Выступление на РМО «Кинезиологические упражнения, как средство стимуляции познавательной активности (внимания, памяти, речи и мышления) детей дошкольного возраста"
материал
Как поддержать познавательную активность ребёнка, развить его мыслительные процессы: восприятие, мышление память и воображение, не перегружая ребёнка излишней информацией? Как помочь развить умственные способности ребенка, сохраняя и улучшая при этом его психическое и физическое здоровье? Ключем является - гимнастика для мозга. Наука, занимающаяся развитием умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения называется КИНЕЗИОЛОГИЯ.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.28 КБ | |
| 2.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Тема моего выступления «Кинезиологические упражнения, как средство стимуляции познавательной активности (внимания, памяти, речи и мышления) детей дошкольного возраста.
В последние время отмечается увеличения количества
детей с трудностями в поведении и обучении:
гипер - и гипо - активность.
Такие дети посещаю образовательные учреждения общеразвивающей направленности. Как правило медицинского диагноза они не имеют. Педагоги негласно называют их «трудными детьми». (2 слайд)
Как поддержать познавательную активность ребёнка, развить его мыслительные процессы: восприятие, мышление память и воображение, не перегружая ребёнка излишней информацией? Как помочь развить умственные способности ребенка, сохраняя и улучшая при этом его психическое и физическое здоровье? Ключем является - гимнастика для мозга. Наука, занимающаяся развитием умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения называется КИНЕЗИОЛОГИЯ. Данная наука относится к здоровьесберегающей технологии. (3 слайд)
Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий – левого и правого, каждый из которых не зеркальное отражение другого, а необходимое дополнение. (4,5 слайд)
Если нарушается проводимость между полушариями, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимать информацию на слух, ориентироваться в ней. Чтобы сохранить баланс между полушариями мозга, необходимо развивать связи между ними. Этому способствуют (6 слайд)
Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры (нервные волокна, осуществляющие взаимодействие между полушариями) через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий.
Виды кинезиологических упражнений:
1. Глазодвигательные игры-упражнения, позволяют расширить поле зрения и улучшить зрительное восприятие, укрепить глазные мышцы. (крепко зажмурились пару секунд; смотрим вверх, вниз, вправо, влево 2р «Глаз путешественник»; закроем глаза. Темнота 3 сек; быстро моргаем минутку; вращаем по кругу туда и обратно; (слайд 7)
«Глазки» Чтобы зоркость не терять,
Нужно глазками вращать.
Нарисуем большой круг
И осмотрим все вокруг.
Вращаем глазами по кругу по 2-3 сек. (6 раз);
«Глазки» Чтобы зоркими нам стать,
Нужно на глаза нажать.
Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко соответствующего глаза и держать 1-2 сек.
2. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма,
развивают самоконтроль и произвольность. (слайд 8)
«Свеча», «Дышим носом», «Ныряльщик», «Листочек».
3. Игры для развития мелкой моторики стимулирует общее развитие речи, снимают мышечные зажимы, а также является мощным средством повышения работоспособности головного мозга (слайды 9,10,11,12,13)
«Стул», «Стол», «Кулак- ребро –ладонь», «Колечко», «Фонарики», «Зайчик-коза-вилка» «Домик», «Ухо-нос», , «Лезгинка», «Рожки да ножки», «Оладушки», «Дом – ежик – замок».
«Кулак – ладонь» (способствует снятию мышечного напряжения кистей рук, улучшает внимание). Усложнение упр. Состоит в ускорении.
4.Зеркальное рисование. При рисовании двумя руками сразу синхронизируется деятельность обоих полушарий головного мозга. Заметно увеличивается эффективность работы, расслабляются глаза и руки. (Слайд 14)
«Симметричное рисование». Рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз. Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку). (Слайд 14) Рисовать можно не только карандашом и фломастером, но и крупой, песком.
На шкафчиках у нас приклеены листы с разнообразными зигзагами. И детям нужно одновременно сразу обеими руками согласованно провести по линии, здесь задействованы зрительные и двигательные анализаторы. (Используя считалки, пробки). (слайд 15,16)
5. Игры с фасолью, камушками, счетными палочками также развивают мелкую моторику, способствуя улучшению работы полушарий головного мозга. Активно в работе используются игры на перекладывание одновременно двумя руками различных мелких предметов. (Слайд 17,18, 19,20)
6. Упражнения для релаксации. Способствуют расслаблению, снятию психофизического напряжения. Регулярное выполнение таких упражнений позволяет ребенку овладеть навыками саморегуляции, делает ребенка более спокойным, уравновешенным. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т.к. в них есть элемент игры. (Слайды 21,22,23,24)
«Сорви листочек», «Тряпичная кукла и солдат», «Дерево».
«Приветствие»
Цель: выработка раскованного свободного общения; сплочение детского коллектива.
Дети идут по кругу и произносят слова:
«Здравствуй небо голубое!
Здравствуй солнце золотое!
Здравствуй матушка земля!
Здравствуйте мои друзья!»
По окончании слов дети обнимают друг друга и улыбаются.
« Апельсин (или лимон)»
