Игровой тренинг с родителями и детьми по нетрадиционным техникам оздоровления «Будьте здоровы!»
методическая разработка

Коренева Елена Павловна

Цель: Формировать у родителей мотивацию к здоровому образу жизни, ответственность за своё здоровье и здоровье своих детей, повышать мастерство родителей в использовании нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx29.85 КБ

Предварительный просмотр:

Игровой тренинг с родителями и детьми

по нетрадиционным техникам оздоровления «Будьте здоровы!»

Цель: Формировать у родителей мотивацию к здоровому образу жизни, ответственность за своё здоровье и здоровье своих детей, повышать мастерство родителей в использовании нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в домашних условиях.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с нетрадициооными техниками оздоровления детей;
  2. Формировать мотивацию родителей к здоровому образу жизни, ответственность за свое здоровье и здоровье своих детей;
  3. Повышать мастерство родителей в использовании нетрадиционных  здоровьесберегающих технологий в домашних условиях;
  4. Развивать чувство единства, сплоченности.

         Ход: Уважаемые родители! Мы  рады снова встретиться с вами.

Хотим поделиться с вами очень известной легендой «Легенда о человеке»: «Давным-давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и они задумали создать человека и заселить планету Земля. Стали они думать, каким должен быть житель Земли. Один из богов предложил: «Человек должен быть сильным». Другой добавил: «Человек должен быть умным». Третий сказал: «Человек должен быть здоровым». Но тут кто-то из богов возмутился: «Если все это будет у человека, он будет как мы». Тогда они решили спрятать главное, чем хотели наградить человека, - его здоровье. Да только куда вот спрятать-то? Одни предлагали глубоко в синее море, другие - за высокие горы. А кто-то из богов придумал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». С тех пор человек живет и пытается найти свое здоровье. Но вот не каждый может сберечь бесценный дар богов».

Наряду со всеми известными существуют и нетрадиционные методы и приёмы сохранения и укрепления здоровья детей.

Дыхательная гимнастика – наш помощник в сохранении и укреплении здоровья. Дыхание – мощный инструмент. Его надо научиться понимать и контролировать. Правильное дыхание обеспечивает организм кислородом, который необходим для функционирования всех систем. Во время дыхательной гимнастики происходит снижение стресса и тревоги: правильное дыхание успокаивает нервную систему и помогает справиться с негативными эмоциями;
улучшается сон: глубокое дыхание перед ночным отдыхом способствует расслаблению и обеспечивает более глубокий и спокойный сон;
правильное дыхание улучшает кровообращение в мозге и способствует улучшению когнитивных функций; глубокое дыхание стимулирует лимфатическую систему, которая играет важную роль в борьбе с инфекциями;
правильное дыхание стимулирует работу пищеварительной системы и способствует лучшему усвоению пищи.

Проведение дыхательной гимнастики.

Оздоравливающий эффект имеют и пальчиковые игры.  Пальчиковая игра это массаж пальчиков. Здесь происходит поглаживание кисти рук; растирание пальчиков от кончиков к основанию с применением небольшой силы для увеличения чувствительности; легкое надавливание на верхнюю фалангу пальца; растирание по кругу от кончика к ладошке; взять пальчик за верхушку и тихонько вращать по часовой стрелке. Массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга; массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка; массаж среднего – на кишечник; массаж безымянного – на печень и почки, массаж мизинца - на сердце.

Проводится пальчиковая гимнастика

Также для оздоровления организма детей полезна и артикуляционная гимнастика. Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет: улучшить кровоснабжение артикуляционных органов, улучшить подвижность артикуляционных органов, укрепить мышечную систему языка, губ, щёк, научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу, увеличить амплитуду движений, уменьшить напряжённость артикуляционных органов

Выполнение артикуляционной гимнастики.

Одним из эффективных приёмов, обеспечивающих оздоравливающие влияние на организм, развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребёнка, является Су-Джок терапия. В переводе с корейского «су» - кисть, «джок» - стопа. Главные достоинства Су-Джок терапии. Высокая эффективность. При правильном применении выраженный эффект часто наступает уже через несколько минут, иногда секунд. Абсолютная безопасность применения. Стимуляция точек соответствия приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред – оно просто неэффективно. Универсальность метода. С помощью Су-Джок терапии можно лечить любую часть тела, любой орган, любой сустав.

