Организация спортивных и оздоровительных мероприятий для детей старшего дошкольного возраста с использованием русской народной игры «Городки»
статья (старшая, подготовительная группа)

Познакомить детей с историей игры, городошным инвентарем, разметкой площадки, правилами. Обучить действию с битой, городошными фигурами.Развивать координацию движений, глазомер, выносливость. Формировать самостоятельность, умение сосредоточиться на задаче, быть уверенным в своих силах. Привлекать родителей к участию в мероприятиях, связанных с проектом.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Долгосрочный проект: «Организация спортивных и оздоровительных мероприятий для детей старшего дошкольного возраста с использованием русской народной игры «Городки»

Сроки реализации проекта с сентября 2023 года по апрель 2025 года, которые включили в себя три этапа: подготовительный, практический и заключительный.

Целью проекта является развитие интереса к русской народной игре «Городки» и занятием физической культурой и спортом всей семьей.

Задачи:

  • Познакомить детей с историей игры, городошным инвентарем, разметкой площадки, правилами.
  • Обучить действию с битой, городошными фигурами.
  • Развивать координацию движений, глазомер, выносливость.
  • Формировать самостоятельность, умение сосредоточиться на задаче, быть уверенным в своих силах.
  • Привлекать родителей к участию в мероприятиях, связанных с проектом.

План реализации проекта игры «Городки»:

  • Познакомить детей с ее историей
  • Знакомство с оборудованием
  • Обучение правилам игры
  • Дидактические и подвижные игры, декоративно-прикладная деятельность
  • Обучение технике игры
  • Участие в фестивалях городошного спорта

Пояснительная записка.

Городки́ (рюхи, чушки, чухи, поросятки, черешки, клетки) — старинная русская народная спортивная игра, доподлинно известно, что существует она более 1000 лет. Эта игра зародилась в гуще русского народа и распространилась как среди крестьянства, так и среди городских жителей. Известно, что этой игрой увлекались такие исторические личности как полководец Суворов, он говорил «битою мечусь – это глазомер, битою бью – это быстрота, битою выбиваю – это натиск», именно эти качества Суворов считал главными для воина. В городки любили играть Толстой, Горький, Ленин и Сталин. Суть игры заключается в поочерёдном выбивании соперниками или командами соперников за периметр города (площадки с разметкой) фигур, сложенных из городков (деревянных брусков), с помощью городошной биты (метательного спортивного снаряда) по определённым правилам. Большое место во всестороннем физическом развитии детей занимают спортивные упражнения, а также элементы спортивных игр, что способствует разносторонней физической подготовленности детей. Народные подвижные игры являются эффективным средством физического воспитания. Подвижная игра представляет собой первую, доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение навыка движений. Игра «городки» представляет большую ценность с точки зрения пополнения духовной и физической культуры личности, передачи жизненно важных умений и навыков, воспитания нравственности, уважения к народным традициям и обычаям. Особенностью этой игры является то, что она развивает координацию движений и меткость - вот почему эта игра особенно полезна детям. Для игры в городки не нужны сложный инвентарь и специальная экипировка. Достаточно найти ровную горизонтальную площадку прямоугольной формы с твердым покрытием. В зимнее время можно с успехом играть в спортивном зале. Для детей дошкольного возраста подбираются облегченные биты длиной 45—50 см, весом 400—450 г, городки высотой 10—12 см. Детей важно научить правильно бросать биты. Бросать биту учат двумя способами. Один из них делается согнутой в локте высоко поднятой рукой с битой, другой — прямой рукой, отведенной в сторону — назад. Ребенка обучают обоим способам, и в процессе игры он пользуется любым из них. Как показала практика, дети чаще всего пользуются вторым способом – бросок прямой рукой. Играющий становится за линию, отставляет правую ногу на шаг назад носком наружу, туловище разворачивает вполоборота вправо. При замахе рука с битой отводится назад, тяжесть тела переносится на правую ногу. Бросок совершается прямой рукой сбоку. При этом тяжесть тела переносится на левую ногу, туловище энергично поворачивается в левую сторону. Бросать биту надо плавно, придавая ей медленное вращательное движение. Система и правила игры в городки значительно упрощены по сравнению с игрой взрослых. На земле чертят «город» — квадрат, каждая сторона которого равна 1 м. На расстоянии 3—4 м от передней (лицевой) линии города проводится черта, с которой начинается кон. Между городом и коном на расстоянии 2—2,5 м от города — полукон. Когда дети научатся выбивать городки с этого расстояния, линии кона и полукона увеличиваются на расстояние 5—6 и 2—3 метра. На передней линии города складываются различные фигуры («забор», «бочка», «колодец», «самолет» и др.). Бросая биты, играющие стараются выбить городки за пределы квадрата-города. Биты вначале бросают с кона, когда выбьют хотя бы один городок — с полукона. Выигрывает та команда, которая выбьет фигуру при меньшем количестве бросков. Выбитым считается городок, покинувший пределы «города», то есть полностью пересекший заднюю или одну из боковых линий. Городок, вылетевший за линии «города» и вкатившийся обратно, все равно считается выбитым. Городки и биты можно приносить только с внешней стороны площадки, чтобы не попасть под удар другого звена. Занятия проводятся с группой детей и индивидуально. Перед игрой дети договариваются о количестве фигур (3—4) и их порядке. После того, как будут выбиты все городки, ставится новая фигура. Порядок построения фигур постепенно усложняется. «Забор» — все городки ставят вдоль передней линии на расстоянии 5 см друг от друга. «Бочка» — все городки ставятся вместе (один — в середине, остальные — вокруг него) «Колодец» — один городок ставится, два кладутся впереди (на черте) и сзади, два других — по сторонам сверху первых. «Письмо» — один городок ставят в центре квадрата, остальные — по углам» и другие фигуры. Выигрывает тот (или та группа, кто выбьет большее количество городков, совершив меньшее количество бросков. При повторении начинает игру выигравшая группа. Дошкольникам не рекомендуется играть более 2—3 партий подряд. В подготовительной группе дети должны уметь выбивать 4—5 фигур. Чтобы не было длительного ожидания в игре, в каждую группу включают по 3 ребенка. При определении выигрыша учитываются правильность техники выполнения броска, сила удара и т. д. Роль судьи сначала выполняет воспитатель, а в дальнейшем дети. В играх коллективного характера создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравственно-волевых черт детей. Такие игры приучают преодолевать эгоистические побуждения, воспитывают выдержку. В игре ребенок всегда имеет возможность испытать свои силы и убедиться в успешности действий. Эмоциональность, динамичность, разнообразие действий и игровых ситуаций в игре «городки» привлекают детей старшего дошкольного возраста к этой игре. Городки — очень интересная игра, развивающая у участников меткость, силу, ловкость и координацию движений, укрепляет мышцы рук и плечевого пояса, вызывает сильные эмоции. Одно из главных достоинств городков — доступность и демократичность. Играть в городки можно в любом возрасте, в любое время года и почти в любом месте.

