Физическая культура в коррекционной работе с детьми ОВЗ
консультация
Консультация предназначена для педагогов старших и подготовительных к шкле групп, работающих с детьми ОВЗ
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Физическая культура в коррекционной работе с детьми ОВЗ.
В последние годы значительное внимание уделяется проблемам детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ).
Человек с ОВЗ отличается определенными ограничениями в повседневной жизнедеятельности. Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах. Ребенок не может исполнять определенные функции или обязанности. Но многие нарушения не являются ограничителями между ребенком и окружающим миром. А при создании благоприятных условий, можно избежать большей части проблем. Поэтому таким детям требуются особые, специфические методы обучения и воспитания. В зависимости от степени возможности компенсации или восстановления ограничение возможностей здоровья может быть временным или постоянным..."
Постоянные ограничения здоровья обусловлены устойчивым диагнозом. Сегодня данная категория может быть представлена следующим образом:
1) дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие)
2) дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие)
3) дети с нарушением речи (логопаты)
4) дети с нарушением опорно-двигательного аппарата
5) дети с умственной отсталостью
6) дети с задержкой психического развития
7) дети с нарушением поведения и общения
8) дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети, а также дети с умственной отсталостью).
Временными ограничения могут быть – например, ограничения после перенесённых заболеваний (пневмония, грипп, обострение хронических заболеваний).
Безусловно, к таким детям, на физкультурных занятиях нужен особый подход. Следует дозировать нагрузку: исключать упражнения, требующие большого физического напряжения, - бег, прыжки, лазание. Нежелательны упражнения с резким изменением положения тела.
Регулярные занятия для детей с ОВЗ являются необходимыми. А посредством адаптивной физической культуры можно значительно улучшить психическое и физическое состояние учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, и главное, приобщить их к посильным для себя физическим упражнениям и умению управлять своим психофизиологическим состоянием.
Многие педагоги столкнулись с проблемой: как же правильно построить работу с группой детей, в которой есть дети с ограниченными возможностями здоровья?
Как же обеспечить достаточное внимание к таким детям, но не отнимая его у детей не имеющих ограничения?
В работе инструктора физической культуры, на ряду с общими принципами физической культуры (принцип наглядности, принцип учета возрастных особенностей, принцип постепенности, принцип систематичности и последовательности и др.), так же необходимо учитывать принципы адаптивной физической культуры.
Специально методические принципы АФК
- Принцип диагностирования: учет основного диагноза, медицинские показания и противопоказания, особенности психических и личностных качеств.
- Принцип адекватности означает, что поставленные задачи, выбор средств, методов коррекционной работы соответствуют функциональному состоянию ребенка.
- Принцип дифференциации и индивидуализации – означает учет особенностей. Особенности касаются пола, возраста, телосложения, двигательного опыта, свойств характера, темперамента, волевых качеств, состояния сохранных функций – двигательных, сенсорных, психических, интеллектуальных.
- Принцип коррекционно-развивающий - суть принципа заключается в том, что педагогические воздействия должны быть направлены не только на преодоление, сглаживание, выравнивание, ослабление физических и психических недостатков детей аномального развития, но и на активное развитие их познавательной деятельности, психических процессов, физических способностей и нравственных качеств.
- Принцип оптимальности- не допускать физических и психических перегрузок, а физические упражнения должны оказывать стимулирующее воздействие на организм ребенка.
- Принцип вариативности– использовать на занятиях не только физические упражнения, но и создавать условия для их выполнения, воздействуя на сенсорные ощущения, речь (используя речитативы во время выполнения упражнений), мелкую моторику (пальчиковую гимнастику и др.), интеллект (игры со счетом, выстраивание слов и др.)
Учет этих принципов возможен только при тесном взаимодействии педагогов и медицинских работников.
При организации занятий по физической культуре для учащихся с ОВЗ, следует исходить из возможностей ребенка – задания должны быть умеренной трудности, но быть доступным, для обеспечения переживания успеха на фоне определенной затраты усилий. Затем задания следует усложнять пропорционально в соответствии возрастающими возможностями ребенка.
