Тема по самообразованию " Современные педагогические технологии валеологического образования дошкольников"
методическая разработка

Костина Барият Исмаиловна

Опыт работы по теме самообразования "Современные педагогические технологии валеологического образования дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_kostina_b.i.docx116.68 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 49 «Радуга» поселка Краснобродского

(МБДОУ «Детский сад № 49 «Радуга»)

Современные педагогические технологии валеологического образования дошкольников

Выполнила: Костина Б.И.,

воспитатель

Краснобродский, 2023

Оглавление

Введение

3

Глава 1. Теоретические аспекты формирования валеологического образования дошкольников

5

Сущность понятия валеологическое образование

5

Педагогические технологии валеологического образования

10

Глава 2. Организация работы по применению современных педагогических технологий в валеологическом образовании дошкольников

16

Исследование особенностей организации образовательного процесса по валеологии в ДОО

16

Использование современных технологий по валеологии в работе с детьми дошкольного возраста

19

Результативность работы по применению современных педагогических технологий в валеологическом образовании дошкольников

22

Заключение

26

Список литературы

28

Приложения

29

Введение

Проблема охраны и укрепления здоровья детей, создания оптимальных условий для их роста и развития можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься общественно-полезным трудом. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. [6]

Анализ состояния здоровья детей раннего и дошкольного возраста показывает неуклонный рост функциональных нарушений. Все меньший процент здоровых детей поступает в дошкольные учреждения. Научными исследованиями последних лет установлено, что состояние здоровья дошкольников во многом зависит от организации воспитательно-образовательного процесса и от условий образовательного учреждения, в котором они проводят от 9-12 часов ежедневно в течение рабочего времени.

Различные аспекты этой проблемы нашли своё отражение в научных работах Н.К. Смирнова, В.Ф. Базарного, М.М. Безруких, В.И. Ковалько, Г.К. Зайцева, Т.С. Овчинниковой, А.Г. Швецовой и др.[5]

Государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает образование в дошкольном учреждении как целенаправленный процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста: охрана и укрепление их физического и психического здоровья, развитие их индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушения развития этих детей.

Врачи, педагоги и психологи разрабатывают различные подходы внедрения здоровьесберегающих технологий в практику ДОО. Были определены принципы здоровьесбережения (Аносова М.В. и др.); требования к оснащению кабинетов (Дзятковская Н.Д. и др.); подходы по повышению двигательной активности детей. [3] Однако организация работы воспитателя ДОО по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста до сих пор не регламентирована. В связи с этим, разработка научно обоснованных подходов работы воспитателя детского сада по сохранению и укреплению здоровья детей является актуальным в практике дошкольного образовательного учреждения.

Цель исследования: исследование педагогических технологий по валеологии и их особенности использования в дошкольной образовательной организации.

Объект исследования: современные технологии по валеологии в детском саду.

Предмет исследования: содержание работы воспитателя детского сада по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.

Цель потребовала последовательной реализации ряда теоритических и экспериментальных задач:

1. Выявить сущность понятия валеологическое образование.

2. Раскрыть общее представление о педагогических технологиях в валеологическом образовании дошкольников.

3. Выявить особенности организации образовательного процесса по валеологии в детском саду.

4. Описать использование современных технологий по валеологии в работе с детьми дошкольного возраста.

5. Проанализировать результаты применения современных педагогических технологий в валеологическом образовании дошкольников.

Глава 1. Теоретические аспекты формирования валеологического образования дошкольников

  1. .Сущность понятия валеологическое образование

Представляется целесообразным в нашей работе уточнить два ключевых понятия «Валеология» и валеологическое образование». В справочной литературе даётся трактовка понятия «валеология». Термин заимствован в 18 веке из французского языка и восходит к лат.vaieo-valere -быть, становиться сильным, крепким [2].

Иной подход к раскрытию сущности понятия «валеология» можно увидеть в трудах профессора и доктора медицинских наук И.И. Брехмана. Он утверждает, что валеология-это самостоятельная наука: есть метод-диагностика количества и качества здоровья; есть средства-психологические, педагогические, гигиенические и социальный заказ-здоровье. Сущность валеологического образования автор видел в том, что человеку нужно ровно столько медицинских знаний, чтобы уметь правильно оценивать своё здоровье и принимать решение: обращаться к врачу или прибегнуть к самокоррекции своего состояния дополнительным отдыхом, изменением питания и объёма двигательной активности. [6]

Важно отметить то, что валеологическое образование- это целенаправленный процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста способам укрепления и сохранения своего здоровья; это процесс и результат овладения детьми системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирования на их основе валеологического сознания (я могу и хочу быть здоровым), а также культуры здоровья личности и общества.

Цель валеологического образования: повышение уровня валеологической образованности дошкольников, формирование осознанной потребности к здоровому образу жизни.

Важно определить задачи валеологического образования в ДОО:

- формировать знания о человеке, о его болезнях, ценностях человеческой жизни;

- формировать у детей с ранних лет валеологическое сознание, бережное и заботливое отношение к собственному здоровью, здоровью других людей, как высочайшей ценности;

- формировать практическое умения и привычки по укреплению личного здоровья;

- воспитывать у детей мотивации здорового образа жизни и мотивационные установки на приоритет здоровья перед болезнями;

- воспитывать у детей желание активно участвовать в оздоровлении окружающих людей, используя приобретенные теоритические знания и элементы практических привычек.

