Картотека зрительной гимнастики
картотека
«Буратино»
Превращаюсь в Буратино
Буду рисовать картину
Нарисую я пейзаж
Носик я мокну в гуашь
Вот и небо чистое,
Солнышко лучистое,
Травка, речка голубая
Я рисую, не моргая,
Будет носик рисовать
Наше зренье улучшать! Буратино своим длинным любопытным носом рисует.
Все упражнения сопровождаются движениями глаз. «Солнышко» — мягкие движения носом по кругу.
«Травка» — наклоны вперед-назад, носом «рисуем» траву.
"Что растет на нашей грядке?»
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем овощи искать.
(Дети выполняют круговые движения глазами.)
Что растет на нашей грядке?
(Посмотреть вверх – вниз.)
Огурцы, горошек сладкий.
(Посмотреть влево, вправо.)
Там редиска, там салат –
Наша грядка просто клад!
(Быстро поморгать.)
«Яблоко»
Нарисуем яблоко круглое и сладкое.
И большое-пребольшое, очень вкусное такое.
(Нарисовать глазами «яблоко» сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки)
«Листья»
Жёлтый - красный,
(прослеживание глазами за движением листочка)
Красный – жёлтый,
(вверх – вниз, вправо – влево 6-8 раз)
Разный красный.
Жёлтый разный.
(движение глазами по кругу в одну и другую стороны 4-раз.)
Это ветер листья носит.
Звонкий ветер.
Это осень…
(поморгать и закрыть глаза)
«Лесные ягоды»
По заданному педагогом направлению дети перемещают взгляд.
Собираем землянику,
Ищем вкусную чернику,
Голубику, костянику,
Кисловатую бруснику.
«Птички»
Летели птички,
Собой невелички.
(Прослеживание глазами за предметом по кругу)
Как они летели,
Все люди глядели.
(Вправо – влево)
Как они садились,
Все люди дивились.
(Вверх – вниз)
«Кот»
Кот на солнышке сидит,
Глаз закрыт, другой закрыт
(закрыть по очереди оба глаза)
Кот играет в «Жмурки»
(крепко зажмуриться)
— С кем играешь, Васенька?
— Мяу, с солнцем красненьким!
(открыть оба глаза)
«В лесу»
Ходит солнышко по кругу,
(вращательные движения глаз)
Дремлет олениха.
(глаза закрыты)
Мы идём с тобой по лугу тихо, тихо.
(открыть глаза)
Мы походим по опушке и найдем тропинку.
(посмотреть вниз)
Вот сорока на верхушке
(посмотреть вверх)
Клювом чистит спинку.
«Смотрит вправо – никого»
Смотрит вправо – никого,
Смотрит влево – никого.
Раз – два, раз – два,
Закружилась голова.
Глазки закрывали,
Глазки отдыхали.
Как откроем мы глаза,
Вверх посмотрим, да – да – да.
Вниз ты глазки опусти,
Вверх опять их подними.
Пальцами погладь глаза,
Отдыхать пришла пора.
(движения глазами соответственно тексту)
«Ёжик»
Ходил ежик по полянке
(Ходьба на месте)
Он искал грибы – опятки
(Посмотреть вправо и влево, не поворачивая головы)
Глазки щурил и моргал,
(Сильно прищуриться)
Но грибов не увидал.
(Широко открыть глаза, развести руки в стороны)
Вверх смотрел он,
(Посмотреть вверх голова неподвижна)
Вниз глядел,
(Посмотреть вниз)
Сам тихонечко пыхтел.
(Произнести «пых», «пых», «пых».)
Смотрел влево,
(Посмотреть влево, не поворачивая головы)
Смотрел вправо,
(Посмотреть вправо, не поворачивая головы)
Вдруг увидел гриб на славу!
(Плотно закрыть и широко открыть глаза.)
Оглянулся он еще (Движения по тексту)
Через левое плечо,
Через правое еще.
Еж затопал по тропинке
И грибок унес на спинке. (Ходьба на месте, топающим шагом.)
«Портняжки»
(Дети выполняют движения глазами по тексту.)
Рано утром на зарядку
Все портные побежали.
Дружно приседают, устали не знают.
Ноги выставляют,
Все в кружочек сели, влево посмотрели,
Вправо посмотрели, нитку в иголку вдели,
Сшить рубашку захотели.
«Тренировка»
Раз – налево, два – направо,
(посмотреть влево, вправо)
Три – наверх, четыре – вниз,
(посмотреть вверх, вниз)
А теперь по кругу смотрим
Чтобы лучше видеть мир
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз
Видеть будем скоро лучше
Убедитесь вы сейчас
(круговые движения глазами)
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз
Сил дадим им много-много
Чтоб усилить тыщу раз!
