Использование здоровьесберегающих технологий для развития певческих навыков у детей дошкольного возраста.
методическая разработка
Методическая разработка
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Использование здоровьесберегающих технологий для развития певческих навыков у детей дошкольного возраста»
I. Введение. Актуальность темы.
В настоящее время в музыкальном образовании дошкольников перед педагогами стоит задача: развивать способность исполнительства, певческий голос, слуховой самоконтроль, выразительность пения у детей. Но проблема изучения методов формирования певческого голоса у детей остаётся предметом исследования многих учёных, музыкантов, так как до конца природа этого вопроса не раскрыта. Наблюдения за пением детей в процессе музыкальных занятий и в повседневной жизни показали, что детскому исполнительству присуще форсирование звука во время пения, нарушения мелодичности и напевности звучания, нечёткая дикция. Значительная часть детей приходит в школу из детских садов практически непоющей. Дети не научены фальцетному голосообразованию, в результате чего поют в основном в разговорной манере, в небольшом диапазоне, фальшиво и напряжённо, не показывают необходимых навыков слухо-вокальной координации, артикуляции, дикции. Между тем, именно в детском саду на музыкальных занятиях, в которых пение занимает 50-70% всего времени, а само обучение длится 3-4 года, дети к 7 годам могут и должны быть научены достаточно грамотно и красиво петь.
В течении XX века ведущие педагоги-вокалисты (Н.А.Метлов, В.А.Багадуров, Е.М.Малинина, В.Н.Шацкая, Д.Е.Огороднов, В.В.Емельянов,,В.В.Шереметьев, Н.А.Ветлугина, А.В.Кенеман, А.Л.деАрисменди, Г.П.Стулова, З.Кодай, М.Ибука) занимались проблемой развития детского певческого голоса. В 1938 году на первом методическом совещании в Москве были приняты рекомендации для учителей пения и музыкальных работников, в которых предлагалось использовать фальцетную манеру звукообразования у всех детей до периода наступления мутации. Учёные пришли к выводу, что детский певческий голос надо не развивать, а охранять и тренировать по мере роста организма. По данным исследований педагогов, одной из причин отсутствия должного вокального развития детей является недостаток вокально-музыкальной культуры семьи. Дети не имеют собственного эталона певческого голоса и начинают подражать тому, что подаётся в окружающей их среде (телевидение, современная эстрада, аудио-, видео записи, наличие систем караоке и пение под фонограмму). По словам исследователя В.В.Емельянова, постепенное формирование эталона певческого звука или возникновенье в одночасье являются решающим мотивационным фактором в приобщении человека к вокальному искусству. В современном вокально-эстрадном искусстве (это то, что обычно слушают дети) отсутствует академический стиль пения, преобладает сип, хрип, форсирование звука.
Причины неудовлетворительной вокальной работы с детьми в детском саду кроются, на мой взгляд, в некоторых неверных установках программы по пению для дошкольников, в издержках сложившейся практики музыкальных занятий, в недостатках профессиональной подготовки музыкальных работников детских садов. В результате беспрерывной подготовки к бесконечным праздничным датам от музыкальных руководителей требуют разучивания с детьми нового репертуара песенного, театрального, танцевального, и это становится самоцелью. В этих условиях почти невозможно находить время и силы для очень тонкого трудного процесса формирования певческих навыков и развития музыкального слуха.
