КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "Общие требования к организации прогулки"
консультация

Ковалева Екатерина Владимировна

Прогулка – это одна из составляющих здорового образа жизни. Чем больше времени ребёнок проводит на свежем воздухе, тем больше пользы он получает и в качестве закаливания, и физического развития, и профилактике против заболеваний. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_progulki.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Общие требования к организации прогулки

Прогулка – это одна из составляющих здорового образа жизни. Чем больше времени ребёнок проводит на свежем воздухе, тем больше пользы он получает и в качестве закаливания, и физического развития, и профилактике против заболеваний. 

Воспитатели должны:

  • учитывать содержание прогулки и ее продолжительность, региональные, климатические и сезонные особенности;
  • использовать профилактические, оздоровительные и коррекционные технологии с учетом возраста и состояния здоровья детей;
  • создавать условия для реализации двигательной активности детей, формировать у детей положительную мотивацию к двигательной активности;
  • учитывать возрастные и индивидуальные особенности состояния здоровья и развития детей;
  • обеспечивать профилактику детского травматизма во время прогулок.

Продолжительность и периодичность

Общую продолжительность прогулок в течение дня определяют санитарные правила. Дошкольники до семи лет должны проводить на улице не меньше трех часов в день (таблица 6.7 СанПиН 1.2.3685-21).

Если погодные условия неблагоприятные, прогулку можно сократить или отменить. Сократить прогулку необходимо, если температура воздуха ниже 15 градусов и скорость ветра более 7 м/с (п. 185 СанПиН 1.2.3685-21). Решение о сокращении или отмене прогулки принимает заведующий вместе с медицинской сестрой.

Выход на прогулку

Время выхода на прогулку каждой возрастной группы определяется режимом дня. Рекомендуют проводить прогулку два раза в день: в первую половину дня — до обеда, во вторую половину — после дневного сна или перед уходом детей домой. Продолжительность каждой части прогулки детский сад определяет самостоятельно в зависимости от климатических условий.

Время, которое в режиме дня отвели на прогулку, должно строго соблюдаться. Сколько длится прогулка утром и вечером в возрастных группах, смотрите в таблице ниже.

Возрастная группа

Продолжительность прогулки, ч

Продолжительность подвижных игр и физических упражнений, мин

в первой половине
дня

во второй половине
дня

в первой половине дня

во второй половине
дня

Возрастная группа

Продолжительность прогулки, ч

Продолжительность подвижных игр и физических упражнений, мин

в первой половине
дня

во второй половине
дня

в первой половине дня

во второй половине
дня

Раннего возраста

1,5

1,5

10

10

Младшая

1,5

1,2

10

10

Средняя

2

1,5

15

10

Старшая

2

2

20

15

Подготовительная

2

2

25

15

Содержание

При планировании содержания прогулки воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей. А также правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки. Суммарный объем двигательной активности детей в течение дня должен составлять не менее одного часа (таблица 6.7 СанПиН 1.2.3685-21).

Содержание деятельности детей на прогулке зависит от погоды, тематики недели, предшествующей образовательной деятельности, интересов и возраста.

Участок и оборудование

Для прогулок каждая возрастная группа должна иметь свою игровую площадку (п. 3.1.2 СанПиН 1.2.3685-21). На территории площадки должен быть установлен теневой навес и песочница. Теневой навес должен быть оборудован полами из дерева или иных строительных материалов.

Еще на участке должно быть выделено место для подвижных игр и развития движений детей. А также место для игр с песком, водой, строительным материалом, для творческих игр и игр с различными игрушками.

Оборудование на участке должно иметь привлекательный вид, быть прочным, закрепленным и соответствовать возрасту и силам детей. Его поверхность не должна иметь острых углов и выступов, шероховатостей и выступающих болтов.

Выносной материал

Чтобы организовать разные виды деятельности, педагоги должны подготовить выносное оборудование. Оборудование должно быть подобрано по сезону, а также соответствовать интересам детей и их возрасту.

Инвентарь должен быть разнообразным и безопасным. Все оборудование должно быть чистым. Перед каждой прогулкой педагог должен проверять исправность выносного оборудования.

Выносное оборудование рекомендуется регулярно обновлять, чтобы создавать эффект новизны. Например, выносить новые предметы и убирать старые, которые не вызывают у детей былого интереса, делать необычные игрушки из подручных и бросовых материалов.

Предметы и материалы, необходимые для проведения занятий на улице, воспитатель определяет исходя из плана проведения прогулки. Правильный подбор оборудования способствует развитию положительной мотивации ребят к познавательной деятельности, физической активности, тяги к труду в осенний период. Разнообразное выносное оборудование позволяет развивать у дошкольников навыки во всех видах детской деятельности, самостоятельность, инициативу. Это развивает их воображение, мышление, креативность. Среди таких материалов:

  • для трудовых поручений — лопатки, веники, тачки, грабельки;
  • наблюдений — сачки-ветроуказатели, вертушки, цветные стекла, лупы;
  • подвижных игр и спортивных упражнений — наборы для лапты, городков, маски, кегли, мячи;
  • сюжетно-ролевых игр — куклы, игрушечные коляски, машинки, кубики, набор кукольной посуды, набор для игры в магазин.

Игрушки и оборудование после прогулки педагог должен мыть в конце рабочего дня ежедневно (п. 3.2.3 СП 2.4.3648-20). А в группах для детей младенческого и раннего возраста — два раза в день (п. 2.11.2 СП 2.4.3648-20). Спортивное и иное оборудование должно быть из материалов, которые можно обработать водой, моющими и дезинфекционными средствами (п. 2.4.9 СП 2.4.3648-20).

