НОД Кулинарная лаборатория. Здровое питание.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Суворова Яна Сергеевна

Цель: Формирование у детей представлений о здоровом питании, развитие практических навыков приготовления простых блюд, воспитание культуры питания и умения работать в команде.

Задачи:

1. Обучающие задачи:

• Формирование представлений о здоровом питании :

• Познакомить детей с основными принципами здорового питания (разнообразие, умеренность, баланс).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_zdorovoe_pitanie.docx37.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Кулинарная лаборатория: Секреты здорового питания» (подготовительная логопедическая группа)

Воспитатель : Суворова Яна Сергеевна

Тема: "Кулинарная лаборатория : Секреты здорового питания"

Цель: Формирование у детей представлений о здоровом питании, развитие практических навыков приготовления простых блюд, воспитание культуры питания и умения работать в команде.

Задачи:

1. Обучающие задачи:

• Формирование представлений о здоровом питании :

• Познакомить детей с основными принципами здорового питания (разнообразие, умеренность, баланс).

• Дать представление о пользе овощей, фруктов, злаков, молочных продуктов, белковых продуктов для организма.

• Разъяснить разницу между полезными и вредными продуктами (фастфуд, сладости, газированные напитки).

• Обучение практическим навыкам:

• Научить детей правильно мыть продукты.

• Обучить базовым навыкам работы с безопасными кухонными инструментами (ножи, доски, ложки, миски).

• Научить детей готовить простые и полезные блюда (овощные и фруктовые салаты).

• Познакомить детей с рецептами здоровых блюд и научить следовать им.

• Формирование представлений о происхождении продуктов:

• Рассказать детям о том, где растут овощи и фрукты, как производится хлеб и молоко.

• Научить детей бережно относиться к продуктам и не выбрасывать еду.

• Расширение словарного запаса:

• Пополнить словарный запас детей новыми словами, связанными с продуктами питаниякулинариейздоровым образом жизни.

2. Развивающие задачи:

• Развитие познавательного интереса:

• Стимулировать любознательность детей к теме здорового питания.

• Развивать интерес к исследованию новых продуктов и их свойств.

• Поощрять детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы.

• Развитие сенсорного восприятия:

• Развивать умение различать продукты по цвету, форме, запаху, вкусу и текстуре.

• Активизировать тактильные, обонятельные, вкусовые и зрительные ощущения.

• Развитие мелкой моторики:

• Совершенствовать навыки работы с кухонными инструментами.

• Развивать ловкость, координацию движений рук и пальцев.

• Развитие творческого мышления и воображения:

• Стимулировать детей к придумыванию новых блюд и рецептов.

• Развивать умение оригинально оформлять блюда.

• Развитие речи и коммуникативных навыков:

• Способствовать развитию умения выражать свои мысли и впечатления.

• Поощрять детей к обсуждению своих кулинарных достижений и идей.

• Развивать умение работать в команде и слушать друг друга.

3. Воспитательные задачи :

• Формирование культуры питания :

• Воспитывать у детей уважительное отношение к еде.

• Прививать навыки правильного поведения за столом.

• Формировать привычку есть полезную еду.

• Развивать осознанное отношение к своему здоровью.

• Воспитание чувства ответственности:

• Развивать умение самостоятельно выполнять порученные задания.

• Прививать ответственность за результаты своей деятельности.

• Учить детей соблюдать чистоту и порядок на рабочем месте.

• Воспитание чувства сотрудничества:

• Учить детей работать в команде, помогать друг другу.

• Развивать умение договариваться, делиться и уступать.

• Формирование ценностных ориентиров:

• Воспитывать у детей ценностное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

• Формировать представления о том, что правильное питание – это залог здоровья и хорошего самочувствия.

Виды деятельности:

• Познавательная деятельность: беседы, изучение продуктов, обсуждение их полезных свойств.

• Исследовательская деятельность: дегустация продуктов, изучение их сенсорных качеств, эксперименты.

• Практическая деятельность: приготовление блюд, нарезка овощей и фруктов, смешивание ингредиентов.

• Творческая деятельность: оформление рецептов, создание новых комбинаций продуктов.

• Коммуникативная деятельность: обсуждение результатов, обмен впечатлениями, совместная работа в группе.

• Музыкальная деятельность: музыкальное сопровождение во время занятия.

Формы организациигрупповаяподгрупповая.

Формы реализации детских видов деятельности: путешествие.

