Консультация "Моторная плотность организованной образовательной деятельности по физическому развитию в ДОУ"
консультация
На каждом физкультурном занятии инструктор должен добиваться достаточной физической нагрузки. Нагрузка должна быть посильна для детей. Для этого необходимо знать какое влияние оказывают физические упражнения на организм ребенка. Это можно определить по динамике пульса.
Наглядно иллюстрирует сдвиги пульса в процессе занятия физиологическая кривая. На горизонтальной оси откладывается структура занятия по частям, на вертикальной – прирост пульса.
Правильно построенное занятие с достаточной степенью нагрузки характеризуется его учащением:
- после вводной части не менее чем на 20-25 %;
- после развивающих упражнений - не менее чем на 50%;
- после обучения основным движениям – не менее чем на 60 %;
- после подвижной игры – до 70-90 %;
- в конце занятия пульс либо восстанавливается до исходного уровня, либо превышает его на 15-20 %.
Оценка двигательной активности детей на занятиях осуществляется путем вычисления общей и моторной плотности.
При определении общей плотности учитывается время, затраченное на выполнение движений, показ и объяснения инструктора, перестроения и расстановку, уборку спортивного инвентаря (педагогически оправданная деятельность), за вычетом времени, затраченного на простой детей по вине инструктора, ожидание очереди, восстановление нарушенной дисциплины и т.д. (не педагогически оправданная деятельность).
Общая плотность занятия должна составлять не менее 80-90%.
Моторная плотность физкультурного занятия характеризуется отношением времени, непосредственно затрачиваемым ребенком на выполнение движений, ко всему времени занятия, выраженным в процентах.
При достаточной двигательной активности она должна составлять не менее 70-85%.
Двигательная активность детей зависит от методики организации занятия. Она выше при использовании фронтального, поточного или группового способов организации детей. Но на первых этапах обучения и при выполнении сложных движений особое значение имеет индивидуальный метод обучения, в связи с чем, моторная плотность может быть ниже.
Пути повышения общей и моторной плотности организованной образовательной деятельности по физической культуре:
- Инструктор должен стремиться к максимальному использованию времени, к более рациональной затрате его на разрешение педагогических задач;
- Дети должны быть подготовлены (переодеты) заранее;
- Для более быстрого построения к выполнению упражнений следуетиспользовать ориентиры;
- Во вводной части занятия рекомендуется включать больше знакомыхупражнений, изменяя отдельные детали их выполнения;
- Исправлять ошибки детей следует по ходу выполнения упражнений (методическими указаниями);
- В основной части нужно избегать длительных перестроений ипауз, связанных с подготовкой и уборкой мест;
- Использовать разнообразные предметы при выполнении упражнений;
- При подготовке к занятию тщательно продумывать способы организации детей на выполнение физических упражнений;
- Содержание занятия должно быть интересно детям, представлено надостаточно эмоциональном уровне;
- Чаще давать положительную оценку действиям детей, побуждая их кактивным двигательным действиям;
- Соблюдать технику безопасности.
Таким образом, физическая культура охватывает те стороны жизни и воспитания, которые имеют решающее значение для нормального физического развития двигательной сферы человека. Поэтому крайне важно правильно организовать работу в этом направлении именно в дошкольном возрасте, что позволит организму накопить силы и обеспечит в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Главная цель физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении состоит в том, чтобы удовлетворить естественную биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего уровня здоровья и физического развития детей.
Рациональное использование времени и повышение двигательной активности на занятиях во многом зависит от правильного выбора способов организации детей при разучивании, закреплении и совершенствовании основных движений.
На физкультурном занятии дети должны получить достаточную физическую нагрузку, соответствующую их возрастным возможностям и группе здоровья. Нагрузка связана непосредственно с расходованием энергии и утомлением. Она должна вызывать изменение функциональных показателей деятельности организма. Одним из простейших и достоверных критериев, определяющих величину полученной ребенком нагрузки, являются внешние признаки утомления.
Характер утомления зависит от плотности занятий по физической культуре. Различают общую и моторную плотность занятий физической культурой. Моторная плотность учитывает только время, затраченное на непосредственно двигательные упражнения, общая плотность учитывает время, педагогически оправданное, затраченное на объяснение, показ, анализ, уборку инвентаря и пр.
Моторная плотность – это отношение времени, затраченного на выполнение движений одним ребенком к общей длительности занятия. Для определения моторной плотности наблюдающий отбирает ребенка и подсчитывает с помощью секундомера время, в течение которого ребенок находился в движении. Затем определяется процентное отношение этого времени к общей длительности занятия. Моторная плотность физкультурного занятия для каждого ребенка может быть разной. Это зависит от его активности, эмоциональности, уровня развития движений. При нормальной физической нагрузке на здорового ребенка моторная плотность не может быть ниже 75% в зале и 85% на улице. Относительно ребенка с проблемами здоровья моторная плотность может быть значительно снижена.
Для характеристики физкультурного занятия очень важна моторная плотность — наибольшая двигательная деятельность детей в процессе занятия, что и определяет продуктивность каждого конкретного занятия. Однако требование к моторной плотности занятия не исключает осуществления учебно-воспитательных задач. Правильное целесообразное чередование умственной и физической деятельности детей необходимо и в учебно-воспитательных целях, являясь показателем продуманного содержания занятия, и его квалифицированного проведения.
Еще одним критерием определения величины нагрузки и ее правильного распределения в течение занятия является пульс ребенка (ЧСС). Если построить пульсовую кривую (график), то в норме она будет выглядеть так: плавный подъем ЧСС в начале занятия ( 15-20 % ), максимальное повышение в основной части ( 50 – 70 % ),выраженное снижение к концу занятия. При грамотном проведении заключительной части, включающей упражнения на восстановление дыхания, релаксационные упражнения, медленную ходьбу по окончании занятия ЧСС должна на 10-15% отличаться от начального уровня, а по истечении еще 3-4 минут восстановиться до исходного уровня. По данным измерения пульса педагог может определить, для каких детей нагрузка достаточная, для каких — слишком велика или мала.
Консультация на тему:
« Моторная плотность занятия по физической культуре»
Подготовила:
Геворкян Т.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИНДИВИДУАЛЬНО ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ»
Гендерное воспитание – это организация педагогического процесса с учетом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации. Учет гендерных особенностей детей является в...