Различают основные принципы валеологического образования:

  • Принцип всеобщности требует работать со всеми детьми, как со здоровыми, так и с больными, вызывая у них стремление быть здоровыми в любых условиях.
  • Принцип целостного подхода к здоровью ребенка требует относиться к его организму как к единому целому, как к сложноорганизованной системе, т.е. необходимо комплексное воздействие на душу, тело и дух ребенка в целях сохранения их гармонии.
  • Принцип деятельностного подхода к сохранению, укреплению и повышению уровня телесного и духовного здоровья требует, чтобы все, что дается ребенку на занятиях, не только прослушивалось и просматривалось, но и проживалось вместе с воспитателем.
  • Принцип гуманизма и альтруизма ориентирует воспитателя на признание основной ценностью учебно-воспитательного процесса самого ребенка и здоровья его тела, души и разума, и нацелен на формирование в ребенке альтруистических качеств, суть которых можно выразить формулой «научился сам – неси свои знания и умения другим людям (родителям, детям).
  • Принцип «Не навреди определяет, что в обучении детей можно использовать только те способы, методы, технологии и средства, которые: просты, (легки в освоении и не требует значительных материальных затрат, для усвоения этих технологий достаточно иметь желание быть здоровым); доступны, (могут быть освоены самостоятельно и осознанно людьми разного возраста); безопасны, (все оздоровительные педагогические технологии не могут причинить вреда детям); эффективны, (быстро дают положительный результат. При этом дети имеют возможность отслеживать каждый свой шаг и контролировать свое состояние); экспертируемы, (дают возможность легко измерять результаты деятельности по изменению состояния здоровья при помощи простейших диагностических методик).

Становление валеологического образования обусловлено, прежде всего, процессом взаимодействия взрослого и ребёнка, широким спектром педагогических методов и приёмов таких как:

  • Словесные методы:

Виды:

- Рассказ педагога (создать точные представления о функциях и строении организма, правилах гигиены);

- Беседа (развивать умения участвовать в диалоге, слышать и слушать, удерживать внимание, коррекция знаний, их обобщение);

- Чтение художественного произведения (расширять, обогащать знания детей, формировать способность к восприятию, пониманию).

Приёмы:

- Риторические вопросы;

- беседа до и после рассказа;

- обмен мнениями;

- рассматривание наглядностей;

- анализ;

- оценка;

- соучастие воспитателя.

  • Наглядные методы:

Виды:

- Наблюдение (формирование основного содержания знаний детей об органах, их функциях, гигиене; развития речи, мышления);

- Рассматривание картин, таблиц, муляжей, схем, демонстрация слайдов, мультимедийных презентаций.

Приёмы:

- вопросы;

- образец рассказа;

- задание творческого характера;

- обсуждение;

- повторный показ;

- художественное слово;

- рисование на темы, близкие по содержанию

  • Практические методы:

Виды:

-Упражнения (многократное повторение умственных и практических действий;

- Элементарные опыты:

-физиологические (преобразование жизненной ситуации с целью выявления скрытых свойств органов, установление связи между ними, причин изменения);

- Игровой метод (использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами);

- Моделирование (создание моделей, их использование, формирование знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях, объектов);

- Экспериментирование (самостоятельная поисковая деятельность детей с целью решения поставленных задач).

Приёмы:

- Вопросы поискового характера;

- указания,

- сравнения,

- рисунки, графики,

- анализ результатов,

- объяснения;

- показ,

- воображаемая игровая ситуация;

- формирование сложной деятельности мышления;

- формирование способности сравнивать, делать выводы.

В дошкольных образовательных организациях педагогами используются следующие формы организации детей: занятия, экскурсии, наблюдения, дидактические игры, чтение специальной литературы, сюжетно-ролевые игры, простейшие физиологические опыты, моделирование, индивидуальные занятия в уголках здоровья; занятия-консультации.

Вышеизложенное позволяет говорить о том, что дошкольные образовательные организации поставлены перед решением совершенно новой задачи: необходимо не просто проводить цикл занятий по здоровьесберегающей деятельности, а организовать единый интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира.

  1. . Педагогические технологии валеологического образования

Преобразования в педагогическом пространстве и обществе, произошедшие в нашей стране в последнее время, предполагают и ряд изменений в сфере дошкольного образования. По данным ученых динамика здоровья подрастающего поколения, за последние 10-15 лет, характеризуется весьма неблагоприятными тенденциями. Поэтому вопрос о сохранении и укреплении здоровья в детских организациях всегда остается одним из главных.

Необходимость использования здоровьесберегающих технологий подчеркивают и исследование В.В. Колбановой, Л.Г. Татарниковой и В.П. Петленко подтверждающие, что здоровье человека более, чем на 60% зависит от его образа жизни. В работах В.Г. Алямовской, М. Лазоревой и Г.А. Баранчуковой отмечается, что становление валеологической культуры человека обусловлено прежде всего процессом воспитания, педагогическим воздействием взрослого и ребенка, широким спектром педагогических средств и приемов. [1]

Образовательные организации и педагоги, в них работающие, должны обеспечивать доступность качественного образования в условиях, гарантирующих психологическую и физическую безопасность воспитанников, что предъявляет высокие требования к компетентности и профессионализму воспитателей ДОУ в вопросах здоровьесбережения.

Совсем недавно эти термины появились в нашей жизни - «здоровьеформирующие образовательные технологии» (ЗОТ) и «здоровьесберегающие технологии» (ЗТ), но уже заняли довольно прочное место в нашей речи и литературе.

Так что же это такое - «здоровьесберегающие технологии»? Определение данному термину многие авторы трактуют по-разному. В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова: «сберегать– не истратить, не израсходовать напрасно, без необходимости», следовательно, «здоровьесберегающие технологии» - это технологии, направленные на сохранение здоровья на данном этапе.

По определению Н.К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии – технологии, программы и методы, которые направлены на воспитание у детей культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ЗОЖ» [5].

Вопросы здоровьесберегающих технологий в ДОО раскрываются в работах Е.С. Полат, И.З. Берсеневой, Е. М. Белостоцкой, Е.Н. Вавиловой, В.А. Волковой, Л.В. Гаврючиной, В.А. Гордеевой, Т.В. Кротовой, М.Н. Кузнецовой, Л.И. Лукиной, М.А. Руновой и т. д. [7]

Цель здоровьесберегающих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Задачи здоровьесберегающих технологий:

  • Культивировать и воспитывать у детей осмысленное отношение к физическому и духовному здоровью как единому целому; расширить на этой основе адаптивные возможности детского организма (повышение его жизненной устойчивости, сопротивляемости, избирательности по отношению к внешним воздействиям);
  • закрепить отдельные оздоровительные меры в виде константных психо - соматических состояний ребенка, которые будут воспроизводиться в режиме саморазвития;
  • воспитывать у ребенка способности к самосозиданию, к овладению психологической самокоррекцией.

Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.

В настоящее время здоровьесберегающие педагогические технологии в ДОО делятся на три большие группы: технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни и коррекционные технологии. Ниже подробно рассмотрим каждую из них.

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья
  • Стретчинг (Это комплекс упражнений для медленного, плавного растягивания определённых мышц, связок и сухожилий). Благодаря ему увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, меньше подвержены травмам и дольше сохраняют работоспособность. Стретчинг улучшает настроение, создаёт ощущение комфорта и спокойствия в целом. Он повышает общую двигательную активность, что благоприятно сказывается на суставах и профилактике хрупкости костей);
  • Ритмопластика (Развивает у ребят музыкальность, двигательные качества и умения, чувство ритма, темпа, творческие способности, нравственно-эстетические качества);
  • Динамические паузы (Рекомендуются в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия);
  • Подвижные и спортивные игры (Проводится ежедневно для всех возрастных групп как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате малой со средней степенью подвижности);
  • Релаксация (Используется спокойная мелодия или классическая музыка (например, Рахманинова, Чайковского), звуки природы. Проводится во всех возрастных группах в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей педагог определяет интенсивность технологии);
  • Пальчиковая гимнастика (Проводится в любой удобный отрезок времени с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно);
  • Бодрящая гимнастика (Проводится в различных формах: упражнения на кроватках, обширное умывание, ходьба по ребристым дощечкам, лёгкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОО. Проводят ежедневно после дневного сна, 5-10 минут.);
  1. Технологии обучения здоровому образу жизни
  • Физкультурные занятия (Проводится в соответствии с программой, 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном зале, с детьми раннего возраста в групповой комнате 10 минут, с младшими дошкольниками 15-20 минут, в средних группах 20-25 минут, а в старших – 25-30 минут);
  • Проблемно-игровые игротренинги, игротерапия (Могут быть организованы незаметно для ребёнка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Они проводятся в свободное время, можно во второй половине дня);
  • Коммуникативные игры (Занятия строятся по определённой схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. Проводят с детьми, начиная со старшего возраста 1-2 раза в неделю по 30 минут);
  • Точечный массаж (Точечный массаж проводится строго по специальной методике с использованием наглядного материала. Он очень полезен детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов, проводится в преддверии эпидемий ОРЗ и гриппа, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста).
  1. Коррекционные технологии
  • Арт-терапия (Это забота о психологическом здоровье и эмоциональном самочувствии человека посредством творчества. Проводят по подгруппам 10- 13 человек, программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятий. Проводят сеансами по 10-12 занятий по 15- 20 минут со средней группы);
  • Сказкотерапия (Используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей. Проводятся 2-4 занятия по 20 минут, с любого возраста);
  • Музыкальные технологии (Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Проводят в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей);
  • Технологии коррекции поведения (осуществляются по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку, поэтому дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся сеансами по 10-12 занятий по 15-20 минут со старшего возраста в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий);
  • Психогимнастика (Позволяет выражать свои переживания, изображать эмоции с помощью движения, мимики, пантомимы. С помощью психогимнастики можно научить ребенка контролировать свои эмоции и управлять ими. Такие занятия проводятся с дошкольниками по специальным методикам 1-2 раза в неделю со старшего возраста по 15-20 минут);
  • Фонетическая ритмика (Цель занятий – фонетическая грамотная речь без движений. Проводится 2 раза в неделю с младшего возраста не раньше, чем через 30 минут после приёма пищи в физкультурном или музыкальном зале с детьми младшего возраста 10 минут, а со старшими детьми 20 минут).

Таким образом, здоровьесберегающие технологии обладают следующими педагогическими возможностями:

  • имеют оздоровительную направленность; способствуют обеспечению индивидуализации и дифференциации обучения (воспитания) с учётом способностей личности, склонностей и т.д.;
  • помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении;
  • прививают знания о здоровье и умение оберегать, поддерживать и охранять его;
  • обучают валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. [4]

Проанализировав все вышесказанное, можно сделать вывод, что здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, направленных на воспитание личностных качеств, способствующих формированию осознанного и ценностного отношения к своему здоровью, его сохранению и укреплению, эффективность которых зависит от продуктивного взаимодействия ребенка, его родителей, педагога и медицинских работников.

Глава 2. Исследование особенностей организации образовательного процесса по валеологии в ДОО

Использование современных технологий по валеологии в работе с детьми дошкольного возраста

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.

С целью изучения поставленных задач мы обратились к основной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы. Одна из образовательной области «Физическое развитие» включает в себя кроме развития физических качеств - становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Обратимся к изучению содержания психолого-педагогической работы по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни по возрастным этапам.

Вторая группа раннего развития (от2-3 лет):

  • формировать у детей представления о значении разных органов для нормальной жизнедеятельности человека;

Младшая группа (от 3 до 4 лет):

  • Развивать умение различать и называть органы чувств, дать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними;
  • Дать представление о полезной и вредной пище;
  • Познакомить с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма. Дать представление о необходимости закаливания;
  • Дать представление о ценности здоровья; формировать желание вести здоровый образ жизни.

Средняя группа (от 4 до 5 лет):

  • Расширять представления о важности для здоровья сна, гигиенических процедур, движений, закаливаний;
  • Знакомить детей с понятиями «Здоровье» и «болезнь»;
  • Продолжать знакомить с физическими упражнениями на укрепление различных органов систем.

Старшая группа (от 5 до 6 лет):

  • Расширять представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон и солнце, воздух и вода) и о факторах, разрушающих здоровье;
  • Расширять представления о роли гигиены и режима дня для здоровья человека.

