Конспект по здоровьесбережению
план-конспект занятия (младшая группа)

Петрова Светлана Григорьевна

Гимнастика для глаз для детей младшей группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гимнастика для глаз

как здоровьесберегающая технология.

Виды   зрительных                                                             гимнастик.

Подготовил: воспитатель  Петрова С.Г.

Дошкольное образование ставит проблему охраны и укрепления физического и психического здоровья детей на первое место приоритетных задач. Известно, что в дошкольном возрасте идет интенсивное развитие органов и становление всех функциональных систем организма. В последние десятилетия устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию. Особую актуальность приобретает оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья ребенка, требующая внедрения здоровьесберегающих технологий. Разнообразие дидактического материала дает возможность находить различные приемы для использования технологий здоровьесбережения. Гимнастические упражнения в стихах, особенно в последнее время, очень востребованы и популярны, так как речевые центры головного мозга интенсивно стимулируются двигательной активностью ребенка. Стихотворная форма имеет свой соответствующий ритм, что дает детям возможность координировать речь и движение. Выполняя упражнения и одновременно проговаривая стихотворения, дошкольники быстро осваивают основные движения и связывают их с текстом, что можно сравнить с мнемотическим приемом, часто применяемым педагогами в их деятельности. Благодаря систематическому использованию технологий здоровьесбережения развиваются такие физические качества, как координация, развитие крупной и мелкой моторики обеих рук, овладение подвижными играми с правилами, становление ценностей здорового образа жизни. Гимнастика для глаз: организм детей подвергается большому воздействию факторов, отрицательно влияющих на здоровье. Поэтому профилактическая работа с органами зрения выступает сегодня, как необходимый компонент образовательной деятельности.

В век информационных технологий организм детей подвергается большому воздействию факторов, негативно влияющих на здоровье. Телефоны, компьютеры, планшеты, телевизоры – ежедневно оказывают нагрузку на зрительный аппарат детей, даже младшего дошкольного возраста. Упражнения для глаз нужны для укрепления глазных мышц, а также для предупреждения появления или лечения близорукости, возникающей от зрительных нагрузок. Как же заставить ребёнка перейти к этим упражнениям? Самый прямой путь – превратить их в игру.

Важно не только научить детей выполнять специальные упражнения в системе, но и понять необходимость заботы о своем зрении и здоровье в целом.

Зрительная гимнастика может стать прекрасным помощником в сохранении хорошего зрения. Главной задачей подобной гимнастики в отношении дошкольников становится создание у детей понятия о том, что о зрении также нужно заботиться. С помощью физкультминутки, включающей регулярную гимнастику для глаз, можно увеличить их работоспособность, улучшить кровообращение, не дать развиться некоторым глазным болезням.

Гимнастика для глаз - это один из приемов оздоровления детей, она относится к здоровьесберегающим технологиям, наряду с дыхательной гимнастикой, самомассажем, динамическими паузами.

Цель гимнастики для глаз: профилактика нарушений зрения дошкольников. Задачи:

-предупреждение утомления,

-укрепление глазных мышц

  • снятие напряжения.

- общее оздоровление зрительного аппарата.

Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного

анализатора и всего организма.

Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, песенок, потешек, считалок и др..

По использованию художественного слова гимнастики для глаз можно разделить на те, которые имеют стихотворное сопровождение и те, которые проводятся без него. Виды гимнастик:

  • с предметами или работа с расположенными на стенах карточками.

По просьбе воспитателя дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают на стенах картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук и т. д.

  • без атрибутов (никакие предметы и плакаты не используются);
  • с использованием специальных полей или изображаются какие-либо цветные фигуры (овал, восьмерка, волна, спираль, ромб и т. д.) или причудливо перекрещенные линии разных цветов толщиной 1 см.

