Гештальт упражнения для снятия психологического напряжения
консультация

           Профилактика эмоционального напряжения важна, так как помогает сохранить психическое здоровье и предотвратить негативные последствия стресса. Хроническое эмоциональное перенапряжение может привести к нарушению деятельности отдельных органов и систем организма, а также вызвать психические расстройства.  

          Кроме того, профилактика помогает улучшить качество жизни и эффективность в работе.

          Если самостоятельно справиться с эмоциональным напряжением не удаётся, стоит обратиться к психологу или психотерапевту. Специалист поможет разобраться с первопричинами стрессовых реакций, обучит эффективным способам управления эмоциями и, при необходимости, порекомендует медикаментозное сопровождение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гештальт упражнения

для снятия психологического напряжения

Упражнение: «Сознавание тела»

Предлагаемое упражнение поможет научиться слушать то, что вам хочет сказать ваше собственное тело.

Длительность упражнения — тридцать минут, его лучше проводить под музыку и с помощником, который будет читать Вам текст упражнения, делая паузы в помеченных многоточиями местах.

           «Займите удобное положение и закройте глаза. Отметьте, какими местами ваше тело опирается на кресло, кровать или ковер… Они поддерживают все ваше тело, доверьтесь им и позвольте себе расслабиться…

Теперь спокойно отметьте, как вы дышите. Не нужно ничего менять. Просто отметьте, как вы дышите. Именно сейчас… Следите, как воздух входит и… выходит… Отметьте, как ваше тело движется в ритм дыханию…

Я буду называть различные части тела. Постарайтесь на вдохе сконцентрироваться на названной части тела, а на выдохе позвольте напряжению выйти из всего тела вместе с воздухом…

           Итак, ваш лоб… Запрокинута ли голова или опущена на грудь?.. Ваши веки… Неподвижны или подрагивают?.. Ваши глаза… в покое или в движении? Видятся ли вам какие-нибудь пятна, образы?.. Ваши щеки… расслаблены или напряжены?.. Ваши уши… Какими вы их сейчас ощущаете, теплее они лица или холоднее?.. Ваш нос… Можете ли вы почувствовать при дыхании легкое движение волосков в ноздрях?.. Ваши губы… сухие или влажные? Сжаты или чуть приоткрыты? Ваш язык… В каком он сейчас положении, чего касается?.. Ваши зубы… Проверьте каждый… Не чувствуете ли вы неудобства от застрявших в них кусочков пищи?... Ваша шея…   Нет ли в ней напряжения от неудобного положения головы? Или голове вполне удобно?...

Ваш позвоночник… Мысленно пройдитесь сверху вниз от шейных позвонков до самого копчика… Какова линия вашего позвоночника?.. Почувствуйте мышцы спины… Они напряжены или расслаблены? Теперь перенесите внимание на плечи… Они приподняты или опущены?.. Сведены или расправлены?.. Почувствуйте свои плечевые суставы… Постарайтесь представить себе, как вы вращаете руками в плечевых суставах…

           Теперь, пройдитесь мысленным взором вдоль своих рук… Плечи… локти… Они выставлены или прижаты?.. Предплечья… запястья… кисти рук… пальцы… Чувствуете ли вы в них какое-нибудь напряжение?

          Прислушайтесь к своему сердцу. Не считайте удары, а только почувствуйте ритм его биений… Внутренне отыщите точки в других частях своего тела, пульсирующие в такт с ним, — например, на шее, под коленом, на запястье. Снова вернитесь к дыханию… Мысленно проделайте тот путь, который совершает вдыхаемый вами воздух, — через нос, по трахее вниз, к легким… Вы чувствуете, как они наполняются воздухом, а затем выпускают его…

         Сделайте глотательное движение и попробуйте ощутить свой пищевод… желудок… Идет ли в нем какая-то работа? Успели ли вы проголодаться с тех пор, как поели?.. По каким ощущениям вы это сейчас узнали?.. Теперь опуститесь ниже… Вот ваш тонкий кишечник… Происходят ли сейчас в нем какие-то процессы?.. Толстый кишечник… Он имеет S-образную форму. Справа, в полости живота, он сначала поднимается снизу вверх, затем переходит налево и снова опускается вниз… Чувствуете ли вы, что там что-то происходит?.. Ваша прямая кишка, не переполнена ли она? Как скоро вам захочется освободить ее?.. Теперь анус… Сжат ли он или расслаблен?..

