Проект в группе раннего возраста по теме: «Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста»
проект

Севастьянова Полина Геннадьевна

Ранний возраст является для ребенка очень насыщенным. Именно в этот период появляется стремление к самостоятельности. В процессе повседневной работы с детьми, надо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки постепенно совершенствовались, и это продиктовано не только правилами гигиены, но и нормами человеческих отношений. Надо стараться донести до детей, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим и к самому себе в частности, ведь уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, красоты и здоровья. И если на данном этапе не поддержать, не дать и не закрепить определенные навыки самообслуживания, то впоследствии ребенок не приобретет такие качества как трудолюбие и аккуратность, бережное отношение к вещам. Для достижения эффективности привития детям культурно-гигиенических навыков свою работу я осуществляла в двух формах: индивидуальной и групповой. Обучение проходило на занятиях и в повседневной жизни с использованием различных методов организации: дидактических игр, игр-упражнений, беседы, чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций, картин, наблюдений, показывания инсценировок, мультфильмов, рассказывания, заучивания, использования сюжетно-ролевых игр.

Родители также являются главными нашими помощниками, и чтобы достичь лучших результатов следует обращаться к непосредственной их помощи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 49 Пушкинского района Санкт-Петербурга

196626, Санкт-Петербург, пос. Шушары, Новгородский проспект, дом 9, корпус 2, строение 1

Проект в группе раннего возраста по теме:

«Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста»

Подготовили: Казаковцева Светлана Львовна, воспитатель

Севастьянова Полина Геннадьевна, воспитатель

Санкт-Петербург

2024-2025гг

Тип проекта: познавательно-игровой.

Длительность проекта: долгосрочный (01.09.2024-30.05.2025гг.)

Участники проекта: дети группы раннего возраста № 2 «Дюймовочка»,

воспитатели, родители.

Вид проекта: информационный, игровой.

Форма организации детей: групповая, индивидуальная.

Форма проведения: игровая обучающая деятельность, самостоятельная деятельность

детей, работа с родителями

Основное направление проекта: развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста

Актуальность: Ранний возраст является для ребенка очень насыщенным. Именно в этот период появляется стремление к самостоятельности. В процессе повседневной работы с детьми, надо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки постепенно совершенствовались, и это продиктовано не только правилами гигиены, но и нормами человеческих отношений. Надо стараться донести до детей, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим и к самому себе в частности, ведь уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, красоты и здоровья. И если на данном этапе не поддержать, не дать и не закрепить определенные навыки самообслуживания, то впоследствии ребенок не приобретет такие качества как трудолюбие и аккуратность, бережное отношение к вещам. Для достижения эффективности привития детям культурно-гигиенических навыков свою работу я осуществляла в двух формах: индивидуальной и групповой. Обучение проходило на занятиях и в повседневной жизни с использованием различных методов организации: дидактических игр, игр-упражнений, беседы, чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций, картин, наблюдений, показывания инсценировок, мультфильмов, рассказывания, заучивания, использования сюжетно-ролевых игр.

Родители также являются главными нашими помощниками, и чтобы достичь лучших результатов следует обращаться к непосредственной их помощи.

Цель: Воспитание культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста через педагогическую технологию организации режимных моментов.

Задачи: - обучить детей простейшим навыкам самообслуживания, учить проявлять самостоятельность -развивать представление о правилах личной гигиены, систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур -воспитывать желание у детей выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными. Проблема: Работая с детьми раннего возраста, я каждый год замечаю, что у детей, вновь пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания: дети не умеют умываться, одеваться и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма. Поэтому я решила углубленно работать над выявленной проблемой и выбрала тему по самообразованию «Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста» На начальном этапе работы я выявила у детей низкий уровень развития навыков самообслуживания. Не все дети умели одеваться и раздеваться, пить и есть самостоятельно, правильно держать ложку во время еды, не умели мыть руки. У детей не было сформировано умение убирать за собой игрушки. Особенно беспомощны были дети в адаптационный период.

Работа с детьми

Формы работы

Сроки

Форма отчета

Практические работы

Самообслуживание (приём пищи)

сентябрь

Цель:, продолжать закреплять умение  самостоятельно и аккуратно есть; закреплять культурно-гигиенические навыки, называть части тела куклы, предметы ее одежды, активизировать употребление прилагательных, обозначающих цвет.