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет):

  • Расширять представления о рациональном питании;
  • Формировать умения использовать специальные физические упражнения для укрепления своих органов и систем;
  • Расширять представления о правилах и видах закаливания, о пользе закаливающих процедур.

Обратимся к рассмотрению организации двигательной развивающей среды в дошкольной организации. Исследование показало, что в дошкольной организации имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а также для их расслабления и отдыха. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым, спортивным и оздоровительным оборудованием.

В образовательном процессе дошкольной организации используются такие здоровьесберегающие технологии как: закаливание, гимнастика (дыхательная, пальчиковая, бодрящая, артикуляционная, ортопедическая, для глаз), музтерапия, динамические паузы, стретчинг, ритмопластика, релаксация, подвижные и спортивные игры. А также элементы коррекционной технологии: арттерапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, технология воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика и фонетическая ритмика.

Для правильного воспитания здорового ребенка необходимо соблюдать единые требования детского сада и семьи в вопросах оздоровления, распорядка дня, гигиенических процедур. Педагоги ДОО проводят работу с родителями в различных формах:

  • Пропаганда валеологических знаний среди родителей с привлечением специалистов из поликлиник;
  • День открытых дверей в ДОУ с целью ознакомления с методикой валеологического образования и воспитания.
  • Совместные праздники здоровья;
  • Участие родителей в оформлении предметно-игровой среды по валеологии;
  • Создание совместного с ребёнком газет и плакатов о здоровье, здоровом образе жизни;
  • Практическая работа с родителями, мастер-классы.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья. От того насколько грамотно организована работа с детьми по физическому воспитанию, насколько эффективно воспитатель использует для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье ребенка.

Использование современных технологий по валеологии в работе с детьми дошкольного возраста

Понимая значимость работы по укреплению, сохранению здоровья своих воспитанников мною как педагогом детского сада целенаправленно организованна работа над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства. Постоянно нахожусь в поиске новых современных методов и приемов, адекватных возрасту дошкольников, используя в работе передовой опыт.

В начале учебного года составляю перспективный план организации режимных моментов для соответствующей возрастной группы. В плане указываю названия мероприятий и методические приёмы, которые планирую использовать для реализации образования по валеологии (Приложение 1).

В соответствии с этим работа с воспитанниками организовывалась через организованную образовательную деятельность и режимные моменты. На занятиях использую различные методические приёмы обучения:

  • Игра-ситуация,
  • Игра-эксперимент,
  • Дидактическая игра,
  • Экспериментальная деятельность,
  • Театрализованная деятельность,
  • Мультимедийные презентации,
  • Рисование на темы, близкие по содержанию.

Как воспитатель в своей работе использую такие оздоровительные технологии как утренняя гимнастика: в сюжетной форме с предметами и без них; гимнастика по интересам, которая способствует формированию интереса к ней. Широко использую в образовательной деятельности физкультминутки (картотеки), динамические паузы, которые способствуют снятию усталости и мышечного напряжения.

Ежедневно на снятие зрительной нагрузки провожу гимнастику для глаз, используя предметы, наглядный материал и без атрибутов. Для предупреждения простудных заболеваний в режимных моментах и на занятиях организую дыхательную гимнастику (картотеки). Для развития мелкой моторики, ловкости и подвижности кистей рук использую пальчиковую гимнастику, провожу почти во всех режимных моментах (закрепляем лексических темы).

Использование доступных методов и приемов по валеологическому образованию считаю недостаточно эффективными, и в своей работе сделала упор на элементы нетрадиционных технологий. В утреннюю гимнастику добавила сказочный сюжет, что позволило детям посещать детский сад без опозданий и с желанием заниматься утренней гимнастикой (Приложение 2).

Так, например, для успешного формирования основ здорового образа жизни и валеологической культуры, провожу беседы с использованием плаката «Правила гигиены». Знакомить детей о вредных продуктах и пользе продуктов питания на организм человека помогает дидактическая игра «Вредно-полезно».

Наиболее интересной формой работы является просмотр и озвучивание мультфильм «Птичка Тари». Такая совместная деятельность педагога с детьми вызывает огромный интерес у детей. Ребенок заворожено смотрит на экран, доверяет любимым героям, пытается быть похожим на них. Он быстрее и лучше запоминает информацию, учиться сопоставлять картинку и звук. В заключении занятия провожу опыты. На данном этапе дети путём эксперимента выявляют степень загрязненности рук и количество микробов на руках, что позволяет выработать привычку умываться и мыть руки охотно и без принуждения.

В период адаптации младших дошкольников применяла элемент сказкотеррапии. В работе с детьми использовала терапевтическую сказку «Сказка о глупом мышонке» С.Я. Маршака, где история рассказывает о проблемах и переживаниях с которым сталкивается на данном этапе вновь прибывший ребёнок.

В свободное время, в процессе игровой деятельности, часто использую элементы пантомимы, способствующие раскрепощению и пластичности детей.

Как известно, развитие и воспитание ребёнка зависит от взрослых, которые его окружают, и от того, какой пример, они подают своим поведением. Поэтому сознательное отношение к собственному здоровью и здоровью своих детей в первую очередь следует формировать у родителей. В работе с родителями нами был сделан упор на знакомство с проводимой в группах работы и пропаганду по формированию здорового образа жизни. Работу с родителями начала с использования информационно-просветительских форм, которые включали в себя проведение цикл бесед («Значение утренней гимнастики в режиме ребёнка», «Значение физических упражнений в жизни ребёнка»); индивидуальные и групповые консультации («Вредные привычки», «Вредные и полезные продукты», «Профилактика плоскостопия», «Простудные заболевания, их профилактика», «Профилактика нарушения осанки», «Закаливания организма-основное средство укрепления здоровья. Как осуществлять закаливание» и т.д ).

С целью эффективности работы по валеологическому образованию воспитанников группы привлекаю родителей в качестве участников спортивных мероприятий. Часто использую наглядную пропаганду, включающую в себя проведение спортивных праздников и досугов с участием родителей (Приложение 3). Это позволяет увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. Так родители знакомятся с физкультурно-оздоровительной работой дошкольной организации и охотно осваивают физические упражнения, тем самым у них формируются практические умения в области физического воспитания ребёнка.

