Психологическая напряженность учебной деятельности
учебно-методический материал

Жерихова Ольга Викторовна

Психологическая напряженность учебной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskaya_napryazhennost_uchebnoy_deyatelnosti.docx26.81 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки города Москвы

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт педагогики и психологии образования

Департамент психологии

Реферат по дисциплине: «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды»

на тему: «Психологическая напряженность учебной деятельности»

Выполнил: студентка 2 курса

Направление подготовки: 44.04.02

 Психолого-педагогическое образование

Направленность (профиль) образовательной программы:

 Педагогика и психология образования

Группа: ППО - 211 мв

Жерихова О.В.

Проверил: Алисов В.А.

Москва

2022


ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день, в условиях регулярных нововведений в систему образования, огромное значение имеет состояние внутри определенной учебной группы, ее социально-психологический климат. Наличие или отсутствие психологического комфорта на уроках оказывает влияние на состояние психики обучающегося, на его желание учиться, а в итоге – на его успеваемость.

Учебная деятельность обучающегося связана с периодическим, иногда довольно длительным и интенсивным воздействием (или ожиданием воздействия) экстремальных значений профессиональных, социальных, экологических факторов, которое сопровождается негативными эмоциями, перенапряжением физических и психических функций, деструкцией деятельности. Наиболее характерным психическим состоянием, развивающимся под влиянием указанных факторов у человека, является психологический стресс. Развитие стресса в экстремальных условиях учебной деятельности может быть связано также с возможностью, ожиданием, угрозой воздействия разнообразных раздражителей психологической (личностной), организационной и, прежде всего, информационной природы. Это создает психологическую напряженность учебной деятельности.

Психологический комфорт в учебной деятельности – важнейшее условие эффективности обучения и воспитания, саморазвития и самореализации каждого, кто переступает порог образовательного учреждения. Создать в образовательном учреждении атмосферу сотрудничества, сотворчества, выстроить основы, необходимые для содружества взрослых и детей, – непростая задача, посильная лишь команде неравнодушных и творческих педагогов, которые знают законы психологии и хотят научить детей использовать их в своей жизни.

Цель данной работы – изучить психологическую напряженность учебной деятельности.


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Понятие психологической напряжённости учебной деятельности

Учебная деятельность - деятельность, направленная на приобретение индивидом новых знаний, умений, навыков или на их изменение в процессе специально организованного и целенаправленного обучения, и тем самым обусловливающая изменения в самом индивиде.

Под психологической напряженностью понимается психическое состояние, отражающее повышенный уровень тревожности, отсутствие психологического комфорта.

Возникновению напряженности в учебной деятельности (деятельностной и эмоциональной) способствуют:

- чрезмерная субъективная сложность задания,

- высокая ответственность за результат деятельности,

- воздействие различного рода помех,  

- дефицит информации или времени,

- избыточность информации,

- жесткость лимитов времени, дающегося на выполнение заданий,

- сложность адаптации к учебным условиям,

- эмоциональные и интеллектуальные напряжения в ситуациях зачетов, экзаменов,

- ожидания неблагоприятных исходов на экзаменах,

- сверхсильная мотивация,

- доминирующие отрицательные психические состояния [1].

Психологическая напряженность представляет собой одну из форм целостной психологической реакции человека в экстремальных ситуациях. Как и всякое состояние, психическая напряженность есть динамическое проявление всей психологии личности в данное время или за определенный временной отрезок, личностный динамический феномен.

2. Характеристики психологической напряженности учебной деятельности

Характеристики психологической напряженности в разных ситуациях несут на себе отпечаток объективной специфичности этих ситуаций и индивидуализированной специфичности реакции личности на них. Базисными характеристиками психологической напряженности являются продолжительность и степень интенсивности.

Психологическая напряженность имеет разную продолжительность: кратковременная (измеряемая минутами), продолжительная (сохраняется часами и сутками) и длительная (длится месяцами). Определяется она как внешними обстоятельствами, так и индивидуальными особенностями человека, личностным смыслом осуществляемой деятельности. Следует отметить, что достаточно продолжительная психологическая напряженность сказывается как на психологическом, так и на физиологическом состоянии индивида [3].

По степени интенсивности психологическая напряженность бывает слабой, оптимальной, предельной, запредельной. Пока психологическая напряженность не превышает предела «полезности», она носит характер слабой и оптимальной, благоприятствует действиям человека, которые становятся более энергичными, активными, быстрыми; улучшается внимание, мысль работает четко и ускоренно, усиливается мотивация, проявляется решительность и смелость, испытывается подъем, ощущается сила, интерес. Когда человек испытывает более высокую психологическую напряженность, превышающую предел полезности, возникает перенапряжение, которое, чем больше перейден предел, тем негативнее отражается на успешности учебной деятельности и ее результатах. Это обнаруживается, прежде всего, в утрате гибкости и способности действовать строго по обстановке: многие особенности перестают замечаться, не получают должной оценки, действия становятся шаблонными. В этом случае в когнитивном компоненте напряженности обнаруживаются, например, неспособность сосредоточиться, ухудшение наблюдательности, внимательности; затруднения в выполнении умственных операций, «провалы» памяти, снижение скорости умственной переработки информации [5]. Для психомоторики характерны тремор рук, ног, озноб, изменение речи (срыв голоса, заикание, визгливость), ухудшение координации движений, появление скованности, замедленности двигательных реакций. Появляются ошибки и неточности даже в хорошо отработанных действиях, навыках и умениях, которые с ростом напряженности появляются все чаще и делаются ощутимее. В аффективном компоненте наблюдаются эмоции стыда и вины, возможно снижение эмотивности, повышение тревожности. Эффективность деятельности при этом состоянии может снижаться до 50% и более.