(точечный массаж)
«Волшебный сон»
(движения глазами соответственно тексту)
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем…
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко… ровно… глубоко…
Наши руки отдыхают…
Отдыхают… Засыпают…
Шея не напряжена
И рассла-бле-на…
Губы чуть приоткрываются…
Все чудесно расслабляется…
Дышится легко… ровно… глубоко… (Пауза.)
Мы спокойно отдыхаем… Сном волшебным засыпаем…
(Громче, быстрей, энергичней.)
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем.
Их повыше поднимаем.
Потянулись! Улыбнулись!
Всем открыть глаза и встать!
«Снежки»
(Дети выполняют движения в соответствии со словами педагога).
В руки вы снежки возьмите,
И на них вы посмотрите.
А теперь их поднимите
Вверх, на них вы посмотрите.
Вниз снежки вы опустите,
И опять на них взгляните.
Снежок вправо,
Снежок влево.
«Нарисуйте» круг умело.
Снежок близко, вот вдали,
Ты внимательно смотри.
Вот такой у нас снежок,
Улыбнись ему, дружок.
Быстро, быстро вы моргайте,
А теперь в игру вступайте.
«Глазкам нужно отдохнуть»
(Ребята закрывают глаза)
«Нужно глубоко вздохнуть.»
(Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
«Глаза по кругу побегут.»
(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
«Много-много раз моргнут»
(Частое моргание глазами)
«Глазкам стало хорошо.»
(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
«Увидят мои глазки все!»
(Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)
«Тишина»
(Дети выполняют движения в соответствии со словами педагога).
Мы устали все чуть - чуть.
Предлагаю отдохнуть.
Отдыхайте наши уши
Тишину мы будем слушать.
И глаза мы закрываем,
И они пусть отдыхают.
В тишине представить море,
Свежий ветер на просторе.
За волной плывет волна,
А в округе тишина.
Наши глазки так устали,
Мы писали, рисовали,
Встанем дружно по порядку,
Сделаем для глаз зарядку.
«Ёлка»
Вот стоит большая елка,
(Выполняют круговые движения глазами.)
Вот такой высоты.
(Посмотреть снизу-вверх.)
У нее большие ветки.
Вот такой ширины.
(Посмотреть слева направо.)
Есть на елке даже шишки,
(Посмотреть вверх.)
А внизу – берлога мишки.
(Посмотреть вниз.)
Зиму спит там косолапый
И сосет в берлоге лапу.
(Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз.)
«Вот такие чудеса»
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса
(Закрывают оба глаза)
Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют
(Продолжают стоять с закрытыми глазами)
А теперь мы их откроем, через речку мост построим.
(Открывают глаза, взглядом рисуют мост)
Нарисуем букву «О», получается легко
(Глазами рисуют букву «О»)
Вверх поднимем, глянем вниз
(Глаза поднимают вверх, опускают вниз)
Вправо, влево повернем
(Глазами двигают вправо-влево)
Заниматься вновь начнем.
(Глазами смотрят вверх-вниз)
«Ерши-малыши»
Дети «путешествуют» по зрительному тренажёру. Это может быть рисунок речных кругов, разных по размеру, в которых плавают рыбы. Или просто схемы-круги со стрелками, изображающими направление движения взгляда.
На реке – камыши. Расплясались там ерши:
Круг – постарше,
(Медленное вращение глазами по большому кругу по часовой (против часовой) стрелке, не поворачивая головы.)
Круг – помладше,
(Аналогичное движение глазами по кругу меньшего размера.)
Круг – совсем малыши!
Такое же движение по самому маленькому кругу.
Круги могут находиться на ближнем и дальнем расстоянии друг от друга, и тогда дети переводят взгляд с ближней точки на дальнюю и наоборот.
«Слоник»
Раз, два — слоник идет вправо,
Три, четыре — а теперь налево,
(Движения глаз вправо-влево. Повторить 4—5 раз.)
Пять, шесть — дорожка лежит прямо,
(Смотрят прямо).
Семь, восемь — все начинаем сначала.
(Повторить всё сначала.)
Идет слоник по тропинке.
Глядит вниз, как на картинке.
Смотрит вверх, по сторонам.
Ну-ка сделай так же сам.
(Движения глаз вверх-вниз, вправо-влево. Повторить 5-6 раз.)
Сел наш слоник отдохнуть.
Только он решил уснуть,
Вдруг, откуда ни возьмись,
В лесу пчелка появилась.
