проект "Чистота – залог здоровья" (гигиена) для детей 2-3 лет
методическая разработка

Нестерова Наталия Юрьевна

        Культурно-гигиенические навыки – важная составляющая часть культуры поведения.

        Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важную роль в охране их здоровья. В конечном счёте, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других людей и взрослых. В детском саду у детей воспитываются навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, содержание порядка в окружающей обстановке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4gr._proekt_chistota_-_zalog_zdorovya_ranniy_vozrast.docx188.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад №4» г. Сыктывкара

C:\Users\Валера\Desktop\workout-vector-5028118.jpg

Долгосрочный педагогический проект

Сроки реализации проекта: январь-май 2023г.

Тема проекта: "Чистота – залог здоровья" (гигиена)

Возраст детей: 2 – 3 года (II группа раннего возраста).

Тип проекта: информационно - практико-ориентированный.

Разработчики:

Нестерова Н.Ю., Мастрюкова Е.Ю.


 

Тема проекта: "Чистота – залог здоровья" (гигиена)

Возраст детей: 2 – 3 года (II группа раннего возраста).

Тип проекта: информационно - практико-ориентированный.

Срок реализации проекта: 4 месяца (январь – май)

Участники проекта: воспитатели, дети II группы раннего возраста, родители.

Актуальность:

        Культурно-гигиенические навыки – важная составляющая часть культуры поведения.

        Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важную роль в охране их здоровья. В конечном счёте, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других людей и взрослых. В детском саду у детей воспитываются навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, содержание порядка в окружающей обстановке. Таким образом, актуальность проекта продиктована:

- потребностью формирования культурно-гигиенических навыков, соответствующих возрасту детей;

- необходимостью развития интереса к здоровому образу жизни.

Гипотеза.
       Если регулярно и систематически проводить мероприятия по развитию культурно-гигиенических навыков в дошкольных учреждениях и в семье, то у детей будет сформирована привычка быть чистым и опрятным, желание вести здоровый образ жизни. 

Цель проекта: формирование культурно-гигиенических навыков у детей – первый шаг в приобщении малышей и их родителей к здоровому образу жизни.

Задачи:

Для детей:

  •  развивать культурно-гигиенические навыки у малышей, формирование простейших навыков поведения во время еды, умывания;
  •  формировать привычки следить за своим внешним видом, умения правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться носовым платком;
  •  формировать навыки поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, салфеткой; не крошить хлеб, не разговаривать за столом;
  •  формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия;
  •  формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.

Для родителей:

  • приобщать родителей к творческому взаимодействию с ребёнком и детским садом;
  • активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.

Методы и приёмы реализации проекта:

  • Словесный – рассказ воспитателя, беседы с детьми и родителями, дидактические игры, чтение худ. литературы.
  • Наглядный – для детей: дидактический материал, худ. литература, м\ф по теме;

для родителей: папки - передвижки, консультации, буклеты.

  • Практический – совместная творческая деятельность детей и родителей дома; создание стенгазеты с родителями в группе; создание информационного «Уголка здоровья» для родителей; экскурсия с детьми в медицинский блок д\с.

Этапы реализации проекта:

  • I этап: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

    Составление плана работы, разработка содержания проекта, изучения необходимой литературы, подборка художественных произведений, М\Ф, наглядной информации для родителей, наглядных пособий для детей.

  • II этап: ОСНОВНОЙ

     Выполнение плана работы, совместная деятельность с детьми, работа с родителями для решения поставленных задач. Создание информационного «Уголка здоровья» для родителей.

  • III этап: ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

     Подведение итогов работы по данной теме, фотовыставка «Чистота – залог здоровья!».

Ожидаемые результаты проекта:

Для детей:

- формирование культурно-гигиенических навыков;

- здорового образа жизни.

Для родителей:

- получение консультации по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков;

- укрепление связи между родителями и детским садом.

Для воспитателей:

- повышение знаний и умений по КГН у дошкольников;

- укрепление связи с родителями.

Интеграция содержания образовательных областей

на основе проекта "Чистота – залог здоровья"

Образовательная область "Познавательное развитие"

Педагогические ресурсы:

1. Чтение стихотворений А. Барто "Девочка чумазая", К. Чуковского "Мойдодыр".

