«Повышение интереса к ведению здорового образа жизни у дошкольников с умственной отсталостью 4-7 лет с помощью фольклора».
статья (старшая группа)
В статье освещается актуальная проблема современного дошкольного образования «становление у дошкольников ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами» (ФГОС.П.26.).
Заслуживает внимания вопрос поиска наиболее эффективных подходов к стимулированию детской активности, направленной на обеспечение на посильном уровне их психофизического и социального благополучия.
Ключевая позиция обновления специального образования – это включение проблемного ребенка в освоение пласта общей культуры личности, в том числе ценностей ЗОЖ (ФГОС.1.6.6.).
Автор доказывает результативность использования фольклорных произведений по ЗОЖ при формировании осознанного отношения ребенка к здоровью и умению его оберегать и укреплять.
Также автор показывает успешность в выборе интегрированного подхода к проблеме всех участников образовательных отношений.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое направление: создание условий для позитивной социализации детей с ОВЗ
«Повышение интереса к ведению здорового образа жизни у дошкольников с умственной
отсталостью 4-7 лет с помощью фольклора».
Автор:
Платонова Надежда Владимировна,
учитель-логопед,
МБДОУ «Детский сад №26 комбинированного вида»
Дошкольный возраст имеет решающее значение для формирования основ физического и психического здоровья. Общее физическое развитие и здоровье ребенка являются основой формирования личности, поэтому задача раннего формирования культуры здоровья актуальной, своевременной и достаточно сложной. По данным Института гигиены и охраны здоровья детей и подростков и Научного центра здоровья детей РАМН за последние годы количество здоровых дошкольников сократилось в 5 раз и составляет лишь около 10 % среди контингента детей, поступающих в школу.
Основы формирования здорового образа жизни закладываются еще в дошкольном возрасте, многие привычки дети приобретают именно в этот период. Идет интенсивное развитие всех органов и становление функциональных систем организма, формируются основные черты личности, отношение к себе и к окружающим.
Формирование отношения к здоровью как к важной ценности в жизни становится отправной точкой в формировании у детей с умственной отсталостью потребности в здоровом образе жизни.
В процессе формирования здорового образа жизни у дошкольников с умственной отсталостью важно стимулирование их собственной активности, направленной на обеспечение на посильном уровне их физического, психического здоровья и социального благополучия.
Это подтверждается и современными исследованиями. Вопросы сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста рассматривались в работах С.И. Максимовой, Н.В. Лободина, Т.Н. Чуриловой, Т.Г. Кареповой, И.М. Новиковой и других. В работах В.А. Деркунской, М.Г. Коршуновой, В.Н. Мясищева указывается, что воспитание ценностного отношения к здоровью у дошкольников, является его осознанность и определение смысла той деятельности, которую они осваивают вместе с взрослым.
Что же заложено в определение «здоровый образ жизни»? О.А. Кулаковский предлагает понимать под образом жизни «систему поведения ребенка в процессе его жизнедеятельности, которая основана на личном опыте, традициях и принятых нормах поведения» [10, с.53]. В.Г. Игнатович обращает внимание, что здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а «стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности» [6, с.45].
С каждым годом вырастет число детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих наш детский сад.
Нашу группу посещают дети с умственной отсталостью легкой и умеренной степени. Они характеризуются стойким выраженным недоразвитием познавательной сферы, низким познавательным интересом к окружающему миру, узким кругозором, бедным словарным запасом. У них проявляются эмоционально-волевые нарушения в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы. Дети склонны к раздражительности, колебаниям настроения, проявлениям непослушания, упрямства.
Такие дети неусидчивы, им крайне трудно фиксировать внимание долгое время, тем более каждый день им приходится выполнять похожие упражнения и задания.
Умственно отсталые дети активнее воспринимают и усваивают материал, имеющий яркую эмоциональную окрашенность и привлекательный внешний вид. Усвоение знаний, умений и навыков происходит за счет активизации познавательной деятельности, подкрепленной непроизвольным вниманием и непроизвольным запоминанием.