Игра с масажерами.

В настоящее время большое внимание уделяется игровому самомассажу, является прекрасным средством профилактики различных заболеваний. Главная ценность массажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему малыша, помогает ребенку снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.

Проводится игра – самосасаж «Это я»

Звуковая гимнастика прекрасно вентилирует легкие, усиливает дыхательную мускулатуру, стимулируя головной мозг, улучшает его микроциркуляцию. Звуковая гимнастика применяется: при логопедических проблемах у ребенка, для лечения заикания, при хронических соматических заболеваниях: бронхолегочных заболеваниях, ринитах, фарингитах, восстановления голоса, для повышения общего тонуса.

        Проводится игра гав-мяу

Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека. Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на организм. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Огромное внимание уделяется подбору необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на организм ребенка и улучшить самочувствие, поднять настроение, повысить работоспособность.

Утром рекомендуется включать добрые песни с хорошим текстом. Для расслабления и снятия физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон можно воспользоваться классической и современной релаксирующей музыкой, наполненной звуками природы (шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Пробуждению детей после дневного сна поможет тихая, нежная, легкая, радостная музыка. В Древности медики считали, что музыка способна вылечить человека, когда он болен. Считалось, что даже звучание разных музыкальных инструментов по-разному влияет на здоровье человека: - звуки скрипки способны излечить плохое настроение; - флейта помогает, когда у человека кашель; - звучит альт - улетучиваются неврозы; - арфа способствует возвращению в доброе и бодрое расположение духа.

Проводится музыкально ритмическая игра

          Сказкотерапия – это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Сказка содержит многогранный материал, в основе сказкотерапии лежит идея о том, что каждая сказочная ситуация несет в себе скрытый смысл решения сложных ситуаций. Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребёнком, открывающая суть проблемы - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми. По ходу сказки дети учатся расслабляться по контрасту с напряжением, правильно дышать, расширяются их представления об эмоциях, чувствах и состояниях; преодолеваются барьеры общения, развивается речь, коммуникативные навыки, внимание, чувственное восприятие, мышление, воображение. Под влиянием сказкотерапии ребёнок корректирует своё поведение мягко и без потрясений. 

Некоторые терапевтические сказки для дошкольников:

  • «Палочка-выручалочка» В. Г. Сутеева. В произведении идёт речь о прогулке ежа и зайца в лесу. 
  • «Как отдыхал подъёмный кран» Геннадия Цыферова. В нём рассказано, как два крана отправились отдохнуть на природу из душного города. 
  • «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду» Лилиан Муур. В сказке повествуется про то, как мать дала маленькому Еноту поручение сходить к пруду ночью на охоту за раками. 
  • «Ма-Тари-Кари» Бориса Заходера. В ней показана жизнь крокодила. 
  • «Чёрный омут» Сергея Козлова. В сказке показан зайчик, который сидит у Чёрного омута и мечтает вслух, что сейчас же бросится в него из-за того, что боится всех и вся в округе. 
  • «Сказка о подсолнечном семечке» (возраст 3–5 лет). Направлена на тревогу и беспокойство, связанные с отрывом от матери и вхождением в детский коллектив, страх самостоятельности, общую боязливость. 
  • «Как щенок нашёл друга» (возраст 3–5 лет). Терапевтический эффект — снижение у ребёнка страха домашних животных, собак. 
  • «Случай в лесу» (возраст 3–6 лет). Направленность — неуверенность в себе, тревожность, страх самостоятельных действий. 

Цветотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека, очень популярное на сегодняшний день. Еще в древности считалось, что воздействие цветом не только способно восстановить душевное равновесие, но и является серьезным лечебным фактором при многочисленных физических недугах.

Ребенок и цвет – вещи взаимосвязанные. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей, активно влияет на сохранение и укрепление здоровья детей.

Красный обеспечивает здоровье, физическую силу, выносливость, устойчивость, уверенность в себе повышает внутреннюю энергию, способствует активизации кроветворения, нормализации кровообращения и обмена веществ.

Оранжевый помогает победить усталость, хандру, депрессию, неуверенность, тревогу и страх.

Желтый, как символ солнца, снимает напряжение и даёт надежду. Он укрепляет нервную систему, повышает концентрацию внимания, улучшает настроение и память.