Оборудование:

1. Кухонное оборудование и инвентарь (для каждой группы детей) :

• Безопасные ножи:

* Ножи с закругленными концами или пластиковые ножи для детей (несколько штук (в зависимости от количества детей в группе).

• Разделочные доски:

* Доски из пластика или дерева (желательно небольшого размера для удобства детей несколько штук).

• Миски разных размеров:

* Для смешивания ингредиентов (несколько на группу (пластиковые или металлические, но без острых краев).

• Ложки:

* Ложки столовые (желательно несколько на группу)

* Ложки чайные (для размешивания и пробы).

• Вилки (пластиковые) :

* Для перемешивания или употребления блюда (по количеству детей).

• Посуда для дегустации:

* Тарелки (неглубокие).

* Ложки, вилки, салфетки (в достаточном количестве для каждого ребенка).

2. Средства индивидуальной защиты:

• Фартуки:

* Одноразовые (по одному на каждого ребенка и воспитателя).

• Колпаки:

* Одноразовые или тканевые (по одному на каждого ребенка и воспитателя).

• Перчатки (по желанию-одноразовые перчатки для работы с продуктами).

3. Материалы для оформления (после занятия) :

• Бумага:

* Листы бумаги для рисования или цветная бумага для оформления рецептов.

* Несколько пачек.

• Цветные карандаши, фломастеры:

* Наборы цветных карандашей и фломастеров для рисования, раскрашивания и написания рецептов.

• Клей:

* Клей-карандаш или ПВА для приклеивания аппликаций.

• Ножницы (безопасные)

* С закругленными концами.

• Наклейки:

* Наклейки с изображениями продуктов для оформления рецептов.

• Трафареты:

* Шаблоны для вырезания фигурок или овощей и фруктов (по желанию).

4. Демонстрационные и учебные материалы:

• Музыкальное сопровождение:

* Музыкальный центр или колонки, музыка для создания атмосферы.

• Муляжи продуктов:

* Муляжи фруктов, овощей и других продуктов для демонстрации.

• Карточки с рецептами:

* Распечатанные или ламинированные карточки с рецептами (с текстом и картинками).

• Энциклопедии, детские книги:

* Книги с информацией о продуктах, их пользе для организма (по желанию).

• Коробка или корзина:

* Для хранения продуктов и муляжей.

• Фотоаппарат:

* Для фотофиксации процесса приготовления и результатов.

• Специи и приправы:

* Специи с разными ароматами (корица, ваниль, гвоздика и др.) для сенсорного развития.

Организационные моменты:

• Проверка оборудования: заранее проверьте исправность всего оборудования.

• Размещение: разместите оборудование и материалы в удобном и доступном для детей месте.

• Безопасность: обеспечьте безопасные условия для работы на кухне, убрав все потенциально опасные предметы.

• Чистотаподготовьте рабочие поверхности и инструменты для работы.

• Запасной комплект: желательно подготовить запасной комплект оборудования и материалов на случай, если что-то сломается или закончится.

Предварительная работа:

1. Подготовка воспитателя :

• Изучение методической литературы:

• Ознакомление с рекомендациями по организации занятий по формированию представлений о здоровом питании у детей дошкольного возраста.

• Изучение безопасных способов работы с кухонными инструментами.

• Ознакомление с принципами составления меню для детей дошкольного возраста.

• Разработка конспекта занятия :

• Четкое определение цели и задач занятия.

• Планирование последовательности этапов занятия.

• Подбор подходящих видов деятельности, игр и упражнений.

• Разработка рецептов, адаптированных к возрасту детей.

• Подготовка раздаточного материала (карточки, рецепты, шаблоны, заготовки).

• Подбор музыкального сопровождения:

• Выбор подходящей музыки для создания атмосферы (веселая, ритмичная, кулинарная).

• Подготовка к беседе с детьми :

• Подбор вопросов, направленных на актуализацию знаний детей о здоровом питании.

• Подготовка интересных фактов о продуктах, которые будут использоваться на занятии.

• Проверка наличия материалов:

• Составление списка необходимых материалов, инструментов и продуктов.

• Проверка их наличия и исправности.

2. Подготовка материалов и оборудования:

• Кухонное оборудование:

• Сбор и проверка наличия необходимых инструментов (безопасные ножи, разделочные доски, миски, ложки).

• Обеспечение наличия фартуков и колпаков для каждого ребенка.

