Картотека игр
картотека (старшая группа)

Исаева Валентина Сергеевна

Картотека игр для детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr.docx18.23 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс напольных игр с квадратом.

1.«Путаница».

В квадратах на игровом поле разложены карточки в хаотичном порядке с изображением чего-то или кого-то. Играющие по очереди или все вместе раскладывают карточки в ряд по инструкции ведущего.

Например: 1 ряд – птицы; 2 ряд – домашние животные; 3 ряд – дикие животные; 4 ряд – животные жарких стран

1 ряд – цветы; 2 ряд – деревья; 3 ряд – овощи; 4 ряд - фрукты.

Игра помогает в закреплении у детей обобщающих понятий. Дидактический материал (картинки с изображениями) можно подбирать в соответствии с интересом детей или тематическим планированием. Если в игре участвует вся группа, то педагог меняет или добавляет карточки с изображениями. Присутствует двигательная активность: ходьба, наклоны

2. «Что лишнее?»

В квадратах на игровом поле разложены карточки с изображением чего-то или кого-то. Необходимо в каждом ряду определить наиболее существенный признак, общий для всех объектов, кроме одного. Играющие по очереди прыгают в квадраты с изображением лишнего объекта, поднимают карточку и объясняют свой выбор.

Игру можно использовать для закрепления у детей обобщающих понятий. Она помогает развивать логическое мышление, внимание плюс прыжковые нагрузки, которые оказывают общеукрепляющее воздействие на организм в целом. Дидактический материал (картинки с изображениями) можно подбирать в соответствии с интересом детей или тематическим планированием. Увеличить количество участников можно, поменяв расположение карточек, рассматривая ряд либо по горизонтали, либо по вертикали. Если в игре участвует вся группа, то педагог меняет или добавляет карточки с изображениями.

3. «Найди пару»

На игровом поле расположены парные карточки перевернутые вниз изображениями. Игрок по очереди переворачивает любые две карточки. Если они составляют пару, игрок забирает их себе и переворачивает другие две карточки. Если нет, игрок кладет их обратно на то же место картинкой вниз, три раза подпрыгивает и ход переходит к следующему по кругу игроку. Все участники должны внимательно следить за ходами других игроков, чтобы запомнить картинки на карточках к своему ходу.

Игра заканчивается, когда все пары разобраны. Победитель — игрок, собравший наибольшее количество пар.

4.«Музыкальный оркестр».

Для игры понадобятся корзинка с музыкальными инструментами по количеству детей и соответствующее количество карточек с изображением этих инструментов. На игровом поле в квадратах разложены карточки с изображением музыкальных инструментов. Игроки самостоятельно распределяют роли, выбирают дирижера и участников оркестра. Затем каждый участник оркестра прыгает на понравившийся квадрат и переворачивает карточку, понимает, каким инструментом играем, называет его, берет его из корзинки. Игра используется для расширения знаний о музыкальных инструментах, их многообразии, а также для развития творческого мышления и музыкальных способностей.

5.«Повтори за мной».

Первый игрок передвигается по игровому полю, показывая в каждом квадрате движение, последующие игроки: 1 уровень сложности: просто повторяют последовательность движений за первым; 2 уровень сложности: повторяют движения за предыдущим игроком и добавляют свое. Задание тренирует память, внимание, закрепляет физические навыки, так как дети передвигаются по игровому полю. Его можно использовать как элемент утренней зарядки или физкультминутки.

6.«Пройди лабиринт».

Карточки расположены хаотично на игровом поле. Дети по очереди выполняют задание, двигаясь по символам. Примерные задания:

-Пройди по цвету.

-Пройди по гласным буквам.

-Пройди по треугольникам, квадратам.

-Пройти по цифре.

Данный вид игровой деятельности способствует формированию и закреплению знаний о геометрических фигурах, цвете, алфавите, цифрах и т.д. Дети наблюдают, проверяют правильность выполнения задания друг у друга.

7.«Сигналы светофора».