    Этот плакат размещается выше уровня глаз в любом удобно месте (над доской, на боковой стене и даже на потолке). По просьбе воспитателя дети начинают «пробегать» глазами по заданной траектории. При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер. Можно на кончик указки прикрепить бабочку или персонажа по теме и отправиться в путешествие);

  • существуют специализированные программы, направленные на снятие напряжения и коррекцию зрения. Мультимедийную гимнастику для глаз легко изготовить самим, используя программу PowerPoint для создания презентаций.
  • интереснее всего проходят гимнастики для глаз, на которых используются предметы или задания в стихотворной форме, движения по определенным дорожкам, задания на поиск предметов и картинок в разных частях группы.

Элементарные упражнения гимнастики для глаз следует применять уже в раннем возрасте. Годовалый малыш воспринимает пятиминутное занятие, проводимое дважды в день, как игру. Проще всего смыкать и открывать веки (получается темно и светло, вращать зрачками по кругу  (игрушку водят по кругу, а ребёнок наблюдает за ней). После освоения малышом этих упражнений можно переходить к более сложным. В 3 года ребенок охотно делает то, что его просят: артикулирует, гримасничает.

С ребёнком можно поиграть в считалочку: подойти к окну и пересчитать всё, что там  видно: людей, машины, собак, кошек, голубей и т. д. Ребенок  должен

следить глазами за их движением или наблюдать только одним глазом, закрыв другой ладошкой. Можно также «подсматривать» в окно сквозь небольшое отверстие в бумажном листе.

Можно поиграть на прогулке. Малыша нужно попросить запомнить окружающие предметы, после чего на минутку закрыть ему глазки, а после того, как он их откроет, попросить рассказать, что вокруг изменилось. Ребёнку можно показать, как бабочка машет крыльями, после чего попросить его повторить такие же взмахи ресничками при закрытии и открытии глаз.

Очень полезно наблюдать за движущимся предметом.

Для детей в детском саду можно в центре группы поставить корзину и с близкого расстояния бросать в неё мяч – тогда тренировка детских глаз обернётся весельем для всех.

В солнечную погоду полезно воспользоваться обычным зеркальцем, которым можно гонять по комнате солнечных зайчиков, а дети с интересом будут наблюдать за ним, упражнение с зеркалом (солнечный зайчик) можно проводить на улице, на веранде.

Главное, чтобы любое занятие было интересно детям.

Список литературы:

  1. Ахмерова, С. Г. Здоровый образ жизни и его формирование в процессе обучения. М.: Педагогика, 2004. – 315 с.
  2. Волошина Л. А. Организация здоровьесберегающего просранства. Дошкольное воспитание. М.: Изд-во МГОУ, 2004. –117 с.
  3. Крылова Н. И. Здоровьесберегающеепространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия. Волгоград, 2009. – 218 с.
  4. Радионова, Л. В. Здоровьесберегающие технологиив дошкольных образовательных учреждениях: учебное пособие. Нижневартовск, 2011. –124 с.

Конспект занятия по здоровьесбережению во второй младшей группе.

Тема занятия "Гимнастика для глаз"

Цель: формирование представлений об основах здоровьесбережения у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи: Учить детей самостоятельно делать гимнастику, повторять движения за воспитателем. Закрепить знания детей об органе зрения. Продолжать формировать гигиенические навыки по уходу за глазами. Воспитывать желание быть здоровым, внимательно относиться к себе и к своим близким.

Материал: сказочный герой  Айболит (белый халат, белая шапочка или косынка, очки, чемоданчик в котором лежат витамины: аскорбиновая кислота);

 повязки для глаз по количеству детей, флажок (красный).

Ход занятия

1-я часть.

Раздается стук в дверь. Заходит доктор Айболит (воспитатель).

- Здравствуйте, детишки. Узнали меня?

- Я добрый доктор Айболит.  Как ваше здоровье, как животик, как глазки?

Беседует о самочувствие каждого. Сегодня для вас принес с собой большой глаз.

Обращает внимание детей на макет глаза.

 Дети рассматривают макет глаза.

Воспитатель сопровождает рассказом и показывает части глаза на макете.