Во время проведения мероприятий родители являются главными нашими помощниками: в разучивании стихов и песен; в оформлении помещения; в изготовлении пособий и атрибутов и т.д.

Одной из форм работы с родителями являются различные совместные мастер-классы родителей и детей. На них родители повышают родительскую компетенцию в вопросе здоровьесбережения своих детей, знакомятся со способами изготовления аромамедальонов, профилактике плоскостопия и сколиоза. В случае участия педагога и родителей происходит сплочение семейных отношений между детьми и родителями.

Апробированный опыт здоровьесберегающих технологий был представлен на мастер-классах с педагогами дошкольной организации (настольный театр «Сказка о глупом мышонке» С.Я. Маршака, «Аромамедальоны») и получил положительные отзывы коллег. Разработки мероприятий были опубликованы в электронном СМИ и на конкурсах различного уровня.

Таким образом, использование современных технологий по валеологии в работе с детьми дошкольного возраста даёт положительные результаты: снижения уровня заболеваемости, повышения работоспособности, выносливости; развитие психических процессов, формирование двигательных навыков и умений, развития общей и мелкой моторики; повышения речевой активности, увеличения уровня социальной адаптации.

Исследования свидетельствуют о том, что нужно уделять большое внимание совместным физкультурным занятиям, подвижным играм и упражнениям родителей с детьми, а также отношению родителей к здоровому образу жизни.

Результативность работы по применению современных педагогических технологий в валеологическом образовании дошкольников

Работа по выявлению валеологических знаний у детей дошкольного возраста по средствам современных технологий по валеологии проводилась мною в течение нескольких лет. Для определения эффективности своей работы провела сравнительный анализ валеологических знаний у детей по методике Н.В. Верещагиной «Диагностика педагогического процесса во второй младшей и средней группе дошкольной образовательной организации» (Приложение 4, 6,7).

В результате проделанной работы у детей в процессе использования современных технологий по валеологии видна положительная динамика. Отмечается повышение уровня развития воспитанников, о чем свидетельствуют мониторинговые исследования, которые определили следующие результаты.

Анализируя полученные результаты исследования можно наблюдать положительную динамику валеологических знаний у воспитанников в 2021-2022, 2023-2024 учебных годах (Приложение 5).

Сравнивая показатели на начало и конец учебного года можно наблюдать увеличение показателя «норма развития» во второй младшей группе 2021-2022 учебный год на 58%, проблема в развитии ребенка уменьшилась на 13%, несоответствие развития ребенка уменьшилось на 45%. В средней группе 2022-2023 учебный год можно наблюдать уменьшение показателя «норма развития» на 11%, проблема в развитии ребенка уменьшилась на 2%. Несоответствие развития ребенка увеличилось на 13%.

Таким образом, проведённая диагностика показала, что регулярное применение современных валеологических технологий способствует повышению уровня валеологических знаний воспитанников.

Заключение

Теоретический анализ научных исследований по проблеме современных педагогических технологий валеологического образования дошкольников позволил сделать следующие выводы.

Валеологическое образование - это целенаправленный процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста способам укрепления и сохранения своего здоровья; это процесс и результат овладения детьми системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирование на их основе валеологического сознания (я могу и хочу быть здоровым), а также культуры здоровья личности и общества.

Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сохранение и укрепление здоровья детей, формирования у них ценности здоровья, здорового образа жизни. Следовательно, поиск технологий повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольном образовании становится актуально значимым на сегодняшний день.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это технологии, программы и методы, которые направлены на воспитание у детей культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ЗОЖ. Дошкольная организация активно используют в своей практике большое количество здоровьсберегающих технологий: форм, приемов, методов и средств, укрепления и сохранения здоровья дошкольников. Но как показала практика, эффективность использования данных технологий зависит от продуктивного взаимодействия ребенка, его родителей, педагога и медицинских работников.

Для изучения уровня валеологического образования у воспитанников группы «Растишки» нами была использована методика Н.В. Верещагиной. Описанные диагностические результаты позволили нам выявить уровень представлений о здоровом образе жизни у детей, а, следовательно, и знаний о ЗОЖ. Дети стали более осознанно относиться к вопросу сохранения и укрепления здоровья.

Обобщая всё вышесказанное, приходим к следующему выводу, что здоровьесберегающие технологии имеет оздоровительную направленность, в комплексе, способствует формированию у ребёнка стойкой мотивации на здоровый образ жизни, полноценного развития.

Таким образом, цель исследования – исследование педагогических технологий по валеологии и их особенности использования в дошкольной образовательной организации выполнена.

Список литературы

1.Алямовская, В.Г. Инновационные подходы к организации оздоровительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / В.Г. Алямовская // Дошкольное образование. - 2011. - № 4. - С. 7-23.

2. Вайнер, Э.Н. Валеология [Текст]: Учебник для вузов. 2-е изд., испр / Э.Н. Вайнер. – М.: Флинта: Наука, 416 с.

3.Голобородько, Н.В. Здоровьесберегающие технологии в образовании [Текст] / Н. В. Голобородько // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV международной научной конференции (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). – Уфа: Лето, 2013. – С. 82-85

#1054;рганизация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений [Текст] / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. – М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. – 380 с.

5.Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья [Текст] / Н.К. Смирнов. – М.: Аркти, 2005. - 320 с.

6. Терпугова, Е. А. Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст] : методическое пособие для педагогов / Е.А. Терпугова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. – 254с.

7. Хабарова, Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании [Текст] / Т.В. Хабарова. – СПб. ООО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 80 с.

Приложение 1

Перспективный план организации режимных моментов по валеологическому образованию для воспитанников

второй младшей группы

Тема/цель, задачи

Методические приёмы

Октябрь

#1044;иагностика

2. Д / и «В гостях у Мойдодыра».

«Для чего нужны мыло, мочалка и полотенце?»