          Попробуйте осознать свои почки… Они расположены по бокам в самом низу спины и по форме напоминают бобы… Каналы, идущие от них к мочевому пузырю и сам мочевой пузырь… Насколько он полон? Как скоро вам потребуется опорожнить его?              

          Теперь мысленно перейдите к тазовым костям, предохраняющим ваши внутренние органы… Ощутите форму вашего таза… Направьте внимание на тазобедренные суставы… и мысленно представьте себе, что вы поднимаете и опускаете ноги… Теперь вообразите, что ваши ноги совершают круговые движения сначала вовнутрь, потом наружу.

           Почувствуйте ваши бедра… колени… Вы ощущаете равномерное тепло вдоль всей ноги?.. Может быть, колени немного холоднее или теплее? Не напряжены ли ваши икры?.. Теперь ваши лодыжки и стопы… Попробуйте подвигать стопой, чтобы определить степень ее подвижности… Ваши пятки и ступни… Если вы обуты, не жмет ли обувь?..

          Теперь совершите обратное путешествие по своему телу от пяток до макушки. Сравните левую и правую стороны своего тела. Возможно, ваши ощущения окажутся различными с одной и другой стороны. Насколько легко вам удается сознавать все свое тело? Нет ли каких-то «слепых пятен» в вашем осознавании?

           Теперь постарайтесь ощутить тело как единое целое. Произнесите: «Это я. Я — (назовите свое имя). Я здесь живу...»

          Упражнение закончено. Сделайте глубокий вдох, потянитесь, откройте глаза и медленно встаньте».

После упражнения поделитесь своими впечатлениями, расскажите, чему вы научились. Какой опыт вы только что получили?

Упражнение: «Визуализация»

            Ведущий: «Это упражнение лучше проделывать, находясь в расслабленном положении, желательно лежа. Образы, которые, казалось бы, самопроизвольно появляются у вас в голове, на самом деле — в вашей власти. Давайте попробуем продемонстрировать это.

           Закройте глаза и в течение некоторого времени сосредоточьтесь на своем дыхании…

           Вообразите большой белый экран…

           Представьте на экране любой цветок. Уберите цветок с экрана, а вместо него поместите на экран белую розу…

          Поменяйте белую розу на красную. (Если у вас возникли трудности, вообразите, что вы кисточкой покрасили розу в красный цвет, как Алиса в Стране Чудес.)

         Уберите розу и представьте комнату, в которой вы находитесь: всю ее обстановку, мебель, цвет и т. п.

         Переверните картинку. Посмотрите на комнату с потолка. (Если это трудно сделать, то вообразите себя на потолке смотрящим на комнату и всю обстановку сверху вниз.)

         Теперь снова вообразите большой белый экран.

         Поместите синий фильтр перед источником света так, чтобы весь экран стал ярко-синим.

        Поменяйте синий фильтр на красный. Сделайте экран зеленым.

        Представляйте любые цвета и изображения на свое усмотрение».

        Обсуждение: «Удалось ли вам достигнуть всех эффектов, таких, как, например, поворот комнаты или смена цветов? Ничего страшного, и без подготовки легко вы сможете увидеть пустой экран, вообразить цветок и представить обстановку вашей комнаты. И уже это достаточное доказательство того, что продуцируемые вами образы в вашей власти, вы вольны вызывать или не вызывать их. Поэтому, если вы вдруг обнаружите, что «разглядываете» некий психический образ, вызывающий у вас беспокойство, попытайтесь осознать, что вы сами за него в ответе, вы сами его создали и сами можете изменить его на более приятный, подобно тому,  как раскрасили белую розу в красный цвет».

Упражнение: «Круг субличностей»

           1. «Перечислите все свои желания. Записывайте все, что приходит вам в голову. Убедитесь, что вы включили и то, что у вас сейчас есть, и то, что вы хотели бы иметь в дальнейшем. Следует учесть, что этот список не похож на список «Чего бы мне хотелось к Рождеству!». Например: не болеть, быть хорошим родителем, иметь много денег, любить и быть любимым, достигнуть успеха в работе, получить хорошее образование, и т.д.