2. Разрешение проблемных ситуаций "Кукла-грязнуля пришла в гости поиграть с детьми (по стихотворению А. Барто "Девочка чумазая"), "Что взяла – клади на место" (по стихотворению З. Александровой).

3. Просмотр и обсуждение мультфильмов "Уроки тётушки Совы" (серия "Мудрые сказки тушки Совы. Грязнуля"), "Маша и медведь: Большая стирка", "Федорино горе".

4. Игры с водой: "Кто живёт в воде?", "Мыльные пузырики", "Считалочка-купалочка", "Кто разбудил китёнка?"

5. Экспериментирование с водой по рассказу Л. Дерягиной "О том, как водичка гулять отправилась".

6. Дидактические и настольные игры "Что за чем идёт", "Части тела".

7. Игры на развитие внимания, мышления, восприятия "Наложение контуров", "Найди непохожий", "Четвёртый - лишний", "Чудесный мешочек", "Чего не стало?"

Задачи:

1. Дать детям представления о необходимости соблюдения гигиены и чистоты в доме, на улице, в природе.

2. Воспитывать привычки, а затем и потребности в соблюдении порядка в повседневной жизни, соблюдения правил личной гигиены.

Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие"

Педагогические ресурсы:

1. Сюжетно-ролевые игры: "Семья", "Доктор", "Магазин".

2. Упражнения, направленные на улучшение взаимодействий с окружающими: "Игрушечный магазин", "Покажу, как я люблю".

3. Беседы о правилах безопасности и личной гигиене в туалетной комнате.

4. Беседы "Почему нельзя есть на улице", "Грязные руки – хорошо или плохо?"

5. Помощь воспитателю в уборке игрушек в группе, на прогулке.

6. Отработка умения одеваться и раздеваться в определённом порядке; складывать в определённом порядке снятую одежду.

7. Наблюдение за трудовыми действиями дворника.

Задачи:

1. Формировать потребность пользоваться речью.

2. Обогащать словарь посредством введения новых слов.

3. Развивать грамматический строй речи.

4. Учить проговаривать последовательность действий.

5. Учить доброжелательному общению друг с другом и со взрослыми.

Образовательная область "Речевое развитие"

Педагогические ресурсы:

1. Беседы о правилах личной гигиены и безопасности в туалетной комнате.

2. Тренировка проговаривания последовательности действий при умывании, раздевании и одевании.

3. Ситуативные беседы на темы: "Внешний вид", "Зачем нужен носовой платок?", "Кто такой неряха?"

4. Игры на координацию речи с движением: "Это я", "Умывалочка", "Зубная щётка".

5. Рассматривание и беседа по сюжетной картинке "Помоги маме навести порядок".

6. Закрепление правильного произношения названий средств личной гигиены (мыло).

7. Тренировка в употреблении формы личных местоимений (мой горшок, моя расчёстка, моё полотенце).

8. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных (тарелка – тарелочка, ложка – ложечка и т.п.).

Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие"

Педагогические ресурсы:

Чтение художественной литературы

1. Чтение потешек:  "Водичка, водичка", "Моем носик, моем щёчки",  "Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки…",

2. А. Барто "Девочка чумазая".

3. К. Чуковский "Мойдодыр", "Федорино горе".

4. Александрова "Что взяла – клади на место", "Топотушки", "Купание".

5. Р. Самарец сборник стихов "Хорошие манеры".

6. И. Муравейка "Я сама".

7. Р. Сеф "Мыло".

8. Г. Лагздынь "Аккуратные зайчата", "Зеркало".

Задачи:

1. Расширять литературный опыт детей.

2. Искать ответы на вопросы проекта.

Музыкальные игры и слушание музыки

1. Музыкальная игра "Где же наши ручки? (муз. Т. Ломовой).

2. Слушание аудиодисков с релаксирующей музыкой (шум дождя, моря и т.п.) перед сном.

3. Песни из мультфильма "Маша и медведь" (серия "Будьте здоровы!"):  "Песенка про дружбу" (муз. В. Богатырёва, сл. Д. Червяцова), "Песенка про следы" (муз. В. Богатырёва, сл. В. Жука), "День варенья" (муз. В. Богатырёва, сл. В. Жука), "Три желания" (муз. В. Богатырёва, сл. Д. Червяцова).

