Программа по здоровьесбережениювоспитанников Криомассаж — как новая технология закаливания и оздоровления детей в ДОУ
рабочая программа (средняя, старшая, подготовительная группа)

Гридина Ольга Митрофановна

Очень важной является роль закаливания в профилактики простудных и инфекционных заболеваний. Новая методика закаливания и оздоровления детей дошкольного возраста  это методика криомассажа (КМС) стоп ребенка. Эта методика экономичная, доступная, эффективная, может применяться в условиях детских садов. Наблюдения за детьми показали, что криомассаж нормализует нервную систему ребенка, улучшают аппетит, сон, настроение и общее состояние.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kriomassazh.docx29.67 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждено

Заведующей МБДОУ

детский сад №3

комбинированного вида

 _______

Программа по здоровьесбережению

воспитанников – криомассаж.

на ____________уч. год

                                                   Составили:

 Воспитатель: Гридина О.М.

                                                                                                                                                               

Содержание

п\№

Содержание

Страница

1.

Пояснительная записка

3

2.

Цели и задачи программы

4

3.

Принципы реализации программы

5

4.

Форма работы

6

5.

Структура  организации

6

6.

Методика проведения

7

7.

Ожидаемый  результат

7

8.

Материально-техническое\ методическое обеспечение.

8

9.

Мониторинг

8

10.

Приложение

10

  1. Пояснительная записка

Воспитание здорового ребенка является приоритетной задачей дошкольной педагогики, особенно в современных условиях. В последние годы практически все показатели здоровья и социального благополучия претерпели резкое ухудшение. Особую тревогу вызывают физическое развитие и состояние здоровья подрастающего поколения. По данным Министерства здравоохранения свыше, чем у 60% детей в возрасте 3 – 7 лет выявляются отклонения в состоянии здоровья. Следовательно, именно в области охраны здоровья подрастающего поколения наше общество в целом и дошкольные образовательные учреждения в частности должны сосредоточить основные усилия.   Каждое дошкольное образовательное учреждение, реализует в своей деятельности, прежде всего, линию дифференциации и гуманизации (во имя ребёнка, для ребёнка), учитывает интересы, потребности самих детей. Это и задаёт критерии отбора нововведений и их синтеза, а также позволяет рассматривать самые разнообразные комбинации соотношений, изменений в содержании, технологии, организации образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения. Дети дошкольного возраста очень часто болеют простудными заболеваниями. Одна из основных причин этого – несовершенный механизм адаптации организма ребенка. частые заболевания плохо влияют на здоровье детей, могут привести к возникновению хронических заболеваний, а, следовательно, к низкой посещаемости детей ДОУ. Родители часто болеющих детей стараются их оберегать, укутать, создать тепличные условия жизни, что еще сильнее уменьшает возможности организма адекватно реагировать на изменяющиеся условия и внешние воздействия.                                                                                                                                                                                            Очень важной является роль закаливания в профилактики простудных и инфекционных заболеваний. Закаливание — это сложный процесс. В системе закаливания большую роль играют условные и безусловные рефлексы человека, так как сам механизм терморегуляции является сложным рефлекторным процессом. Вопрос применения холода с целью закаливания, а также с лечебной целью горячо обсуждается как в нашей стране, так и за рубежом. В частности, обсуждается вопрос использования температур до -30°С, то есть умеренно низких.                                                                                                                                                                                                                Дело в том, что применение холода (если оно методически правильное и дозированное) способно уменьшить воспалительный процесс, снять или уменьшить боль, способствовать расслаблению мышц, насыщению крови кислородом, повышению иммунитета, улучшению кровообращения. Итогом этого может явиться тренировка и восстановление защитных сил организма у детей и взрослых.                                                                                                            

3

На этом основании разработана новая технология закаливания и оздоровления детей -  криомассаж стоп ребёнка  – это новая методика авторы методики – профессор О.Ф.Кузнецов. (Стяжкина Е.М., Гусакрова С.А). Используется криопакет, который состоит из замороженной водоохлаждающей  смеси  для подошвенных областей стоп ребенка, в течении осени, зимы и весны.  Криомассаж - нормализует нервную систему ребенка, улучшает аппетит, сон, настроение и общее состояние. Организм ребенка,  становится  более устойчив к заболеваниям. Проведение процедур необходимо для адаптации организма ребенка к холодному воздействию.                                                                                                            Эта методика экономичная, доступная, эффективная, может применяться в условиях детских садов.