Зеленый способствует ритмичной работе сердца, отдыху глаз, оказывает умеренное противовоспалительное и противоаллергическое действие, полезен при сниженной функции почек, головокружении, нервозности.

Голубой цвет успокаивает и укрепляет внутренне. Он активирует лёгкие и бронхи, успокаивает головную боль и снимает раздражительность. К тому же он помогает при кашле. успокаивает, повышает иммунитет, благоприятно влияет на работу щитовидной железы.

Синий помогает при бессоннице, снимает страхи, вызывает ощущение комфорта и покоя, снимает напряжение, снижает артериальное давление, успокаивает дыхание.

Фиолетовый действует мягко, стимулирующе. Дает силу при энергетическом истощении, не дает места депрессии, пессимизму и бессилию.

Белый - символ чистоты и духовности, исцеления от болезней, это цвет равновесия, добра, успеха. Он поможет успокоиться, снять внутреннее напряжение. Белый цвет лечит центральную нервную систему, помогает восстанавливать структуру мозговых тканей, непосредственно связанных с сознанием.

Проводятся игры с цветом

Большой оздоровительный эффект имеет «Аромотерапия» - процесс вдыхания ароматов. Это положительно воздействует на нервную систему и головной мозг. Запахи укрепляют защитные функции организма, являются одним из профилактических способов поддержания хорошей психоэмоциональной и физической формы, позволяют снять ежедневные стрессы.

Ароматы кофе, гвоздики, муската, можжевельника, черного перца, рябины, смородины, лавра, повышают работоспособность.

Лаванда, лимон, апельсин, мандарин, валериана, роза, пижма, анис, ладан, сандал, оказывают успокоительное действие.

Запах жасмина, лаванды, розы, бергамота стимулирует умственную деятельность.

Мята и ландыш поддерживают устойчивое внимание, что важно в работе и учебе.

Аромат лаванды, мяты перечной, майорана, базилика, герани, апельсина и корицы способны подавить чувство страха и неуверенности.

Запахи кипариса, сосны, пихты, эвкалипта, кедра, лука и чеснока, оказывают антисептическое воздействие на дыхательную, и стимулирующее – на иммунную систему.

Цитрусовые озонируют воздух и очищают от вредных вирусов.

Игра с капсулами с запахами. Демонстрация аромомешочков.

Фитотерапия – лечение травами. Фитотерапия высокоэффективна, безвредна, практически не имеет противопоказаний. С помощью лекарственных трав сама природа по матерински нежно, мягко, максимально щадящее воздействует на больного. В организм человека при этом поступает целый комплекс родственных ему биологически активных соединений, которые легко проникают в ткани и действуют на уровне внутриклеточного обмена растения не только не угнетают защитные силы организма, а наоборот, активны в отношении многих штаммов микроорганизмов, уже приобретших устойчивость против антибиотиков, и способны усиливать иммунитет человека, помогая ему тем самым справиться с болезнью.

Родителям предлагается фиточай.

Все эти приёмы в сочетании с традиционными формами оздоровления позволят постепенно стабилизировать здоровье детей, снизить заболеваемость, приобщить к здоровому образу жизни.

         В заключении нашей встречи предлагаем вам вылепить волшебного человечка, который станет талисманом вашего здоровья.

        Лепка из воздушного пластилина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“Использование нетрадиционных техник оздоровления в работе с детьми дошкольного возраста”

“Использование нетрадиционных техник оздоровления в работе с детьми дошкольного возраста”...

Тренинг для родителей. Знакомство с нетрадиционными техниками рисования

Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с детьми, для развития воображения, творческого мышления и их творческой активности. Познакомить родителей с многообразием техник нест...

Практические рекомендации для родителей и педагогов: "Нетрадиционные техники рисования в детском саду.Виды техники нетрадиционного рисования"

Практические рекомендации для родителей и педагогов: "Нетрадиционные техники рисования в детском саду.Виды техники нетрадиционного рисования"...

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: "НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ. ВИДЫ ТЕХНИКИ НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ."

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: "НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ.ВИДЫ ТЕХНИКИ НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ."...

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: "НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ. ВИДЫ ТЕХНИКИ НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ."

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: "НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ.ВИДЫ ТЕХНИКИ НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ."...