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности по физическому развитию детей.
Конспектнепосредственной организованной образовательной деятельностипо физическому развитию детейна тему: «Веселая олимпиада»для детей старшей группы(профилактика нарушения осанки)....
Конспект организованной образовательной деятельности по физическому развитию
Будет полезен для воспитателей детского сада для работы с детьми старшего возраста...

Физическое развитие: Конспект организованной образовательной деятельности по физическому развитию во второй младшей группе «Теремок»
Конспект организованной образовательной деятельности по физическому развитию во второй младшей группе «Теремок»...
Организованно-образовательная деятельность по физическому развитию (физическая культура) в подготовительной к школе группе. Тема: «Путешествие в страну «Весёлых мячей»
Цель: формировать здоровый образ жизни у дошкольников, сохранять и укреплять здоровье детей, улучшать физическое развитие. Задачи:1 Обучающие:Учить ходить по гимнастической скамейке, переша...

Выступление на городском семинаре по теме: «Общая и моторная плотность организованной образовательной деятельности по физическому развитию в ДОУ»
Выступление на городском семинарепо теме:«Общая и моторная плотность организованной образовательной деятельности по физическому развитию в ДОУ»...

«Будущие Олимпийцы» План – конспект организованной образовательной деятельности (ОО «Физическое развитие», ОО «Познавательное развитие» (конструктивная деятельность)) первая младшая группа
Цель: Продолжать укреплять здоровья детей, развивать основные виды движений....