  1. Цели и задачи программы

 Цель программы  создание благоприятных условий для снижения  заболеваемости, сохранения и укрепления       здоровья детей  дошкольного возраста.                                                                                                                                                                                                              Задачи:                                                                                                                                                                                                          - сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;                                                                    - сформировать у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.                                                                                                                                                                 - понимание значения ведения здорового образа жизни, оценка своей деятельности в этом направлении и бережное отношение к себе и своему здоровью;                                                                                                                                                                  - воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры;       - создание комфортного микроклимата, в детском коллективе, в ДОУ в целом;                                                                                             - внедрение современных здоровье сберегающих технологий в структуру профилактической оздоровительной и образовательно-воспитательной модели ДОУ.

4

3.Принципы реализации программы

Принцип активности и сознательности — определяется через участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей. Обеспечение высокой степени инициативы и творчества всех субъектов образовательного процесса.

Принцип систематичности и последовательности в организации здоровье сберегающего и здоровье обогащающего процесса. Принцип предполагает систематическую работу по оздоровлению и воспитанию валеологической культуры дошкольников, постепенное усложнение содержания и приемов работы с детьми на

разных этапах педагогической технологии, сквозную связь предлагаемого содержания, форм, средств и методов работы;

 «Не навреди» - Это принцип является первоосновой в выборе оздоровительных технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий должны быть безопасны для здоровья и развития ребенка.

Доступности и индивидуализации – Оздоровительная работа в детском саду должна строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Системного подхода – оздоровительная направленность образовательного процесса достигается через комплекс избирательно вовлеченных компонентов взаимодействия и взаимоотношений, которые направлены на полезный результат – оздоровление субъектов образовательного процесса (из теории функциональных систем П.К. Анохина).

Оздоровительной направленности — нацелен на укрепление здоровья в процессе воспитания и обучения. Оздоровительную направленность должны иметь не только физкультурные мероприятия, но и в целом вся организация образовательного процесса в детском саду.

Комплексного междисциплинарного подхода. Работа учитывает тесную связь между медицинским персоналом ДОУ и педагогическим коллективом, а также отсутствие строгой предметности.

5

  1. Форма работы с детьми.

Форма

Периодичность

Продолжительность

Групповая

3 раза в неделю

от 7 до 20 секунд

  1. Структура организации

Срок реализации Программы

8 месяцев

Количество детей

20

Возраст

5-6 лет

Кол-во проведения  процедур в неделю

3

Кол-во процедур в месяц

12

Кол-во процедур в год

896

Продолжительность

7-20сек

6

  1. Методика  проведения

     По этой методике осуществляется криомассаж подошвенных областей стоп Курс включает в себя 10-12 процедур в течении осени, зимы и весны.  Температура кожи стоп у детей до процедуры криомассажа в среднем составляет +29,4 градуса, сразу после отмечается снижение до +27,6, спустя 2 часа, то есть после дневного сна температура стоп повышается до +30, 3 градусов и такое ее повышение сохраняется в последующем на протяжении 3-4 часов. Таким образом, происходит стимуляция выработки эндогенного (внутреннего) тепла у детей в ответ на кратковременное раздражение хладагентом отрицательной температуры, что является одним из основных механизмов реализации закаливающего, оздоровительного высокоэффективного влияния предложенного способа на организм детей.