Из всех присутствующих игроков выбирается пешеход и регулировщик, а остальные, наблюдатели, самостоятельно распределяют роли. Пешеход занимает место на игровом поле перед центральными кругами, регулировщик за игровым полем перед пешеходом, он будет регулировать его передвижение по центральным кругам. Дети наблюдают за игровым полем. Регулировщик называет цвета: красный, желтый или зеленый, а пешеход прыгает на заданный цвет. Для усложнения регулировщик говорит «Стоп», «Иди», «Приготовься» пешеход выбирает нужный цвет круга.

Игроки меняются ролями, и среди наблюдателей выбираются новые регулировщик и пешеход. Игра способствует развитию внимания, закреплению у детей знаний о сигналах светофора, помогает повышать уровень сплоченности детей, доверия, умения работать сообща в паре. Перемещаться по игровому полю можно шагом, прыжками на двух ногах, прыжками на одной ноге.

8. «Фасовщики»

В центр игрового поля рассыпаем фигуры разных цветов и форм. Четыре внешних квадрата обозначаем четырьмя фигурами: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник. Детям необходимо рассортировать детали по геометрическим фигурам

Так же задания вариативны, например:

– Рассортировать детали по цвету.

– Рассортировать четные и нечетные цифры.

– Рассортировать гласные и согласные буквы и т. д.

Способствует закреплению названий геометрических фигур, букв и цифр и др. в зависимости от наполняемости дидактическим материалом (картинки с изображениями), которые можно подбирать в соответствии с интересом детей или тематическим планированием.

9.«Назови геометрические фигуры»

Геометрические фигуры расположены хаотично на игровом поле. Дети по очереди выполняют задание. Примерные задания:

– Пройти по геометрическим фигурам, имеющим углы.

– Попрыгать по фигурам без углов.

– Прошагать, называя геометрические фигуры, и т. д.

Данный вид игровой деятельности способствует формированию и закреплению знаний о геометрических фигурах. Если сделать фигуры разных цветов, можно закрепить и цвет. Дети наблюдают, проверяют правильность выполнения задания друг у друга

10. «К своим знакам»

Для игры понадобятся игровое поле, карточки (можно использовать дорожные знаки, геометрические фигуры и т. д.). Игроки выбирают двух ведущих, остальные занимают любое понравившееся место на игровом поле, где разложены карточки. Далее звучит музыка, и дети расходятся за пределы игрового поля и танцуют. Водящие в это время меняют местами карточки на игровом поле. По сигналу, когда музыка заканчивается, играющие должны найти свою карточку и занять место, можно убирать по одной карточке, тогда один игрок будет выбывать в процессе игр

Закрепляется умение действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве, развиваются внимание и ловкость. Рекомендуемое количество игроков не более десяти.

11.Найди отгадку, когда отгадаешь загадку»

На игровом поле в квадратах разложены карточки чего-то или кого-то изображениями вверх. Ведущий загадывает загадку, детям необходимо правильно отгадать её. Игроки по очереди прыгают в квадраты с карточкой, на которой изображена отгадка, поднимают карточку и объясняют свой выбор. Игра продолжается до тех пор, пока все карточки не будут собраны, а загадки отгаданы.

Игра способствует закреплению внимания, речи, активизирует словарный запас. Прыжковые нагрузки оказывают общеукрепляющее воздействие на организм в целом. Если в игре участвует вся группа, то педагог меняет или добавляет карточки с изображениями.

12 «Отражение».

На игровом поле нет никаких картинок. Перед детьми вывешивается карточка с заполненными полями. Из стопочки фигур разложенных на полу вне поля нужно по очереди брать по фигуре и заполнять ячейки согласно схемы, запрыгивая, заходя на носочках, пяточках в ячейку. Игра способствует закреплению геометрических фигур, цветов.

Усложняя можно использовать сюжетные картинки, буквы и т.д.