Цель: формирование в сознании детей необходимости и важности соблюдения гигиенических процедур.

Задачи: совершенствовать умения правильно совершать процессы умывания, мытья рук при незначительном участии взрослого, элементарно ухаживать за внешним видом, пользоваться носовым платком, туалетом; стимулировать желание вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.

-Рассматривание картинок и предметов личной гигиены

-Рассматривание фотографий

- Общение

-Чтение стихов и потешек на формирование культурно-гигиенических навыков

- Игра-имитация

Ноябрь

;Как я устроен?»

Д/и «Палка, палка, огуречик – получился человечек».

Цель: ознакомление детей с тем, как устроено тело человека.

Задачи: развивать интерес к изучению себя, своих физических возможностей (осанка, стопа, рост, движение, картина здоровья); формировать представления детей о людях (взрослых и сверстниках), об особенностях их внешнего вида; стимулировать желание вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства .

- Дидактическая игра

- Игровая развивающая ситуация -Рассматривание иллюстраций

-Беседа

-Использование художественного слов

;Что я могу делать руками и ногами?»

Цель: ознакомление детей со значением рук и ног при помощи практического метода.

Задачи: развивать интерес к изучению себя, своих физических возможностей, формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям; поддерживать и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию своего тела.

- Беседа

- Дидактическая игра

- Игровая развивающая ситуация -Игра-эксперимент

-Практические упражнения

Декабрь

5.«Опасность подстерегает!»

Цель: ознакомление дошкольников с источниками опасности в квартире и групповой комнате, разъяснение правил «нельзя» и «опасно».

Задачи: создавать условия для обогащения опыта детей, их представлений о многообразии свойств предметов окружающего мира; стимулировать развитие разных видов детского восприятия: зрительного, осязательного; поддерживать деловые мотивы общения ребенка со взрослым .

- Игровая развивающая ситуация - Рассматривание иллюстраций

- Беседа

-Чтение стихов

6. Д / и «Найди пару».

Цель: развитие умения подбирать пару к предмету по тактильным ощущениям.

Задачи: обогащать представления о доступном ребенку предметном мире и назначении предметов, о правилах их безопасного использования; поддерживать и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию предметов разнообразным действиям с ними.

- Дидактическая игра

- Беседа

- Общение

-Рассматривание предметов

Январь

7. «Внешнее строение человека».

Цель: формирование представления о понятиях «часть тела» и «орган», уточнение представлений о том, для чего нужны те или иные органы.

Задачи: развивать интерес к изучению себя, своих физических возможностей (внешний вид); поддерживать и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию своего тела.

-Беседа

- Рассматривание иллюстраций

-Дидактическая игра

-Игра-путешествие

Февраль

8. Д / и «Помоги Мише стать здоровым».

Цель: развитие потребности в режиме, помочь ребенку осознать, что утренняя зарядка, физические упражнения и игры способствуют хорошему настроению.

Задачи: развивать интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения; стимулировать желание вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.

-Дидактическая игра

- Игровая развивающая ситуация - Беседа

-Рассматривание алгоритма последовательности режимных моментов

9. Д / и «Ровным кругом».

Цель: закрепление знания детей о предметах личной гигиены, развитие творческого воображения.

Задачи: совершенствовать умения правильно совершать процессы умывания, мытья рук при незначительном участии взрослого, элементарно ухаживать за внешним видом, пользоваться носовым платком, туалетом; способствовать осознанию и принятию правил безопасного поведения на основе представлений о предметах личной гигиены, которые дети широко используют в разных видах деятельности (предметная деятельность, игра, самообслуживание)

- Дидактическая игра

- Игровая развивающая ситуация - Беседа

Март

10. «Мы все похожие и разные. Мальчики и девочки».

Цель: обобщение представлений детей об отличиях мужского и женского организма в игровой форме.

Задачи: развивать интерес к изучению себя, своих физических возможностей, гендерном отличии; способствовать установлению добрых отношений между детьми, помогать дошкольникам лучше узнать друг друга, налаживать контакты, основываясь на общих интересах.

- Рассматривание иллюстраций

-Беседа

-Чтение

11. Д / и «Найди опасные предметы»

Цель: формирование представления детей о предметах, опасных для здоровья.

Задачи: обогащать представления о доступном ребенку предметном мире и назначении предметов, о правилах их безопасного использования; способствовать осознанию и принятию правил безопасного поведения на основе представлений о предметах и материалах, которые дети широко используют в разных видах деятельности (предметная деятельность, игра, самообслуживание).

- Дидактическая игра

- Игровая развивающая ситуация -Беседа

Апрель

12. Д / и «Умею - не умею».

Цель: акцентирование внимания детей на своих умениях и физических своего организма, воспитание чувства собственного достоинства. Задачи: развивать интерес к изучению себя, своих физических возможностей; поддерживать и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.

- Дидактическая игра

-Наблюдение конкретных действий

- Беседа

13. Д / и «Что есть у меня?»

Цель: формировать представление у детей о самосознание своего тела и его особенностей. Задачи: развивать интерес к изучению себя, своих физических возможностей (внешний вид); поддерживать и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию своего тела.

- Дидактическая игра

-Беседа

-Рассматривание иллюстраций

Май

14. Д / и «Угадай, кто позвал?»,

Д / и «Бабушкины руки».

Цель: тренировка органов слуха и активизация внимания и слуховой памяти детей, развитие координации и чувства такта.

Задачи: помогать детям в освоении способов взаимодействия со сверстниками в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности; создавать условия для обогащения чувственного опыта детей, их представлений о многообразии свойств предметов окружающего мира; стимулировать развитие разных видов детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного .

- Дидактическая игра

- Игровая развивающая ситуация -Беседа

15. Диагностика

Приложение 2

Конспект утренней гимнастики для второй младшей группы

Тема: Прогулка в лес.

Построение в одну шеренгу.

Инструктор: Ребята, лето прошло, а вслед за ним пришла осень. Давайте отправимся в лес и посмотрим, чем занимаются лесные жители осенью.

