поднимайте руки вверх.

"Низкие" - приседайте и руки опускайте.

"Широкие" - делайте круг шире.

"Тонкие" - делайте круг уже.

А теперь поиграем!

Ведущий играет, стараясь запутать детей

ТЕМА НЕДЕЛИ «»

  • ПАЛЬЧИКОВЫЕ ГИМНАСТИКИ
  • ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ
  • АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ ГИМНАСТИКИ
  • БОДРЯЩИЕ ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ СНА
  • ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковой гимнастики по темам недели в средней группе

Пальчиковая гимнастика в стихах по темам недели в средней группе...

Картотека пальчиковой гимнастики по темам недели

Старшая и подготовительная к школе группа....

Картотека пальчиковой гимнастики по темам недели

Тема: Наше тело. Органы артикуляции. Гигиена...

Картотека пальчиковой гимнастики по темам недели

Картотека пальчиковой гимнастики по темам недели...

картотека пальчиковой гимнастики по темам недели в средней группе

Картотека пальчиковой гимнастики по темам неделиТема: Наше тело. Органы артикуляции. Гигиена.Весёлый человечек.Я – веселый человечек,Я гуляю и пою.Я – веселый человечек,Очень я играть любл...

Картотека пальчиковой гимнастики по темам недели

Картотека пальчиковой гимнастики по темам недели...

картотека оздоровительных гимнастик по темам недели

дыхательная, пальчиковая, зрительная гимнастики и массаж по лексическим темам...