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Каждый человек, родившись, получает от матушки-природы драгоценный и великий дар — особого качества музыкальный инструмент — голос. Некоторые педагоги считают, что именно он способен стать основой, фундаментом всей музыкальной культуры человека в будущем. Необходимо лишь научиться правильно владеть этим инструментом. Пение - один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности, который может дать им очень много. В нем заключен большой потенциал эмоционального, музыкального и познавательного развития. Музыкальный образ песни, благодаря словесному тексту, становится понятным и близким детям. Это развивает у них эмоциональную отзывчивость на музыку-главную составляющую музыкальности. В пении, как ни в каком другом виде музыкальной деятельности, очень успешно и быстро развивается интонационный звуковысотный слух - одна из основных музыкальных способностей, без которой музыкальная деятельность невозможна вообще. Развиваются и все другие музыкальные способности - тембровый и динамический слух, музыкальное мышление, музыкальная память. В пении происходит и общее развитие ребенка - формируются психические функции, развивается речь, происходит накопление знаний об окружающем, ребенок учится взаимодействовать со сверстниками. Совместное пение на занятиях объединяет детей, создает условия для их положительного эмоционального общения, улучшает самочувствие, укрепляет здоровье. Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Влияние музыки на организм человека установили физиологи В.М. Бехтерев, И.П. Павлов.
Опираясь на исследования и опыт ведущих музыкантов–теоретиков и практиков, широко используя новейшие достижения музыкальной педагогики, выстроила систему развития певческих навыков детей дошкольного возраста. В основе работы по развитию певческих навыков лежат идеи детского музыкального воспитания К. Орфа, Емельянова В.В., а также методические рекомендации Орловой Т.М., Бекиной С.М. и других современных педагогов.
На музыкальных занятиях для обучения детей пению используются
различные педагогические технологии: личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, игровые технологии, информационно-коммуникативные и др. Это, несомненно, позволяет повысить эффективность
и качество обучения, способствует развитию на занятиях творческого мышления, активизирует самостоятельную деятельность обучающихся. Но самыми востребованными технологиями в развитии певческих навыков являются здоровьесберегающие.
Данные аспекты и являются актуальностью выбранной темы.
II.Теоретическая база опыта
Для разработки педагогического опыта использовались следующие методические разработки итехнологии:
- Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. Волгоград: Учитель, 2009.
- Ветлугина Н.А. ''Методика музыкального воспитания в детском саду'', М., ''Просвещение'', 1989г
- Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – М.:Сфера, 2008г.
- Емельянов В.В. ''Фонопедический метод развития голоса. Первый уровень: развивающие голосовые игры.''СПб, 1999 г.
- Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. -М.:Сфера, 2004г.
- Картушина М.Ю. "Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет" г.Москва, изд. ТЦ "Сфера", 2008.
- Кисилѐва Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – М.:Аркти, 2005г.
- КокинаН.А.Реализация образовательной области «Музыка» в
соответствии с ФГТ.// Справочник музыкального руководителя.2012.№0.С. 18.
- Метлов Н.А. ''Музыка детям'' :Пособие для воспитателя и музыкального руководителя. - М., ''Просвещение'', 1985 г.
- Михайлова М.А. Развитие способностей детей. Ярославль: Академия развития, 1997.
- Орлова Т.М., Бекина С.М. ''Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5 – 6 лет'', М., ''Просвещение'', 1987 г.
- Подольская Е.И. "Формы оздоровления детей 4-7 лет" г.Волгоград, изд. "Учитель", 2009
- Стулова Г.П. ''Развитие детского голоса в процессе обучения пению'', М., Издательство ''Прометей'', МГПУ им. В.И.Ленина,1992 г
- Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004.
IV. Цель, задачи проводимой работы.
Цель: обеспечение положительной динамики в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с помощью здоровьесберегающих технологий
Задачи:
- - Развивать певческие навыки у детей старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий, исходя из возрастных особенностей детей
- - Развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма)
- - Формировать основы певческой и общемузыкальной культуры (эстетические эмоции, интересы, оценки, вокально-хоровые умения и навыки)
- Развивать музыкальный слух (различать интонационно точное и неточное пение, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок), используя здоровьесберегающие технологии
- - Развивать певческий голос, укреплять и расширять диапазон певческого голоса с помощью здоровьесберегающих технологий
- Обучать детей исполнению песен: на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента
- Способствовать сотрудничеству с родителями в вопросах развития певческих навыков.