Глаза закрыть, открыть.
И, кружа, кружа, жужжит.
Как ее остановить?
(Круговые движения глазами. Повторить 4-5 раз.)
Посмотрел наш слоник вдаль.
(Глаза открыть, закрыть. Повторить 5-6 раз.)
«Маляры»
(Садятся прямо и настраиваются.)
(Движения глаз вверх – вниз. Плавно, 8–10 раз.)
Нет забавнее игры:
Наши глазки – маляры.
Мы заборы красим
Вверх – вниз – раз,
Вверх – вниз – два
(и так до 8 раз).
Наши глазки молодцы,
Работают в согласии.
(Легко моргают.)
«Дети едут на машине»
Дети едут на машине,
Смотрят на дорогу –
(Взгляд вдаль.)
Слева постовой стоит,
(Смотрят влево).
Справа светофор горит.
(Смотрят вправо).
По городу мчатся с утра и до ночи.
(Круговые движения. Влево, вправо, кругом.)
Машины всех марок, красивые очень.
(Моргают глазками.)
Поедут налево, направо, кругом –
(Движение глазами влево – вправо, влево – вправо)
Свободны машины и ночью, и днём.
(Движение глазами влево – вправо, влево – вправо)
«Лётчики»
Чтобы лётчиками стать,
зоркий нужен детям взгляд.
Упражнения для глаз
дружно сделаем сейчас.
Дети прослеживают движения маленького самолёта на палочке: сверху - вниз, справа налево и наоборот, движение по кругу, с верхнего правого угла в нижний левый, с верхнего левого в нижний правый и наоборот. После выполнения упражнений быстро поморгать и на несколько секунд закрыть глаза. Давая им отдых.
Массаж глаз «Раздеваем лук»
Сняли тоненький сюртук,
Сняли рыжую рубашку,
Сняли желтую рубашку,
А стянув еще рубашку,
Все заплакали вокруг.
Вот как мы вчера на кухне
Раздевали сладкий лук .
Потирают средние пальцы рук друг о друга, чтобы их разогреть. Неплотно прикрывают глаза и мягко проводят пальцами от внутреннего края глаз к внешнему. Расфокусируют зрение и совершают круговые движения зрачками глаз сначала в одну сторону, потом в другую.
«Подснежник»
(Дети выполняют движения в соответствии со словами педагога)
В руки вы цветы возьмите,
И на них вы посмотрите.
(Смотрят прямо).
А теперь их поднимите
Вверх, на них вы посмотрите.
(Смотрят верх).
Вниз цветы вы опустите,
(Смотрят вниз.
И опять на них взгляните.
(Смотрят прямо).
Цветок вправо,
(Смотрят вправо).
Цветок влево.
(Смотрят влево).
“Нарисуйте” круг умело.
(Движение глазами по кругу)
Цветок близко, вот вдали,
(перевод взора близко, вдаль)
Ты внимательно смотри.
Вот такой у нас цветок,
Улыбнись ему, дружок.
Быстро, быстро вы моргайте.
(Моргают глазками.)
«Золотые лучики»
Выглянуло солнышко,
Пташечки запели,
Золотые лучики
Всех ребят согрели.
(Дети широко раскрыли глаза.)
Тут со всех сторон
Тучки набежали,
И лица ребятишек
Мокрыми вдруг стали.
(Повороты глазами вправо, влево, вниз, вверх за движениями пальчика.)
«Мечта»
(Дети закрывают глаза.)
Давайте с вами помечтаем.
Глаза закроем и представим:
Как по лесу мы гуляем,
Грибы и шишки собираем.
(Круговые движения глазами.)
Слева - ягоды цветут,
(Движения глазами влево.)
А справа здесь грибы растут.
(Движения глазами вправо.)
Снизу - шишки, да трава,
(Движения глазами вниз.)
А сверху - неба синева
(Движения глазами вверх.)
Открывайте, дети, глазки,
(Открыть глаза.)
Вот и вышли мы из сказки.
«Гимнастика»
Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз.
Вправо, влево, кругом, вниз,
(Смотрят вправо, влево.
Круговые движения глазами. Смотрят вниз).
Повторить ты не ленись.
Укрепляем мышцы глаза.
Видеть лучше будем сразу.
«Солнышко»
Солнышко, солнышко!
В небе свети!
Яркие лучики нам протяни!
(Руки поднять вверх, качать вправо, влево, следя глазами.)
Солнечный лучик быстро скакал
И на плечо он к ребятам попал.
(Медленно вести указательным пальцем правой руки от кисти до плеча, следя глазами.)
Весело лучик песенку пел.