Игровая ситуация «Как мама учила мишку правильно кушать»  «Вымой кукле руки»,  Чтение потешек «Ладушки, ладушки», «Тушки, тутушки»  Дид. игра «Покажем Зайке как нужно правильно держать ложку»

Чтение стихотворений А. Барто «Девочка чумазая».  Дидактическая игра: «Это нужно нам зачем? » (с предметами туалета). 

Дид. игра «Куклы в гостях у детей»

Консультация для родителей «Формирование навыков самообслуживания у детей 2-3 лет»

Самообслуживание (умывание и навыки опрятности)

октябрь

Цель: учить намыливать руки до образования пены, тщательно смывать; умываться, насухо вытирать лицо и руки своим полотенцем, вешать его на место; пользоваться индивидуальной расчёской; носовым платком

Рассматривание и беседа по картинкам: «Дети моют руки», «Мама моет дочку»

Дид. игра «Кукла заболела» Чтение потешек «Водичка, водичка»

«Буль – буль – буль журчит водица» Дид. упр «Сделаем лодочки»«Как мы моем ладошки и отжимаем ручки»

Советы родителям «Развиваем самостоятельность малыша».

Самообслуживание (одевание и раздевание)

ноябрь

Цель: закреплять знания о предметах одежды и порядке её одевания. Учить правильно надевать обувь. Воспитание навыков самообслуживания, закрепление основных цветов.

Дид. игра «Оденем куклу Машу на прогулку», «Разденем куклу после прогулки» Чтение потешеки «Наша Маша маленькая», «В небе солнышко гуляет»  Дид. игра «Покажи свое полотенце»  Дид. упражнение «Туфельки поссорились - подружились», «Разложи одежду по местам»

Беседы с родителями:

Приучаем детей дома одеваться на улицу в правильном порядке.

Самообслуживание (приём пищи)

декабрь

Цель: Закрепить полученные навыки поведения за столом в игровой ситуации, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Закреплять представления об использовании предметов посуды;

Дид. игра «Накормим куклу Машу», «Кукла Таня обедает»  Чтение потешки «У бабушки калачи», «Пошел котик на торжок»  Сюжетно-ролевая игра «В гостях у Мишки»,  Игровая ситуация: «Мы обедаем».  Игры детей в кукольном уголке с предметами столовой посуды»

Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 2-3 лет»

Самообслуживание (умывание и навыки опрятности)

январь

Цель: Учить намыливать руки с внешней и внутренней стороны, последовательно выполнять действия при мытье рук, активизировать и обогащать речь детей, создавать ситуацию успеха каждого ребёнка,

Закреплять умение пользоваться индивидуальной расчёской; носовым платком.

ОД «Мыльные перчатки»

Игровая ситуация «Расскажем зайке, как пользоваться носовым платком»

Рассматривание сюжетных картинок: «Дети купаются».

Чтение потешки «Петушок – петушок» Дид. упр-е «Причешем куклу»

Сюжетно ролевая игра: «Парикмахерская»

«Средства формирования навыков самообслуживание в младшем дошкольном возрасте» - консультация для воспитателей

Самообслуживание (одевание и раздевание)

февраль

Цель: продолжать учить одеваться и раздеваться в определённой последовательности, складывать вещи на место, самостоятельно обуваться. Закреплять основные цвета.

Развивать мелкую моторику; закрепить умения застегивать и расстегивать пуговицы; учить правильно, шнуровать.

Дид. игра «Подберем куклам одежду» «Приведи куклу в порядок»

Чуковский «Мойдодыр»

Дид. игра: "Хитрые башмачки"

ОД: «Застегни и зашнуруй».

Дидактическое упражнение: «Уложим куклу Олю спать».

Дид. игра «Научим Мишку складывать вещи в шкафчик»

Дид. игра «Каждой вещи свое место»

Музыкальное развлечение «Про то как Мишку спать укладывали»

Консультация для родителей на тему: "Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию"

ИГРА – ЗАНЯТИЕ

«Научим Неумейку мыть руки»

Самообслуживание (приём пищи)

март

Цель: продолжать учить формировать интерес к самостоятельным действиям при накрывании стола к обеду. продолжать закреплять умение  самостоятельно и аккуратно есть. Закрепить полученные навыки поведения за столом.