V. Пути решения проблемы: принципы, методы и приёмы, используемые для развития певческих навыков у детей
При обучении детей пению развиваю все вокальные навыки: вокальные установки, звукообразование, дикцию, дыхание, чистоту интонации.
Работая с детьми, я постоянно слежу за соблюдением правил по охране голоса, за тем, чтобы ребята пели естественным голосом, не форсируя звуки, не говорили слишком громко. Крик, шум портят голос, притупляют слух ивлияют на нервную систему детей. Не следует позволять детям исполнять песни с большим диапазоном.
На музыкальных занятиях перед разучиванием или исполнением песен провожу работу по подготовке голосового аппарата и всего организма к данному виду музыкальной деятельности. На своих занятиях я использую гимнастику, дыхательные упражнения, распевание.
Данные упражнения позволяют полностью подготовить голосовой аппарат и весь организм детей к работе над песней, что предотвращает перенапряжение неокрепших голосовых связок в процессе пения. Детям становиться проще, разучивать и исполнять песни, так как активизируются все вокальные навыкии музыкальный слух. К тому же в процессе выполнения данных упражнений укрепляется здоровье детей.
Чтобы вызвать у детей активное желание петь, применяются разнообразные методические приёмы, вводятся игровые и зрелищные моменты. У детей непроизвольное внимание, и весь процесс обучения должен воздействовать на их чувства, соответствовать их интересам. Если использовать игровые приёмы и доступный материал, дети проявляют эмоциональную отзывчивость.
У детей дошкольного возраста голосовой аппарат только начинает формироваться. Голос ребёнка-дошкольника очень несильный, дыхание слабое, поверхностное, голосовые складки смыкаются неплотно. В своей работе с детьми я руководствуюсь принципом «Не навреди!» и отношусь к детскому голосу осторожно и бережно.
Прежде всего, необходим продуманный песенный репертуар. Основными характеристиками его являются:
– художественная ценность;
– доступность текста и мелодии;
– соответствие мелодии возрастному диапазону: ре первой октавы – ля первой октавы (3–4 года), до первой октавы – до второй октавы (6 –7 лет);
– соответствие интересам ребёнка.
Певческие навыки у дошкольников развиваю постоянно и планомерно, от простого к более сложному.
Певческая установка – это положение корпуса перед началом пения. Чтобы голос звучал свободно, на занятиях дети садятся ровно или встают прямо, ноги ставят ровно. Дети часто забывают о правильной осанке – я напоминаю им о правильном положении корпуса с помощью следующих упражнений:
Сидит дед,
Ему сто лет,
А мы детки маленькие,
У нас спинки пряменькие.
Сидит баба Яга,
Очень страшная она.
Быть такими не хотим,
Очень ровно мы сидим.
Принципы обучения пению.
Обучение пению проводится по строго обдуманному плану на основе общепедагогических принципов, т. е. основных положений дидактики. В основе обучения детей пению использую следующие общепедагогические принципы: воспитывающего обучения, прочности, сознательности, наглядности, доступности, постепенности. Все эти принципы выполняются постоянно и одновременно.
- Принцип воспитывающего обучения
Музыкальный руководитель в процессе обучения детей пению одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь.
- Принцип прочности
Выученные детьми песни через некоторое время забываются, если их систематически не повторять: вокальные умения утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Поэтому не следует торопиться с разучиванием новых песен. Лучше чаще повторять выученные.
Чтобы повторение песен не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового. Например можно предложить петь всей группой, подгруппами, по одному, мальчикам, девочкам, около инструмента, вдали от него и т. д.
Закрепление песенного репертуара должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением. При повторении надо подводить детей к осознанию как положительных моментов в пении, так и ошибок, неправильностей, неточностей, допущенных при передаче мелодии и текста. От сознательного повторения знакомого материала зависит и прочность усвоения вокальных навыков.