В условиях гуманизации педагогической деятельности, обеспечивающей максимально возможные для дошкольников условия развития, весьма актуальна разработка новых форм и средств здоровьесбережения, а также адаптирование и активное использование уже знакомых, но от этого не менее эффективных, технологий.
На наш взгляд, одним из эффективных средств решения обозначенной проблемы выступает фольклор. Помочь детям овладеть элементарными нормами и правилами ведения здорового образа жизни, найти себя в быстро меняющемся мире событий и информации, закалить волю и характер, стать сильнее, благороднее, мудрее, научиться находить оптимальные решения в различных ситуациях может опыт, накопленный народной культурой. Фольклор как сокровище русского народа находит свое отражение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной, познавательной и физкультурной.
Цель моей работы: развивать интерес к формированию навыков ведения здорового образа жизни у дошкольников с умственной отсталостью с помощью фольклора.
Задачи:
- Формировать у детей с умственной отсталостью представления об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
- Пробуждать в детях с умственной отсталостью желание заботиться о своем здоровье;
- Вовлекать родителей в образовательный процесс по формированию навыков ведения здорового образа жизни в детском саду и дома.
Приверженность человека здоровому образу жизни – сложный и противоречивый процесс. На него влияют развитие страны и характер общественного мнения, экологическая ситуация, технология учебного процесса, личность педагогов, состояние и направление семейного воспитания.
Коррекционная система дошкольного образования имеет большое значение в создании благоприятных условий для формирования концепции здорового образа жизни у дошкольников с нарушением интеллекта. Онa подразумевает комплексный подход к проблеме всех участников образовательных отношений. Забота об укреплении здоровья ребенка, как отмечaют некоторые авторы (А.Ф. Аменд, С.Ф. Васильев, М.Л. Лазарев) проблема не только медицинская, но и педагогическая. Так как правильно организованный образовательный процесс с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и культуры ЗОЖ.
Говоря о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста, нельзя подразумевать здоровый образ жизни в полном смысле этого слова. Это во многом зависит от возраста и психологических особенностей детей.
В своей работе с детьми с нарушением интеллекта, я заметила, что у большинства детей, вновь пришедших в детский сад из дома, отсутствуют базовые навыки самообслуживания и личной гигиены: они не умеют умываться, одеваться и раздеваться, объективно оценивать свои физические особенности.
Прежде всего, у детей еще не сформированы качества личности, необходимые для успешного ведения здорового образа жизни. Поэтому можно говорить, что дошкольник лишь приобщается к такому образу жизни. А помогает вести здоровый образ жизни ребенка - взрослый.
Так же, вся жизнь дошкольникa в детском саду строго отрегулирована и ребенок приобретает много полезных привычек. Чтобы выработать привычку вести здоровый образ жизни, мы на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду постоянно используем фольклорный материал. Дети получают от этого удовольствие. Исходя из особенностей развития умственно отсталых дошкольников их надо специально обучать действиям самообслуживания и культурно – гигиеническим навыкам на специально организованных НОД и в процессе организации детской жизнедеятельности.
Фольклор (англ. folk-lore) - нaродное творчество, произведения, создавaемые нaродом и бытующие в нем.
Драгоценный фольклорный материал дети слышат с самого раннего возраста. Он окрашивает речь педагога, делая ее образной и красочной, привлекает внимание детей, вносит оживление в их обычные повседневные дела. Неповторимые народные песенки-потешки, зачины, считалки, жеребьевки, колыбельные улучшают эмоциональное настроение и непроизвольно вовлекают детей в процесс оздоровления.
Жизнь детей становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. Фольклор вызывает активную работу мысли, способствует уточнению представлений о здоровом образе жизни.
Фольклорный материал в течении дня стараюсь включить во все виды детской деятельности, направленной на формирование навыков ведения здорового образа жизни.
Темaтические блоки по формированию нaвыков ЗОЖ у умственно отсталых дошкольников включают в себя такие рaзделы:
- «Путь к себе».