4. Использование аудиодисков, рекомендованных программой В. Коваленко "К здоровой семье через детский сад" для нормализации психологического микроклимата.

Задачи:

1. Формировать интерес к слушанию музыки.

2. Вырабатывать навыки осознанного прослушивания музыкального произведения.

3. Нормализовать психологический микроклимат.

Продуктивная деятельность

1. Рисование красками "Дождик", "Украсим носовой платочек".

2. Рисование цветными карандашами "Расчёска".

3. Рисование пальчиками по манке "Дождик", "Травка растёт".

4. Раскрашивание мелками и карандашами принадлежностей личной гигиены.

5. Лепка из пластилина "Микробы".

Задачи:

1. Развивать изобразительные навыки, творчество.

2. Развивать мелкую моторику.

Образовательная область "Физическое развитие"

Педагогические ресурсы:

1. Утренняя гимнастика.

2. Физкультурные занятия.

3. Физминутки.

4. Подвижные игры: "У медведя во бору", "Птицы", "Самолёты", "Пузырь", "Ровным кругом".

5. Ситуативный разговор об аккуратности внешнего вида.

6. Настольно-печатная дидактическая игра "Валеология".

7. Оздоровительная гимнастика для глаз "Муха".

8. Закаливающие процедуры: воздушные ванны, дневной сон без маечек, босохождение по дорожкам "здоровья".

Задачи:

1. Укреплять физическое и психологическое здоровье ребёнка.

2. Формировать ценностное отношение к здоровью с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.

3. Развивать потребность в активной двигательной деятельности.

Работа с родителями

Педагогические ресурсы:

1. Материалы консультаций по теме "Чистота – залог здоровья":

  • Консультация "Нужно ли приучать малыша к чистоте?"
  • Консультация "Как приучить к чистоте?"
  • Консультация "Пачкаться или нет?"

2. Индивидуальные беседы:

- о важности соблюдения единого режима дома и в детском саду для здоровья ребёнка;

- необходимости занятий утренней гимнастикой;

Задачи:

1. Развивать педагогическую инициативу родителей.

2. Вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс.

3. Укреплять детско-родительские отношения, взаимосвязи и интересы. 

4. Приобщать к совместному творчеству. 

5. Повышать компетентность родителей в вопросах здоровья.

Литература к проекту

1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Авт.-сост. Л.В. Белкина. – Воронеж: Учитель, 2004. – С. 177.

2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: кн. для воспитателя дет. сада.- М.: Просвещение, 1991.

3. Дерягина Л.Б. Лепим куличики и пускаем кораблики. Развивающие игры с песком и водой. – СПб.: ИД «Литера», 2006.

4. Елисеева Л.Н. (сост.) Хрестоматия для маленьких. – М.: Просвещение, 1987.

5. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. - М.: ТЦ Сфера, 2010.

6. Литвинова М.Ф. Подвижные игры и игровые упражнения для детей третьего года жизни. – М.: Линка-Пресс, 2005.

7. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физминуток, пальчиковой гимнастики. – СПб.: ООО «Издательство Детство-Пресс», 2011.

8. Развивающие игры с малышами до трёх лет: популярное пособие для родителей и педагогов / сост. Т.В. Галанова. – Ярославль, 2005.

9. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие ДОУ и семьи — залог сохранения психологического здоровья детей.

Взаимодействие ДОУ и семьи — залог сохранения психологического здоровья детей.  Резцова Т.М. воспитатель МБДОУ № 42 « Малинка»г. Старый Оскол    Дошкольное детство — это...

Взаимодействие ДОУ и семьи — залог сохранения психологического здоровья детей.

Взаимодействие ДОУ и семьи — залог сохранения психологического здоровья детей....

Проект "Речевое дыхание, мелкая моторика" - залог развития связной речи детей"

Правильное речевое дыхание является основой развития правильной речи детей. При развитой мелкой моторики дети бысрее овладевают правильным звукопроизношением....

Использование проектной деятельности в совместной работе учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности, как залог успешного речевого развития детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, мы искали такие, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех к...

Личный пример родителей - залог успеха в воспитании детей

Педагогическая точка зрения на излишнюю родительскую опеку...

Практические советы родителям. "Как быть здоровым. Гигиена тела и души."

Соблюдение элементарных правил личной гигиены должно прививаться с ранних лет....