- Принцип сознательности
В современной педагогике знания, умения считаются усвоенными сознательно, если они хорошо поняты детьми и дети могут их передать словами. Сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром. Музыкальный руководитель старается различными приемами раскрыть перед детьми музыкальный образ песни и связать его со средствами музыкальной выразительности (темпом, динамикой, регистрами, метроритмом, ладом), для того чтобы дети пели осознанно, не механически. Немаловажное значение для умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни и особенно любовь педагога к музыкальному искусству. Часто в детских садах этот принцип понимается не всегда правильно. Дошкольные работники удовлетворяются тем, что все дети активно участвуют в пении, движении, забывая при этом о развитии у них активности мысли. Когда на музыкальных занятиях одна подгруппа поет, а другая слушает и следит за тем, правильно ли исполняется песня, кто спел неправильно, то при таком приеме дети не только смотрят и слушают, но и думают, т. е. сравнивают, оценивают исполнение своих товарищей. Музыкальный руководитель стремится воспитать у ребят сознательное отношение к содержанию песни, передаче музыкального образа, технике пения. Дети должны не только знать, но и понимать, куда идет мелодия (вверх или вниз), и направлять соответственно свой голос, как надо открывать рот во время пения, почему необходимо сидеть прямо, не сутулясь.
- Принцип наглядности
Нельзя понимать узко, как обучение только при помощи органа зрения. В процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство, или «щупальца» (по выражению ), дополняют, усиливают слуховое восприятие. Так. сочетание слухового и зрительного восприятия возможно в том случае, когда во время пения музыкальный руководитель показывает высоту звуков, поднимая руку вверх на высоких звуках и опуская ее вниз на низких.
Если ребенок передвигает по ступенькам небольшой лесенки фигурку какого-нибудь животного и одновременно поет соответствующее звукоподражание («га», «мяу», «кря» и т. п.) или если он поднимает свою руку вверх при пении высокого звука, то у него кроме органов слуха и зрения участвует еще мышечное чувство.
Основной прием наглядности - это образец исполнения песни педагогом. Некоторые образы, которые встречаются в песнях, можно предварительно проиллюстрировать с помощью картин, игрушек. Не следует злоупотреблять показом игрушек и превращать музыкальные занятия в кукольный театр. Наглядность в обучении пению повышает интерес детей к музыкальным занятиям, способствует развитию сознательности, легкости и прочности усвоения песен.
- Принцип доступности
Заключается в том, что содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития детей каждой возрастной группы.
Отобранный доступный песенный репертуар я объясняю детям понятным для них языком.
Доступный репертуар не надо смешивать с легким: последний не вызывает у детей никаких усилий для его усвоения и не содействует их музыкальному развитию. Для усвоения доступного всегда требуется некоторое напряжение умственных способностей, проявление старания, прилежания. Такой репертуар способствует музыкальному развитию детей.
Непосильный репертуар делает обучение формальным и снижает у детей интерес к музыке.
- Принцип постепенности
Последовательности и систематичности заключается в том, что в начале года во всех возрастных группах даются более легкие задания, чем в конце года: постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому. Соблюдение этого принципа облегчает детям усвоение знаний и приобретение навыков, придает им уверенность в своих силах и способствует повышению интереса к занятиям. В противном случае дети быстро утомляются, внимание и интерес к пению ослабевает, падает усвояемость песенного репертуара!! дети не получат систематических знаний и навыков по пению.
К первой степени трудности относятся песни, в которых музыкальный образ передан простыми мелодиями, без частых изменений в направлении мелодического движения, без скачков на большие интервалы на неустойчивых звуках, без пунктирного ритма.
Ко второй степени трудности относятся песни, в которых музыкальный образ передан более сложной мелодией и аккомпанементом. Однако такие песни доступны и полезны для музыкального, вокального и общего развития детей.
По мере развития детского голоса даются песни в более высоких тональностях и обращается внимание на выразительное их исполнение. В практике, к сожалению, этот принцип иногда нарушается из-за бессистемной подготовки к праздникам, когда музыкальный и песенный репертуар трудный и детям приходится затрачивать много усилий на его усвоение, в результате чего они не получают нужных вокальных навыков.