Закройте глаза. Представьте, что в вашей левой руке лимон. Сдавите его сильно и попытайтесь выжать весь сок из него (рука сжимается в кулак и очень сильно напряжена 8-10 сек.). Разожмите кулачок. Откатите лимон, ручка теплая,мягкая.., отдыхает… Теперь возьмите лимон в правую руку (выполняется та же процедура).
Я возьму в ладонь лимон.
Чувствую, что круглый он.
Сильно я его сжимаю –
Сок лимонный выжимаю.
Все в порядке, сок готов.
Я лимон бросаю, руку расслабляю.
Упражнение «Гора с плеч».
Цель: сброс психомышечного напряжения в области плечевого пояса и спины; контроль за осанкой и уверенность в себе. Выполняется стоя, можно на ходу. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и отпустить. Такой осанка должна быть постоянно.
«Дотянуться до звезд». Встать прямо, ноги на ширине плеч. Во время вдоха вытянуть руки вверх, растопырить пальцы рук и потянуться «до звезд». На выдохе опустить и встряхнуть руки, принять исходное положение. Повторить 5 раз. Дыхание глубокое.
Повороты туловища в стороны.
Стоя, ритмично отрывая пятки от пола, как бы танцуя, поворачиваться на носках на 90 градусов влево, вправо, одновременно перекручиваясь в талии вокруг своей оси насколько возможно и при поворотах делая махи руками.
«Возьмите себя в руки» (для детей с 5 лет)
Ребенку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого- то стукнуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека».
Эти игры можно проводить в качестве физминутки на занятии, во время свободной деятельности детей, в перерывах между занятиями или вечером.
7. Массаж. « Ладони» Потереть ладони друг о друга пока не появится тепло. Это энергия силы. Далее «умыться» ладонями, потеребить пальцами мочки ушей, потереть уши, загнуть ушные раковины, сделать массаж козелка. Массаж рук. (Слайды 25,26,27)
Имитация «намыливания рук, надевания колечек, перчаток».
8. Для успешного выполнения кинезиологических упражнений необходимо соблюдать определенные правила к их выполнению: (слайд 28)
«Гимнастика мозга» напоминает обычную зарядку, достаточно проста в исполнении, может использоваться в любое время. Упражнения проводятся в игровой интересной для ребенка форме и приносят пользу. Продолжительность занятий 5 – 10 до 20 минут в день. Они помогут ребёнку в процессе любой деятельности. Кинезиологические занятия дают как немедленный, так и (накапливающийся) эффект. Конечно, лучший эффект от этих упражнений будет, если выполнять их ежедневно, повторять. Каждое упражнение выполняется не более 2-х минут. Важно выполнять их точно и правильно. Оптимально проводить упражнения по подгруппам и индивидуально. Для активизации детей в самом начале образовательной деятельности полезно провести с детьми одно-два упражнения, проводить их можно и во время образовательной деятельности. Некоторые - в те моменты, когда мы видим, что ребенок с нарушениями в поведении устал, начал отвлекаться и т.д.
Весь наработанный материал я структурировала.
1. Сформировала картотеку кинезиологических упражнений и игр.
2. Оформила кинезиологическую зону. (Слайд 29)
3. Разработала подборку консультаций и памяток для родителей наших воспитанников. (Слайд 30)
Провела 2 родительских собрания, в ходе которых родители узнали «Что такое кинезиология, кинезиологические игры и упражнения?», узнали, как кинезиология, влияет на интеллект ребенка и его эмоциональное состояние, стали активными участниками практической части собраний, попробовали себя в роли детей, играли в игры, выполняли упражнения с мячиком Су-Джок. (Слады 31,32)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (Слайд 33)
Использование кинезиологических упражнений позволяет ускорить у ребёнка коррекцию речевых нарушений, а также, улучшает мыслительную деятельность, способствует улучшению запоминания, повышает устойчивость внимания, развивает творческие способности, стабилизирует психику, развивает интуицию.
В результате нашей работы с Людмилой Анатольевной у всех детей нашей группы наблюдается значительный прогресс способностей к обучению.
Учитель-логопед отмечает ощутимый скачок в коррекции речевых нарушений у тех детей, которые регулярно посещают детский сад, значит регулярно выполняют кинезиологические упражнения.
Главное для достижения результата от кинезиологических упражнений – это систематичность и регулярность их выполнения.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: Использование компьютерных технологий, направленных на развитие речи и мышления детей дошкольного возраста.
Использование компьютерных технологий, направленных на развитие речи и мышления детей дошкольного возраста.Сюняева Дарья Олеговна, учитель-логопед, ГБДОУ детский сад № 11 компенсирующего вид...

Синквейн как средство развития речи и мышления детей дошкольного возраста
Синквейн--Это стихотворение, состоящее из пяти строк.-У него есть свои правила написания и нет рифмы....

Развитие речи и мышления детей дошкольного возраста (познавательно – речевое развитие детей)
Выступление на конкурсе...

Игры для развития речи и мышления детей дошкольного возраста
Дидактические игры на развитие речи и мышления дошкольников...

Игры для развития речи и мышления детей дошкольного возраста
Раскрывается роль родителей в играх с детьми....

Сказкотерапия, как средство развития речи и мышления детей дошкольного возраста
Консультация для родителей....

Рекомендации родителям для развития речи и мышления детей дошкольного возраста по лексической теме "Моя семья"
Материал представлен в виде карточек, которые удобно разместить в электронном виде в родительских чатах, соцсетях педагога или образовательного учреждения, а так же в печатном виде на стендах....