Перестроение в одну колонну

Мы шагаем, мы шагаем

Прямо по дорожке,

Шишек много и колючек,

Выше поднимаем ножки. (Ходьба. Ходьба с высоким поднятием колен).

Солнце стало высоко. Надо спешить. (Бег).

На пути пеньки стоят, нам их нужно оббежать (Змейкой).

Инструктор. Вот мы и прибежали в лес.

Подышим свежим осенним воздухом.

Ходьба с восстановлением дыхания.

Руки в сторону- вдох

Обнять себя - выдох.

Общеразвивающие упражнения

Инструктор: Посмотрите, самыми первыми нас встречают птицы.

Птицы стаи собирают,

На зимовку улетают.

1. «Птицы»

И. п.: основная стойка.

1. Выполнять махи руками через стороны вверх — вдох;

2. опустить руки вниз — выдох.

Повторить 4—6 раз.

Метод. указания: следить за осанкой.

2. «Белочка»

Белка шишки собирает,

В дупло плотно набивает.

И. п.: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях у груди, пальцы

собраны в кулачки.

1. Выпрямить вперед правую руку.

2. Левую руку

Повторить 4—5 раз каждой рукой

Метод указания: Поочередно выпрямлять руки вперед («белочка набивает дупло шишками»).

3. «Лисичка»

Шубку лисонька меняет,

В новой шубке щеголяет.

Не страшны ей холода,

И красивая всегда.

И. п.: ноги на «узкой дорожке», руки у груди, как лапки у лисички.

1. Выполнять полуприседы с поворотами влево

2. и. п.

3-4 в другую сторону

Повторить 4—5 раз в каждую сторону.

4. «Лакомка медведь»

Кто малину всю собрал?

Мед у пчелок своровал?

Это мишка, каждый знает,

Пузо в зиму наедает.

И. п.: сидя на полу, ноги разведены в стороны, руки на поясе.

1. Потянуться к правой ноге,

2. вернуться в и. п.

3-4 То же к левой ноге.

Повторить 4—5 раз к каждой ноге.

5. «Зайки»

Зайки лишь по лесу скачут да

с сороками судачат.

И. п.: ноги вместе, руки у головы, как ушки у зайки.

Прыгать в высоту на месте.

Повторить 3 раза по 5—6 прыжков в сочетании с ходьбой на месте.

Заключительная часть

А теперь пора в обратный путь.

Ходьба в колоне по одному.

Речевка: Здоровье в порядке - спасибо зарядке!

Приложение 3

Сценарий физкультурного досуга в средней группе «Мамины помощники», посвященный Дню Матери

Цель: Создать теплый нравственный климат между матерями и детьми и положительную эмоциональную атмосферу.

Задачи:

1. Воспитывать у детей доброе, внимательное отношение к маме, стремление ей помогать, радовать ее.

2. Способствовать созданию теплых взаимоотношений в семье.

3. Развивать артистичность и творческие способности.

4. Способствовать формированию здорового образа жизни в семье.

5. Развивать быстроту, ловкость, организованность в совместной деятельности.

Атрибуты:

Яйца от киндер-сюрпризов (10 шт.), сковородка (2шт.), стол (2шт.), ложки (2шт.), пластмассовые мячики (10 шт.), футбольные ворота (2шт)., щетки (2шт.), тазы (2 шт.), платочки (10 шт.), прищепки (10 шт.), стойка с натянутой веревкой, рюкзаки с пластмассовыми мячами (2 шт.), конверты с эмблемами (10 шт.), музыкальное сопровождение, подарки для мам.

Под музыку, взявшись за руки, дети и родители входят в физкультурный зал (построение вдоль синей линии)

Ведущий 1: Добрый вечер, говорим мы вам. Мы не случайно собрались сегодня в этот ноябрьский вечер, в нашем уютном зале. Ведь именно в ноябре мы отмечаем такой праздник, как День Матери. Приветствуем всех мам и бабушек, кто пришел на наш вечер, который мы посвятили самым добрым, самым чутким, самым нежным, заботливым, трудолюбивым, и, конечно же, самым красивым, нашим мамам.

Ведущий 2:Сегодня вас ожидают конкурсы с неожиданностями, с песнями, стихами, в общем, всего не перечесть. А вот будет ли сегодня весело, зависит от вас, дорогие друзья.

-А сейчас наши ребятишки прочтут стихи, посвященные нашим мамам.

(дети читают стихи)

  1. На свете добрых слов живет немало,

Но всех добрее и важней одно:

Из двух слогов, простое слово «Мама»

И нет на свете слов дороже, чем оно.

  1. С праздником сегодня

Маму поздравляю.

Крепко я за шею

Маму обнимаю!

#1071; сегодня не шалю,

Вовсе не проказник!

Догадались почему?

Потому что праздник!

4. Потому мамы с нами

В зале улыбаются,

Потому что этот праздник

Всем ребятам нравится.

- А теперь просим родителей и детей присесть на лавочку.

Ведущий 1: Очень нелегко быть мамой, ведь нужно много уметь, везде и всегда успевать. А давайте проживем с мамой один день и прочувствуем все ее тяготы. Попробуем?

Дети: Да!

- Я вам буду задавать вопросы, а вы будете отвечать «Мамочка моя»

Ведущий 2: Кто пришел ко мне с утра? (Все дети): Мамочка моя!

Ведущий 1: Кто сказал вставать пора? (Все дети): Мамочка моя!

Ведущий 2: Кашу кто успел сварить? (Все дети): Мамочка моя!

Ведущий 1: Чаю мне в стакан налить? (Все дети): Мамочка моя!

Ведущий 2: Кто цветов в саду нарвал? (Все дети): Мамочка моя!

Ведущий 1: Кто меня поцеловал? (Все дети): Мамочка моя!

Ведущий 2: Кто ребячий любит смех? (Все дети): Мамочка моя!

Ведущий 1: Кто на свете лучше всех? (Все дети): Мамочка моя!