Результативность.Для выявления уровня сформированности показателей певческого голоса в начале года мной была использована диагностика певческих навыков у дошкольников.
В данной диагностике представлены три уровня развития певческого голоса:
Высокий: ребёнок понимает и выполняет задание правильно, самостоятельно, используя известную технологию звукоизвлечения, голос имеет ярко выраженную тембровую окраску, активный артикуляционный аппарат, чисто интонирует, дыхание правильное, без шума.
Средний: ребёнок правильно понимает задание, действует по словесному указанию, голос имеет не ярко выраженную тембровую окраску (сип), речь внятная, артикуляционный аппарат средней активности, интонирует нечисто, дыхание правильное с помощью педагога.
Низкий: Ребёнок затрудняется в выполнении задания с помощью педагога, речь невнятна, вялый артикуляционный аппарат, затрудняется в чистом интонировании мелодии, навык правильного дыхания отсутствует.
На основе данных, полученных в ходе диагностики, и были сформулированы задачи практической работы по развитию певческих навыков у детей:
- Развивать у детей певческий голос по основным показателям: широта диапазона, чистота интонирования, сила голоса, напевность звука, дикция, дыхание.
- Формировать представление о строении голосового аппарата и его свойствах, об эталоне певческого голоса, познакомить с академической манерой исполнения, приобщить к шедеврам мировой вокальной культуры
- Воспитывать самостоятельность, активность в достижении конечной цели – самореализации.
Здоровьесберегающие технологии, используемые для развития певческих навыков
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий:
1. Валеологические распевки -задают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат на занятии, поднимают настроение, подготавливают голос к пению. В практике моей работы песни-распевки имеют здоровьесберегающую направленность. Распевки предупреждают заболевания верхних дыхательных путей, укрепляют хрупкие голосовые связки детей.
Например: | ||||
Доброе утро! | ||||
Доброе утро! | Поворачиваются друг к другу. | |||
Улыбнись скорее! | Разводят руки в стороны. | |||
И сегодня весь день | Хлопают в ладоши. | |||
Будет веселее. | Выполняют движения по тексту. | |||
Мы погладим лобик, | ||||
Носик и щечки. | Постепенно поднимают руки вверх, | |||
Будем мы красивыми, | "фонарики". | |||
Как в саду цветочки! | Движения по тексту | |||
Разотрем ладошки | ||||
Сильнее, сильнее! | ||||
А теперь похлопаем | ||||
Смелее, смелее! | Потирают ушки | |||
Ушки мы теперь потрем
И здоровье сбережем. Разводят руки в стороны
Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы!
- работе над развитием певческих навыков мне большую помощь оказывают методические пособия «Учите детей петь» Т.М. Орловой ,
''Развитие детского голоса в процессе обучения пению'' Стуловой Г.П., «Развитие музыкальных способностей детей» М.А. Михайловой, ''Методика музыкального воспитания в детском саду'' Ветлугиной Н.А. и «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения» О.Н. Арсеневской.
- Дыхательная гимнастика –управление всеми фазами акта дыханиячерез тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. На Музыкальных занятиях включаю несложные упражнения дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой, которые повышают показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей. Например:
«Насос» («Накачиваем шины»)
По шоссе летят машины-
все торопятся, гудят.
Мы накачиваем шины,
Дышим много раз подряд.
Дети стоят, слегка ссутулившись; голова без напряжения слегка опущена вниз (смотреть себе под ноги); руки находятся перед собой кистями к коленям, слегка согнуты в локтях и абсолютно расслаблены.
На счёт «раз» слегка кланяемся вниз - руки, выпрямляясь, лёгким движением тянутся к полу, голова опущена – вдох (в конечной точке поклона). Опускается вниз верхняя часть туловища, то есть наклон осуществляется за счѐт скругленной спины, ноги прямые.