• Подготовка тарелок для дегустации.

• Продукты:

• Составление списка необходимых продуктов в соответствии с выбранными рецептами.

• Закупка свежих, качественных и безопасных продуктов.

• Тщательное мытье и подготовка продуктов (нарезка, чистка, если необходимо).

• Обеспечение наличия всех необходимых ингредиентов в достаточном количестве.

• Раздаточный материал:

• Подготовка карточек с рецептами или картинками.

• Подготовка листов бумаги, цветных карандашей, фломастеров для оформления рецептов.

• Подготовка шаблонов для вырезания (если необходимо).

• Демонстрационный материал:

• Подготовка наглядных пособий (муляжи фруктов, овощей).

• Подготовка материалов для сенсорного восприятия (например, специи с разными запахами)

• Организация рабочей зоны:

• Организация столов для работы детей.

• Установка всего необходимого оборудования и материалов в доступных для детей местах.

* Уборка рабочей зоны и подготовка места для дегустации.

3. Работа с детьми (предварительная подготовка) :

• Беседа о здоровом питании :

• Проведение короткой беседы с детьми о важности здорового питания, полезных продуктах, необходимости мыть фрукты и овощи перед едой.

• Чтение книг о полезных продуктах

• Просмотр мультфильмов:

* Просмотр мультфильмов на тему здорового питания.

• Знакомство с рецептами:

• Заранее показать детям, какие блюда они будут готовить на занятии, а также показать простые рецепты.

• Игры о продуктах:

* Игры, которые закрепят знания детей о полезных продуктах.

• Правила поведения на кухне:

* Обсуждение правил безопасного поведения на кухне (например, как правильно обращаться с ножом).

4. Работа с родителями (по желанию) :

• Информирование о теме занятия :

• Размещение информации о предстоящем занятии на родительском уголке, на сайте детского сада или в группе в соцсетях.

• Консультации :

* Проведение консультаций с родителями о принципах здорового питания.

• Привлечение к подготовке :

• Предложить родителям помочь в подготовке продуктов или материалов для занятия (например, принести овощи или фрукты из дома).

* Привлечь родителей к разработке рецептов для занятия.

• Привлечение к участию в занятии :

* Привлечение родителя-волонтера к участию в занятии.

Общие рекомендации:

• Планирование: тщательно спланировать все этапы занятия, чтобы избежать неожиданных ситуаций.

• Безопасность: обеспечить безопасные условия для работы детей.

• Адаптация: адаптировать содержание и сложность заданий к возрасту и возможностям детей.

• Гибкость: быть готовым к изменениям в процессе занятия, если это необходимо.

• Положительный настрой: создать доброжелательную и поддерживающую атмосферу на занятии.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников

Вводная часть (мотивация)

1. Приветствие и создание позитивной атмосферы:

• Воспитатель встречает детей с улыбкой, приветствует их.

• Предлагает детям встать в круг, взяться за руки.

• Проводит короткую приветственную разминку:

• Игра "Здравствуйте" :

• Игра «Улыбка по кругу» :

• Воспитатель использует мотивирующие фразы: "Ребята, сегодня нас ждет увлекательное путешествие! Давайте вместе сделаем наш день ярким и интересным!"

2. Введение в тему и объявление цели занятия :

• Использование "волшебной корзины" :

Воспитатель показывает детям корзину, наполненную муляжами фруктов, овощей и других продуктов.

• Игра "Угадай на ощупь" :

• Беседа:

Воспитатель задает детям вопросы, которые подводят их к цели занятия :

• "Какие продукты лежат в нашей корзине?"

• "Какие из них полезные?"

• "Как мы можем приготовить из них вкусные блюда?"

• Объявление цели занятия : Воспитатель объявляет цель занятия : "Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в мир здорового питания, узнаем много нового о полезных продуктах и научимся готовить вкусные и полезные блюда. А после нашего путешествия мы создадим свою собственную книгу рецептов!"

3. Распределение ролей и подготовка к путешествию :

• Раздача "билетиков" :

Воспитатель раздает детям маленькие "билетики" (сделать их в виде маленьких фруктов или овощей, объявляя, что это их пропуск в "мир здорового питания".

• Подготовка к путешествию :

• Звучит веселая музыка.

• Воспитатель поощряет детей к активному участию: "Ну что ж, юные путешественники, мы готовы отправиться в путь? Тогда перёд к приключениям!» Ребята располагаются в зале.

