«Современный физкультурный уголок в детском саду»
консультация
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа имени Маргариты Калининой
Дошкольное отделение
Выступление на педсовете
«Актуальные вопросы сохранение физического и психического здоровья воспитанников»
на тему
«Современный физкультурный уголок
в детском саду»
Воспитатель: Максимова А.С.
2023 г.
г. Клин
Современный физкультурный уголок в детском саду
Главная цель физкультурного уголка:
Физкультурный уголок служит удовлетворению потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни.
Задачи физкультурного уголка:
- развитие движений и совершенствование двигательных функций;
- достижение необходимой для возраста физической подготовленности;
- предупреждение нарушений опорно – двигательного аппарата;
- создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях;
- приобщение детей к занятиям физической культуры и спорту.
Задача воспитателя:
Научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному использованию физкультурного оборудования.
Требования к спортивному уголку
1. Безопасность размещения: спортивный уголок не следует размещать рядом с окнами, уголком природы и зоной самостоятельной художественной деятельности детей. Он может быть размещен: в приемной, групповой или спальной комнате.
2. Отвечать гигиеническим и педагогическим требованиям, а расположение принципу целесообразности.
3. Уголок должен логично вписываться в интерьер группы и быть эстетически оформлен.
4. Уголок должен быть доступным в использовании каждым ребенком.
5. Уголок должен соответствовать возрасту детей и требованиям программы, учитывать интересы, как мальчиков, так и девочек.
6. Наличие символик физкультуры и спорта.
7. В рамках реализации ФОП ДО уголок должен способствовать развитию инициативы и самостоятельности детей, иметь свойства автодидактичности.
Что обычно содержит физкультурный уголок?
- Теоретический материал:
- картотека подвижных игр в соответствии с возрастом детей;
- картотека малоподвижных игр в соответствии с возрастом детей;
- картотека физкультминуток в соответствии с возрастом детей;
- картотека утренних гимнастик в соответствии с возрастом детей;
- картотека бодрящих гимнастик в соответствии с возрастом детей;
- картотека считалок (II младшая группа во II половине года) ;
- иллюстрированный материал по зимним видам спорта (средняя группа во II половине года) ;
- иллюстрированный материал по летним видам спорта (средняя группа во II половине года) ;
- символика и материалы по истории Олимпийского движения (средняя группа во II половине года) ;
- сведения о важнейших событиях спортивной жизни страны (старшие группы) .
- Игры (средние и старшие группы) :
- дидактические игры о спорте: настольно-печатные игры, парные картинки, лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, игры с фишками и т. д. - спортивные настольные игры (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.) .
- Атрибуты для подвижных и малоподвижных игр: эмблемы, маски, оборудование (например – ленточки, для всех возрастных групп).
- Для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук:
- мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль и т. д.) в разных формах для ходьбы;
- коврики и массажные дорожки с рельефами, «ребрами», резиновыми шипами и т. д. ;
- бросовый материал (шишки, яйца от киндер сюрпризов и т. д.) для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног.
- нестандартное оборудование, сделанное своими руками;
- мячики – ежики;
- мешочки с разной крупой для рук;
- эспандер (средний и старший возраст) .
- Для игр и упражнений с прыжками:
- скакалки;
- обручи;
- шнуры;
бруски.
- Для перешагивания, подъема и спуска:
- бруски деревянные.
- Для игр и упражнений с бросанием, ловлей, метанием:
- кольцеброс;
- мячи резиновые разных размеров;
- попрыгунчики (средние и старшие группы) ;
- мячи или мешочки с песком для метания (средние и старшие группы);
- корзины для игр с бросанием;
мишень для метания или дартс с мячиками на липучках (средний и старший возраст) ;
- кегли;
- нестандартное оборудование –
- Бубен для проведения утренней гимнастики.
И очень хорошо, если в уголке это будут пособия, изготовленные при участии самих детей, руками воспитателей, родителей, понятные и привлекательные для детей.
Особенности физкультурного уголка по возрастным группам:
Младший дошкольный возраст.