Указом Президента Российской Федерации 2024 год объявлен Годом семьи. Крепкая семья – это залог стабильности и процветания общества. Особое значение имеет семья в жизни ребёнка, его становлении и поведении. В семье могут формироваться все качества личности. Именно в семье человек познает окружающий мир, впитывает духовно-нравственные традиции своего народа, учится любви к Родине и своим близким. Семья является источником любви, понимания и поддержки, учит детей быть добрыми, честными и справедливыми. В Год семьи особое внимание уделено сохранению традиционных семейных ценностей. Приобщая детей и их родителей играть в городки, мы не только развиваем исконно русскую игру, но и формируем патриотически и физически здоровый дух гражданина России у ребенка уже в дошкольном возрасте, так же развивая у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом всей семьей.

Реализация проекта.

Знакомство с игрой «Городки» началось изучения инвентаря игры: битами и городками, игровой площадкой, коном, разными видами фигур. Предлагали детям самим построить такие фигуры как Звезда, Колодец, Тир, Пулеметное гнездо, Самолет.

Познакомили с историей игры, ее оборудованием, изучили правила игры.

Для обучения игре был разработан кейс с дидактическими играми «Назови фигуру», «Найди пару», «Сложи по порядку» в которые дети играли в свободной игровой деятельности.

Ребята рисовали, лепили, учувствовали в конкурсах рисунка Московской федерации городошного спорта. Эти виды деятельности регулярно использовались в обучении детей игре и закреплению знаний.

На занятиях физической культуры и в свободной игровой деятельности дети часто практиковали бучение постройке «городошных фигур».

Включение в учебные занятия обучение игре в городки расширяло рамки учебной программы, обогащало детей новыми спортивными умениями и навыками, углубляло знания о старинных русских традициях и подвижных играх

Особое внимание уделялось обучение правильной стойке городошника. При бросании биты ребенок встает у линии и отставляет правую ногу на шаг назад, отводит руку как можно сильнее назад, тяжесть тела переносится на правую ногу, бросок выполняется энергичным движением руки при одновременном наклоне, и в этот момент тяжесть тела переносится на левую ногу. Бросать биту надо плавно, придавая ей медленное вращательное движение.

Ребята стали принимать участие в соревнованиях и фестивалях городошного спорта, в таких как «Фестиваль дошкольников по русской игре «Городки», «Городки для всех», «Легкая бита».

Виды соревнований: индивидуальные, командные и семейные. После участия в соревнованиях был изготовлен макет городошной площадки для обыгрывания процесса игры, закрепления правил и повышения эффективности обучения.

Играя в городки, сохраняем народные традиции!

Библиографический список:

1. А. И. Логинов "Городки: во дворе, в детском саду, в школе и в спортивной секции." – Липецк: ООО «Гравис», 2016. 118 - 122 с. 2. А. В. Кенеман «Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателя дет. Сада» - М.: Просвещение, 1988. - 239 с. 3. Э. Я. Степаненкова «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка» Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с. С. 245-246. 4. Д. В. Хухлаева «Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях», 3 издание, Москва 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через народные подвижные игры"

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что трево...

"Народное творчество как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры".

От поколения к поколению переходят считалки, дразнилки, скороговорки, русские народные сказки, потешки и т. д, но современный ребёнок очень мало знает о традициях русского народа, о его культуре, так ...

Формирование духовно-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования русских народных сказок.

Выпускная проектировочная работа Формирование духовно-нравственных представлений  у детей старшего дошкольного возраста посредством использования русских народных сказок....

ПРОЕКТ на тему: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, через ознакомление с народной игрой»

Национальные игры способствуют передаче младшему поколению от старшего накопленного предками бесценного положительного опыта, касающегося рационального ведения хозяйства, жизни в гармонии с природой.Н...

Квест-игра по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста (по мотивам русской народной сказки) «Гуси-Лебеди»

. Для экономического образования на ступени дошкольного детства на первом месте, конечно, стоит индивидуально-семейная экономическая грамотность и формирование элементарных экономических навыков. В от...