- «Мир моих чувств и отношений».
- «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».
- «Движение – основа жизни».
- «Человек есть то, что он ест».
- «Советы доктора Айболита».
- «Здоровье – всему голова».
В адаптационный период большинство детей данной категории проявляют негативное отношение к самостоятельному выполнению культурно-гигиенических процедур: умывание, раздевание. Для создания положительной установки на предстоящий режимный момент используем потешки, песенки. Стараемся вызвать у ребёнка чувство сопереживания с действиями персонажа. При чтении произведений используем все средства выразительности речи.
Рассказывая потешки, использую на первых порах наглядность, объясняю значение новых слов, опираюсь на опыт, возрастные, интеллектуальные особенности и знания детей. Постоянно работаю над совершенствованием своей речи, используя часто подражание, так как это движущая сила в развитии ребенка!
Очень большое значение имеют потешки для формирования нравственного здоровья. Это воспитание - дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания, чувство доброты и уважения.
Большое внимание уделяю яркому и образному выполнению физкультурных упражнений детьми. Как общеразвивающих, так и основных на зарядке и НОД по физическому развитию.
При обучении основным движениям интересно применять игровые моменты из сказок. Например, из русской народной сказки «Колобок». Дать детям двигательно творческие задания: «Колобок покатился по тропинке» - катание мячей двумя руками на расстояние 2-3 метров. Дети машут руками Колобку «До свидания!». «Катится Колобок, а навстречу ему Медведь» - ползание на ладонях и ступнях.
На прогулке можно задействовать до 10-15 потешек или загадок двигательного характера. Это помогает красочному выполнению движений.
С целью повышения двигательного потенциала и интереса дошкольников к физкультуре необходимо включать фольклор как можно чаще в физкультурно- оздоровительную работу и активный отдых детей.
Ввожу в игры – забавы с пальчиками хорошо известные детям потешки, чтобы дать возможность проявить речевую и двигательную активность.
Самые доступные игры для детей с интеллектуальными нарушениями - это народные подвижные, в которых присутствуют простейшие попевочки. В них они самореализуются. У детей формируется ориентировка в пространстве, координация, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры.
Народные подвижные игры моделируют жизненные ситуации, заставляют не просто двигаться, но и думать и искать решения. Это не убивает время, а является тренингом и главное здесь – общение. Помимо двигательной активности и положительных эмоций, ребенок с умственной отсталостью получает и достаточную умственную нагрузку. А это уже - оздоровительный режим.
Фольклор как эмоционально-образное средство воспитания поддержания интереса детей с умственной отсталостью к физкультуре и к национальным традициям, вызывает у них радость и удовольствие, желание заниматься физическими упражнениями, т.е. непринужденно с пользой для здоровья подготовиться к новой для ребенка деятельности - учебной.
Создаю условия для более близкого знакомства с жанровыми особенностями фольклора через наглядные средства в предметно-развивающей среде. Все пособия: самодельные игры, книжки-малышки, нестандартное физкультурное оборудование активно используется детьми в самостоятельной деятельности.
Систематичность, цикличность, доступность использования такой технологии дает положительные результаты:
- У детей появилась легкость в выполнении физических упражнений.
- Постепенно снимается зажатость мышечного тонуса во время релаксации.
- Движения становятся более скоординированными и целенаправленными.
- Чаще возникает желание самостоятельно осваивать физкультурно оздоровительное пространство группы, участка.
- В настоящее время во многих семьях присутствует позитивный взгляд на ведение активного отдыха с детьми.
- У детей данной категории улучшается настроение, желание общаться, совместно играть, включаться с интересом в досуговую деятельность.
Вывод.
В ходе деятельности по данному вопросу нами было разработано и апробировано перспективное годовое планирование образовательной деятельности по ЗОЖ с использованием фольклора. А также составлены:
1. Конспекты НОД, проектов;
2. Сборник подвижных и дидактических игр по формированию ЗОЖ;
3. Сборник стихов, потешек, загадок, сказок по ЗОЖ, пословиц и считалок по ЗОЖ.