Все имеющиеся пособия лучше вносить постепенно, чередуя их.
Средний дошкольный возраст.
В среднем возрасте дети стремятся к выполнению движений разными способами, выбирая наиболее рациональный.
Необходимо в этот период варьировать местоположение оборудования, периодически убирая то, которое наскучило детям.
Во второй половине года необходимо пополнять уголок иллюстрированным материалом, дидактическими и настольными играми для ознакомления детей с видами спорта.
Старший дошкольный возраст.
Для старших дошкольников целесообразно создать вариативные, усложненные условия для выполнения разных видов физических упражнений с использованием пособий.
В старших группах необходимо знакомить детей с важнейшими событиями спортивной жизни страны и помещать соответствующий материал в уголке (иллюстрации, игры, и т. д.)
Уголок должен активно использоваться в течение дня (индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность детей)
Уголок для детей старшего дошкольного возраста должен способствовать развитию инициативы и самостоятельности детей: иметь пособия для самостоятельной организации двигательной деятельности, правила их использования, разработанные или согласованные с детьми, пособия, изготовленные самими детьми, с учетом их идей.
Как показывает практика, самостоятельно дети редко организуют двигательную деятельность с использованием пособий из физкультурного уголка. Но высокая потребность в движении заставляет детей двигаться, и они часто удовлетворяют эту потребность в движении опасными способами: бегают, толкаются. Поэтому, кроме пособий, которые воспитатель использует для организации подвижных игр, утренней гимнастики, физкультурных занятий, в физкультурных уголках нужно иметь оборудование, которое позволяет детям самостоятельно и безопасно упражняться в разных видах движений в ограниченном пространстве группы. И это оборудование должно привлекать детей, вызывать у них интерес и желание использовать его самостоятельно и часто.
Приведу пример использования кубика Блума в организации двигательной деятельности детей.
Что это такое? Кубик Блума - это обычный кубик (бумажный, пластиковый, тканевый). На гранях кубика написаны определенные вопросы или изображены задания. Этот кубик можно использовать во всех видах детской деятельности, в том числе – двигательной. С помощью картинок, которые крепятся на кубик, можно проводить утреннюю гимнастику, показывая детям одну из граней с изображением упражнения по очереди.
Так же я изготовила игру, где дети запоминают цвета и учатся быстро находить домик с определённым цветом, который выпадает на кубике. Сначала я играла с ними, показывала пример игры «Найди свой домик», затем дети самостоятельно стали играть. Они по очереди кидают кубик, и какой цвет выпадет, такого цвета домик и нужно занять.
При проведении физкультминутки можно использовать кубик, где сначала воспитатель, а затем и дети самостоятельно по очереди, бросают кубик и показывают статичную форму, которая выпадет на картинке.
Я работаю с детьми младшего возраста, и их возможности в самостоятельном использовании пособия ограничены. А у детей среднего и старшего возраста больше возможностей для использования кубика Блума в самостоятельной деятельности. Им можно предлагать организовать тот или иной вариант игры самостоятельно, с подгруппой, со всеми детьми либо индивидуально.
Примерный набор физкультурного оборудования для младшей группы:
Для ходьбы, бега и равновесия:
Валик мягкий
Доска с ребристой поверхностью
Коврик, дорожка массажные
Куб деревянный
Обруч большой
Мяч попрыгунчик (фит бол)
Для прыжков:
Обруч малый
Шнур короткий
Кегли (набор)
Для катания, бросания и ловли:
Мешочек с грузом малый
Мяч резиновый
Для ползания и лазанья :
Лабиринт игровой
Лестница гимнастическая
Гимнастическая скамейка
Для ОРУ:
Кольца резиновые, пластмассовые
Ленты цветные
Мяч массажный
Обруч плоский
Палка гимнастическая
Флажки, султанчики, погремушки, рули и т. д
-Картотеки с подвижными играми, комплексами ОРУ и утренними гимнастиками
-Атрибуты для подвижных игр (маски).
Примерный набор физкультурного оборудования для средней группы.