«Два» - выпрямились, но не полностью, то есть спина не ровная и прямая, слегка наклонена, как бы ссутулилась, - выдох ушёл пассивно. «Машина» (обучение постепенному выдоху воздуха)
И.П. - Дети становятся на одной линии, делают вдох через нос («наливают бензин») и выпускают воздух через рот, при этом делая язычком «тр-р-р», копируя работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех «уехал» на одном дыхании.
«Цветок». (упражнение направлено на достижение дыхательнойрелаксации за счет физиологического рефлекса, в результате которого при вдохе носом происходит расслабление гладкой мускулатуры бронхов). И.П. - стоя. Руки опущены. Глаза закрыты. Делается медленный вдох, будто вдыхается аромат цветка. Выдыхаем через рот, губки «трубочкой», медленно выпуская воздух.
Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе развития певческих навыков дошкольников. Если у ребенка ослабленное дыхание, то оно не дает ему полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни – приходится вдыхать воздух чаще.
Основные задачи дыхательных упражнений на музыкальных занятиях:
Укреплять физиологическое дыхание детей (без речи).
Формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный выдох).
Тренировать силу вдоха и выдоха.
Развивать продолжительный вдох.
- Артикуляционная гимнастика – выработка качественных,полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Артикуляционные гимнастики Е. Косиновой, В. Цвынтарного, Т. Куликовской способствуют тренировки мышц речевого аппарата. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшается музыкальная память, внимание.
Для правильного звукообразования большое значение имеет четкая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого неба с маленьким язычком), поэтому для достижения этой цели на каждом занятии провожу разминку – артикуляционную гимнастику по системе Емельянова В.В. Эти упражнения не только развивают певческий голос, но и способствуют его охране, укрепляют здоровье ребенка.
В артикуляционную гимнастику входит:
работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно
левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной
позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.);
с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки), массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.
Упражнения на артикуляцию детям интересны, доступны, проводятся в игровой форме. Игровая ситуация усиливает интерес детей к певческой деятельности, делает более осознанным восприятие и содержание песни.
Так, «путешествуя» вместе с язычком, дети знакомятся со всеми частями речевого аппарата: языком, зубами, губами, небом. Затем осваиваем артикуляционные упражнения:
«Язычок проснулся» (толкать язычком в правую и левую щеку);
«Язычок, покажись!» (покусать кончик языка);
«Зубов не страшись!» (высовывать язык вперед и убирать назад);
«Зубы кусаются» (покусать нижнюю и верхнюю губу по всей поверхности);
«Губки хохочут» (в улыбке открыть верхние губы);
«Губки обижаются» (вывернуть нижнюю губу);
«Вкусный язычок» (пожевать язык боковыми губами);
«Чистые зубки» (провести языком между верхней губой и зубами и междунижней губой и зубами);
«Улыбка» (улыбнуться).
Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса. На моих музыкальных занятиях эти упражнения проводятся под счет с хлопками под музыку, а так же в сочетании с дыхательно-голосовыми упражнениями. Артикуляционная гимнастика не должна быть утомительнойипродолжаться не более 3-х минут перед пением. Упражнения выполняем с детьми сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, ноги и руки находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого и, если есть возможность, свое лицо в зеркале.
- Оздоровительные и фонопедические упражнения (разработки В.
Емельянова, М, Картушиной) - способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются упражнения для горла, интонационно – фонетические (корректируют произношения звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.
- Игровой массаж - полезны не только больному,но издоровому человеку. Делая самомассаж определенной части тела ребенок воздействует на весь организм в целом, развивает у человека позитивное отношение к собственному телу. Использование игрового массажа М. Картушиной, А. Галанова, А. Уманской повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма. Обучение детей посредством правильного выполнения игрового массажа благотворно влиять на развитие певческих навыков.
При проведении массажа важно научить детей не давить на точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру.(от кистей рук к плечу и т.д.)