Каждый себе на плечо посмотрел.
(Повторить тоже с левой рукой.)
Солнышко скрылось,
Ушло на покой.
Мы же на место
Встанем с тобой.
(Закрыть глаза.)
«На луну»
Старших всех мы уважаем,
(Посмотреть вверх.)
Младших мы не обижаем,
(Посмотреть вниз.)
Мы гуляем и читаем.
(Движения глазами направо - налево.)
На луну слетать мечтаем.
(Посмотреть вверх.)
«Лучик солнца»
Лучик, лучик озорной,
Поиграй-ка ты со мной.
(Моргают глазами.)
Ну-ка, лучик, повернись,
На глаза мне покажись
(Делают круговые движения глазами.)
Взгляд я влево отведу,
Лучик солнца я найду.
(Отводят взгляд влево.)
Теперь вправо посмотрю,
Снова лучик я найду.
(Отводят взгляд вправо.)
«Глазки – влево, глазки – вправо»
(движения глазами соответственно текста)
Глазки вправо, глазки влево,
(движение глазами вправо - влево.)
И по кругу проведем.
(круговые движения глаз).
Быстро – быстро поморгаем
(моргают глазами.)
И немножечко потрем.
(потереть глаза.)
Посмотри на кончик носа
И в «межбровье» посмотри.
Круг, квадрат и треугольник
По три раза повтори.
Глазки закрываем,
(закрыть глаза.)
Медленно вдыхаем.
А на выдохе опять
Глазки заставляй моргать.
(моргают глазами.)
А сейчас расслабились
На места отправились.
«Весна, весна!»
Пришла весна!
Тепло на крыльях принесла.
(Потереть ладошки друг о друга и прикрыть ими сомкнутые глазки.)
И вот на самом солнцепеке
(Широко открыть глаза.)
С поднятой гордо головой
Расцвел подснежник голубой.
(Поморгать глазками.)
«Пальминг» (оптическое голодание)
Глазки ладошками закрылись
И в пещере очутились.
Раз-два-три, ничего не видим мы…
Опершись о стол локтями, мягко прикрыть глаза ладонями так, чтобы не было ни одного просвета. Расслабиться.
«Ладошка»
Видишь ты свою ладошку?
Отодвинь её немножко,
(Близко к глазам поднести ладонь, постепенно удалять ладонь от глаз.)
За ладошку загляни –
Что вдали увидишь ты?
(Всмотреться вдаль.)
«Ночь»
Ночь. Темно на улице.
(Выполняют действия, о которых идет речь)
Надо нам зажмуриться.
(Зажмуриться)
Раз, два, три, четыре, пять
Можно глазки открывать.
(Широко открыть глаза.)
Снова до пяти считаем,
Снова глазки закрываем.
(Закрыть глаза.)
Раз, два, три, четыре, пять
Открываем их опять.
(Широко открыть глаза.)
«Цветы»
Наши алые цветы распускают лепестки,
(смотрим вверх)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет,
(моргать быстро)
Наши алые цветы закрывают лепестки,
(закрывать глаза)
Тихо засыпают, головой качают
(смотреть по сторонам).
«Теремок»
Терем - терем - теремок!
(Движение глазами вправо - влево.)
Он не низок, не высок,
(Движение глазами вверх - вниз.)
Наверху петух сидит,
Кукареку он кричит.
(Моргают глазами.)
«Во дворе»
На горе мы видим дом.
Много зелени кругом:
(Дети поднимают глаза вверх.
Выполняют круговые движения глазами.)
Вот деревья, вот кусты,
(Смотрят влево-вправо)
Вот - душистые цветы.
(Смотрят вперед.)
«Радуга»
Глазки у ребят устали.
(Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно,
(Посмотреть влево-вправо.)
Ах, как солнце высоко.
(Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем,
(Закрыть глаза ладошками.)
В группе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем,
(Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись.
(Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)
«Жмурки»
В "жмурки", дети, поиграем
Снова пальчик поднимаем.
И, закрыв ладошкой глаз,
Мы посмотрим еще раз.
(Закрыть ладошкой глаз)
Только руку поднимаем, упражнение повторяем.
(Закрыть ладошкой глаз)
В сторону отводим руку и ведем ее по кругу.
Вы, ребята, не зевайте,
Пальчик взглядом провожайте.
(Движение глазами по кругу в одну и другую стороны.)
«Светофор»
У дороги, словно в сказке,
(Взор переводят вверх, вниз)
На столбе живёт трёхглазка.
(Взор переводят вправо, влево.)
Всё мигает и мигает,
(Моргают глазами.)