В результате работы мы пришли к выводу, что формирование навыков ведения здорового образа жизни у детей с умственной отсталостью будет осуществляться эффективнее, если:
- учитывать психолого-педагогические особенности детей с особыми образовательными потребностями;
- использовать игровые виды деятельности и художественное слово (фольклор);
- активнее привлекать родителей к соблюдению охранительного режима, рекомендованного педагогами.
Использование фольклорных произведений по ЗОЖ – это помощь в становлении осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, умении оберегать и охранять его. Это обретение валеологической компетенции, позволяющей дошкольнику с нарушением интеллекта самостоятельно решать задачи ЗОЖ и безопасного поведения.
Способы формирования основ здорового образа жизни многообразны и все могут использоваться в практике работы дошкольного учреждения. Но технология применения фольклорного материала позволяет создать такую систему работы с детьми с умственной отсталостью при которой происходит интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствует сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.
Данная работа достаточно универсальна и может быть использована как начинающими, так и опытными педагогами, работающими в коррекционных учреждениях с детьми с умственной отсталостью разной степени дошкольного возраста.
Список используемой литературы
- Асташина М.П. Использование фольклора в работе с детьми по физическому воспитанию // Дети и здоровье: Сборник материалов научно практической конференции по проблемам дошкольного физического воспитания, Омск -2013
- Батурина Г.И. Народная педагогика в воспитании дошкольников М. АПО - 2005
- Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие / Л.В. Гаврючина – М.: ТЦ Сфера, 2014.-160с. (Здоровый малыш)
- Грабенко Т.М. Зачем читать детям сказки? / Т.М. Грабенко – СПб.: Речь, 2016 – 64 с.
- Зорина Е.П. Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников, посредством использования сказкотерапии в условиях введения ФГОС ДО/ Е. П. Зорина – Долинск: Солнышко, 2015
- Игнатович В.Г. Формирование культуры здорового образа жизни / В.Г. Игнатович. -2010. - №10. -с 45-47
- Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников / Т.Г. Карепова. - Волгоград: Учитель, 2011.
- Князева О.А., Мохонева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа СПб.: 2020
- Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: метод. рекомендации / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – М.: Просвещение, 2009. – 175 с.
- Кулаковский О.А. Формирование культуры здорового образа жизни / О.А. Кулаковский. -2004. - №8. - с 53-58
- Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие – М.: Айрис-пресс, 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание потребности в ведении здорового образа жизни.
Статья рас крывает составные элементы здоровья , как ребенка приучать самостоятельно заботиться о своем здоровье.Даны рекомендации родителям.Показана сензитивность дошкольного возраста для...
Воспитание потребности в ведении здорового образа жизни.
Статья рас крывает составные элементы здоровья , как ребенка приучать самостоятельно заботиться о своем здоровье.Даны рекомендации родителям.Показанга сенситивность дошкольного возраста дл...

К вопросу формирования у старших дошкольников опыта ведения здорового образа жизни.
Задача раннего формирования здорового образа жизни актуальна, своевременна и достаточна сложна. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь...
Консультация для родителей. «Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников в условиях семейного воспитания с помощью разных информационных источников»
Даны родителям рекомендации по использованию разных информационных источников (художественной литературы, музыкальных произведений, периодических изданий, интернет - ресурсов) по формированию основ зд...

Проект по здоровьесбережению на тему: «Формирование у семей воспитанников привычки ведения здорового образа жизни».
Проект по здоровьесбережению в средней группе на тему: «Формирование у семей воспитанников привычки ведения здорового образа жизни».Воспитатель первой квалификационной категории...

Проект по формированию практических навыков ведения здорового образа жизни «Принцесса, будь здорова"
Материал был представлен на городском конкурсе воспитательных практик в 2021 году....

«Формы и методы работы педагога с дошкольниками по воспитанию навыков ведения здорового образа жизни в младшей группе"
Использование форм и методов для ведения здорового образа жизни в младшей группе...