- Молодцы! Сегодня все конкурсы и эстафеты мы будем выполнять в парах (Мама с ребенком). Для этого мы разделим участников на 2 команды путем жеребьевки.(конверты с эмблемами команд)

(Разделить участников на две команды «Солнышко» и «Василек»)

Вед.1. Эстафета «Завтрак»

Команды строятся перед линией старта в колонну по одному (мама, ребенок). Напротив каждой команды, стоит стол, на столе сковорода. Раздать яйца от киндер-сюрприза всем парам. У первых участников в руках ложка с яйцом от киндер-сюрприза.

По сигналу первые номера добегают до стола, «разбивают» (раскрывают) яйцо в сковороду и возвращаются с ложкой в команду. Передают ложку следующим игрокам. (У кого будет в руках ложка, и кто будет разбивать яйцо, решают сами участники)

Вед.2. Эстафета «Уборка»

Участники стоят в колоннах. Раскидать пластмассовые шарики по полу. Первым выдать швабры (или щетки).

Предлагается щеткой прокатить пластмассовый мячик до футбольных ворот и оставить мяч в воротах . Обратно бегом взявшись за руки – передать щетку следующей паре.

Вед.1. Эстафета «Стирка»

На середине от стартовой линии натянута веревка и посередине беговой дорожки стоит таз с платочками.

По сигналу первые игроки команды добегают до средней линии, взявшись за руки. Дети берут из таза платочек, передают маме, а мамы имитируют «стирку» платочка, добегают вместе до веревки и вешают платочек, закрепив одной прищепкой. Возвращаются назад и передают эстафету другому участнику.

Вед.2. Эстафета «Возвращение домой»

Дети и родители стоят на противоположных концах зала. Команды мам строятся перед линией старта в колонну по одному. Перед мамами лежат рюкзаки, набитые мячами.

По сигналу мама надевает на плечи рюкзак, и бежит за своим ребенком в «детский сад», берет за руку ребенка и возвращаются бегом. Передают рюкзак следующей маме. Следующий участник делает то же самое.

Вед. 1: Молодцы!

Ребята, вы устали?

А наши мамы никогда не устают. Находят время и силы. Чтобы вас утешить, выслушать и приласкать. Ведь вы для них самые лучшие.

- В качестве доказательства наши ребятишки расскажут вам стихи

5. Мама, дорогая, я тебя люблю

Все цветы, какие есть, я тебе дарю.

Солнце улыбается, глядя с высоты.

Как же это здорово – у меня есть ты!

6.С днем матери мы Вас поздравляем!

Счастья, смеха, радости, здоровья всем желаем!

Пусть сегодня сбудутся все ваши мечты.

Как же это здорово – есть на свете мы!

Вед. 2: В завершении нашего праздника давайте все вместе станцуем веселый танец «У жирафа пятна».

Вед.1:

Мы праздник завершаем,

Мамам пожелаем:

Чтоб смеялись и шутили!

И здоровыми вы были.

Вед. 2:

Мы хотим, чтоб мамы наши

Становились еще краше.

Чтоб всех счастливей были

Все дети хором: Наши мамы дорогие.

Вед. 1:

Все старались не напрасно.

Праздник кончился прекрасно.

Молодцы! Спасибо вам

Поздравляйте ваших мам!

(Дети вручают поделки, сделанные своими руками).

Под музыку дети и родители выходят из спортивного зала

Приложение 4

Диагностический инструментарий

(Верещагиной Н.В.)

Диагностика организуется по разработанным диагностическим картам на основе методики «Диагностика педагогического процесса в дошкольной образовательной организации», автора-составителя Верещагиной Н.В., кандидата психологических наук, практикующего педагога-психолога и учителя-дефектолога детей дошкольного возраста.

Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка (Приложение 5).

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

  • индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка,
  • построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
  • оптимизации работы с группой детей.

В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детейи скорректировать свои действия.

Оценка связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями:

- 1 балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;

- 2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;

- 3 балла – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;

- 4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;

- 5 баллов– ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.

Таблицы диагностики заполняются дважды в год для проведения сравнительного анализа.

Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому параметру развития больше 3,8. Эти параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать проблемы в развитии ребенка. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка, а также необходимости корректировки педагогического процесса.

Приложение 5

Сравнительные результаты изучения уровня валеологического образования у воспитанников (2021-2022, 2022-2023 учебные года)

Приложение 6

Диагностическая карта изучения уровня формирования начальных представлений о здоровом образе жизни у воспитанников

второй младшей группы

п/п

Ф.И. ребенка

Владеет простейшими навыками поведения во время еды, умывания

Приучен к опрятности, замечает и устраняет непорядок в одежде

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)

с

м

с

м

с

м

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Норма

Проблемы в развитии ребенка

Несоответвие развития ребенка возрасту

Приложение 7

Диагностическая карта изучения уровня формирования начальных представлений о здоровом образе жизни у воспитанников

средней группы

п/п

Ф.И. ребенка

Знает о значении для здоровья утренней гимнастики, закаливания, соблюдения режима дня

Соблюдает элементарные правила личной гигиены, опрятности

Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться, убирает одежду и обувь в шкафчик

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)

с

м

с

м

с

м

с

м

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Норма

Проблемы в развитии ребенка

Несоответвие развития ребенка возрасту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре «Использование современных образовательных технологий в ДОУ» на тему: «ИКТ как современная педагогическая технология».

Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распростр...

Выступление на педагогическом часе на тему: «Значение средств современных информационных технологий в образовании»

В конце 20 века человечество вступило в стадию развития, которая получила название информационное общество.Огромный объём информации, накопленный человечеством, заставляет искать иные подходы к органи...

Педагогический совет: "Использование современных педагогических технологий в обучении дошкольников"

quot;Использование современных педагогических технологий в обучении дошкольников"...

Консультация для педагогов ДОУ "Кейс- метод как современная педагогическая технология дошкольного образования"

Данная консультация  раскрывает суть метода кейса как современного метода педагогических технологий. Современный подход педагогов к образовательной деятельности позволяет моделировать ситуации, в...