Длительность процедуры закаливания отработана с учетом возраста ребенка 3 -4лет – от 7 до 10 секунд, у детей 4-5 лет – от 10 до 15 секунд, у детей 6-7 лет – от 15 до 20 секунд. Послеобеденным сном дети занимают свои спальные места в исходном положении лежа на животе, согнув ноги в коленных суставах под углом в 90 градусов и сомкнув ступни. Движения осуществляются по кругу, по часовой стрелке у детей 4-5 лет – от 10 до 15 секунд, после окончания процедуры дети надевают носочки из льняной ткани. Процедуру рекомендуется проводить через день, для адаптации организма ребенка к холодному воздействию. Организм ребенка, становится  более устойчив к заболеваниям и как правило быстро засыпают спокойным, глубоким сном.                                                                                                                          

  1. Ожидаемый  результат:
  1. Достижение стабильных качественных показателей оздоровительной работы;
  2. Создание системы мер, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья воспитанников;
  3. Психологическая комфортность и безопасность,  обеспечивающая охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
  4. Осознание взрослыми и детьми понятия "здоровье" и влияние образа жизни на состояние здоровья;
  5. Снижение уровня заболеваемости детей;
  6. Увеличение количества дней, проведенных ребенком в детском саду;

7

8. Материально-техническое\ методическое обеспечение.

1. Индивидуальный  криопакет,  который состоит из замороженной водоохлаждающей  смеси  для подошвенных областей.                                                                                                                                                                                                                          2.  Льняные носочки.                                                                                                                                                                             Методическое  обеспечение  программы:                                                                                                                                               1.Береснева, З.И. Здоровый малыш: программа оздоровления детей в ДОУ/ под ред. З.И. Бересневой.- М.: Сфера, 2005 – 31 с.                                                                                                                                                                                                      3.Васильева М.А. «Программа воспитание и обучения ребенка в детском саду» под редакцией  Н.Е. Веракса, М.А.Васильевой. Т.С.Комаровой М., 2013.                                                                                                                                 4.Кочеткова Л.В.. Оздоровление детей в условиях детского сада./ М.: ТЦ Сфера,2007.                                                            5.Кузнецов О.Ф., Стяжкина Е.М., Гусарова С. А. — ЛФК и массаж, 2003, №5, С.37-40.

9. Мониторинг - физическое здоровье

Ф.И ребёнка

Уровень физического развития

Группа здоровья

Заболеваемость.

основной

2

         % или часто болеющие.

Показания к применению закаливания методом криомассажа стоп.

-Дети, впервые приступившие к закаливанию (здоровые или с функциональными отклонениями в состоянии здоровья). 

-Дети с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии или дети-реконвалесценты (через 2 недели после перенесенного заболевания). 

-Ранее закаливаемые дети. 

8

Противопоказания к применению закаливания методом  криомассажа  стоп.

-Острая или подострая стадия респираторного или инфекционного заболевания. 

-Индивидуальная непереносимость холода. 

-Негативное отношение родителей и ребенка. 

-Срок менее 2 недель после выздоровления от острых заболеваний или проведенной ребенку профилактической прививки. 

-Срок менее 2 недель после обострения хронического заболевания. 

Криомассаж - нормализует нервную систему ребенка, улучшает аппетит, сон, настроение и общее состояние ребенка                                                        

9

Приложение 1.

Список  обучающихся

П/№

Ф. И. ребенка

Дата рождения

10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой в закаливании и оздоровлении детей в условиях дошкольного учреждения.

От дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и   умственная деятельность. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость чел...

«Рижский метод закаливания в оздоровление детей дошкольного возраста»

laquo;Рижский» метод закаливания   Все мы знаем, что с помощью такой простой процедуры, как закаливание организма, можно не только поправить здоровье, но и стабилизировать психоэ...

Дыхательная гимнастика, как средство закаливания и оздоровления детей дошкольного возраста

В целях систематического использования дыхательных упражнений их необходимо включать в комплексы: утренней гимнастики, физкультурных занятий, занятий по обучению плаванию, в подвиж...

Криомассаж — как новая технология закаливания и оздоровления детей в ДОУ

Очень важной является роль закаливания в профилактики простудных и инфекционных заболеваний. Новая методика закаливания и оздоровления детей дошкольного возраста  это методика криомассажа (КМС) с...

«Криомассаж - эффективная технология закаливания и оздоровления детей в условиях ДОУ»

Новая технология закаливания и оздоровления детей в возрасте от 3 до 6 лет в условиях детского сада состоит в применении массажа криопакетом...

Дополнительная программа по закаливанию и оздоровлению детей раннего возраста "Крепыши"

Программа обеспечиваетодновременно как общие мероприятия, так и индивидуальный подход....