Для ходьбы, бега, равновесия :
Оздоровительные профилактические дорожки
Шнур длинный
Мяч- попрыгунчик Различное наполнение, разная фактура
Для прыжков :
Палка гимнастическая короткая
Скакалка короткая
Кегли (набор)
Для катания, бросания и ловли:
Кольцеброс (набор)
Мешочек с грузом большой
Игра «Городки»
Ракетки с мячиками на липучках
Игра «Дартс», липкие мячи
Для ползания и лазания:
Полукольцо мягкое
Гимнастическая скамейка
Канат
Лестница- стремянка
Дуги различного диаметра
Веревочная лестница
Гимнастическая стенка
Для ОРУ:
Кольца резиновые, пластмассовые
Мешочек с грузом малый
Шнур кооткий
Ленты цветные
Мяч массажный
Обруч малый
Палка гимнастическая
Флажки, султанчики, погремушки, рули и т. д
-Картотеки с подвижными играми, комплексами ОРУ и утренними гимнастикой
-Атрибуты для подвижных игр (напр. Маски).
Примерный набор физкультурного оборудования для старшей группы.
Для ходьбы, бега, равновесия:
Коврики массажные, оздоровительно- профилактические дорожки Разнообразные по фактуре
Для прыжков:
Шнур короткий (плетеный)
Обруч малый
Скакалка короткая
Для катания, бросания и ловли:
Кегли (набор)
Кольцеброс (набор)
Мешочек малый с грузом
Мяч большой
Мешочек с грузом большой
Мяч для спортивных игр
Набивной мяч
Игры «Дартс», «Городки»
Обруч большой
Баскетбольное кольцо
Для ползания и лазания:
Комплект мягких модулей (6- 8 сегментов)
Дуги
Веревочная лестница
Гимнастическая стенка
Канат
Для ОРУ:
Гантели детские
Ленточки, косички, мешочки с песком, массажеры ножные и ручные
Мяч средний
Палка гимнастическая короткая
-Тренажеры
-Настольные спортивные игры
- картотеки с подвижными играми и комплексами ОРУ и утренних зарядок
- Книги, открытки, альбомы о спорте
- Теннисные ракетки и мячи, ракетки для бадминтона и воланы и пр. атрибуты для спортивных игр.
Примерный набор физкультурного оборудования для подготовительной группы.
Для ходьбы, бега, равновесия:
Коврики массажные, оздоровительно- профилактические дорожки Разнообразные по фактуре 5
Для прыжков:
Шнур короткий (плетеный)
Обруч малый
Скакалка короткая
Для катания, бросания и ловли:
Кегли (набор)
Кольцеброс (набор)
Мешочек малый с грузом
Мяч большой
Мешочек с грузом большой
Мяч для спортивных игр
Набивной мяч
Игры «Дартс», «Городки»
Обруч большой
Баскетбольное кольцо
Для ползанья и лазанья:
Комплект мягких модулей (6- 8 сегментов)
Дуги
Веревочная лестница
Гимнастическая стенка
Канат
Для ОРУ:
Гантели детские
Ленточки, косички, мешочки с песком, массажеры ножные и ручные
Мяч средний
Палка гимнастическая короткая
Тренажеры
-Настольные спортивные игры
- картотеки с подвижными играми и комплексами ОРУ и утренних зарядок
- Книги, открытки, альбомы о спорте
- Теннисные ракетки и мячи, ракетки для бадминтона и воланы и пр. атрибуты для спортивных игр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение смотра-конкурса «Физкультурный уголок в детском саду»
Положение смотра-конкурса «Физкультурный уголок в детском саду»....

Презентация "Физкультурный уголок в детском саду"
Материал может использоваться для оказания помощи в оснащении и пополнении физкультурных уголков в детском саду....

Физкультурный уголок в детском саду
Методические рекомендации по созданию физкультурного уголка в группах детского сада....

Физкультурный уголок в детском саду
Физическое воспитание является очень важным этапом в процессе развития ребенка. Так как большую часть времени дошкольники проводят в детском саду, то идеальным вариантом является оформление в группе ф...