13. «Хорошо или плохо»

В квадратах на игровом поле разложены карточки с изображением поступков. Прыгая по квадратам, ребенок открывает карточку с изображением плохого или хорошего поступка, озвучивает его и убирает, если поступок показался ему недостойным.

14. «Строим дом вместе».

Для игры понадобятся материал для конструирования и игровое поле в разложенном виде. Подготовка и ход деятельности: Детям предлагается побыть в роли строителей: «Давайте строить дом!». Игровое поле это фундамент дома. Используя материал для конструирования, определите размер и количество комнат, построив стены.

Предложенные игровые действия способствуют развитию конструктивных умений, умения планировать свою деятельность, выбирать необходимые средства. Дети проживают опыт совместных действий. Можно расширять границы для игры и строить целый город.

15. «Путешествие по цифрам»

В квадратах на игровом поле разложены карточки с изображением цифр. Ведущий показывает карту с изображением маршрута. Игрокам по очереди необходимо пройти предложенный путь. Игроки могут выбирать карты с изображением маршрута самостоятельно. Пример карт с изображением маршрута 1-2-3-4-5, 2-2-3-3-4, 1-3-5-2-2.

Игру можно использовать для закрепления у детей цифр и порядкового счета. Она помогает развивать логическое мышление, внимание. Предложенный маршрут можно пройти, попрыгать на двух ногах, на одной ноге, на носочках и т. д. Стоит отметить, что для удобства карточки делаются небольшого размера.

16. «Из какой сказки герой?»

На игровом поле в квадратах разложены карточки с элементами из сказок изображениями вниз. Дети по очереди прыгают в квадраты, поднимают карточку и называют, из какой сказки элемент.

Игру можно использовать для уточнения, закрепления и систематизации знаний о сказках и сказочных героях, а прыжковые нагрузки оказывают общеукрепляющее воздействие на организм в целом.

17.«Займи место»

На игровом поле расположены следы разной расцветки. Игрокам необходимо добежать и занять следы того цвета, который назовет

ведущий. Игроков всегда на одного больше, чем следов нужного цвета. Поэтому игрок, который не успел занять нужный след, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остается в игре последним.

Игра способствует закреплению умения быстро ориентироваться в пространстве, развивает ловкость.

18. «Мой след».

На игровом поле расположены следы разной расцветки. Еще нам понадобится кубик, грани которого отражают соответствующие цвета на игровом поле. Каждый участник игры выбирает себе дорожку. По очереди дети бросают кубик и перемещаются прыжком на пару следов того цвета, который выпал на кубике. Если допрыгнуть не получается, игрок остается на месте. Выигрывает тот, кто пройдет всю дорожку первым.

В заключение, хочется отметить, что напольные игры уникальны тем, что дают огромный образовательный эффект: позволяют в непринужденной эмоционально-позитивной обстановке развивать общение между детьми, воспитывают у них саморегуляцию, нравственные чувства, приучают действовать по правилам. Занятия имеют совершенно другую эмоциональную окраску. Дети получают радость от движения, движения доставляют детям удовольствие. В движении дети быстрее и радостнее обучаются. Движение активизирует их мозг, задействует все органы и системы организма. В процессе напольных игр:

- Развивается моторика рук и ног.

- Укрепляется мышечная система организма.

- Развивается опорно-двигательный аппарат.

- Развивается память, мышление, фантазия, реакция ребенка.

Напольные игры — отличное дополнение педагогической программы. Они поддерживают естественное желание детей двигаться, позволяют проверить знания по изученной теме и улучшить отношения в группе. Организацию напольных игр в групповых помещениях считаю очень важным направлением деятельности, так как напольные игры являясь интеграцией игровой, социально-коммуникативной и двигательной деятельности решают очень много задач развития дошкольников

Напольные игры — это малобюджетный, но высокоэффективный инструмент работы с детьми дошкольного возраста.

В состав игры входит:

1.Игровое поле выполнено из наклеенной изоленты на полу. Это подвижная игра, позволяющая детям самостоятельно создавать свое игровое пространство.

2. Набор карточек с заданиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...