- Проводя массаж определенных частей тела, используются поглаживание, разминание, растирание, легкие постукивания .
- Массаж головы улучшает кровообращение,снимает головную боль.Массируя голову, дети могут «бегать» по ней пальцами, взъерошивать или приглаживать волосы, «рисовать» спиральки от висков к затылку.
- Самомассаж ушей выполняется разогретыми трением ладонями ипальчиками – потереть, подергать в разные стороны мочки ушей, погладить ушки, гладить завитки ушей и т.п.
- Пальчиковые игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно – ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества. Игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. На музыкальных занятияхпальчиковые игры Е. Железновой, В. Коноваленко, О.Узоровой проводятся чаще всего под музыку (как попевки). Они развивают двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества. Например:
«Кошка»
Задача: Развивать координацию речи и движения.
Посмотрели мы в окошко- пальцами обеих рук делают «окошко»
По дорожке ходит кошка. «бегают» указательным и средним
пальцами правой руки по левой руке
С такими усами! показывают «длинные усы»
С такими глазами! показывают «большие глаза»
Кошка песенку поет, хлопки в ладоши
Нас гулять скорей зовет! «зовут» правой рукой
7.Речевые игры позволяют овладеть всеми выразительными средствами музыки. Музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст поется или ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, жесты, движения и колористические средства. Речевые игры влияют на развитие эмоциональной выразительности речи, двигательной активности. Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова.
Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности. Например:
«Лиса по лесу ходила».
Задача: Развитие ритмичности, координации, внимания.
Лиса по лесу ходила, Дробный шаг по кругу
Звонки песни заводила. На последний слог- разворот лицом в круг
Лиса лычки драла, Хлопки-тарелки
Себе лапотки сплела. Поочередное выставление ног на пятку
Развитие певческих навыков эффективно при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. В соответствии с этим занятия строятся на планировании, направленном на усвоении детьми определенного содержания и педагогической импровизации, варьирующей ход занятия, его содержания иметоды. Успех занятий невозможен без совместной деятельности педагога – музыканта и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей.
VI. Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и родителями в развитии певческих навыков
Важнейшим этапом в развитии певческих навыков является дошкольное детство. Однако успех в формировании певческого голоса зависит не только от плодотворной работы педагогического коллектива ДОУ по музыкальному воспитанию, но и от отношения к музыке в семье.
Для успешного освоения детьми певческих навыков необходима совместная работа музыкального руководителя, воспитателей и родителей.
Музыкальное воспитание в семье может проходить в различных формах – совместное посещение концертов и детских музыкальных конкурсов, домашнее пение, разучивание детских песен, прослушивание произведений современной и классической музыки (желательно по рекомендации музыкального руководителя), подготовка музыкальных номеров к утренникам детского сада.
Музыка прочно вошла в быт ребят. Они поют в группе, дома для родителей и вместе с родителями, не только в сопровождении инструмента, но и самостоятельно без чьей-либо помощи.
Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.
Воспитатели создают развивающую предметно-пространственную среду для развития певческих навыков детей. В группах есть музыкальный центр, диски с записью музыки для детей, в том числе музыкой для режимных моментов: колыбельные песни, музыкой разного характера.
Для родителей выставляются папки-передвижки с материалами о музыкальном воспитании в семье, а также о развитии певческих навыков. Оформляются родительские уголки со следующими темами по развитию певческих навыков: «Пальчиковые игры с детьми»; «Игровой самомассаж»; «Игры с использованием музыкальной терапии», «Охрана детского голоса».
На консультациях с родителями я объясняю вред крикливого пения, громкого разговора, особенно на улице в сырую холодную погоду, а так же предупреждаю, чтобы они не позволяли детям пить холодную воду, есть мороженое в разгоряченном состоянии во избежание простуды, заболеваний голосового аппарата.