Дети встают в круг.

Дети по очереди здороваются друг с другом, называя друг друга по имени и сопровождая слова жестами (хлопок в ладоши, кивок головы).

Дети передают друг другу улыбку по кругу, создавая позитивный настрой.

Дети с закрытыми глазами берут муляж, ощупывают его и называют.

Дети отвечают на вопросы.

Дети надевают одноразовые фартуки и колпаки, создавая атмосферу кулинарной лаборатории.

Основная часть

1. Исследовательская деятельность: "Секреты продуктов"

• Деление на группы :

Воспитатель делит детей на группы (например, по 4 человека, обеспечивая равномерное распределение детей и материалов.

• Ознакомление с продуктами:

• Каждая группа получает корзину (или тарелку) с разными продуктами.

• Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть каждый продукт, потрогать, понюхать, и, если это безопасно, попробовать на вкус (предварительно обговорив правила безопасности).

"Какой это фрукт (овощ? Какого он цвета? Какой формы? Какой у него запах? Каков он на вкус? Что вы чувствуете, когда его трогаете?".

• Воспитатель помогает детям называть продукты и определяет, какие из них полезные, а какие стоит употреблять в меньшем количестве.

• Беседа о пользе:

• Воспитатель задает детям наводящие вопросы:

* "Чем полезны овощи (фрукты? "

* "Какие витамины содержатся в этих продуктах?"

* "Почему важно есть крупы (хлеб?"

* "Какую роль играет молоко (яйца) для нашего организма?"

• Воспитатель дополняет ответы детей, предоставляя краткую и доступную информацию о пользе каждого продукта.

2. Кулинарный эксперимент : "Готовим вместе"

Воспитатель проводит физминутку :

• Выбор блюда и ознакомление с рецептом:

Воспитатель предлагает детям ознакомиться с рецептами (читает вслух или показывает карточки с картинками и этапами приготовления).

• Приготовление блюда:

Воспитатель следит за безопасностью при работе с ножами и другими инструментами, помогает детям, отвечает на их вопросы.

• Сенсорное восприятие:

Воспитатель поощряет детей задействовать все свои чувства в процессе приготовления.

* "Принюхайтесь к нарезаемому продукту. Как он пахнет?"

* "Ощутите текстуру продуктов. Какие они на ощупь: мягкие, твёрдые, гладкие, шершавые?"

* "Слушайте звук от нарезаемых продуктов"

• Эксперименты:

Воспитатель предлагает детям поэкспериментировать со вкусом продуктов, попробовать добавить разные ингредиенты и приправы, чтобы создать что-то новое и необычное. (ограниченное количество вариантов и с осторожностью)

Дети делятся на 2 группы и работают в них.

Дети описывают свои ощущения.

Отвечают на вопросы.

Дети выполняют движения по тексту:

«Приготовили обед»

Сели как-то мы обедать

И позвали в дом соседей.

(руками зазываем гостей)

Скатерть белую накрыли,

(руки перед собой, развести их в стороны)

Вилки ложки разложили,

Хлеб нарезали и сыр,

Приготовили гарнир.

(резкими движениями потереть ладонь о ладонь)

Помешали его в чашке

И добавили колбаски.

(вращательные движения кистями рук)

А из фарша всем котлеты

Жарили мы без диеты.

(лепка котлет)

Посолили, поперчили,

Замесили (имитация движений)

Не забыли лук сердитый положить

И скорее все закрыть.

Наготовились, устали,

Печь пирожное не стали.

(вытереть лоб рукой)

Каждая группа выбирает блюдо, которое они будут готовить.

1группа : овощной салат "Радуга" :

• Цель: научить детей нарезать овощи, смешивать их, знакомить с разными цветами овощей.

• Ингредиенты:

• Огурец

• Помидор

• Болгарский перец (разных цветов)

• Морковь

• Зелень (укроп, петрушка)

• Растительное масло или сметана для заправки (по желанию)

• Соль по вкусу

• Инструкция:

1. Помыть все овощи и зелень.

2. Нарезать овощи небольшими кусочками (можно использовать безопасные ножи для детей).

3. Нарезать зелень (можно руками, если это мелко).

4. Смешать все ингредиенты в миске.

5. Заправить салат маслом или сметаной, посолить по вкусу.

6. Попробовать и порадоваться вкусному и полезному салату.