Дальнейшее нарастание психологической напряженности, переходящее предел максимума переносимости, приводит к полному срыву психической деятельности; возникают аффективные состояния, острые психозы, сопровождающиеся утратой человеком осознания происходящего и себя в нем.

Таким образом, психологическая напряженность характеризуется продолжительностью и степенью интенсивности и определяется как внешними обстоятельствами, так и индивидуальными особенностями человека. Длительная психологическая напряженность по интенсивности проявлений может приводить к последствиям, характерным для предельной психологической напряженности.

3. Причины возникновения психологической напряженности учебной деятельности

К психологической напряженности во время учебной деятельности может привести множество причин. Эти причины обусловливают многообразие форм ее проявления. Можно, например, отметить такие состояния, сопровождающиеся психической напряженностью, как психическое пресыщение, операциональное и эмоциональное напряжение, утомление, стресс. Е.П. Ильин считает, что выделение эмоционального напряжения обусловлено не тем, что есть напряжение, сопровождаемое эмоциональными переживаниями, а тем, что причиной психического напряжения человека является развившаяся сильная эмоция [3].

Еще одной из причин возникновения психологической напряженности учебной деятельности может быть, как высокий темп деятельности, так и вынужденная бездеятельность, затянувшееся ожидание предстоящей деятельности, отсрочка ее выполнения или незапланированное прерывание. Всякое прерывание деятельности вызывает у человека состояние напряженности, поскольку он стремился закончить данную деятельность, реализовать возникшую у него потребность добиться поставленной цели [6].

Кроме того, существуют внешние причины психологической напряженности: семейное воспитание, социальная и педагогическая запущенность, трудности социальных контактов. Причины появления психологической напряженности находятся и в самом индивиде. К ним относятся такие особенности, как: тревожность, завышенная или заниженная самооценка, уровень притязаний, темперамент, акцентуации, особенности нервной системы, склонность к зависимому поведению и т.д. В консультативной практике достаточно часто встречаются случаи переноса родительской тревоги на ребенка, вследствие чего ребенок начинает испытывать психологическую напряженность. Человек, пребывающий в тревоге, не идет на полное действие и занят тем, что подавляет растущую агрессию, в результате чего впадает в апатию.

4. Влияние психологической напряженности на обучение в школе

Наличие психологической напряженности существенно влияет на познавательную сферу ребенка. В частности, наблюдается снижение концентрации и распределения внимания, способность запоминать и усваивать новый материал также снижается, повышается отвлекаемость. Дополнительным фактором развития психологической напряженности является страх (или тревога), связанный с оценкой окружения [8].

В аффективном компоненте психологической напряженности наиболее часто проявлены эмоции страха, вины, стыда. Из чувства стыда обучающийся ограничивает общение со сверстниками, вина зачастую порождает агрессивные тенденции, страх и тревога формируют сомнение в собственной успешности. В целом, можно сказать, что длительная психологическая напряженность способствует развитию школьной дезадаптации.

Однако существуют и положительные стороны психологической напряженности. Здесь имеется ввиду напряженность оптимальной интенсивности. Такая напряженность в условиях конфронтаций и непредвиденных преград в достижении цели, в ситуациях выбора при отсутствии привычных критериев и ориентиров, порождает необходимость пересмотра человеком представлений о своих личностных конструктах. Кроме того, напряженность требует от человека мобилизации его внутренних ресурсов, а также определенных усилий для преодоления неблагоприятных факторов внешней среды, что содействует развитию индивида.

Дополнительными стимулами в достижении и поддержании положительного психического состояния и преодолении трудностей в особо опасных и значимых для человека ситуациях, выступают такие чувства как гнев, злость, презрение, ненависть, ярость. Однако они могут быть конструктивны тогда, когда направляются сознанием, надситуативным мышлением, социально зрелыми мотивами. Не очень сильный страх перед физической опасностью, угрозой наказания в случае плохих действий, осуждения другими людьми, общественным мнением, страх потери авторитета и престижа и др., положительно сказывается на мобилизации человека и приложении им усилий для должного поведения.

Психологическая напряженность – необходимое индивиду состояние, если его интенсивность и временные характеристики находятся в оптимальном интервале. Однако превышение оптимума или чрезмерная длительность пребывания в этом состоянии неблагополучно сказывается на здоровье человека.