На занятиях физической культуры в детском саду действия инструктора физической культуры и воспитателя должны быть слажены. При ознакомление детей с новыми упражнениями инструктор по физической культуре показывает, как правильно выполнять упражнение, а воспитатель следит за правильностью выполнения задания и при необходимости помогает ребенку действием – направляет, поддерживает или исправляет неверно выполненное движение.. Функция воспитателя - оказание индивидуальной помощи ребенку, который в ней нуждается.
Примерное распределение обязанностей при совместной работе инструктора по физической культуре и воспитателя (варианты):
- Инструктор занимается ослабленными детьми, воспитатель остальными (и наоборот).
- Инструктор занимается отстающими по физической подготовленности детьми, воспитатель с остальными (и наоборот).
- Инструктор берет по одному ребенку для индивидуального обучения, воспитатель занимается со всеми детьми спокойной двигательной деятельностью.
Большое значение имеет физкультурно-оздоровительная работа с детьми ОВЗ. Упражнения на дыхание, закаливание, массаж, ходьба по корригирующим дорожкам оказывают стимулирующее воздействие на физиологические системы детей. Оказывая благоприятное воздействие на психологическое и физическое состояние, как здоровых детей, так и детей с ОВЗ. Эта работа должна вестись не только во время физкультурного занятия, но и в продолжительности всего дня (утренняя гимнастика, динамические паузы, подвижные игры на прогулке, гимнастика после дневного сна, физкультминутки).
Необходимо уделять большое внимание режиму двигательной активности детей с ОВЗ. Потому что утомление у таких детей может произойти раньше, чем у здоровых ребят. При наличии признаков утомления (вставить табличку) нагрузку следует уменьшить. Заключительная часть занятия должна закончиться упражнениями на расслабление или элементами аутотренинга, чтобы успокоить детей.
Не всегда мы получаем ожидаемую отдачу, положительную динамику результатов обучения. Но от этого работа каждодневная, кропотливая, порой незаметная для окружающих, не становится менее значимой.
Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья показывает, что при систематической работе по физическому воспитанию с включением системы коррекционно - восстановительных мероприятий можно добиться существенных результатов уже на ранних этапах обучения.
В заключении хотелось бы сказать, что доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья образовательное учреждение делают педагоги и родители, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство. И только совместными усилиями мы можем помочь детям с разным уровнем интеллектуального и физического развития успешно учиться в школе, жить в коллективе, адаптироваться в обществе.
1.Не стоит бояться работы с детьми с ОВЗ, они всегда открыты и рады нашему вниманию и участию.
2.Тесное взаимодействие инструктора, воспитателя и медицинского персонала – это главный принцип работы с детьми ОВЗ.
3.Коррекционное направление адаптивной ФК с проблемными детьми обеспечивает физическое, познавательное, коммуникативное, речевое развитие детей.
4.Обучение детей с нарушениями в развитии по адаптивной ФК – это эффективный путь к прогрессу детей с ОВЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осуществление коррекционной работы с детьми в группах компенсирующей направленности во время непосредственной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Физическая культура»
Специалисты, изучающие детей с общим недоразвитием речи: Р.Е.Левина, Г.В.Чиркина, Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова и другие, отмечают необходимость комплексного подхода к обучению и воспитанию детей с речев...

Опыт работы: "Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя - логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР."
В нашем учреждении функционирует логопедичесская группа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Одной из задач дошкольного учреждения является коррекция отклонений в развитии р...

«Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи».
Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива, медицинского персонала и родителей....

Занятия по физической культуре в общей системе коррекционной работы с детьми-логопатами
Материал включает в себя опыт работы по физической культуре с детьми в логопедическом детском саду....

Коррекционная-развивающая работа инструктора по физической культуре в коррекционной группе для детей с нарушением речи
Физическая культура имеет немаловажное значение для успешной коррекции речевых нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья. Занятия способствуют оздоровлению детского организм...

Памятка "Коррекционно-развивающая работа инструктора по физической культуре и музыкального руководителя с детьми с тяжёлыми нарушениями речи"
В памятке обозначены задачи и направления работы инструктора по физической культуре и музыкального руководителя с детьми с тяжелыми нарушениями речи....

"Комплексный подход педагога психолога инструктора по физичечской культуре в коррекционной работе с детьми ОВЗ"
Комплексный подход педагога-психолога и инструктора по физической культуре в коррекционной работе с детьми с ОВЗ Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, период фактиче...