Дид. игра «Обед у кукол» «Поможем накрыть на стол» Чтение рассказа «Маша обедает»

Чтение потешки: «Я состряпаю калач» Дид. упр-е «Покажем Хрюше, как надо правильно кушать»

Игры детей в кукольном уголке: «Накроем столик для кукол», «Кукла Катя пьёт чай».Игровые ситуация:«Мишка пригласил в гости зайку и ёжика»

Круглый стол «Использование стишков и дид. игр в воспитании навыков самообслуживания у детей»

Самообслуживание (умывание и навыки опрятности)

апрель

Цель: продолжать учить правильно умываться, насухо вытирать лицо и руки своим полотенцем, вешать его на место; пользоваться индивидуальной расчёской; носовым платком перенести полученные навыки и умения в игровые действия, поддерживать положительные чувства к процессу умывания

Дид. игра «водичка, водичка» Игра - занятие «Носики – курносики Дидактическое упражнение: «Покажем мишке, как нужно вытираться своим полотенцем».

Дид. игра «Умоем куклу»

Чтение потешки «Ай лады, лады, лады» Игра «Фонтанчик»

Дид. игра: «Купаем куклу Катю». Рассматривание сюжетных картинок.

«Девочка чумазая», «Девочка аккуратная».

Советы для взрослых, как стать самостоятельным в процессе раздевания и одевания.

НОД  по самообслуживанию на тему: "Научим Буратино одеваться"

Самообслуживание (одевание и раздевание)

май

Цель: соблюдать последовательность при одевании, активизировать активный словарь за счёт названия предметов одежды.

Дид. игры «Научим Степу одеваться на прогулку».

Дид. игра «Поучим Зайку застегивать пуговицы»

Чтение потешек: «Вот они сапожки» Разучиваем стих «Маша варежку одела»

Сюжетно-ролевые игры «Дом» и «Семья»: – внесение игровой ситуации «Кукла Катя хочет спать»  Дид. игра «Научим Мишку складывать вещи в шкафчик»

  Рассматривание сюжетных картинок «дети на прогулке» (в разные времена года).

Образовательная ситуация «Мы теперь умеем сами на прогулку одеваться»

Памятка по формированию навыков  самообслуживания.

Предполагаемый результат: - создание предметно-развивающей среды приведет к развитию навыков самообслуживания у детей; -систематическое использование игр и упражнений на формирование навыков самообслуживания разовьет у детей самостоятельность; -взаимодействие педагогов и родителей поспособствует повышению интереса родителей к данной проблеме и приведет их к активному участию в работе по воспитанию навыков самообслуживания у детей. Мы ежегодно набираем маленьких детей в детский сад, поэтому работа по развитию навыков самообслуживания будет актуальна для нас всегда.

ЛИТЕРАТУРА

  1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика синтез, 2014. — 368 с
  2. Белостоцкая Е. М., Виноградова Т. Ф. И др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7. – М.: Просвещение, 1991.
  3. Богуславская З. М., Смирнова е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: 1991.
  4. Бондаренко а. К. Дидактические игры в д/с: пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1985.
  5. Вершинин В.Н. «Беседы на этические темы» Ульяновск ипкпро-2000г.
  6. Волчкова В.Н., Степанова Н.ВРазвитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста: практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001.  
  7. Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. – СПб., 2007                              
  8. Иванова Н.П. Белова И.Н., Косухина Н.А. «Организация работы по     этическому воспитанию дошкольников»-Ульяновск, ИПКПРО-2004г.
  9. Конина Е. Ю. Формирование культурно - гигиенических навыков у детей. Игровой комплект. - Айрис-пресс, 2007 г.
  10. Лихачёва а. А. Встреча с Мойдодыром. //дошкольное воспитание №9 – 2004. С. 56
  11. Островская л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – М.: Просвещение, 1990.
  12. «Этическое образование дошкольника: индивидуальный подход» Иванова Н.П., Белова И.Н., Богова Л.И, Касухина Н.А., Сергеева А.П. Ульяновск 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста»

Развитие навыков самообслуживания важный этап развития самостоятельности у детей раннгего возраста....

Консультация для родителей на тему: «Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста» Воспитатель: Койносова Елена Станиславовна

Консультация для родителей на тему: «Развитие  навыков самообслуживания у детей раннего возраста» Воспитатель: Койносова Елена Станиславовна...

Родительское собрание в форме семинара - практикума в группе раннего возраста по теме: "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр"

Родительское собрание  в группе раннего возраста по теме: "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр"...

Конспект мастер-класса для родителей в группе раннего возраста по теме: "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр"

: познакомить родителей с некоторыми дидактическими играми, направленными на развитие сенсорных способностей, для использования в домашних условиях....

План по самообразованию на тему: «Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста»

Актуальность.В дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового ребенка. Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве.  Важно с сам...

Программа взаимодействия с родителями II группы раннего возраста «Формирование КГН и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»

Цель работы с родителями: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя интересов...