         2. Перечитайте. Теперь сосредоточьтесь на том, что вы чувствовали, когда читали список. Есть ли у вас субличность, которая говорит вам, что она тоже  хотела бы иметь все это? Или субличность, осуждающая людей, имеющих желания, которых нет у вас или которые для вас являются несущественными. А теперь составьте список ваших собственных желаний.

         3. Когда в вашем списке наберется двадцать пунктов (или когда вы почувствуете, что записали все желания), просмотрите список и выберите пять-шесть самых существенных. Может быть, вы захотите что-то изменить в нем. Например, можно объединить желания «кататься на лыжах», «плавать», «играть в теннис», «ходить в походы» в одно общее: «заниматься спортом на свежем воздухе». Теперь выделите свои самые важные желания и не включайте те, которым хочет отдать предпочтение ваша субличность «Что подумают Люди?».

          4. На большом листе бумаги нарисуйте круг диаметром примерно 20 см. Внутри него — круг поменьше. Получилось кольцо, центральная часть которого — ваше «Я». А в самом кольце разместите те пять-шесть субличностей, которые являются выразителями ваших желаний.

         5. Нарисуйте пастелью или цветными мелками символы, отражающие ваши желания. Отсутствие художественных способностей в данном случае не имеет значения. Просто нарисуйте и раскрасьте любые пришедшие в голову символы.

         6. Когда вы закончите рисование, дайте каждой субличности свое индивидуальное имя. Некоторые из них могут походить на клички: Авантюрист, Благоразумный, Беззащитная Крошка, Здоровяк, Мать-Земля, Герой-Любовник, Лекарь, Знаток. Другие будут более романтичны, например: Первобытный Любитель Лошадей И Гончих, Девушка Из Провинции, Лесной Эльф, Мистер Божество и т. д. Важно придумать свои собственные, имеющие для вас смысл названия.

Упражнение:  «Заброшенный магазин»

             Упражнения на воображение иллюстрируют процесс проекции и помогают участникам группы идентифицироваться с отвергаемыми аспектами личности. Среди таких упражнений наиболее популярна игра «Старый, заброшенный магазин».

             Участнику предлагают закрыть глаза, расслабиться, затем представить, что поздно ночью он проходит по маленькой улочке мимо старого, заброшенного магазина. Его окна грязные, но если заглянуть, можно заметить какой-то предмет. Участнику предлагают тщательно его рассмотреть, затем отойти от заброшенного магазина и описать предмет, обнаруженный за окном. Далее ему предлагается вообразить себя этим предметом и, говоря от первого лица, описать свои чувства, ответить на вопрос, почему он оставлен в магазине, на что похоже его существование в качестве этого предмета. Идентифицируясь с предметами, члены группы проецируют на них какие-то свои личностные аспекты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как снять психологическое напряжение после посещения детского сада?!

Если с ребенком сложно справиться вечером после садика, то основная причина такого его поведения – усталость....

Стресс. Снятие психологического напряжения.

Я хочу познакомить Вас со способами саморегуляции и самовоздействия с целью управления своим психоэмоциональным состоянием....

Игры для дошкольников на снятие психологического напряжения

Игры предложены для снятия психолгического напряжения для детей ДОО....

Памятка "Средство снятия психологического напряжения"

материал для родителей как снять психологтчнское напряжение у детей...

Картотека психологических игр и упражнений на снятие эмоционального напряжения для детей дошкольного возраста

Эмоциональные игры в детском саду направленные на снятие агрессии, помогают детям выплеснуть гнев, снять лишнее мышечное и эмоциональное напряжение, направить энергию в нужное, «созидающее»...

Памятка для родителей «Как снять нервное напряжение у детей» Упражнение на снятие нервного напряжения у детей ЗПР

Дети, подчас бывают такие легко возбудимые, подвижные, слишком уж активные! С ними только немножко повеселишься, так потом успокоить их не можешь, привести, так сказать, в чувства....

Упражнения на снятие эмоционального напряжения и укрепления психологического здоровья педагогов

Цель: воспитание дружелюбия и уважения к сверстникам, развитие умения дружить и бережно относиться друг к другу....