Сезонность

При организации и проведении прогулки педагогу также необходимо учитывать сезонные особенности. Организация и содержание прогулок будут отличаться в каждом сезоне.

Осенние прогулки. Осенью воспитатели должны согласовывать со старшим воспитателем и медсестрой возможность выйти с детьми на прогулку. Это объясняется тем, что осенью погодные условия не всегда можно истолковать верно. Продолжительность прогулки в осенний период определяют в зависимости от климатических условий.

В осенний период педагог организует на прогулке наблюдение за состоянием погоды. Главная цель — показать детям, как меняется погода с учетом сезонных изменений и какие перемены происходят в природе. Во время наблюдений на прогулке дети учатся замечать обилие красок в природе, их сочетание, повторяемость и изменчивость.

Поздней осенью дети вместе с воспитателем изготавливают и вешают кормушки для зимующих птиц, чтобы помочь им пережить холодную зиму. Также педагоги привлекают к изготовлению кормушек родителей.

Зимние прогулки. В зимний период выход на прогулку разрешается, если температура воздуха соответствует требованиям СанПиНов. Например, если на улице сильный мороз, снегопад или вьюга, прогулку можно сократить или отменить.

ВНИМАНИЕ

Решение о сокращении или отмене прогулки принимает заведующий образовательной организацией

Прежде чем разрешить, отменить или рекомендовать воспитателям сократить прогулки, заведующий согласует время и продолжительность режимного момента с медсестрой.

Зимой необходимо использовать различные способы, чтобы помочь детям осознать изменения температуры воздуха. Например, воспитатель вместе с ребенком одевает куклу и напоминает детям, что на улице холодно, сильный мороз, и поэтому куклу нужно тепло одеть. На прогулке педагог предлагает детям на короткое время снять варежки и ощутить холод.

Весенние прогулки. Весенняя погода стабильна не во всех регионах. Поэтому при организации прогулок педагог должен учитывать следующие факторы: одежду детей, планирование и содержание деятельности с детьми на прогулке, организацию питьевого режима.

Весной дети вместе с воспитателем начинают трудиться на клумбах и огородах. Например, сажают вместе с воспитателем цветы, семена и рассаду культурных растений, поливают их, рыхлят землю, вскапывают песок в песочнице, выполняют несложные посильные поручения.

В холодные, но сухие дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую дождливую погоду следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства. Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить в теплые весенние сухие дни, когда на участке уже нет луж и наледи.

Летние прогулки. Нормативные и гигиенические требования к прогулкам летом не меняются. Летом основной приоритет — оздоровление и физическое развитие дошкольников. Поэтому продолжительность прогулок обычно увеличивается.

Лето — время наблюдений за растениями и насекомыми. Также педагог продолжает проводить наблюдение за состоянием погоды. По некоторым признакам дошкольники начинают определять теплое и жаркое время дня.

В летний период воспитатель организует работу по закаливанию. На прогулке дети принимают воздушные и солнечные ванны, ходят босиком по траве, специально оборудованным дорожкам. Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, педагог может предложить детям езду на велосипеде или самокате.

Какие виды прогулок использовать

В зависимости от места организации выделяют два основных вида прогулок: на территории ДОО и за ней. Прогулка по территории детского сада проводится ежедневно, выходы же за пределы детского сада — реже. Также прогулки различаются по тематике.

По месту проведения

Прогулка на территории. Для прогулок на территории детского сада педагогу необходимо предусмотреть разнообразный выносной материал, оборудование. На площадку педагог выносит игрушки, пособия в соответствии с намеченным планом работы. Также воспитатель должен определить место для проведения подвижных игр.

Игровые формы на прогулке можно использовать при организации индивидуальной, подгрупповой или фронтальной работы с воспитанниками. Двигательная деятельность на прогулке также объединяется с игровой, при этом воспитатель обязан регулировать нагрузку, наблюдая за состоянием детей.

Прогулку на территории можно интегрировать с любым другим познавательным занятием. Например, во время прогулки воспитатель с детьми наблюдал за сезонными изменениями в природе. После прогулки зафиксировали результаты наблюдения на занятии по рисованию.

Прогулка за территорией. Чтобы организовать прогулки за территорией детского сада, у воспитателя должны быть согласия родителей на тех детей, которые принимают участие в походах или экскурсиях. Еще нужно составить заявку на имя заведующего.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Требования по организации прогулки в ДОУ"

Методические рекомендации для педагогов детского сада по организации и проведении прогулки....

Консультация для педагогов МДОУ на тему: «Организация прогулки в детском саду».

Ознакомившись с данной консультацией, воспитатели могут познакомится с требованиями безопасности при организации прогулок на участке детского сада, с требованиями к подготовке и возвращению с прогулки...

Консультация для педагогов: "Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствиис требованиями ФГОС ДО"

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Большинство детей, п...

Консультация для педагогов «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Большинство детей, п...

Консультация для педагогов «Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Одна из важнейших задач воспитания ребенка дошкольного возраста– это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.Для со...

Консультация для педагогов «Основные требования к организации и проведению утренних зарядок»

 Значение утренней гимнастики, прежде всего, определяется повышением жизнедеятельности всего организма. Работа мышечной системы активизирует сердечно-сосудистую, дыхательную системы, расто...

Карта контроля соблюдения требований к организации прогулки

Карта контроля соблюдения требований к организации прогулки...