VII. Результативность проводимой работы. Творческие достижения.
В практике моей работы проблема развития певческого голоса детей проявилась, прежде всего, в том, что дошкольники незначительно использовали певческий потенциал. Как девочки, так и мальчики затруднялись петь в высоком или низком регистрах, «боялись выходить» за рамки диапазона, зачастую заменяли громкое пение на крик, а тихое – на шёпот. В силу несформированного до конца артикуляционного аппарата, часть звуков ребята пели искажённо, заменяя гласные и согласные близкими по звучанию, не вовлекая в двигательный процессротоглоточный аппарат и мышцы лица. Излишняя трудность замечена была при умении детей правильно использовать бесшумный вдох и протяжный долгий выдох.
В результате внедрения здоровьесберегающих технологий в систему работы по развитию певческого голоса у детей сформировались представления:
- об эталоне певческого голоса;
- о свойствах своего голосового аппарата;
- об охране своего голоса.
На основании результатов проведённого исследования в соответствии с поставленной целью была выявлена положительная динамика развития певческого голоса у каждого ребёнка в дошкольном возрасте.
Итак, преимущество дошкольников, регулярно занимающихся на занятиях с применением здоровьесберегающих технологий выражается в росте показателей.
Заключение
В завершение следует отметить, что систематическое использование здоровьесберегающих технологий создаёт благоприятные условия для развития певческого голоса дошкольников на более высоком уровне, позитивно влияет на уменьшение различных недостатков в пении детей.
Описанные выше здоровьесберегающие технологии я постоянно использую на своих музыкальных занятиях перед началом работы над песенным репертуаром. В результате дети стали лучше, качественнее осваивать музыкальный материал. Воспитанники нашего детского сада поют теперь не только на занятиях, но и в неформальной обстановке самостоятельно, принимают активное участие в конкурсах.
Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. В соответствии с этим занятия строятся на планировании, направленном на усвоение детьми определенного содержания, его содержание и методы.
Работая систематически в течение года по формированию певческих навыков детей старшего дошкольного возраста, я добилась положительных результатов. По результатам диагностики, я сделала вывод:
- У детей стали развиваться певческие навыки: они учатся владеть интонацией, петь выразительно в различной динамике.
- В сопровождении фортепиано дети стараютсячисто интонировать, у них стала более развита дикция, артикуляция.
- Научились начинать и заканчивать музыкальную фразу одновременно, мягко пропевать окончания слов.
- Голоса детей приобрели естественное звучание, появилась певучесть, звонкость, высокое, светлое звучание.
Вывод: Здоровьесберегающие технологии, такие как валеологические распевки, комплексы дыхательной гимнастики, артикуляционные упражнения, пальчиковые игры, речевые упражнения, релаксации , их систематическое использование формируют устойчивые певческие навыки, которые будут закрепляться, совершенствоваться при разучивании песенного материала.
11
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение и использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста.
Система музыкальной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий: Валеологически...

Обобщение инновационного педагогического опыта по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста»
Педагогический проект по обобщению инновационного педагогического опыта.Цель: обеспечение положительной динамики в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с помощью здоровьесб...

Значение и использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста
Забота о здоровье детей – важнейшая задача всего общества. Данная задача должна осуществляться не только родителями, но и педагогами образовательных учреждений начиная с дошкольного возраста.Каждый че...

Обобщение опыта: «Использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста»
Обобщение опыта: «Использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста»Представленные материалы могут быть использованы музыкальными рук...

Значение и использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста
Новизна данной темы заключается в использовании здоровьесберегающих технологий в игровой форме на традиционных музыкальных занятиях во время певческой деятельности.Цель: использование здоровьесберегаю...

Значение и использование здоровьесберегающих технологий в развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста
Каждый человек, родившись, получает от природы драгоценный и великий дар особого качества музыкальный инструмент – голос. Некоторые педагоги считают, что именно он способен ст...

Значение и использование здоровьесберегающих технологий в развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста
Значение и использование здоровьесберегающих технологий в развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста...








