Дидактические игры на развитие мелкой моторики рук для детей раннего дошкольного возраста как здоровьесберегающая технология.
статья (младшая группа)

Торопылина Светлана Михайловна

Дидактические игры для зоровьесбережения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberezhenie.docx18.67 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры на развитие мелкой моторики рук для детей раннего дошкольного возраста как здоровьесберегающая технология.

В современном мире здоровье и его сохранение стали одной из наиболее актуальных проблем. Здоровье детей, его сохранение и укрепление являются приоритетным направлением деятельности не только образовательных и медицинских учреждений, но и всего общества в целом.

Основные задачи здоровьесбережения:
- сохранение здоровья детей;
 -повышение двигательной активности и умственной работоспособности;
 -создание благоприятных условий для развития, обучения и оздоровления детей;
 -создание позитивного эмоционального настроя.

Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует формированию интереса ребёнка к процессу обучения, повышению познавательной активности и, что самое главное, улучшению психоэмоционального состояния и здоровья детей. Это способствует снижению заболеваемости и повышению уровня физической подготовленности.

В нашем дошкольном учреждении активно используются следующие здоровьесберегающие технологии:
- технологии сохранения и стимулирования здоровья: пальчиковая, дыхательная и артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, дорожки здоровья, динамические паузы, кинезиологические игры и упражнения, подвижные и спортивные игры и т. д.;
 -технологии обучения здоровому образу жизни: оздоровительная гимнастика, игры-релаксации, точечный массаж, привитие детям гигиенических навыков, физкультминутки во время занятий, физкультурные занятия, спортивные праздники и досуги.

Развитие мелкой моторики является частью системы здоровьесберегающих технологий.

Что такое мелкая моторика?

Под выражением «мелкая моторика» физиологами подразумевается движение мелких мышц кистей рук. Но тут очень важно иметь в виду координацию «руки-глаза», ведь развитие мелких движений рук осуществляется при помощи зрения.

Для чего нужно развивать мелкую моторику?

Для начала стоит отметить, что вообще моторика рук самым прямым образом развита с развитием речи. Исследования учёных показали, что с точки зрения анатомии, примерно треть всей площади двигательной проекции коры головного мозга занята проекцией кистей рук, находящейся совсем рядом с речевой зоной.

 По этой причине, если мы хотим научить ребенка говорить, мы должны заниматься не только тренировкой его артикуляционного аппарата, но ещё и всячески развивать мелкую моторику, а именно: движение пальцев рук.

Но есть и ещё кое-что, о чём обязательно нужно упомянуть: мелкая моторика рук развивает не только речь. Помимо этого, она взаимодействует с мышлением, воображением, двигательной и зрительной памятью, наблюдательностью, координацией и вниманием.

Но когда следует начинать развивать мелкую моторику?

Специалисты рекомендуют начинать развитие мелкой моторики у детей в возрасте восьми месяцев. Именно в этот период пальцы рук уже будут поддаваться активной тренировке.

Выбор средств для развития мелкой моторики достаточно многообразен. Причём, чем большее количество способов вы будете использовать, тем более эффективными и полноценными будут занятия, а результат станет более ощутимым.

Я предлагаю рассмотреть некоторые способы развития мелкой моторики применяемые  на практике.

Игры с мелкими камешками, пуговицами, бусинками и крупой оказывают на организм ребёнка превосходное развивающее, оздоравливающее и тонизирующее действие.

  • Рисунки из крупы. Берётся кусочек картона, и ребёнок рисует на нём любое изображение, например, солнышко. Затем нужно взять самый безопасный клей и нанести его по контуру рисунка, а ребёнок должен положить на эти линии, например, горох, фасоль или гречку. Такая игра служит прекрасной тренировкой мышц кистей и пальцев.
  • Упражнение с использованием щипцов. Нужно дать ребёнку щипцы и попросить его складывать в бутылку, имеющую узкое горлышко, бусинки, горошинки и т.п.
  • Сортировка мелких предметов по размеру, форме и цвету. Попросите ребёнка рассортировать крупу, пуговицы или бусинки по цветам, размеру или форме.

Однако во время игры с мелкими предметами ребёнка нельзя оставлять без присмотра. Нужно убедиться, что игрушки или предметы, которые ими служат, безопасны, не имеют неровных острых поверхностей, а также следить, чтобы малыш ничего не тянул в рот.

Помимо специально подобранных игрушек и пособий, которые есть в дидактическом уголке, мы создали необычные игрушки, которые вызвали большой интерес у детей. В процессе создания этих игр участвовали и родители.

Также средством работы в этом направлении можно выбрать кинезиологические игры и упражнения.
Кинезиологические упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, формируют пространственные представления, укрепляют мелкую моторику пальцев рук. Дети с удовольствием выполняют упражнения, а игры проходят весело и вызывают большой интерес.

Результатом нашей работы являются положительные эмоции, радостное и бодрое настроение детей в течение всего дня. Это способствует успешному овладению речью, развитию памяти, воображения и мышления, а также даёт возможность детям бегать и прыгать. Таким образом, дети развиваются всесторонне.

В заключение хочется процитировать И. П. Павлова: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра для развития мелкой моторики и сенсорики детей раннего возраста Книжка-малышка «Колобок»

Развитие мелкой моторики рук, пространственной ориентации, развитие зрительного восприятия, развитие тактильных ощущений, восприятия цвета и формы, умение пользоваться разными видами застежек; развити...

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста

Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психологического развития. Чем выше его двигательная активность, тем лучше он развивается. Поэтому, начиная с раннего возраста, р...

Самообразование "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста" 2017 - 2018 учебный год

laquo;Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста» Цель: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста в играх, упражнениях и ра...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» на 2018– 2019 учебный год

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» на 2018– 2019 учебный годАктуальност...

План по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста»

Цель: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности»....

План самообразования по теме "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста"

План самообразования по теме "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста"...