5. Способы снижения психологической напряженности учебной деятельности

Прежде всего, обучающемуся необходима поддержка со стороны окружения, от педагогов. Важная часть воспитательной работы педагога заключается в непредвзятом отношении к ребенку, создании ситуации успеха, обнаружении ресурсов ученика. Педагог, используя профессиональные компетенции и личностные ресурсы, способен предоставить обучающемуся возможность приобретения нового опыта как в обучении, так и в развитии самоотношения, и в социализации [7].

В психолого-педагогическом общении с обучающимися, пребывающими в состоянии психологической напряженности, важно постоянство в развитии мотивации достижения, долга, ответственности, патриотизма, любви. Это поможет усвоить социальные нормы, адаптироваться к социуму, ощутить принадлежность к группе и, тем самым, снизить уровень тревоги и психологической напряженности.

При выявлении психологической напряженности предельной или запредельной интенсивности необходимо взаимодействие с медицинскими специалистами. Так как в этом состоянии могут происходить изменения на уровне биохимических процессов, требуется фармакологическая коррекция состояния.

При психологической работе на ослабление психологической напряженности уместно использование техник релаксации, визуализация, работа с дыханием и т.д. А так как психологическая напряженность развивается на фоне внутриличностного конфликта, важно помогать обучающемуся осознавать свои потребности и паттерны поведения.  Системность и комплексность в психологическом сопровождении обучающегося с психологической напряженностью обеспечивает развитие саморегуляции, уверенности в себе, что существенно девальвирует состояние напряженности и увеличивает адаптивные способности обучающегося.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Под психологической напряженностью понимается психическое состояние, отражающее повышенный уровень тревожности, отсутствие психологического комфорта в определенных жизненных условиях и, с другой стороны, готовность действовать. Факторами развития напряженности могут выступать переход в новый коллектив, конфликты, личностные проблемы индивида, семейное воспитание, социальная и педагогическая запущенность, трудности социальных контактов. Также причинами психологической напряженности могут являться: психическое пресыщение, утомление, стресс, высокий темп деятельности или, наоборот, вынужденная бездеятельность, незапланированное прерывание деятельности. На возникновение психологической напряженности в учебной деятельности влияют личные особенности индивида: особенности нервной системы, уровень самооценки, темперамент и т.д. Психологическая напряженность имеет влияние на работоспособность, эффективность деятельности, жизненную активность и т.д.

Психологическая напряженность в процессе учебной деятельности может возникнуть в результате различных причин. Умеренная психологическая напряженность оказывает благоприятное воздействие на учащегося, активизируя его внутренние резервы. Длительная психологическая напряженность может привести к неблагоприятным последствиям для обучающегося. Длительная психологическая напряженность может привести к неблагоприятным последствиям для обучающегося.

Состояние длительной психологической напряженности негативно сказывается на здоровье индивида. Организм испытывает нагрузки, страдает психика, что в целом, оказывает негативное влияние на благополучие человека и на учебную деятельность. На этом фоне возникает психологическая напряженность, которая с течением времени или в зависимости от остроты состояния дезорганизует личность, что приводит к дезадаптивному поведению. В данном случае обучающемуся необходима поддержка со стороны специалистов (психологов, медицинских работников), семьи и ближайшего окружения.

Таким образом, психологическая напряженность может способствовать учебной деятельности, а может привести к неблагоприятным последствиям.


Список использованной литературы

1. Андреева К. В. Роль социально-психологического климата в формировании мотивации студентов к обучению, Бюллетень науки и практики, 2019

2. Дуганова Ю.К. Семейное воспитание и психологическая безопасность личности //Известия ТТИ ЮФУ. Тематический выпуск «Психология и педагогика». – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. №1 – 258с.

3. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2005. - 412 с.

4. Кулагина И.Ю. Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 464 с.

5. Льдокова Г. М., Панфилов А. Н. Психические состояния студентов в усложненных условиях учебной деятельности // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 01.

6. Соктоева Б.В. Состояния эмоциональной напряженности творчески одаренной личности подростка, Хабаровск, 2008

7. Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б.Д. Парыгина. - СПб.: Питер, 2000. - 192 с.

8. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как снять психологическое напряжение после посещения детского сада?!

Если с ребенком сложно справиться вечером после садика, то основная причина такого его поведения – усталость....

Стресс. Снятие психологического напряжения.

Я хочу познакомить Вас со способами саморегуляции и самовоздействия с целью управления своим психоэмоциональным состоянием....

Игры - упражнения для снижения психологического напряжения, тревожности, агрессивности в ДОУ

Вся жизнь детей насыщена игрой. Игровые упражнения базируются на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития дошкольника. Неизменной любовью...

Игры для дошкольников на снятие психологического напряжения

Игры предложены для снятия психолгического напряжения для детей ДОО....

Рисование песком на стекле, как средство снижения психологического напряжения у детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ

Рисование песком на стекле, как средство снижения психологического напряжения у детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ...

Программа подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по формированию психологических предпосылок учебной деятельности детей 6-7 лет.

Данная программа разработана на основе программы М. Р. Григорьевой «Лаборатория профессора Ума» и Л.И. Сорокиной Интеллектуальное развитие детей 6-7 лет.Программа носит коррекционно-развив...

Психологическая напряженность учебной деятельности

Психологическая напряженность учебной деятельности...