- Глаза - это органы зрения. Они помогают нам видеть то, что окружает нас. Глаз очень похож на маленький фотоаппарат. Посмотрите на черный кружок. Это зрачок. Через зрачок проходят лучи света, и на внутренней поверхности глаза появляется маленькое изображение того, что находится перед нами.

- Давайте посмотрим, что находится перед нами. (Ответы детей).

- Веки и ресницы защищают глаза от яркого света и пыли. Веко верхнее и веко нижнее. Веки внутри влажные. Мигая, они всё время смывают с глаз пылинки. Веки еще называют "шторками", если перед глазами появляется какой-нибудь предмет, то "шторки" быстро закрываются. Брови не дают попасть в глаза капелькам пота, стекающим со лба.

- Ребята, кто запомнил,  для чего нам нужны глаза? ( Ответы детей.)

-  Из каких частей состоит глаз. (Ответы детей ) (брови, ресницы, веки, зрачок).

- Ребята, как  надо ухаживать за глазами, чтобы они были здоровыми?

 Выслушивает детей, хвалит за правильные ответы.

2-я часть.

Айболит предлагает ребятам поиграть в игру "Лиса Алиса и кот Базилио".

Дети распределяются по парам один из них кот, другой лиса. Кот одевает себе на глаза повязку, лиса берет кота за руку и ведет до указанного места. После чего дети меняются местами. Игра продолжается. По окончании игры Айболит спрашивает:

- Дети, кому было легче идти лисе Алисе или коту Базилио? Почему?

- Что видел кот Базилио?

(Ответы детей)

-  Ребята,  чтобы наши глаза никогда не болели, были всегда здоровыми надо о них заботиться, соблюдать гигиену глаз, а так же надо делать зарядку. Сейчас я вас научу.

Зарядка для глаз.

Поморгайте (быстро закрыть и открыть глаза.) 10 раз.

Посмотрите на красный флажок сейчас я буду перемещать его, двигаются только глаза. Айболит двигает флажок вправо, затем влево, верх, вниз. Повторить 3 раза

А сейчас вращайте глазами сначала влево, затем вправо, смотрим на флажок. Повторить 3 раза.

Поморгайте 5 раз.

Крепко закройте глаза, откройте.

Закройте один глаз, посмотрите на флажок.

Закройте другой глаз, посмотрите на флажок.

Поморгайте 10 раз.

3-я часть.

- Молодцы, ребята, все так старались, выполняли правильно  упражнения.

- Что больше всего вам понравилось на занятии?  Ответы детей.

Хвалит детей за то, что они много знают об органе зрения. Раздает детям витамины.

- А сейчас мне пора уходить, меня ждут другие ребята. До свидания ребята, до новых

встреч. Будьте здоровы, не болейте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект по здоровьесбережению средняя группа

Конспект занятия по здоровьесбережению для детей среднего дошкольного возрастаТема: «Полезные и вредные продукты»Программное содержание:1.     Учить различать полезные и вредные пр...

Конспект по здоровьесбережению «Неболейка».

Здоровьесбережение«Неболейка» в средней группе....

Конспект по Здоровьесбережению Станция «Травмпункт»

Доктор Здравинка: Здравствуйте, ребята. Все ли вы здоровы? Нет ли у вас шишек, ссадин, порезов? Вы бережете свое здоровье? Слышала я, что недавно кто-то из Вас дома баловался с братиком и прищемил пал...

Конспект по здоровьесбережению " Я здоровье берегу, сам себе я помогу"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по здоровьесбережению на тему :  «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»  для детей  младшего дошкольного возраста....

Конспект по здоровьесбережению « Береги здоровье смолоду»

Цель:Развивать у детей умение правильно относится к своим  жизненно-важным органам: ушам и глазам.Воспитывать бережное отношение к себе и другим. Задачи:Развивать познавательный интерес, мыс...

Конспект по здоровьесбережению для детей младшей группы «Путешествие в страну Здоровья».

Цель: способствовать формированию элементарных знаний и навыков здорового образа жизни.Задачи:Создание атмосферы, позволяющей детям чувствовать себя уверенно и спокойно;Способствовать развитию коммуни...