группа : фруктовый салат "Солнышко" :

• Цель: познакомить детей с разнообразием фруктов, научить их нарезать, смешивать, формировать красивые блюда.

• Ингредиенты:

• Яблоки

• Банан

• Апельсин (мандарин)

• Груша

• Виноград

• Йогурт (натуральный или фруктовый) или мед (по желанию)

• Инструкция:

1. Помыть все фрукты.

2. Нарезать фрукты небольшими кусочками (банан можно нарезать кружочками, яблоки, грушу и апельсин – дольками).

3. Смешать все фрукты в миске.

4. Добавить йогурт или мед (по желанию).

5. Выложить салат в виде солнышка на тарелку, украсить.

Дети под руководством воспитателя (или более старшего помощника из детей) приступают к приготовлению блюда.

Дети выполняют действия по рецепту: моют продукты, нарезают (при необходимости, смешивают ингредиенты, выкладывают на тарелки.

Дети экспериментируют.

Заключительная часть (рефлексия)

1. Организация дегустации: "Пробуем наши шедевры"

• Сервировка стола:

Воспитатель совместно с детьми организует сервировку стола: выставляет тарелки, стаканы, салфетки, ложки и вилки.

Расставляет приготовленные блюда на видном месте.

• Дегустация:

• Воспитатель предлагает детям не торопиться, наслаждаться вкусом, делиться своими впечатлениями.

Воспитатель следит за тем, чтобы каждый ребенок попробовал все блюда.

• Обмен впечатлениями:

Воспитатель задает наводящие вопросы:

* "Что вам больше всего понравилось?"

* "Какое блюдо получилось самым вкусным?"

* "Какие ингредиенты вы использовали?"

2. Подведение итогов и создание книги рецептов: "Наша кулинарная книга"

• Сбор рецептов:

Воспитатель предлагает детям после занятия придумать свои рецепты и собирать их в общую "Книгу рецептов".

Воспитатель подводит детей к выводу, что они создадут не просто книжку, а настоящий сборник полезных рецептов.

Воспитатель подводит итоги занятия, обобщает полученные знания.

* "Что нового вы сегодня узнали?"

* "Какие блюда вы научились готовить?"

* "Почему важно правильно питаться?"

* "Что вы хотите приготовить дома для своей семьи?"

* "Какой секрет здорового питания вы расскажете своим друзьям?"

* "Как мы можем применить то, чему научились сегодня?"

3. Рефлексия: "Поделимся эмоциями"

Карточки с эмоциями:

Воспитатель предлагает детям выбрать карточки с изображениями разных эмоций (радость, удивление, интерес, восторг) и показать, какие эмоции они испытывают после занятия.

• Музыкальное завершение:

Звучит легкая, приятная музыка, создающая атмосферу радости и удовлетворения.

Дети принимают участие в сервировке стола.

Дети по очереди подходят к столу и пробуют приготовленные блюда.

Дети делятся своими мнениями, описывают свои ощущения.

Ответы детей.

Дети делятся своими чувствами и впечатлениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД по окружающему миру "Лаборатория правильного питания: полезная и вредная еда"

познакомить детей с системой пищеварения ; закрепить знания детей о вредной и здоровой пищи на примере опытнической деятельности....

Авторская методическая разработка через реализацию программы «Разговор о здоровье и правильном питании» часть 1 "Кулинарное путешествие"

Методический конкурс с международным участием «Формирование интереса к изучению национальной культуры через реализацию программы «Разговор о здоровье и правильном питании» 1....

Программа по формированию представлений о национальной кулинарной культуре у детей старшего дошкольного возраста "Разговор о правильном питании"

Программа направлена на формирование  представлений о национальной культуре у детей старшего дошкольного возраста у детей старшего дошкольного возраста.     Адресована педагогам до...

"Лаборатория правильного питания"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24703183","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Образовательная деятельность с ситуацией выбора для детей «Лаборатория правильного питания"

Цель: Формирование знаний о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.Задачи:Обучающие:-закрепить знания детей о продуктах питания и их значения для челов...

Конспект занятия "Кулинарная лаборатория: Секреты здорового питания" (подготовительная группа)

Конспект занятия"Кулинарная лаборатория:Секреты здорового питания"(подготовительная группа)     Разработала:...

Тематический план кулинарной лаборатории

Предлагаем вам план кулинарной лаборатории , в которой дети изучают продукты и рацион питания, проводят исследования, эксперименты...