Ни на миг не засыпает.
(Широко раскрывают глаза.)
Она транспорт стережёт,
(Глаза закрывают.)
Пешеходам путь даёт.
(Широко открывают и закрывают глаза. (повторить 2 – 3 раза))
«Прогулка в лесу»
Мы отправились гулять.
(Шагают на месте)
Грибы — ягоды искать
Как прекрасен этот лес.
Полон разных он чудес.
Светит солнце в вышине,
(Смотрят вверх)
Вот грибок растет на пне,
(Смотрят вниз)
Дрозд на дереве сидит,
(Смотрят вверх)
Ежик под кустом шуршит.
(Смотрят вниз)
Слева ель растет — старушка,
(Смотрят вправо)
Справа сосенки — подружки.
(Смотрят влево)
Где вы, ягоды, ау!
(Повторяют движения глаз)
Все равно я вас найду!
(Влево — вправо, вверх — вниз.)
«Солнышко встает»
Вот как солнышко встаёт,
Выше, выше, выше.
(Движения глазами вверх.)
К ночи солнышко зайдёт
Ниже, ниже, ниже.
(Движения глазами вниз.)
Хорошо, хорошо,
Солнышко смеётся.
(Дети часто моргают глазами.)
А под солнышком нам
Хорошо живётся.
(Дети широко открывают, а потом закрывают глаза.)
«Пчела»
Эй, пчела! Где ты была?
(Дети смотрят на пчелу на палочке.)
Тут и там.
(Дети медленно переводят взгляд влево,
затем вправо за пчелой,
не поворачивая головы.)
Где летала? – По лугам.
(Смотрят вверх, а потом вниз.)
Что ребятам принесла?
Мёд! – ответила пчела.
(Массируют веки, надавливая слегка пальцами.)
«Часы»
Тик-так, тик-так
(Не поворачивая головы, смотрят вправо- влево.)
Все часы идут вот так: тик-так, тик-так,
(Не поворачивая головы, смотрят вправо- влево.)
Налево раз, направо раз,
(Смотрят влево-вправо)
Мы тоже можем так,
Тик-так, тик-так.
(Не поворачивая головы, смотрят вправо- влево.)
«Будь здоров!»
Чтобы глазки зорче были,
И в очках чтоб не ходить,
Эти нужные движенья предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим и под ножки.
Влево, вправо побыстрей.
Удивился – что такое?
И закроем их скорей.
А теперь вращай по кругу, словно стрелочка часов.
Открывай глаза.
И снова на занятье. Будь здоров!
(Дети выполняют движения глазами по тексту.)
«Дождик»
Капля первая упала - кап!
(сверху пальцем показывают траекторию ее движения)
И вторая пробежала - кап!
Мы на небо посмотрели,
(то же самое)
Капельки кап - кап запели,
Намочились лица.
Мы их вытирали.
(вытирают лицо руками)
Туфли - посмотрите –
(показывают вниз и смотрят)
Мокрыми стали.
Плечами дружно поведем
(движения плечами)
И все капельки стряхнем.
От дождя убежим.
Под кусточком посидим.
(приседают)
«Качели»
Есть качели на лугу:
Вверх-вниз, вверх-вниз
(Посмотреть глазами вверх, вниз)
Я качаться побегу
Вверх-вниз, вверх-вниз
(Посмотреть вверх, вниз)
«Колобок»
Колобок румяный бок
(Круговые движения глазами.)
На окошке сидел
В лес глядел.
(Посмотреть прямо)
Спрыгнул вниз он на дорожку,
(Посмотреть вниз)
Повстречал он Мурку – кошку.
Кошка испугалась
(Зажмурить глаз)
И на ёлочку взобралась.
(Посмотреть вверх)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека зрительной гимнастики
Зрительная гимнастика в стихах. Занимательный материал для детей. Формат карточек А6...

Картотека зрительной гимнастики в стихах.
Картотека зрительной гимнастики в стихах по лексическим темам....

КАРТОТЕКА ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ
Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний, а также...

Картотека зрительной гимнастики для дошкольников
Картотека зрительной гимнастики для дошкольников....

Картотека зрительной гимнастики. Профилактика зрительного утомления и близорукости.
Картотека зрительной гимнастики.Профилактика зрительного утомления и близорукости. Гимнастика для глаз используется в профилактических и оздоровительных целях, чтобы предупредит...

Картотека зрительной гимнастики ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ В СТИХАХ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Каждый человек воспринимает и изучает окружающий мир с помощью пятичувств или сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.Глаза считаются из всех органов чувств самым драгоценным даром...

